Jump to content

Леонсе Розенберг

Жан Метцингер , 1924, Портрет Леонса Розенберга , бумага, карандаш, 50 х 36,5 см, Национальный музей современного искусства , Центр Жоржа Помпиду , Париж

Леонс Розенберг (12 сентября 1879, Париж — 31 июля 1947, Нейи-сюр-Сен) — коллекционер произведений искусства, писатель, издатель и один из самых влиятельных французских арт-дилеров 20-го века. Наибольшее влияние он оказал как сторонник и пропагандист кубистов, особенно во время Первой мировой войны и в последующие годы. [ 1 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Сын антиквара Александра Розенберга и брат галериста Поля Розенберга (улица Боэти, 21, Париж), [ 1 ] Леонс Розенберг учился в лицее Роллена в Париже, затем прошел коммерческое обучение в Антверпене и Лондоне, а также совершил поездку в Берлин, Вену и Нью-Йорк. Леонс Розенберг воспользовался возможностью посетить галереи и музеи, чтобы расширить свои художественные знания и понимание, а также развить контакты в мире искусства. [ 2 ] [ 3 ]

Вернувшись в Париж, он вместе со своим братом Полем работал в семейном бизнесе. В 1906 году Леонсе и его брат взяли на себя управление семейной галереей, которая тогда находилась на авеню Оперы и существовала с 1872 года. Она специализировалась на искусстве 19-го и начала 20-го веков, включая импрессионистов и постимпрессионистов. картины . [ 4 ] [ 2 ]

Два брата расстались в коммерческом плане в 1910 году: Поль продолжил работу в новом помещении на улице де ла Боэти, 21, а Леонс открыл свой собственный бизнес под названием Haute Epoque на улице де ла Бом, 19, занимаясь торговлей различными предметами, от французского антиквариата до археологических памятников. пьесы к персидским миниатюрам. [ 3 ] [ 2 ] [ 5 ]

Леонс Розенберг, однако, вскоре начал все больше увлекаться авангардными экспериментами , центром которых был Париж, и он начал приобретать работы художников -кубистов , купленных в основном в галерее Даниэля-Генри Канвейлера , который в то время был основным дилер и пропагандист кубистов. [ 5 ] К 1914 году в его коллекцию вошли работы Пабло Пикассо , Огюста Эрбена и Хуана Гриса . [ 1 ] а также образцы азиатского, египетского и африканского искусства, будоражавшие воображение авангарда. [ 6 ]

Первая мировая война и ее последствия

[ редактировать ]

Первая мировая война оказалась определяющей возможностью в карьере Леонса Розенберга.

Еще до войны растущие антинемецкие настроения и роль немецких дилеров в подъеме кубизма вызвали враждебность и привели к тому, что кубизм был охарактеризован как немецкое движение, хотя большинство художников были французами или испанцами. Начало войны также заставило многих художников, входивших в авангардный круг, покинуть Париж. Некоторых призвали воевать. Некоторые уехали на юг Франции, в то время как другие, особенно те, кто имел связи с Германией или не были гражданами Франции, рассеялись по Испании, Португалии и даже Америке. [ 7 ]

Жан Метцингер, пригласительный билет на выставку в Galerie de L'Effort Moderne Леонса Розенберга , январь 1919 года.

То же самое относилось и ко многим коллекционерам и дилерам. Галереи закрыты. Даниэль-Генри Канвейлер, который до войны был основным дилером многих кубистов, во время войны застрял в Швейцарии. Будучи гражданином Германии, он не мог вернуться во Францию, а его коллекция была конфискована французским правительством. Это оставило список художников Канвейлера без средств к существованию.

