Jump to content

Джованни Листа

Джованни Листа
Джованни Листа (2009), фото Паоло Альди.
Рожденный ( 1943-02-13 ) 13 февраля 1943 г. (81 год)
Национальность итальянский
Род занятий Историк искусства , искусствовед
Известный Специалист по футуризму
Награды Премия Жоржа Жамати, кавалер Ордена искусств и литературы, кавалер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой».

Джованни Листа (13 февраля 1943, Кастильоне-дель-Лаго , Италия) — итальянский историк искусства и искусствовед , проживает в Париже . Он является специалистом по художественной культуре 1920-х годов, особенно по футуризму .

Биография

[ редактировать ]

Он учился в университетах [ указать ] как в Италии, так и во Франции, пока в феврале 1970 года он не поселился на постоянной основе в Париже .

Преподавая в университете, в 1974 году он стал научным сотрудником CNRS ( Национального центра научных исследований). [1] После сотрудничества с исследовательскими лабораториями, которыми руководили Дени Бабле и Луи Марин, в 1992 году он был назначен директором по исследованиям.

Он основал обзор Ligeia, dossiers sur l'art (Лигейя, Досье искусства) в 1988 году. Его название взято из мифа о греческой сирене, цитируемого Платоном .

Как член AICA (Международной ассоциации искусствоведов) и SGDL (Общества литераторов Франции), он был удостоен премии Жоржа Жамати за лучшее эссе по театру, искусству и общественным наукам, опубликованное во Франции в 1989 году; Премия Filmcritica за лучшее эссе о кино и фотографии, опубликованное в Италии, и Премия Джуббе Россе за лучшее эссе о литературной биографии, опубликованное в Италии в 2002 году; и серебряную медаль Венецианской академии в 2010 году за lectio magistralis (основную речь), произнесенную в Академии изящных искусств в Венеции. В апреле 2011 года министр культуры Франции Фредерик Миттеран присвоил ему звание кавалера Ордена искусств и литературы. В июне 2011 года президент Италии Джорджо Наполитано присвоил ему звание кавалера Ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой».

Вклад в художественную критику

[ редактировать ]

Между 1973 и 1988 годами Листа перевел произведения Филиппо Томмазо Маринетти , Луиджи Руссоло , Умберто Боччони , а также синтезы пьес, теоретических текстов и манифестов футуристов, опубликовав несколько сборников и антологий, которые представили и обнародовали итальянский авангард в Франция. В то же время он разработал оригинальный подход к творчеству Фернана Леже , Робера Делоне , Марселя Дюшана , Жака Вийона , Франсиса Пикабиа , Раймона Дюшана-Вийона и Жана Метценже , получивший название «французский кубофутуризм ». [2]

В 1976 году он опубликовал первую биографию Маринетти, одновременно начав анализировать политические идеи основателя футуризма. Изучив политическую эволюцию футуристского движения, он исследовал и пришел к согласию с различием, сформулированным флорентийскими футуристами, между «футуризмом» и «маринеттизмом». Он внес свой вклад в формирование отношения ученых-футуристов к современности, сосредоточив внимание на ощущении социальной и психологической травмы в результате промышленной трансформации. [3] Он раскритиковал различные унитарные подходы к политическим идеям футуризма и в 1980 году опубликовал эссе «Искусство и политика: левый футуризм в Италии» (на итальянском языке), завершив тем самым свою историографическую реконструкцию футуристической идеологии. Позже Листа исследовал связи футуризма с анархизмом , в частности, проследив связи Маринетти с этим движением. [4]

