Диссертация Хокни-Фалько

Тезис Хокни-Фалько — это противоречивая теория истории искусства , предложенная художником Дэвидом Хокни в 1999 году и получившая дальнейшее развитие вместе с физиком Чарльзом М. Фалько с 2000 года (вместе, а также индивидуально). Они утверждали, что достижения в области натурализма и точности в истории западного искусства начиная с раннего Возрождения (около 1420/1430 гг.) были в первую очередь результатом оптических средств , таких как камера-обскура , камера-люцида и изогнутые зеркала , а не исключительно благодаря развитие художественной техники и мастерства.
В своей книге 2001 года « Тайное знание: заново открывая утраченные техники старых мастеров » Хокни более подробно проанализировал работы старых мастеров и утверждал, что уровень точности, представленный в их работах, невозможно достичь, «наблюдая за ним». Он лег в основу BBC документального фильма «Дэвид Хокни: Тайные знания» 2002 года . [ 1 ] с некоторыми новыми идеями и экспериментами, которые, в свою очередь, послужили источником дополнений ко второму изданию книги (2006 г.).
Использование фотографии художниками девятнадцатого века было хорошо задокументировано. [ 2 ] и многие историки искусства уже предположили, что некоторые художники использовали камеру-обскуру в своих работах (особенно художники 18-го века Канналетто и Йоханнес Вермеер ), но Хокни считал, что никто ранее не предполагал, что оптика использовалась так рано и широко, как он предполагал. . [ 3 ] Многие искусствоведы оспаривали эту гипотезу, в то время как другие сочли дебаты «раздутыми» и указали на более ранние исследования и работы. [ 4 ]
Ранние воплощения
[ редактировать ]Гипотеза о том, что в производстве искусства эпохи Возрождения использовались технологии, не вызывала особых споров в ранних исследованиях и литературе. [ 4 ]
В своем трактате о перспективе художник раннего барокко Чиголи (1559–1613) выразил убеждение, что более вероятное объяснение происхождения живописи заключается в том, что люди сохраняют изображение камеры-обскуры, применяя цвета и обводя контуры проецируемых фигур. а не традиционная история Плиния Старшего о коринфянке, прослеживающей тень профиля своего уходящего возлюбленного. [ 5 ]
В 1755 году Шарль-Антуан Жомбер отметил, что, по слухам, многие фламандские художники (предположительно фламандские примитивисты ) изучали и имитировали эффект камеры-обскуры. Как и Хокни, он отметил, что оптическое изображение отличается от того, как люди видят вещи естественным образом. [ 6 ]
1929 года Британская энциклопедия содержала обширную статью о камере-обскуре и упоминала Леона Баттисту Альберти как первого зарегистрированного пользователя этого устройства еще в 1437 году. [ 4 ] Однако «устройство» Альберти, вероятно, было своего рода глазком и типом оптических устройств, которые он и Филиппо Брунеллески объясняли как средство демонстрации заново открытого и расширенного применения евклидовой геометрической перспективы, а не как вспомогательные средства для рисования. [ 7 ]
В книге Аарона Шарфа « 1968 года Искусство и фотография» подробно описаны свидетельства использования фотографий и камеры художниками. Во введении Шарф отмечает, что в 1568 году венецианский писатель-архитектор Даниэле Барбаро рекомендовал камеру-обскуру в помощь художникам: «Держа бумагу неподвижно, вы можете обвести пером весь перспективный контур, заштриховать его и деликатно раскрасить. это от природы». [ 2 ]
Дэвида Линдберга В «Каталоге оптических рукописей Средневековья и Возрождения» (Папский институт средневековых исследований, 1974) перечислена 61 рукопись, написанная в 1000–1425 годах. В этих рукописях не только описываются методы изготовления зеркал и параболических зеркал, но и обсуждается их использование для проекции изображений.
В 1990 году Сигэру Цудзи утверждал, что Брунеллески использовал камеру-обскуру, чтобы нарисовать панель для знаменитого эксперимента, который обычно называют источником линейной перспективы. [ 8 ]
В 1994 году Роберта Лапуччи предположила, что широко известное использование Караваджо зеркал переросло в использование камеры-обскуры для воспроизведения всей фигуры модели, а не деталей и частей, для которых использовалась техника зеркала. [ 9 ]
Истоки диссертации и ранние публикации
[ редактировать ]Аарона Шарфа «Искусство и фотография» упоминается Хокни в его картине 1977 года « Мои родители» (Тейт, Лондон), в которой его отец изображен внимательно читающим книгу.
