Джованни Листа
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2020 г. ) |
Джованни Листа | |
---|---|
Рожденный | Кастильоне-дель-Лаго , Перуджа , Италия | 13 февраля 1943 г.
Национальность | итальянский |
Род занятий | Историк искусства , искусствовед |
Известный | Специалист по футуризму |
Награды | Премия Жоржа Жамати, кавалер Ордена искусств и литературы, кавалер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой». |
Джованни Листа (13 февраля 1943, Кастильоне-дель-Лаго , Италия) — итальянский историк искусства и искусствовед , проживает в Париже . Он является специалистом по художественной культуре 1920-х годов, особенно по футуризму .
Биография
[ редактировать ]Он учился в университетах [ указать ] как в Италии, так и во Франции, пока в феврале 1970 года он не поселился на постоянной основе в Париже .
Преподавая в университете, в 1974 году он стал научным сотрудником CNRS ( Национального центра научных исследований). [1] После сотрудничества с исследовательскими лабораториями, которыми руководили Дени Бабле и Луи Марин, в 1992 году он был назначен директором по исследованиям.
Он основал обзор Ligeia, dossiers sur l'art (Лигейя, Досье искусства) в 1988 году. Его название взято из мифа о греческой сирене, цитируемого Платоном .
Как член AICA (Международной ассоциации искусствоведов) и SGDL (Общества литераторов Франции), он был удостоен премии Жоржа Жамати за лучшее эссе по театру, искусству и общественным наукам, опубликованное во Франции в 1989 году; Премия Filmcritica за лучшее эссе о кино и фотографии, опубликованное в Италии, и Премия Джуббе Россе за лучшее эссе о литературной биографии, опубликованное в Италии в 2002 году; и серебряную медаль Венецианской академии в 2010 году за lectio magistralis (основную речь), произнесенную в Академии изящных искусств в Венеции. В апреле 2011 года министр культуры Франции Фредерик Миттеран присвоил ему звание кавалера Ордена искусств и литературы. В июне 2011 года президент Италии Джорджо Наполитано присвоил ему звание кавалера Ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой».
Вклад в художественную критику
[ редактировать ]Между 1973 и 1988 годами Листа перевел произведения Филиппо Томмазо Маринетти , Луиджи Руссоло , Умберто Боччони , а также синтезы пьес, теоретических текстов и манифестов футуристов, опубликовав несколько сборников и антологий, которые представили и обнародовали итальянский авангард в Франция. В то же время он разработал оригинальный подход к творчеству Фернана Леже , Робера Делоне , Марселя Дюшана , Жака Вийона , Франсиса Пикабиа , Раймона Дюшана-Вийона и Жана Метценже , получивший название «французский кубофутуризм ». [2]
В 1976 году он опубликовал первую биографию Маринетти, одновременно начав анализировать политические идеи основателя футуризма. Изучив политическую эволюцию футуристского движения, он исследовал и пришел к согласию с различием, сформулированным флорентийскими футуристами, между «футуризмом» и «маринеттизмом». Он внес свой вклад в формирование отношения ученых-футуристов к современности, сосредоточив внимание на ощущении социальной и психологической травмы в результате промышленной трансформации. [3] Он раскритиковал различные унитарные подходы к политическим идеям футуризма и в 1980 году опубликовал эссе «Искусство и политика: левый футуризм в Италии» (на итальянском языке), завершив тем самым свою историографическую реконструкцию футуристической идеологии. Позже Листа исследовал связи футуризма с анархизмом , в частности, проследив связи Маринетти с этим движением. [4]
В 1978 году он провел инвентаризацию почтовых инноваций футуристов и создал новый историографический объект: «Футуристическое почтовое искусство», провозглашая изобретение мейл-арта авангардистами 1920-х годов. В том же году он начал исследовать футуристическую фотографию и проблемные отношения футуристов с новыми технологическими средствами массовой информации, которым он посвятил несколько публикаций и серию выставок (Париж, Модена , Кельн , Токио , Нью-Йорк , Лондон и Флоренция , 1981 г.) . –2009), в частности определяющих специфику футуристической эстетической разработки в области фотоперформанса, фотоколлажа и фотомонтажа , сэндвичинга нескольких негативов. Он также обнаружил, что Маринетти и связанные с ним футуристы меньше внимания уделяли способности фотографии отображать всю человеческую жизнь. [5]
В 1982 году он организовал «Футуризм: абстракция и современность» в Париже выставку , на которой исследовался вклад футуристов в абстрактное искусство, основанное на осязаемом опыте реальности.
