Грасиела Итурбиде
Грасиела Итурбиде | |
---|---|
Рожденный | Грасиела Итурбиде 16 мая 1942 г. |
Национальность | Мексиканский |
Образование | Университетский центр кинематографических исследований Мексики Национального автономного университета |
Известный | Фотография |
Награды | Премия Хассельблад 2008. |
Веб-сайт | Грасиелаитурбиде |
Грасиела Итурбиде (родилась 16 мая 1942 г.) [1] мексиканский фотограф. Ее работы выставлялись на международных выставках и включены во многие крупные музейные коллекции, такие как Музей современного искусства Сан-Франциско и Музей Дж. Пола Гетти. [2]
Биография
[ редактировать ]Итурбиде родился в Мехико , Мексика, в 1942 году. [3] традиционным католическим родителям. Старший из тринадцати детей, [4] она посещала католическую школу и с ранних лет увлекалась фотографией. Ее отец фотографировал ее, ее братьев и сестер, а свою первую камеру она получила, когда ей было 11 лет. Когда она была ребенком, ее отец сложил все фотографии в коробку; Позже Итурбиде сказал: «Было очень приятно подойти к ложе и посмотреть на эти фотографии, на эти воспоминания». [5]
Она вышла замуж за архитектора Мануэля Роча Диаса в 1962 году и в течение следующих восьми лет родила троих детей: сыновей Мануэля и Маурисио и дочь Клаудию, которая умерла в возрасте шести лет в 1970 году. Сейчас Мануэль является композитором и звукорежиссером, а также читал лекции в Калифорнийском колледже искусств . [6] Маурисио пошел по стопам своего отца и стал архитектором. [7]
Карьера фотографа
[ редактировать ]В 1970 году Итурбиде занялась фотографией после смерти шестилетней дочери Клаудии. Она училась в Университетском центре кинематографических исследований Национального автономного университета Мексики с намерением стать кинорежиссером. Она осознала, насколько ее тянет к фотографии, которая была Мануэля Альвареса Браво областью знаний . Он был преподавателем в университете, а также оператором-фотографом, а впоследствии стал ее наставником. [4] Она путешествовала с Браво в период с 1970 по 1971 год и узнала, что «всегда есть время для тех фотографий, которые ты хочешь». [8] В 1971 году она была награждена грантом Юджина Смита и стипендией в колледже Гуггенхайма. [9]
Стиль и влияние
[ редактировать ]Итурбиде фотографирует повседневную жизнь, почти полностью в черно-белом режиме, следуя своему любопытству и фотографируя, когда видит то, что ей нравится. [10] Ее вдохновили фотографии Йозефа Куделки , Анри Картье-Брессона , Себастьяо Сальгадо и Мануэля Альвареса Браво. [11] Ее автопортреты особенно отражают и демонстрируют влияние Браво, играя с новаторством и вниманием к деталям. [12] Итурбиде избегает ярлыков и называет себя соучастницей своих сюжетов. [10] Говорят, что благодаря своему подходу к тем, кого она фотографирует, она позволяет своим объектам ожить, создавая поэтические портреты. [13] Она заинтересовалась повседневной жизнью коренных народов Мексики (сапотеков, миштеков и сери). [12] ) и фотографировал жизнь в Мехико, Хучитане , Оахаке и на мексиканско-американской границе (Ла Фронтера). Фотографии Итурбиде, сосредоточенные на идентичности, сексуальности, фестивалях, ритуалах, повседневной жизни, смерти и роли женщин, передают визуальные истории культур в постоянные переходные периоды. В ее изображениях также есть сопоставление городской и сельской жизни, жизни коренных народов и современной жизни. [14] Главной заботой Итурбиде было исследование ее собственной культурной среды. [12] Она использует фотографию как способ понять Мексику; объединение местных практик, ассимилированных католических практик и внешнеэкономической торговли в одной сфере. [15] Искусствовед Оскар К. Нейтс охарактеризовал работы Итурбиде как «антропоэтические». [13]
«Маленькие ангелочки»
[ редактировать ]Некоторые из самых ранних работ Итурбиде включали документирование умерших ангелитос, маленьких детей и их захоронение. Итурбиде стала практически одержима смертью; большинство ее изображений этого периода времени — это кладбища или семьи, направляющиеся на кладбище. Несмотря на это, искусствовед Оскар К. Нейтс отмечает, что смерть на фотографиях Итурбиде не мрачна, а поэтична. [13] Одержимость Итурбиде смертью прекратилась только тогда, когда она столкнулась с трупом мужчины, когда следовала за семьей, чтобы похоронить ангелито . Это было воспринято как знак Итурбиде отказаться от простого документирования смерти.
