Jump to content

Скапильята

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Скапильята
Русский : Дама с растрепанными волосами.
Художник Леонардо да Винчи
Год в. 1506–1508 (незаконченный)
Середина Масло , умбра и свинцовые белила на деревянной панели из тополя.
Размеры 24,7 см × 21 см (9,7 × 8,3 дюйма)
Расположение Национальная галерея , Парма

La Scapigliata ( по-итальянски «Дама с растрепанными волосами») [n 1] незаконченная картина, обычно приписываемая итальянскому эпохи Возрождения художнику Леонардо да Винчи и датированная ок. 1506–1508 гг . Написанная маслом , умброй и свинцовыми белилами на небольшой деревянной панели из тополя , ее авторство остается спорным: некоторые эксперты приписывают эту работу ученику Леонардо . Картина вызвала восхищение за ее пленительную красоту, загадочную манеру поведения и мастерство исполнения сфумато .

Нет единого мнения относительно темы, даты, истории или цели картины. На нем изображена неопознанная женщина, смотрящая вниз, а ее волосы заполняют кадр позади нее. Было предложено множество теорий по этому поводу: что это эскиз незавершенной картины Святой Анны ; этюд лондонской версии « Мадонны в скалах» Леонардо или утраченной картины «Леда и лебедь» ; или картина, намеренно оставленная незавершенной из-за ее эстетической ценности .

Картина была зарегистрирована при продаже в 1826 году Гаэтано Каллани коллекции Национальной галерее Пармы , музею, в котором она в настоящее время размещена, но доказательства ее существования могут относиться к 1531 году, когда она могла принадлежать Изабелле. д'Эсте . Хотя многие исследования творчества Леонардо умалчивают об этом вопросе, большинство ученых, обсуждающих картину, считают ее автографической работой Леонардо да Винчи , и она была указана как таковая на различных крупных выставках Леонардо.

У картины нет официального названия, но она наиболее известна под прозвищем La Scapigliata ( по-итальянски «Дама с растрепанными волосами»). [n 1] [2] в отношении растрепанных и развевающихся волос субъекта. [3] Он был известен под другими именами в сочетании с La Scapigliata , в том числе «Голова женщины» , [4] Голова молодой женщины , [5] Голова молодой девушки , [6] Голова и плечи женщины , [7] Портрет девушки , [8] и женская голова . [9]

Описание

[ редактировать ]
Детали нюансов в Ла Скапильяте

Истинная цель создания произведения неизвестна, и его по-разному называли эскизом, рисунком или картиной. [10] Благодаря использованию краски ее правильно называют картиной. [1] но ученые продолжают обсуждать его качества, похожие на эскизы и рисунки, часто связывая его с ранними работами Леонардо, такими как « Поклонение волхвов» и «Святой Иероним в пустыне» . [7] а также более поздние, такие как Богородица с Младенцем, Святой Анной и Иоанном Крестителем . [11] Историк искусства Кармен Бамбах предлагает описывать его как «рисунок кистью» или как «нарисованный эскиз». [5]

Картина выполнена на небольшом [n 2] из тополя размером 24,6 × 21,0 см (9,7 × 8,3 дюйма) Деревянная панель с маслом , умброй и свинцовыми белилами . [13] На нем изображен незаконченный силуэт молодой женщины, лицо которой нежно смотрит вниз, а ее свободно прорисованные, растрепанные волосы развеваются в воздухе позади нее. [7] Глаза женщины полузакрыты и полностью игнорируют внешний мир и зрителя, а ее рот слегка сформирован в двусмысленную улыбку, напоминающую Мону Лизу . [3] За исключением ее лица, занимающего большую часть картины, остальная часть картины едва зарисована, с загрунтованным, но неокрашенным фоном. [4] Различия в лице и остальной части картины эффективно сочетаются благодаря мастерству сфумато . [3] Историк искусства Александр Нагель отмечает, что сфумато приводит к тому, что тени скрывают любые штрихи или знаки, и указывает, как тени смягчаются тщательным освещением вокруг них, например, на левой стороне челюсти. [14] Привлекательность этого контраста незавершенных и законченных частей спровоцировала предположение, что картина не является незавершенной, а намеренно оставлена ​​в эскизном состоянии. [7] [10]

Сюжет картины неизвестен, и ни одна теория не оказалась достаточно убедительной, чтобы современные ученые могли прийти к единому мнению по этому поводу. [1] Одна из теорий состоит в том, что эта работа представляет собой этюд утраченной картины Леонардо «Леда и лебедь» , но это дискредитируется существующими копиями картины, на которой Леда изображена с более замысловатыми волосами, чем у женщины из «Скапильяты». [7] Также утверждается, что картина была эскизом так и не законченной картины Святой Анны или этюдом лондонской версии « Мадонны в скалах» . [1] По мнению ученых Национальной галереи Пармы, предметом картины может быть портрет анонимной женщины. [3]

Атрибуция

[ редактировать ]
Считается, что «Скапильята» была создана примерно в то же время, что и мультфильм Леонардо « Мадонна с младенцем, святой Анной и святым Иоанном Крестителем» .

