Витрувианский человек

Витрувианский человек
Русский : Витрувианский человек
Художник Леонардо да Винчи
Год в. 1490 г.
Тип , перо, коричневые туши и акварель поверх металлического карандаша . Бумага
Размеры 34,4 см × 24,5 см (13,5 × 9,6 дюйма)
Расположение Галереи Академии , Венеция

Витрувианский человек ( итал . L’uomo vitruviano ; [ˈlwɔːmo vitruˈvjaːno] ) — рисунок итальянского эпохи Возрождения художника и учёного Леонардо да Винчи , датированный ок. 1490 . Вдохновленный произведениями древнеримского архитектора Витрувия , рисунок изображает обнаженного мужчину в двух наложенных позициях с разведенными руками и ногами и вписанным как в круг, так и в квадрат. Историк искусства Кармен К. Бамбах всех времен описала его как «справедливо причисленное к числу культовых изображений западной цивилизации ». [1] Хотя это не единственный известный рисунок человека, вдохновленный произведениями Витрувия, эта работа представляет собой уникальный синтез художественных и научных идеалов и часто считается архетипическим изображением Высокого Возрождения .

Рисунок представляет собой концепцию идеальных пропорций тела Леонардо , первоначально заимствованную у Витрувия, но под влиянием его собственных измерений, рисунков его современников и «De pictura» трактата Леона Баттисты Альберти . Леонардо создал « Витрувианского человека» в Милане, и работа, вероятно, была передана его ученику Франческо Мельци . Позднее оно перешло во владение Венанцио де Пагаве, который убедил гравера Карло Джузеппе Герли включить его в книгу рисунков Леонардо, что дало широкое распространение ранее малоизвестному изображению. Позже он принадлежал Джузеппе Босси , который написал о нем раннюю стипендию, и в конечном итоге был продан Галерее Академии Венеции в 1822 году, где и остается с тех пор. Из-за своей чувствительности к свету рисунок редко выставляется на всеобщее обозрение, но в 2019 году его позаимствовал Лувр для выставки, посвященной 500-летию со дня смерти Леонардо.

Имя [ править ]

Рисунок описан в записках Леонардо как «Пропорции человеческого тела по Витрувию» , [2] по-разному переводится как «Пропорции человеческой фигуры» по Витрувию , [3] или Пропорциональное исследование человека в манере Витрувия . [4] Он гораздо более известен как Витрувианский Человек . [2] Историк искусства Карло Педретти называет его Homo Vitruvius, исследование пропорций человеческой фигуры, вписанной в круг и квадрат , а позже просто Homo Vitruvius . [5]

Описание [ править ]

Состав [ править ]

Рисунок выполнен преимущественно пером и светло -коричневой тушью, присутствуют следы коричневой размывки (акварель). [6] [n 1] Размер бумаги составляет 34,4 × 25,5 см (13,5 × 10,0 дюйма), что больше, чем у большинства листов рукописи фолио Леонардо . [n 2] при этом сама бумага изначально была сделана несколько неровно, учитывая ее неровные края. [1] При внимательном рассмотрении рисунка выясняется, что он был тщательно подготовлен и лишен «схематичных и неуверенных» линий. [8] Леонардо использовал металлическое острие и , штангенциркуль циркуль , чтобы проводить точные линии, а для измерений использовались небольшие деления. [6] [8] Эти отметки компаса демонстрируют внутреннюю структуру «измеренных интервалов», которая отображается в тандеме с общей структурой, созданной геометрическими фигурами. [9]

