Мария де Кнейт
Мария де Кнейт | |
---|---|
Рожденный | Мария Симонсдр де Кнейт |
Крещенный | 21 декабря 1623 г. |
Умер | Февраль 1681 г. (возраст ≈57 лет) |
Место отдыха | Старая церковь, Делфт |
Известный | Покровитель голландского художника Йоханнеса Вермеера. |
Супруг | |
Дети | Магдалена ван Рейвен, вышедшая замуж за Якоба Диссиуса (1653–1695). |
Мария Симонсдр де Кнейт (англ. Голландское произношение: [maːˈrijaː ˈsimɔnzˌdɔxtər də ˈknœyt] ; похоронен 26 февраля 1681) был покровителем голландского художника Иоганна Вермеера . Она оказывала поддержку и финансовую помощь Вермееру на протяжении всей его карьеры. Де Кнейт была замужем за Питером ван Рейвеном , богатым гражданином Делфта , Нидерланды. Питер был назван главным покровителем Вермеера, владеющим более чем половиной творчества Вермеера . Стипендия 2023 года определила де Кнейт главным покровителем, поскольку она знала его некоторое время и имела более непосредственное отношение к художнику. После смерти ван Рейвена и де Кнейта их поместье унаследовала их дочь Магдалена. Она умерла примерно через год после своей матери, и поместье затем унаследовали ее муж Яков Диссиус и его отец Авраам Диссиус.
Биография
[ редактировать ]Мария Симонсдр де Кнейт [а] вышла замуж за Питера Класа ван Рейвена в августе 1653 года. Питер родился в декабре 1624 года, [2] сын Никласа Питерса и Марии Грасвинкель. Его отец был хозяином Camer van Charitate (муниципального благотворительного отдела) в Делфте с 1623 по 1624 год и пивоваром на пивоварне Ox Brewery. [3] Пивоварня обанкротилась примерно в 1650 году, когда умер Николас Питерс. [2] Де Кнейт принес в брак большую часть богатства. [4]
Известно, что у Питера не было профессии, но де Кнейт и ван Рейвен были зажиточными и имели два дома в Делфте. С 1668 по 1674 год Питер был мастером Камер ван Шаритате . [2] [5] Его состояние было заработано благодаря разумному инвестированию богатства, которое они унаследовали. [6] Семья ван Рейвен, жившая у канала Ауде в Делфте, была членами арминианской партии Голландской реформатской церкви . [7]
У них родилась дочь Магдалена ван Рейвен, крещенная в Старой церкви Делфта 12 октября 1655 года. [8] Она вышла замуж за Якова Диссиуса 14 апреля 1680 года. [9] и после этого была широко известна по фамилии мужа. [2] В записях о крещении в Старой церкви указаны еще двое детей Марии и Питера: Мария, крещенная в 1657 году, и Симон в 1662 году. Считается, что они умерли молодыми, поскольку не были идентифицированы как наследники состояния де Кнейта и Питера. [9]
Питер умер и был похоронен 7 августа 1674 года. [9] Де Кнейт умерла 26 февраля 1681 года, когда ее похоронили в Делфте. [10] рядом с мужем в Старой церкви. [9] Их дочь Магдалена умерла 16 июня 1682 года в возрасте 27 лет. Детей у нее и ее мужа не было. Поместье ван Рейвен унаследовали Якоб Диссиус и его отец Авраам Диссиус. Как было предусмотрено в завещании Магдалины, Авраам должен был унаследовать половину имения, если ее мать умерла раньше нее, а у Магдалины и Якова не было детей. [11] Возможно, это произошло потому, что Иаков, хотя и не сам, женился на Магдалине, которая была наследницей. Возможно, Иакову в качестве приданого был передан печатный станок, принадлежавший его отцу Аврааму, а Авраам получил компенсацию в виде половины наследства своего сына. [9] Помимо картин, в наследство Магдалены входили ее дом на Вурстрите, владениях Спаланта, и процентные обязательства. [9]
Покровитель искусств