Современные ученые в целом согласны с тем, что «Скапильята» принадлежит Леонардо да Винчи. [15] Эта атрибуция не так широко принята, как другие обсуждаемые картины Леонардо, такие как его «Джиневра де Бенчи» , «Портрет музыканта» , «Дама с горностаем » и «Святой Иоанн Креститель» , и игнорируется некоторыми историками искусства, причем многие воздерживаются даже от комментариев. на этом. [12] [16] Историки искусства Мартин Кемп и Франк Цёлльнер исключили эту работу из своих каталогов картин Леонардо. [17] в то время как Люк Сайсон предполагает, что это работа одного из многих учеников Леонардо . [18]

Сомнения относительно атрибуции картины возникли не недавно. В 1896 году Коррадо Риччи , директор Национальной галереи, заявил, что ее подделал ее бывший владелец Гаэтано Каллани . [1] [10] из-за чего его снова приписали как «школу Леонардо». [10] В 1924 году это утверждение было оспорено историком искусства Адольфо Вентури , который утверждал, что это было произведение Леонардо, и представил доказательства, которые стремились связать работу с Домом Гонзага . [1] Атрибуцию Леонардо далее отстаивал Карло Педретти , который связал картину с Изабеллой д'Эсте , известной покровительницей Леонардо. [1] [11] С тех пор большинство ученых признали, что эта работа принадлежит автографу Леонардо. [19] но современные критики, такие как историк искусства Жак Франк, продолжают сомневаться в его подлинности. [4] [20] Франк, основываясь на своих сомнениях в неправильных пропорциях и странной форме черепа объекта, предположил, что картина принадлежит ученику Леонардо Джованни Больтраффио . Он указал на сходство между «Скапильятой» и работой Больтраффио «Голова Богородицы с младенцем» . [20] Бернардино Луини , еще один ученик Леонардо, также был предложен в качестве художника, свидетельства которого основаны на его изображениях женских лиц. [1]

Крупные выставки в Лувре (2003 г.), Милане (2014–2015 гг.), Нью-Йорке (2016 г.), Париже (2016 г.), Неаполе (2018 г.) и снова в Лувре (2019–2020 гг.) показали картину как Леонардо. [21]

Встречаться

[ редактировать ]

Картина обычно датируется ок. 1506–1508 гг. На основе стилистического сходства с другими работами Леонардо, а именно « Мадонна с младенцем, святой Анной и святым Иоанном Крестителем» и «Лондонской Богородицей в скалах» . [22] [23] [24] В 2016 году Бамбах датировал картину ок. 1500–1505 гг ., так как она считает, что Леонардо был заказан Агостино Веспуччи в это время. [7]

Никаких записей о заказе картины не сохранилось, но ее близость позволяет предположить, что она могла быть написана для частного покровителя . [7] Бамбах цитирует записку флорентийского чиновника Агостино Веспуччи, в которой упоминается Леонардо, и описывается привлекательность и красота незаконченного бюста Венеры работы знаменитого древнегреческого художника Апеллеса . [7] Она считает, что «Скапильята» может быть результатом того, что Веспуччи поручил Леонардо выполнить произведение в том же духе. [25]

Портрет Изабеллы д'Эсте работы Леонардо да Винчи (1499–1500) изображает маркизу Мантуанскую, предполагаемую покровительницу Ла Скапильяты .

Более широко распространенная теория состоит в том, что работа была заказана известным покровителем Леонардо и членом семьи Гонзага из Мантуи Изабеллой д'Эсте . Она была одной из ведущих женщин итальянского Возрождения, крупным культурным и политическим деятелем, которая в 1501 году попросила Леонардо картину Мадонны для своей частной студии. [21] Изабелла д'Эсте, вероятно, подарила картину своему сыну Федерико II по случаю его свадьбы с Маргаритой Палеологой . [26] Об этом свидетельствует письмо 1531 года секретаря мантуанской семьи Гонзага Ипполито Каландры, который предлагает повесить картину (с очень похожими чертами на «Скапильяту ») в спальне Федерико II и Маргариты Палеологи. [11] В инвентаре 1531 года коллекции произведений искусства семьи Гонзага в герцогском дворце также есть картина, которая могла бы быть «Скапильятой» . [15] Другой инвентарь 1627 года, вероятно, относится к Ла Скапильяте и, вероятно, является источником названия картины, поскольку запись описывает ее следующим образом: «На картине изображена голова растрепанной женщины... работы Леонардо да Винчи». [10] [15] Из этой записи следует, что она не была продана среди крупных продаж картин из коллекции Гонзаги английскому Карлу I в 1626–1627 годах. Вполне возможно, что картина была украдена из коллекции Гонзаги в июле 1630 года, когда на деньги Фердинанда II императорская армия из 36 000 наемников -ландскнехтов разграбила Мантую. [21]