Книга Аарона Шарфа 1968 года «Искусство и фотография» , в которой подробно описаны свидетельства использования фотографий и фотоаппарата художниками, упоминается Хокни в его картине 1977 года « Мои родители» (Тейт, Лондон), в которой его отец изображен внимательно читающим книгу. . Во введении Шарф отмечает, что в 1568 году венецианский писатель-архитектор Даниэле Барбаро рекомендовал камеру-обскуру в помощь художникам: «Держа бумагу неподвижно, вы можете обвести пером весь перспективный контур, заштриховать его и деликатно раскрасить. это от природы». [ 2 ]
Как описано в «Тайных знаниях» , в январе 1999 года во время посещения Национальной галереи в Лондоне Хокни был поражен точностью небольших портретных рисунков Жана Огюста Доминика Энгра и их сходством с рисунками Энди Уорхола , которые, как известно, было прослежено по фотографическим изображениям. Он подозревал, что Энгр использовал камеру-люциду или подобное устройство. [ 10 ]
В июне 1999 года Хокни опубликовал в журнале Royal Academy предположение, что Энгр использовал камеру-люциду, а Винсент Ван Гог, возможно, использовал эпидиаскоп или другие механические средства для своей картины « Узники во дворе» , которая очень точно воспроизводит Гюстава Доре картину Доре . гравюра (хотя также учитывается, что она могла быть сделана с помощью прямоугольной копии). Хокни предположил, что связь между живописью и фотографией XIX века еще предстоит изучить и что влияние предполагаемой правдивости фотографии в настоящее время заканчивается из-за компьютерных манипуляций, влияющих на то, как люди используют и воспринимают изображения. [ 11 ]
Хокни начал искать признаки использования оптических средств в более ранних картинах, создавая в своей студии то, что он называл Великой стеной , систематизируя изображения великого натуралистического искусства по периодам времени, которые в конечном итоге, казалось, продемонстрировали внезапный рост натурализма около 1420 года. [ 10 ] Когда он показал проект Фалько в марте 2000 года, ученого особенно заинтриговала картина Лоренцо Лотто «Муж и жена » (около 1543 года), в которой Хокни увеличил часть узора на ковре, которая, кажется, выходит из фокуса. Фалько полагал, что картина содержит достаточно данных, чтобы позволить ему приблизительно рассчитать свойства линзы, что для него означало бы, что это «дымящийся пистолет», который предоставит научные доказательства теории. Он также заметил линии геометрического узора на краю ковра, обозначающие разные точки схода, и пришел к выводу, что Лотто перефокусировал объектив для разных участков ковра. (Хокни, 2001, стр. 60, 254–257).
В июле 2000 года Фалько и Хокни опубликовали «Оптический взгляд на искусство эпохи Возрождения» в журнале Optics & Photonics News , vol. 11, подробный анализ вероятного использования вогнутых зеркал в некоторых картинах эпохи Возрождения, особенно в картине Лото. Эксперименты с вогнутым зеркалом (которое технически также является линзой) с рассчитанными свойствами действительно дали проецируемое изображение, которое было достаточно ярким и резким, чтобы его мог использовать художник. Они также измерили расстояния между зрачками на 12 примерах портретов «фотографического качества» между 1450 и 1565 годами и обнаружили, что все изображения имели увеличение ~90%, а изображенные головы и плечи находились в пределах окружности 30%. до 50 см, что соответствовало размерам достаточно четкого изображения, проецируемого зеркальной линзой. [ 12 ]
Тайное Знание
[ редактировать ]
В своей книге «Тайное знание» (2001) Хокни утверждает, что художники раннего Возрождения, такие как Ян ван Эйк и Лоренцо Лотто , использовали вогнутые зеркала; в качестве доказательства он указывает на люстру в «Портрете Арнольфини» Ван Эйка , ухо на портрете кардинала Альбергати работы Ван Эйка и ковер в «Муже и жене» Лотто . Хокни предполагает, что более поздние художники, начиная с Караваджо использовали выпуклые зеркала , также , чтобы добиться большого поля зрения.
