Ман Рэй
Ман Рэй | |
---|---|
![]() на выставке Театра де ла Гэте-Монпарнас в Париже Ман Рэй, фотография Карла Ван Вехтена , 16 июня 1934 года. | |
Рожденный | Эммануэль Радницкий 27 августа 1890 г. Филадельфия , Пенсильвания |
Умер | 18 ноября 1976 г. Париж , Франция | (86 лет)
Известный | Живопись, фотография, ассамбляж , коллаж , кино. |
Движение | Дадаизм , сюрреализм |
Супруги | |
Партнер | Ли Миллер (1929–1932) |
Подпись | |
![]() |
Ман Рэй (урожденный Эммануэль Радницкий ; 27 августа 1890 — 18 ноября 1976) — американский художник-оформитель, проведший большую часть своей карьеры в Париже . Он внес значительный вклад в движения дадаизма и сюрреализма , хотя его связи с каждым из них были неформальными. Он создал крупные работы в различных техниках , но прежде всего считал себя художником. Он был наиболее известен своей новаторской фотографией и был известным модным и портретным фотографом. Он также известен своей работой с фотограммами , которые он назвал «рентгенографиями» по отношению к себе. [1]
Биография [ править ]
молодость Предыстория и

За свою карьеру Ман Рэй позволил общественности раскрыть некоторые подробности своей молодости и семейного прошлого. Он даже отказался признать, что у него когда-либо было другое имя, кроме Ман Рэй. [2]
Имя при рождении Ман Рэя было Эммануэль Радницкий. Он родился в Южной Филадельфии 27 августа 1890 года. [3] [4] Он был старшим ребенком русских еврейских иммигрантов. [4] Мелах «Макс» Радницкий, портной, и Маня «Минни» Радницкая (урожденная Лурье или Лурия). [5] У него был брат Сэм и две сестры, Дороти «Дора» и Эсси (или Элси). [5] самый младший родился в 1897 году, вскоре после того, как они поселились по адресу Дебевуаз-стрит, 372 в Вильямсбурге. [4] Район Бруклина , Нью-Йорк. В начале 1912 года семья Радницких сменила фамилию на Рэй. Брат Ман Рэя выбрал эту фамилию в ответ на этническую дискриминацию и антисемитизм , распространенные в то время. Эммануэль, которого в качестве прозвища называли «Мэнни», сменил свое имя на Мэн и постепенно начал использовать в качестве имени Ман Рэй. [2] [6]

Отец Ман Рэя работал на швейной фабрике и вел небольшой швейный бизнес в семейном доме. Он заручился поддержкой своих детей с раннего возраста. Мать Ман Рэя любила проектировать семейную одежду и изобретать лоскутные изделия из лоскутков ткани. [2] Ман Рэй хотел дистанцироваться от своей семьи, но их пошив одежды оставил неизгладимый след в его искусстве. Манекены , утюги , швейные машины, иглы, булавки, нитки, образцы ткани и другие предметы, связанные с пошивом одежды, встречаются почти во всех сферах его творчества. [7] Историки искусства отметили сходство коллажей Рэя с техниками и стилями живописи, используемыми в пошиве одежды. [6]
Мейсон Кляйн, куратор выставки Ман Рэя в Еврейском музее в Нью-Йорке « Псевдоним Ман Рэй: Искусство переосмысления» , предполагает, что художник, возможно, был «первым еврейским художником-авангардистом». [4]
Ман Рэй был дядей фотографа Наоми Сэвидж , которая изучила некоторые методы Рэя и использовала их в своих работах. [8]
Первые творческие начинания [ править ]

В детстве Ман Рэй проявлял художественные и механические способности. Его образование в Бруклинской средней школе для мальчиков с 1904 по 1909 год дало ему прочные знания в черчении и других основных художественных приемах. Во время учебы в школе он занимался самообразованием, часто посещая местные художественные музеи, где изучал произведения старых мастеров . После окончания учебы Рэю предложили стипендию для изучения архитектуры, но он решил продолжить карьеру художника. Родители Мана Рэя были разочарованы решением сына заняться искусством, но согласились перестроить скромное жилое помещение семьи так, чтобы комната Рэя могла стать его студией . [2] Художник оставался в семейном доме в течение следующих четырех лет. За это время он неуклонно работал над тем, чтобы стать профессиональным художником. Ман Рэй зарабатывал деньги как коммерческий художник и был техническим иллюстратором в нескольких манхэттенских компаниях. [2] [6]
