Jump to content

Вирсавия в ванне (Рембрандт)

Вирсавия в ванне
Художник Рембрандт
Год 1654
Середина масло Холст ,
Размеры 142 см × 142 см (56 × 56 дюймов)
Расположение Лувр , Париж

«Вирсавия в ванне» (или «Вирсавия с письмом царя Давида» ) — картина маслом голландского художника Рембрандта (1606–1669), законченная в 1654 году.

Изображение, одновременно чувственное и сопереживающее, показывает момент из ветхозаветной истории, рассказанной во 2 Царств 11 , в котором царь Давид видит купающуюся Вирсавию и, очарованный, оплодотворяет ее. [1] Чтобы жениться на Вирсавии и скрыть свой грех, Давид отправляет ее мужа в бой и приказывает своим полководцам бросить его, оставив на верную смерть.

В то время как сцена Давида, шпионящего за Вирсавией, была написана более ранними художниками , изображение Рембрандта отличается четкой живописной направленностью и эротической жизненной силой, достигнутой за счет широких, толстых мазков и ярких красок.

Картина висит в Лувре ; это одна из 583 работ, подаренных доктором Луи Ла Казом в 1869 году. [2] Для Кеннета Кларка это полотно — «величайшая картина Рембрандта, изображающая обнаженную натуру». [3] Его понимание моральной дилеммы Вирсавии было описано как «одно из величайших достижений западной живописи». [4]

Библейское повествование и вариации

[ редактировать ]
Рембрандт, «Туалет Вирсавии» , 1643, Метрополитен-музей .

Вторая книга Царств ( 11:2-4 ) рассказывает о царе Давиде, который увидел женщину, купающуюся на крыше его дворца. Когда он спросил о ней, ему ответили, что это Вирсавия, дочь Елиама и жена Урии Хеттеянина . Давид приказал своим посланникам забрать ее, и после того, как они переспали, она забеременела от него. Давид смог жениться на Вирсавии, отправив Урию в битву, где тот был убит. [1]

До «Вирсавии в ее ванне » стандартным способом было показать Вирсавию купающуюся на открытом воздухе (что делало ее видимой для Давида) в сопровождении служанок. Вдалеке обычно можно было увидеть башню и, возможно, небольшую фигурку Давида, иногда в сопровождении двух своих придворных. Таков был дизайн более ранней картины Рембрандта «Туалет Вирсавии» , датированной 1643 годом. [1] Исключив из картины Давида, его посланников и большинство традиционных элементов повествования (единственные включенные в него анекдотические отсылки — это письмо Давида (на самом деле не упомянутое в «Самуиле») и присутствие служанки, вытирающей ногу), изображение Вирсавии Рембрандтом является одновременно и интимный и монументальный. [1] В результате моралистическая тема предыдущих трактовок этой темы заменяется прямой эротикой, в которой зритель заменяет Дэвида как вуайериста. [5]

Виллем Дрост , Вирсавия с письмом Давида , 1654 год.

Работа написана в натуральную величину и на неглубоком пространстве, при этом Вирсавия доминирует в композиции, как ни в одной другой более ранней версии сцены. [6] Неизвестно, нарисовал ли Рембрандт Вирсавию по собственным причинам или для удовлетворения заказа. [1] Предположительно в ответ на картину Рембрандта его бывший ученик и близкий соратник Виллем Дрост в том же году написал «Вирсавию с письмом Давида» , которая также находится в Лувре.

Помимо отсутствия анекдотических приемов, картина необычна и в других отношениях. Вирсавия представлена ​​в трудночитаемом пространстве. Темный фон напоминает ночь, а массивная колонна предполагает большое архитектурное сооружение. [1] Позади нее находится проход с богато расписанной драпировкой коричневого и охристого цвета, придающей золотистое тепло. Вокруг нее лежит густо раскрашенная белая сорочка; На фоне этого ее обнаженная плоть выделяется своей твердой формой и роскошным нанесением краски. [6] [7] Краска, используемая для описания ее фигуры, богата нюансами, ее широкие мазки и яркие блики придают телу яркую тактильную окраску, делая ее присутствие ощутимым. [8]