Витрувианский человек изображает обнаженного мужчину, обращенного вперед и окруженного квадратом, наложенного на круг. [2] Мужчина изображен одновременно в разных позах: руки вытянуты над плечами, а затем перпендикулярно им, ноги вместе и также разведены вдоль основания круга. [2] Ученый Карло Вечче отмечает, что этот подход отображает одновременно несколько фаз движения, подобно фотографии. [10] Пальцы рук и ног мужчины расположены аккуратно, чтобы не нарушать окружающие формы. [9] Комментаторы часто отмечают, что Леонардо приложил все усилия, чтобы создать художественное изображение человека, а не простое изображение. [11] [12] По словам биографа Уолтера Айзексона , использование тонких линий, интимного взгляда и замысловатых завитков волос «сплетает воедино человеческое и божественное». [11] Педретти отмечает близкое сходство между человеком и ангелом на ранней картине Леонардо «Благовещение» . [12]

Текст [ править ]

Текст над изображением гласит:

И ниже:

Предыстория [ править ]

Исторический контекст [ править ]

Умеренно успешный архитектор и инженер Витрувий жил с ок. 80 – ок. 20 г. до н.э., преимущественно в Римской республике . [15] Он наиболее известен как автор книги «О архитектуре» ( «Об архитектуре» ), позже названной « Десять книг по архитектуре» , которая является единственным существенным архитектурным трактатом, сохранившимся с древности. [16] Третий том работы включает обсуждение пропорций тела . [1] где фигуры человека в круге и квадрате называются соответственно homo ad circulum , homo adquaratum . [15] Витрувий объяснил, что:

В храме должна быть гармония в симметричном отношении различных частей к целому. В человеческом теле центральной точкой является пупок. Если человека положить на спину, с вытянутыми руками и ногами и с центром в пупке, его пальцы рук и ног коснутся окружности описанного таким образом круга. И как человеческое тело дает круговой контур, так и из него можно получить квадрат. Ибо если мы измерим расстояние от подошв ног до макушки головы и затем приложим эту меру к вытянутым рукам, то окажется, что ширина равна высоте, как в случае совершенного квадрата. .

- Витрувий в «О архитектуре» , книга третья, глава первая. [17]

Историки XIX века часто постулировали, что Леонардо не имел существенного вдохновения из древнего мира, пропагандируя свою позицию как «современного гения», отвергающего весь классицизм. [18] Это было в значительной степени опровергнуто многими задокументированными сообщениями коллег Леонардо или записями о том, что он владел, читал и находился под влиянием античных сочинений. [18] Трактат Витрувия был давно утерян, но вновь открыт в 15 веке Поджо Браччолини среди таких произведений, как De Rerum natura . [16] Многие художники пытались создать фигуры, которые удовлетворяли бы требованиям Витрувия, самым ранним из которых были три таких изображения Франческо ди Джорджио Мартини примерно в 1470-х годах. [19] [2] Леонардо, возможно, находился под влиянием архитектора Джакомо Андреа , с которым, как он пишет, он обедал в 1490 году. [20] В том же году Андреа создал свой собственный рисунок Витрувианского человека, который был неизвестен ученым до 1980-х годов. [20]

Создание [ править ]

Леонардо, Версия Витрувианского человека, предложенная исправила неточности в рассказе Витрувия, особенно связанные с головой, из-за использования второй книги « De pictura» Леона Баттисты Альберти . [1] Более ранние рисунки того же предмета «предполагали, что круг и квадрат должны быть сосредоточены вокруг пупка», что сродни описанию Витрувия, в то время как Леонардо заставил схему работать, используя гениталии мужчины в качестве центра квадрата, а пупок в качестве центра. круга. [9] Вполне вероятно, что рисунки Леонардо, датированные 1487–1490 годами, и озаглавленные «Пропорции руки» , были связаны с Витрувианским человеком и, возможно, служили подготовительными набросками. [21]

