Робер Делоне
Робер Делоне | |
---|---|
Рожденный | Робер-Виктор-Феликс Делоне 12 апреля 1885 г. Париж, Франция |
Умер | 25 октября 1941 г. Монпелье , Франция | (56 лет)
Известный | Рисование |
Движение | Дивизионизм , Кубизм , Орфизм , Абстракционизм , Парижская школа |
Подпись | |
Робер Делоне (англ. Французское произношение: [ʁɔbɛʁ dəlonɛ] ; 12 апреля 1885 — 25 октября 1941) — французский художник движения Парижской школы ; [1] который вместе со своей женой Соней Делоне и другими стал соучредителем «Орфизм» художественного движения , известного использованием ярких цветов и геометрических форм. Его более поздние работы были более абстрактными . Его ключевое влияние было связано со смелым использованием цвета и явной любовью к экспериментам с глубиной и тоном .
Обзор
[ редактировать ]Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( Октябрь 2023 г. ) |
Делоне наиболее тесно отождествляется с орфизмом . С 1912 по 1914 год он писал нефигуративные картины, основанные на оптических характеристиках ярких цветов, которые были настолько динамичными, что выполняли функцию формы. Его теории в основном связаны с цветом и светом и оказали влияние на многих, в том числе Стэнтона Макдональда-Райта , Моргана Рассела , Патрика Генри Брюса , «Синего всадника» , Августа Маке , Франца Марка , Пауля Клее и Лионеля Фейнингера . Искусствовед Гийом Аполлинер находился под сильным влиянием теорий цвета Делоне и часто цитировал их для объяснения орфизма, который он назвал. [2] Фиксация Делоне на цвете как выразительном и структурном средстве была поддержана его изучением цвета.
В расцвете своей карьеры он нарисовал ряд серий, в том числе: серию «Сен-Севрен» (1909–10); серия «Город» (1909–1911); серия Эйфелева башня» « (1909–1912); серия « Город Париж» (1911–12); серия Окно» « (1912–1914); серия «Команда Кардиффа» (1913); серия «Круглые формы» (1913); и Первый диск (1913)Его работы о цвете, написанные под влиянием ученых и теоретиков, интуитивно понятны и иногда могут представлять собой случайные утверждения, основанные на убеждении, что цвет — это вещь сама по себе, обладающая собственными способностями к выражению и форме. Он считает, что живопись – это чисто визуальное искусство, зависящее от интеллектуальных элементов, а восприятие заключается в воздействии цветного света на глаз. Контрасты и гармонии цвета вызывают в глазу одновременные движения и соответствуют движению в природе. Видение становится предметом живописи.
Его ранние картины глубоко укоренены в неоимпрессионизме . ночная сцена , например, отличается активной деятельностью, с использованием живых мазков ярких цветов на темном фоне, определяющих не твердые объекты, а области, которые их окружают.
