Бернардино Луини
Бернардино Луини | |
---|---|
![]() Луини на иллюстрации 1851 года | |
Рожденный | в. 1480–1482 гг. Руно, Думенца |
Умер | июнь 1532 г. |
Национальность | итальянский |
Движение | Итальянский Ренессанс |



Бернардино Луини ( ок. 1480/82 – июнь 1532) был североитальянским художником из круга Леонардо эпохи Высокого Возрождения. Говорят , что и Луини, и Джованни Антонио Больтраффио работали напрямую с Леонардо; он был описан как взяв «столько от Леонардо, насколько его родные корни позволили ему понять». [1] Следовательно, многие из его работ приписывались Леонардо. Особенно он был известен своими изящными женскими фигурами с вытянутыми глазами, названными Владимиром Набоковым «Люинскими» . [2]
Биография
[ редактировать ]Луини родился как Бернардино де Скапис в Руно, фракионе Думенцы озера , недалеко от Маджоре . Подробности его жизни скудны.
В 1500 году он переехал в Милан вместе со своим отцом. По словам Ломаццо, он тренировался у Джована Стефано Скотто, хотя для других он был учеником Амброджо Бергоньоне . В 1504–1507 годах он, вероятно, был в Тревизо , о чем свидетельствует Мадонна с Младенцем, подписанная Bernardinus Mediolanensis faciebat , авторство которой, однако, является спорным. Его первые фресковые работы - Поклонение волхвов в Сан-Пьетро Луино ( ок. 1505 ) и приписываемая фреска в пресвитерии собора Монцы со Св. Герардом Художников .
Луини вернулся в Милан в 1509 году, получив заказ на полиптих, от которого сегодня остался только Святой Антоний Падуанский в Музее Польди Пеццоли , созданный под влиянием Зенале Бернардино полиптиха Канту . В 1510-х годах он написал фрески в оратории Санта-Мария-Нуова в Пиластрелло, « Оплакивание мертвого Христа» в Санта-Мария-делла-Страстионе , « Мадонну-делла-Буонаноте» в аббатстве Кьяравалле , фрески в Сан-Джорджо-ди-Палаццо (1516) и в Чертоза ди Павия и другие.
С 1509 по 1514 год Луини выполнил фрески для виллы Пелукка в Сесто-Сан-Джованни (ныне в Пинакотеке Брера в Милане). Одна из его самых известных работ была заказана Джироламо Рабиа, для которого он также рисовал мифологические сцены в Палаццо Рабиа (ныне в Берлинской Gemäldegalerie и Национальной галерее искусств ) в Вашингтоне, округ Колумбия .
В 1521 году он отправился в Рим, где испытал влияние Рафаэля стиля . Это очевидно в последующих фресках Луини на вилле Ла Пелукка, выполненных между 1520 и 1523 годами, а также в других работах, которые сейчас находятся в Брере. В 1523 году Луини написал полиптих с изображением Мадонны на троне с Младенцем, окруженной ангелами с музыкальными инструментами и увенчанной Богом-Отцом , найденный в базилике Сан-Маньо, Леньяно .
Около 1525 года он выполнил серию фресок на тему жизни Богородицы и Христа для святилища Санта-Мария-деи-Мираколи в Саронно ; В том же году была написана фреска на контрфасаде Сант-Аббондио в Комо . Согласно легенде, он инициировал открытие амаретто , находясь в Саронно . Среди других работ его среднего периода — « Святое семейство» в Музее Прадо , две «Саломеи» в Музее изящных искусств в Бостоне и Уффици , а также « Портрет дамы» в Национальной галерее искусств. Богоматерь с Младенцем и святыми 1526 года находится в коллекции Ли Фархэма в Ричмонде.
В 1529 году Луини завершил один из своих шедевров, грандиозную фреску «Страсти и распятие» в Санта-Мария-дельи-Анджели в Лугано , в сочетании с другими работами в той же церкви. В 1531 году он вернулся в святилище Саронно, чтобы завершить другие фрески. Позже в своей карьере Луини все больше находился под влиянием Леонардо да Винчи , о чем свидетельствуют картины Святой Анны в Амброзианской пинакотеке и Святой Екатерины в Эрмитаже .
Он умер в Милане. Его сын Аурелио также был опытным художником.
По крайней мере, один выдающийся ученый-искусствовед считает, что « Спаситель мира» был написан не Леонардо, а в основном его помощниками, такими как Луини; историк искусства Мэтью Ландрус утверждал, что мастер выполнил лишь от пяти до 20% работы и что Луини был «основным художником». [3] [4]
Работа
[ редактировать ](примеры)
- Мастерская Бернардино Луини: Мадонна с Младенцем на троне с ангелами , Бруклинский музей
- Мадонна с Младенцем и младенцем Святым Иоанном , Музей Лихтенштейна
- Сан-Себастьяно , коллекция Борромео на острове Изола Белла.
- Христос среди врачей , ок. 1515–1530, Национальная галерея , Лондон.
- Святая Екатерина . Национальный Художественный Музей Азербайджана , Баку
- Обращение Магдалины , или Аллегория скромности и тщеславия Бернардино Луини, ок. 1520 г.
- Фрески виллы Ла Пелукка , цикл 1520–1523 гг.
Избранные работы
[ редактировать ]- Мадонна со святыми Августином и Маргаритой , Музей Жакмара-Андре, Париж. Подписано «Бернардино Миласнесе» и датировано 1507 годом. «Показатель прочности обучения Луини веристическому, жесткому стилю кватроченто» (Фридберг 1993:390), до преобразующего, но поверхностного влияния стиля Леонардо.
- Богородица, Младенец и Святой Иоанн (ок. 1510 г.), Национальная галерея, Лондон. Другая версия находится в Художественном музее Фогга, Бостон.
