Слезы блудного сына


Слезы блудного сына ( хорватский : Suze sina razmetnoga ) — стихотворение, написанное хорватским эпохи барокко поэтом Иваном Гундуличем . Первоначально он был опубликован в Венеции в 1622 году.
Стихотворение состоит из трех плачей (криков) ( plač ): Греха ( Sagriješenje ), Понимания ( Spoznanje ) и Смирения ( Skrušenje ), представляющих три основные категории христианства — грех, покаяние и искупление — через контрасты, такие как смерть. /жизнь, грех/чистота и Ад/Рай.
Библейская основа
[ редактировать ]Стихотворение «Слёзы блудного сына» основано на известной библейской притче о блудном сыне из Луки 15:11–32, в основе которой лежит история об отце, прощающем расточительность и жадность сына после возвращения сына. домой, раскаявшись в своих действиях. Гундулич адаптирует и тщательно развивает оригинальную сюжетную линию, но при этом оставляет четко узнаваемые черты библейского шаблона.
Притча как литературная форма представляет собой тщательно продуманное сравнение или метафору , вставленную в более крупные литературные произведения — в данном случае в Библию . Библейская притча о блудном сыне насчитывает всего два десятка строк, тогда как поэтическое творчество Гундулича простирается на 1332 стиха, пронизанных многочисленными размышлениями сына о смысле жизни и смерти, грехе и многочисленными стихами, посвященными его покаянию.
В форме монолога сын знакомит читателя с сюжетом, и поэтому помимо роли главного героя выполняет еще и роль рассказчика, за исключением спорадических выступлений всеведущего рассказчика, объявляющего монолог. Однако в библейской притче фигурирует только всеведущий рассказчик.
Значительно отличается трактовка самого греха, изображенного в библейской притче как гедонистического наслаждения жизненными удовольствиями, чрезмерной роскоши и баловства. Стихотворение также адаптирует эти грехи, но в конечном итоге связывает их с главным грехом похоти , вызванным красивой женщиной. Похоть побудила сына к расточительству, ибо его состояние угасает не из-за его собственной эгоцентричной «разгульной жизни», а ради того, чтобы доставить удовольствие женщине, покупая ей ценные подарки. В библейской притче отсутствует образ непристойной женщины, и в качестве противовеса в стихотворении отсутствует персонаж старшего сына, что немного меняет финал стихотворения и существенно меняет извлеченный моральный урок.
И притча, и стихотворение подробно рассматривают проблему греха, понимание его и, наконец, покаяние и прощение. Но хотя библейская притча обращена к «праведникам», которым советуют праздновать обращение каждого грешника, «ибо сей брат твой был мертв и ожил, и пропадал, и нашелся» (Лк. 15:32, KJV), стихотворение фокусируется на самом грешнике, подчеркивая, что каждый, кто испытает истинное покаяние, будет прощен и обеспечена его вечность.
Форма
[ редактировать ]Гундулича «Слезы блудного сына» — это религиозное стихотворение, состоящее из трех плачей . Каждому плачу предшествует удобная цитата из Евангелия от Луки , откуда заимствован сам сюжет. Плач назван в соответствии с тремя стадиями, которые переживает блудный сын: Грех, Понимание и Смирение.
Самое начало поэмы отмечено кратким прозаическим посвящением Присвиетлому господину Джеру Джива Гундулича («блестящему отцу Джеру Джива Гундулича»), формально отделенному от плача, в котором автор обращается к славной традиции Дубровника ». поэзии и кратко объявляет тему стихотворения.
Стихотворение написано симметричными восьмисложными сестинами рифмовкой , причём в первом плаче 74, во втором — 56, в третьем — 92 восьмисложных сестины, с ABABCC .
Стиль
[ редактировать ]Поэма как термин даже в древней греко-римской литературе имела более общее понятие литературной формы, что, вероятно, является одной из причин, почему она осталась неопределённой до наших дней, воплотив в себе характеристики всех трёх литературных искусств: лирики , эпоса и драмы . Разработанный сюжет, персонажи и повествователь — черты эпической поэзии, драматургия проявляется чрезвычайно интенсивным внутренним конфликтом главного героя и длинными монологами, а лирика — в самой форме, эмоциональной энергией, этической и теологической созерцательностью и многочисленные поэтические приемы и фигуры речи, такие как сравнения , эпитеты, сильные метафоры и многочисленные противоречивые фигуры — оксюмороны , парадоксы и антитезы . Антитеза «грех/очищение» пронизывает произведение в целом, поэтому само стихотворение можно понимать как одну большую антитезу. Также отмечена распространенность аллегории , ведь сюжет об отношениях отца и сына может быть перенесен на отношения мужчины и Бог .
См. также
[ редактировать ]
Библиография
[ редактировать ]- Suze sina razmetnoga ; Venice, 1622, 1623.
- Сьюз сын расметного , Семь стихотворений покорности ; Песня о величии Босции / Гива Фран Гундуличья, владыка Дубровника ; Раньше, где-то еще, наконец, здесь, более 1000 ; по мотивам Антун Мареткиной, Дубровник, 1828 г.
- Дубравка ; Слёзы блудного сына / Гиво Фран Гундулич , изд. Д. Претнера, Дубровник, 1909.
- Иван Гундулич: Дубравка / Слёзы блудного сына ; отредактировано и с предисловием Альберта Халлера, Загреб, 1944 г.
- Иван Гундулич: Слёзы блудного сына / Дубравка / Фернинанд Тосканский ; издание «Пять веков хорватской литературы» , книга 12, под редакцией Якши Равлича, Загреб, 1964.
- Иван Гундулич: Слезы блудного сына / Дубравка ; под редакцией Франьо Швелца, Загреб, 1974 г., 2 1976.
- Иван Гундулич: Слезы блудного сына / Дубравка ; под редакцией Франьо Швелца, предисловие Лагорки Плеич, Загреб, 1996.
- Иван Гундулич: Слезы блудного сына / Дубравка ; под редакцией Франьо Швалца, предисловие и приложение Дина Дуды, Загреб, 2001 г.
- Иван Гундулич: Слезы блудного сына / Дубравка ; под редакцией Фалишеваца, методическая аранжировка Майды Бекич-Вейзович, Загреб, 1993, 2 1999, 3 2005.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сузе сына расметнога, господина Живо Франа Гундуличи, сеньора Дубруака» . Цифровые коллекции Национальной и университетской библиотеки Загреба . Проверено 20 ноября 2021 г.
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2012 г. ) |
- Дукич, Давор: Лирика 17 века II , философский факультет Загребского университета, факультет хорватских исследований: хорватская литература 17 и 18 веков, 2008.
- Фалишевац, Дуня: Иван Гундулич - поэт-философ , в: Гундулич, Иван, король поэтов ; под редакцией Д. Фалишеваца, Загреб, 2005, стр. 5. - 33.