Позже от спектральных цветов неоимпрессионизма отказались. Серия «Эйфелева башня» представляла собой фрагментацию твёрдых объектов и их слияние с пространством. На эту серию оказали влияние Сезанн, аналитический кубизм и футуризм. В Эйфелевой башне взаимопроникновение осязаемых предметов и пространства сопровождается интенсивным движением геометрических плоскостей, более динамичным, чем статическое равновесие кубистических форм.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Робер Делоне родился в Париже в семье Жоржа Делоне и графини Берты Фелиси де Роз. Когда он был ребенком, родители Делоне развелись, и его воспитывала сестра матери Мари и ее муж Шарль Дамур в Ла-Роншере недалеко от Буржа . Когда он провалил выпускной экзамен и сказал, что хочет стать художником, его дядя в 1902 году отправил его в ателье Ронсена изучать декоративное искусство в районе Бельвиль в Париже. [3]
Начало карьеры
[ редактировать ]В 19 лет Делоне покинул Ронсена, чтобы полностью сосредоточиться на живописи, и представил шесть работ в Салоне Независимых в 1904 году. [4] Он путешествовал по Бретани , где находился под влиянием группы Понт-Авена ; а в 1906 году он представил свои работы, написанные в Бретани, на 22-м Салоне Независимых, где он встретил Анри Руссо . [4]
В это время Делоне подружился с Жаном Метцингером он разделил выставку в галерее начале 1907 года . Берты Вайль в которым , с мозаичные «кубики» для построения небольших, но весьма символичных композиций. [5]
Метцингера Роберт Герберт пишет: «Период неоимпрессионизма был несколько продолжительнее, чем период его близкого друга Делоне... Пик его неоимпрессионистского творчества пришелся на 1906 и 1907 годы, когда он и Делоне писали портреты друг друга (Арт-рынок, Лондон и Музей изящных искусств, Хьюстон) в заметных пигментных прямоугольниках («В небе Кушер-де-Солей № 1 , 1906–07, Коллекция Рейксмузеума Креллер-Мюллера» — солнечный диск, который Делоне позже превратил в диск). персональный герб)». [6] Герберт описывает вибрирующий образ солнца на картине Метцингера, а также в картине Делоне «Paysage au disque» (1906–07) как «дань уважения разложению спектрального света, лежащему в основе неоимпрессионистской теории цвета… " [7]
Метцингер, а затем Делоне (они часто рисовали вместе в 1906 и 1907 годах) развили новый подстиль неоимпрессионизма, который вскоре после этого имел большое значение в контексте их кубистических работ. Пит Мондриан разработал аналогичную мозаичную технику дивизионизма примерно в 1909 году. Футуристы позже (1909–1916) включили этот стиль под влиянием Джино Северини (начиная с 1907 года) в свои динамичные картины и скульптуры. парижских работ [6]
В 1908 году, после срока службы в армии, работая полковым библиотекарем, он познакомился с Соней Терк ; в то время она была замужем за немецким торговцем произведениями искусства, с которым вскоре развелась. В 1909 году Делоне приступил к написанию серии этюдов города Парижа и Эйфелевой башни , «Эйфелева башня» серии .
В следующем году он женился на Терк, и пара поселилась в квартире-студии в Париже, где сын Шарль в январе 1911 года у них родился . В том же году по приглашению Василия Кандинского Делоне присоединился к «Синему всаднику» ( «Der Blaue Reiter »). , Мюнхена группа художников из . Делоне также добился успеха в Германии, Швейцарии и России. Он участвовал в первой выставке «Синего всадника» в Мюнхене и продал четыре работы. Картины Делоне вызвали восторженный отклик у «Синего Рейтера». Связи с «Блауэ Рейтер» привели к появлению статьи Эрвина фон Буссе под названием «Методы композиции Роберта Делоне», которая появилась в Альманахе «Блауэ Райтер» 1912 года . [11] Делоне отправится выставляться в феврале того же года на вторую выставку «Синего всадника» в Мюнхене и « Бубнового валета» в Москве.
«Это произошло в 1912 году. Кубизм был в полной силе. Я создавал картины, которые казались призмами по сравнению с кубизмом, который создавали мои коллеги-художники. Я был еретиком кубизма. У меня были большие споры с моими товарищами, которые запретили цвет в своей палитре, лишив его всякой стихийной подвижности, меня обвиняли в возвращении к импрессионизму, в создании декоративных картин и т. д.… Я чувствовал, что почти достиг своей цели». [13]
1912 год стал для Делоне поворотным моментом. 13 марта его первая крупная выставка в Париже закрылась после двух недель в Galerie Barbazanges . На выставке, организованной французским математиком и актуарием Морисом Принсе , были представлены сорок шесть работ, начиная с периода его дивизионизма в начале 1906-07 годов и заканчивая его протокубистскими и кубистскими картинами на Эйфелевой башне с 1909 по 1912 год. Аполлинер высоко оценил эти работы выставки и провозгласил: Делоне как «художника, обладающего монументальным видением мира».
