Jump to content

Анархизм и искусство

Leschataigniers a Osny (1888) художника-анархиста Камиля Писсарро, пример сочетания анархизма и искусства.

Анархизм уже давно связан с искусством , особенно с изобразительным искусством, музыкой и литературой. [1] Это можно отнести к зарождению анархизма как названной политической концепции, а также к произведениям Пьера-Жозефа Прудона о французском -реалисте художнике Гюставе Курбе . В эссе о Курбе 1857 года Прудон изложил принцип искусства, который он видел в работах Курбе, заключающийся в том, что оно должно показывать реальную жизнь рабочего класса и несправедливость, с которой трудящиеся сталкиваются со стороны буржуазии . [2]

Французский писатель Эмиль Золя возражал против того, чтобы Прудон защищал свободу для всех во имя анархизма, но затем ставил перед художниками условия относительно того, что им следует изображать в своих произведениях. [3] Это открыло раскол в мышлении об анархистском искусстве, который очевиден и сегодня: некоторые писатели-анархисты и художники отстаивают точку зрения, что искусство должно быть пропагандистским и использоваться для продвижения анархистского дела, а другие считают, что анархизм должен освободить художника от требований служить покровителем и хозяином, позволяя художнику преследовать свои собственные интересы и планы. В последние годы первый из этих подходов отстаивали такие писатели, как Патрисия Лейтен. [4] и второй Майкла Параскоса . [3]

Среди значимых авторов, посвященных взаимосвязи между искусством и анархизмом, — Прудон, Питер Кропоткин , Герберт Рид , Алекс Комфорт , Джордж Вудкок , Дэвид Гудвей , Аллан Антлифф и Синди Мильштейн . Несмотря на эту историю тесной связи между искусством и анархизмом, некоторые писатели-анархисты, такие как Кропоткин и Рид, утверждали, что в анархистском обществе роль художника полностью исчезнет, ​​поскольку вся человеческая деятельность сама по себе станет художественной. Это взгляд на искусство в обществе, который рассматривает творчество как неотъемлемую часть всей человеческой деятельности, тогда как эффект буржуазного капитализма заключался в том, чтобы лишить человеческую жизнь ее творческих аспектов посредством промышленной стандартизации, атомизации производственных процессов и профессионализации искусства посредством образования. система. [5]

По мнению некоторых писателей, художники искусства и анархизма не исчезнут, поскольку они продолжат предоставлять анархистскому обществу пространство, в котором можно продолжать представлять новые способы понимания и организации реальности, а также пространство, в котором можно противостоять возможным страхам. [6] Это похоже на теорию Ноэля Кэрролла о функции ужасов и фильмов в современном обществе: «Арт-ужастик — это цена, которую мы готовы заплатить за раскрытие того, что невозможно и неизвестно, того, что нарушает наши концептуальные представления». схема». [7]

Обзор [ править ]

Об анархизме и искусстве историк Дэвид Гудвей писал:

Не может быть никаких сомнений в том, что один тип интеллектуалов последовательно тянулся к анархизму, отдавая предпочтение абсолютной свободе и невмешательству в их личную и общественную жизнь и принадлежащий, как и сам (Герберт) Рид, к художественному и литературному авангарду. -гарды. Значительные группы художников и писателей-анархистов существовали в Италии до 1914 года, в Нью-Йорке до и во время Первой мировой войны и, что наиболее впечатляюще, во Франции 1880-х и 1890-х годов, где неоимпрессионисты – Камилла и Люсьен Писсарро, Поль Синьяк, скорее всего, загадочный Жорж Сёра, а также писатели-символисты, в том числе один из величайших поэтов Стефан Малларме, все состояли из воинствующих анархистов или сочувствующих. В Богемии тот факт, что Ярослав Гашек был членом анархистских групп и работал в анархистских журналах, помогает объяснить подрывной гений «Приключений бравого солдата Швейка»; и Франц Кафка посещал собрания анархистов в Праге, хорошо познакомился с анархистскими писателями и деятелями и фактически упомянул Бакунина и Кропоткина в своем дневнике. Немецкий актер Рет Марут, бежавший из Мюнхена в 1919 году, воссоздал себя в Мексике в роли еще недостаточно оцененного романиста Б. Травена. [8]

Анархизм оказал значительное влияние на французский символизм конца 19-го века, например, на символизм Стефана Малларме , который, как цитируют, сказал: « Je ne sais pas d'autre Bombe, qu'un livre ». (Я не знаю ни одной другой бомбы, кроме книга.) Его идеи проникли в кафе и кабаре Парижа начала века (см. «Пьяную лодку № 2»).