Сохранившиеся образцы его работ этого периода показывают, что он в основном пробовал рисовать и рисовать в стилях XIX века. Он уже был страстным поклонником современного авангардного искусства, такого как европейские модернисты, которых он видел в » Альфреда Штиглица галерее « 291 , и работ Школы Ашкана . Однако, за некоторыми исключениями, он еще не смог интегрировать эти тенденции в свое творчество. Занятия по искусству, которые он время от времени посещал, включая обучение в Национальной академии дизайна и Лиге студентов-художников , принесли ему мало пользы. когда он поступил в школу Феррера , для него начался период интенсивного и быстрого художественного развития. Осенью 1912 года, [6]
Нью-Йорк [ править ]



Живя в Нью-Йорке, Ман Рэй находился под влиянием авангардных практик современных европейских художников, с которыми он познакомился на Оружейной выставке 1913 года и во время посещения художественной галереи Альфреда Штиглица «291». Его ранние картины отображают грани кубизма . Подружившись с Марселем Дюшаном , который интересовался изображением движения в статичных картинах, его работы начали изображать движение фигур. Примером могут служить повторяющиеся положения юбок танцовщиц в «Танцовщица на веревке сопровождает себя своими тенями» (1916). [10]
В 1915 году Ман Рэй провел свою первую персональную выставку картин и рисунков после того, как он поселился в художественной колонии в Грантвуде, штат Нью-Джерси , через реку Гудзон от Нью-Йорка. [11] Его первый протодадаистский объект, собрание под названием « Автопортрет» , был выставлен в следующем году. Свои первые значимые фотографии он сделал в 1918 году, сначала взяв в руки камеру, чтобы задокументировать свои собственные произведения искусства. [12]
Ман Рэй отказался от традиционной живописи и присоединился к дадаизму , радикальному антиискусственному движению. Он опубликовал два дадаистских периодических издания, каждое из которых имело только один выпуск: The Ridgefield Gazook (1915) и TNT (1919), последний редактировали совместно Адольф Вольф и Митчелл Доусон . [13] [14] Он начал создавать предметы и разработал уникальные механические и фотографические методы создания изображений. В версии « Танцующей на канате» 1918 года он объединил технику рисования краскопультом с рисунком пером. Как и Дюшан, он работал с реди-мейдами — обычными объектами, которые выбираются и модифицируются. Его реди-мейд «Дар» (1921 г.) представляет собой утюг с металлическими гвоздями, прикрепленными к нижней части, и «Загадку» Исидора Дюкасса. [15] невидимый предмет (швейная машинка), завернутый в ткань и перевязанный шнуром. Аэрограф (1919), еще одна работа этого периода, была выполнена аэрографом на стекле. [16]
В 1920 году Ман Рэй помог Дюшану создать « Вращающиеся стеклянные пластинки» , один из самых ранних примеров кинетического искусства . Он состоял из стеклянных пластин, вращаемых двигателем. В том же году Ман Рэй, Кэтрин Дрейер и Дюшан основали Société Anonyme , странствующую коллекцию, которая стала первым музеем современного искусства в США. В 1941 году коллекция была передана в дар Художественной галерее Йельского университета . [17]
Ман Рэй объединился с Дюшаном, чтобы опубликовать один выпуск нью-йоркского дадаизма в 1920 году. Для Ман Рэя эксперименты дадаизма не могли сравниться с дикими и хаотичными улицами Нью-Йорка. [18] Он писал, что «Дада не может жить в Нью-Йорке. Весь Нью-Йорк — дадаизм, и он не потерпит соперника». [18]
В 1913 году Ман Рэй встретил свою первую жену, бельгийского поэта Адона Лакруа (Донна Лекёр) (1887–1975), в Нью-Йорке. Они поженились в 1914 году, расстались в 1919 году и официально развелись в 1937 году. [19]
Париж [ править ]

В июле 1921 года Ман Рэй уехал жить и работать в Париж, Франция. Вскоре он поселился в квартале Монпарнас, излюбленном многими художниками. Его случайное повторное открытие безкамерной фотограммы , которую он назвал «рентгенографиями», привело к появлению загадочных изображений, которые Тристан Цара назвал «чистыми творениями Дадаизма». [20]
Вскоре после прибытия в Париж он встретил и влюбился в Кики де Монпарнас ( Алиса Прин ), модель художника и знаменитую личность в парижских богемных кругах. Кики была спутницей Ман Рэя на протяжении большей части 1920-х годов. Она стала героем некоторых из его самых известных фотографических изображений и снялась в его экспериментальных фильмах «Возврат по-разумному» и «Звезда моря» .
