Консервация-реставрация картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

Работа по консервации и реставрации фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» , большая часть которой скорее вредна, чем полезна, велась на протяжении многих столетий и продолжается. выполненная в конце 15 века художником Возрождения эпохи Леонардо да Винчи , Фреска, находится в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, Милан , Италия. «Тайная вечеря» была заказана Людовико Сфорца , герцогом Миланским , в 1495 году как часть серии реконструкций монастыря с намерением сделать это место семейным мавзолеем Сфорца. [ 2 ] Роспись началась в 1495 году и продолжалась до 1498 года. [ 2 ]
Предполагается, что эта сцена изображает библейский стих из Иоанна 13:22, показывающий реакцию Двенадцати учеников на Тайной вечере на заявление Иисуса о том, что один из них предаст его. [ 3 ] [ 4 ]
Используемые техники и материалы
[ редактировать ]Когда Леонардо да Винчи получил заказ на «Тайную вечерю» , он еще никогда не работал над произведением такого огромного размера, пятнадцать футов в высоту и почти двадцать девять футов в ширину. [ 5 ] У него также был очень ограниченный опыт работы в технике, известной как фреска , когда пигмент смешивался с влажной штукатуркой для создания прочного соединения. [ 6 ] Традиционно художники-фрескисты наносили много последовательных слоев штукатурки до и во время процесса росписи. [ 7 ] Этот метод требует от художников-фрескистов работать быстро и по заранее заданному плану. Однако Леонардо работал не так, и по этой причине он выбрал новую технику нанесения смеси масляных и темперных красок на сухую стену. По словам Росса Кинга, «по сути, [Леонардо] взял темперные краски и смешал с ними эмульгирующие масла». [ 8 ] Это позволило Леонардо использовать более насыщенные цвета и более мелкие детали без необходимости работать очень быстро.
Леонардо да Винчи сначала покрыл стену штукатуркой. [ 9 ] Затем он добавил тонкий слой карбоната кальция и магния. [ нужны разъяснения ] и клей животного происхождения для облегчения переплета. [ 9 ] После этого Леонардо нанес грунтовку свинцовыми белилами . [ 9 ] обычно используется в картинах эпохи Возрождения, но редко используется во фресках. Большие количества свинцовых белил на фресках могут быть очень токсичными: при окислении до диоксида свинца они становятся коричневатыми. [ 10 ] Леонардо использовал красный мел и черную краску поверх свинцовых белил, чтобы набросать свое изображение, а затем добавил бесчисленные слои смешанных пигментов. [ 10 ] Леонардо использовал серию полупрозрачных глазурей для отделки фресок. [ 11 ]
Ухудшение
[ редактировать ]Леонардо да Винчи К 1517 году «Тайная вечеря» уже начала портиться, что отмечалось во многих дневниках и письмах того времени. Коррозию работы можно объяснить нетрадиционной техникой рисования Леонардо как на стене, так и на самой поверхности. Трапезная Санта-Мария-делле-Грацие расположена в низменной части города, подверженной наводнениям и сырости. [ 12 ] Поверхность, на которой рисовал Леонардо, представляет собой внешнюю стену и должна была впитывать влагу. [ 12 ] Картина также подвергалась воздействию пара и дыма из монастырской кухни и свечей, используемых в самой трапезной. [ 12 ] К 1582 году было записано, что «Тайная вечеря» находилась «в состоянии полного разрушения». [ 12 ]
Около 1652 года в стене трапезной была прорезана дверь, разрушив место, на котором были изображены ноги Иисуса. [ 13 ]
В 1796 году французские войска по приказу Наполеона взяли под свой контроль Милан и использовали трапезную Санта-Мария-делле-Грацие в качестве своей конюшни. [ 14 ] В 1800 году произошло наводнение, в результате которого трапезная заполнилась водой на два фута на 15 дней. [ 14 ] Стены впитали влагу, в результате чего вся картина покрылась густой зеленой плесенью. [ 14 ]
Английский писатель писал в 1847 году, что это произведение «никогда больше не увидится человеческим глазом... Большая часть погибла навсегда». [ 15 ] Автор Генри Джеймс позже написал: «[ Тайная вечеря ] самое печальное произведение искусства в мире». [ 15 ]