«Тайное знание» рассказывает о поисках Хокни свидетельств использования оптических средств в работах более ранних художников, включая создание «Великой стены» истории западного искусства . По его мнению, творчество Яна ван Эйка XV века стало поворотным моментом, после которого элементы реализма стали все более заметными. Он соотносит сдвиг в сторону повышенного реализма с достижениями в оптических технологиях.
Оптический вид
[ редактировать ]Многие детали, которые очень сложно изобразить на глаз, кажутся удивительно натуралистично нарисованными после переломного момента XV века. Хокни, например, заметил, что узоры на одежде идеально повторяют сложные складки, тогда как раньше одежду рисовали в простой графической манере. Искривленные предметы в ракурсе, такие как лютни и страницы книги, стали выглядеть в картинах эпохи Возрождения очень точно. Хотя такие предметы было бы чрезвычайно сложно рисовать даже с помощью технических средств, таких как метод рамки и хорды, известный из гравюры Дюрера на дереве 1525 года, это гораздо проще с помощью оптических проекций (Hockney 2001, стр. 36–57).
Хокни опробовал технику с помощью небольшого вогнутого зеркала, проецирующего вид из маленького открытого окна на поверхность в затемненной комнате. Он связал некоторые ограничения техники и характеристики изображений с внешним видом многих натуралистических картин: сильные света и тени, темный фон, ограниченная глубина и прямая перспектива. На использование сильного света также указывают маленькие зрачки на портрете кардинала Альбергати Ван Эйка, а Хокни предположил, что полка и выступы внизу многих портретов и натюрмортов, а также сходство в композиции и освещении могут быть связаны с эта техника «дыры в стене». По мнению Хокни, даже становление натюрморта как жанра в XV и XVI веках могло быть связано с легкостью использования неодушевленных предметов в проекциях. Он подчеркнул, что не все художники использовали зеркальную линзу; многие могли подражать облику работ тех, кто это сделал (с. 74–81, 104–112).
Когда объективы стали большими и достаточно хорошими для более широких проекций с помощью камеры-обскуры, художники осознали это преимущество, и Хокни считает, что это объясняет очень влиятельный стиль картин Караваджо (стр. 112).
Искажения
[ редактировать ]Хокни утверждал, что точный анаморфный Гольбейна череп в «Послах» (1533) мог быть создан с помощью проекции на наклонную поверхность (с. 57). Он признал менее очевидные искажения, которые аналогичным образом (но случайно) могли быть вызваны небольшим наклоном холста в явно «сжатом» черепе в картине де Сурбарана Франсиско «Святой Франциск во время молитвы » (около 1638–1639 гг.) и в фигура Яна ван Байлерта « Человек в доспехах с пикой» (около 1630 г.) (с. 179).
Техническая сборка
[ редактировать ]
Хокни предположил, что мастера-художники, использовавшие проекции, часто собирали свои композиции из разных элементов. Большинство элементов будут нарисованы или нарисованы с прямой точки зрения, хотя это не всегда соответствует их месту в линейной перспективе всей композиции. Последовательные проекции разных частей иногда кажутся причиной искажения пропорций, которые не сразу бросаются в глаза, но это не произошло бы так скоро, если бы мастер набросал композицию на глаз (стр. 112, 172–177).
Настройка издания 2001 г.
