Хироши Сугимото
Хироши Сугимото | |
---|---|
Хироши Сугимото | |
![]() Сугимото в 2008 году | |
Рожденный | Токио, Япония | 23 февраля 1948 г.
Известный | Фотография, Архитектура |
Веб-сайт | www |

Хироши Сугимото ( 杉本博司 , Сугимото Хироши , родился 23 февраля 1948 года) — японский фотограф и архитектор. Он возглавляет токийскую архитектурную фирму New Material Research Laboratory. [1]
Молодость образование и
Хироши Сугимото родился и вырос в Токио, Япония. Сообщается, что свои первые фотографии он сделал в старшей школе, фотографируя кадры фильма с Одри Хепберн, пока он играл в кинотеатре. [2] В 1970 году Сугимото изучал политику и социологию в Университете Риккё в Токио. В 1974 году он переквалифицировался в художника и получил степень бакалавра искусств в области изящных искусств в Колледже дизайна Арт-центра в Пасадене, Калифорния. После этого Сугимото поселился в Нью-Йорке. Вскоре он начал работать торговцем японским антиквариатом в Сохо . [3]
Работа [ править ]
Сугимото говорил о своей работе как о выражении «разоблачения времени». [4] или фотографии, служащие капсулой времени для серии событий во времени. Его работы также сосредоточены на быстротечности жизни и конфликте между жизнью и смертью.
Сугимото также находится под глубоким влиянием произведений Марселя Дюшана , а также дадаистского и сюрреалистического движений в целом. Он также проявил большой интерес к современной архитектуре конца 20 века.
Использование широкоформатной камеры 8×10 и чрезвычайно длинной выдержки принесло Сугимото репутацию фотографа с высочайшими техническими способностями. Он одинаково известен за концептуальные и философские аспекты своей работы. [ нужна ссылка ]
Диорамы , Похвала теням и портретам [ править ]
Сугимото начал свою работу с «Диорамами» в 1976 году — серией, в которой он фотографировал экспонаты в музеях естествознания. (Белый медведь на искусственной льдине созерцает своего только что убитого тюленя; стервятники дерутся за падаль перед разрисованным небом; экзотические обезьяны кричат в пластиковых джунглях.) [5] Первоначально картины были сняты в Американском музее естественной истории , куда он возвращался для создания более поздних диорам в 1982, 1994 и 2012 годах. [6] В то время как многие из более ранних серебряно-желатиновых отпечатков, в том числе «Белый медведь» (1976), его первая фотография из серии «Диорама» , изображают животных, ряд фотографий 2012 года, включая «Смешанный лиственный лес» и «Олимпийский тропический лес», сосредоточены на природных ландшафтах. [7] Культурное представление о том, что камеры всегда показывают нам реальность, заставляет многих зрителей думать, что животные на фотографиях реальны, пока они внимательно не изучат снимки.
Его серия «Портреты» , начатая по заказу Немецкого музея Гуггенхайма в 1999 году, [8] основан на аналогичной идее. В этой серии Сугимото фотографирует восковые фигуры Генриха VIII и его жен. Эти восковые фигуры основаны на портретах 16-го века, и при съемке Сугимото пытается воссоздать освещение, которое использовал бы художник. Сосредоточив внимание на музее мадам Тюссо в Лондоне, его филиале в Амстердаме и музее восковых фигур в Ито, Япония, Сугимото сделал фотографии самых реалистичных восковых фигур размером в три четверти, используя негативы размером 8 на 10 дюймов. Обычно их делают на черном фоне. [9] «Похвала теней» (1998) — серия фотографий, основанная на Герхарда Рихтера с горящими свечами. картинах [2]
Театры [ править ]
Сугимото». «Театры В 1978 году вышел сериал [10] включал в себя фотографирование старых американских кинотеатров и подъездов с помощью складной камеры 4x5 и штатива, открытия затвора камеры и экспонирования пленки на протяжении всего полнометражного фильма, при этом кинопроектор обеспечивал единственное освещение. [11] Люминесцентный экран в центре композиции , архитектурные детали и сиденья театра — единственные объекты, которые бросаются в глаза благодаря длинной выдержке каждой фотографии, а уникальное освещение придает работам сюрреалистический вид, как часть работы Сугимото. попытка раскрыть время в фотографии. [12] Сугимото обнаружил, что «разные фильмы дают разную яркость. Если это оптимистичная история, я обычно получаю яркий экран; если это грустная история, это темный экран. Оккультный фильм? Очень мрачный». [13]