«Вирсавия в ванне» — это переосмысление двух античных рельефов, знакомых Рембрандту по гравюрам. [3] [9] Гравюра Тобиаса Штиммера, возможно, оказала большое влияние, поскольку на ней изображены колонна, занавеска, задернутая на заднем плане, и опущенный взгляд Вирсавии. [10] Строительство было начато около 1647 года, переделывалось и перекрашивалось до завершения в 1654 году. [11] Первоначально холст мог быть большего размера и вертикального формата. Возможно, его обрезали сантиметров на десять слева и по крайней мере на 20 сантиметров в высоту; Предполагается, что Рембрандт сам разрезал холст, чтобы усилить воздействие фигуры. [12] Рентгеновские снимки показывают, что в какой-то момент в конце процесса рисования он опустил голову Вирсавии с ее первоначального угла вверх, тем самым усилив ощущение погружения фигуры в задумчивость. [13] Поначалу казалось, что она смотрит краем глаза, как будто наблюдая за Дэвидом; в нынешней версии ее взгляд смягчен, направлен в сторону горничной, но не сосредоточен ни на каком конкретном объекте, что придает ощущение торжественности и созерцательности. В первоначальной задумке в ее руке не было письма. [12] и также возможно, что ее колени, бедра и правая рука когда-то были задрапированы. [11]

«Женщина, купающаяся в ручье» , 1655 год, Национальная галерея , Лондон, была написана Рембрандтом примерно в то же время, что и «Вирсавия» , и разделяет схожий дух близости. [13]

Несмотря на классические отсылки, характеристика фигуры нетрадиционна, а изображения ее большого живота, рук и ног основаны на наблюдении, а не на уважении к идеализированной форме. [14] В качестве альтернативы историк искусства Эрик Ян Слейтер предположил, что фигура не могла быть написана непосредственно с поставленной модели, учитывая анатомические несоответствия (невероятно искривленная левая рука, длина правой руки, неестественный поворот туловища и удлиненное тело). расстояние от груди до паха) и несоответствия в перспективе, указывающие на то, что разные части фигуры рассматриваются с разных точек зрения. [15] Тем не менее, кажется, что фигура покоится естественно, без напряжения и движения. [16] Какой бы физической неловкостью ни обладала эта фигура по сравнению с классическими источниками, правдивость ее образа считалась необычайно благородной; по словам Кларка, «это христианское принятие несчастного тела позволило христианской привилегии души». [17]

Письмо, показанное в ее правой руке, содержит требование Давида к ней сделать выбор между верностью мужу или послушанием царю и является катализатором ее самоанализа. [13] [18] Изображая этот момент, Рембрандт экстраполировал библейский текст, в котором Вирсавия случайно упоминается, но при этом основное внимание уделяется греховности Давида. [13] В результате выражение ее лица достаточно глубокое, чтобы предположить не только ее чувство смирения, но и более широкое повествование. [17] Как концепция обнаженной фигуры, наполненная сложностью мысли, «Вирсавия в ванне» почти уникальна в искусстве. [17] [19]

Традиционно принятое обозначение модели — партнер Рембрандта Хендрикье Стоффельс , которому на момент написания картины было 28 лет. Слейтер предположил иное, заявив, что это изображение идеального типа, который Рембрандт использовал в течение длительного периода. [20] Взяв за модель Стоффельса, медицинские исследователи наблюдали деформацию левой груди и выдвинули различные гипотезы, включая рак молочной железы , абсцесс из-за туберкулеза и лактационный мастит после неудачной беременности. [21] Диагноз рака груди маловероятен, учитывая, что Стоффельс прожил еще девять лет. [22]

В «Медицинской загадке Вирсавии Рембрандта» Паоло Замбони , профессор сосудистой хирургии в Университете Феррары, утверждает, что разгадал тайну груди модели. По словам Замбони, модель страдала от тромбофлебита поверхностной вены молочной железы - состояния, описанного Мондором в 1939 году. Замбони основывает свое утверждение на аналогичном внешнем виде правой груди одного из его собственных пациентов, у которого тромбофлебит был подтвержден ультразвуком. и чья маммография была отрицательной как для рака, так и для мастита. [23] [24] [25] [26]

Выражение печали на лице субъекта было истолковано как свидетельство болезни и беременности Стоффельс (в октябре 1654 года она родила дочь). [27] Трудности Рембрандта с церковью, возникшие из-за его сожительства со Стоффельсом, и надвигающегося банкротства художника. [21] Альтернативная гипотеза личности модели предполагает, что голова Стоффельса была помещена на тело другой модели. [22] что согласуется с результатом рентгеновских снимков о том, что голова Вирсавии была перекрашена.

Эдгар Дега , «Женщина, которой причесываются» , ок. 1885 год, напоминает картину Рембрандта. [28]
Фредерик Базиль , «Туалет» , 1870 г.