[ редактировать ]Де Кнейт и ее муж Питер покровительствовали искусству и были покупателями работ Йоханнеса Вермеера . [5] По словам кураторов ретроспективы (10 февраля 2023 г. - 4 июня 2023 г.) работ Вермеера в национальном музее Рейксмузеум в Амстердаме, де Кнейт был его главным покровителем. Она была близкой соседкой, когда Вермеер был ребенком, и больше участвовала в поддержке карьеры Вермеера, чем ее муж. [8] [12] Де Кнейт начал собирать свои работы примерно в то время, когда Вермеер начал писать портреты молодых женщин. До этого он писал произведения мифологической и религиозной тематики. Де Кнюйтам принадлежало более половины всего творчества Вермеера, насчитывающего 37 произведений, и свою первую картину, написанную в 1657 году, они приобрели. [8] Между 1657 и 1659 годами Вермеер написал картины « Спящая за столом девушка» и «Офицер и смеющаяся девушка» . [2]
Помимо свидетельств того, что именно де Кнейт был покровителем, некоторые дополнительные наблюдения, изложенные в «Взглядах на женщин в искусстве Вермеера», делают наиболее вероятным, что де Кнейт был главным покровителем. Вермеер переключил свое внимание на домашние сцены из жизни богатых женщин, входившие в компетенцию де Кнейта. [4]
Раннее пристрастие Вермеера к женской фигуре; растущий рынок привлекательных изображений молодой женственности; отождествление домохозяйств высококлассных бюргеров с женщинами на голландских картинах, изображающих домашнюю жизнь, и эстетическая привлекательность для Вермеера упорядоченных, залитых солнцем пространств, связанных с такими домохозяйствами; вероятное влечение этих сюжетов к женщинам, таким как Мария де Кнейт, чей муж намеревался создать избранную коллекцию современных сюжетов, написанных ныне живущими мастерами, связанными с Делфтом: это сочетание факторов облегчает понимание внимания Вермеера к женщинам в его искусстве.
—Лиза Вергара [4]
Де Кнейт выразила свою заботу и внимание к Вермееру, когда она завещала ему 500 гульденов, что в то время равнялось примерно годовому окладу мастера, в завещании 1665 года. [13] [14] Он был единственным человеком, не являющимся членом семьи, упомянутым в ее завещании. [15]
Серия из двадцати одной картины, принадлежащая де Кнейту, [б] многие из ныне известных, в том числе «Девушка с жемчужной сережкой» . [5] Коллекцию унаследовали их дочь и ее муж Магдалена и Якоб Диссиус . [5] Де Кнейт и ее муж собирали работы других художников, таких как Симон де Влигер и Эмануэль де Витте . [17]
Картины Вермеера
[ редактировать ]Согласно цитируемым источникам, картины, пронумерованные в аукционном каталоге 1696 года (номера с 1 по 12, с 31 по 33 и с 35 по 40), основаны на ассоциации Бинстока с каталогом, а также ассоциации Брооса и Уилока из их каталога 1996 года с Картины Вермеера:
Число | 1696 описание | Заголовок | Годы | Город и музей |
---|---|---|---|---|
1 | Девушка, весящая золото | Женщина, держащая весы , также известная как молодая леди, взвешивающая золото | в. 1662–1664 гг. | Вашингтон, Национальная галерея искусств [18] [19] [20] |
2 | Горничная, разливающая молоко | Доярка | в. 1657–1660 гг. | Амстердам, Рейксмузеум [18] [21] [22] |
3 | Портрет Вермеера в комнате с различными аксессуарами. | Астроном | в. 1668 г. | Париж, Музей Орсе [18] [23] [с] |
4 | Девушка играет на гитаре | Гитарист | 1672 | Лондон, Айви Бекест Кенвуд [6] [18] |
5 | Джентльмен моет руки | потерян или неизвестен [18] | ||
6 | Девушка играет на клавицене в комнате. | Урок музыки , или Дама в Вирджиналс с джентльменом | в. 1662–1665 гг. | Лондон, Королевская коллекция [18] [25] |
7 | Девушка, которой горничная приносит письмо. | Любовное письмо | в. 1669–1670 гг. | Амстердам, Рейксмузеум [18] |
7 | Девушка, которой горничная приносит письмо. | Госпожа и горничная | в. 1667 г. | Нью-Йорк, Коллекция Фрика [26] [27] [д] |