Морские пейзажи [ править ]
В 1980 году он начал работать над продолжающейся серией фотографий моря и его горизонта «Морские пейзажи » в местах по всему миру, используя старомодную широкоформатную камеру для создания выдержек различной продолжительности (до трех часов). [14] [15] Места варьируются от Ла-Манша до скал Мохер. [16] до Северного Ледовитого океана, от Позитано , Италия, до Тасманова моря и от Норвежского моря в Вестеролене до Черного моря в Озулуче в Турции. Черно-белые картинки все одинакового размера, разделены ровно пополам линией горизонта. [17] Систематический характер проекта Сугимото напоминает работу «Восход и закат в Прайано» Сола Левитта , в которой он фотографировал восходы и закаты солнца над Тирренским морем у Прайано , Италия, на побережье Амальфи . [18]
Архитектурные работы [ править ]
В 1995 году Сугимото сфотографировал Сандзюсанген-до («Зал тридцати трех заливов») в Киото. Специально готовясь к съемкам, он удалил все украшения позднего средневековья и раннего Нового времени, а также выключил современное люминесцентное освещение. [19] Снимок с высокой точки обзора [5] и редактирование всех архитектурных особенностей, в результате чего получилось 48 фотографий. [5] сосредоточьтесь на бодхисаттвах , 1000 почти идентичных позолоченных фигурах в натуральную величину, вырезанных из дерева в 12 и 13 веках, которые сложены внутри здания. [20]
В 1997 году по заказу Музея современного искусства в Чикаго Сугимото начал создавать серию широкоформатных фотографий известных зданий по всему миру. В 2003 году музей представил серию в надгробной инсталляции, где картины были установлены на многоуровневых перегородках, окрашенных в темный цвет. [21] Более поздняя серия Сугимото «Архитектура» (2000–03) состоит из размытых изображений известных примеров модернистской архитектуры . [22]
В 2001 году Сугимото объехал всю Японию, посетив так называемые мейсё «знаменитые места» сосен: Михо-но Мацубара , Мацусима , Аманохасидатэ . [23] На территории королевского дворца в Токио Сугимото сфотографировал сосновый пейзаж, копируя традиционный японский стиль живописи тушью 16-го века. [24] Внесенная в список национальных достояний Японии, « Сёрин-дзу бёбу» ( «Штрихи соснового леса» ) (ок. 1590 г.) работы художника периода Момояма (1568–1600 гг.) Хасэгавы Тохаку (1539–1610 гг.) представляет собой взросление в японской живописи.
Джо [ править ]
В июле 2003 года Сугимото отправился в Сент-Луис, чтобы сфотографировать Фонд Пулитцеровских искусств , спроектированный Тадао Андо, чьи работы он уже неоднократно изображал. Однако в итоге он сфотографировал Ричарда Серры скульптуру Джо (первую из его серии «Вращающаяся спираль»), которая стоит во внутреннем дворе на рассвете и в сумерках в течение пяти дней. [25] Получившаяся серия Джо была сделана с короткой выдержкой. Эффект размытия возникает в результате нетрадиционного использования Сугимото гибкости широкоформатной камеры, при этом он устанавливает расстояние между объективом и пленкой равным половине фокусного расстояния, по его словам, «дважды бесконечности». [26] Сугимото дал фотографиям серийные номера из своей серии «Архитектура» . Примечательно, что созданные вручную желатиново-серебряные фотографии закреплены на алюминиевых панелях, но в остальном они не имеют рамок, не имеют глазури и не ламинированы, чтобы привлечь внимание к тому, что Сугимото описывает как «преобразование трехмерной скульптуры из стального источника в тонкие слои того, что я бы хотел назовите мою «серебряную скульптуру». [27] Когда Фонд Пулитцеровских искусств решил опубликовать книгу об этой серии, Сугимото попросил Джонатана Сафрана Фоера , с которым он познакомился много лет назад, написать текст, сопровождающий девятнадцать избранных фотографий. [25]
