Вирсавия в ванне (Рембрандт)
Вирсавия в ванне | |
---|---|
![]() | |
Художник | Рембрандт |
Год | 1654 |
Середина | масло Холст , |
Размеры | 142 см × 142 см (56 × 56 дюймов) |
Расположение | Лувр , Париж |
«Вирсавия в ванне» (или «Вирсавия с письмом царя Давида» ) — картина маслом голландского художника Рембрандта (1606–1669), законченная в 1654 году.
Изображение, одновременно чувственное и сопереживающее, показывает момент из ветхозаветной истории, рассказанной во 2 Царств 11 , в котором царь Давид видит купающуюся Вирсавию и, очарованный, оплодотворяет ее. [1] Чтобы жениться на Вирсавии и скрыть свой грех, Давид отправляет ее мужа в бой и приказывает своим полководцам бросить его, оставив на верную смерть.
В то время как сцена Давида, шпионящего за Вирсавией, была написана более ранними художниками , изображение Рембрандта отличается четкой живописной направленностью и эротической жизненной силой, достигнутой за счет широких, толстых мазков и ярких красок.
Картина висит в Лувре ; это одна из 583 работ, подаренных доктором Луи Ла Казом в 1869 году. [2] Для Кеннета Кларка это полотно — «величайшая картина Рембрандта, изображающая обнаженную натуру». [3] Его понимание моральной дилеммы Вирсавии было описано как «одно из величайших достижений западной живописи». [4]
Библейское повествование и вариации
[ редактировать ]Вторая книга Царств ( 11:2-4 ) рассказывает о царе Давиде, который увидел женщину, купающуюся на крыше его дворца. Когда он спросил о ней, ему ответили, что это Вирсавия, дочь Елиама и жена Урии Хеттеянина . Давид приказал своим посланникам забрать ее, и после того, как они переспали, она забеременела от него. Давид смог жениться на Вирсавии, отправив Урию в битву, где тот был убит. [1]
До «Вирсавии в ее ванне » стандартным способом было показать Вирсавию купающуюся на открытом воздухе (что делало ее видимой для Давида) в сопровождении служанок. Вдалеке обычно можно было увидеть башню и, возможно, небольшую фигурку Давида, иногда в сопровождении двух своих придворных. Таков был дизайн более ранней картины Рембрандта «Туалет Вирсавии» , датированной 1643 годом. [1] Исключив из картины Давида, его посланников и большинство традиционных элементов повествования (единственные включенные в него анекдотические отсылки — это письмо Давида (на самом деле не упомянутое в «Самуиле») и присутствие служанки, вытирающей ногу), изображение Вирсавии Рембрандтом является одновременно и интимный и монументальный. [1] В результате моралистическая тема предыдущих трактовок этой темы заменяется прямой эротикой, в которой зритель заменяет Дэвида как вуайериста. [5]

Работа написана в натуральную величину и на неглубоком пространстве, при этом Вирсавия доминирует в композиции, как ни в одной другой более ранней версии сцены. [6] Неизвестно, нарисовал ли Рембрандт Вирсавию по собственным причинам или для удовлетворения заказа. [1] Предположительно в ответ на картину Рембрандта его бывший ученик и близкий соратник Виллем Дрост в том же году написал «Вирсавию с письмом Давида» , которая также находится в Лувре.
Состав
[ редактировать ]Помимо отсутствия анекдотических приемов, картина необычна и в других отношениях. Вирсавия представлена в трудночитаемом пространстве. Темный фон напоминает ночь, а массивная колонна предполагает большое архитектурное сооружение. [1] Позади нее находится проход с богато расписанной драпировкой коричневого и охристого цвета, придающей золотистое тепло. Вокруг нее лежит густо раскрашенная белая сорочка; На фоне этого ее обнаженная плоть выделяется своей твердой формой и роскошным нанесением краски. [6] [7] Краска, используемая для описания ее фигуры, богата нюансами, ее широкие мазки и яркие блики придают телу яркую тактильную окраску, делая ее присутствие ощутимым. [8]
«Вирсавия в ванне» — это переосмысление двух античных рельефов, знакомых Рембрандту по гравюрам. [3] [9] Гравюра Тобиаса Штиммера, возможно, оказала большое влияние, поскольку на ней изображены колонна, занавеска, задернутая на заднем плане, и опущенный взгляд Вирсавии. [10] Строительство было начато около 1647 года, переделывалось и перекрашивалось до завершения в 1654 году. [11] Первоначально холст мог быть большего размера и вертикального формата. Возможно, его обрезали сантиметров на десять слева и по крайней мере на 20 сантиметров в высоту; Предполагается, что Рембрандт сам разрезал холст, чтобы усилить воздействие фигуры. [12] Рентгеновские снимки показывают, что в какой-то момент в конце процесса рисования он опустил голову Вирсавии с ее первоначального угла вверх, тем самым усилив ощущение погружения фигуры в задумчивость. [13] Поначалу казалось, что она смотрит краем глаза, как будто наблюдая за Дэвидом; в нынешней версии ее взгляд смягчен, направлен в сторону горничной, но не сосредоточен ни на каком конкретном объекте, что придает ощущение торжественности и созерцательности. В первоначальной задумке в ее руке не было письма. [12] и также возможно, что ее колени, бедра и правая рука когда-то были задрапированы. [11]

