Скапильята
Скапильята | |
---|---|
Русский : Дама с растрепанными волосами. | |
![]() | |
Художник | Леонардо да Винчи |
Год | в. 1506–1508 (незаконченный) |
Середина | Масло , умбра и свинцовые белила на деревянной панели из тополя. |
Размеры | 24,7 см × 21 см (9,7 × 8,3 дюйма) |
Расположение | Национальная галерея , Парма |
La Scapigliata ( по-итальянски «Дама с растрепанными волосами») [n 1] — незаконченная картина, обычно приписываемая итальянскому эпохи Возрождения художнику Леонардо да Винчи и датированная ок. 1506–1508 гг . Написанная маслом , умброй и свинцовыми белилами на небольшой деревянной панели из тополя , ее авторство остается спорным: некоторые эксперты приписывают эту работу ученику Леонардо . Картина вызвала восхищение за ее пленительную красоту, загадочную манеру поведения и мастерство исполнения сфумато .
Нет единого мнения относительно темы, даты, истории или цели картины. На нем изображена неопознанная женщина, смотрящая вниз, а ее волосы заполняют кадр позади нее. Было предложено множество теорий по этому поводу: что это эскиз незавершенной картины Святой Анны ; этюд лондонской версии « Мадонны в скалах» Леонардо или утраченной картины «Леда и лебедь» ; или картина, намеренно оставленная незавершенной из-за ее эстетической ценности .
Картина была зарегистрирована при продаже в 1826 году Гаэтано Каллани коллекции Национальной галерее Пармы , музею, в котором она в настоящее время размещена, но доказательства ее существования могут относиться к 1531 году, когда она могла принадлежать Изабелле. д'Эсте . Хотя многие исследования творчества Леонардо умалчивают об этом вопросе, большинство ученых, обсуждающих картину, считают ее автографической работой Леонардо да Винчи , и она была указана как таковая на различных крупных выставках Леонардо.
Имя
[ редактировать ]У картины нет официального названия, но она наиболее известна под прозвищем La Scapigliata ( по-итальянски «Дама с растрепанными волосами»). [n 1] [2] в отношении растрепанных и развевающихся волос субъекта. [3] Он был известен под другими именами в сочетании с La Scapigliata , в том числе «Голова женщины» , [4] Голова молодой женщины , [5] Голова молодой девушки , [6] Голова и плечи женщины , [7] Портрет девушки , [8] и женская голова . [9]
Описание
[ редактировать ]
Истинная цель создания произведения неизвестна, и его по-разному называли эскизом, рисунком или картиной. [10] Благодаря использованию краски ее правильно называют картиной. [1] но ученые продолжают обсуждать его качества, похожие на эскизы и рисунки, часто связывая его с ранними работами Леонардо, такими как « Поклонение волхвов» и «Святой Иероним в пустыне» . [7] а также более поздние, такие как Богородица с Младенцем, Святой Анной и Иоанном Крестителем . [11] Историк искусства Кармен Бамбах предлагает описывать его как «рисунок кистью» или как «нарисованный эскиз». [5]
Картина выполнена на небольшом [n 2] из тополя размером 24,6 × 21,0 см (9,7 × 8,3 дюйма) Деревянная панель с маслом , умброй и свинцовыми белилами . [13] На нем изображен незаконченный силуэт молодой женщины, лицо которой нежно смотрит вниз, а ее свободно прорисованные, растрепанные волосы развеваются в воздухе позади нее. [7] Глаза женщины полузакрыты и полностью игнорируют внешний мир и зрителя, а ее рот слегка сформирован в двусмысленную улыбку, напоминающую Мону Лизу . [3] За исключением ее лица, занимающего большую часть картины, остальная часть картины едва зарисована, с загрунтованным, но неокрашенным фоном. [4] Различия в лице и остальной части картины эффективно сочетаются благодаря мастерству сфумато . [3] Историк искусства Александр Нагель отмечает, что сфумато приводит к тому, что тени скрывают любые штрихи или знаки, и указывает, как тени смягчаются тщательным освещением вокруг них, например, на левой стороне челюсти. [14] Привлекательность этого контраста незавершенных и законченных частей спровоцировала предположение, что картина не является незавершенной, а намеренно оставлена в эскизном состоянии. [7] [10]
Сюжет картины неизвестен, и ни одна теория не оказалась достаточно убедительной, чтобы современные ученые могли прийти к единому мнению по этому поводу. [1] Одна из теорий состоит в том, что эта работа представляет собой этюд утраченной картины Леонардо «Леда и лебедь» , но это дискредитируется существующими копиями картины, на которой Леда изображена с более замысловатыми волосами, чем у женщины из «Скапильяты». [7] Также утверждается, что картина была эскизом так и не законченной картины Святой Анны или этюдом лондонской версии « Мадонны в скалах» . [1] По мнению ученых Национальной галереи Пармы, предметом картины может быть портрет анонимной женщины. [3]