«Женщина-ангел»
[ редактировать ]поручил Итурбиде В 1978 году этнографический архив Национального института коренных народов Мексики работать над серией о мексиканских индейцах сери — группе рыбаков, живущих в пустыне Сонора вдоль границы Аризоны и Мексики. Она провела в Пунта Чуэка полтора месяца, работая над сериалом. В общине было около 500 человек. Именно во время работы над этой серией была сделана ее фотография под названием «Мухер Анхель». [16] На изображении изображена женщина Сери во время экспедиции в пещеру с местными рисунками. Женщина «выглядела так, будто могла улететь в пустыню» и несла с собой магнитофон, который она обменяла на поделки с американцами. [16] "Mujer Ángel" использовалась политически настроенной металлической группой Rage Against the Machine для своего сингла " Vietnow " в 1997 году. "Mujer Ángel" и серия Seri People являются частью фотовыставки Музея изящных искусств 2019 года "Мексика Грасиэлы Итурбиде". . [17]
попросил Итурбиде В 1979 году художник Франсиско Толедо сфотографировать народ хучитан , который является частью культуры сапотеков, родной для Оахаки, Мексика. Это традиционно матриархальное общество, в котором женщины экономически, политически и сексуально независимы. Рынок управляют женщинами, а мужчинам вход воспрещен, за исключением геев, которых на сапотекском языке называют «муксами» . [2] Этот опыт фотографа сформировал взгляды Итурбиде на жизнь, и хотя Итурбиде действительно уделяла особое внимание роли женщины во всей Мексике при съемке фотографий, она все же не была феминисткой , о чем свидетельствует ее цитата: «Мои фотографии не носят политического или политического характера. феминистка, но я такая, когда мне нужно». Итурбиде работал над этой серией почти 10 лет, закончившись в 1988 году. Результатом этого сборника стала книга « Хучитан де лас Мухерес» . [18]
«Богоматерь игуан» и «Магнолия».
[ редактировать ]Отчасти вдохновение для ее следующей работы пришло из ее поддержки феминистских идей. Ее знаменитая фотография [19] «Nuestra Señora de Las Iguanas» (Богоматерь игуан) взята из ее фоторепортажа «Хучитан женщин (1979–86)», который также был снят в Хучитан-де-Сарагоса . [20] Эта икона стала настолько популярной, что в Хучитане появилась статуя этой женщины, а также фрески и граффити. [2] Режиссеры Сьюзан Стрейтфельд и Жюли Эбер использовали эту фотографию как символ в своем фильме «Женские извращения» (1996). [8] : 4 «Богоматерь игуан» является частью серии выставок 2019 года в Музее изящных искусств в Бостоне : Мексика Грасиэлы Итурбиде. [17] Были проведены сравнения между «Нуэстра-Сеньора-де-лас-Игуанас» Итурбиде и «Вирхен-де-Гуадалупе» , где изображена коренная женщина из Хучитана как исполнение «Вирхен из Гваделупской». Изображение служит напоминанием о невзгодах и несправедливости, с которыми сталкиваются коренные общины в Мексике. пострадали. [21] Однако ее работа в Хучитане была посвящена не только женщинам: она также сфотографировала «Магнолию», фотографию небинарного человека в платье, смотрящего на себя в зеркало.
«Джучитан женщин»
Итурбиде создавала эту серию в период с 1979 по 1989 год, когда она была очарована женским сообществом индейцев-сапотеков, расположенным в южно-мексиканском штате Оахака; самая чисто коренная община Мексики. [22] Итурбиде нашла политическую, сексуальную и экономическую свободу этих женщин глубоко вдохновляющей. [23]
Метод документирования Итурбиде не был похож на обычного фотографа, работающего на расстоянии. Вместо этого Итурбиде нашел время, чтобы познакомиться с женщинами на личном уровне. Тем самым Итурбиде завоевал их доверие и разрешение их фотографировать. Благодаря их доверию Итурбиде приглашали снимать многие из их частных праздников, и она познакомилась с сапотеками глазами женщин из числа коренного населения. [22] Работа Итурбиде в Хучитане помогла мексиканскому народу вновь обрести энтузиазм по отношению к своим коренным общинам и способствовала возникновению новой волны феминизма в стране. [21]
Зрители могут просмотреть изображения из сериала Итурбиде «Хучитан де лас-мухерес» на ее веб-сайте .
