Йоханнес Баадер
Йоханнес Баадер | |
---|---|
Рожденный | 21 июня 1875 г. Штутгарт , Германия |
Умер | 14 января 1955 г. |
Йоханнес Баадер (21 июня 1875 г. - 14 января 1955 г.), [1] Первоначально получив образование архитектора, он был немецким писателем и художником, связанным с дадаизмом в Берлине.
Жизнь
[ редактировать ]Баадер родился в Штутгарте , где его отец работал слесарем в королевских зданиях. Образование Йоханнеса началось в Штутгартском торговом училище с 1892 по 1895 год и продолжилось в техническом училище . Его первой работой была работа каменщиком в Дрездене по резке надгробий. В 1905 году после переезда в Берлин он познакомился с Раулем Хаусманном . Вместе они стали влиятельными фигурами в центре берлинского дадаизма . В 1906 году он спроектировал Всемирный Храм — утопическую концепцию межконфессиональной гармонии. В качестве вдохновения он принял множество форм, включая греческие и индийские архетипы . Как и многие утопические архитектурные проекты того времени, здание высотой 1500 метров осталось незастроенным и существует лишь в виде эскизов и рукописей. В 1911–1912 годах он разработал проекты недостроенного зоопарка для Карла Хагенбека .
В 1914 году письменная деятельность Баадера начала расти. Он опубликовал трактат Vierzehn Briefe Christi («Четырнадцать букв Христа») о монизме и в течение следующих нескольких лет писал статьи для журналов Die freie Straße («Свободная улица») и Der Dada . В 1917 году, в разгар Первой мировой войны , он был признан невменяемым в результате маниакальной депрессии. Теперь, имея значительную лицензию, он давал возмутительные публичные выступления, пародируя общественные и мифические идентичности и создавая утопические проекты монументального, метафизического и мессианского масштаба. В том же году он баллотировался в рейхстаг в Саарбрюккене. Позже он стал лидером немецкой политической партии, известной как Центральный совет дадаизма за мировую революцию . Рауль Хаусманн назначил его главой общества Christus GmbH (Christ Ltd), которое он формально основал как юридическую компанию в 1917 году. Хаусманн объяснил, что план заключался в том, чтобы набирать людей для вступления в общество за 50 марок, после чего член мог бы тоже стать Христом и будет непригоден для военной службы и свободен от всякой мирской власти. [2] Были предприняты попытки приравнять отказ от военной службы по соображениям совести к христианскому мученичеству. Он стал центром скандала 17 ноября 1918 года после выступления в берлинском соборе выступления под названием «Christus ist euch Wurst» («вам наплевать на Христа» или буквально «Христос вам колбаса»), которое сорвал проповедь бывшего придворного капеллана Дряндера. Сообщается, что с хора на чердаке Баадер кричал либо «Вы издеваетесь над Христом, вам на него наплевать», либо «К черту Христа!» [3] Это издевательство над духовенством, мирянами и политиками и привело к его кратковременному аресту. В 1918 году он заявил, что воскрес в качестве Обердады , президента вселенной, что на самом деле было дадаистской пародией на высокопоставленного военного деятеля. В том же году он написал Die acht Weltsätze квазирелигиозный трактат («Восемь мировых тезисов»).