Атрибуция
[ редактировать ]
Современные ученые в целом согласны с тем, что «Скапильята» принадлежит Леонардо да Винчи. [15] Эта атрибуция не так широко принята, как другие обсуждаемые картины Леонардо, такие как его «Джиневра де Бенчи» , «Портрет музыканта» , «Дама с горностаем » и «Святой Иоанн Креститель» , и игнорируется некоторыми историками искусства, причем многие воздерживаются даже от комментариев. на этом. [12] [16] Историки искусства Мартин Кемп и Франк Цёлльнер исключили эту работу из своих каталогов картин Леонардо. [17] в то время как Люк Сайсон предполагает, что это работа одного из многих учеников Леонардо . [18]
Сомнения относительно атрибуции картины возникли не недавно. В 1896 году Коррадо Риччи , директор Национальной галереи, заявил, что ее подделал ее бывший владелец Гаэтано Каллани . [1] [10] из-за чего его снова приписали как «школу Леонардо». [10] В 1924 году это утверждение было оспорено историком искусства Адольфо Вентури , который утверждал, что это было произведение Леонардо, и представил доказательства, которые стремились связать работу с Домом Гонзага . [1] Атрибуцию Леонардо далее отстаивал Карло Педретти , который связал картину с Изабеллой д'Эсте , известной покровительницей Леонардо. [1] [11] С тех пор большинство ученых признали, что эта работа принадлежит автографу Леонардо. [19] но современные критики, такие как историк искусства Жак Франк, продолжают сомневаться в его подлинности. [4] [20] Франк, основываясь на своих сомнениях в неправильных пропорциях и странной форме черепа объекта, предположил, что картина принадлежит ученику Леонардо Джованни Больтраффио . Он указал на сходство между «Скапильятой» и работой Больтраффио «Голова Богородицы с младенцем» . [20] Бернардино Луини , еще один ученик Леонардо, также был предложен в качестве художника, свидетельства которого основаны на его изображениях женских лиц. [1]
Крупные выставки в Лувре (2003 г.), Милане (2014–2015 гг.), Нью-Йорке (2016 г.), Париже (2016 г.), Неаполе (2018 г.) и снова в Лувре (2019–2020 гг.) показали картину как Леонардо. [21]
Встречаться
[ редактировать ]Картина обычно датируется ок. 1506–1508 гг. На основе стилистического сходства с другими работами Леонардо, а именно « Мадонна с младенцем, святой Анной и святым Иоанном Крестителем» и «Лондонской Богородицей в скалах» . [22] [23] [24] В 2016 году Бамбах датировал картину ок. 1500–1505 гг ., так как она считает, что Леонардо был заказан Агостино Веспуччи в это время. [7]
История
[ редактировать ]Никаких записей о заказе картины не сохранилось, но ее близость позволяет предположить, что она могла быть написана для частного покровителя . [7] Бамбах цитирует записку флорентийского чиновника Агостино Веспуччи, в которой упоминается Леонардо, и описывается привлекательность и красота незаконченного бюста Венеры работы знаменитого древнегреческого художника Апеллеса . [7] Она считает, что «Скапильята» может быть результатом того, что Веспуччи поручил Леонардо выполнить произведение в том же духе. [25]

Более широко распространенная теория состоит в том, что работа была заказана известным покровителем Леонардо и членом семьи Гонзага из Мантуи Изабеллой д'Эсте . Она была одной из ведущих женщин итальянского Возрождения, крупным культурным и политическим деятелем, которая в 1501 году попросила Леонардо картину Мадонны для своей частной студии. [21] Изабелла д'Эсте, вероятно, подарила картину своему сыну Федерико II по случаю его свадьбы с Маргаритой Палеологой . [26] Об этом свидетельствует письмо 1531 года секретаря мантуанской семьи Гонзага Ипполито Каландры, который предлагает повесить картину (с очень похожими чертами на «Скапильяту ») в спальне Федерико II и Маргариты Палеологи. [11] В инвентаре 1531 года коллекции произведений искусства семьи Гонзага в герцогском дворце также есть картина, которая могла бы быть «Скапильятой» . [15] Другой инвентарь 1627 года, вероятно, относится к Ла Скапильяте и, вероятно, является источником названия картины, поскольку запись описывает ее следующим образом: «На картине изображена голова растрепанной женщины... работы Леонардо да Винчи». [10] [15] Из этой записи следует, что она не была продана среди крупных продаж картин из коллекции Гонзаги английскому Карлу I в 1626–1627 годах. Вполне возможно, что картина была украдена из коллекции Гонзаги в июле 1630 года, когда на деньги Фердинанда II императорская армия из 36 000 наемников -ландскнехтов разграбила Мантую. [21]