8 | Пьяная спящая горничная за столом | Девушка спит | в. 1657–1658 гг. | Нью-Йорк , Метрополитен-музей [2] [18] [и] |
9 | Гей-компания в комнате | Сводница | 1656 | Дрезден , Государственные художественные собрания , Картинная галерея старых мастеров [18] |
9 | Гей-компания в комнате | Девушка с бокалом вина | в. 1659–1660 гг. | Брауншвейг , Музей Герцога Антона Ульриха [32] |
10 | Джентльмен и молодая леди занимаются музыкой в комнате. | Девушка прервала свою музыку | в. 1658–1659, | Нью-Йорк, Коллекция Фрика [18] [27] [ф] |
11 | Солдат со смеющейся девушкой | Офицер и смеющаяся девушка | в. 1658–1659 гг. | Нью-Йорк, Коллекция Фрика [2] [27] |
12 | Девушка занимается рукоделием | Кружевница | в. 1669–1670 гг. | Париж, Музей Орсе [18] [23] [33] |
31 | Город Делфт в перспективе, вид с юга | Вид на Делфт | что. 1659–1663 гг. | Гаага , Маурицхейс [25] [26] [34] |
32 | Вид на дом, стоящий в Делфте | Маленькая улица | в. 1658–1660 гг. | Амстердам, Рейксмузеум [26] [35] [36] |
33 | Вид на какой-то дом | потерянный или неизвестный, или Маленькая улица [26] | ||
35 | Пишущая молодая леди | Леди, пишущая письмо , также известная как «Леди, пишущая». | в. 1665 г. | Вашингтон, Национальная галерея искусств [23] [26] [37] |
36 | Дама, украшающая себя | Женщина с жемчужным ожерельем | в. 1664 г. | Берлин, Государственные музеи, Картинная галерея [23] [38] [г] |
37 | Дама, играющая на клавицене | Леди, стоящая у девственницы , также известная как Молодая женщина, стоящая у девственницы. | в. 1670-е годы | Лондон, Национальная галерея [18] [23] |
37 | Дама, играющая на клавицене | Молодая женщина, сидящая в Вирджиналс | в. 1670–1672 гг. | Лейденская коллекция [23] |
38, 39, 40 | Трони платье в старинном | Девушка с жемчужной сережкой | в. 1665 г. | Гаага, Маурицхейс [26] [39] |
39, 40 | Трони в старинном платье | Девушка в красной шляпе | в. 1665 –1669 гг. | Вашингтон, Национальная галерея искусств [40] [час] |
40 | А во время | Этюд молодой женщины также Портрет молодой женщины | в. 1665 –1667 гг. | Нью-Йорк, Метрополитен-музей [26] [42] |
Несколько дополнительных картин в какой-то момент были идентифицированы как потенциальные картины аукциона 1696 года. Одна из них — « Девушка с флейтой» , предположительно созданная сотрудником студии Вермеера. Еще одна картина - «Девушка, читающая письмо у открытого окна» . Музей утверждает, что первым известным владельцем картины был курфюрст Саксонии и король Польши Август III, который приобрел картину в 1742 году. «Концерт» , украденный в 1990 году, не имеет происхождения, связывающего его с аукционом 1696 года. [я]
Провенанс
[ редактировать ]Определение происхождения картин, принадлежавших Питеру Класу ван Рейвену, Марии де Кнейт, их дочери Магдалене и ее мужу Якобу, начинается со списка картин Вермеера, проданных на аукционе в 1696 году, через год после смерти Якоба Диссиуса и через два года после него. смерть его отца. [50] Другой список картин Магдалены и Якоба Диссиуса был составлен в 1683 году, через год после смерти Магдалины. [50] но в этом списке указано только количество картин Вермеера в комнатах резиденции Магдалины и Джейкоба. [27] [Дж]
В конце 1980-х годов историк искусства Джон Майкл Монтиас предположил, что Питер Клас ван Рейвен был покровителем Вермеера, начиная с 1657 года, когда ван Рейвен предоставил Вермееру ссуду в размере 200 гульденов, что совпало со значительным изменением сюжетов и тем работ Вермеера. [51] Монтиас пришел к выводу, что большая часть из 21 картины Вермеера, выставленной на аукционе 1696 года после смерти Якоба Диссиуса, изначально была куплена Питером Класом ван Рейвеном. [9] Однако Броос и Уилок отмечают, что нет никаких документальных свидетельств того, что Питер ван Рейвен покупал или владел работами Вермеера, и утверждают, что некоторые из картин могли быть приобретены Диссиусом, его женой Магдаленой или его отцом Авраамом. [50]