Несмотря на классические отсылки, характеристика фигуры нетрадиционна, а изображения ее большого живота, рук и ног основаны на наблюдении, а не на уважении к идеализированной форме. [14] В качестве альтернативы историк искусства Эрик Ян Слейтер предположил, что фигура не могла быть написана непосредственно с поставленной модели, учитывая анатомические несоответствия (невероятно искривленная левая рука, длина правой руки, неестественный поворот туловища и удлиненное тело). расстояние от груди до паха) и несоответствия в перспективе, указывающие на то, что разные части фигуры рассматриваются с разных точек зрения. [15] Тем не менее, кажется, что фигура покоится естественно, без напряжения и движения. [16] Какой бы физической неловкостью ни обладала эта фигура по сравнению с классическими источниками, правдивость ее образа считалась необычайно благородной; по словам Кларка, «это христианское принятие несчастного тела позволило христианской привилегии души». [17]
Письмо, показанное в ее правой руке, содержит требование Давида к ней сделать выбор между верностью мужу или послушанием царю и является катализатором ее самоанализа. [13] [18] Изображая этот момент, Рембрандт экстраполировал библейский текст, в котором Вирсавия случайно упоминается, но при этом основное внимание уделяется греховности Давида. [13] В результате выражение ее лица достаточно глубокое, чтобы предположить не только ее чувство смирения, но и более широкое повествование. [17] Как концепция обнаженной фигуры, наполненная сложностью мысли, «Вирсавия в ванне» почти уникальна в искусстве. [17] [19]
Модель
[ редактировать ]Традиционно принятое обозначение модели — партнер Рембрандта Хендрикье Стоффельс , которому на момент написания картины было 28 лет. Слейтер предположил иное, заявив, что это изображение идеального типа, который Рембрандт использовал в течение длительного периода. [20] Взяв за модель Стоффельса, медицинские исследователи наблюдали деформацию левой груди и выдвинули различные гипотезы, включая рак молочной железы , абсцесс из-за туберкулеза и лактационный мастит после неудачной беременности. [21] Диагноз рака груди маловероятен, учитывая, что Стоффельс прожил еще девять лет. [22]
В «Медицинской загадке Вирсавии Рембрандта» Паоло Замбони , профессор сосудистой хирургии в Университете Феррары, утверждает, что разгадал тайну груди модели. По словам Замбони, модель страдала от тромбофлебита поверхностной вены молочной железы - состояния, описанного Мондором в 1939 году. Замбони основывает свое утверждение на аналогичном внешнем виде правой груди одного из его собственных пациентов, у которого тромбофлебит был подтвержден ультразвуком. и чья маммография была отрицательной как для рака, так и для мастита. [23] [24] [25] [26]
Выражение печали на лице субъекта было истолковано как свидетельство болезни и беременности Стоффельс (в октябре 1654 года она родила дочь). [27] Трудности Рембрандта с церковью, возникшие из-за его сожительства со Стоффельсом, и надвигающегося банкротства художника. [21] Альтернативная гипотеза личности модели предполагает, что голова Стоффельса была помещена на тело другой модели. [22] что согласуется с результатом рентгеновских снимков о том, что голова Вирсавии была перекрашена.


Художественные отклики
[ редактировать ]Отсылки к Вирсавии в ее бане отмечены в произведениях художников XIX и XX веков. Считается, что он вдохновил «Удивленную нимфу» (1859–1861), раннюю фигуру Эдуарда Мане , в которой игриво ссылаются на источники старых мастеров. [29] Эдгара Дега Пастельную картину « Женщина с причесанными волосами» (около 1885 г.) сравнивают с Вирсавией из -за сходства в позе модели; [28] Отец Дега был знаком с Луи Ла Казом , который владел Вирсавией до того, как завещал ее Лувру в 1869 году. [30] [31]
Фредерик Базиль вспомнил Вирсавию в своей «Туалетной» , написанной для Парижского салона 1870 года . Сходные по размеру и формату работы Базиля частично разделяют настроение Рембрандта: по мнению критика Дайанны Питман, «не развертывание конкретного повествования, а взаимодействие чувственного эффекта и торжественности, сочетающее реалистичную близость и достойную отстраненность». [32] Гравюра Пикассо 1963 года « Сидящая обнаженная и другая фигура » отсылает к откровенно вуайеристским свойствам Вирсавии . [33]
В популярной культуре
[ редактировать ]Картина и попытка ее кражи стали предметом третьего сезона канадского телевизионного детективного сериала « Тайны Мердока » «This Goes to Eleven» .