Следующая (и первая достоверная) запись о картине относится к 1826 году, когда Франческо Каллани предложил коллекцию своего отца, художника по пармезану Гаэтано Каллани, на продажу галерее Академии изящных искусств в Парме . [10] [15] В списке работ из коллекции директора галереи Паоло Тоски « Скапильята» значится как «Голова Мадонны, написанная светотенью». [1] Продажа подразумевает, что в какой-то момент она вошла в коллекцию Гаэтано Каллани, вероятно, во время его пребывания в Милане в 1773–1778 годах, но кроме того, что она находилась в Милане, до этого момента нет никакой информации о местонахождении картины. [10] [21] Продажа состоялась в 1839 году, но картина, идентифицированная как «Скапильята», поступила в галерею Палатинской галереи в Парме (ныне Национальная галерея Пармы ), где она значилась как «Голова Леонардо да Винчи» и описывалась Тоски как «Голова Леонардо да Винчи». очень редкая работа, которую можно найти сегодня». [3] [10] С тех пор он хранится в Национальной галерее Пармы. [15]
Интерпретация
[ редактировать ]«Здесь Леонардо не просто создает икону женской красоты, но гораздо больше. Благодаря уникальному в своем роде экспериментализму ему удается суммировать божественную сложность реальности».
Было предложено множество теорий о предполагаемой цели и значении работы, что, по мнению Национальной галереи Пармы, связано с двусмысленностью «нарисованного рисунка» работы. [3] Ученые из Метрополитен-музея отмечают, что контраст между скульптурным и детальным лицом модели с ее фрагментарными волосами, плечами и шеей вызывает аналогичный контраст между интенсивностью и свободой. [7] Ученые из Galleria Nazionale интерпретировали этот контраст как феминистское представление мощной, но элегантной женственности. [21]
Работа была признана вершиной леонардескского сфумато. [24] Нагель отмечает внимание к деталям, мастерское затенение и освещение. [14] Нагель сравнивает «Скапильяту» с этюдами учителя Леонардо, Андреа дель Верроккьо , отмечая схожий подход и внимание, уделяемое штриховке. [14] и что и исследования женских голов Верроккьо, и «Скапильята» Леонардо , похоже, «знают», что край панели существует. Он заключает, что
«В творчестве Леонардо тень исследуется до такой степени, что она принимает совершенно новую роль. Тени больше не «принадлежат» форме, а рассматриваются как вариации более общего зрительного явления, подчиняющегося законам, управляющим всякой видимостью. ведут себя как постепенные модуляции в непрерывном диапазоне, простирающемся между «началами и концами тени», т. е. от света до абсолютной темноты. Тень на правой щеке («вне формы») принадлежит к той же системе, что и тени. под подбородком, на щеке или вокруг глаз при различных условиях они могут объединиться и поглотить все лицо». [14]
Неизвестно, какой доступ Леонардо имел к « , Плиния Старшего Естественной истории» но в 2016 году Бамбах предполагает, что «Скапильята» могла быть вдохновлена анекдотом из нее. Плиний ссылается на незаконченную картину «Венера Косская» известного древнегреческого художника Апеллеса, которая вызвала восхищение, хотя она и не была закончена. Бамбах цитирует заметку Агостино Веспуччи, в которой упоминаются и Леонардо, и эта история, и утверждает, что Леонардо был вдохновлен на достижение того же результата, что и Апеллес. [25]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б произносится [la skapiʎˈʎaːta] ; иногда пишется Scapiliata ; [1] известен под разными именами .
- ↑ Из всех картин, приписываемых Леонардо, «Скапильята» — самая маленькая. [12]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Национальная галерея Пармы – новый сайт .
- ^ Рейнольдс 1962 , с. 703.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Национальная галерея Пармы – старый сайт .
- ^ Jump up to: а б с Палмер 2018 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б Бамбах 2003 , с. 97.
- ^ Марани 2003 , с. 145.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Баум и др. 2016 , с. 297.
- ^ Педретти 2006 , с. 70.
- ^ Фрид 2010 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Марино 2018 .
- ^ Jump up to: а б с Веццози 2019 , с. 275.
- ^ Jump up to: а б Марани 2019 , стр. 338–340.
- ^ Метрополитен-музей .
- ^ Jump up to: а б с д Нагель 1993 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б с д и Марани 2003 , с. 340.
- ^ Буссель 1989 , с. 87.