Некоторые комментаторы предположили, что Леонардо включил золотое сечение в рисунок Луки Пачоли » , возможно, из-за его иллюстраций к «Божественной пропорции , в значительной степени заимствованной у Пьеро делла Франческа . [22] [n 3] по поводу соотношения. [23] [24] Однако Витрувианский человек , вероятно, был нарисован до того, как Леонардо встретил Пачоли, и были сомнения в точности такого наблюдения. [25] Как объясняет ученый-архитектор Витор Муртиньо, круг, касающийся основания квадрата, радиус которого и стороны квадрата связаны золотым сечением, пройдет точно через два верхних угла квадрата, в отличие от рисунка Леонардо. Вместо этого он предлагает конструкции, основанные на правильном восьмиугольнике или vesica piscis . [25]

Рисунок Леонардо почти всегда датируется примерно 1490 годом, в период его Первого миланского периода . [15] [26] Точная датировка не полностью согласована, и предыдущие поколения историков искусства, в том числе Артур Э. Пофэм , часто датировали произведение где-то между 1485 и 1490 годами. [1] Два ведущих историка искусства расходятся в этом отношении; Мартин Кемп дает c. 1487 , [4] [n 4] в то время как Кармен К. Бамбах утверждает, что самая ранняя возможная дата, которую «нельзя полностью сбрасывать со счетов», - это 1488 год. [1] Бамбах, помимо Педретти, Джованна Непи Скире и Анналиса Перисса Торрини дают несколько более широкий диапазон ок. 1490–1491 . [7] Бамбах объясняет, что этот диапазон «лучше всего сочетается с манерой точной, похожей на гравировку параллельной штриховки, содержащейся в четких контурах, нанесенных пером и чернилами, поверх следов свинцовой краски, линейки стилуса и композиции циркуля». [1]

Происхождение [ править ]

После смерти Леонардо рисунок, скорее всего, перешёл к его ученику Франческо Мельци (1491–1570). [1] которому была завещана большая часть имущества Леонардо. [27] С тех пор история происхождения рисунка почти определена: он попал к Чезаре Монти (1594–1650), был передан его наследнице Анне Луизе Монти, затем семье Де Паге, сначала Венанцио де Пагаве [ Викиданные ] (в 1777), а затем его сын Гауденцио де Паж. [1] [28] Будучи владельцем Де Пажа-старшего, он убедил гравера Карло Джузеппе Герли опубликовать книгу рисунков Леонардо, которая стала бы первым широко распространенным распространением Витрувианского человека и многих других рисунков Леонардо. [29] Де Паж-младший продал рисунок Джузеппе Босси , который описал, обсудил и проиллюстрировал его в четвертой главе своей монографии 1810 года о «Тайной вечере » Леонардо « Del Cenacolo di Leonardo da Vinci» ( «О Тайной вечере Леонардо да Винчи» ). [30] Эта глава была опубликована как отдельное исследование в следующем году Delle Opinion di Leonardo da Vinci intorno alla simmetria de' corpi umani ( О мнениях Леонардо да Винчи относительно симметрии человеческих тел ). [30] После смерти Босси в 1815 году рисунок был продан аббату Луиджи Челотти в 1818 году, а в 1822 году поступил в коллекцию Венецианской галереи Академии , где и находится с тех пор. [1] Благодаря высокому художественному качеству и хорошо зафиксированной истории происхождения авторство Леонардо «Витрувианского человека» никогда не подвергалось сомнению. [1]

Витрувианский человек редко выставляется напоказ, поскольку длительное воздействие света может привести к выцветанию; он хранится на четвертом этаже Галереи Академии, в запертой комнате. [31] В 2019 году Лувр попросил одолжить рисунок для своей монументальной выставки Леонара де Винчи , приуроченной к 500-летию со дня смерти художника. [32] Они столкнулись с существенным сопротивлением со стороны группы наследия Italia Nostra , которая утверждала, что рисунок слишком хрупкий для транспортировки, и подала иск. [33] На слушании 16 октября 2019 года судья постановил, что группа не доказала свое утверждение, но установил максимальное количество света, которому должен подвергаться рисунок, а также последующий период отдыха, чтобы компенсировать общее воздействие света. [34] Лувр обещал одолжить картины Рафаэля Италии к 500-летию его смерти; Министр по делам культуры Италии Дарио Франческини заявил: «Теперь между Италией и Францией может начаться большая культурная операция на двух выставках, посвященных Леонардо во Франции и Рафаэлю в Риме». [35]