Эссе Оскара Уайльда 1891 года « Душа человека при социализме » рассматривалось как пропаганда анархизма. Оскар Уайльд «заявил в интервью, что считает себя «чем-то вроде анархиста», но ранее говорил: «В прошлом я был поэтом и тираном. Теперь я анархист и художник » . [9]

Многие американские художники начала 20 века попали под влияние анархистских идей, в то время как другие восприняли анархизм как идеологию. В Ашканскую школу американского реализма входили художники-анархисты, а также такие художники, как Рокуэлл Кент (1882–1971) и Джордж Беллоуз (1882–1925), находившиеся под влиянием анархистских идей. В абстрактный экспрессионизм также входили художники-анархисты, такие как Марк Ротко , и такие художники, как Джексон Поллок , который перенял радикальные идеи во время своей работы в качестве художника-монументалиста в Управлении прогресса работ . Отец Поллока тоже был Шатающимся .

Дэвид Вейр утверждал в книге «Анархия и культура» , что анархизм добился определенного успеха в сфере культурного авангардизма только из-за своей неудачи как политического движения; зная о претензиях анархизма на преодоление барьера между искусством и политическим активизмом, он, тем не менее, предполагает, что на самом деле это не достигается. Вейр предполагает, что для «идеолога» возможно адаптировать « эстетику к политике », но что «с точки зрения поэта» решением может быть «приспособить политику к эстетике». Эту последнюю стратегию он отождествляет с анархизмом из-за его индивидуализма . Вейр также предположил, что «современная критическая стратегия эстетизации политики» среди марксистов, таких как Фредрик Джеймсон, является результатом упадка марксизма как государственной идеологии. «Ситуация, когда идеология пытается действовать вне политики, уже направила марксизм в сторону постмодернистской культуры, точно так же, как анархизм перешел в культуру модернизма, когда он перестал иметь политическую ценность». [10]

Примеры анархизма и искусства конца 20-го века включают работы -коллажи Джеймса Кёнлайна, Йохана Хумина и других, чьи работы публиковались в анархистских журналах, таких как «Анархия: журнал вооруженного желания» и «Пятое сословие» . «Живой театр» , театральная труппа, которую возглавляли Джудит Малина и Джулиан Бек , открыто заявляли о своем анархизме, часто включая анархистские темы в свои выступления.

В 1990-е годы анархисты стали участвовать в движении мейл-арта – «искусстве, которое каким-то образом использует почтовую службу». Это связано с участием многих анархистов в журнальном движении. Некоторые современные анархисты создают искусство в виде плакатов , трафаретов и радикальных марионеток.

Визуальное искусство [ править ]

Реализм XIX века [ править ]

Визуальное искусство считалось одним из наиболее важных аспектов анархической деятельности с момента зарождения анархизма: Пьер-Жозеф Прудон писал о своем друге и современнике Гюставе Курбе в эссе «Принцип искусства», опубликованном в 1865 году, что « Задача искусства — предостеречь нас, восхвалить нас, научить нас, заставить нас покраснеть, поставив нас перед зеркалом нашей собственной совести». Курбе также несколько раз писал Прудона. [11] Аналогично Курбе писал в 1850 году:

В нашем столь цивилизованном обществе мне приходится жить жизнью дикаря. Я должен быть свободен даже от правительств. Народ мне симпатичен, я должен обратиться к нему напрямую. [12]

Импрессионизм и неоимпрессионизм [ править ]

Среди импрессионистов художник Камиль Писсарро , как известно, имел сильные анархистские симпатии, из-за чего он рекомендовал своим детям сменить фамилии, чтобы их не ассоциировали с его политическими убеждениями. [13] Анархизм Писсарро привел его к контакту с более молодыми художниками, которые сформировали группу неоимпрессионистов , в частности с Полем Синьяком , Анри-Эдмоном Кроссом , Шарлем Анграном , Тео ван Риссельбергом и Максимилианом Люсе, которые были активны в анархистских кругах, особенно в кругах политического активиста. Жан Грейв , который призвал других анархистских активистов использовать потенциал искусства для продвижения своего дела. В своем сотрудничестве они установили трехсторонние отношения между искусством и анархизмом, споры по которым ведутся и по сей день. [14] в котором художник мог использоваться для прямых пропагандистских целей, или мог показывать изображения истинного состояния пролетариата, или, что более спорно, предвидеть будущие реальности, к которым могла бы стремиться анархическая революция. [15] Именно в этом последнем контексте буколические изображения юга Франции таких художников, как Кросс и Синьяк, следует рассматривать как анархистские картины. [16]

Кубизм и футуризм [ править ]

Кубистическое анархическое искусство, изображающее протесты Тоттенхэма.