Другие работы
[ редактировать ]Итурбиде также сфотографировал американцев мексиканского происхождения в районе Белый забор (уличная банда) в Истсайде Лос-Анджелеса в рамках документальной книги « Один день из жизни Америки» (1987). Она работала в Аргентине (в 1996 году), Индии (где она сделала свою известную фотографию «Перрос Пердидос» («Пропавшие собаки»)) и США ( безымянная коллекция фотографий, снятых в Техасе ).
Одной из главных задач в ее работе было «исследование и формулирование того, каким образом такое слово, как «Мексика», имеет смысл только тогда, когда оно понимается как сложная комбинация истории и практики». [24]
Она является одним из основателей Мексиканского совета фотографии. Она продолжает жить и работать в Койоакане, Мексика .
Вручая ей премию Hasselblad Award 2008 , Фонд Hasselblad сказал:
Грасиела Итурбиде считается одним из самых важных и влиятельных фотографов Латинской Америки за последние четыре десятилетия. Ее фотографии отличаются высочайшей визуальной силой и красотой. Грасиела Итурбиде разработала фотографический стиль, основанный на ее сильном интересе к культуре, ритуалам и повседневной жизни ее родной Мексики и других стран. Итурбиде расширил концепцию документальной фотографии, чтобы исследовать отношения между человеком и природой, личностью и культурой, реальным и психологическим. Она продолжает вдохновлять молодое поколение фотографов в Латинской Америке и за ее пределами. [25]
Некоторые из недавних работ Итурбиде документируют беженцев и мигрантов. В своей работе «Refugiados» (2015) она демонстрирует резкий контраст между любовью и семьей, опасностью и насилием, показывая улыбающуюся мать, держащую своего ребенка перед нарисованной вручную фреской с изображением Мексики, усеянной безопасными и опасными зонами. [26]
Самая большая институциональная коллекция фотографий Итурбиде в США хранится в Виттлиффа коллекции Техасского государственного университета , Сан-Маркос, Техас . [27]
Публикации
[ редактировать ]- Биллетер, Эрика , изд. (1994). Фиеста и ритуал: Грасиела Итурбидес Мексика [ Фиеста и ритуал: Грасиела Итурбидес Мексика ] (на немецком языке). Грасиела Итурбиде (художник). Берн, Швейцария: Бентели. ISBN 9783716509357 .
- Образы духа. Нью-Йорк: Фонд Aperture , 1996. ISBN 0-89381-681-7 .
- La Forma y la Memoria = «Форма и память». Монтеррей, Мексика: Музей современного искусства Монтеррея , 1996. ISBN 978-9686623321 .
- Глаза, которыми можно летать: портреты, автопортреты и другие фотографии. Остин, Техасский университет , 2006 г. ISBN 0-292-71462-9 .
- Итурбиде . Мадрид: тф. редакция, 2003. ISBN 84-96209-48-2 .
- Грасиела Итурбиде. Лондон: Phaidon , 2006. Под редакцией и с эссе Марты Гили. ISBN 9780714845708 . Файдон, 2011.
- Торрихос: Человек и миф. Мадрид: Обида, 2008. ISBN 978-1-884167-68-3 .
- Грасиела Итурбиде: Хучитан . Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти , 2007. ISBN 9780892369058 . Барселона: РМ, 2011. ISBN 978-8492480531 .
- Птицы. Париж: Ксавье Барраль , 2019. ISBN 978-2-36511-248-2 .
- Белый забор . Мексика: РМ, 2024. ISBN 978-8419233691 .