В 1929 году у него завязался роман с фотографом-сюрреалистом Ли Миллером . [21] [22] [23] Она также была его ассистентом по фотографии и вместе [24] [25] [26] они заново изобрели фотографическую технику соляризации . Миллер оставил его в 1932 году.
С конца 1934 года по август 1940 года Ман Рэй был в отношениях с Эдриен Фиделин. [27] [28] Она была танцовщицей и моделью из Гваделупы и появлялась на многих его фотографиях. Когда Рэй бежал от нацистской оккупации во Франции, Адриенн решила остаться, чтобы заботиться о своей семье. [29] В отличие от других значительных муз художника, история жизни Фиделина до 2022 года во многом была выписана из его жизни. [30]
Ман Рэй был фотографом-новатором в Париже в течение двух десятилетий между войнами. Выдающиеся представители мира искусства, такие как Пабло Пикассо , Тристан Цара , Джеймс Джойс , Гертруда Стайн , Жан Кокто , Сальвадор Дали , Пегги Гуггенхайм , Бриджит Бэйт Тиченор , [31] Луиза Казати , [32] и Антонен Арто позировали перед камерой. Международная известность Ман Рэя как фотографа-портретиста отражена в серии фотографий махараджи Яшванта Рао Холкара II и его жены Саньогиты Деви во время их визита в Европу в 1927 году. [33] [34] Зимой 1933 года художница-сюрреалистка Мерет Оппенгейм , известная своей покрытой мехом чашкой чая, позировала обнаженной Ману Рэю в известной серии фотографий, на которых она изображена стоящей рядом с печатным станком . [35]
Его практика фотографирования африканских предметов из парижских коллекций Поля Гийома , Шарля Раттона и других привела к созданию нескольких знаковых фотографий, в том числе «Noire et blanche» . Как проиллюстрировала ученый Ман Рэй Венди А. Гроссман, «никто не оказал большего влияния на перевод моды на африканское искусство в модернистскую фотографическую эстетику, чем Ман Рэй». [36]

Ман Рэй был представлен на первой сюрреалистов выставке вместе с Жаном Арпом , Максом Эрнстом , Андре Массоном , Жоаном Миро и Пабло Пикассо в галерее Пьера в Париже в 1925 году. Важными работами этого времени были метроном с глазом, первоначально называвшийся «Объект для Будь уничтожена , и Скрипка д'Энгра , [37] потрясающая фотография Кики де Монпарнас , [38] стилизованный под художника/музыканта Энгра . Скрипка д'Энгрес — популярный пример того, как Ман Рэй мог сопоставлять разрозненные элементы в своих фотографиях, чтобы создать смысл. [39] Ман Рэй снял ряд влиятельных авангардных короткометражных фильмов, известных как Cinéma Pur . Он поставил «Возвращение по-разумному» (2 минуты, 1923); Эмак-Бакиа (16 мин., 1926 г.); «Этуаль де Мер» (15 минут, 1928 г.); и Les Mystères du Château de Dé (27 минут, 1929 г.). Ман Рэй также помогал Марселю Дюшану в кинематографии его фильма «Анемичное кино» (1926), а Рэй лично обслуживал камеру в Фернана Леже » «Механическом балете (1924). В Рене Клера фильме «Антракт» (1924) Ман Рэй появился в короткой сцене, играя в шахматы с Дюшаном. [40] Дюшан, Ман Рэй и Фрэнсис Пикабиа были друзьями и сотрудниками, которых связывало экспериментальное, развлекательное и новаторское искусство. [41] [42]
Голливуд [ править ]
Вторая мировая война вынудила Ман Рэя вернуться из Парижа в США. Он жил в Лос-Анджелесе с 1940 по 1951 год, где сосредоточил свою творческую энергию на живописи. Через несколько дней после прибытия в Лос-Анджелес он встретил Джульет Браунер происхождения в первом поколении , американку румыно -еврейского . Она была профессиональной танцовщицей и училась танцам у Марты Грэм . [43] и модель опытного художника. Они поженились в 1946 году на двойной свадьбе со своими друзьями Максом Эрнстом и Доротеей Таннинг . Они также были близкими друзьями с в «Черном георгине» подозреваемым Джорджем Ходелом и его второй женой Дороти Харви (также известной как Дореро). Сын Джорджа Ходела Стив Ходел даже предполагает, что инсценировка убийства была данью уважения сюрреалистическим творениям Ман Рэя. [44] В 1948 году у Рэя прошла персональная выставка в галереях Копли в Беверли-Хиллз, на которой был представлен широкий спектр работ и были представлены его недавно написанные полотна из серии «Шекспировские уравнения» . [45]
Дальнейшая жизнь [ править ]
Ман Рэй вернулся в Париж в 1951 году и поселился с Джульеттой в студии на улице Феру, 2-бис, недалеко от Люксембургского сада в Сен-Жермен-де-Пре, где он продолжил свою творческую практику в различных средах. [46] В течение последней четверти века своей жизни он вернулся к ряду своих знаковых ранних работ, воссоздав их в новой форме. Он также руководил производством реплик нескольких своих предметов ограниченным тиражом, работая сначала с Марселем Зербибом, а затем с Артуро Шварцем . [47]