В 1982, а затем в 1984 году он опубликовал двухтомный общий каталог работ Джакомо Балла , художника-футуриста, крупную ретроспективу которого он позже организовал (Милан, 2008).
В 1983 году в книге « Де Кирико и авангард» Листа собрал неопубликованную эпистолярную документацию об отношениях между итальянскими и французскими художниками. Он также изучал роль Джорджо де Кирико в развитии авангардной художественной культуры во время Первой мировой войны . Кроме того, он посвятил де Кирико и другие эссе, а также опубликовал критическое издание сочинений художника о метафизическом искусстве .
В 1983 году в Итальянском институте культуры Hôtel Galliffet в Париже он организовал выставку «Футуристическая книга» , которая раскрыла масштабы футуристических инноваций в области книг-как-объектов, книг-как-типографики, книг-как-театра и т. д. книги-машины, графические композиции, пластинки «слова на свободе», поэзия в картинках.
В 1985 году он опубликовал «Футуризм» — синтез, в котором он отвергает формулу «второго футуризма», используемую в Италии для определения периода после смерти Боччони. Он предлагает историографическую классификацию по десятилетиям различных исследований футуристического движения: начиная с пластического динамизма в течение первого десятилетия, затем продолжая «механическим искусством» 1920-х годов и «аэроэстетикой» 1930-х годов. Затем он расширил поэтику механического искусства, опубликовав эссе о Винисио Паладини , его создателе.
В 1989 году он исследовал взаимосвязь между пластическим искусством и театром на всех этапах футуристической практики, связанной с театром, в эссе «Футуристическая сцена».
биографическое эссе В 1994 году он посвятил Лои Фуллер , в котором проанализировал мультимедийный танец как предвосхищение футуристической эстетики этого движения. Он также снял монтаж фильма «Лой Фуллер и ее подражатели» , который раскрыл широту и оригинальность Фуллера. В том же году он также опубликовал эссе о скульпторе Медардо Россо и собрал свои теоретические труды по скульптуре импрессионистов.
В 1997 году в книге « Современная сцена: Всемирная энциклопедия исполнительских искусств второй половины ХХ века (1945–1995)» он исследует различные визуальные формы сценического творчества в рамках современной образной культуры, выходящие за рамки драматического текста. . В дополнение к традиционным категориям, таким как опера, балет, танец, цирк и кукольные представления, он перечисляет новые проявления мультимедийных развлечений, танцевального театра и театра артистов.
В 2001 году он занялся изучением футуристического кино и продвинул его открытие, организовав три крупные ретроспективы ( Роверето , Барселона , Париж, 2001–2009). В том же году он опубликовал книгу «Футуризм: творчество и авангард» , в которой считает футуризм высшим проявлением идентичности Kunstwollen. [ необходимо определение ] , который оплодотворил и питал современное итальянское искусство с момента достижения национального единства страны.
В 2003 году он опубликовал книгу «Черная сперма» (на итальянском языке), которая поднимает серьезные вопросы о глубокой связи между Эросом и письмом.
В 2005 году он опубликовал эссе « Распутник и либертарианец», в котором, помимо разнообразного характера дадаизма , показано философское распутное мировоззрение как идеологический источник дадаизма.
