Берта Вайль


Берта Вайль ( Париж , 1865–1951) [1] : 11 был французским арт-дилером , сыгравшим жизненно важную роль в создании рынка искусства двадцатого века с проявлением парижского авангарда . Хотя она гораздо менее известна, чем ее известные конкуренты, такие как Амбруаз Воллар , Даниэль-Анри Канвейлер и Поль Розенберг , ей можно приписать первые продажи Пабло Пикассо в Париже. [2] : 26 и Анри Матисс [2] : 26 и с предоставлением Амедео Модильяни единственной в его жизни персональной выставки (см. афишу, рекламирующую выставку).
Впечатляющий список художников, которые пробились через ее галерею и вошли в канон современного искусства, продолжаются такими именами, как Рауль Дюфи , Андре Дерен , Морис де Вламинк , Диего Ривера , Жорж Брак , Кес ван Донген , Морис Утрилло , Пабло Пикассо и Жан Метцингер . Ее роль также была важна в раннем выявлении и продаже женщин-художников, таких как Сюзанна Валадон , Эмили Чарми и Жаклин Марваль. [3]
В 1933 году Вейль опубликовала свои мемуары , отчет о тридцати годах работы арт-дилером , из которых цитируются многие исторические версии. [4] Ее галерея просуществовала до 1939 года, и несмотря на количество корифеев, прошедших через ее галерею, она всю жизнь оставалась бедной и обездоленной, а после ее смерти была почти забыта.
В последнее время интерес к Берте Вайль стал более значительным. [2] В 2007 году портрет Берты Вейль работы Пикассо (1920) был признан национальным достоянием Франции. [5] : 11 В 2009 году были переизданы ее воспоминания (1933). [1] и сборник ее галерейных выставок; [5] В 2011 году ведущая ученая Weill Марианна Ле Морван опубликовала первое исследование, посвященное ее жизни и дилерству. [6] В феврале 2012 года власти Парижа решили установить мемориальную доску на улице Виктора Массе, 25 (Париж), где Берта Вайль открыла свою первую галерею в 1900 году. [7]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Эстер Берта Вайль родилась в Париже в эльзасской еврейской семье, принадлежащей к низшему среднему классу , и была одной из семи детей. Поскольку ее родители имели скромный достаток, Вайль была помещена ученицей в антикварный магазин Майера, где она изучила ремесленное дело и приобрела значительные знания, в частности, в гравюрах восемнадцатого века . Этот опыт сослужил ей хорошую службу, поскольку она также познакомилась с коллекционерами , писателями и другими дилерами.
После смерти Майера вместе с одним из своих братьев она открыла небольшой магазин, но он просуществовал недолго (1897–1900). Под влиянием Роджера Маркса , известного искусствоведа , она заинтересовалась искусством новых молодых художников. [8] : 31 Она покупала, выставляла и продавала работы Пикассо до того, как художник переехал в Париж, став его первым дилером в 1900 году. [9] [10]
1 декабря 1901 года Вайль использовала часть своего приданого, чтобы открыть «Галерею Б. Вайль» на улице Виктор Массе, 25, назвав ее местом для молодежи. [9] Там она покупала и продавала произведения модернистского искусства, в основном фовизма и кубизма . Она не собрала большую коллекцию и не сосредоточилась на определенном стиле или группе художников, в результате чего многие художники по мере развития своей карьеры переключались на более финансово стабильных дилеров. В 1908 и 1909 годах она выставляла работы фовистов, в том числе Брака , Дерена , Мангена , Марке , Марваля и Матисса . [10] В 1913 году она курировала выставку работ Глейза , Леже и Метцингера . Она организовала групповую выставку работ Глейза , Леже и Пикассо . [10]
Галерея Берты Вайль сменила местоположение в 1917 году с улицы Виктор-Массе, 25 на улицу Тэбу, 50, а затем снова в 1919 году на улицу Лаффит, 46, в бывшей галерее Кловиса Саго. В то же время Вейль открыла свою «художественную библиотеку» и выпустила издание под названием «Бюллетень» . [11]
В 1941 году рост антисемитизма и начало Второй мировой войны вынудили ее закрыть свою галерею. [9]
В 1946 году многие художники, которых она защищала на протяжении многих лет, собрались вместе и провели аукцион подаренных им произведений искусства. Вырученные средства пошли на поддержку дилера, чтобы она могла прожить с некоторым комфортом последние годы своей жизни. [5] : 11
В 1948 году Французская Республика признала ее кавалером Почетного легиона за вклад в современное искусство . [5] : 11
В 1951 году Вейль умерла в возрасте 86 лет. Хотя на каком-то уровне она была признана еще при жизни, ей осталось наследие: ее либо неправильно понимали, либо относили к сноскам исторических отчетов того периода, пока недавно не возобновился интерес.