Награды
[ редактировать ]- 1987: Грант У. Юджина Смита из Мемориального фонда У. Юджина Смита. [28] [29]
- 1988: Стипендия Гуггенхайма от Мемориального фонда Джона Саймона Гуггенхайма. [30]
- 1990: Международный главный приз, Хоккайдо, Япония. [31]
- 1991: Премия Recontres Photographiques, Арль, Франция. [28]
- 1998: Первая премия, Mois de la Photo, Франция. [31]
- 2008: Фонда Хассельблад в области фотографии Премия [32]
- 2021: За выдающийся вклад в фотографию, Sony World Photography Awards [33]
- 2022: Введение в Международный зал славы и музей фотографии. [34]
Выставки
[ редактировать ]- 1980: Грасиела Итурбиде , Нью-Мексико [ нужна ссылка ]
- 1990: Внешние встречи, внутренние фантазии: фотографии Грасиэлы Итурбиде , в Музее современного искусства в Сан-Франциско, Калифорния. [ нужна ссылка ]
- 1991: Rencontres d’Arles , Арль, Франция Фестиваль [ нужна ссылка ]
- 1997–1998: Образы духа в Художественном музее Филадельфии , Филадельфия, Пенсильвания. [ нужна ссылка ]
- 2003: Pajaros et Paisajes ( Птицы и достопримечательности ), Галерея Роберта Миллера, Нью-Йорк. [ нужна ссылка ]
- 2003: Птицы и пейзажи , Галерея современного искусства OMG, Дюссельдорф, Германия. [ нужна ссылка ]
- 2007–2008: Танец козла: фотографии Грасиэлы Итурбиде , Музей Дж. Пола Гетти , Лос-Анджелес, Луизиана. [ нужна ссылка ]
- 2008: Торрихос: Человек и миф , [35] Американское общество , Нью-Йорк
- 2011: Фестиваль Rencontres d’Arles, Арль, Франция [ нужна ссылка ]
- 2011: Ретроспектива , Пинакотека, Сан-Паулу, Бразилия. [36]
- 2015: Неестественное | Башо де Фрида , Музей Хелины Раутаваара, Эспоо, Финляндия [ нужна ссылка ]
- 2016: Грасиела Итурбиде: объектив, чтобы увидеть, Ruiz-Healy Art, Сан-Антонио, Техас, для PhotoSeptember USA
- 2017: Революция и ритуал: фотографии Сары Кастрехон, Грасиэлы Итурбиде и Татьяны Парсеро , Галерея Рут Чендлер Уильямсон в колледже Скриппс , Клермонт, Калифорния [ нужна ссылка ]
- 2019: «Мексика Грасиэлы Итурбиде», Музей изящных искусств, Бостон, Массачусетс. [37]
- 2019: «Мексика Грасиэлы Итурбиде», Художественный музей Миннеаполиса, Миннеаполис, Миннесота. [38]
- 2020: «Мексика Грасиэлы Итурбиде», Национальный музей женщин в искусстве. [39]
Коллекции
[ редактировать ]Работы Итурбиде хранятся в следующих постоянных коллекциях:
- Художественный музей Академии , Истон, Мэриленд [40]
- Бруклинский музей , Бруклин, Нью-Йорк [41]
- Музей современного искусства , Нью-Йорк [42]
- Центр Жоржа Помпиду , Париж [43]
- Музей искусств округа Лос-Анджелес , Лос-Анджелес, Калифорния [44]
- Национальный музей женщин в искусстве , Вашингтон, округ Колумбия [45]
- Музей современного искусства Сан-Франциско , Сан-Франциско, Калифорния [46]
- Музей Дж. Пола Гетти , Лос-Анджелес, Калифорния [47]
- Коллекции Уиттлиффа , Техасский государственный университет , Сан-Маркос, Техас [27]
- Художественная галерея Йельского университета , Нью-Хейвен, Коннектикут [48]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Национальный автономный университет Мексики (1980 г.). 7 мексиканских портфолио: выставка разных стран, Культурный центр Мексики, апрель-май 1980 г. UNAM Culture Diffusion - на испанском языке.
- Кинтеро, Изабель и Пенья, Зик. «Фотография, Жизнь Грасиэлы Итурбиде». Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес, 2018.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Итурбиде, Грасиела» . Музей современной фотографии . Проверено 19 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Грасиела Итурбиде рассказывает о том, как стать вирусной, лос-анджелесскими холосами и сфотографировать ванную Фриды Кало» . Лос-Анджелес Таймс . ISSN 0458-3035 . Проверено 12 ноября 2017 г.
