Иван Гундулич
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2020 г. ) |
Иван Гундулич | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Дживо Франов Гундулич 8 января 1589 г. Дубровник , Республика Рагуза (современная Хорватия ) |
Умер | 8 декабря 1638 г. Дубровник , Республика Рагуза (современная Хорватия ) | ( 49 лет
Псевдоним | Иван Гундулич (с 19 века) |
Занятие | Поэт |
Гражданство | Республика Рагуза |
Период | Барокко |
Известные работы | Слезы блудного сына , Осман , Дубравка |
Гундулич ( Дживо Франов Иван 8 января 1589 — 8 декабря 1638 ), более известный сегодня как Гундулич , был выдающимся поэтом эпохи барокко из Республики Рагуза (ныне в Хорватии ). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Он считается хорватским национальным поэтом . [ 4 ] Его работы воплощают основные характеристики римско-католической контрреформации : религиозный пыл, настаивание на « суете мира сего» и рвение в противостоянии « неверным ». Крупнейшие произведения Гундулича — эпическая поэма «Осман» , пасторальная пьеса «Дубравка» , религиозная поэма «Слёзы блудного сына » (по мотивам « Притчи о блудном сыне» ) — являются образцами стилистического богатства барокко и, зачастую, риторического излишества.
Жизнь и творчество
Гундулич родился в Дубровнике в богатой дворянской семье Рагузы ( см. Дом Гундулича ) 8 января 1589 года. Сын Франческо ди Франческо Гундулича (Франо Франов Гундулич, сенатор и дипломат, когда-то посланник Рагузы в Константинополе и советник республики в Папа Григорий VIII) и Джива Градич (де Гради). Он получил прекрасное образование. Вероятно, он изучал гуманитарные науки у иезуита Сильвестро Муцио и философию у Ридольфо Рикасоли и Камилло Камилли. [ 5 ] который в конце 1590 года был назначен ректором школ и профессором человеческой литературы в Рагузе. После этого он изучал римское право и юриспруденцию в целом. [ 6 ] где он занимал многочисленные должности в Большом Совете Республики. В 1608 году, когда ему было девятнадцать, он стал членом Великого вече (Великого совета). Дважды, в 1615 и 1619 годах, он временно исполнял обязанности князя (комиссара или губернатора) Конавле, области к юго-востоку от города.
В возрасте тридцати лет он женился на Николете Соркочевич (Сорго) (умер в 1644 г.), которая родила ему трех сыновей: Франо (Франческо), Мато (Матео), Шишмундо «Шишко» (Сегизмондо) и двух дочерей Марию «Маре» (Мария). Гондола и Джива (Джованна). Фран Джива Гундулич и Мато Гундулич (1636–1684) сражались в Тридцатилетней войне под властью Валленштейна ; самый младший умер 16 января 1682 года, будучи к тому времени ректором республики. С 1621 года и до своей смерти Иван занимал различные должности в городском правительстве. В 1636 году он стал сенатором, в 1637 году судьей, а в 1638 году членом Малого совета ( Malo vieće ). Если бы он прожил немного дольше – он умер от сильной лихорадки, вызванной воспалением ребер ( Фолио 15 Libr. Mort. N°274, Adi le Xbre 1638 Ragusa ) – он, вероятно, был бы избран кнезом (ректором) Республика Дубровник - высшая должность, которую в течение одного месяца занимали только заслуженные господа старше пятидесяти лет. Его отец, умерший в 1624 году, пять раз был кнезом , а сын Ивана Шишмундо Гундулич позже четыре раза. Иван Гундулич был похоронен во францисканской церкви Дубровника.
Свою литературную карьеру он начал с написания стихов и постановки мелодрам, ставших популярными в Дубровнике. Но Иван публиковал только свои более крупные произведения. Его ранняя работа, которую он называл «порождением тьмы», теперь утеряна. Его первые публикации были в 1621 году, когда он переписал несколько псалмов Давида и написал несколько религиозных стихов. Затем в 1622 году он написал свою знаменитую «Сузе sina razmetnoga» ( «Слёзы блудного сына» ), состоящую из трёх «криков»: Sagriešenje (Грех), Spoznanje (Проницательность) и Skrušenje (Смирение). В этом стихотворении Иван представил три основные категории христианской веры : грех, покаяние и искупление через контрасты, такие как жизнь и смерть, чистота и грех, рай и ад. В 1637 году, когда Фердинанд II Тосканский женился, Гундулич написал стихотворение в честь этого события, в котором отметил, что «весь славянский народ (Slovinski narod) чтит вас по этому случаю» .