Художники
[ редактировать ]Пикассо , Матисс , Жанна (Джейн) Розуа , Дерен , Вламинк , Марке , Манген , Камуан , Рауль Дюфи , Диего Ривера , Брак , Фрис , ван Донген , Утрилло , Пюи, Метцингер , Одетта Де Гаре , Модильяни , Руо , Мари Лорансен , Сюзанна Валадон , Эмили Шарми , Кислинг , Фландрен , Леже , Паскин , Жорж Карс . [12]
Коллекционеры
[ редактировать ]
- Адольф Бриссон, литературный критик Temps
Первыми продажами Пикассо в Париже стали три холста, выполненных пастелью со сценами корриды, которые Вейль продал ему в 1900 году.
- Артур Юк, директор La Dépêche de Toulouse . Вейль продал Le Moulin de la Galette (1900) Артуру Юку. По словам Джона Ричардсона , Хук был «одним из самых прогрессивных коллекционеров того времени». Позже эту картину купил Джастин Таннхаузер и подарил ее Музею Гуггенхайма (Нью-Йорк) . [13] : 168
- Франц Журден, архитектор универмага «Самаритен» , первый президент Осеннего салона ; в 1902 году Вейль продал ему Марке. [8] : 31
- Андре Левел, глава консорциума инвесторов, который в 1904 году начал формировать коллекцию произведений искусства двадцатого века Peau de l'Ours. В 1914 году он был продан на аукционе и отличался «феноменальным финансовым успехом». «Вайль утверждала, что три четверти предметов коллекции были куплены в ее галерее. Даже если она и преувеличивала, нет никаких сомнений в том, что Левел покупал у нее на регулярной основе. [2] : 26–27 [4] : 194
- Гертруда и Лео Стайн , американские эмигранты, живущие в Париже, сыгравшие ключевую роль в продвижении и коллекционировании авангардного искусства.
- Оливье Сенсер, государственный советник и будущий генеральный секретарь Елисейского дворца при Раймоне Пуанкаре , один из первых коллекционеров Вейля.
- Гюстав Кокио , французский писатель и искусствовед, коллекционер Мориса Утрилло .
- Сергей Щукин, российский коллекционер из Москвы. [13] : 389–393
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вайль, Берта, «Пан! В глаза! Или тридцать лет за кулисами современной живописи 1900-1930», L'Échelle de Jacob, 2009 (Предисловие Франсуа Руссье де ла Тронш)
- ^ Jump up to: а б с д Фитцджеральд Майкл , «Создание модернизма: Пикассо и создание рынка искусства двадцатого века», Фаррар, Штраус и Жиру, Нью-Йорк», 1995, « [1] »
- ^ Перри Гилл. «Женщины-художницы и парижский авангард : модернизм и «женское» искусство, с 1900 по конец 1920-х годов», Manchester University Press, Манчестер и Нью-Йорк», 1995 г.
- ^ Jump up to: а б Вайль, Берта. «Пан! В глаза! Или тридцать лет за кулисами современной живописи 1900-1930», Липшуц, Париж, 1933 г.
- ^ Jump up to: а б с д Санчес, Пьер, «Выставки в Галерее Берты Вайль (1901–1942) и Галерее Девамбез (1907–1926). Справочник художников и список их работ», II, L'Échelle de Jacob, Дижон, 2009 г.
- ^ Ле Морван, Марианна, «Берта Вейль 1865–1951, маленькая галеристка великих художников», L'Ecarlate, Орлеан, 2011 г.
- ^ «Решение Совета Парижа установить «памятную доску» на улице Виктора Массе, 25» . Архивировано из оригинала 6 января 2016 г. Проверено 1 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Элдерфилд, Джон , « Фовизм : «Дикие звери» и его сходство», Exh. кот., Музей современного искусства, 1976 г.
- ^ Jump up to: а б с Черник, Карен (07 февраля 2020 г.). «Забытая арт-дилерша, защищавшая Пикассо и Модильяни» . Артистичный . Проверено 7 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Тассо, Веран (январь 2015 г.). «Вайль, Берта» . www.metmuseum.org . Проверено 7 марта 2020 г.
- ^ Мари Перенн. Монтаж, выставка: новые художественные медиации в Париже между войнами. История. 2014. ffdumas-01071653
- ^ Ле Морван, Марианна. «Список выставленных художников в галерее Б.Вейля» . bertheweill.com . Архивировано из оригинала 10 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Ричардсон Джон , «Жизнь Пикассо: Ранние годы, Том I, 1886–1906», Random House, 1991.