В выпуске сатирического журнала L'Assiette au Beurre от 23 марта 1912 года первое опубликованное предположение о разрыве Делоне с этой группой кубистов появилось в обзоре Джеймса Беркли о Салоне Независимых. Беркли писал: «Кубисты, занимавшие всего одну комнату, размножились. Их лидеры, Пикассо и Брак, не участвовали в их группировке, а Делоне, которого обычно называют кубистом, пожелал изолировать себя и заявил, что у него ничего нет. вместе с Метцингером или Ле Фоконье». [14]
Вместе с Аполлинером Делоне отправился в Берлин в январе 1913 года на выставку своих работ в Galerie Der Sturm . На обратном пути в Париж они остановились у Августа Маке в Бонне , где Маке познакомил их с Максом Эрнстом . [15] Когда его картина «Парижский город» была отклонена Оружейной выставкой как слишком большая. [16] он поручил Сэмюэлю Халперту убрать с выставки все его работы. [4]
Испанские и португальские годы (1914–1920)
[ редактировать ]Когда в 1914 году началась Первая мировая война , Соня и Роберт остановились в Фонтарабье в Испании. Они решили не возвращаться во Францию и поселились в Мадриде . В августе 1915 года они переехали в Португалию, где жили в одном доме с Самуэлем Халпертом и Эдуардо Вианой . [17] С Вианой и их друзьями Амадео де Соуза Кардозу (с которым Делоне уже познакомились в Париже) и Хосе де Алмада Негрейрос они обсудили творческое партнерство. [4] [18] Впервые объявленный дезертиром , Роберт был признан непригодным к военной службе во французском консульстве в Виго 23 июня 1916 года. [4]
Русская революция положила конец финансовой поддержке, которую Соня получала от своей семьи в России, и потребовался другой источник дохода. В 1917 году Делоне познакомились с Сергеем Дягилевым в Мадриде. Робер оформил сцену для своей постановки «Клеопатра» (дизайн костюмов Сони Делоне ). Робер Делоне иллюстрирует Эйфелеву башню для Висенте Уидобро . [4]
Поль Пуаре отказался от делового партнерства с Соней в 1920 году, назвав в качестве одной из причин ее брак с дезертиром. [19] В том же году галерея Der Sturm в Берлине представила работы Сони и Роберта португальского периода. [4] [20]
Возвращение в Париж и дальнейшая жизнь (1921–1941).
[ редактировать ]После войны, в 1921 году, они вернулись в Париж. Делоне продолжал работать как с фигуративными, так и с абстрактными темами, ненадолго увлекшись сюрреализмом . Делоне познакомился с Андре Бретоном и Тристаном Царой , которые познакомили его как с дадаистами , так и с сюрреалистами. [22] Во время Всемирной выставки 1937 года в Париже Делоне участвовал в оформлении павильонов железнодорожного и воздушного транспорта.
Когда разразилась Вторая мировая война , Делоне переехали в Овернь , пытаясь избежать вторжения немецких войск. Страдая от рака , Делоне не мог переносить перемещения, и его здоровье ухудшилось. Он умер от рака 25 октября 1941 года в Монпелье в возрасте 56 лет. Его тело было перезахоронено в 1952 году в Гамбе . [4]
Галерея
[ редактировать ]- Робер Делоне, около 1907, Натюрморт с вазой с цветами , холст, масло, 46,4 х 55 см.
- Робер Делоне, 1905–06, Автопортрет , холст, масло, 54 х 46 см, Национальный музей современного искусства , Париж.
- Робер Делоне, 1906, Карусель свиней ( Manège de cochons ), холст, масло, 113,7 × 130,8 см, Музей Соломона Р. Гуггенхайма
- Робер Делоне, 1906, Жан Метцингер , бумага, масло, 54,9 х 43,2 см, Музей изящных искусств, Хьюстон
- Робер Делоне, 1906, «Человек в тюльпане» (Портрет Жана Метцингера) , холст, масло, 72,4 х 48,5 см. Выставлен в Париже на Автомобильном салоне 1906 года (№ 420) вместе с портретом Делоне работы Метцингера.
- Робер Делоне, 1907, Портрет Вильгельма Уде . Робер Делоне и Соня Терк познакомились через немецкого коллекционера/дилера Вильгельма Уде, за которого Соня вышла замуж, по ее словам, «для удобства».