Художественные отклики

[ редактировать ]

Отсылки к Вирсавии в ее бане отмечены в произведениях художников XIX и XX веков. Считается, что он вдохновил «Удивленную нимфу» (1859–1861), раннюю фигуру Эдуарда Мане , в которой игриво ссылаются на источники старых мастеров. [29] Эдгара Дега Пастельную картину « Женщина с причесанными волосами» (около 1885 г.) сравнивают с Вирсавией из -за сходства в позе модели; [28] Отец Дега был знаком с Луи Ла Казом , который владел Вирсавией до того, как завещал ее Лувру в 1869 году. [30] [31]

Фредерик Базиль вспомнил Вирсавию в своей «Туалетной» , написанной для Парижского салона 1870 года . Сходные по размеру и формату работы Базиля частично разделяют настроение Рембрандта: по мнению критика Дайанны Питман, «не развертывание конкретного повествования, а взаимодействие чувственного эффекта и торжественности, сочетающее реалистичную близость и достойную отстраненность». [32] Гравюра Пикассо 1963 года « Сидящая обнаженная и другая фигура » отсылает к откровенно вуайеристским свойствам Вирсавии . [33]

[ редактировать ]

Картина и попытка ее кражи стали предметом третьего сезона канадского телевизионного детективного сериала « Тайны Мердока » «This Goes to Eleven» .

Картина была изображена в фильме « Захват» , где она была украдена похитителем произведений искусства Вирджинией «Джин» Бейкер (Кэтрин Зета-Джонс), но украдена у нее другим вором произведений искусства Робертом «Мак» Макдугалом (Шон Коннери).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Булл и др. 151
  2. Вирсавия в ванне. Архивировано 9 мая 2008 года в Wayback Machine . Лувр . Проверено 3 мая 2008 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Кларк, 341 год.
  4. ^ Бык, 153
  5. ^ Слейтер, 354–360.
  6. ^ Перейти обратно: а б Слейтер, 354
  7. ^ Булл и др. 151–152
  8. ^ Слейтер, 357–358.
  9. ^ Слейтер, 355
  10. ^ Слейтер, 354-355.
  11. ^ Перейти обратно: а б Слейтер, 353
  12. ^ Перейти обратно: а б Слейтер, 352
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Булл и др. 152
  14. ^ Кларк, 341–342.
  15. ^ Слейтер, 356–357.
  16. ^ Слейтер, 357
  17. ^ Перейти обратно: а б с Кларк, 342 года.
  18. Лоуренс Гоуинг думал иначе, рассматривая картину не как трактовку библейской истории, а как свидетельство привязанности между художником и его моделью. Гоуинг, 436
  19. ^ Булл и др. 152–153
  20. ^ Слейтер, 358
  21. ^ Перейти обратно: а б Брейтуэйт, Пенсильвания; Шугг, Д. (1983). «Вирсавия Рембрандта: темная тень левой груди» . Анналы Королевского колледжа хирургов Англии . 65 (5): 337–8. ПМЦ   2494383 . ПМИД   6351705 .
  22. ^ Перейти обратно: а б Рембрандта Борн, Р.Г. «Действительно ли у Вирсавии был рак груди?» Ауст. НЗЖ Хирург. (2000) 70, 231-232. См. ссылку Борна на статью в российском журнале, посвященную другим гипотезам относительно личности модели.
  23. ^ Замбони, Паоло (2020). «Медицинская загадка Вирсавии Рембрандта» . Журнал тромбозов и гемостаза . 18 (6): 1268–1270. дои : 10.1111/jth.14801 . ПМИД   32346960 . S2CID   216646378 .
  24. ^ «Диагноз на холсте: великие живописные болезни художников прошлого» . 27 июня 2020 г.
  25. ^ Corriere della Sera Corriere Salute, стр. 10 и 11 четверг, 18 июня 2020 г.
  26. ^ «Загадка груди Вирсавии решена» . 18 июня 2020 г.
  27. ^ Креншоу, 42 года.
  28. ^ Перейти обратно: а б Боггс и др. 451–452
  29. ^ Кашен, Франсуаза и др. Мане . Метрополитен-музей, Нью-Йорк, 1983. Стр. 83-86. ISBN   0-87099-349-6
  30. ^ Боггс и др. 412
  31. Первая зарегистрированная продажа работы состоялась в 1811 году в Лондоне.
  32. ^ Питман, Дайан В. Базиль: чистота, поза и живопись 1860-х годов . Penn State Press, 1998. Стр. 171–72. ISBN   0-271-01700-7
  33. ^ Шама, Саймон , Призрак Рембрандта . Житель Нью-Йорка , 26 марта 2007 г. Проверено 29 апреля 2010 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Адамс, Энн Дженсен (редактор) (1998). Рембрандт Вирсавия, читающая письмо царя Давида . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
[ редактировать ]
Внешние видео
значок видео Рембрандт Вирсавия в ванне , Smarthistory
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e46f4d6153b65a969fa032e43b9f82ce__1719258360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/ce/e46f4d6153b65a969fa032e43b9f82ce.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bathsheba at Her Bath (Rembrandt) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)