Пол Розенберг (арт-дилер)
Пол Розенберг | |
---|---|
![]() Розенберг с Одалиской , 1937, Анри Матисс | |
Рожденный | Париж, Франция | 29 декабря 1881 г.
Умер | 29 июня 1959 г. Нейи-сюр-Сен , Франция | (77 лет)
Занятие | Арт-дилер |
Годы активности | 1898–1959 |
Известный | Представитель/дилер многочисленных художников-импрессионистов/постимпрессионистов, включая Жоржа Брака , Анри Матисса и Пабло Пикассо. |
Супруг | Маргарита «Марго» Ида Лоеви |
Дети | Александр Поль Розенберг Мишлин Нанетт Розенберг |
Родители) | Александр Розенберг Матильда Еллинек |
Родственники | Леонс Розенберг (Брат) Энн Синклер (внучка) |
Поль Розенберг (29 декабря 1881 — 29 июня 1959) — французский арт-дилер . Он представлял Пабло Пикассо , Жоржа Брака и Анри Матисса . И Поль, и его брат Леонс Розенберг были одними из крупнейших мировых торговцев современным искусством.
Карьера
[ редактировать ]Младший сын еврейского торговца антиквариатом Александра Розенберга Поль и его старший брат Леонс присоединились к бизнесу своего отца. Александр основал свой бизнес в 1878 году и к 1898 году стал известным дилером произведений импрессионистов и постимпрессионистов. [1] Он привил своим сыновьям эту страсть, позволив им совершить грандиозное турне по Лондону, Берлину, Вене и Нью-Йорку для приобретения опыта и контактов. Во время тура Поль купил два рисунка Ван Гога и портрет Мане за 220 долларов, которые он перевез в галерею своего отца и продал дальше с прибылью. [2] С 1906 года братья работали партнерами в бизнесе. Когда их отец вышел на пенсию, они стали директорами. города Создав свои собственные сети, братья открыли свои отдельные галереи в 8-м округе : Поль на улице Ла Боэти, 21 (открыт в 1911 году) и Леонс на улице де ла Бом. [1] [3]
Париж: 1911–1940 гг.
[ редактировать ]Леонс стал известным поборником кубизма , и Поль последовал этому примеру, но, находясь в более известном арт-районе, он приобрел лучшие контакты и больше финансов. Первоначально работая со своим зятем Даниэлем-Генри Канвейлером , Поль и его партнер Жорж Вильденштейн установили, а затем завоевали у Канвейлера эксклюзивные отношения с: Пикассо (с 1918 года); Брак (1922); Мари Лорансен ; Фернан Леже (1927); и, наконец, Матисс (1936). [1] [3]
В коллекции Пола были произведения всех классических и современных французских и крупных европейских художников, а в последнее время и американских художников, в том числе: Марсдена Хартли ; Макс Вебер ; Авраам Раттнер ; Карл Кнатс ; Харви Вайс ; Оронцио Мальдарелли ; Николя де Сталь ; Грэм Сазерленд ; Кеннет Армитидж ; и Джакомо Манцу . В результате с 1920 года компания Пола Розенберга получила широкое признание как самая активная и влиятельная галерея в мире. [1] [3]
Благодаря ранним отношениям с художниками, как у Канвейлера, Розенберг предоставил художникам финансовую безопасность, согласившись покупать их работы на основе эксклюзивного контракта. Розенберг одолжил Пикассо деньги после его медового месяца с балериной Ольгой Хохловой и нашел им квартиру в Париже рядом с собственным семейным домом, щедрость которого привела к дружбе на всю жизнь между этими двумя очень разными людьми. Покупки Розенберга у Пикассо включали «Обнаженную, зеленые листья и бюст» (1932), портрет любовницы Пикассо Мари-Терез Вальтер , который Розенберг продал в Нью-Йорке в 1951 году Фрэнсис Ласкер Броуди . [4] Каждое лето семья Розенбергов и семья Пикассо отправлялись на юг Франции, отдыхая там с друзьями, включая Ф. Скотта Фицджеральда , Сомерсета Моэма , Стравинского , Равеля и Матисса. [5]
К 1935 году вместе со своим зятем Жаком Хелфтом , известным торговцем антиквариатом, он открыл филиал на Бонд-стрит в Лондоне, чтобы дать им возможность взаимодействовать с большим количеством американцев. [1] Среди известных клиентов были такие музеи, как Музей современного искусства (MoMA) (в котором Розенберг был одним из первых сторонников и спонсоров) и Художественный музей Филадельфии . Среди его частных клиентов были Альфред Х. Барр-младший . [6] Честер Дейл , Дуглас Диллон , Марджори и Дункан Филлипс , которые благодаря покупкам у Розенберга создали большую часть современных коллекций в рамках The Phillips Collection в Вашингтоне, округ Колумбия. [2]