В 1978 году он провел инвентаризацию почтовых инноваций футуристов и создал новый историографический объект: «Футуристическое почтовое искусство», провозглашая изобретение мейл-арта авангардистами 1920-х годов. В том же году он начал исследовать футуристическую фотографию и проблемные отношения футуристов с новыми технологическими средствами массовой информации, которым он посвятил несколько публикаций и серию выставок (Париж, Модена , Кельн , Токио , Нью-Йорк , Лондон и Флоренция , 1981 г.) . –2009), в частности определяющих специфику футуристической эстетической разработки в области фотоперформанса, фотоколлажа и фотомонтажа , сэндвичинга нескольких негативов. Он также обнаружил, что Маринетти и связанные с ним футуристы меньше внимания уделяли способности фотографии отображать всю человеческую жизнь. [5]

В 1982 году он организовал «Футуризм: абстракция и современность» в Париже выставку , на которой исследовался вклад футуристов в абстрактное искусство, основанное на осязаемом опыте реальности.

В 1982, а затем в 1984 году он опубликовал двухтомный общий каталог работ Джакомо Балла , художника-футуриста, крупную ретроспективу которого он позже организовал (Милан, 2008).

В 1983 году в книге « Де Кирико и авангард» Листа собрал неопубликованную эпистолярную документацию об отношениях между итальянскими и французскими художниками. Он также изучал роль Джорджо де Кирико в развитии авангардной художественной культуры во время Первой мировой войны . Кроме того, он посвятил де Кирико и другие эссе, а также опубликовал критическое издание сочинений художника о метафизическом искусстве .

В 1983 году в Итальянском институте культуры Hôtel Galliffet в Париже он организовал выставку «Футуристическая книга» , которая раскрыла масштабы футуристических инноваций в области книг-как-объектов, книг-как-типографики, книг-как-театра и т. д. книги-машины, графические композиции, пластинки «слова на свободе», поэзия в картинках.

В 1985 году он опубликовал «Футуризм» — синтез, в котором он отвергает формулу «второго футуризма», используемую в Италии для определения периода после смерти Боччони. Он предлагает историографическую классификацию по десятилетиям различных исследований футуристического движения: начиная с пластического динамизма в течение первого десятилетия, затем продолжая «механическим искусством» 1920-х годов и «аэроэстетикой» 1930-х годов. Затем он расширил поэтику механического искусства, опубликовав эссе о Винисио Паладини , его создателе.

В 1989 году он исследовал взаимосвязь между пластическим искусством и театром на всех этапах футуристической практики, связанной с театром, в эссе «Футуристическая сцена».

биографическое эссе В 1994 году он посвятил Лои Фуллер , в котором проанализировал мультимедийный танец как предвосхищение футуристической эстетики этого движения. Он также снял монтаж фильма «Лой Фуллер и ее подражатели» , который раскрыл широту и оригинальность Фуллера. В том же году он также опубликовал эссе о скульпторе Медардо Россо и собрал свои теоретические труды по скульптуре импрессионистов.

В 1997 году в книге « Современная сцена: Всемирная энциклопедия исполнительских искусств второй половины ХХ века (1945–1995)» он исследует различные визуальные формы сценического творчества в рамках современной образной культуры, выходящие за рамки драматического текста. . В дополнение к традиционным категориям, таким как опера, балет, танец, цирк и кукольные представления, он перечисляет новые проявления мультимедийных развлечений, танцевального театра и театра артистов.

В 2001 году он занялся изучением футуристического кино и продвинул его открытие, организовав три крупные ретроспективы ( Роверето , Барселона , Париж, 2001–2009). В том же году он опубликовал книгу «Футуризм: творчество и авангард» , в которой считает футуризм высшим проявлением идентичности Kunstwollen. [ необходимо определение ] , который оплодотворил и питал современное итальянское искусство с момента достижения национального единства страны.

В 2003 году он опубликовал книгу «Черная сперма» (на итальянском языке), которая поднимает серьезные вопросы о глубокой связи между Эросом и письмом.

В 2005 году он опубликовал эссе « Распутник и либертарианец», в котором, помимо разнообразного характера дадаизма , показано философское распутное мировоззрение как идеологический источник дадаизма.