На сцену вышел Леонс Розенберг. Он начал коллекционировать авангардное искусство, особенно кубистическое, еще до войны, но теперь активизировал эту деятельность при поддержке Андре Левеля, Пабло Пикассо и Хуана Гриса, которые сыграли важную роль в убеждении его заполнить дыру, оставленную Канвейлером. . [ 8 ] [ 7 ]

Даже во время службы в 1916 и 1917 годах в качестве добровольца вспомогательной армии в Медоне и переводчика английского языка на фронте на Сомме, [ 5 ] Во время отпуска он продолжал покупать картины Пикассо, Жоржа Брака , Хуана Гриса, Огюста Эрбена и Фернана Леже . [ 4 ] [ 3 ] Он также начал готовиться к окончанию войны. К концу 1916 года ему удалось подписать контракты с Жаком Липшицем , Анри Лораном , Диего Риверой , Огюстом Эрбеном, Хуаном Грисом, Жаном Метцингером и Жоржем Браком. Фернан Леже последовал за ним позже, в 1918 году. Леонс Розенберг также установил коммерческие отношения с Джино Северини , Анри Хайденом и Марией Бланшар . [ 9 ] [ 7 ]

Его отношения с Пикассо были менее формальными. Хотя какое-то время он покупал и продавал картины Пикассо, ни один контракт так и не был подписан. И хотя Пикассо был среди тех, кто первоначально подстрекал Леонса Розенберга заполнить брешь, оставленную Канвейлером, [ 8 ] [ 3 ] [ 7 ] Сам Пикассо после войны решил вместо этого подписать контракт с братом Леонсе Полем, который начал проявлять растущий интерес к современным художникам, на которых уже существовал устойчивый спрос. Это было началом все более интенсивного коммерческого соперничества между двумя братьями. [ 2 ] [ 9 ]

Поддержка Леонса Розенберга во время войны, когда никто другой не рисковал, была спасательным кругом для многих художников-авангардистов, которые остались бы без средств к существованию после вынужденного отсутствия из Франции Канвейлера, их предыдущего коммерческого предприятия. [ 3 ] [ 5 ] Леонс Розенберг позже мог похвастаться: «В течение всей войны и даже во время мобилизации я постоянными закупками субсидировал все кубистское движение». [ 5 ]

Сам Канвейлер позже заявил, что Леонс Розенберг взял на себя «задачу, которую я больше не мог выполнять: защиту кубизма». [ 5 ]

Однако это ни в коем случае не была простая передача эстафеты. Оставался вопрос о довоенных акциях Канвейлера, которые были конфискованы французским правительством в качестве «военного приза». [ 3 ] Леонсу Розенбергу в 1921 году удалось получить роль «эксперта», помогающего контролировать публичный аукцион коллекции Канвейлера и другого известного немецкого коллекционера и дилера, Вильгельма Уде . [ 4 ] [ 3 ] [ 5 ] Канвейлер вернулся в Париж в 1920 году и снова открыл бизнес с помощью старого друга. Розенберг надеялся сохранить свое вновь обретенное положение главного дилера кубистов, не позволяя своему главному конкуренту выкупить его акции. [ 4 ] [ 10 ] Он также думал, что цены, которые смогут установить кубисты, вырастут. [ 10 ]

В этом последнем расчете он жестоко ошибся. Около 3000 предметов было продано на серии из четырех аукционов с 1921 по 1923 год в отеле Drouot , одном из ведущих парижских аукционных домов. В их число вошли более 1200 работ Брака, Гри, Леже и Пикассо. [ 11 ] Торги были вялыми, главным образом потому, что у многих потенциальных покупателей было мало денег, а также потому, что рынок насытился из-за быстрой продажи такого большого количества картин. [ 10 ] Хотя Леонс Розенберг смог в некоторой степени расширить свои запасы по бросовым ценам, [ 4 ] [ 12 ] Канвейлеру удалось забрать большую часть работ Гри и Брака, выставленных на аукцион. [ 10 ]

Роль Леонса Розенберга во всем этом возмутила многих в кругах кубистов. Это оттолкнуло некоторых художников, которые заключили контракты с Розенбергом во время войны, но все еще чувствовали некоторую лояльность к своему первоначальному дилеру. [ 6 ] Не помогло и то, что аукционы также ослабили цены, которые они могли устанавливать. Брак, Грис и Липшиц были среди тех, кто покинул Розенберга после аукциона в отеле Drouot. [ 3 ] [ 5 ]

Галерея современных усилий

[ редактировать ]
Огюст Эрбен, Galerie de L’Effort Moderne, приглашение на выставку, март 1918 г.
Огюст Эрбен , Galerie de L'Effort Moderne, приглашение на выставку, март 1918 г.
Обложка первого номера Bulletin de L'Effort Moderne, дизайн Жоржа Вальмье.
Обложка первого номера Bulletin de L'Effort Moderne , дизайн Жоржа Вальмье.