В конце 1930-х годов Розенберг, предвидя признаки приближающейся войны, начал потихоньку вывозить свою коллекцию из континентальной Европы в лондонский филиал и на хранение в Америку (через Всемирную выставку 1939 года в Нью-Йорке ), Австралию, а затем в Южную Америку. . Затем он перестал пополнять свою коллекцию во Франции и посоветовал своим художникам сделать аналогичные аранжировки. Хотя его планы по переезду были хорошо развиты, ко времени нацистского вторжения во Францию в 1940 году он все еще хранил в стране более 2000 произведений искусства, как в своей галерее, так и на складах. [1] Розенберги были евреями и были вынуждены бежать из оккупированной нацистами Франции. Своей жизнью они были обязаны генеральному консулу Португалии в Бордо Аристидесу де Соуза Мендесу , который выдал им визы в свою страну. [7]
В июле 1940 года нацист Альфред Розенберг (не родственник) основал в Париже базу айнзацштаба рейхсляйтера Розенберга (ERR) . [3] целью которого была конфискация масонских артефактов и произведений искусства высочайшего качества для запланированного Гитлером музея фюрера в Линце , Австрия. [3] Все украденные произведения искусства, в том числе работы Поля Розенберга, первоначально были отправлены на грузовиках в депо, созданное в Национальной галерее дю Же-де-Пом . [3] Там нацистские историки искусства, эксперты, фотографы, а также обслуживающий и административный персонал оценивали, хранили, фотографировали и упаковывали то, что теперь называлось «бесхозяйными культурными ценностями» для железнодорожной перевозки в Германию. [3] [8] Французские официальные лица в конце войны подсчитали, что одна треть всего искусства, находившегося в частных руках Франции, была конфискована. [3] [8]
Нью-Йорк: 1940–1959 гг.
[ редактировать ]Розенберг, его жена, дочь Мишлин и ее муж Джозеф Роберт Шварц, [2] все путешествовали через Лиссабон и прибыли в отель «Мэдисон» в Нью-Йорке в сентябре 1940 года. Там, с помощью хорошо зарекомендовавших себя друзей и произведений, которые он уже разослал по всему миру, он открыл новую галерею по адресу № 79 по Восточной 57-й улице. . Открытие было хорошо встречено миром искусства и получило четырехстраничное уведомление в Art Digest . [9]
На этой базе после войны Розенбергу удалось вернуть и выкупить ряд произведений из своей довоенной коллекции, но они составляли менее половины утраченных им работ. [1] [3] [5] После окончания военных действий он лично поехал в Париж, чтобы услышать рассказы семейного шофера Луи, который рассказал о прибытии грузовиков ERR вскоре после отъезда семьи. [5] Во время этой первой поездки Розенбергу удалось вернуть портрет своей жены и дочери Пикассо 1918 года — один из трех, переименованный в « Мать и дитя» Геринга , — из небольшого музея в Париже. [5]
Позже Розенберг вернул себе несколько предметов после их конфискации армией США. В 1953 году в МоМА прошла выставка из 89 произведений из личной и частной послевоенной коллекции Розенберга. [3] [10] В их число входила «Обнаженная, лежащая у моря » (1868) Гюстава Курбе , которая была сделана 5 сентября 1941 года сотрудниками ERR во время рейда на банковское хранилище Розенберга в Бордо вместе с еще 162 его картинами. «Курбе» был внесен в каталог «Же-де-Пом» в декабре 1941 года. Позже он был изъят из личной коллекции Геринга и репатриирован в Розенберг в Нью-Йорке. Розенберг продал ее в апреле 1953 года нью-йоркскому коллекционеру Луи Э. Стерну , который подарил ее в 1964 году Художественному музею Филадельфии . [11]
Он также купил « Трех музыкантов» ( версия МоМА ) у Пабло Пикассо осенью 1921 года и передал их МоМА в 1949 году.