В 1963 году он опубликовал свою автобиографию « Автопортрет» (переизданную в 1999 году). [12]

Рэй продолжил работу над новыми картинами, фотографиями, коллажами и арт-объектами. [48] до своей смерти от инфекции легких в Париже 18 ноября 1976 года. Он был похоронен на кладбище Монпарнас в Париже. [49] Его эпитафия гласит: «Беззаботный, но не равнодушный». Когда Джульетта умерла в 1991 году, ее похоронили в той же гробнице. Ее эпитафия гласит: «Снова вместе». Джульетта организовала фонд поддержки работ Рэя и пожертвовала большую часть его работ музеям. Ее планы восстановить студию как публичный музей оказались слишком дорогими; таково было ветхое состояние строения. Большая часть содержимого хранилась в Центре Помпиду . [43]
Инновации [ править ]
Ман Рэй был ответственным за несколько технических инноваций в современном искусстве, кинопроизводстве и фотографии. В их число входило использование фотограмм для создания сюрреалистических изображений, которые он назвал «Райограммами», и соляризация (открытая заново вместе с Ли Миллером). Его экспериментальный фильм 1923 года «Возвращение по разуму» стал первым «кино-рентгенографом», кинофильмом, снятым без использования камеры. [50] Рэя 1935 года «Космическое письмо» (Автопортрет) было первой световой картиной , предшествовавшей световым картинам Пикассо 1949 года, сфотографированным Гьоном Мили , на четырнадцать лет. [51]
Похвалы [ править ]
В 1974 году Ман Рэй получил медаль прогресса и почетную стипендию Королевского фотографического общества «в знак признания любого изобретения, исследования, публикации или другого вклада, который привел к важному прогрессу в научном или технологическом развитии фотографии или изображений в самом широком смысле». смысл." [52] В 1999 году журнал ARTnews назвал Ман Рэя одним из 25 самых влиятельных художников 20 века. Издание цитирует его новаторские фотографии, «его исследования кино, живописи, скульптуры, коллажей , ассамбляжей и прототипов того, что в конечном итоге будет названо перформансом и концептуальным искусством ». ARTnews далее заявило, что «Ман Рэй предложил художникам во всех средствах массовой информации пример творческого интеллекта, который в своем« стремлении к удовольствиям и свободе »отпирал каждую дверь, к которой попадал, и свободно ходил, куда хотел». [53] [54]
Арт-рынок [ править ]
Мана Рэя «Скрипка д'Энгр» (1924), знаменитая фотография, изображающая спину обнаженной Кики де Монпарнас с эфами скрипки, была продана 14 мая 2022 года за 12,4 миллиона долларов, установив новый мировой рекорд как самый дорогой. фотография когда-либо будет продана на аукционе. Продажа произошла после затянувшегося периода торгов, который длился почти десять минут во время аукциона Christie's в Нью-Йорке, посвященного сюрреалистическому искусству. [55]
9 ноября 2017 года картина Ман Рэя «Нуар и Бланш» (1926), ранее находившаяся в коллекции Жака Дусе , была куплена на аукционе Christie's в Париже за 2 688 750 евро (3 120 658 долларов США), став (на тот момент) 14-й самой дорогой фотографией, когда-либо проданной. на аукционе. [56] [57] [58] Это был рекорд не только для работ Ман Рэя в области фотографии, но и для продажи на аукционе любой старинной фотографии. [59]
Только две другие работы Ман Рэя на любом носителе стоили на аукционе больше, чем цена продажи Noire et blanche в 2017 году. Его холст 1916 года «Променад» был продан за 5 877 000 долларов 6 ноября 2013 года на аукционе импрессионистов и современного искусства Sotheby's в Нью-Йорке. [60] А 13 ноября 2017 года его собрание под названием «Кэтрин Барометр» (1920) было продано за 3 252 500 долларов на аукционе Christie’s в Нью-Йорке. [61]
Наследие [ править ]
«Автопортрет» был переиздан в 1999 году. [12]
В марте 2013 года фотография Ман Рэя Noire et Blanche (1926) была представлена в Почтовой службы США «Современное искусство в Америке». серии марок [62]
- Ман Рэй, 1920, Три головы ( Жозеф Стелла и Марсель Дюшан , портрет бюста Ман Рэя над Дюшаном), серебряно-желатиновый отпечаток, 20,7 х 15,7 см, Музей современного искусства , Нью-Йорк
- Сальвадор Дали и Ман Рэй в Париже, 16 июня 1934 года, делают «дикие глаза» фотографу Карлу Ван Вехтену.