В 2009 году он организовал ретроспективную выставку, посвященную столетнему юбилею создания футуристического движения в Милане. Он продолжил свою предыдущую историографическую систематизацию футуризма, подчеркнув его активистскую модель, продолжающиеся исследования и поэтику эфемерализации искусства.

В 2011 году он опубликовал книгу « Стелла д'Италия » (Звезда Италии), исчерпывающий очерк о происхождении и истории мифологии Стеллы Венерис , символа идентичности итальянской земли со времен Древнего Рима. Он представляет собой обширную иконографическую обстановку (произведения искусства, памятники, иллюстрации, плакаты, предметы декора и т. д.), посвященную традиционному аллегорическому изображению Италии: драпированной женщине с фресковой короной, увенчанной звездой на голове.

В период с 2002 по 2013 год он опубликовал два эссе: одно об Энрико Прамполини , художнике, сыгравшем важную роль в футуристической аэроживописи, а другое — о «Витрувианском человеке» Леонардо да Винчи и его новой интерпретации авантюристами. художники-гарды, в том числе футуристы, кубофутуристы, экспрессионисты, а также художники-неоклассики «возвращения к порядку» тридцатых годов и современные художники, такие как Пистолетто, Нам Джун Паке, Дитер Аппельт, Онтани и Арнольд Скип. [ нужны разъяснения ]

Он также внимательно изучал Антуана Бурделя , протокубизм абстрактное Огюста Эрбена и искусство Альберто Маньелли ; театральные новации Луиджи Пиранделло , Пьера Альбера-Биро , Эмиля Малеспина; и диалектические последствия и перевороты формальных идей футуризма, как они появляются у авторов, художников и неоавангардных движений 20-го века: Лучио Фонтана , Альберто Бурри , Фрэнк Гери , Эжен Ионеско , Арте Повера , Поэзия Висива, процесс искусство , перформанс и имидж-театр.