Серия 2004 года включает большие фотографии старинных математических и механических моделей, которые Сугимото наткнулся в Токио и снял чуть ниже. [28] Математические формы — стереометрические модели из гипса — были созданы в XIX веке для того, чтобы дать учащимся наглядное представление о сложных тригонометрических функциях . Механические формы – модели машин, включая шестерни, насосы и регуляторы – представляют собой промышленные инструменты, используемые для демонстрации основных движений современного оборудования. Сугимото начал работу над этим сериалом как ответ на книгу «Невеста, раздетая донага своими холостяками, даже (Большой стакан)» Марселя Дюшана . [29]
Для сериала «Стилизованная скульптура» (2007) Сугимото выбрал характерные предметы одежды знаменитых кутюрье из коллекции Киотского института костюма , снятые в светотени на безголовых манекенах — от Мадлен Вионне не по годам современной футболки Баленсиаги и развевающейся осиной талии . ансамбль со Ива Сен-Лорана строгим геометрическим платьем Мондриана от Иссея Мияке . и парусообразным комбинезоном от [30]
В своей серии « Поля молний » 2009 года Сугимото отказался от использования камеры и делал фотографии с помощью напряжением 400 000 В Генератор Ван де Граафа для подачи электрического заряда непосредственно на пленку. [11] Вместо того, чтобы помещать объект на светочувствительную бумагу, а затем подвергать его воздействию света, он создавал изображение, вызывая электрические искры, вспыхивающие на поверхности листа пленки размером 7 на 2,5 фута, положенного на большую металлическую столешницу. [31] Высокодетализированные результаты сочетают в себе щетинистую текстуру и ветвящиеся искры в очень запоминающиеся изображения.
Последние работы [ править ]
В 2009 году U2 (1993) Сугимото выбрали Boden Sea, Uttwil в качестве обложки для своего альбома No Line on the Horizon, который выйдет в марте того же года. Это изображение ранее использовалось звукорежиссерами Ричардом Чартье и Тейлором Дюпри для их компакт-диска 2006 года, вдохновленного серией Сугимото «Морские пейзажи». [32] Сугимото отметил, что это просто «совпадение», что изображение появилось на обложках обоих альбомов. Кроме того, он отмечает, что соглашение с U2 было «сделкой каменного века», или «художник-художник». Никакого обмена наличными, а скорее бартерное соглашение, которое позволяет Сугимото использовать песню группы «No Line on the Horizon» (частично вдохновленную имиджем «Boden Sea») в любом будущем проекте. [33]
В 2009 году Сугимото приобрел несколько редких негативов, сделанных Генри Фоксом Талботом в 1840-х годах, и с помощью чрезвычайно хрупкого процесса извлек из них то, что «удивительно похоже на тени Платона в пещере». [34] Работы из серии «Все пять элементов» Сугимото (2011) состоят из стекла оптического качества с черно-белой пленкой. [35] По случаю выставки Art Basel в 2012 году Сугимото представил Couleurs de l'Ombre — 20 различных ярких дизайнов шарфов тиражом всего семь экземпляров, созданных с использованием нового метода струйной печати для французского модного бренда Hermès . [36]
Архитектура [ править ]
Сугимото также является опытным архитектором. Он основал свою архитектурную практику в Токио после того, как получил запросы на проектирование сооружений от ресторанов до художественных музеев. [37] Поскольку у него самого нет архитектурной лицензии (для получения официального разрешения потребуются годы обучения), он нанял трех молодых квалифицированных архитекторов, чтобы они помогли ему воплотить в жизнь свое видение. [37] Ко всей своей работе он подходит с разных точек зрения, и архитектура — это один из компонентов, который он использует при разработке декораций для своих выставок. Его недавние проекты включают архитектурную комиссию в Центре современного искусства Наосима в Японии, для которой Сугимото спроектировал и построил синтоистский храм . [38] Он также участвует в перформансе, происходящем рядом с ними. Это позволяет ему оформлять свои работы именно так, как он хочет.