[ редактировать ]Часть работы Хокни включала сотрудничество с Чарльзом Фалько, физиком конденсированного состояния и экспертом по оптике . Хотя использование оптических средств в целом повышает точность, Фалько рассчитал типы искажений , которые могут возникнуть в результате работы конкретных оптических устройств; Хокни и Фалько утверждали, что такие ошибки действительно можно найти в работах некоторых старых мастеров. [ 13 ]
Диссертация вызвала интенсивные и продолжительные дебаты среди художников, историков искусства и широкого круга других ученых. В частности, это вызвало повышенный интерес к актуальным методам и приемам творчества художников среди ученых и историков науки , а также историков общего профиля и искусствоведов . Последние в целом отреагировали отрицательно, интерпретировав тезис Хокни-Фалько как обвинение в том, что старые мастера «обманывали» и намеренно скрывали свои методы. [ 14 ] Физик Дэвид Г. Сторк и несколько соавторов выступили против тезиса Хокни-Фалько с технической точки зрения. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Теория Хокни и Фалько стимулировала рост исследований использования оптики на протяжении всей истории искусства. [ 18 ] Например, был случай десятилетнего исследования работ Рембрандта , проведенного художником Фрэнсисом О'Нилом. [ 19 ] В опубликованной статье, которую он написал вместе с Софией Палаццо Корнер и озаглавленной « Автопортреты Рембрандта» , О'Нил представил повторяющиеся темы в работах художника, которые служат свидетельством использования им зеркал, особенно в его автопортретах. [ 20 ] К ним относятся использование светотени , которая является признаком условий освещения, необходимых для проекций, а также смещенный от центра взгляд Рембрандта в его автопортретах, который, по мнению О'Нила, указывал на то, что художник, возможно, смотрел на поверхность проецирования в сторону, а не прямо на плоское зеркало. [ 20 ]
Фалько и Ибн аль-Хайсам
[ редактировать ]На научной конференции в феврале 2007 года Фалько далее утверждал, что работа арабского физика Ибн аль-Хайсама (965–1040) по оптике в его «Книге оптики » могла повлиять на использование оптических приспособлений художниками эпохи Возрождения. Фалько сказал, что примеры искусства эпохи Возрождения, представленные им и Хокни, «демонстрируют континуум в использовании оптики художниками примерно с 1430 года, возможно, начатый в результате влияния Ибн аль-Хайсама, до сегодняшнего дня». [ 21 ]
Прием
[ редактировать ]Историки искусства и другие критиковали аргумент Хокни на том основании, что использование оптических средств, хотя и хорошо зарекомендовавшее себя в отдельных случаях, не имеет большого значения для объяснения общего развития западного искусства, и что исторические записи, картины и фотографии художественных студий ( без оптических устройств), а также современные художники-реалисты демонстрируют, что высокий уровень реализма возможен без оптических устройств. [ 10 ] Криминизи и Сторк наняли современного художника для создания картины люстры, похожей на детали, найденные на портрете Арнольфини на глаз, как часть своего ответа на тезис, который, как они обнаружили, имеет аналогичный уровень точности. [ 15 ] Хокни игнорировал историю линейной перспективы и развитие реализма в скульптуре, которое, кажется, не зависит от какого-либо вмешательства открытий, касающихся оптики. [ 22 ]
Оптические искажения
[ редактировать ]Помимо недоверия со стороны искусствоведов и критиков современного искусства, самая резкая критика тезиса Хокни-Фалько исходила от другого эксперта в области оптики, обработки изображений и распознавания образов, Дэвида Г. Сторка. Сторк проанализировал изображения, использованные Фалько и Хокни, и пришел к выводу, что они не демонстрируют тех оптических искажений, которые могли бы вызвать изогнутые зеркала или собирающие линзы. [ 23 ] Фалько ответил, что опубликованная критика Сторка основана на сфабрикованных данных и искажениях теории Хокни и Фалько. [ 24 ] Сторк это опроверг. [ 25 ]
Оптика эпохи Возрождения
[ редактировать ]
Критики теории Хокни-Фалько говорят, что качество зеркал и оптического стекла в период до 1550 года и отсутствие текстовых свидетельств (за исключением самих картин как «документальных свидетельств») их использования для проекции изображений в этот период ставят под сомнение теорию. . [ 26 ] Историки более склонны соглашаться с возможной актуальностью тезиса между 1550 годом и изобретением телескопа и осторожно поддерживают его после этого периода, когда явно существовал интерес и способность проецировать реалистичные изображения; Художники 17 века, такие как Йоханнес Вермеер и Гаспар ван Виттель, использовали оптические устройства по-разному, хотя и не так, как постулировал Хокни. [ 27 ]
Оставив в стороне технические оптические аргументы, историки науки исследовали несколько аспектов исторической правдоподобности тезиса в серии статей 2005 года в журнале Early Science and Medicine . Во введении к книге Свен Дюпре заявил, что анализ Хокни-Фалько во многом основан на небольшом количестве примеров, «несколько десятков квадратных сантиметров» холста, которые, кажется, демонстрируют признаки использования оптических устройств. [ 10 ]
Проекция изображения
[ редактировать ]
В записных книжках Леонардо да Винчи есть несколько рисунков создания вогнутых зеркал. Леонардо также описывает камеру-обскуру в своем Атлантическом кодексе 1478–1519 годов.