Основные работы

[ редактировать ]
  • Маринетти и футуризм / Под ред. Эпоха человека, Лозанна, 1977.
  • Футуристическое почтовое искусство , Жан-Мишель Place Éditeur, Париж, 1979. ISBN   978-2-85893-025-8
  • Книга футуристов , под ред. Панини, Модена-Париж, 1984 год. ISBN   88-7686-035-5
  • Футуристы и фотография: фотографическое творчество и повседневные изображения , Edizioni Panini, Модена, 1985.
  • Футуризм , Art Data, Лондон, 2006. ISBN   0-948835-05-2
  • Футуристическая сцена , Ред. из CNRS, Париж, 1989 г. ISBN   2-222-04191-0
  • Де Кирико и авангард , Под ред. Эпоха человека, Лозанна, 1990. ISBN   2-8251-2413-3
  • Медардо Россо, судьба скульптора (1858–1928) , Под ред. Л'Эшопп, Париж, 1994 г. ISBN   978-2-84068-043-7
  • Маринетти, анархист футуризма (биография), Ред. Сегье, Париж, 1995 год.
  • Современная сцена - Мировая энциклопедия исполнительских искусств второй половины ХХ века , Actes Sud, Арль-Париж, 1997. ISBN   2-908393-41-7
  • Футуризм , Finest-Terrail, Париж-Лондон, 2001. ISBN   2-87939-234-9
  • Футуризм: творчество и авангард / Под ред. «Любитель», Париж, 2001. ISBN   978-2-85917-322-7
  • Футуризм и фотография , Merrel Publishers, Лондон, 2001. ISBN   1-85894-125-3
  • Дадаизм -распутник и либертарианец , Ред. L’Insolite, Париж, 2005. ISBN   978-2-916054-01-8
  • Арте повера , Ред. Пять континентов, Париж, 2006. ISBN   88-7439-215-X
  • Лои Фуллер , танцовщица Прекрасной эпохи , Эд. Германн, Париж, 2007 г. ISBN   2-7056-6625-7
  • Футуризм: Радикальный авангард , Галлимар, сб. « Открытия Галлимара » (№ 533), Париж, 2008 г., ISBN   9782070355556
  • Журнал футуризмов , под ред. Хазан, Париж, 2008 г. ISBN   978-2-7541-0208-7
  • Футуристическое кино / Под ред. из Экспериментального центра Помпиду-Les Cahiers de Paris, Париж, 2008 г. ISBN   978-2-912539-37-3
  • Футуристическое кино и фотография , Скира-Фламмарион, Париж, 2008. ISBN   978-2-08-121828-4
  • Джорджо де Кирико , а затем «Метафизическое искусство» , под ред. Хазан, Париж, 2009 г. ISBN   978-2-7541-0287-2
  • Луиджи Руссоло и футуристическая музыка , Мудима, Милан, 2009. ISBN   978-88-96817-00-1
  • Футуристическое кино , Le Mani-Microart's Edizioni, Генуя, 2010. ISSN 1824-1417
  • La Stella d'Italia , Мудима, Милан, 2010 г. ISBN   978-88-96817-06-3
  • От Леонардо до Боччони: Витрувианский человек и современное искусство , Мудима, Милан, 2012 г. ISBN   978-88-86072-62-5
  • Черная сперма, или «Я есть, поэтому я пишу» , Неросубианко, Кунео, 2013 г. ISBN   9788898007332
  • Энрико Прамполини, европейский футурист , Кароччи, Рим, 2013 г. ISBN   978-88-430-6948-4
  • Футуризм, тексты и манифесты , 1909–1944, Éditions Champ Vallon, Ceyzérieux, 2015. ISBN   979-10-267-0010-4
  • Футуристическая фотография , Edizioni Carla Sozzani, Милан, 2015 г. ISBN   978 88 79 42 856-9
  • Что такое футуризм? / Словарь футуристов , Галлимар, Париж, 2015. ISBN   9782070450800
  • Пиноккио нельарте , Мудима, Милан, 2017 г. ISBN   9788899925147
  • Современная скульптура: от примитивизма до авангарда , Editions Ligeia, Париж, 2018 ISBN   978-2-9542822-3-7
  • Джорджо Де Кирико и изобретение абстрактного манекена , Éditions L'Échoppe, Париж, 2020 г. ISBN   978-2-84068-313-1

Интервью

[ редактировать ]
  • (на французском языке) Время больше не для театра, а для сценического интервью в Либерасьоне , 21 мая 1997 года, Париж.
  • (на итальянском языке) Это все было правым? Нет, было еще интервью Futursinistra в Il Giornale dell'Arte , апрель 2009 года, Турин.
  • (на итальянском языке) У истоков звездного интервью в Il Giornale dell'Arte , февраль 2011 г., Турин.

Ссылки и примечания

[ редактировать ]
  • (на французском языке) Эта статья представляет собой перевод Википедии на французский язык под названием «Джованни Листа».
  • Архивы художественной критики, Реннский университет, Шатожирон, Франция.
  1. ^ Авторитетная запись, созданная Национальной библиотекой Франции.
  2. ^ «Джованни Листа» . www.goodreads.com . Проверено 30 октября 2020 г.
  3. ^ Поджи, Кристина (2009). Изобретая футуризм: искусство и политика искусственного оптимизма . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. х. ISBN  978-0-691-13370-6 .
  4. ^ Бергхаус, Гюнтер (2014). Международный ежегодник исследований футуризма, том 4 . Берлин: Walter de Gruyter GmbH & Co KG. п. 61. ИСБН  978-3-11-033400-5 .
  5. ^ Нибиш, Арндт (2012). Медиа-паразиты в раннем авангарде: о злоупотреблении технологиями и коммуникациями . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 83. ИСБН  978-1-137-27685-8 .

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 55d4ed78a5e6a217a325085ed685a7b4__1712584080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/b4/55d4ed78a5e6a217a325085ed685a7b4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Giovanni Lista - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)