В 2013 году Сугимото создал скульптуру и сад камней для ресторана Sasha Kanetanaka в Омотэсандо, Токио . Он также спроектировал Stove, первоклассный французский ресторан, расположенный в отреставрированном деревянном доме в деревне искусств Киёхару, префектура Яманаси . [39] Стеклянный чайный домик, спроектированный Сугимото, был расположен над выложенным плиткой бассейном , первым из серии временных сооружений, спроектированных художниками, в музее Ле Станце дель Ветро, выставленных на обозрение во время Венецианской архитектурной биеннале в 2014 году, и для публики проводилась традиционная чайная церемония. в этом. [40]
В 2011 году Сугимото опубликовал книгу по архитектуре, в которой рассказал о многих музеях, в которых были представлены его работы, от музея Хиршхорна в Вашингтоне, округ Колумбия, до Фонда Картье в Париже. [37]
Музей и Сад скульптур Хиршхорна объявили, что в 2018 году Сугимото преобразит интерьер здания, спроектированного Гордоном Баншафтом . В планах была кофе-бар и снятие тонировки на окнах. [1]
Скульптура [ править ]
Сугимото спроектировал «Точку бесконечности» — иглу из нержавеющей стали высотой почти 70 футов, которая также действует как солнечные часы, на вершине парка Йерба-Буэна-Хиллтоп на острове Йерба-Буэна . [41]
Выставки [ править ]
Сугимото активно выставлялся в крупных музеях и галереях по всему миру, в том числе в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе (1994), Метрополитен-музее в Нью-Йорке (1995); Немецкий Гуггенхайм , Берлин (2000); Кунстхаус Брегенца , Австрия (2002 г.); Галерея Serpentine , Лондон (2003 г.) и Фонд Картье для современного искусства , Париж (2004 г.). Крупный 30-летний обзор его работ открылся в Художественном музее Мори в Токио в 2005 году и посетил Музей и Сад скульптур Хиршхорна в Вашингтоне, округ Колумбия, и Музей современного искусства Форт-Уэрта , Техас (2006). В 2007 году европейская ретроспектива началась в K20 Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen , Дюссельдорф (2007) и прошла в Музее современности, Зальцбург, Новой национальной галерее , Берлине и Художественном музее Люцерна, Швейцария. (2008). В 2011 году галерея Гагосяна в Париже показала серию Сугимото « Стилизованная скульптура » наряду со « скульптурами Родена Три тени» (ок. 1880 г.), «Памятник Виктору Гюго» (1897 г.) и «Муза Уистлера». (1908). [30]
В 2005 году Японское общество в Нью-Йорке и Галерея Артура М. Саклера в Вашингтоне организовали тур по США и Канаде «Хироши Сугимото: История истории», выставку артефактов, которые Сугимото собирал на протяжении многих лет, особенно из Восточной Азии. и Япония, курируемая самим художником (посетил Канадзавский музей современного искусства XXI века и Национальный музей искусств Японии). [42] В 2013 году Сугимото выставил свои работы вместе с произведениями из своей личной коллекции в Фонде Пьера Берже-Ива Сен-Лорана в Париже. [3]
Его выставка «Потерянный генетический архив человека» в Токийском музее фотоискусства в 2016 году включала, среди прочего, избранные изображения из диорам, морских пейзажей, театров и серии «Сандзюсанген-до». На его выставке в Тель-Авивском художественном музее в 2018 году было представлено 34 крупномасштабные фотографии из центральной серии Сугимото.
Коллекции [ править ]
Работы Сугимото хранятся во многих государственных коллекциях, включая Метрополитен-музей в Нью-Йорке; Moderna Museet , Стокгольм; Центр Жоржа Помпиду , Париж; Музей современного искусства, Токио ; Музей современного искусства , Нью-Йорк; Национальная галерея , Лондон; Национальный музей современного искусства, Токио ; Смитсоновский институт , Вашингтон, округ Колумбия; МАКБА , Барселона; и Галерея Тейт , Лондон. [43]
Художественный фонд Одавары [ править ]
В 2009 году Сугимото основал Художественный фонд Одавара для продвижения японской культуры. [44] В 2014 году Японское общество выделило фонду грант в размере 6 миллионов долларов. [44] Деньги пойдут на строительство многопрофильного художественного комплекса в Одаваре, примерно в 60 милях к западу от Токио. Ожидается, что проект будет завершен весной 2016 года. Проект включает в себя оригинальные входные ворота 15-го века, минималистское выставочное пространство, современный японский чайный домик и современный театр Но со сценой, которая кажется парящей над морем. [37] Фонд будет производить совместные постановки с Японским обществом, а также программы стажировок художников в новом комплексе. Оба учреждения также будут сотрудничать в проведении выставок и представлений. [44]
Награды [ править ]
- 2001 – Международная премия Фонда Hasselblad (Hasselblad Honor).
- 2009 – Японская художественная ассоциация: премия Praemium Imperiale в категории «Живопись». [11]
- 2010 – Медаль с пурпурной лентой.