В 2009 году он организовал ретроспективную выставку, посвященную столетнему юбилею создания футуристического движения в Милане. Он продолжил свою предыдущую историографическую систематизацию футуризма, подчеркнув его активистскую модель, продолжающиеся исследования и поэтику эфемерализации искусства.
В 2011 году он опубликовал книгу « Стелла д'Италия » (Звезда Италии), исчерпывающий очерк о происхождении и истории мифологии Стеллы Венерис , символа идентичности итальянской земли со времен Древнего Рима. Он представляет собой обширную иконографическую обстановку (произведения искусства, памятники, иллюстрации, плакаты, предметы декора и т. д.), посвященную традиционному аллегорическому изображению Италии: драпированной женщине с фресковой короной, увенчанной звездой на голове.
В период с 2002 по 2013 год он опубликовал два эссе: одно об Энрико Прамполини , художнике, сыгравшем важную роль в футуристической аэроживописи, а другое — о «Витрувианском человеке» Леонардо да Винчи и его новой интерпретации авантюристами. художники-гарды, в том числе футуристы, кубофутуристы, экспрессионисты, а также художники-неоклассики «возвращения к порядку» тридцатых годов и современные художники, такие как Пистолетто, Нам Джун Паке, Дитер Аппельт, Онтани и Арнольд Скип. [ нужны разъяснения ]
Он также внимательно изучал Антуана Бурделя , протокубизм абстрактное Огюста Эрбена и искусство Альберто Маньелли ; театральные новации Луиджи Пиранделло , Пьера Альбера-Биро , Эмиля Малеспина; и диалектические последствия и перевороты формальных идей футуризма, как они появляются у авторов, художников и неоавангардных движений 20-го века: Лучио Фонтана , Альберто Бурри , Фрэнк Гери , Эжен Ионеско , Арте Повера , Поэзия Висива, процесс искусство , перформанс и имидж-театр.
Основные работы
[ редактировать ]- Маринетти и футуризм / Под ред. Эпоха человека, Лозанна, 1977.
- Футуристическое почтовое искусство , Жан-Мишель Place Éditeur, Париж, 1979. ISBN 978-2-85893-025-8
- Книга футуристов , под ред. Панини, Модена-Париж, 1984 год. ISBN 88-7686-035-5
- Футуристы и фотография: фотографическое творчество и повседневные изображения , Edizioni Panini, Модена, 1985.
- Футуризм , Art Data, Лондон, 2006. ISBN 0-948835-05-2
- Футуристическая сцена , Ред. из CNRS, Париж, 1989 г. ISBN 2-222-04191-0
- Де Кирико и авангард , Под ред. Эпоха человека, Лозанна, 1990. ISBN 2-8251-2413-3
- Медардо Россо, судьба скульптора (1858–1928) , Под ред. Л'Эшопп, Париж, 1994 г. ISBN 978-2-84068-043-7
- Маринетти, анархист футуризма (биография), Ред. Сегье, Париж, 1995 год.