Александр П. Розенберг присоединился к своему отцу в Нью-Йорке в 1946 году и стал партнером в 1952 году. После смерти отца в 1959 году в Нейи-сюр-Сен , [12] Александр стал директором компании. В 1962 году Александр стал сооснователем и первым президентом Американской ассоциации арт-дилеров , оставаясь на протяжении всей своей жизни одним из постоянных членов правления ассоциации. Он также работал советником американского правительства и Налоговой службы по вопросам, касающимся произведений искусства. После преждевременной смерти Александра в 1987 году в Лондоне от аневризмы . [13] во время участия в воссоединении Второй бронетанковой дивизии армии США , [5] его жена Элейн взяла на себя бизнес. После смерти Мишлин в 2007 году семья согласилась подарить архивы деда МоМА, который провел в 2010 году поддерживающую выставку коллекции. [1] [3] [6] [14] [15]
Восстановление коллекции произведений искусства
[ редактировать ]
Поскольку нацисты запретили ввоз так называемого « дегенеративного искусства » в Германию, произведения искусства, обозначенные таким образом во Франции, были разграблены и хранились в так называемой «Комнате мученика» в Национальной галерее дю Же-де-Пом в Париже. [16] Большая часть профессиональной и личной коллекции Розенберга была названа «дегенеративным искусством» и, таким образом, подпадала под мандат Комиссии по эксплуатации дегенеративного искусства. Следуя личному указанию Йозефа Геббельса продать эти выродившиеся произведения за иностранную валюту для финансирования строительства музея фюрера и более широких военных усилий, Герман Геринг назначил ряд одобренных ERR дилеров для ликвидации этих активов. Геринг поручил им передать ему доходы, на которые он намеревался пополнить свою личную коллекцию произведений искусства. [3] Поскольку большая часть награбленного искусства была продана через Швейцарию, коллекция Розенберга была разбросана по Европе.
Сегодня около 70 его картин отсутствуют, в том числе большая Пабло Пикассо акварель «Обнаженная женщина на пляже» , написанная в Провансе в 1923 году; семь работ Матисса ; и « Портрет Габриэль Дио Дега » . [3] [8]

В июне 1940 года в результате эвакуации из Дюнкерка его сын Александр Розенберг бежал в Англию. Там он был назначен лейтенантом в Силы Свободной Франции . После участия в вторжении в день Д в августе 1944 года к северу от Парижа отряд под командованием лейтенанта Розенберга взорвал пути к северу от нацистского поезда № 40 044 и захватил его, когда он пытался переправить награбленные сокровища в Германию. [5] Когда его солдаты открыли двери товарного вагона, Александр увидел множество награбленных произведений искусства, которые когда-то выставлялись в доме его отца. Конфискация спасла от утраты около 400 произведений искусства его отца, в том числе множество шедевров. Александр был демобилизован в 1946 году и сразу же уехал к своей семье в Нью-Йорк, чтобы присоединиться к бизнесу своего отца. Перехват поезда послужил вдохновением для фильма 1964 года «Поезд» в главных ролях с Бертом Ланкастером , Полом Скофилдом , Жанной Моро и Мишелем Симоном . [17]
В середине 1950-х годов Розенберг проиграл французский иск о том, что он начал возвращать картину Матисса на юге Франции, после того как судья постановил, что шедевр принадлежал ответчику, родственнику Розенберга. [5] После смерти Поля семья Александра согласилась продолжить попытки вернуть семейные произведения искусства. В результате в 1971 году они выкупили «Degas Deux Danseuses» гораздо дешевле их стоимости. [5]
В декабре 1987 года, читая в Музее Фрика в Нью-Йорке, Элейн Розенберг обнаружила картину Дега «Портрет Габриэль Дио» , выставленную на продажу в художественном журнале в галерее Матиаса Ф. Ганса в Гамбурге . [3] В листинге указывался тот факт, что он попал к нынешнему владельцу через представительство Пола Розенберга. [3] После того, как она позвонила дилеру и объяснила свою связь с украденной картиной, дилер объяснил, что в соответствии с его правилами конфиденциальности он не может раскрывать имя нынешнего владельца, но пообещал сообщить ей эту очень важную информацию. Через несколько дней дилер позвонил Элейн Розенберг и сообщил, что «владелец» забрал произведение из галереи и исчез, не оставив никаких реквизитов для пересылки. [3] [8]