В начале 1918 года Леонс Розенберг переименовал свою галерею в Galerie de L'Effort Moderne и изменил свой бизнес, сосредоточив внимание на авангардном искусстве, особенно кубизме. [ 5 ]

Его первая выставка, проходившая с 1 по 22 марта 1918 года, была посвящена творчеству Огюста Эрбена. А в течение нескольких месяцев после перемирия 11 ноября 1918 года Розенберг организовал серию громких выставок, на которых были представлены художники, которых он подписал. [ 7 ] В декабре 1918 года настала очередь Анри Лоренса, а в течение 1919 года за ними последовали Жан Метцингер, Фернан Леже, Жорж Брак, Хуан Грис, Джино Северини и Пикассо. [ 9 ] Были также выставки за пределами Парижа, в том числе выставка L'Effort Moderne Cubists в Женеве в 1920 году и первая персональная выставка работ Пикассо в Соединенном Королевстве в 1921 году. [ 9 ] [ 8 ]

Эта кампания должна была сделать больше, чем просто продать коммерческий продукт. Были те, кто активно стремился стереть кубизм – или, по крайней мере, его бренд L'Effort Moderne – с художественной карты. Совместная атака была организована враждебными критиками, в том числе Андре Салмоном и Луи Вокселем , на страницах таких журналов, как Le Carnet de la Semaine . [ 8 ] [ 13 ] Это была битва как за умы тех, кто влиял на вкусы и тенденции парижского арт-рынка, так и за карманы тех, у кого были деньги, которые можно было потратить на этом рынке.

Устроив первые послевоенные выставки кубизма в L'Effort Moderne, Леонс Розенберг сумел восстановить кубизм как силу в авангардном искусстве, несмотря на заявления враждебных критиков об обратном. [ 7 ] По словам историка искусства Кристофера Грина , «это была поразительно полная демонстрация того, что кубизм не только продолжался между 1914 и 1917 годами, пережив войну, но и продолжал развиваться в 1918 и 1919 годах в своей «новой коллективной форме», отмеченной «интеллектуальной строгостью». «Перед лицом такой демонстрации энергии действительно было трудно убедительно утверждать, что кубизм был даже близок к исчезновению». [ 13 ]

Розенберг намеревался представить кубизм после войны как «коллективный синтез», а не просто группу разрозненных, но визуально похожих художников, собранных дилером. Они имели четкую теоретическую основу. Хуан Грис был интеллектуальным двигателем, Розенберг — публицистом, упрощающим и расширяющим послание. [ 8 ] В книге «Кубизм и традиция» , опубликованной в качестве предисловия к выставке L'Effort Moderne Cubists в Женеве в 1920 году, Розенберг связал кубистическое искусство с . вечными формами Платона, «прекрасными сами по себе» Он стремился прочно связать кубизм с французским классицизмом, восходящим к Сезаннам и за его пределами, а не с чем-то иностранным или, что еще хуже, немецким. [ 7 ] [ 8 ] [ 14 ]

L'Effort Moderne была не просто дилерской галереей. Это также было зонтиком для широкого спектра сопутствующих мероприятий, направленных на повышение авторитета его художников. Регулярно проводились литературные и музыкальные мероприятия, призванные привлечь парижскую культурную элиту. Первое из них, чтение Блеза Сандрара и выступление Эрика Сати , состоялось в феврале 1919 года во время выставки Фернана Леже. [ 15 ]

