Хасэгава Тохаку
| |
---|---|
Рожденный | 1539 Нанао , провинция Ното , Япония. |
Умер | 19 марта 1610 г. (70–71 год) |
Национальность | японский |
Известный | Картина ( всего ) |
Заметная работа |
|
Движение | Школа Хасэгава |
Покровитель(и) | Тоётоми Хидэёси , Токугава Иэясу |
Хасэгава Тохаку ( Хасэгава Тохаку , 1539 — 19 марта 1610) — японский художник и основатель школы Хасэгава . [ 2 ]
Его считают одним из величайших художников периода Адзути-Момояма (1573-1603), и он наиболее известен своими складными ширмами бёбу , такими как «Сосны» , «Сосны и цветущие растения» (оба зарегистрированы как национальные сокровища ) или картины на стенах и раздвижных дверях в Тисяку-ин , приписываемые ему и его сыну (также национальное достояние).
Биография
[ редактировать ]Тохаку, урожденный Тохаку Окумура Хасегава [ 3 ] в 1539 году в Нанао , [ 1 ] город в провинции Ното (вблизи современной префектуры Исикава ) известной местной семье красильщиков тканей, хотя данные показывают, что первоначальная фамилия Тохаку была Окумура и что он был усыновлен семьей Хасэгава. [ 3 ]
Тохаку начал свою творческую карьеру как художник буддийских картин в своей родной провинции Ното . Среди его картин: «Портрет Такэда Сингэна» (храм Сэйкей на горе Коя ), «Изображение двенадцати дэвов» (храм Исикава Сёкаку) и «Портрет Нава Нагатоши». [ 2 ]
К 20 годам Тохаку стал профессиональным художником, а к тридцати годам переехал в Киото, чтобы учиться в престижной школе Кано , которую тогда возглавлял Кано Сёэй . [ 4 ] Школа Кано была хорошо известна в то время своими большими смелыми картинами, которые украшали стены замков многих богатых военачальников-покровителей. Часто это были чернила на белой бумаге или декоративные настенные панели с сусальным золотом, которые служили двойной цели: отражать свет вокруг темных комнат замка, а также выставлять напоказ огромное богатство владельца замка для заказа таких экстравагантных произведений. Многие из ранних работ Тохаку выполнены в стиле школы Кано, например, его «Клен Тишаку-ин», написанный в 1593 году.
В то же время он также изучал стили живописи тушью более старых периодов Сун , Юань и Муромати, исследуя свитки Му Ци и Сэссю Тоё , к которым он, как полагают, получил доступ в свое время в храме Дайтокудзи в Киото. [ 4 ] Проведя некоторое время в Киото, Тохаку разработал свой собственный стиль сумэ , который во многом отличался от смелых техник, характерных для школы Кано, и отсылал к минимализму своих предшественников. Работы Сэссю Тойо, в частности, повлияли на изменение художественного стиля Тохаку, поскольку Тохаку также учился у преемника Сэссю, Тошуна некоторое время . На самом деле Тохаку был настолько очарован техниками Сэссю, что попытался заявить права своего пятого преемника, хотя и проиграл в судебном сражении Ункоку Тогану . [ 3 ] Тем не менее, влияние Сэссю очевидно во многих средних и поздних работах Тохаку, таких как его «Сёрин-дзу бёбу» ( 松林図 屏風 , экран «Сосны») , которые были объявлены национальным достоянием Японии и считаются первыми картинами их масштаб позволяет изображать в качестве объекта только сосны. [ 3 ]
-
Левая панель ширмы « ( Сосны» , Sōrin-zu byōbu ) , ок. 1595 г. шестикратная ширма, бумага, тушь, «Национальное достояние» .
-
Правая панель ширмы « ( Сосны» , Sōrin-zu byōbu ) , ок. 1595 г. шестикратная ширма, бумага, тушь, «Национальное достояние».
Школа, основанная Хасэгавой Тохаку, сегодня известна как школа Хасэгава . Эта школа была маленькой; состоящий в основном из Тохаку и его сыновей. Тем не менее, его члены сохранили тихую и сдержанную эстетику Тохаку, которую многие приписывают влиянию Сэссю, а также его современника и друга Сэн-но Рикю . Есть подозрение, что эта простая эстетика протестовала против использования запугивания и безудержного богатства в школе Кано. [ 5 ]
Самым известным современником Тохаку был Кано Эйтоку , который часто конкурировал с Тохаку за покровительство Тоётоми Хидэёси . После смерти Эйтоку в 1590 году Тохаку оставался величайшим из ныне живущих мастеров своего времени. Он стал официальным художником Хидэёси и под его патронажем создал некоторые из его величайших и элегантных картин. Он и его ателье создали настенные и экранные росписи в Сён-дзи (храм) по заказу Тоётоми Хидэёси в 1593 году. Картины были перевезены в Тисяку-ин (храм) в Киото и сохранились. В возрасте 67 лет Тохаку был вызван в Токугавой титулом хоген Иэясу Эдо и пожалован сёгуном жреческим . [ 6 ] Там он и остался до конца своей жизни.
-
Клен , цвет на золотой бумаге, в Тисяку-ин , Киото (1593 г.), Национальное достояние .
-
Вороны и цапли , Фонд современного искусства ( ja ), Важная культурная ценность
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Суйбоку-га». Британская энциклопедия Интернет. 10 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Хасэгава Тохаку | Период Муромати, живопись тушью, сосны | Британника» . www.britanica.com . Проверено 21 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д ХАСЭГАВА Тохаку (1539–1610). Архивировано 8 декабря 2009 г. на веб-сайте храма Wayback Machine Мибура-Дэра. 10 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Исидзава, Масао и др. Наследие японского искусства. 1-е изд. Токио: Kodansha International Ltd., 1982 г.
- ^ Моес, Роберт Д. «Другая сторона Тохаку». Периодические статьи № 11 (1969): 3–33.
- ^ Уэбб, Гленн Т. «Хасэгава Тохаку». Японская энциклопедия Коданся. 1-е изд. 1983.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Картина « Старые деревья и обезьяны». Архивировано 14 ноября 2020 года в Wayback Machine Национального музея Киото.
- Момояма, Японское искусство в эпоху величия , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Хасегаве Тохаку.