Дубравка
Самая известная пьеса Гундулича — «Дубравка» , пастораль, написанная в 1628 году, где он восхваляет былую славу Дубровника и содержит некоторые из самых известных стихов в хорватской литературе :
О, прекрасная, о, дорогая, о, сладкая свобода, |
Английский Справедливая свобода, любимая свобода, сладко признанная свобода,
|
Осман
В своей величайшей работе «Осман » Гундулич представляет контрасты между христианством и исламом, Европой и турками, Западом и Востоком, а также то, что он считал свободой и рабством. У Османа было 20 песней, но 14-я и 15-я так и не были найдены. Если судить с современной точки зрения, в современной оценке поэзии Гундулича, по-видимому, доминируют два подхода: с одной стороны, его поэтическое влияние потускнело из-за изменения эстетического восприятия ( главный литературный предшественник и влияние Гундулича, Торквато Тассо аналогичную переоценку претерпел , но его художественная целостность и индивидуальность лучше выдержали испытание временем); в то время как влияние Гундулича на окончательную стандартизацию хорватского языка было ошеломляющим.
Осман прочно укоренился в богатой литературной традиции хорватского барокко в Дубровнике и Далмации и считается одним из ее апогеев. Представляя контраст борьбы между христианством и исламом, Гундулич продолжил прославление Марко Марулича борьбы против вторгшихся турок-османов . Помимо восхваления славянства и битв с завоевателями, Гундулич описал жизнь османского султана Османа II . Гундулич постоянно напоминает читателю о колесе фортуны и о том, что мир преходящ.
Осман начинает с понимания султаном ситуации, вызванной поражением Османской империи при Хочиме в 1621 году , и описания того, как можно было легко восстановить эпоху доосманской славы болгар, сербов, венгров, албанцев и особенно поляков. По сюжету, султан Осман отправил Али-пашу в Царство Польское для переговоров о мире, а Казлар-агу выбрать, какая польская дворянка лучше всего подойдет ему для брака. Гундулич описывает путешествия Али-паши и Казлар-аги, уделяя большое внимание битве при Хочиме и порабощенным славянам, страдающим под властью Османской империи. После многочисленных неудачных попыток восстановить порядок в империи армия захватывает Османа и казнит его, сделав заключенного в тюрьму Мустафу новым султаном.
Наследие
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2013 г. ) |

«Осман» был впервые напечатан в Дубровнике в 1826 году, при этом две недостающие песни были заменены стихами, написанными поэтом Петром Игнятом Соркочевичем-Криевичем. [ 6 ] (1749–1826), прямой потомок Ивана Гундулича (его бабушка по материнской линии Николета Гундулич была дочерью Шишмундо Гундулича). Другой потомок, барон Влахо Геталдич договор о гекзаметре (внук Катарины Гундулич), представил Осману в 1865 году. «Осман» не публиковался в полном издании до 1844 года, когда иллирийское движение выбрало творчество Гундулича в качестве образца для подражания хорватскому языку . Один из ведущих литераторов-иллиристов, политик, лингвист и поэт Иван Мажуранич успешно завершил «Османа » Гундулича , сочинив последние две главы, которые остались незавершенными после смерти поэта.

Памятник Гундуличу работы скульптора Ивана Рендича был открыт 25 июля 1893 года на самой большой площади Дубровника - Поляне.
На благотворительном концерте для детей раздираемой войной Боснии и Герцеговины в сентябре 1995 года Боно в конце песни «Мисс Сараево» прочитал знаменитые стихи Ивана Гундулича: «О лиепа, о драга, о слатка слободо» («О, прекрасная , о драгоценная, о сладкая Свобода»).