В частности, L'Effort Moderne также было издательством Éditions de L'Effort Moderne. Здесь была опубликована серия книг с участием не только художников галереи, в том числе Брака, Гри и Леже, но и тесно связанных с ними поэтов-авангардистов, таких как Макс Жакоб , Пьер Реверди и Блез Сандрар. [ 9 ] В 1924 году был запущен иллюстрированный художественный журнал Bulletin de l'Effort Moderne . К 1927 году, когда он прекратил выходить, его количество насчитывало 40 выпусков. Это была платформа не только для выражения собственных взглядов Розенберга и продвижения его художников, но также и форумом для критических дебатов и теорий, лежащих в основе творчества художников. участников были Пит Мондриан , Джино Северини, Джорджио де Кирико и Альберт Глейзес . Среди [ 5 ] поэт Пьер Реверди и критик и пропагандист кубизма Морис Рейналь . Для издания также писали [ 4 ] Яркие обложки в стиле ар-деко были разработаны Жоржем Вальмье , который также писал для журнала, а Розенберг начал представлять его в 1920 году. [ 16 ]

Хотя несколько ведущих кубистов перешли от Леонса Розенберга в 1920-х годах, некоторые из них перешли к его брату Полю, Леонс продолжал представлять различных современных художников, включая Джорджо де Кирико, Йожефа Чаки , Жана Метцингера, Леопольда Сюрважа , Франсиса Пикабиа и Фернана Леже. . [ 5 ] Однако к 1927 году Леже перешёл к Полу Розенбергу. [ 2 ]

В 1928 году прошли персональные выставки де Кирико, Жана Метцингера и Жоржа Вальмье. После этого выставки стали более хаотичными, хотя Фрэнсис Пикабиа провел две значительные выставки в L'Effort Moderne в 1930 и 1932 годах. [ 9 ]

Деловая практика

[ редактировать ]
Хуан Грис, приглашение, галерея L’Effort Moderne, Леонс Розенберг, апрель 1919.jpg
Хуан Грис , приглашение, галерея L’Effort Moderne, Леонс Розенберг, апрель 1919 г.
Жозеф Чаки , афиша выставки, Galerie l'Effort Moderne, Леонс Розенберг, 1920 г.
Приглашение на выставку Жоржа Вальмье в Galerie de L'Effort Moderne, январь 1921 г.
Приглашение на выставку Жоржа Вальмье в Galerie de L'Effort Moderne, январь 1921 г.

Леонс Розенберг был новатором, а иногда и несколько недобросовестным в своей деловой практике. [ 17 ] Вместо того, чтобы брать картины у художников на условиях продажи или возврата, как большинство дилеров, он настаивал на прямой покупке работ. То, что он продал, сначала принадлежало ему. Он также предпочитал приобретать только последние картины, чтобы сохранить свежесть и больший контроль над ценами. [ 3 ] Как показывает его частая переписка со своими художниками, Розенбергу нравилось играть скорее роль мецената прошлого, чем обычного дилера. Он считал себя заказчиком, а не просто покупкой и продажей работ. Он предлагал – некоторые сказали бы, диктовал – предмет и темы, а иногда даже оговаривал размеры. [ 8 ] [ 17 ]

В первые годы он требовал от своих кубистов концептуальной чистоты и ограниченного круга сюжетов, соответствующих строгости кубизма. [ 8 ] К 1925 году он поощрял Джорджо де Кирико, который только что присоединился к L'Effort Moderne, отказаться от своих прежних метафизических тем и перейти к неоклассическому стилю, который он собирался представлять. Он просил больше «античных сюжетов», «Гладиаторов...Лошадей с руинами». Судя по письмам, это было вызвано как чисто коммерческими, так и эстетическими соображениями. Это было то, чего хотел рынок. [ 17 ]

В приписке к письму де Кирико в декабре 1926 года он писал: «Леже, Вальмье, Метцингер и др. перед тем, как писать, представляют мне рисунки или акварели, так как они сознают, что их холсты предназначены не для них самих, а для третьих лиц». ; важно, чтобы темы и форматы были вдохновлены вкусами и потребностями других». [ 17 ]

С де Кирико продолжалась борьба из-за привычки художника продавать картины прямо из своей студии, что, по мнению Розенберга, подрывало «методическое, разумное и честное повышение цен», к которому он, по его словам, стремился. Розенберг также не боялся отвергать работы своих художников, если чувствовал, что они не соответствуют ожидаемым им стандартам. [ 17 ]