Патрисия Лейтен показала, что испанский кубист художник- Хуан Грис был художником с сильными анархистскими симпатиями, хотя она утверждает, что это проявляется только в его откровенно политических карикатурах. Она предполагает, что его кубистические натюрморты сознательно избегали анархистской тематики, чтобы он «сознательно лишил свои картины политического значения, избегая таких анархистских сюжетов, как проститутки, и нейтрализовал свой радикальный стиль». [17] Однако, опираясь на принцип, установленный художниками-неоимпрессионистами, такими как Кросс и Синьяк, о том, что анархическое искусство может также включать визуализацию альтернативных реалий анархического общества, Майкл Параскос раскритиковал такое прочтение картин Гриса, заявив, что эта форма анархизма кажется требуют, чтобы «художники соответствовали заранее определенному шаблону, чтобы определить свою работу как радикальную». Карикатуры на проституток анархистские; картины с изображением бутылок, игральных карт и фруктов — нет». [18]

Хотя анархизм обычно не связан с футуризмом , он оказал незначительное влияние на футуризм . Самой известной работой Карло Карра были «Похороны анархиста Галли» , написанные в 1911 году. В каталоге 1912 года первой парижской выставки футуристов Умберто Боччони отметил «пучки линий, соответствующие всем конфликтующим силам, следующие общему закону насилия». которые он назвал силовыми линиями , заключающими в себе футуристическую идею физического трансцендентализма . Марк Антлифф предположил, что эта футуристическая эстетика была «разработана для того, чтобы вовлечь зрителя в ту самую политику, которая привела к вмешательству Италии в Первую мировую войну и, в конечном итоге, к подъему фашизма в Италии». [19] Историк искусства Джованни Листа определил, что эта эстетика впервые появилась в анархо-синдикалистском течении, где Маринетти столкнулся с сорелианскими «мифами о действии и насилии».

Индивидуалист -анархист, философ и поэт Ренцо Новаторе принадлежал к левому разделу футуризма. [20] наряду с другими индивидуалистическими анархо-футуристами, такими как Данте Карнесекки , Леда Рафанелли , Ауро д'Аркола и Джованни Говернато.

Сюрреализм [ править ]

Анархический мир… сюрреалистический мир: они одинаковы.

Андре Бретон

Сюрреализм был одновременно художественным и политическим движением, направленным на освобождение человека от ограничений капитализма , государства и культурных сил, ограничивающих царство воображения. С самого начала ему анархисты-индивидуалисты, такие как Флоран Фельс, противостояли в своем журнале Action: Cahiersиндивидуалисты де философии и искусства . Однако из-за популярности сюрреализма журнал Фелса закрылся в 1922 году. [21] Движение развилось во Франции после Первой мировой войны , главным теоретиком и поэтом которого стал Андре Бретон (1896–1966). Первоначально она была тесно связана с Коммунистической партией . Позже Бретон, близкий друг Льва Троцкого , порвал с Коммунистической партией и принял анархизм, даже написав в издании Французской анархистской федерации .

К концу Второй мировой войны группа сюрреалистов во главе с Бретоном решила открыто принять анархизм. В 1952 году Бретон написал: «Именно в черном зеркале анархизма сюрреализм впервые узнал себя». [22] «Бретон был последовательным в своей поддержке Франкоязычной анархистской федерации и продолжал предлагать свою солидарность после того, как платформисты вокруг Фонтениса преобразовали ФА в Федерацию коммунистической свободы. Он был одним из немногих интеллектуалов, которые продолжали предлагать свою поддержку ФКЛ во время Алжирская война (1954–1962), когда ФКЛ подверглась жестоким репрессиям и была вынуждена уйти в подполье. Он укрывал Фонтениса, пока тот скрывался. Он отказался принять сторону раскола во французском анархистском движении, и он, и Пере также выразили солидарность. с новой ФА, созданной анархистами-синтетиками и работавшей в антифашистских комитетах 1960-х годов вместе с ФА». [22]

«Похороны анархиста Галли» , Карло Карра , 1911 год.