Камера-обскура была хорошо известна на протяжении веков и задокументирована Ибн аль-Хайсамом в его «Книге оптики» 1011–1021 годов. В Англии 13-го века Роджер Бэкон описал использование камеры-обскуры для безопасного наблюдения солнечных затмений именно потому, что зритель смотрит на проецируемое изображение, а не на само солнце.
Оптическое стекло
[ редактировать ]Сара Дж. Шехнер утверждала, что сохранившаяся стеклянная посуда 15 и 16 веков слишком несовершенна, чтобы ее можно было использовать для создания реалистичных изображений, в то время как «даже мысль о проецировании изображений была чужда современному концептуальному образу мышления». [ 28 ] Винсент Иларди, историк оптического стекла эпохи Возрождения, впоследствии выступил против выводов Шехнера, основанных на сохранившихся стеклянных изделиях, предполагая, что нынешнее состояние стеклянной посуды эпохи Возрождения вряд ли отражает оптические качества такой стеклянной посуды, когда она была новой. Иларди документирует покупку Лоренцо Лотто дорогого хрустального зеркала в 1549 году, что подтверждает тезис Хокни-Фалько в случае с Лотто. [ 29 ]
Более того, даже обычные очки (очки) также могут проецировать изображения достаточного оптического качества, чтобы поддержать тезис Хокни-Фалько, и такие очки, наряду с увеличительными стеклами и зеркалами, были не только доступны в то время, но и фактически изображены на картинах XIV века такие художники, как Томмазо да Модена .

Голландский торговец тканями и микробиолог-первопроходец Антони ван Левенгук (1632–1723), современник художника Вермеера (и душеприказчик Вермеера, когда он умер в 1675 году) из Делфта, как известно, обладал исключительными навыками изготовления линз, создав отдельные маленькие линзы, способные 200 × увеличение, намного превосходящее таковое у более сложных составных микроскопов того периода. Действительно, его подвиги в изготовлении линз долгое время не имели себе равных, поскольку он держал в секрете некоторые аспекты их конструкции; В 1950-х годах К. Л. Стонг использовал наплавление тонкой стеклянной нити вместо полировки, чтобы воссоздать микроскопы конструкции Левенгука. Долгое время считалось, что Антони ван Левенгук был мастером по шлифовке линз (эта идея повторяется в документальном фильме BBC « Клетка »). Однако сейчас считается, что [ кем? ] что он нашел относительно простой метод изготовления небольших высококачественных стеклянных сфер путем нагревания и манипулирования небольшим стержнем из натриево-известкового стекла. [ нужна ссылка ]
Металлические зеркала
[ редактировать ]На своем веб-сайте Фалько также утверждает, что Шехнер упустил из виду рукописные свидетельства использования зеркал, сделанных из стали и других металлов, а также многочисленные металлические артефакты, которые опровергают утверждение о том, что достаточно большие и отражающие металлические зеркала были недоступны, и что другие авторы раннего Том «Наука и медицина» основывался на ошибочной работе Шехнера, отвергшего эту диссертацию. [ 30 ]
Свидетельства более раннего использования оптических инструментов
[ редактировать ]

Дон Иде назвал эту гипотезу «раздутой» и сослался на явные доказательства использования оптических инструментов, например, Альбрехтом Дюрером , Леонардо да Винчи и другими. А также Британская энциклопедия 1929 года. [ 4 ] содержит обширную статью о камере-обскуре и упоминает Леона Баттисту Альберти как первого зарегистрированного пользователя этого устройства еще в 1437 году. [ 4 ] Иде приводит многочисленные свидетельства широкого использования различных технических устройств, по крайней мере, в эпоху Возрождения и, например, в ранней нидерландской живописи . [ 31 ] На картине Яна ван Эйка 1434 года «Портрет Арнольфини» в центре картины изображено выпуклое зеркало. Ван Эйк также оставил свою подпись над этим зеркалом: [ 31 ] демонстрируя важность инструмента. На картине изображено стеклянное окно в верхней левой части, что в то время было довольно дорогой роскошью. Ван Эйк был очарован стеклом и его качествами, которые имели большое символическое значение для его современников. [ 32 ] Ранние оптические инструменты были сравнительно дорогими в эпоху Средневековья и эпохи Возрождения. [ 33 ]
Наследие
[ редактировать ]Хотя эксперты в основном не признали в диссертации Хокни-Фалько мало новых или убедительных доказательств, окружающая ее огласка повысила внимание к взаимосвязи между оптикой и искусством, и с тех пор было опубликовано несколько более строгих научных исследований по этой теме. [ 34 ]
Большая выставка Ван Эйка 2020 года в Генте имела подзаголовок «Оптическая революция». [ 35 ] но сопроводительная информация и опубликованная книга прояснили, как эксперты объясняют его замечательный натурализм научными познаниями в оптике. (предположительно, посредством таких работ, как работы Евклида , Птолемея и особенно Ибн аль-Хайсама), а не с использованием оптических средств. [ 36 ]
См. также
[ редактировать ]- «Вермеер Тима» — документальный фильм 2013 года, демонстрирующий гипотезу Тима Дженисона: Вермеер мог создавать свои картины с помощью оптического устройства, как демонстрирует Дженисон, воссоздавая картину Вермеера.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвид Хокни: Тайное знание (ТВ, 2002) — IMDb . Проверено 20 августа 2024 г. - через www.imdb.com.