Следующая (и первая достоверная) запись о картине относится к 1826 году, когда Франческо Каллани предложил коллекцию своего отца, художника по пармезану Гаэтано Каллани, на продажу галерее Академии изящных искусств в Парме . [10] [15] В списке работ из коллекции директора галереи Паоло Тоски « Скапильята» значится как «Голова Мадонны, написанная светотенью». [1] Продажа подразумевает, что в какой-то момент она вошла в коллекцию Гаэтано Каллани, вероятно, во время его пребывания в Милане в 1773–1778 годах, но кроме того, что она находилась в Милане, до этого момента нет никакой информации о местонахождении картины. [10] [21] Продажа состоялась в 1839 году, но картина, идентифицированная как «Скапильята», поступила в галерею Палатинской галереи в Парме (ныне Национальная галерея Пармы ), где она значилась как «Голова Леонардо да Винчи» и описывалась Тоски как «Голова Леонардо да Винчи». очень редкая работа, которую можно найти сегодня». [3] [10] С тех пор он хранится в Национальной галерее Пармы. [15]

Интерпретация

[ редактировать ]

«Здесь Леонардо не просто создает икону женской красоты, но гораздо больше. Благодаря уникальному в своем роде экспериментализму ему удается суммировать божественную сложность реальности».

Пьетро К. Марани [21]

Было предложено множество теорий о предполагаемой цели и значении работы, что, по мнению Национальной галереи Пармы, связано с двусмысленностью «нарисованного рисунка» работы. [3] Ученые из Метрополитен-музея отмечают, что контраст между скульптурным и детальным лицом модели с ее фрагментарными волосами, плечами и шеей вызывает аналогичный контраст между интенсивностью и свободой. [7] Ученые из Galleria Nazionale интерпретировали этот контраст как феминистское представление мощной, но элегантной женственности. [21]

Работа была признана вершиной леонардескского сфумато. [24] Нагель отмечает внимание к деталям, мастерское затенение и освещение. [14] Нагель сравнивает «Скапильяту» с этюдами учителя Леонардо, Андреа дель Верроккьо , отмечая схожий подход и внимание, уделяемое штриховке. [14] и что и исследования женских голов Верроккьо, и «Скапильята» Леонардо , похоже, «знают», что край панели существует. Он заключает, что

«В творчестве Леонардо тень исследуется до такой степени, что она принимает совершенно новую роль. Тени больше не «принадлежат» форме, а рассматриваются как вариации более общего зрительного явления, подчиняющегося законам, управляющим всякой видимостью. ведут себя как постепенные модуляции в непрерывном диапазоне, простирающемся между «началами и концами тени», т. е. от света до абсолютной темноты. Тень на правой щеке («вне формы») принадлежит к той же системе, что и тени. под подбородком, на щеке или вокруг глаз при различных условиях они могут объединиться и поглотить все лицо». [14]

Неизвестно, какой доступ Леонардо имел к « , Плиния Старшего Естественной истории» но в 2016 году Бамбах предполагает, что «Скапильята» могла быть вдохновлена ​​анекдотом из нее. Плиний ссылается на незаконченную картину «Венера Косская» известного древнегреческого художника Апеллеса, которая вызвала восхищение, хотя она и не была закончена. Бамбах цитирует заметку Агостино Веспуччи, в которой упоминаются и Леонардо, и эта история, и утверждает, что Леонардо был вдохновлен на достижение того же результата, что и Апеллес. [25]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б произносится [la skapiʎˈʎaːta] ; иногда пишется Scapiliata ; [1] известен под разными именами .
  2. Из всех картин, приписываемых Леонардо, «Скапильята» — самая маленькая. [12]

Источники

[ редактировать ]
Книги
Статьи
Онлайн

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5e70b94f8f515de1fa788b0c581a7e32__1716432360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/32/5e70b94f8f515de1fa788b0c581a7e32.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
La Scapigliata - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)