- 2013 г. – Кавалер Ордена искусств и литературы.
- 2014 – Премия Исаму Ногучи за родственные души в области инноваций, глобального сознания и японско-американского обмена [45]
- 2017: Медаль столетия Королевского фотографического общества.
Книги [ править ]
- Морские пейзажи. Лос-Анджелес: Музей современного искусства, 1994. ISBN 0-914357-32-8 .
- Время раскрыто. Лондон: Темза и Гудзон, 1995. ISBN 0-500-97427-6 .
- Во славу теней. Германия: Штайдл, 2000. ISBN 4-7713-3414-5 .
- Театры. Кельн: Вальтер Кениг, 2006. ISBN 0-615-11596-9 .
Арт-рынок [ править ]
Сугимото представлен галереей Pace Gallery , Нью-Йорк, с 2010 года. [46] а также регулярно выставляется в галерее Гагосяна . Раньше он выставлялся в галерее Sonnabend .
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Элизабет Фаззаре (18 декабря 2017 г.). «Хироши Сугимото выбран для первой эстетической трансформации музея Хиршхорна» . Архитектурный дайджест . Проверено 18 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хироши Сугимото. Архивировано 14 октября 2014 года в Wayback Machine музее Соломона Р. Гуггенхайма , Нью-Йорк.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Элиза Липски-Карас (11 сентября 2013 г.), Ископаемое вдохновение Хироши Сугимото Wall Street Journal
- ↑ Матеуш Палка (2 июня 2016 г.), Фотографии украденного вида. Проблемы времени в творчестве Хироси Сугимото .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Блейк Гопник (20 февраля 2006 г.), Хироши Сугимото, Подчеркивая игру теней и ложь Washington Post .
- ↑ Рэнди Кеннеди (8 октября 2012 г.), «Окаменелость» с помощью камеры New York Times .
- ↑ Хироши Сугимото: Натюрморт, 9 мая – 28 июня 2014 г., Галерея Pace , Нью-Йорк.
- ↑ Снимок: «Кэтрин Парр» (1999), автор Хироши Сугимото Financial Times , 10 августа 2012 г.
- ↑ Кэтрин Рот (10 сентября 2001 г.), Создание снимка в Time Los Angeles Times .
- ^ Белтинг, Ганс и Хироши Сугимото. Театры . Кельн: Sonnabend Sundell Editions и Eyestorm, 2006. ISBN 9780615115962 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Питер Йео (2010). «Захват света – Хироши Сугимото раскрывает суть работы всей своей жизни». Стеклянный журнал . № 2. С. 174–179. ISSN 2041-6318 .
- ^ Питер Йео (2010). «Захват света – Хироши Сугимото раскрывает суть работы всей своей жизни». Журнал Glass (2): 174–179. ISSN 2041-6318
- ^ Белтинг, Ганс и Хироши Сугимото. Театры .
- ↑ Дэвид Пейджел (18 декабря 1997 г.), Акцент на спокойствии Los Angeles Times .
- ^ Хироши Сугимото: 7 дней / 7 ночей , 6 ноября 2008 г. - 14 февраля 2009 г. Архивировано 5 февраля 2011 г. в Wayback Machine галерее Гагосяна , Нью-Йорк.
- ^ «Северная Атлантика, скалы Мохер», Хироши Сугимото, 1989. Метрополитен-музей http://www.metmuseum.org/collections/search-the-collections/267005.html
- ↑ Уильям Уилсон (4 марта 1994 г.), Море медитации Сугимото в MOCA Los Angeles Times .
- ^ Чарльз Хаген (21 февраля 1992 г.), ИСКУССТВО В ОБЗОРЕ; Хироши Сугимото, Нью-Йорк Таймс .
- ^ Море Будд (1995). Архивировано 7 мая 2012 года в Wayback Machine Хироши Сугимото.
- ^ Джон Рассел (7 декабря 1995 г.), ПРОСМОТР ФОТОГРАФИИ; Сияющие чудеса мира середины века New York Times .
- ^ Холланд Коттер (17 октября 2003 г.), ИСКУССТВО В ОБЗОРЕ; Хироши Сугимото – «Архитектура», New York Times .
- ^ Коллекция Хироши Сугимото Гуггенхайма.
- ↑ Сосны (2001). Архивировано 7 мая 2012 года в Wayback Machine Хироши Сугимото.