«Сунчаница » — историческая опера, написанная Борисом Папандопуло , с либретто Марко Солячича, основанным на «Османе» Ивана Гундулича и его сыне Шишмундо Гундуличе, которые продолжили Осман историю Сунчаницы. Впервые она была исполнена в Хорватском национальном театре в Загребе (затем в Хорватском государственном театре в Загребе ) 13 июня 1942 года. [ 7 ] Оперу поставил Бранко Гавелла , хореографию поставили Ана Рое и Оскар Хармош , а главную роль исполнила Сребренка Юринац . [ 7 ] В 2008 году опера была впервые за 62 года исполнена полностью на открытии 16-го фестиваля «Дни Зайца» в Хорватском национальном театре на Иван пл. Зайц в Риеке. [ 8 ]
Портрет Гундулича был изображен на аверсе хорватской банкноты номиналом 50 кун , выпущенной в 1993 и 2002 годах. [ 9 ]
Этническая принадлежность
По словам Джона Ван Антверпена Файна-младшего , «Гундулич говорил о своем народе как о «славянах» и считал всех славян одним великим целым, единым народом». [ 10 ] Различные исследователи описывают его как хорватского поэта. [ 11 ] По словам Мари-Жанин Калич, профессора истории Университета Людвига-Максимилиана , после Контрреформации возник новый симбиоз между реформированным католицизмом и (вновь) возникающей хорватской идентичностью, который, несомненно, повлиял на местное искусство барокко. Таким образом, этот реформированный католицизм был одним из наиболее важных факторов развития отдельного хорватского этнического сознания, а стихотворение Гундулича «Осман» было выражением отчетливых хорватских (до)национальных чувств. [ 12 ] По словам Слободана Дракулича, профессора социологии столичного университета Торонто , современный хорватский национализм имеет своим предшественником досовременный хорватский национализм, который был коренным социальным явлением 16-17 веков, и одним из его представителей был Гундулич. [ 13 ]
С другой стороны, этническая принадлежность Гундулича является частью сербско-хорватских различий в самоидентификации западно-южнославянских просветителей, что было одной из главных проблем в Югославии ХХ века. [ 14 ]
Гундулич, как и другие писатели из Дубровника , писавшие на штокавском диалекте с 1990-х годов, считаются сербскими учеными либо исключительно сербскими, либо частью совместного сербского и хорватского культурного наследия . [ 15 ] [ 16 ] Он был включен в список 100 самых выдающихся сербов , составленный SANU , а его произведения включены как часть сербской литературы Matica srpska вместе с другими рагузскими писателями в пятый том Deset vekova srpske književnosti (Десять столетия сербской литературы), выпущенный в 2010 году. [ 17 ] [ 18 ] приняло закон о культурных ценностях, В декабре 2021 года правительство Сербии согласно которому Гундулич и другие писатели Дубровника являются частью сербского культурного наследия. [ 19 ] Хорватские ученые из HAZU , Matica hrvatska и представители хорватского правительства осуждают оба утверждения об исключительно сербском или совместном культурном наследии как пример претензий Великой Сербии на хорватскую историю и наследие. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
Список работ

- Слёзы блудного сына – стихотворение (1622)
- Дубравка – пасторальная драма (1628)
- Осман – барочный эпос
- Ариадна - драма (1633)
- Стихи покорного царя Давида - сборник стихов (1621 г.)
См. также
Ссылки
- ^ Гордана П. Црнкович, Иван Гундулич - хорватский писатель; Британская энциклопедия онлайн.
- ^ Себок, Марсель (30 июня 2017 г.). Практики сосуществования: конструкции другого в восприятии раннего Нового времени . Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 9789633861493 .
- ^ Дворник, Фрэнсис (1962). Славяне в европейской истории и цивилизации . Издательство Университета Рутгерса.
Иван Гундулич Рагузанский поэт.
- ^ Фалишевац, Дуня (19 марта 2021 г.). Гундулич, Иван (на хорватском языке). Институт лексикографии Мирослава Крлежа - Хорватский биографический лексикон.
- ^ FMAppendini, Бесплатная версия Османида , Для Антонио Мартечкини, Рагуза, 1827 г.
- ^ Jump up to: а б свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Гундулич, Иван ». Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 722. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Jump up to: а б «Сунчаница» . teatar.hr (на хорватском языке). 13 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 17 октября 2008 года . Проверено 20 августа 2014 г.
- ^ «Опера Сунчаница открыла 16-е Дни Зайца» . javno.com (на хорватском языке). 19 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 22 октября 2008 года . Проверено 20 августа 2014 г.