- Мадонна на троне , аббатство Кьяравалле (ок. 1512 г.) [5]
- Христос среди врачей (ок. 1515–1530), Национальная галерея, Лондон.
- Фрески из капеллы Сан Джузеппе, Санта Мария делла Паче (1518–20), отдельно стоящие, в галерее Брера . [6]
- Святая Екатерина , Национальная галерея, Лондон. (Другая версия в Эрмитаже, Санкт-Петербург) [7]
- Саломея , Государственный музей Болла, Индиана [8]
- Мэри и Марта , дерево, масло, частная коллекция Варины Хауэлл Дэвис и выставлена в Бовуаре в Билокси, штат Миссисипи.
- Обращение Марии Магдалины , Сан-Диего [9]
- Циклы фресок для городских и загородных домов семьи Рабиа (1520–25). Сейчас в Брере, в Берлине, в Вашингтоне (Национальная галерея искусств Прокриса и Цефала из Каса Рабиа, Милан). [10] и в других местах. Несколько панно также находятся в Национальной галерее в Вашингтоне.
- Мадонна с младенцем и святым Иоанном , Коллекция Лихтенштейна , Вена. [11]
- Святой Амвросий (ок. 1520-22), Музей Чертоза -ди-Павия . [12]
- Сен-Мартен (ок. 1520-22), Музей Чертоза -ди-Павия . [13]
- Женский портрет (1521-23), Гражданские музеи Павии .
- Фрески «Житие Христа» и «Житие Богородицы» . (1525) Сан Мария деи Мираколи, Саронно .
- Портрет дамы (ок. 1525 г.) Национальная художественная галерея, Вашингтон. [14]
- Поклонение волхвов , отдельная фреска, 1520-25 ( Лувр ), намек на Марселя Пруста [15]
- Святое Семейство со святыми Анной и Иоанном Крестителем
- Хэм, насмехающийся над Ноем , Галерея Брера
- Флора (ок. 1515 г.), замок Садели , Глостершир. Часть коллекции Моррисона, собранной грузинским бизнесменом Джеймсом Моррисоном из Базилдон-парка .
- «Святое семейство с младенцем Иоанном», Музей Прадо, Мадрид. Панно, 100 х 84 см. Сравните с «Мадонной/Девой в скалах» да Винчи в Лувре и Национальной галерее Лондона. [16]
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Фридберг, Сидней Дж. (1993). Пеликан История искусства (ред.). Живопись в Италии, 1500-1600 гг . Книги о пингвинах. стр. 390–391.
- Лавин, Ирвинг (1954). Журнал Институтов Варбурга и Курто (ред.). Цефал и Прокрис: трансформации мифа Овидия . Том. XVII. стр. 260–87, 366–72.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фридберг, 1993, с. 390.
- ^ "Луинские глаза... Боже, как я их целовала..." ("Венецианка", 1924).
- ^ Солли, Мейлан. «Историк утверждает, что большую часть «Спасителя мира» написал помощник Леонардо » . Смитсоновский журнал . Проверено 06 декабря 2022 г.
- ^ «Ученый Леонардо оспаривает атрибуцию картины стоимостью 450 миллионов долларов» . Хранитель . 06.08.2018 . Проверено 06 декабря 2022 г.
- ^ «Бернардино Луини | Богородица с младенцем и святым Иоанном | NG3935 | Национальная галерея, Лондон» . Национальная галерея.org.uk. Архивировано из оригинала 19 июня 2009 г. Проверено 23 июля 2013 г.
- ^ «Бернардино Луини | Христос среди врачей | NG18 | Национальная галерея, Лондон» . Национальная галерея.org.uk. Архивировано из оригинала 19 июня 2009 г. Проверено 23 июля 2013 г.
- ^ «После Бернардино Луини | Святая Екатерина | NG3936 | Национальная галерея, Лондон» . Национальная галерея.org.uk. Архивировано из оригинала 19 июня 2009 г. Проверено 23 июля 2013 г.
- ^ «Переосмысление образования - Государственный университет Болла» . БГУ.edu. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 23 июля 2013 г.
- ^ [1] Архивировано 12 февраля 2005 г., в Wayback Machine.
- ^ [2] Архивировано 18 ноября 2004 г., в Wayback Machine.
- ^ [3] Архивировано 28 сентября 2011 г., в Wayback Machine.
- ^ «Шедевры музея и галереи гипса» . Музей Чертозы в Павии . 22 июля 2017 года . Проверено 7 сентября 2022 г.
- ^ «Шедевры музея и галереи гипса» . Музей Чертозы в Павии . 22 июля 2017 года . Проверено 7 сентября 2022 г.
- ^ «Интернет-галерея искусств, коллекция изображений, виртуальный музей, база данных европейского изобразительного искусства (1000–1900) с возможностью поиска» . Wga.hu. Проверено 23 июля 2013 г.
- ^ «Луини» . Tempsperdu.com. 25 мая 2005 г. Архивировано из оригинала 4 июля 2013 г. Проверено 23 июля 2013 г.
- ^ «Интернет-галерея искусств переехала на новый адрес!» . Wga.hu. Проверено 23 июля 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
медиафайлы по теме: Бернардино Луини Викискладе есть

- Статья в Католической энциклопедии о Луини
- Леонардо да Винчи, мастер-рисовальщик , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Луини (см. Указатель)
- Художники реальности: наследие Леонардо и Караваджо в Ломбардии , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Луини (см. Указатель)
- Мейсон, Джеймс, (1908) «Бернардино Луини» Лондон, TC и EC Джек; Нью-Йорк, FA Stokes Co.
- Россетти, Уильям Майкл (1911). . Британская энциклопедия . Том 17 (11-е изд.). п. 117.