Его внучка — тележурналистка Энн Синклер , ведущая политических шоу и бывшая жена Доминика Стросс-Кана . [18] [19] В октябре 1997 года наследники Розенберга подали иск в окружной суд США Западного округа Вашингтона , Сиэтл, с требованием вернуть картину Матисса «Одалиска» (1927 или 1928) из Художественного музея Сиэтла . Это был первый иск против американского музея по поводу права собственности на картину Розенберга. произведения искусства, разграбленные нацистами во время Второй мировой войны. [20] Затем директор музея Мими Гарднер Гейтс заключила 11-часовое соглашение по возврату произведения искусства, после чего музей подал в суд на галерею, которая продала ему картину в 1950-х годах. [21] Будучи единственной наследницей имущества своих родителей, после смерти матери Мишлин в 2007 году Синклер продала картину на аукционе, собрав более 33 миллионов долларов. [2] в Париже картину Пикассо 1918 года, изображающую ее бабушку и мать В том же году она также подарила музею Пикассо . [2]
Последние события
[ редактировать ]В 2012 году налоговые органы Германии обнаружили произведения из коллекции Розенберга в квартире Корнелиуса Гурлитта , сына немецкого арт-дилера 1930-х годов Хильдебранда Гурлитта , в Швабинге , Мюнхен . Было обнаружено более 1500 произведений искусства оценочной стоимостью до 1 миллиарда евро, в том числе «Женский портрет» Матисса, который Розенберг оставил после бегства из Парижа. [22] Коллекцию Гурлитта отправили на охраняемый склад в Гархинге. В настоящее время власти каталогизируют произведения, исследуют их довоенных владельцев и всех оставшихся в живых родственников. [23] [24]
В 2012 году семья Розенбергов опознала Profil bleu devant la cheminée («Женщина в синем перед камином»; 1937), картину Матисса, конфискованную нацистами в 1941 году. [25] в каталоге выставки и потребовал от Центра искусств Хени-Онстад (HOK) недалеко от Осло , Норвегия, вернуть его. Розенберг купил картину непосредственно у Матисса в 1937 году и хранил ее во время нацистского вторжения в банковском хранилище в Либурне , коммуне в Жиронде в Аквитании , на юго-западе Франции. ERR поступил в хранилище в марте 1941 года, и после каталогизации в Национальной галерее игры «Же-де-Пом» в сентябре 1941 года он был передан в частную коллекцию Геринга. Затем он находился в руках различных дилеров в нацистский период, послевоенный, в конце 1940-х годов, и был куплен норвежским судоходным магнатом Нильсом Онстадом у парижского дилера Анри Бенезита . С тех пор он появился в многочисленных публикациях и несколько раз гастролировал по миру. Хотя по норвежскому законодательству из-за периода владения картина теперь принадлежит HOK, Норвегия была одной из 44 сторон, подписавших Принципы Вашингтонской конференции 1998 года по конфискованному нацистами искусству. Длительное посредничество под руководством Кристофера А. Маринелло из Art Recovery Group увидела, как картина вернулась наследникам Пола Розенберга в марте 2014 года. [26]
В мае 2015 года Маринелло также вернул наследникам Розенбергов « Портрет сидящей женщины» Анри Матисса, который был найден в мюнхенском доме Корнелиуса Гурлитта . [22] [27]
В популярной культуре
[ редактировать ]Розенберга играет Уилл Кин в телесериале 2018 года «Гений» , посвященном жизни и искусству Пабло Пикассо.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Архив Пола Розенберга. Дар Элейн и Александра Розенбергов» . сайт moma.org .
- ^ Перейти обратно: а б с д и МакЭлвейн, Сандра (26 мая 2011 г.). «Богатая жена Доминика Стросс-Кана» . Ежедневный зверь .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Гектор Фелисиано (25 апреля 1998 г.). Затерянный музей: нацистский заговор с целью украсть величайшие произведения искусства мира . Основные книги. ISBN 978-0465041916 .