Юридический спор [ править ]

В 2022 году Gallerie dell'Accademia, владеющая рисунком, подала в суд на немецкого производителя пазлов Ravensburger за воспроизведение изображения в одном из пазлов компании. Ravensburger начал продавать пазл из 1000 деталей в Италии в 2009 году, а в 2019 году музей направил компании письмо о прекращении деятельности и потребовал 10% от выручки. Равенсбургер отказался подчиниться, и впоследствии музей предъявил ему иск в соответствии с Кодексом культурного наследия и ландшафтов Италии 2004 года [ он ], который регулирует воспроизведение произведений, которые считаются культурным наследием Италии. В своих возражениях немецкая компания утверждала, что она имела право воспроизводить произведение искусства, поскольку оно уже на протяжении веков находилось в общественном достоянии и что воспроизведение происходило за пределами Италии и, следовательно, не подпадает под действие Кодекса культурного наследия Италии. Итальянский суд отклонил доводы Равенсбургера и вынес решение в пользу музея. [36] Решением от 17 ноября 2022 года суд обязал компанию-разработчика головоломок прекратить производство продукта в коммерческих целях и наложил штраф в размере 1500 евро за каждый день неисполнения компанией требований. [37] [38] [39] В марте 2024 года немецкий суд вынес решение в пользу компании, заявив, что Кодекс культурного наследия не применим за пределами Италии и, следовательно, является нарушением суверенитета отдельных государств. В ответ представитель итальянского правительства утверждает, что они будут оспаривать это «ненормальное» решение Германии даже в европейских и международных судах. [40]

Лицензионные сборы за известные произведения искусства являются важным источником дохода для итальянских музеев, и итальянское законодательство гласит, что музеи, владеющие знаменитыми произведениями, являющимися общественным достоянием, навсегда сохраняют авторские права на эти произведения и могут контролировать, кому разрешено делать их копии и производные произведения. [36]

Наследие [ править ]

см. подпись
Патч миссии Skylab 3 (ошибочно написано как 2), изображающий Витрувианского человека в центре.

Витрувианский человек часто считается архетипическим представителем Высокого Возрождения , точно так же, как сам Леонардо стал олицетворением архетипического « человека Возрождения ». [41] Он отличается уникальным сочетанием искусства, математики, науки, классицизма и натурализма. [42] Историк искусства Людвиг Генрих Гейденрайх , пишущий для Британской энциклопедии , утверждает: «Леонардо представлял великую схему человеческого тела, которую он создал с помощью своих анатомических рисунков и человека , как космографию дель минор мондо космографию микрокосма Витрувианского »). Он считал, что работа человеческого тела является в микрокосме аналогией работы Вселенной». [43]

Кемп называет рисунок «самым известным рисунком в мире». [9] в то время как Бамбах описывает его как «справедливо причисляемый к одним из знаковых образов западной цивилизации всех времен». [1] Размышляя о своей известности, Бамбах далее заявил в 2019 году, что «бесконечный недавний фетиш изображения со стороны современной коммерции посредством повсеместных репродукций (в популярных книгах, рекламе и монетах евро) похитил его из сферы рисования эпохи Возрождения, затруднив чтобы зритель оценил ее как произведение тонкого, творческого выражения». [1]