- Ман Рэй, Париж, 1975 год, фотограф Лотар Волле.
Избранные публикации [ править ]
- Ман Рэй и Тристан Цара (1922). Вкусные поля: альбом фотографий . Париж: [Общая типография и издательство].
- Ман Рэй (1926). Вращающиеся двери, 1916–1917: 10 досок . Париж: Издания сюрреалистов.
- Ман Рэй (1934). Ман Рэй: фотографии, 1920–1934, Париж . Хартфорд, Коннектикут: Джеймс Тралл Соби.
- Элюар, Поль и Ман Рэй (1935). Легкий . Париж: издания GLM
- Ман Рэй и Андре Бретон (1937). Фотография – это не искусство . Париж: издания GLM
- Ман Рэй и Поль Элюар (1937). Свободные руки: рисунки . Париж: Издания Жанны Буше.
- Ман Рэй (1948). Алфавит для взрослых . Беверли-Хиллз, Калифорния: Галереи Копли.
- Ман Рэй (1963). Автопортрет . Лондон: Андре Дойч.
- Ман Рэй и Л. Фриц Грубер (1963). Портреты . Гютерсло, Германия: Зигберт Мон Верлаг.
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ «Райограммы Мана Рэя» . Время . 18 апреля 1932 года. Архивировано из оригинала 8 ноября 2008 года . Проверено 6 января 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Болдуин, Нил . Ман Рэй: американский художник ; Да Капо Пресс; ISBN 0-306-81014-X (1988, 2000)
- ^ Уоррен, Линн, изд. (15 ноября 2005 г.). «Ман Рэй» . Энциклопедия фотографии двадцатого века . Том. 2. Рутледж. п. 1000. ISBN 9781135205362 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Хершталь, Эрик (10 ноября 2009 г.), «Еврейская идентичность Мана Рэя: «Сокрытие и раскрытие» » , The Jewish Week , заархивировано из оригинала 27 января 2010 г.,
Кляйн предполагает, что Рэй, возможно, даже был первым еврейским авангардом. художник-гардерист, хотя это утверждение является неубедительным, учитывая как движение, так и отказ Ман Рэя от этнической идентичности.
- ^ Перейти обратно: а б Федеральная перепись населения США 1900 года
- ^ Перейти обратно: а б с д Фрэнсис Науманн , Обращение к модернизму: ранние работы Мана Рэя . Издательство Университета Рутгерса: ISBN 0-8135-3148-9 (2003).
- ^ Милли Хейд; «Ман Рэй/Эммануэль Рудницкий: Кто стоит за загадкой Исидора Дюкасса?»; в книге «Сложные идентичности: еврейское сознание и современное искусство» ; ред. Мэтью Бэйгелл и Милли Хейд; Издательство Рутгерского университета; ISBN 0-8135-2869-0 (2001).
- ^ Жюль Хеллер; Нэнси Дж. Хеллер (19 декабря 2013 г.). Североамериканские женщины-художницы двадцатого века: биографический словарь . Рутледж. ISBN 978-1-135-63882-5 .
- ^ Нью-йоркский дадаизм (журнал), Марсель Дюшан и Ман Рэй, апрель 1921 г. , Библиотека Кандинского, Центр Помпиду
- ^ «Коллекция | Ман Рэй. Танцовщица на канате сопровождает себя своими тенями. 1916» . МоМА . Проверено 6 января 2012 г.
- ^ Персонал. «Ман Рэй умер в Париже в возрасте 86 лет; художник-дадаист и фотограф» , The New York Times , 19 ноября 1976 г. Проверено 15 декабря 2013 г. «Его стиль изменился в 1915 году и стал «сводить человеческие фигуры к разрозненным формам с плоским рисунком». ' В то время он жил в Риджфилде, штат Нью-Джерси».
- ^ Перейти обратно: а б с Рэй, Человек (1999). Автопортрет: Ман Рэй (Первое издание в мягкой обложке). Булфинч. ISBN 0-8212-2474-3 .