Послевоенный модернизм [ править ]

В период после Второй мировой войны связь между искусством и анархизмом была сформулирована рядом теоретиков, включая Алекса Комфорта , Герберта Рида и Джорджа Вудкока . Хотя каждый из них писал с точки зрения поддержки модернистского искусства, они отказались принять позицию, выдвинутую Клементом Гринбергом, о том, что модернистское искусство не имеет политического, социального или повествовательного значения, - точка зрения, которая ограничила бы анархистское прочтение современного искусства. В своем исследовании взаимосвязи между современным искусством и радикальной политикой «Социальный радикализм и искусство» Дональд Дрю Эгберт утверждал, что на самом деле современные художники чаще всего чувствуют себя более комфортно с анархистским пониманием положения художника в обществе, чем с анархистским пониманием места художника в обществе. либо деполитизированное гринбергианство, либо марксистское понимание роли искусства. [23]

Современное искусство [ править ]

Анархистская статуя и фреска

В современном искусстве анархизм может принимать разнообразные формы: от карнавального уличного искусства до граффити и графических романов , а также различных традиционных форм искусства, включая живопись, скульптуру, видео и фотографию. [24]

Музыка [ править ]

Произведение, изображающее связь между панк-музыкой и анархизмом.
Граффити Punx [Punk's] Not Dead

Ряд исполнителей и художников либо были вдохновлены анархистскими концепциями, либо использовали музыку и звук для продвижения анархистских идей и политики. Французские певцы и авторы песен Лео Ферре и Жорж Брассен , возможно, были первыми, кто сделал это в пятидесятые годы и позже.

Панк-рок — это движение, которое во многом черпало вдохновение из часто мощных образов и символизма, связанных с анархизмом и ситуационистской риторикой, если не всегда с политической теорией. В последние несколько десятилетий анархизм был тесно связан с движением панк-рока и вырос благодаря этой ассоциации (какие бы другие последствия ни оказали это движение и предвзятое представление о нем). Действительно, многие анархисты познакомились с идеями анархизма через этот символизм и антиавторитарные настроения, которые выражали многие панк-песни.

Анархо-панк , с другой стороны, является течением, более явно вовлеченным в анархистскую политику, особенно в случае таких групп, как Crass , Poison Girls , (ранние) Chumbawamba , The Ex , Dead End, Flux of Pink Indians. , Rudimentary Peni , The Apostles , Riot/Clone, Conflict , Oi Polloi , Sin Dios , Propagandhi , Citizen Fish , Bus Station Loonies и т. д. Многие другие группы, особенно на местном уровне неподписанных групп, взяли на себя то, что известно как Этика «панк» или « сделай сам »: то есть «сделай сам», действительно, популярный лозунг анархо-панка гласит: «DIY, а не EMI », что указывает на сознательное неприятие крупной звукозаписывающей компании. Некоторые группы, начинавшие как «анархо-панк», попытались перенести свои идеи на более мейнстримовую музыкальную арену, например, Chumbawamba, которые продолжают поддерживать и продвигать анархистскую политику, несмотря на то, что теперь играют больше танцевальной музыки и стилей с влиянием поп-музыки. Жанр фолк-панка также активно исследует анархистские идеи в духе DIY. Зайка Пэт , Ветхая слава , The Taxpayers , Mischief Brew и Days N Daze — примеры тематически анархистских фолк-панк-групп.

Техно-музыка также тесно связана с анархистами и экоанархистами, поскольку многие мероприятия, в которых звучит эта музыка, являются самоорганизованными и проводятся в нарушение национальных законов. Иногда из пустых складов сносят двери, а их помещения превращаются в нелегальные клубы с дешевым (или бесплатным) входом, музыкой, которую больше нигде не слышно, и нередко с изобилием различных наркотиков. Другие рейвы могут проводиться на улице, и власти воспринимают их негативно. В Великобритании законопроект об уголовном правосудии (1994 г.) объявил эти мероприятия ( рейвы ) вне закона и объединил коалицию социалистов , рейверов и сторонников прямого действия, которые выступили против введения этого «драконовского» закона парламента, организовав огромную «партию и протест» в Великобритании. Центр Лондона, где произошел один из крупнейших беспорядков 1990-х годов в Британии. Цифровой хардкор , жанр электронной музыки , также является откровенно анархическим; Atari Teenage Riot — самая известная цифровая хардкор-группа. И Digital Hardcore, и Techno, и родственные им жанры не являются исключительной прерогативой анархистов; В этих музыкальных сценах участвуют люди самых разных музыкальных, политических или развлекательных убеждений.