- ^ Энн Уилсон Ллойд (11 февраля 2001 г.), Зеркальный зал встречает Дом восковых фигур New York Times .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эндрю Блюм (17 сентября 2006 г.), Искусство, захватывающее искусство, захватывающее искусство ... New York Times .
- ^ Хироши Сугимото, Архитектура. Архивировано 12 декабря 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Хироши Сугимото: Джо , 9 сентября — 14 октября 2006 г. Галерея Гагосяна , Лос-Анджелес.
- ^ Майкл Киммельман (27 мая 2005 г.), ИСКУССТВО В ОБЗОРЕ; Хироши Сугимото, Нью-Йорк Таймс .
- ^ Хироши Сугимото: Концептуальные формы, 7 апреля – 28 мая 2005 г. Галерея Гагосяна , Лондон.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роден – Сугимото, 11 февраля – 25 марта 2011 Галерея Гагосяна , Париж.
- ↑ Кэрол Кино (11 ноября 2010 г.), «Кража грома матери-природы», New York Times .
- ^ Является ли обложка нового альбома U2 подделкой? Архивировано 20 января 2009 г. на Wayback Machine. Проверено 19 января 2009 г.
- ↑ Фотограф Сугимото заключает сделку каменного века с U2 . Джапан Таймс. Проверено 18 ноября 2010 г.
- ^ Лаура Камминг (14 августа 2012 г.), Хироши Сугимото; Королева: искусство и имидж; Элизабет Блэкэддер; Ингрид Каламе – рецензия The Guardian .
- ↑ Хироши Сугимото: Пять элементов, 2011 , 7 октября — 15 июля 2012 г. Архивировано 27 мая 2012 г. в Фонде Wayback Machine Chinati, Марфа.
- ^ Ник Комптон (19 июня 2012 г.), шарфы Hermès Editeur ограниченной серии от Хироши Сугимото Обои .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д День Лары (23 января 2014 г.), Хироши Сугимото спроектировал собственный музей Wall Street Journal
- ↑ Хироши Сугимото: День после, 6 ноября – 24 декабря 2010 г. Галерея Pace, Нью-Йорк.
- ^ Дэррил Цзинвен Ви (8 октября 2013 г.), Ресторан, спроектированный Хироши Сугимото, открывается в Yamanashi Artinfo .
- ↑ Джули Ласки (4 июня 2014 г.), Чай для двоих и доступно всем New York Times
- ↑ Джули Баумгарднер (13 января 2023 г.), Движение иглы: Сан-Франциско откроет высокий памятник солнечным часам Хироши Сугимото The Art Newspaper .
- ↑ Грейс Глюк (23 сентября 2005 г.), шоу Хироши Сугимото в New York Times .
- ↑ Ротко/Сугимото: Темные картины и морские пейзажи, 4 октября 2012 г. – 17 ноября 2012 г. Галерея Pace , Лондон.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кэрол Фогель (6 февраля 2014 г.), Грант Японского общества New York Times .
- ^ Кимберли Чоу (15 мая 2014 г.), Журнал Sculptor's Honors Cubed Wall Street Magazine .
- ^ Кэрол Фогель (28 января 2010 г.), [1] New York Times .
Внешние ссылки [ править ]
- Официальный сайт Хироши Сугимото
- Биография, интервью, эссе, изображения иллюстраций и видеоклипы из PBS сериала «Искусство: 21 – Искусство XXI века – 3 сезон» (2005).
- Интерактивный веб-каталог «Хироши Сугимото: фотографии Джо» Фонда Пулитцеровских искусств.
- Хироши Сугимото в галерее Гагосяна
- Листинг на Luminous Lint
- Художественный сайт Бенессе в Наошиме
- Гриноф, Сара; Нельсон, Андреа; Питомник Сара; Ваггонер, Дайан; Уренья, Лесли (2015). Память времени: современные фотографии в Национальной галерее искусств . ISBN 978-0500544495 . OCLC 900159020 .
- Японские фотографы
- Современные японские художники
- Фотографы изобразительного искусства
- Фотографы-пейзажисты
- 1948 рождений
- Живые люди
- Фотографы из Токио
- Лауреаты Praemium Imperiale
- Офицеры Ордена Искусств и литературы
- Выпускники Университета Риккё
- Японские художники 20 века
- Японские художники XXI века