- ^ Гусар, Эмма (2017). В духе дадаизма Ман Рэя, The Ridgefield Gazook и TNT (с отличием). Университет Айовы. Архивировано из оригинала 5 ноября 2017 года . Проверено 7 января 2019 г.
- ^ «Опись документов Митчелла Доусона, 1810–1988 гг.» . Ньюберри . Архивировано из оригинала 8 января 2019 года . Проверено 7 января 2019 г.
- ^ «IMAGINE – База данных коллекций Музея Израиля с возможностью поиска» . Imj.org.il. Проверено 6 января 2012 г.
- ^ «Ман Рэй, Аэрограф , 1919, Стеделийк-музей, Амстердам» . Архивировано из оригинала 18 июня 2015 года . Проверено 18 июня 2015 г.
- ^ Кабанн, Пьер (21 июля 2009 г.). Диалоги с Марселем Дюшаном . Книги Хачетта. ISBN 9780786749713 . Архивировано из оригинала 15 ноября 2017 г. – через Google Книги.
- ^ Перейти обратно: а б «Ман Рэй – пророк авангарда | Американские мастера» . ПБС. 17 сентября 2005 года . Проверено 6 января 2012 г.
- ↑ Первый брак Лакруа был с Адольфом Вольфом, скульптором-анархистом и поэтом-иммигрантом, родившимся в Брюсселе, Бельгия.
- ^ «Без названия» . Институт искусств Чикаго . 1923 год.
- ^ Шинкл, Эжени, 1963-; ProQuest (Фирма) (2008), Мода как фотография: просмотр и анализ изображений моды , IB Tauris, стр. 71–72, ISBN 978-0-85771-255-4
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Чарльз Дарвент (27 января 2013 г.). «Мужская любовь: Когда Ман Рэй встретил Ли Миллера» . Независимый . Проверено 9 мая 2014 г.
- ^ Джованни, Джанин Д. «Что делать девушке, когда битва приземляется у нее на коленях?» Журнал New York Times , зима 2007 г.: 68–71. ПроКвест. 2 марта 2017 г.
- ^ Пенроуз, Роланд . «Пикник [Нуш Элюар, Поль Элюар, Ли Миллер, Неизвестный, Ман Рэй, Ади Фиделин] — 4771» . LeeMiller.co.uk . Архивировано из оригинала 19 марта 2022 года . Проверено 13 марта 2022 г.
- ^ Миллер, Ли . «3697 — Нуш и Поль Элюард, Роланд Пенроуз, Ман Рэй и Ади Фиделин» . LeeMiller.co.uk . Архивировано из оригинала 13 марта 2022 года . Проверено 13 марта 2022 г.
- ^ Миллер, Ли . «1101 — Ман Рэй и Ади Фиделин, Пикассо, Нуш, Поль Элюар и Роланд Пенроуз, пикник» . LeeMiller.co.uk . Архивировано из оригинала 13 марта 2022 года . Проверено 13 марта 2022 г.
- ^ Йо, Адриенн , The New York Times, 25 февраля 2007 г., › 2007 г. › 02 › 25 › style › tmagazine › 25tmodel.html
- ↑ Фелдер, Рэйчел, Больше ничего не упускают из виду: Эди Фиделин, Черная модель, «Скрытая на виду» , The New York Times, 2 мая 2022 г.
- ^ Венди А. Гроссман и Сала Э. Паттерсон, «Адриенн «Ади» Фиделин» в Словаре карибских и афро-латиноамериканских биографий , изд. Франклин В. Найт и Генри Луи Гейтс-младший; Издательство Оксфордского университета, 2016.
- ^ Венди А. Гроссман и Сала Э. Паттерсон, «Адриенн Фиделин» в Le Model Noire, Musée d'Orsay/Flammarion, 2019, стр. 306-311. ISBN 978-2081480964
- ^ «Фотоаукцион Christie's, Лондон, 1 мая 1996 г., лот 213/продажа 558, Ман Рэй – Бриджит Бейт, 1941 г. » . Christies.com . Проверено 6 января 2012 г.
- ^ «[Маркиза Казати с лошадьми] (Музей Гетти)» . Дж. Пол Гетти в Лос-Анджелесе .
- ^ Оуэнс, Митчелл (2 августа 2019 г.). «Как Махараджа Йешвант Холкар и Махарани Саньогита Деви превратили Индаур в рай в стиле ар-деко» . Архитектурный дайджест .
- ^ «Совершенно современный махараджа: как индийский принц собрал одну из величайших в мире коллекций дизайна межвоенного периода» . www.theartnewspaper.com . 18 сентября 2019 г.