Хэви-метал группы, такие как шведская Arch Enemy и немецкая Kreator , также использовали анархистские темы в своих текстах и ​​образах. Жанр фолк-панка или «радикального фолка» становится все более распространенным в протестной культуре: такие артисты, как Джонни Хобо и Freight Trains, открыто отстаивают анархистские убеждения. Негативланда Книга «Азбука анархизма» включает в себя чтение материалов из Александра Беркмана книги «Сейчас и после» и других материалов, связанных с анархизмом, в звуковом коллаже.

Пол Гайлюнас и его покойная жена Хелен Хилл написали в соавторстве анархистскую песню « Эмма Гольдман », которая была исполнена группой Piggy: The Calypso Orchestra of the Maritimes и выпущена на их альбоме 1999 года Don't Stop the Calypso: Songs of Love and Освобождение . [25] После того, как Хелен и Пол переехали в Новый Орлеан , Пол основал новую группу под названием The Troublemakers и переиздал песню «Emma Goldman» из своего альбома 2004 года Here Come The Troublemakers . [25] [26] Провозглашая девиз «Ваш долг как гражданина создавать проблемы», другие песни на альбоме включают «Международный день сжигания флага». [27] [28]

Хартия леса. Архивировано 19 февраля 2020 г. в Wayback Machine , которая изобрела жанр «Чтение-опера». [29] представляет собой сочетание поэтически-музыкального произведения, которое поддерживает анархистские идеи противостояния иерархии, а также находится под сильным влиянием толстовской приверженности ненасилию . [30]

вдохновленные анархизмом и произведения искусства , Художники

Изобразительное искусство [ править ]

и последовательное искусство Комиксы

Музыка [ править ]

Проза [ править ]

Поэзия [ править ]

Телевидение и кино [ править ]

Театр/драма [ править ]

См. также [ править ]

Сноски и цитаты [ править ]