Дальнейшие объяснения его «космической идентичности» были изложены в коллажах, таких как «Дада Мильхштрассе» («Дада Млечный Путь», 1919), и в письменных произведениях. Рауль Хаусманн , друг и соратник Баадера, считает, что он первым создал гигантские коллажи, которые он создавал из плакатов в натуральную величину и использовал в своих кампаниях прямого действия , после чего уничтожил их. [4] Возможно, его самое печально известное прямое действие произошло на церемонии открытия первой немецкой республики, состоявшейся в 1919 году в Веймарском театре. Баадер сбросил с балкона самодельные листовки на головы политиков-основателей. В этих листовках, название которых на английском языке гласило бы «Зеленая лошадь», он выдвигал свою кандидатуру на пост президента нового правительства. [5] Ганс Рихтер считал Баадера «ломом» берлинского движения Дада и единственным членом, способным осуществлять свое движение сопротивления с максимальной публичностью. Рихтер писал о нем: «Из-за полного отсутствия сдержанности он затмил даже деятельность дадаистов в Цюрихе, Нью-Йорке, Берлине и Париже; и это говорит о многом... Он был дальше всех от нормальности (и, следовательно, от условностей) из всех». [6]
Попытки создать дадаистскую архитектуру привели к созданию его «Das Grosse Plasto-Dio-Dada-Drama : Deutschlands Grösse und Untergang oder Die phantastische Lebensgeschichte des Oberdada» («Великая пласто-Дио-дада-драма: Величие и упадок Германии, или Фантастическая жизнь Superdada), первоначально показанная в 1920 году на берлинской Erste Internationale Dada-Messe (Первой Международной ярмарке дадаизма). Это уникальное произведение искусства, частично национальная история, частично личная биография, теперь сохранилось только благодаря фотографиям и считается, по словам Хелен Адкинс, «определенно первой ассамбляжной средой в истории искусства». Ханна Бергиус относит этот совершенно новый вид искусства к демонтажу, учитывая его деконструктивную сущность. [7] Баадер также создал эскизы визионерской архитектуры , которые, как и эскизы Хаусмана и Ефима Голышева , иногда ссылались на протоконструктивистские балочные конструкции. В 1919 году, ровно через год после отречения кайзера, Баадер напечатал визитные карточки, в которых провозглашал себя президентом Земли и Вселенной. он подал заявку на преподавание в Гропиуса Имея эту квалификацию , Баухаусе . Невпечатленный Гропиус отказался.
Баадер умер в 1955 году в доме престарелых в Адльдорфе , Германия, в возрасте 80 лет.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Эти даты соответствуют его свидетельствам о рождении и смерти. См. Адриан В. Судхальтер, Йоханнес Баадер и упадок культуры Вильгельмина: архитектура, дадаизм и социальная критика, 1875–1920, доктор философии. Диссертация, Институт изящных искусств Нью-Йоркского университета, 2005 г., с. 19 (сн. 1).
- ^ Ганс Рихтер (автор), Дэвид Бритт (переводчик), Дадаизм: искусство и антиискусство , Лондон: Thames & Hudson, 1997; п. 125
- ^ Ганс Рихтер (автор), Дэвид Бритт (переводчик), Дадаизм: искусство и антиискусство , Лондон: Thames & Hudson, 1997; п. 127
- ^ Ганс Рихтер (автор), Дэвид Бритт (переводчик), Дадаизм: искусство и антиискусство , Лондон: Thames & Hudson, 1997; п. 127
- ^ Ганс Рихтер (автор), Дэвид Бритт (переводчик), Дадаизм: искусство и антиискусство , Лондон: Thames & Hudson, 1997; п. 126
- ^ Ганс Рихтер (автор), Дэвид Бритт (переводчик), Дадаизм: искусство и антиискусство , Лондон: Thames & Hudson, 1997; стр. 125-126
- ^ Майкл Уайт, «Пласто-Дио-Дада-Драма» Йоханнеса Баадера: Мистика средств массовой информации», Modernism/Modernity 8.4 (2001), стр. 583-602.
Ссылки
[ редактировать ]- Ханне Бергиус , Дадаизм торжествует! Дада Берлин, 1917–1923. Артистизм полярностей. Монтажи – Метамеханика – Проявления. Том. V. из десяти выпусков журнала «Кризис и искусство». История дадаизма, изд. Стивен Фостер, Нью-Хейвен, Коннектикут, Томсон/Гейл, 2003 г., ISBN 978-0-816173-55-6 .
- Ханне Бергиус, Архитектура как дионисийско-аполлонический процесс дадаизма , в: Алексис Коста / Ирвинг Вольфарт (ред.): Ницше и «Архитектура нашего разума», Исследовательский институт истории искусств и гуманитарных наук Гетти, Лос-Анджелес. 1999, стр. 115 – 139. ISBN 0-89236-485-8
- Тимоти О. Бенсон и др., Экспрессионистские утопии , Беркли, Калифорнийский университет Press, 2001; стр. 189.
- Адриан В. Судхальтер, Йоханнес Баадер и упадок культуры Вильгельмина: архитектура, дадаизм и социальная критика, 1875–1920, доктор философии. Диссертация, Институт изящных искусств Нью-Йоркского университета, 2005 г. [1]
- Художники НГА
- Йоханнес Баадер художник и искусство...the-artists.org
- Йоханнес Баадер (соратник DADA)
- Четырнадцать букв Христа
- Восемь мировых предложений
- Хойнс, Катарина. «Послевоенная пласто-дио-дада-драма Йоханнеса Баадера и немецкие военные выставки во время Первой мировой войны». Дада/Сюрреализм 21 (2017): н. стр. Веб.