- ^ Редакторы Phaidon (2019). Великие женщины-художницы . Файдон Пресс. п. 198. ИСБН 978-0714878775 .
{{cite book}}
:|last1=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Jump up to: а б «Грасиела Итурбиде (мексиканка, род. 1942) (Музей Гетти)» . Дж. Пол Гетти в Лос-Анджелесе . Проверено 12 ноября 2017 г.
- ^ Итурбиде, Грасиела; Браду, Фабьен (2006). Глаза, с которыми можно летать: портреты, автопортреты и другие фотографии . Остин: Издательство Техасского университета. п. 3.
- ^ «Лекция Мануэля Роча Итурбиде | Калифорнийский колледж искусств» . www.cca.edu . Проверено 12 ноября 2017 г.
- ^ «Студия Iturbide в Мехико Таллера Маурисио Роча + Габриэла Каррильо» . Архитектурный обзор . Проверено 12 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Итурбиде, Грасиела; Келлер, Джудит (2007). Грасиела Итурбиде: Хучитан . Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти. п. 1.
- ^ «1987 Грасиела Итурбиде» . Мемориальный фонд В. Юджина Смита . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Ньевес, Эвелин; Итурбиде, Грасиела (08 января 2019 г.). «Фотографии Мексики, сделанные Грасиелой Итурбиде, делают видимым то, что для многих невидимо » . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ Палка, Матеуш (31 декабря 2013 г.). «Асор» Грасиэлы Итурбиде . www.fototapeta.art.pl .
- ^ Jump up to: а б с «Грасиела Итурбиде» . Искусство21 .
- ^ Jump up to: а б с Нейтс, Оскар Колорадо (7 апреля 2012 г.). «Грасиела Итурбиде: Леди символов» . Оскар в фотографиях (на испанском языке) . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ «Фотоучитель» . 4 июля 2007 г.
- ^ «ХУДОЖНИК Грасиела Итурбиде» . 17 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Лучшая фотография Грасиэлы Итурбиде: женщина из Мексики Сери» . TheGuardian.com . 19 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Перес Вильяторо, Maybelline. «Мексика Грасиэлы Итурбиде» . Музей изящных искусств Бостона . Проверено 3 апреля 2019 г.
- ^ «Грасиела Итурбиде | Профиль художника» .
- ^ « День игуан ». Смитсоновский институт (журнал) , сентябрь 2008 г. По состоянию на 9 марта 2017 г.
- ^ « Богоматерь Игуан, Хучитан, Оахака ». Бруклинский музей . По состоянию на 9 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Фостер, Дэвид (2004). «Гендер и фотографии женщин Грасиэлы Итурбиде в Хучитане» (PDF) . Область применения: Журнал социальных и гуманитарных исследований . 11 :63–69 – через Гельвию.
- ^ Jump up to: а б «Книга Грасиела Итурбиде Хучитан де Лас Мухерес, 1979–1989 годы, ограниченное издание с печатью» . РОЗГАЛЕРЕЯ . Проверено 10 марта 2020 г.
- ^ Хейзелтон, Клэр Кода. «Грасиела Итурбиде» . Фриз . № 180. ISSN 0962-0672 . Проверено 10 марта 2020 г.
- ^ Итурбиде, Грасиела; Тахеда, Роберто; Лопес Остин, Альфредо (1996). Образы Духа . Нью-Йорк: Фонд Aperture. п. 12.
- ^ Лауреат премии Hasselblad Award 2008 г. - Грасиела Итурбиде , Hasselblad Foundation, 2008 г., заархивировано из оригинала 3 июня 2008 г. , получено 17 июня 2008 г.
- ^ Таладрид, Стефания (30 мая 2019 г.). «Искусство видеть Мексику Грасиэлы Итурбиде» . Житель Нью-Йорка . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Фотографии Грасиэлы Итурбиде в коллекции Виттлиффа, Техасский государственный университет, Сан-Маркос, Техас. Архивировано 30 июня 2016 г. на Wayback Machine . Проверено 3 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Грасиела Итурбиде » Награды и гранты» . Проверено 10 марта 2020 г.