- ^ Zöllner 2019 , стр. 212–251.
- ^ Сайсон и др. 2011 , с. 198.
- ^ Марани 2019 , с. 340.
- ^ Jump up to: а б Пропал 2020 год .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Счастье Скапиляты» Леонардо да Винчи .
- ^ Марани 2003 , с. 145, 340.
- ^ Веццози 2019 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б Фрид 2010 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б Баум и др. 2016 , с. 37.
- ^ Марани 2019 , с. 423.
Источники
[ редактировать ]- Книги
- Бамбах, Кармен К. , изд. (2003). Леонардо да Винчи, мастер рисования . Нью-Йорк: Метрополитен-музей . ISBN 978-0-300-09878-5 .
- Баум, Келли; Байер, Андреа; Вагстафф, Шина (2016). Незаконченное: мысли остались видимыми . Нью-Йорк: Метрополитен-музей . ISBN 978-1-58839-586-3 .
- Буссель, Патрис (1989). Леонардо да Винчи . Чартвелл Хаус. ISBN 978-1-55521-103-5 .
- Фрид, Майкл (2010). Момент Караваджо . Принстон: Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-14701-7 .
- Марани, Пьетро К. (2003) [2000]. Леонардо да Винчи: Полное собрание картин . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс . ISBN 978-0-8109-3581-5 .
- Марани, Пьетро К. (2019). «Голова молодой женщины». В Делёвене, Винсент ; Фрэнк, Луи (ред.). Леонардо да Винчи (на французском языке). Лувр: Хазан. стр. 423–424. ISBN 978-2-7541-1123-2 .
- Палмер, Эллисон Ли (2018). Леонардо да Винчи: Справочник его жизни и творчества (Значительные фигуры мировой истории) . Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд . ISBN 978-1-5381-1977-8 .
- Педретти, Карло (2006). Леонардо: Искусство и наука . Суррей: Taj Books International. ISBN 978-1-84406-036-8 .
- Рейнольдс, Барбара , изд. (1962). Кембриджский словарь итальянского языка . Издательство Кембриджского университета . ISBN 9780521087087 . OCLC 312852991 .
scapigliato — растрепанный, взъерошенный, помятый
- Сайсон, Люк ; Кейт, Ларри; Галансино, Артуро; Маццотта, Антони; Нетерсоль, Скотт; Румберг, Пер (2011). Леонардо да Винчи: Художник при миланском дворе (1-е изд.). Лондон: Национальная галерея . ISBN 978-1-85709-491-6 .
- Веццози, Алессандро (2019). Леонардо да Винчи: Все написанные произведения, новый взгляд (на французском языке). Перевод Темперини, Рено. Париж: Мартиньер БЛ. ISBN 978-2-7324-9087-8 .
- Зёлльнер, Франк (2019) [2003]. Леонардо да Винчи: Полное собрание картин и рисунков (Юбилейное издание). Кёльн: Сумки . ISBN 978-3-8365-7625-3 .
- Статьи
- Марино, Карло (20 августа 2018 г.). «Голова женщины в Неаполе» Леонардо . Европейское информационное агентство. Архивировано из оригинала 15 февраля 2021 года.
- Манка, Изабель (январь 2020 г.). «Эксперт опровергает приписывание «Скапильяты» Леонару» (на французском языке). Журнал искусств. Архивировано из оригинала 19 февраля 2020 года.
- Нагель, Александр (1993). «Леонардо и сфумато ». Res: Антропология и эстетика . 24 (24): 7–20. дои : 10.1086/RESv24n1ms20166875 . JSTOR 20166875 . S2CID 193557811 .
- Онлайн
- «Голова женщины (La Scapigliata)» . Нью-Йорк: Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 16 января 2020 года.
- «Судьба Скапиляты Леонардо да Винчи» (на итальянском языке). Парма: Национальная галерея Пармы . Архивировано из оригинала 15 мая 2019 года . Проверено 24 мая 2020 г.
- «Ла Скапильята» (на итальянском языке). Парма: Национальная галерея Пармы . Архивировано из оригинала 19 апреля 2014 года.
- «Голова девушки по имени «La scapiliata» » (на итальянском языке). Парма: Национальная галерея Пармы . Архивировано из оригинала 7 июля 2020 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Оттино делла Кьеза, Анжела (1967). Полное собрание картин Леонардо да Винчи . Пингвин Классика мирового искусства. Лондон: Книги Пингвинов . ISBN 978-0-14-008649-2 .
- Веццози, Алессандро (1997). Леонардо да Винчи: Человек эпохи Возрождения . Новые горизонты . Перевод Бонфанте-Уоррена, Александры (под ред. английского перевода). Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-30081-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]