- ^ Хорватский национальный банк . Особенности банкнот кун , заархивированных 6 мая 2009 г. в Wayback Machine : 50 кун, заархивированных 4 июня 2011 г. в Wayback Machine (выпуск 1993 г.) и 50 кун, заархивированных 4 июня 2011 г. в Wayback Machine (выпуск 2002 г.). - Проверено 30 марта 2009 г.
- ^ Хорошо, Джон В.А. (младший) (5 февраля 2010 г.). Когда этническая принадлежность не имела значения на Балканах: исследование идентичности в донационалистической Хорватии, Далмации и Славонии в периоды средневековья и раннего Нового времени . Издательство Мичиганского университета. п. 297. ИСБН 978-0-472-02560-2 .
- ^
- Грин, Роланд; Кушман, Стивен (2016). Принстонский справочник мировой поэзии . Издательство Принстонского университета. п. 136. ИСБН 9781400880638 .
- Чичек, Кемаль, Куран, Эрджюмент (2000). Авторы эпохи Средневековья и Возрождения: 1100–1660 (4-е изд.). Мичиганский университет. ISBN 9789756782170 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Халеки, Оскар (1991). Ядвига Анжуйская и возвышение Центрально-Восточной Европы . Польский институт искусств и наук Америки. п. 336. ИСБН 0-88033-206-9 .
- Ричард К. Фрухт (2005). Восточная Европа: введение в людей, земли и культуру . АВС-КЛИО. п. 464. ИСБН 9781576078006 .
- Энциклопедия Кольера: с библиографией и указателем . Том. 20. Кольер. 1950. с. 440.
- Литературная энциклопедия Мерриам-Вебстера . Мерриам-Вебстер. 1995. с. 501 . ISBN 0877790426 .
- Американская энциклопедия . Том. 13. Гролье. 2000. с. 615. ИСБН 0717201333 .
- Перекрестные течения: Ежегодник культуры Центральной Европы . Том. 3. Кафедра славянских языков и литератур Мичиганского университета. 1984. с. 163.
- Авторы эпохи Средневековья и Возрождения: 1100–1660 гг . Том. 3. Образовательное издательство «Британника». 2014. с. 300. ИСБН 978-1-6153-0998-6 .
- Исторические рефераты: Рефераты по современной истории, 1775–1914 гг . Том. 30. Американский библиографический центр. 1984. с. 336.
- ^ Мари-Жанин Калик, Великий котел: история Юго-Восточной Европы, издательство Гарвардского университета, 2019, ISBN 0674983920 , с. 95.
- ^ Слободан Дракулич (2008) Домодернистский хорватский национализм?, в «Национализм и этническая политика», 14:4, 523-548, DOI: 10.1080/13537110802473308.
- ^ Златко Исакович, Идентичность и безопасность в бывшей Югославии, Routledge Revivals, переиздание издания, Routledge, 2019, ISBN 1351733508 , с. 59.
- ↑ Алоиз Джембрих, Гундулич в сербском плену , Виенац , 534–535, 4 сентября 2014 г., на сербско-хорватском языке.
- ^ Мия Павлиша, Почему сербская литература не присваивает себе все хорватское наследие , Tportal.hr, 3 марта 2015 г., на сербско-хорватском языке.
- ^ Поэзия Дубровника и Боки-Которской , Десять веков сербской литературы, том. 111, Матица Сербская, 2010 г.
- ^ Хорватия: Присвоение дубровницкой поэзии в сербском издании . Politika.rs (на сербском языке). 08 апреля 2011 г. Проверено 12 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б ДВ, Сербия не сдается: Благодаря новому закону произведения Држича и Гундулича снова принадлежат им, наше Министерство культуры и СМИ готовит ответ , Слободна Далмация , 16 января 2022 г., на сербско-хорватском языке
- ^ Марио Грчевич, Дубровницкая литература ни в каком смысле не является неотъемлемой частью сербской литературы , Виденац , 516–517, 12 декабря 2013 г., на сербско-хорватском языке.
- ^ Ясмина Парич, Если бы Шекспир, как и Држич, был включен в число сербских писателей, британцы просто посмеялись бы и, возможно, создали бы из этого еще одну пародию на Монти Пэйтона , Slobodna Dalmacija , 6 мая 2020 г., на сербско-хорватском языке.
Внешние ссылки
- Иван Гундулич в онлайн-издании Британской энциклопедии
- Иван Гундулич в электронной энциклопедии Колумбии, 2004 г.