- ^ «Мерет Оппенгейм | Широкие стены» . www.widewalls.ch . Проверено 12 февраля 2021 г.
- ^ Гроссман, Венди (2009), Ман Рэй, африканское искусство и модернистская линза , University of Minnesota Press, стр. 4, ISBN 978-0816670178
- ^ Коллекция Гетти . Проверено 6 ноября 2009 г.
- ^ Рэй, Мужчина (1963), Автопортрет , Литтл, Браун и компания, с. 158
- ^ Пенроуз, Роланд. Ман Рэй. 1. Бостон: Нью-Йоркское графическое общество, 1975. Стр. 92.
- ↑ Фотография антракта с Дюшаном и Ман Рэем.
- ^ Борс, Крис (9 января 2008 г.), «Предварительный просмотр Зимнего музея: 5 лучших в Лондоне» , Art + Auction , получено 23 апреля 2008 г.
- ^ Нил Болдуин, американский художник Ман Рэя [ постоянная мертвая ссылка ] . Проверено 17 июля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Флинт, Питер Б. (21 января 1991 г.). «Джульетта Ман Рэй, 79 лет, модель и муза художника, мертва» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 декабря 2014 г.
- ^ «Корень зла» (Подкаст). iHeart.
- ↑ Эндрю Штраус, «Продолжение следует незаметно: математика и Шекспир в Голливуде», в Венди А. Гроссман и др., Ман Рэй — человеческие уравнения: путешествие от математики к Шекспиру , Хатье Канц, 2015
- ^ Нил Болдуин, Ман Рэй: американский художник, с. 278
- ^ Трауб, Алекс (23 июля 2021 г.). «Артуро Шварц, беженец, ставший магнатом сюрреализма, умер в возрасте 97 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ «Ман Рэй» . Проверено 19 августа 2022 г.
- ^ Уилсон, Скотт. Места отдыха: места захоронения более 14 000 известных людей , 3-е изд.: 2 (Местаположения Kindle 38837-38838). McFarland & Company, Inc., Издательства. Киндл издание.
- ^ Форест, М. (2003). «Ман Рэй». Гроув Арт Онлайн.
- ^ «Ман Рэй | Космическое письмо (Автопортрет) (1935) | Вычурность» . www.artsy.net .
- ^ «Медаль Прогресса» . Королевское фотографическое общество . 1974. Архивировано из оригинала 10 марта 2016 года . Проверено 2 декабря 2017 г.
- ^ Коулман, AD «Умышленный провокатор»; АРТньюс , май 1999 г.
- ^ Рэй, Человек (1998). «Тарелочки» (Распечатать книгу) . В Уэстоне Наефе (ред.). Ман Рэй: фотографии из музея Дж. Пола Гетти (2-е изд.). Лос-Анджелес: Кристофер Хадсон. п. 14. ISBN 0-89236-511-0 . Проверено 24 апреля 2012 г.
- ^ Анжелика Вилла, ARTnews, «Знаменитая фотография Кики де Монпарнас, сделанная Ман Рэем, продается за рекордные 12,4 миллиона долларов», 14 мая 2022 г. [1]
- ↑ Ман Рэй записывает рекорд стоимостью 3 миллиона долларов в Париже , 9 ноября 2017 г., автор Марион Манекер.
- ↑ Раздетый догола: фотографии из коллекции Томаса Керфера , Christie's Paris, 9 ноября 2017 г.
- ↑ Мана Рэя Элоди Морель, «Мое самое яркое событие 2017 года» — Noire et Blanche , Christie’s Paris, 13 декабря 2017 г.
- ^ Венди А. Гроссман, «Сюрреализм и маркетинг фотографий Ман Рэя в Америке: среда, послание и создатели вкуса», в книге «Сетевой сюрреализм в агентах, художниках и рынке США», изд. Юлия Дрост и др. (DFK Paris/arthistoricum.net, 2019), 237. https://books.ub.uni-heidelberg.de/arthistoricum/catalog/book/485.
- ^ Венди А. Гроссман, «Сюрреализм и маркетинг фотографий Ман Рэя в Америке: среда, послание и создатели вкуса», в книге «Сетевой сюрреализм в агентах, художниках и рынке США», изд. Юлия Дрост и др. (DFK Paris/arthistoricum.net, 2019), 238, №3.
- ^ Ман Рэй, Кэтрин Барометр , 3 252 500 долларов США , Christie's, Нью-Йорк, 13 ноября 2017 г.
- ^ «Почтовая служба США посвящает современному искусству в Америке, марки навсегда» 1913–1931 годов . about.usps.com .