- Современная сцена - Мировая энциклопедия исполнительских искусств второй половины ХХ века , Actes Sud, Арль-Париж, 1997. ISBN 2-908393-41-7
- Футуризм , Finest-Terrail, Париж-Лондон, 2001. ISBN 2-87939-234-9
- Футуризм: творчество и авангард / Под ред. «Любитель», Париж, 2001. ISBN 978-2-85917-322-7
- Футуризм и фотография , Merrel Publishers, Лондон, 2001. ISBN 1-85894-125-3
- Дадаизм -распутник и либертарианец , Ред. L’Insolite, Париж, 2005. ISBN 978-2-916054-01-8
- Арте повера , Ред. Пять континентов, Париж, 2006. ISBN 88-7439-215-X
- Лои Фуллер , танцовщица Прекрасной эпохи , Эд. Германн, Париж, 2007 г. ISBN 2-7056-6625-7
- Футуризм: Радикальный авангард , Галлимар, сб. « Открытия Галлимара » (№ 533), Париж, 2008 г., ISBN 9782070355556
- Журнал футуризмов , под ред. Хазан, Париж, 2008 г. ISBN 978-2-7541-0208-7
- Футуристическое кино / Под ред. из Экспериментального центра Помпиду-Les Cahiers de Paris, Париж, 2008 г. ISBN 978-2-912539-37-3
- Футуристическое кино и фотография , Скира-Фламмарион, Париж, 2008. ISBN 978-2-08-121828-4
- Джорджо де Кирико , а затем «Метафизическое искусство» , под ред. Хазан, Париж, 2009 г. ISBN 978-2-7541-0287-2
- Луиджи Руссоло и футуристическая музыка , Мудима, Милан, 2009. ISBN 978-88-96817-00-1
- Футуристическое кино , Le Mani-Microart's Edizioni, Генуя, 2010. ISSN 1824-1417
- La Stella d'Italia , Мудима, Милан, 2010 г. ISBN 978-88-96817-06-3
- От Леонардо до Боччони: Витрувианский человек и современное искусство , Мудима, Милан, 2012 г. ISBN 978-88-86072-62-5
- Черная сперма, или «Я есть, поэтому я пишу» , Неросубианко, Кунео, 2013 г. ISBN 9788898007332
- Энрико Прамполини, европейский футурист , Кароччи, Рим, 2013 г. ISBN 978-88-430-6948-4
- Футуризм, тексты и манифесты , 1909–1944, Éditions Champ Vallon, Ceyzérieux, 2015. ISBN 979-10-267-0010-4
- Футуристическая фотография , Edizioni Carla Sozzani, Милан, 2015 г. ISBN 978 88 79 42 856-9
- Что такое футуризм? / Словарь футуристов , Галлимар, Париж, 2015. ISBN 9782070450800
- Пиноккио нельарте , Мудима, Милан, 2017 г. ISBN 9788899925147
- Современная скульптура: от примитивизма до авангарда , Editions Ligeia, Париж, 2018 ISBN 978-2-9542822-3-7
- Джорджо Де Кирико и изобретение абстрактного манекена , Éditions L'Échoppe, Париж, 2020 г. ISBN 978-2-84068-313-1
Интервью
[ редактировать ]- (на французском языке) Время больше не для театра, а для сценического интервью в Либерасьоне , 21 мая 1997 года, Париж.
- (на итальянском языке) Это все было правым? Нет, было еще интервью Futursinistra в Il Giornale dell'Arte , апрель 2009 года, Турин.
- (на итальянском языке) У истоков звездного интервью в Il Giornale dell'Arte , февраль 2011 г., Турин.
Ссылки и примечания
[ редактировать ]- (на французском языке) Эта статья представляет собой перевод Википедии на французский язык под названием «Джованни Листа».
- Архивы художественной критики, Реннский университет, Шатожирон, Франция.
- ^ Авторитетная запись, созданная Национальной библиотекой Франции.
- ^ «Джованни Листа» . www.goodreads.com . Проверено 30 октября 2020 г.
- ^ Поджи, Кристина (2009). Изобретая футуризм: искусство и политика искусственного оптимизма . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. х. ISBN 978-0-691-13370-6 .
- ^ Бергхаус, Гюнтер (2014). Международный ежегодник исследований футуризма, том 4 . Берлин: Walter de Gruyter GmbH & Co KG. п. 61. ИСБН 978-3-11-033400-5 .
- ^ Нибиш, Арндт (2012). Медиа-паразиты в раннем авангарде: о злоупотреблении технологиями и коммуникациями . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 83. ИСБН 978-1-137-27685-8 .
- (на французском языке) Архивы искусствоведов . Архивировано 4 июля 2011 г. в Wayback Machine .
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на французском языке) Официальный сайт Джованни Листы .
- (на французском языке) Ligeia, dossiers sur l'art: Официальный сайт обзора .