Однако, покупая работы своих художников напрямую, он также брал на себя больший финансовый риск. Из-за нехватки средств он был вынужден несколько раз продавать свою коллекцию с аукциона, чтобы продолжить бизнес. Первая такая продажа состоялась в Амстердаме в 1921 году. [ 1 ] [ 3 ]

Он планировал выпустить « Бюллетень современного искусства» еще в 1919 году, но по финансовым причинам был вынужден отложить выпуск до 1924 года. [ 8 ]

В обмен на обещание художникам некоторой финансовой безопасности Розенберг потребовал определенного уровня производительности. Наряду с четкими требованиями к тому, что он хотел видеть в картинах, это вскоре начало обострять его отношения, по крайней мере, с некоторыми из его художников. К 1918 году Ривера уже поднял открытое восстание. [ 8 ] Грис все больше разочаровывался не только в условиях Розенберга, но и в обвинениях его в несколько более сомнительных действиях. В ноябре 1918 года Грис писал Розенбергу: «Я не тот, кто может сказать, хороши мои картины или плохи, но что я могу сказать, не опасаясь противоречий, так это то, что они определенно принадлежат мне. Однако существует странный феномен: GEM [Galerie L'Effort Moderne] платит за фальшивых Пикассо, фальшивых Браков и фальшивых Гри столько же, а то и больше, чем за подлинных Гри. Вы понимаете, мой дорогой друг, что это не рассчитано на то, чтобы меня ободрить. в чистоте моей работы, и хотя я не стяжатель, я не могу сказать, что мне нравится видеть себя Золушкой или оборванцем GEM». [ 8 ]

Последствия аукционов коллекций Канвейлера/Уде в отеле Drouot ни в коем случае не были единственной причиной, по которой некоторые художники Леонса Розенберга покинули его.

Не менее поучительна переписка конца 1920-х годов с де Крико, который к тому времени стал одним из оплотов L'Effort Moderne. Финансовые проблемы Розенберга всплыли в письме в январе 1927 года: «Изучив состояние моих счетов у моего бухгалтера... прошу вас принять к сведению тот факт, что оплата за любые картины, которые я куплю, не может быть произведена до конца каждый месяц, а не в течение самого месяца». [ 17 ]

Есть свидетельства по крайней мере одной сфальсифицированной продажи в 1928 году с целью поднять цены де Кирико (надо сказать, спровоцированной самим де Кирико) после более раннего катастрофического аукциона в отеле Drouot. [ 17 ]

Тем временем брат Леонса Поль - более склонный к риску и финансово устойчивый из них двоих - продолжал подбирать некоторых художников, для которых Леонс много работал, чтобы создать прочную репутацию и рыночный спрос. Пикассо подписал контракт с Полем еще в 1918 году. Брак последовал за ним в 1922 году, Леже - в 1927 году. [ 1 ]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

В 1928 году Леонс Розенберг перевез свою личную коллекцию в свою квартиру на улице Лоншан, 75 в Париже. [ 3 ] Несмотря на финансовый кризис , который начался во Франции с 1926 года и в конечном итоге распространился по всему миру в 1929 году, Розенберг чувствовал себя достаточно уверенно, чтобы заказать серию декоративных панно для квартиры у таких художников, как Джорджо де Кирико, Фернан Леже, Франсис Пикабиа, Альберто Савинио, Джино Северини, Жан Метцингер, Огюст Эрбен и Макс Эрнст . [ 17 ] [ 18 ] Этот грандиозный, даже страдающий манией величия проект укрепил представление Розенберга о себе как о современной форме покровителя. [ 19 ]

Однако его оптимизм в отношении рынка перед лицом надвигающегося финансового шторма оказался неуместным. L'Effort Moderne обанкротилась в 1931 году, и большая часть акций была продана с аукциона в Лондоне. [ 17 ] К 1933 году Розенберг был вынужден переехать в меньшую квартиру на улице Спонтини, 20, а в 1934 году снова в 3 Square du Tarn. Состоялись еще два аукциона произведений из личной коллекции Леонса Розенберга, последовавшие за аукционом в Амстердаме в 1921 году, на этот раз в 1932 году в отеле Drouot в Париже, где 10 лет назад прошли печально известные аукционы Канвайлера/Уде. [ 3 ] В 1936 году Розенберг был вынужден написать де Кирико, находившемуся тогда в Америке, с вопросом, сможет ли художник помочь с продажей там панелей, которые он нарисовал для квартиры на улице Лоншан, даже если по цене меньшей, чем Розенберг первоначально заплатил Кирико. [ 17 ]