- Робер Делоне, 1907, «Натюрморт с попугаем» , холст, масло, 82,5 х 66,5 см, Музей Унтерлинден . Другая версия этой картины принадлежит музею Тиссена-Борнемисы .
- Робер Делоне, 1909–10, Сен-Северен № 3 , холст, масло, 114,1 × 88,6 см, Музей Соломона Р. Гуггенхайма.
- Робер Делоне, 1910–1912, Город Париж , холст, масло, 267 × 406 см, Национальный музей современного искусства.
- Робер Делоне, 1911–12, Окно в город № 3 , холст, масло, 113,7 × 130,8 см, Музей Соломона Р. Гуггенхайма.
- Робер Делоне, 1912, «Одновременные окна на город» , 40 х 46 см, Кунстхалле Гамбург
- Робер Делоне, 1912, Окна открыты одновременно, 1-я часть, 3-й мотив , холст, масло, 57 × 123 см, Музей Соломона Р. Гуггенхайма
- Робер Делоне, 1913, L'Equipe de Cardiff , холст, масло, 195 x 130 см, Музей Ван Аббе, Эйндховен
- Робер Делоне, 1913, Кардиффская команда , холст, масло, 326 × 208 см, Музей современного искусства Парижа
- Робер Делоне, 1914, Посвящение Блерио , холст, масло, Музей Гренобля.
- Робер Делоне, 1915, «Ну в туалете» (Nu à la coiffureuse) , холст, масло, 140 × 142 см, Musée d'Art Moderne de la Ville de Paris.
- Робер Делоне, 1916, Португалька , холст, масло, 135,9 × 161 см, Художественный музей Колумбуса
- Робер Делоне, 1926–1928, Эйфелева башня , бумага, мелок Конте, 62,3 × 47,5 см, Музей Соломона Р. Гуггенхайма , Нью-Йорк, Коллекция Хиллы Ребай
- Робер Делоне, 1926, Эйфелева башня , холст, масло, 169 × 86 см, Musée d’Art Moderne de la Ville de Paris
- Робер Делоне, 1930, Круглые формы , холст, масло, 67,3 × 109,8 см, Музей Соломона Р. Гуггенхайма , Нью-Йорк, Подарок Эндрю Поуи Фуллера и коллекции Джеральдин Спрекелс Фуллер, 1999
- «Ритм» , 1934, холст, масло, 145 х 113 см, Центр Жоржа Помпиду
- Робер Делоне, 1938, Ритм № 1 , Декорация для Салона Тюильри, холст, масло, Музей современного искусства де ла Виль де Пари.
Коллекции музея
[ редактировать ]Работы Робера Делоне можно найти в музеях и взять в аренду из частных коллекций по всему миру:
Европа
[ редактировать ]Национальный музей современного искусства в Париже,Музей современного искусства Парижа ,Новая национальная галерея в Берлине ,Музей изящных искусств Бильбао (Испания), Художественный музей Базеля (Швейцария),Национальные галереи Шотландии ,Новая художественная галерея (Уолсолл, Англия),Палаццо Кавур (Турин, Италия),Коллекция Пегги Гуггенхайм (Венеция), Национальный музей Сербии , Музей Ван Аббе (Эйндховен, Нидерланды), Дворец изящных искусств Лилля (Франция). Тейт (Лондон, Англия)
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Художественная галерея Олбрайт-Нокс (Буффало, Нью-Йорк),Институт искусств Чикаго , Колумбуса Художественный музей , Художественный музей Беркли ,Институт искусств Миннеаполиса ,Музеи изящных искусств Сан-Франциско , в Центр искусств Фрэнсис Леман Леб колледже Вассар (Покипси, Нью-Йорк), Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк), Гонолулу Художественный музей ,Музей современного искусства (Нью-Йорк),Национальная галерея искусств (Вашингтон, округ Колумбия), ( Художественный музей Далласа Даллас, Техас), Диего Художественный музей Сан- , Филадельфии Художественный музей ,и Художественный музей Сент-Луиса (Сент-Луис, Миссури)
Остальной мир
[ редактировать ]Национальная галерея Виктории (Австралия), ( Художественный музей префектуры Айти Япония).