«Тайная вечеря» была почти полностью утрачена 16 августа 1943 года, в разгар Второй мировой войны в Италии. [ 16 ] когда бомба Королевских ВВС попала в Санта-Мария-делле-Грацие, разрушив крышу трапезной и разрушив другие близлежащие помещения. [ 16 ] Тайную вечерю защитили от разрушения мешками с песком, матрасами и подушками. [ 16 ] Однако работа подверглась воздействию стихии во время реконструкции крыши и стен. [ 16 ]
Попытки реставрации и консервации
[ редактировать ]
1700-е годы
[ редактировать ]Микеланджело Беллотти
[ редактировать ]первая зарегистрированная попытка реставрации « Тайной вечери» В 1726 году началась . Для работы над произведением члены монастыря наняли художника Микеланджело Беллотти. [ 17 ] Заполнив потрескавшиеся и отслоившиеся участки новой темперной краской, Беллотти покрыл работу слоем масла. [ 18 ] Из-за этого большая часть оригинальной краски была спрятана под его реставрацией, в результате чего Беллотти назвали «человеком, которому очень не хватает навыков и знаний». [ 17 ]
Джозеф Мацца
[ редактировать ]Джузеппе Мацца был нанят священниками Санта-Мария-делле-Грацие в 1770 году для работы над восстановлением и сохранением «Тайной вечери» . [ 19 ] Мацца попытался удалить дополнения Микеланджело Беллотти, используя железный скребок. [ 18 ] затем залил участки смесью масляных красок и перекрасил работу по своему усмотрению. [ 19 ] Решив, что работа — настоящая фреска, он также промыл стену раствором гидроксида натрия. [ 18 ] Это привело к тому, что его уволили с реставрационных работ и перевели в другой монастырь нанявшего его священника. [ 18 ]
1800-е годы
[ редактировать ]Стефано Барецци
[ редактировать ]В 1821 году Стефано Барецци, убежденный, что «Тайная вечеря» — это обычная фреска, попытался снять произведение со стены трапезной. [ 19 ] Осознав свою ошибку, Барецци попытался приклеить снятую краску обратно на стену. [ 19 ] Барецци также добавил участки цветной лепнины. [ 18 ]
Между 1853 и 1855 годами Стефано Барецци снова был нанят для работы над «Тайной вечерей» . [ 18 ] Во время этой попытки консервации Барецци очистил всю поверхность работы, а также снял штукатурку над произведением, обнажив люнеты. [ 18 ] картина Леонардо да Винчи с изображением гербов покровителя Леонардо Людовико Сфорца и его сыновей Максимилиана и Франческо . [ 20 ]
1900-е годы
[ редактировать ]Луиджи Кавенаги
[ редактировать ]20-й век принес успехи в научных технологиях, которые использовались при реставрации и консервации «Тайной вечери» . Первым человеком, проведшим анализ химических компонентов картины, был Луиджи Кавенаги в 1908 году. [ 20 ] На основании этого анализа Кавенаги пришел к выводу, что картина была выполнена темперой на двух слоях штукатурки. [ 20 ]
Оресте Сильвестри
[ редактировать ]В 1924 году итальянский художник Оресте Сильвестри возглавил очистку работы Леонардо, а также нанесение новой штукатурки на края картины. [ 20 ]
Мауро Пелличоли
[ редактировать ]Мауро Пелличчоли завершил три отдельных сеанса реставрационных и консервационных работ «Тайной вечери» . В 1947 году Пелличчоли было поручено завершить очистку, «которая должна была быть проведена более радикально, чем предыдущая работа Кавенаги и Сильвестри». [ 20 ] Пелличчоли попытался снова связать краску с поверхностью стены, нанеся шеллак на краску и введя внутрь казеин . [ 20 ] Эта попытка, по словам Пьетро Марани , «восстановила краске ее целостность, консистенцию и яркие цвета». [ 20 ]
Между 1951 и 1952 годами, а затем в 1954 году Пелличчоли сосредоточился на том, чтобы полностью изменить работу, завершенную в 18 веке, и восстановить произведение до его самого раннего состояния. [ 20 ] Во время уборки Пелличчоли раскрыл многие оригинальные детали Леонардо, такие как ассизийская вышивка на скатерти и золотые буквы на мантии Иуды. [ 20 ]
Пинин Брамбилла Барсилон
[ редактировать ]