- ^ «Картина Пикассо продана на аукционе за рекордные 106 миллионов долларов » Новости Би-би-си . 05 мая 2010 г. Проверено 5 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Ограбление шедевра, когда Пол Розенберг бежал из Европы в 1940 году, нацисты захватили его бесценные произведения искусства. Поиски сокровищ продолжают его потомки.. - Нью-Йорк Да...» Daily News . Нью-Йорк.
- ^ Перейти обратно: а б «MoMA.org - Пол Розенберг и компания: Из Франции в Америку» . сайт moma.org .
- ^ «Хелфт/Лоэви/Розенберг» . sousamendesfoundation.org . Архивировано из оригинала 9 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гектор Фелисиано (1998). «Затерянный музей» . Бонжур Париж . Проверено 4 ноября 2013 г.
- ^ «Розенберг открывает». Арт-дайджест . 16 :6–9. 15 ноября 1941 года.
- ^ «Искусство: выбор дилера» . Журнал «Тайм» . 7 декабря 1953 года.
- ^ Художественный музей Филадельфии. «Художественный музей Филадельфии — Коллекции: Провенанс» . philamuseum.org .
- ^ «Умер Пол Розенберг, арт-дилер» . Нью-Йорк Таймс . 1 июля 1959 года.
- ^ https://www.nytimes.com/1987/07/15/obituaries/alexandre-p-rosenberg-66-art-dealer-and-book-collector.html .
- ^ https://www.nybooks.com/articles/2017/11/23/paul-rosenberg-steely-connoisseur/
- ^ https://www.pressreader.com/usa/the-new-york-review-of-books/20171123/282316795354585
- ^ Фелисиано, Гектор (1998). «Затерянный музей» . Бонжур Париж . Проверено 4 ноября 2013 г.
- ^ Коэн, Патрисия и Машберг, Том. Семья, «Не желая забывать», занимается искусством, потерянным для нацистов , The New York Times, 27 апреля 2013 г., стр. А1; опубликовано в Интернете 26 апреля 2013 г. Проверено 27 апреля 2013 г.
- ↑ Поддерживая своего мужчину впечатляющими ресурсами , The New York Times, 21 мая 2011 г.
- ^ «Сообщается, что DSK и Энн Синклер расстались» . Хаффингтон Пост . 28 июня 2012 г.
- ↑ Фелисия Р. Ли (16 июня 1999 г.), Музей Сиэтла возвращает украденные работы , The New York Times.
- ^ «СЭМ вернет Матисса Одалиску Розенбергам» . Ассоциация директоров художественных музеев . 14 июня 1999 года. Архивировано из оригинала 1 октября 2006 года . Проверено 8 сентября 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Подтверждено, что Матисс Гурлитта является разграбленным «нацистским искусством» » . Новости Би-би-си . 12 июня 2014 года . Проверено 12 июня 2014 г.
- ^ «Следователи обнаружили 1500 работ Пикассо, Шагала и других художников» . Фокус. 3 ноября 2013 года . Проверено 3 ноября 2013 г.
- ^ «Нацисты разграбили произведения искусства, «найденные в Мюнхене» » . Новости Би-би-си . 3 ноября 2013 года . Проверено 3 ноября 2013 г.
- ↑ Том Машберг (5 апреля 2013 г.), Семья добивается возвращения Матисса, захваченного нацистами , The New York Times
- ^ «Нацисты украли работу Матисса, возвращенную норвежской галереей» . Новости Би-би-си . 21 марта 2014 г.
- ^ Мелисса Эдди, 15 мая 2015 г. Матисс из коллекции Гурлитта возвращен наследникам еврейского арт-дилера , The New York Times
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Архивы Пола Розенберга в Архивах Музея современного искусства
- Выставка коллекции Розенберга, 2010 г.
- Документы семьи Хавемейеров, касающиеся коллекционирования произведений искусства , Архив Метрополитен-музея . Пол Розенберг выступал в качестве консультанта по коллекционированию произведений искусства и агента по закупкам для семьи Хавемейер. В этот архивный сборник включена переписка, написанная между Розенбергом, Луизиной Хавемейер и Теодором Дюре .