- ^ Перейти обратно: а б с Шарф, Аарон; Шарф, Аарон, 1922– (1968), Искусство и фотография , Аллен Лейн, ISBN 978-0-7139-0052-1
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Хокни, Дэвид (2001). Тайное Знание .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Иде, Дон (2008). «Искусство предшествует науке: или камера-обскура изобрела современную науку?» . В Шрамме, Хельмар; Шварте, Людгер; Лазарциг, Ян (ред.). Инструменты в искусстве и науке: об архитектонике культурных границ в 17 веке . Вальтер де Грюйтер. стр. 384–393. ISBN 978-3-11-020240-3 .
- ^ Камерота, Филиппо (2005). «В поисках искусственного глаза: на границе живописи и топографии» . Ранняя наука и медицина . 10 (2): 263–285. ISSN 1383-7427 . JSTOR 4130313 .
- ^ Жомбер, Шарль-Антуан (1755). Метод обучения дизайну (на французском языке). стр. 138–139.
- ^ Кромби, Алистер Кэмерон (1 января 1990 г.). Наука, оптика и музыка в средневековой и ранней современной мысли . А&С Черный. п. 204. ИСБН 978-0-907628-79-8 .
- ^ Цудзи, Сигэру (1990). «Брунеллески и камера-обскура: открытие живописной перспективы: история искусства» . История искусств . 13 (3): 276. doi : 10.1111/j.1467-8365.1990.tb00397.x .
- ^ «Караваджо и оптика — Роберта Лапуччи: 9788887815405 — AbeBooks» . www.abebooks.co.uk . Проверено 21 августа 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д После 2005 года , стр. 126–7
- ^ «Искусство: Энгр пользовался фотоаппаратом?» . Независимый . 24 июня 1999 г. Проверено 16 августа 2024 г.
- ^ Фалько, Чарльз (1 января 2000 г.). «Оптический взгляд на искусство эпохи Возрождения» . Новости оптики и фотоники .
- ^ Фалько, Чарльз М. (2015). «Диссертация Хокни-Фалько» . Арт-Оптика . Архивировано из оригинала 31 октября 2015 года . Проверено 18 апреля 2024 г.
- ^ После 2005 года , стр. 125–6
- ^ Перейти обратно: а б Криминизи, Антонио; Сторк, Дэвид Г. (2004). «Использовали ли великие мастера оптические проекции при написании работ? Перспективное сравнение картин и фотографий люстр эпохи Возрождения». В Киттлере, Дж.; Петру, М.; Никсон, М.С. (ред.). Материалы 17-й Международной конференции по распознаванию образов (PDF) . Том. 4. ИИЭР. стр. 645–8. ISBN 978-0769521282 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 декабря 2006 г.
- ^ Сторк, Дэвид Г. (декабрь 2004 г.). «Оптика и реализм в искусстве Возрождения». Научный американец . 291 (6): 76–84. Бибкод : 2004SciAm.291f..76S . doi : 10.1038/scientificamerican1204-76 . ПМИД 15597983 .