В 1976 году суперинтендант по художественному и историческому наследию Милана приказал провести полную экспертизу работ Леонардо. [ 21 ] Это обследование включало гидролокационные и радиолокационные испытания, образцы керна стены, инфракрасные камеры и рентгеновские снимки. [ 22 ] Суперинтендант поручил Пинину Брамбилле Барсилону, уважаемому реставратору произведений искусства, руководить полной реставрацией. [ 21 ] Во время этой реставрации были предприняты шаги по тщательному удалению грязи и сажи, прежде чем приступить к отмене прошлых попыток реставрации. [ 22 ] Реставраторы удалили многочисленные слои шеллака, краски и масла, используя «растворитель, нанесенный крошечными промокашками японской бумаги». [ 22 ] Слишком поврежденные или неузнаваемые участки были заполнены светлыми акварельными красками, чтобы не отвлекать внимание от пустых участков. [ 22 ] Леонардо Одним из главных открытий во время этой реконструкции стало крошечное отверстие, обозначавшее точку схода , или точку перспективы. [ 21 ] Эта реконструкция длилась 21 год, до 28 мая 1999 года. [ 21 ]
Бывшая столовая была преобразована в герметичное помещение с климат-контролем, чтобы помочь противодействовать экологическим опасностям, которые могут привести к дальнейшему ухудшению состояния. [ 22 ] С тех пор посетители должны пройти через несколько камер фильтрации загрязнений и влаги, прежде чем войти, чтобы увидеть картину, и им разрешается оставаться только в течение 15-20 минут. [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фигуры Евангелия в искусстве Стефано Зуффи, 2003 г. ISBN 978-0-89236-727-6 страниц 254-259 Ссылка на книги Google
- ^ Перейти обратно: а б Цоллнер, Франк (2011). Леонардо да Винчи: Полное собрание картин . Кёльн, Германия: Сумки . п. 230.
- ^ Цоллнер, Франк (2011). Леонардо да Винчи: Полное собрание картин . Кёльн, Германия: Сумки. п. 231.
- ^ Иоанна 13:22–30.
- ^ Кинг, Росс (2012). Леонардо и Тайная вечеря . Нью-Йорк: Блумсбери. п. 49 . ISBN 978-0802717054 .
- ^ Кинг, Росс (2012). Леонардо и Тайная вечеря . Нью-Йорк: Блумсбери. п. 48 . ISBN 978-0802717054 .
- ^ Мерриам-Вебстер (31 августа 2023 г.). «Фреска» .
- ^ Кинг, Росс (2012). Леонардо и Тайная вечеря . Нью-Йорк: Блумсбери. п. 105 . ISBN 978-0802717054 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кинг, Росс (2012). Леонардо и Тайная вечеря . Нью-Йорк: Блумсбери. п. 107 . ISBN 978-0802717054 .
- ^ Перейти обратно: а б Кинг, Росс (2012). Леонардо и Тайная вечеря . Нью-Йорк: Блумсбери. п. 108 . ISBN 978-0802717054 .
- ^ Кинг, Росс (2012). Леонардо и Тайная вечеря . Нью-Йорк: Блумсбери. п. 109 . ISBN 978-0802717054 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Кинг, Росс (2012). Леонардо и Тайная вечеря . Нью-Йорк: Блумсбери. п. 271 . ISBN 978-0802717054 .
- ^ Брамбилла Барсилон, Пинин (1999). Леонардо: Тайная вечеря . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. п. 335.
- ^ Перейти обратно: а б с Кинг, Росс (2012). Леонардо и Тайная вечеря . Нью-Йорк: Блумсбери. п. 273 . ISBN 978-0802717054 .
- ^ Перейти обратно: а б Кинг, Росс (2012). Леонардо и Тайная вечеря . Нью-Йорк: Блумсбери. п. 274 . ISBN 978-0802717054 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Кинг, Росс (2012). Леонардо и Тайная вечеря . Нью-Йорк: Блумсбери. п. 276 . ISBN 978-0802717054 .
- ^ Перейти обратно: а б Кинг, Росс (2012). Леонардо и Тайная вечеря . Нью-Йорк: Блумсбери. п. 272 . ISBN 978-0802717054 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Марани, Пьетро (2009). Тайная вечеря Леонардо да Винчи . Милан, Италия: Skira Editore. п. 51.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кинг, Росс (2012). Леонардо и Тайная вечеря . Нью-Йорк: Блумсбери. п. 272 . ISBN 978-0802717054 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Марани, Пьетро (2009). Тайная вечеря Леонардо да Винчи . Милан, Италия: Skira Editore. п. 52.
- ^ Перейти обратно: а б с д Брамбилла Барсилон, Пинин (1999). Леонардо: Тайная вечеря . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кинг, Росс (2012). Леонардо и Тайная вечеря . Нью-Йорк: Блумсбери. ISBN 978-0802717054 .