Леопольд Сюрваж

Леопольд Фредерик Леопольдович Сюрваж (31 июля 1879 — 31 октября 1968) — русско-французский художник финского происхождения. Получив образование в Москве, он отождествлял себя с русским авангардом, а затем переехал в Париж, где делил студию с Амедео Модильяни и экспериментировал с абстрактными фильмами . Он также получил заказы на Сержа Дягилева » «Русский балет .
Национальность
[ редактировать ]Сюрваж был французом, [ 1 ] русско - датско - финского происхождения, родился в Лаппеенранте , Финляндия (с избранными ссылками, указывающими место рождения Москва, Россия). Варианты имен включали Леопольда Стурцваге, Леопольда Стурцваге, Леопольдия Стурцваза и Леопольда Львовича Стурцваге.
Биография
[ редактировать ]




В юном возрасте Сюрважу посоветовали поступить на фабрику по производству фортепиано, которой владел его отец-финн. Он научился играть на фортепиано, затем в 1897 году получил коммерческий диплом. После тяжелой болезни в 22 года Сюрваж переосмыслил свою карьеру и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества . Приобщенный к современному движению через коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова , он связал свою судьбу с русским авангардом и к 1906 году был тесно связан с кружком журнала «Золотое руно» ( «Золотое руно » — см. также Максимилиан Волошин ). . Он познакомился с Александром Архипенко , выставляясь с ним в компании Давида Бурлюка , Владимира Бурлюка , Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой . Вместе с Элен Монюшко, ставшей впоследствии его женой, он путешествовал по Западной Европе, посетив Париж в июле 1908 года. В конце концов пара поселилась в Париже, где Сюрваж работал настройщиком фортепиано и некоторое время посещал недолговечную школу, которой руководил Анри Матисс . Он выставлялся с Бубновым валетом. группа в Москве в 1910 году и впервые показал свои работы во Франции — по настоянию Архипенко — на Осеннем салоне 1911 года. [ 2 ]
В 1913 году Сюрваж создал абстрактные композиции, используя цвет и движение, чтобы вызвать музыкальное ощущение. Названный «Цветные ритмы» , он планировал оживить эти иллюстрации с помощью пленки, чтобы сформировать «симфонии в цвете». Он видел, что эти абстрактные изображения сливаются воедино, но рисунки, выполненные тушью, он выставлял отдельно в Осеннем Салоне в 1913 году и Салоне Независимых в 1914 году. Статьи об этих работах были опубликованы Гийомом Аполлинером ( Париж-Ж. , июль 1914 г.). и сам Сюрваж ( «Вечера в Париже» , июль – август 1914 г.). В июне 1914 года, чтобы развить свою идею, Сюрваж безуспешно подал заявку на патент в кинокомпанию Gaumont Film Company . Если бы ему удалось собрать средства, он бы опередил Викинга Эггелинга и Ганса Рихтера, став первыми, кто разработал абстрактные фильмы. [ 2 ] [ 3 ]
Начиная с 1917 года Сюрваж делил студию — и склонность к алкогольным излишествам — с Амедео Модильяни в Париже. Позже Сюрваж переехал в Ниццу и в течение следующих восьми лет создавал высокоструктурированные картины маслом и работы на бумаге, связанные между собой серией лейтмотивов , повторяющих группы символических элементов — человека, моря, здания, цветка, окна, занавески, птицы — как если бы они были главными героями серии движущихся изображений. Возможно, влияние оказал Марк Шагал , художник, хорошо известный своими вставками парящих пар, коров, петухов и различной еврейской иконографии. К 1922 году Сюрваж начал отходить от кубизма в пользу неоклассической формы. Возможно, на него повлияли заказы на Сержа Дягилева » « Русский балет , начиная с декораций и костюмов для Игоря Стравинского в оперы-буффа «Мавра» Парижской опере в 1922 году. этот период (особенно для дома Шанель в 1933 году). К концу 1930-х годов в результате его контактов с Андре Массон , Сюрваж все больше очаровывался символами и мистицизмом . Криволинейные формы, ранее доминировавшие в его композициях, снова оказались под контролем геометрической структуры. [ 2 ]
12 марта 1963 года Сюрваж был назначен кавалером Ордена Почётного легиона . [ 4 ] Он умер 31 октября 1968 года в Париже. [ 2 ]
Избранные выставки
[ редактировать ]- 1968: Музей изящных искусств , Лион.
- 1930: Музей современного искусства , Нью-Йорк.
- 1929: Галерея Кнодлер , Нью-Йорк.
- 1920: Galerie de L’Effort Moderne , Париж.
- 1914: Салон Независимых , Париж.
- 1913: Осенний салон , Париж.
Избранные коллекции
[ редактировать ]- Национальный музей современного искусства Жоржа Помпиду , Париж
- Музей Бецалель , Иерусалим
- Третьяковская галерея , Москва
- Музей изящных искусств , Лион
- Музей Пети-Пале , Женева
- Национальный музей современного искусства , Париж
- Музей современного искусства Сан-Франциско
- Музей современного искусства , Нью-Йорк
- Национальный музей искусств , Москва
- Национальный музей , Афины
Литература
[ редактировать ]- Русские художники Парижской школы [каталог выставки]. Женева: Музей современного искусства, 1989.
- Леопольд Сюрваж [каталог выставки]. Лион: Музей изящных искусств, 1968.
- Леопольд Сюрваж: акварель, живопись, графика [ретроспективная выставка]. Ницца: Дирекция музеев Ниццы, 1975.
- Огни Леопольда Сюрважа: работы, 1910–1932 [каталог выставки]. Экс-ан-Прованс: Художественная галерея Генерального совета Буш-дю-Рон, 2001.
- Патнэм, Сэмюэл. Блестящий мост: Леопольд Сюрваж и пространственная проблема в живописи . Нью-Йорк: Ковичи-Фриде, 1929. (онлайн)
- Сейрес, Элен (ред.). Сочинения о живописи: Леопольд Сюрваж. Париж: L'Archipel, 1992.
- Уорнод, Джанин. Опрос . Брюссель: А. де Раш, 1983.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Леопольд Сюрваж, Музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк
- ^ Jump up to: а б с д Дэниел Роббинс, Grove Art Online, Oxford University Press, МоМА, 2009 г.
- ^ Дэниел Мейер-Динкгрефе, Европейская культура в меняющемся мире: между национализмом и глобализмом , Cambridge Scholars Press, 2004
- ^ База Леонора, Национальный архив, сайт Фонтенбло.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- MoMA.org (Леопольд Сюрваж)
- Artnet.com (Леопольд Сюрваж)
- Каталоги выставок Леопольда Сюрважа
- Французские художники 20 века.
- Французские художники-мужчины
- Русские художники
- Художники Российской Империи.
- Финские художники
- Художники-кубисты
- Абстрактная анимация
- Русский авангард
- Художники-абстракционисты
- Современные художники
- Офицеры Почетного легиона
- Финны датского происхождения
- Французы финского происхождения
- Французы датского происхождения
- Французы русского происхождения
- Русские люди датского происхождения
- Русские люди финского происхождения
- 1879 рождений
- 1968 смертей
- Французские художники-абстракционисты
- Выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества
- Эмигранты из Российской империи во Францию