  1. ^ Дональд Дрю Эгберт, Социальный радикализм и искусство (Нью-Йорк: Альфред Дж. Кнопф, 1970), с. 714f
  2. ^ Джошуа Чарльз Тейлор, Теории искусства девятнадцатого века (Калифорнийский университет Press, Беркли, 1987), стр.384f
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Майкл Параскос, Четыре эссе об искусстве и анархизме (Mitcham: Orage Press, 2015), стр.26f
  4. ^ Патрисия Лейтен, «Réveil anarchiste: Салонная живопись, политическая сатира, модернистское искусство», в книге Джоша Макфи и Эрика Рейланда (ред.), «Реализуя невозможное: искусство против власти» (Окленд: AK Press, 2007), стр. 39
  5. ^ Джон Фаркуар Маклей, Анархизм и искусство (Глазго: Autonomy Press, 1982), стр.10
  6. ^ Майкл Параскос, Четыре эссе об искусстве и анархизме (Митчем: Orage Press, 2015)
  7. ^ Ноэль Кэрролл, Философия ужаса или парадоксы сердца (Нью-Йорк: Routledge, 1990), с. 186
  8. ^ Дэвид Гудвей (2006) Анархистские семена под снегом: лево-либертарианская мысль и британские писатели от Уильяма Морриса до Колина Уорда . Издательство Ливерпульского университета. 2006 с. 9
  9. ^ Дэвид Гудвей (2006) Анархистские семена под снегом: лево-либертарианская мысль и британские писатели от Уильяма Морриса до Колина Уорда . Издательство Ливерпульского университета. 2006 с. 11
  10. ^ Вейр, Дэвид (1997). Анархия и культура: эстетическая политика модернизма . Издательство Массачусетского университета . ISBN  1-55849-084-1 .
  11. ^ Алан Боунесс, «Прудон Курбе» в журнале The Burlington Magazine, Vol. 120, № 900, 1978, с.123е
  12. ^ Курбе, Гюстав: artchive.com со ссылкой на Перла, Джед: Галерея Going: Four Seasons in the Art World , 1991, Harcourt, ISBN   978-0-15-134260-0 .
  13. ^ Кристен Эриксон, «Искусство Оровиды: взгляд за пределы наследия семьи Писсарро», в журнале Woman's Art Journal, Vol. 15, № 2 (Осень 1994 г. - Зима 1995 г.), стр.14
  14. ^ См. Майкла Параскоса , Четыре эссе об искусстве и анархизме (Лондон: Orage Press, 2015), стр. 27f).
  15. См. Роберт Л. Герберт и Юджинию В. Герберт, «Художники и анархизм: неопубликованные письма Писсарро, Синьяка и других» в журнале The Burlington Magazine, Vol. 102, № 692 (ноябрь 1960 г.), с. 472f
  16. ^ См. Энн Даймонд, «Политизированная пастораль: Синьяк и культурная география средиземноморской Франции» в The Art Bulletin, vol. 85, № 2 (июнь 2003 г.), с. 353f
  17. ^ Патрисия Лейтен, «Réveil anarchiste: Салонная живопись, политическая сатира, модернистское искусство», в книге Джоша Макфи и Эрика Рейланда (ред.), «Реализуя невозможное: искусство против власти» (Окленд: AK Press, 2007), стр. 39
  18. ^ Майкл Параскос , Четыре эссе об искусстве и анархизме (Лондон: Orage Press, 2015), с. 28)
  19. ^ Четвертое измерение и футуризм: политизированное пространство | Художественный бюллетень, | Найдите статьи на BNET.com
  20. Novatore: una biografia. Архивировано 22 июля 2011 г. в Wayback Machine.
  21. ^ ДадаКомп. «DADA и модернистские журналы» . Товарищ ДАДА . Архивировано из оригинала 22 августа 2016 года . Проверено 16 августа 2016 г.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «1919-1950: Политика сюрреализма Ника Хита» . Libcom.org . Проверено 26 декабря 2009 г.
  23. ^ Дональд Дрю Эгберт, Социальный радикализм и искусство (Нью-Йорк: Альфред Дж. Кнопф, 1970), с. 714ф.
  24. ^ См. Джонатан Пуркис и Джеймс Боуэн, Изменение анархизма: анархистская теория и практика в глобальную эпоху (Манчестер: Manchester University Press, 2004), стр. 221
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Кларк (14 мая 2007 г.). «Вспоминая Хелен Хилл: сообщество Нового Орлеана объединяется после убийства друга и активиста» . Расхождения.
  26. ^ Нарушители спокойствия. Эмма Гольдман . Ютуб. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 г.
  27. ^ Музыкальная фабрика Луизианы. «А вот и смутьяны» . Архивировано из оригинала 11 декабря 2007 г.
  28. ^ Нарушители спокойствия. Международный день сжигания флага . Ютуб. Архивировано из оригинала 24 сентября 2011 г.
  29. ^ «О Рид-Опере» . Устав леса . 16 сентября 2019 г. Проверено 4 января 2020 г.
  30. ^ «Устав леса» . Устав леса . Архивировано из оригинала 19 февраля 2020 г. Проверено 4 января 2020 г.
  31. ^ «Махновчина» Текст гимна . Проверено 1 июня 2008 г.
  32. Исаак не был анархистом, две его работы, «Рассуждение о «Тачанке»» и «Старик Махно», представляли собой антианархистскую полемику. Заметки по истории анархизма в литературе: хронология Katesharpleylibrary.net Проверено 6 октября 2007 г.
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Истербрук, Нил (1997). «Государство, гетеротопия: политическое воображение Хайнлайна, Ле Гуина и Делани» . В Хасслере, Дональд; Уилкокс, Клайд (ред.). Политологическая фантастика . Издательство Университета Южной Каролины. ISBN  1-57003-113-4 .
  34. ^ « А потом их не стало» Эрика Фрэнка Рассела .
  35. ^ «Архивная копия» (PDF) . www.arthursbookshelf.com . Архивировано из оригинала (PDF) 7 июля 2011 года . Проверено 11 января 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  36. ^ Философы Махно. Архивировано 10 июля 2009 г. в Португальском веб-архиве, переиздано в KSL: Бюллетень библиотеки Кейт Шарпли № 9 . Сам Джон Мэнифолд был неанархистским членом Коммунистической партии Великобритании .

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6b9aff38e43908f3cb71055581f847e1__1720111980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6b/e1/6b9aff38e43908f3cb71055581f847e1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anarchism and the arts - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)