- ^ Кристофер В. Тайлер, "Розетта побита камнями?" Diatrope.com. Архивировано 29 сентября 2007 г. на Wayback Machine.
- ^ Тейлор, Шон; Лоуторп, Крис (2017). Панк-игрушки: провокации для создателей игр XXI века . Бока-Ратон, Флорида: CRC Press. ISBN 9781315350035 .
- ^ О'Нил, Фрэнсис; Палаццо-Корнер, София (август 2016 г.). «Автопортреты Рембрандта». Журнал оптики . 18 .
- ^ Перейти обратно: а б Инь, Стеф (13 июля 2016 г.). «Зеркала за автопортретами Рембрандта» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 октября 2018 г.
- ^ Фалько, Чарльз М. (2007). «Ибн аль-Хайсам и истоки современного анализа изображений». 9-й Международный симпозиум по обработке сигналов и ее применениям, 2007 г. ISSPA 2007 . IEEE. стр. 1–2. дои : 10.1109/ISSPA.2007.4555635 . ISBN 978-1-4244-0778-1 . S2CID 25079525 .
- ^ Партнер, Джейн (2002). «Обзор: Дэвид Хокни: Тайные знания: заново открывая утраченные техники старых мастеров». Кембриджский ежеквартальный журнал . 31 (4): 345–9. дои : 10.1093/camqtly/31.4.345 .
- ^ Сторк, Дэвид Г. «Компьютерное зрение и анализ изображений в изучении искусства» . www.diatrope.com . Архивировано из оригинала 2 июня 2023 г. Проверено 18 апреля 2024 г.
- ^ Далтон, Рекс (2006). «Характер вспыхивает над художественной целостностью» . Природа . 440 (7081): 134. Бибкод : 2006Natur.440..134D . дои : 10.1038/440134a . ПМИД 16525432 .
- ^ Сторк, Дэвид Г.; Дуарте, Марко (2007). «Возвращение к компьютерному зрению и искусству». IEEE Мультимедиа . 14 (3): 108–9. дои : 10.1109/MMUL.2007.62 . S2CID 12468200 .
- ^ Смит, Марк (2015). От зрения к свету: переход от древней оптики к современной . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 318. ИСБН 9780226174761 .
- ^ Дюпре, Свен (2005). «Введение. Тезис Хокни – Фалько: ограничения и возможности». Ранняя наука и медицина . 10 (2): 125–136. дои : 10.1163/1573382054088141 . JSTOR 4130307 . стр. 128–135; цитата со стр. 131
- ^ Шехнер, Сара Дж. (2005). «Между знанием и действием: зеркала и их несовершенства в эпоху Возрождения». Ранняя наука и медицина . 10 (2): 137–162. дои : 10.1163/1573382054088187 . JSTOR 4130308 .
- ^ Иларди, Винсент (2007). Видение Возрождения, От очков к телескопам . Мемуары Американского философского общества. Американское философское общество. стр. 197–9 . ISBN 978-0-87169-259-7 .
- ^ Чарльз Фалько. «Возражения» . Архивировано из оригинала 25 июня 2009 года . Проверено 2 апреля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уэрта, Роберт Д. (2003). Гиганты Делфта: Иоганнес Вермеер и натурфилософы: параллельный поиск знаний в эпоху географических открытий . Издательство Бакнеллского университета. ISBN 978-0-8387-5538-9 . в книге упоминаются различные (предыдущие) исследования, констатирующие широкое использование технологий в эпоху Возрождения, и вообще не говорится о гипотезе и шумихе вокруг нее
- ^ Хикс, Кэрола (2011). Девушка в зеленом платье: история и тайна портрета Арнольфини . Лондон: Чатто и Виндус. ISBN 9780099526896 .
- ^ Пендерграст, Марк (2009) [2003]. Зеркало Зеркало: история человеческой любви с отражением . Основные книги. ISBN 978-0-7867-2990-6 .
- ^ Хэнли (2007). Оптические проблемы живописной практики Яна ван Эйка .
- ^ «Ван Эйк. Оптическая революция | MSK Гент» . www.mskgent.be . Проверено 23 августа 2024 г.
- ^ Депоортер, Матиас; Абил, Ливен Ван ден (2020). Ван Эйк: Оптическая революция . Музей изящных искусств Гента.