Источники [ править ]
- Александрийская, Сарана . Ман Рэй ; Дж. П. О'Хара; ISBN 0-87955-603-X (1973).
- Аллан, Кеннет Р. «Метаморфоза в 391 году : криптографическое сотрудничество Фрэнсиса Пикабиа, Ман Рэя и Эрика Сати» в «Истории искусства» 34, вып. 1 (февраль 2011 г.): 102–125.
- Болдуин, Нил . Ман Рэй: американский художник ; Да Капо Пресс; ISBN 0-306-81014-X (1988, 2000).
- Коулман, А.Д. «Умышленный провокатор»; АРТньюс , май 1999 г.
- Фореста, Мерри и др. Вечный мотив: Искусство Ман Рэя . Вашингтон: Национальный музей американского искусства; Нью-Йорк: Abbeville Press, 1988.
- Гроссман, Венди А., Адина Камен-Каждан, Эдуард Себлин и Эндрю Штраусс. Ман Рэй – Человеческие уравнения: путешествие от математики к Шекспиру ; Хатье Канц ; ISBN 978-3775739207 (2015).
- Привет, Милли. «Ман Рэй/Эммануэль Радницкий: Кто стоит за загадкой Исидора Дюкасса?»; в книге «Сложные идентичности: еврейское сознание и современное искусство» ; ред. Мэтью Бэйгелл и Милли Хейд; Издательство Рутгерского университета; ISBN 0-8135-2869-0 (2001).
- Кляйн, Мейсон. Псевдоним Ман Рэй: Искусство переосмысления ; Издательство Йельского университета; ISBN 978-0300146837 (2009).
- Ноулз, Ким, кинематографический художник: фильмы Ман Рэя . Берн; Оксфорд: Питер Лэнг; ISBN 9783039118847 (2009).
- Милиф, Джанин. «Между тобой и мной: объект Ман Рэя, который нужно уничтожить », Art Journal 63, № 1 (весна 2004 г.): 4–23.
- Науманн, Фрэнсис . Обращение к модернизму: ранние работы Мана Рэя ; Издательство Рутгерского университета; ISBN 0-8135-3148-9 (2003).
Внешние ссылки [ править ]


- Библиотека цифровых фотографий Man Ray Trust . Доступен для поиска; более 1000 фотографий
- Ман Рэй Траст
- Ман Рэй в Музее современного искусства
- «Ман Рэй обнажен» из журнала Tate
- Тонкие сюрреалистические гениальные женщины Ман Рэя [ постоянная мертвая ссылка ]
- Работы Ман Рэя или о нем в Internet Archive
- Работы Мана Рэя в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Сборник короткометражных фильмов Ман Рэя
- Ман Рэй на IMDb
- Письма и альбом Ман Рэя, 1922–1976 гг. Научная библиотека Исследовательского института Гетти. Лос-Анджелес
- Ман Рэй [ постоянная мертвая ссылка ] в коллекции Кеннета Тайлера Национальной галереи Австралии.
- Ман Рэй в американских публичных коллекциях на сайте Французской переписи скульптуры.
- Ман Рэй в Еврейском музее
- Ман Рэй
- Американские современные художники
- 1890 рождений
- 1976 смертей
- Американские художники-абстракционисты
- Грудь
- Американские автобиографы
- Американские кинематографисты
- Американские режиссеры-экспериментаторы
- Американские сценаристы-мужчины
- Американские художники-сюрреалисты
- Режиссеры-сюрреалисты
- Американские эмигранты во Франции
- Американский народ русско-еврейского происхождения
- Выпускники Лиги студентов-художников Нью-Йорка
- Художники из Филадельфии
- Похороны на кладбище Монпарнас
- Американские сценаристы-евреи
- Американские художники-евреи
- Люди из Риджфилда, Нью-Джерси
- Фотографы из Нью-Йорка (штат)
- Американские фотографы-портретисты
- Американские художники 20-го века
- Американские художники-мужчины 20-го века
- Американские художники-мужчины
- Американские фотографы 20-го века
- Выпускники средней школы для мальчиков (Бруклин)
- Режиссеры из Нью-Йорка
- Режиссеры из Нью-Джерси
- Американские писатели-мужчины научной литературы
- Сценаристы из Нью-Йорка (штат)
- Сценаристы из Пенсильвании
- Сценаристы из Нью-Джерси
- Люди из Вильямсбурга, Бруклин
- Американские писатели-мужчины 20-го века
- Американские сценаристы XX века
- дадаисты
- Американские художники 20 века
- Евреи из Пенсильвании