L'Effort Moderne продолжал оставаться центром современного искусства в Париже на протяжении 1930-х годов, но никогда больше он не был таким важным ни с коммерческой точки зрения, ни как катализатор в истории живописи, как это было для второй волны кубизма в последующие годы. после Великой войны. [ 5 ]

Первая мировая война дала возможность и стимул для создания Galerie L'Effort Moderne, а Вторая мировая война положила ей конец. Галерея, принадлежавшая евреям, была вынуждена закрыться в 1941 году в результате нацистской оккупации Франции. Розенберг скрылся. Часть его имущества была конфискована или разграблена. [ 9 ]

L'Effort Moderne так и не открылся вновь, а Леонс Розенберг умер в июле 1947 года в Нейи-сюр-Сен. [ 5 ]

Наследие

[ редактировать ]

Леонс Розенберг более 20 лет был одним из ведущих дилеров парижского мира искусства. Список художников, которых он представлял, даже если для некоторых он существовал лишь в течение короткого периода времени, сам по себе свидетельствует о его важности. Но именно риск, на который он пошел, поддерживая кубистов во время и сразу после Великой войны, когда никто другой не мог или не хотел, закрепил его глобальное значение для истории искусства 20-го века. «Без него, — отмечал Макс Джейкоб, — ​​многие художники были бы водителями или фабричными рабочими». [ 10 ]

Приняв эстафету, которую Канвейлер был вынужден отказаться, Леонс Розенберг на какое-то время стал выдающимся торговцем и пропагандистом кубистов. Но в конечном итоге более коммерчески успешным оказался брат Леонсе Поль, более осторожный из них двоих. Предвидя и готовясь к предстоящей Второй мировой войне, отправив большую часть своих запасов за границу, Пол Розенберг к 1940 году был готов заново открыть бизнес в Нью-Йорке, где Rosenberg & Co. до сих пор торгует. [ 2 ] [ 20 ]

Однако Леонс Розенберг имеет непреходящее значение для историков искусства и в другом смысле - благодаря своим письмам. Розенберг часто - в определенные периоды ежедневно - переписывался со своими художниками. И, несмотря ни на что, эта корреспонденция, наряду с деловыми бумагами, инвентарными записями галерей и тому подобным, сейчас хранится в различных государственных архивах, в том числе в Музее современного искусства в Нью-Йорке. [ 1 ] и особенно Библиотека Кандинского в Центре Помпиду в Париже. Помимо писем и бумаг, имеются рукописи публикаций, периодические издания и фотоархивы. [ 3 ]

Фотографии в архиве Центра Помпиду включают в себя в основном репродукции работ L'Effort Moderne, в том числе Брака, Чаки, де Кирико, Гри, Эрбена, Леже, Метцингера, Пикассо и Вальмье, а также виды драпировок и событий в Центре Помпиду. галерея. Остальные фотографии, приписываемые Леонсу Розенбергу, хранятся в библиотеке Конвея Института искусств Курто в Лондоне и оцифровываются в рамках проекта Courtauld Connects. [ 21 ]

Однако именно письма из коллекции Леонса Розенберга в Центре Помпиду, которые лишь относительно недавно, в 1990-х и 2000-х годах, попали в публичный архив и, таким образом, стали более доступными для историков, оказываются важным новый ресурс. Состоящая из более чем 800 писем и открыток Розенбергу от различных художников и копий более 600 отправленных им писем, эта переписка представляет собой своего рода дневник его деятельности в некоторые из самых бурных лет в истории современного искусства. Они позволяют историкам искусства переоценить свой взгляд на некоторых художников и Розенберга и начать более детально исследовать некоторые темы, например, давление, оказываемое на художников и дилеров экономической ситуацией между двумя мировыми войнами. [ 8 ] [ 17 ]