На аукционе 16 мая 1696 года в Амстердаме была выставлена 21 картина Вермеера, написанная между 1657 и 1673 годами, за два года до смерти Вермеера. [52] После аукциона картины Вермеера многие годы, а иногда и столетия находились в частной собственности. Когда некоторые работы Вермеера всплыли на поверхность, их ошибочно приписали другим голландским художникам, таким как Питер де Хох и Рембрандт . [27]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Из статьи о соседях Вермеера, Мария де Кнейт, жена Питера Класа (Николаеса) ван Рюйвена (1624–1674), была дочерью Симона Винсентена (Сентена) де Кнейта и Магдалиентье Виллемсдра ван дер Мерш (е). Ее родители поженились в 1615 году. Ее отец умер в 1656 году и был похоронен 17 декабря 1656 года в Ауде-Лангендейке. Ее мать умерла после 1653 года.
Де Кнейт крестилась 21 декабря 1623 года. У нее был брат Винсент (1620–1664), владелец магазина, владевший несколькими домами, а за пределами Делфта он владел землей. У них было два брата по имени Виллем, оба умерли в год их рождения, в 1622 и 1627 годах. Ван Рейвены и Де Кнейтс были протестантами. Саймон, ее отец, владел двумя домами на северной стороне Маркта, к западу от гостиницы в Мехелене. В 1656 году, в год его смерти, был куплен, а затем продан дом на Ауде Лангендейк — к западу от Моленпорта.
Де Кнейт был на девять лет старше Вермеера и знал его с детства. Она была примерно того же возраста, что и его сестра Гертруй, так что обе девочки могли быть подругами. [1] Примечание. Статья была хорошо написана и документирована с соответствующими цитатами, но, похоже, у нее не было редактора, поэтому эта информация представлена в примечании, а не в тексте статьи. - ↑ Магдалена де Кнейт умерла в 1682 году, и в ее поместье находилось 20 картин Вермеера. Ее муж, умерший в 1695 году, на момент смерти хранил 21 картину Вермеера. [8] Единственное отличие в живописи могло заключаться в том, что картина «Маленькая улица» не была идентифицирована как работа Вермеера в описи поместья Магдалены. [16]
- ↑ Броос и Уилок говорят, что «Астроном» и «Географ» не участвовали в продаже Диссиуса и были проданы вместе в восемнадцатом веке. [24]
- ↑ Бинсток относит эту картину к коллекции Хендрика ван Бюйтена. Фрик заявляет: «Возможно, распродажа Вермеера, 1696 год, Амстердам, лот 7, продан за 70 флоринов». [28] и «Ученые сходятся во мнении, что лот 7 на распродаже Диссиуса («Молодая леди, которой служанка приносит письмо»), скорее всего, является любовницей и горничной Фрика». [29]
- ↑ Брос и Уилок заявляют, что картина была утеряна с 1737 года, пока не появилась на другом аукционе в Амстердаме. [30] Брос и Уилок заявили, что «Спящая девушка » «никогда не вызывала сомнений в том, что она и есть «Пьяная спящая горничная за столом», упомянутая в каталоге продаж 1696 года». [31]
- ↑ Бинсток утверждает, что «Девушка, прерванная музыкой», находится в Берлинском музее Staaliche, Gemäldegalerie . [18]
- ↑ Помимо де Кнейта, картину мог приобрести Диссиус. [18] [23]
- ↑ Этой картины не было в списке Бинстока. В происхождении указано: «Возможно, Питер Клас ван Рейвен; возможно, по наследству его жены Марии де Кнейт; возможно, по наследству ее дочери Магдалены ван Рейвен, Делфт; возможно, по наследству ее мужа Якобуса Абрахамса. Диссиус (продажа, Амстердам, 16 мая 1696 г., вероятно, нет 39 или 40).» [41]
- ^ Дополнительные картины включают:
- Девушка с флейтой . Национальная галерея искусств утверждает, что картина «Девушка с флейтой» , которая исторически была идентифицирована как одна из работ Вермеера, кажется, как будто она могла быть создана кем-то другим из-за несоответствий в художественном качестве. [43] Бинсток относит эту картину к коллекции Хендрика ван Бюйтена. [26] Национальная галерея искусств утверждает, что, скорее всего, она была сделана научным сотрудником Вермеера. В происхождении там говорится: «Возможно, Питер Клас ван Рейвен; возможно, по наследству его жене Марии де Кнейт; возможно, по наследству ее дочери Магдалене ван Рейвен, Делфт; возможно, по наследству ее мужу Якобусу Абрахамсу. Диссиус (продажа) , Амстердам, 16 мая 1696 г., вероятно, нет 39 или 40).» [44]
- Девушка, читающая письмо у открытого окна (также известная как Молодая женщина, читающая письмо у открытого окна) c. 1659–1660, Дрезден, Gemäldegalerie Alte Meister. [2] Однако два года спустя Монтиас заявил Вермееру и его окружению , что эта картина не входила в опись 1696 года. [45] Gemäldegalerie Alte Meister утверждает, что первым известным владельцем картины был курфюрст Саксонии и король Польши Август III, который приобрел картину в 1742 году. [46] [47]
- Концерт c. 1664–1665 - Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон. [48] Пропал без вести после кражи в 1990 году. В музее Гарднера указано происхождение: «Приобретено А. Дельфосом, вероятно, для Дидерика ван Лейдена, лорда Влардингена (1744–1810) в результате продажи коллекции Йоханнеса Лодевика Странтвика в Кабинете Констиге Шильдерен, Амстердам, за 315 флоринов 10 мая 1780 года, лот 150. Куплена дилером А. Пайе на распродаже коллекции М. Ван Лейдена в Chez A. Paillet et H. Delaroche, Париж, за 350 франков 10 сентября 1804 года, лот 62». [49]
- ^ В описи 1683 года указано количество картин в каждой соответствующей комнате, всего 20 произведений Вермеера. В «Коллекции Фрика» говорится: «Согласно этому документу, одиннадцать Вермееров находились в передней комнате дома Диссиуса на делфтском Маркте (или «Рынке»); четверо в задней комнате; один на кухне, которая, по-видимому, также служила спальней. ; два в подвальной комнате и два в другом месте резиденции. Сюжеты картин в доме Диссиуса не указаны в описи 1683 года». [27]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Слагер, Х.Г. (октябрь 2017 г.). Йоханнес Вермеер и его соседи (PDF) . Оммен, Нидерланды. стр. 100-1 введение, общее резюме, 2, 28–29.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час Монтиас 1987 , с. 69.
- ^ Монтиас 1987 , с. 68
- ^ Jump up to: а б с Вергара, Лиза (2001). «Перспективы женщин в искусстве Вермеера». В Уэйне Франитсе (ред.). Кембриджский компаньон Вермеера . Кембридж. п. 69.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с д Ганбольд, Николь (3 апреля 2023 г.). «Знакомьтесь, Мария де Кнейт: была ли главная покровительница Вермеера женщина?» . Ежедневный художественный журнал . Проверено 26 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Броос и Уилок 1996 , с. 47.
- ^ Монтиас 1987 , стр. 68–69.
- ^ Jump up to: а б с д Бейли, Мартин (7 февраля 2023 г.). «Выяснилось: покровителем Вермеера на самом деле была женщина — и она купила половину всего творчества художника» . Художественная газета . Проверено 26 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Монтиас 1987 , с. 71.
- ^ «Мария де Кнейт» . Гуманитарные науки, Амстердамский университет . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Монтиас 1987 , стр. 71–72.
- ^ «Расследование Рейксмузеума показывает, что главным покровителем Вермеера была женщина» . Фаренгейт . 7 февраля 2023 г. Проверено 26 апреля 2023 г.