Ссылки [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ В более старых источниках, таких как Кемп (1981 , стр. 116) и Арассе (1998 , стр. 105), не упоминается никакая акварель, хотя об этом четко говорится в более новых исследованиях, таких как Бамбах (2019a , стр. 221) и Цёлльнер (2019) . , стр. 399).
  2. ^ Леонардо Размер большинства листов рукописи варьируется от 29 × 22 см (11,4 × 8,7 дюйма) до 31,5 см × 22 см (12,4 × 8,7 дюйма). [7] Бамбах отмечает, что многие из этих меньших листов фолио, вероятно, когда-то были больше, а позже уменьшились в размерах для переплетов. [1]
  3. Пачоли Третий раздел «Божественной пропорции» Делла Франчески. , по сути, представляет собой не указанный в титрах итальянский перевод « De quinque corporebus Regularibus» [22]
  4. ^ Необъяснимая датировка рисунка 1497 годом у Кемпа (2019 , стр. 85) почти наверняка является опечаткой, которая должна была быть 1487 годом, который приводит Кемп (1981 , стр. 116).

Цитаты [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Бамбах 2019а , с. 224.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Палмер 2018 , с. 153.
  3. ^ Зёлльнер 2015 , с. 37.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кемп 1981 , с. 116.
  5. ^ Педретти 2006 , стр. 80–82.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бамбах 2019а , с. 221.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бамбах 2019b , с. 237.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Исааксон 2017 , с. 155.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кемп 2019 , с. 85.
  10. ^ Вечче 2003 , с. 70.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Исааксон 2017 , с. 156.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Педретти 2006 , с. 82.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Магазу, Колетта и Мильярдо 2019 , с. 759.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Магазу, Колетта и Мильярдо 2019 , с. 760.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Цёлльнер 2019 , с. 112.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Исааксон 2017 , с. 149.
  17. ^ Исааксон 2017 , с. 150.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Марани 2003 , с. 210.
  19. ^ Исааксон 2017 , с. 151.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Исааксон 2017 , стр. 152–153.
  21. ^ Сайсон и др. 2011 , с. 150.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маккиннон 1993 , с. 165.
  23. ^ Бамбах 2019a , с. 225.
  24. ^ Бамбах 2019b , с. 238.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Муртиньо 2015 .
  26. ^ Арасс 1998 , с. 105.
  27. ^ Кемп 2003 , §1 «Жизнь и творчество».
  28. ^ Перисса Торрини 2009 , стр. 17.
  29. ^ Тернер 1993 , стр. 84–85.
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мара 2019 , с. 280.
  31. ^ Исааксон 2017 , с. 153.
  32. ^ Джуффрида 2019 , § пп. 1–3.
  33. ^ Джуффрида 2019 , § параграф. 2.
  34. ^ Приско 2019 , § пп. 5–6.
  35. ^ Приско 2019 , § параграф. 7.
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Барри, Коллин (28 марта 2024 г.). «Борьба за защиту достоинства Давида Микеланджело поднимает вопросы о свободе выражения мнений» . АП Новости . Проверено 29 марта 2024 г.
  37. ^ Дефо 2023 .
  38. ^ Галло 2023 .
  39. ^ Боргоньи 2023 .
  40. ^ Тейлор, Деррик Брайсон (10 апреля 2024 г.). «Да Винчи мертв уже 500 лет. Кто получит прибыль от его работы?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 мая 2024 г.
  41. ^ Холбертон 2003 , § параграф. 13.
  42. ^ Марани 2003 , с. 219.
  43. ^ Гейденрайх 2022 , § «Анатомические исследования и рисунки Леонардо да Винчи».

Источники [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Педретти, Карло ; Непи Скире, Джованна; Торрини, Анналиса Перисса, ред. (2003). Рисунки Леонардо да Винчи и его окружения в Кабинете рисунков и гравюр галерей Венецианской академии ( ] на итальянском языке). Флоренция: Giunti Editore . ISBN  978-88-09-03472-3 .
  • Перисса Торрини, Анналиса, изд. (2019). Леонардо да Винчи, образцовый человек мира [ Леонардо да Винчи, Образцовый человек мира ] (на итальянском языке). Чинизелло Бальзамо: Silvana Editoriale. ISBN  978-88-366-4327-1 .

Внешние ссылки [ править ]