- ^ «1987 Грасиела Итурбиде» . Мемориальный фонд В. Юджина Смита . Проверено 10 марта 2020 г.
- ^ «Грасиела Итурбиде» . Мемориальный фонд Джона Саймона Гуггенхайма . Проверено 26 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Грасиела Итурбиде » Награды и гранты» . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ Грасиела Итурбиде получила премию Фонда Хассельблад в области фотографии , ARTINFO, 20 марта 2008 г. , получено 20 мая 2008 г.
- ^ Стивенсон, Нил (15 апреля 2021 г.). «Четырнадцать впечатляющих изображений-победителей конкурса Sony World Photography Awards 2021» . Телеграф . ISSN 0307-1235 . Проверено 15 апреля 2021 г.
- ^ «Грасиела Итурбиде» . Международный зал славы фотографии . Проверено 25 июля 2022 г.
- ^ Торрихос: Человек и миф. Проверено 18 августа 2014 г.
- ^ «Пинакотека штата Сан-Паулу» . Архивировано из оригинала 6 июля 2011 г. Проверено 6 июля 2011 г.
- ^ Перес, Мейбелин. «Мексика Грасиэлы Итурбиде» . Музей изящных искусств Бостона . Проверено 31 марта 2019 г.
- ^ «Мексика Грасиэлы Итурбиде - Институт искусств Миннеаполиса» . new.artsmia.org . Проверено 10 марта 2020 г.
- ^ «Мексика Грасиэлы Итурбиде | Выставка» . НМВА . Проверено 1 августа 2020 г.
- ^ " https://gallery.collectorsystems.com/public/AAM/2042?ArtistName_search=Iturbide%2C%20Graciela%20b.%201947%20- ". Художественный музей Академии . По состоянию на 10 июня 2022 г.
- ^ « Грасиела Итурбиде - мексиканка, 1942 г.р. ». Бруклинский музей . По состоянию на 9 марта 2017 г.
- ^ «Грасиела Итурбиде: мексиканка, 1943 года рождения» . Музей современного искусства . Проверено 9 марта 2017 г.
- ^ " Грасиела Итурбиде ". Центр Жоржа Помпиду . По состоянию на 9 марта 2017 г.
- ^ " Грасиела Итурбиде ". Музей искусств округа Лос-Анджелес . По состоянию на 9 марта 2017 г.
- ^ « Грасиела Итурбиде: Родилась в 1942 году ». Национальный музей женщин в искусстве . По состоянию на 9 марта 2017 г.
- ^ « Грасиела Итурбиде: мексиканка: 1942, Мехико, Мексика ». Музей современного искусства Сан-Франциско . По состоянию на 9 марта 2017 г.
- ^ " Грасиела Итурбиде ". Музей Дж. Пола Гетти . По состоянию на 9 марта 2017 г.
- ^ «Обзор и основные моменты» . artgallery.yale.edu . Проверено 8 марта 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Грасиела Итурбиде, этнограф-визионер
- Танец козла в музее Дж. Пола Гетти
- Коллекции юго-западной и мексиканской фотографии Виттлиффа, Техасский государственный университет, Сан-Маркос, Техас
- Музей изящных искусств, выставка в Бостоне
- Нью-Йорк Таймс, Грасиела Итурбиде, фотографии Мексики
- Британский журнал фотографии, Мексика Грасиэлы Итурбиде
- Арт-форум, Мексика Грасиэлы Итурбиде
- Boston Globe, В МИДе чистое изобилие Грасиэлы Итурбиде
- Washington Post, Открытие современной Мексики за пределами ежедневных заголовков: изображения Грасиэлы Итурбиде
- Хранитель. Интервью с Грасиелой Итурбиде
- WBUR, МИД Грасиела Итурбиде черно-белые фотографии
- Экономист. «Видеть жизнь», Грасиела Итурбиде
- 1942 года рождения
- Живые люди
- Мексиканские женщины-фотографы
- Фотографы изобразительного искусства
- Фотографы-портретисты
- Художницы-феминистки
- Мексиканские феминистки
- Фотографы 20-го века
- Фотографы 21 века
- Мексиканские художницы XX века
- Мексиканские художницы XXI века
- Женщины-фотографы 20-го века
- Женщины-фотографы XXI века