Картина была изображена в фильме « Захват» , где она была украдена похитителем произведений искусства Вирджинией «Джин» Бейкер (Кэтрин Зета-Джонс), но украдена у нее другим вором произведений искусства Робертом «Мак» Макдугалом (Шон Коннери).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Булл и др. 151
- ↑ Вирсавия в ванне. Архивировано 9 мая 2008 года в Wayback Machine . Лувр . Проверено 3 мая 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кларк, 341 год.
- ^ Бык, 153
- ^ Слейтер, 354–360.
- ^ Перейти обратно: а б Слейтер, 354
- ^ Булл и др. 151–152
- ^ Слейтер, 357–358.
- ^ Слейтер, 355
- ^ Слейтер, 354-355.
- ^ Перейти обратно: а б Слейтер, 353
- ^ Перейти обратно: а б Слейтер, 352
- ^ Перейти обратно: а б с д Булл и др. 152
- ^ Кларк, 341–342.
- ^ Слейтер, 356–357.
- ^ Слейтер, 357
- ^ Перейти обратно: а б с Кларк, 342 года.
- ↑ Лоуренс Гоуинг думал иначе, рассматривая картину не как трактовку библейской истории, а как свидетельство привязанности между художником и его моделью. Гоуинг, 436
- ^ Булл и др. 152–153
- ^ Слейтер, 358
- ^ Перейти обратно: а б Брейтуэйт, Пенсильвания; Шугг, Д. (1983). «Вирсавия Рембрандта: темная тень левой груди» . Анналы Королевского колледжа хирургов Англии . 65 (5): 337–8. ПМЦ 2494383 . ПМИД 6351705 .
- ^ Перейти обратно: а б Рембрандта Борн, Р.Г. «Действительно ли у Вирсавии был рак груди?» Ауст. НЗЖ Хирург. (2000) 70, 231-232. См. ссылку Борна на статью в российском журнале, посвященную другим гипотезам относительно личности модели.
- ^ Замбони, Паоло (2020). «Медицинская загадка Вирсавии Рембрандта» . Журнал тромбозов и гемостаза . 18 (6): 1268–1270. дои : 10.1111/jth.14801 . ПМИД 32346960 . S2CID 216646378 .
- ^ «Диагноз на холсте: великие живописные болезни художников прошлого» . 27 июня 2020 г.
- ^ Corriere della Sera Corriere Salute, стр. 10 и 11 четверг, 18 июня 2020 г.
- ^ «Загадка груди Вирсавии решена» . 18 июня 2020 г.
- ^ Креншоу, 42 года.
- ^ Перейти обратно: а б Боггс и др. 451–452
- ^ Кашен, Франсуаза и др. Мане . Метрополитен-музей, Нью-Йорк, 1983. Стр. 83-86. ISBN 0-87099-349-6
- ^ Боггс и др. 412
- ↑ Первая зарегистрированная продажа работы состоялась в 1811 году в Лондоне.
- ^ Питман, Дайан В. Базиль: чистота, поза и живопись 1860-х годов . Penn State Press, 1998. Стр. 171–72. ISBN 0-271-01700-7
- ^ Шама, Саймон , Призрак Рембрандта . Житель Нью-Йорка , 26 марта 2007 г. Проверено 29 апреля 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Боггс, Джин Сазерленд и др. (1988). Дега . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 0-87099-519-7
- Булл, Дункан и др. (2006) Рембрандт-Караваджо . Амстердам: Рейксмузеум; Зволле: Ваандерс. ISBN 9040091358
- Кларк, Кеннет (1990). Обнаженная натура: этюд в идеальной форме . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-01788-3
- Креншоу, П. (2006). Банкротство Рембрандта: художник, его покровители и мир искусства в Нидерландах семнадцатого века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Гоуинг, Лоуренс (1987). Картины в Лувре . Нью-Йорк: Стюарт, Табори и Чанг. ISBN 1-55670-007-5
- Шама, Саймон . «Призрак Рембрандта: Пикассо оглядывается назад», The New Yorker . 26 марта 2007 г.
- Слейтер, Эрик Ян (2006). Рембрандт и женская обнаженная натура . Издательство Амстердамского университета. ISBN 978-90-5356-837-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адамс, Энн Дженсен (редактор) (1998). Рембрандт Вирсавия, читающая письмо царя Давида . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() |