Публикации
[ редактировать ]- Барон, Стэнли; Дамасе, Жак (1995). Соня Делоне: Жизнь художницы . Гарри Н. Абрахамс. ISBN 0-8109-3222-9 .
- Дюхтинг, Хаджо (1995). Делоне . Карманы. ISBN 3-8228-9191-6 .
- Робер Делоне – Соня Делоне: Центр Помпиду посещает Гамбург . Гамбургская художественная галерея. 1999. ISBN 9783770152162 .
- Гордон Хьюз (1997). Представление абстракции: одновременность первого диска Роберта Делоне .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вурхис, Авторы: Джеймс. «Парижская школа | Эссе | Метрополитен-музей | Хронология истории искусств Хайльбрунна» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ Дженкинс, Сара. «Биография, жизнь и цитаты Робера Делоне» . История искусства . Проверено 25 февраля 2022 г.
- ^ Дюхтинг : стр. 7
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Робер Делоне – Соня Делоне, 1999 г., ISBN 3-7701-5216-6
- ^ «История искусства: Жан Метцингер» . www.all-art.org . Архивировано из оригинала 12 января 2018 г. Проверено 15 июня 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Роберт Герберт, неоимпрессионизм, Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, 1968 г.
- ^ Рейксмузеум Креллер-Мюллер, Оттерло, Жан Метцингер, Coucher de Soleil No. 1 Архивировано 9 июля 2012 г. на archive.today.
- ^ (нд). Робер Делоне. Марсово поле: Красная башня , (1911/23) . Художественный институт Чикаго.
- ^ (нд). Робер Делоне. Одновременные контрасты: Солнце и луна Париж , (1913) . Музей современного искусства, Нью-Йорк. Проверено 5 апреля 2020 г.
- ^ Робер Делоне, Одновременные контрасты: Солнце и луна , 1912 , (видео). Музей современного искусства, Нью-Йорк. Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ Э. ван Буссе. «Методы композиции Робера Делоне». У Кандинского, Василий ; Марк, Франц (ред.). Альманах «Синий всадник» . Нью-Йорк: Викинг Пресс. стр. 119–23.
- ^ Робер Делоне, Премьер-диск , (1912) . артдизайнкафе . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ Делоне, Робер; Делоне, Соня (18 мая 1978 г.). Новое искусство цвета: сочинения Робера и Сони Делоне - Первая тетрадь, 1939 . Викинг Пресс. ISBN 9780670506361 – через Google Книги.
- ^ Джеймс Беркли, L'Assiette au Beurre , 23 марта 1912 г. , Галлика, Национальная библиотека Франции
- ^ Уиллард Бон: Аполлинер и международный авангард (1997), ISBN 0-7914-3195-9 , стр. 82.
- ^ Размеры города Парижа 234 х 294 см.
- ^ В некоторых источниках упоминается Эдуардо Вианна.
- ^ Дюхтинг : стр. 51.
- ^ Гийом, Валери (1999). «Соня и Тиссю Делоне». В Делоне, Робер (ред.). Соня Делоне . Арт Холл. п. 31. ISBN 3-7701-5216-6 .
- ^ Дюхтинг : стр. 91
- ^ Сюрреализм, Манифест сюрреализма , Том 1, Номер 1, 1 октября 1924 г., Проект Голубая гора
- ^ Робер Делоне, Национальный музей Тиссена-Борнемисы.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1885 рождений
- 1941 смертей
- Французские художники 20 века.
- Французские художники-мужчины 20-го века
- Французские художники-абстракционисты
- Художники из Парижа
- Французские художники-кубисты
- Художники-дивизионисты
- Французские художники-мужчины
- Французские художники-импрессионисты
- Орфизм (искусство)
- Школа Парижа
- Смертность от рака во Франции
- Беженцы Второй мировой войны