- ^ Баккер, Пит (2020). «Биография Йоханнеса Вермеера». В Уилоке, Артур К. младший (ред.). Каталог Лейденской коллекции (2-е изд.). Нью-Йорк: Лейденская коллекция. п. 3. См. также Список биографий на странице архива .
- ^ Пикок, Марта Моффитт (16 ноября 2020 г.). Героини, гарпии и домохозяйки: образ влиятельных женщин в золотой век Голландии . Брилл. п. 343. ИСБН 978-90-04-43215-4 .
- ^ Лидтке, Уолтер А. (2001). Вермеер и Делфтская школа . п. 151.
- ^ Монтиас 1987 , с. 72.
- ^ Монтиас 1987 , стр. 70, 72–73.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Бинсток 2013 , с. 306.
- ^ Монтиас 1987 , стр. 72–73.
- ^ Broos & Wheelock 1996 , с. 140.
- ^ Монтиас 1987 , стр. 70, 72
- ^ Broos & Wheelock 1996 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Монтиас 1987 , с. 73.
- ^ Broos & Wheelock 1996 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б Броос и Уилок 1996 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бинсток 2013 , с. 307.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Вермееры Фрика воссоединились» . Коллекция Фрика . 2008 год . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ «Хозяйка и служанка» . Collections.frick.org . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Распродажа Диссиуса» . сайт frick.org . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Broos & Wheelock 1996 , стр. 58–59.
- ^ Broos & Wheelock 1996 , с. 35.
- ^ Broos & Wheelock 1996 , с. 114.
- ^ Broos & Wheelock 1996 , с. 176.
- ^ Монтиас 1987 , стр. 70, 73
- ^ Монтиас 1987 , стр. 69, 72
- ^ Broos & Wheelock 1996 , с. 102.
- ^ Broos & Wheelock 1996 , с. 156.
- ^ Broos & Wheelock 1996 , с. 152.
- ^ Broos & Wheelock 1996 , с. 166.
- ^ Broos & Wheelock 1996 , с. 160.
- ^ «Девочка в красной шляпе» (PDF) . Национальная галерея искусств . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Лидтке, Вальтер; Пломп, Мишель С.; Рюгер, Аксель (2001). Вермеер и Делфтская школа . Издательство Йельского университета. п. 393. ИСБН 0-87099-973-7 .
- ^ Broos & Wheelock 1996 , стр. 176, 205.
- ^ «Девушка с флейтой» (PDF) . Национальная галерея искусств . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Монтиас, Джон Майкл (1989). Вермеер и его окружение: сеть социальной истории . Издательство Принстонского университета. п. 248. дои : 10.2307/j.ctv301fz1 . JSTOR j.ctv301fz1 . S2CID 242041929 .
- ^ «Gemäldegalerie Alte Meister: Приобретение картины — «Девушка, читающая письмо у открытого окна» » . Gemaeldegalerie.skd.museum . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Broos & Wheelock 1996 , стр. 56–57.
- ^ Монтиас 1987 , с. 70
- ^ «Концерт - Детали объекта» . Музей Изабеллы Стюарт Гарднер . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Broos & Wheelock 1996 , стр. 22–23.
- ^ Broos & Wheelock 1996 , с. 22.
- ^ Broos & Wheelock 1996 , стр. 23, 53.
Библиография
[ редактировать ]- Бинсток, Бенджамин (7 марта 2013 г.). Семейные тайны Вермеера: гений, открытие и неизвестный ученик . Рутледж. ISBN 978-1-136-08706-6 .
- Броос, Бен; Уилок, Артур К. младший (1996). Уилок, Артур К. (ред.). «Иоганнес Вермеер» (PDF) . Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, и Королевский кабинет картин Маурицхейса, Гаага . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета и Нидерланды: Ваандерс, Зволле.
- Монтиас, Джон Майкл (1987). «Клиенты и покровители Вермеера». Художественный вестник . 69 (1): 68–76. дои : 10.2307/3051083 . ISSN 0004-3079 . JSTOR 3051083 . Включая сноски.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с картинами Йоханнеса Вермеера, на Викискладе?