Избранные выставки

[ редактировать ]

Работает

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Розенберг, Леонс. «Документы Леонса Розенберга: переписка, касающаяся кубизма, в архиве Музея современного искусства Розенберга» . www.moma.org . Проверено 24 марта 2021 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Архив Пола Розенберга, Архив Музея современного искусства, Нью-Йорк» .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м «Центр Помпиду/MNAM-CCI/Библиотека Кандинского, Фонд Леонса Розенберга – Галерея L'Effort Moderne» .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Розенберг, Леонс (1877–1947) в Словаре современного искусства» . Оксфордский справочник . Проверено 24 марта 2021 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м «Розенберг, Леонс: Указатель исторических коллекционеров и торговцев кубизмом» . Исследовательский центр современного искусства Леонарда А. Лаудера, Метрополитен-музей, Нью-Йорк .
  6. ^ Перейти обратно: а б «Розенберг, Леонс» . Национальная галерея искусств, Вашингтон .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Конде-Пумпидо, Белен (март 2018 г.). «Вступление на сцену Леонса Розенберга и галереи L'Effort Moderne в Париже Великой войны» . Болетин де Арте . № 30–31: 427–433. doi : 10.24310/BoLArte.2010.v0i30-31.4384 – через Researchgate.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Грин, Кристофер, 11 июня (1992). Хуан Грис . Кристиан Деруэ, Карин фон Маур, Художественная галерея Уайтчепел, Государственная галерея Штутгарта, Рейксмузеум Креллер-Мюллер. Лондон: Художественная галерея Уайтчепела. ISBN  0-300-05374-6 . ОСЛК   26551955 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Галерея L'Effort Moderne: Указатель исторических коллекционеров и продавцов кубизма» . Исследовательский центр современного искусства Леонарда А. Лаудера, Метрополитен-музей, Нью-Йорк .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Франк, Дэн (2001). Богемный Париж: Пикассо, Модильяни, Матисс и зарождение современного искусства . Нью-Йорк: Гроув Пресс. ISBN  0-8021-1697-3 . OCLC   47971831 .
  11. ^ «Канвейлер, Даниэль-Генри: Указатель исторических коллекционеров и торговцев кубизмом» . Исследовательский центр современного искусства Леонарда А. Лаудера, Метрополитен-музей, Нью-Йорк .
  12. ^ «Леонс Розенберг: коллекционер произведений кубизма, продавец абстрактных картин: биография» . www.visual-arts-cork.com . Проверено 27 марта 2021 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б Грин, Кристофер, 11 июня (1987). Кубизм и его враги: современные движения и реакция во французском искусстве, 1916-1928 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  0-300-03468-7 . OCLC   15198219 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  14. ^ Леонс., Розенберг (1920). Кубизм и традиция . Современные усилия. OCLC   920823774 .
  15. ^ «Фернан Леже» . Светлый комитет .
  16. ^ «Жорж Валмье и Бюллетень современных усилий» . Artsy.net: Розенберг и компания .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Ингуш, Августин; Расарио, Джованна. «Джорджо де Кирико и Леонс Розенберг: Искусство во времена кризиса» (PDF) . Метафизическое искусство . 2010 № 9/10 – через Фонд Джорджио и Ису де Кирико.
  18. ^ «Пресс-пакет для Джино Северини - футуриста и неоклассика, 27 апреля – 25 июля 2011 г., Национальный музей Оранжери, Париж» (PDF) . Музей Орсе .
  19. ^ «День квартирного исследования Розенберга» . Центр итальянского современного искусства . Проверено 28 марта 2021 г.
  20. ^ «MoMA.org | Пол Розенберг и компания: Из Франции в Америку» . www.moma.org . Проверено 28 марта 2021 г.
  21. ^ «Кто создал библиотеку Конвея?» . Цифровые медиа . 30 июня 2020 г. Проверено 28 марта 2021 г.
[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 688e7956b4c9520ef19aa153350e3633__1710750120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/68/33/688e7956b4c9520ef19aa153350e3633.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Léonce Rosenberg - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)