Лейтмотив
Лейтмотив или Лейтмотив [ 1 ] ( / ˌ l aɪ t m oʊ ˈ t iː f / ) — «короткая, повторяющаяся музыкальная фраза ». [ 2 ] связанный с конкретным человеком, местом или идеей. Оно тесно связано с музыкальными концепциями idee fixe или девиза-темы . [ 2 ] Орфографический лейтмотив представляет собой частичную англицизацию немецкого лейтмотива ( ВЛИЯНИЕ: [laɪtmoˌtiːf] ), буквально означающее «ведущий мотив» или «ведущий мотив». Музыкальный мотив определяется как «короткая музыкальная идея… мелодичная, гармоническая или ритмичная, или все три». [ 1 ] Заметная повторяющаяся фигура , музыкальный фрагмент или последовательность нот, имеющая особое значение в композиции или характерная для нее : «наименьшая структурная единица, обладающая тематической идентичностью». [ 3 ]
В частности, такой мотив должен быть «четко идентифицирован, чтобы сохранить свою идентичность при изменении при последующих появлениях», независимо от того, будет ли такая модификация с точки зрения ритма , гармонии , оркестровки или аккомпанемента. Его также можно «в сочетании с другими лейтмотивами, чтобы предположить новое драматическое состояние» или развитие. [ 1 ] Эта техника особенно связана с операми Рихарда Вагнера , и особенно с его «Кольцом Нибелунгов» , хотя он не был ее создателем и не использовал это слово в связи со своей работой.
обычно короткая Хотя мелодия , она также может представлять собой последовательность аккордов или даже простой ритм . Лейтмотивы могут помочь связать произведение в единое целое, а также дать возможность композитору передать историю без использования слов или добавить дополнительный уровень к уже существующей истории.
По ассоциации это слово также использовалось для обозначения любой повторяющейся темы (независимо от того, подвергается ли она трансформации в процессе развития) в литературе или (метафорически) жизни вымышленного персонажа или реального человека. Иногда он также используется при обсуждении других музыкальных жанров, таких как инструментальные пьесы, музыка для кино и видеоигр , иногда взаимозаменяемо с более общей категорией темы .
Классическая музыка
[ редактировать ]Ранние случаи классической музыки
[ редактировать ]Использование характерных коротких повторяющихся мотивов в оркестровой музыке восходит к началу семнадцатого века, например, «Орфей Монтеверди » . Во французской опере конца восемнадцатого века (например, в произведениях Глюка , Гретри и Меюля ) можно выделить «мотив воспоминаний», который может повторяться в важный момент сюжета, чтобы установить связь с более ранними событиями. Однако их использование не является обширным и систематическим. Сила этой техники использовалась в начале девятнадцатого века композиторами романтической оперы, такими как Карл Мария фон Вебер , где повторяющиеся темы или идеи иногда использовались в сочетании с конкретными персонажами (например, Самиэль в «Вольном стрелке» с аккордом сочетается уменьшенная седьмая часть ). [ 2 ] Впервые слово «лейтмотив» в печати использовал критик Фридрих Вильгельм Йенс при описании творчества Вебера, хотя это было только в 1871 году. [ 1 ]
Мотивы иногда фигурировали и в чисто инструментальной музыке периода романтизма . Близкая идея музыкальной idée fixe (т.е. объекта фиксации — термин, заимствованный из медицины и также встречающийся в литературных произведениях того периода) была использована Гектором Берлиозом в его «Фантастической симфонии» (1830). [ 4 ] В этом чисто инструментальном программном произведении (с подзаголовком « Эпизод из жизни художника... в пяти частях ») присутствует повторяющаяся мелодия, представляющая объект навязчивой привязанности художника и изображающая его присутствие в различных реальных и воображаемых ситуациях. [ 4 ]
Хотя, возможно, это и не соответствует строгому определению лейтмотива, в некоторых операх Верди присутствуют схожие тематические мелодии, часто вводимые в увертюры или прелюдии и повторяющиеся, чтобы отметить присутствие персонажа или вызвать определенное чувство. В «Силе судьбы » вступительная тема увертюры повторяется всякий раз, когда Леонора чувствует вину или страх. В «Трубадуре » тема первой арии Азучены повторяется всякий раз, когда она вспоминает ужас того, как ее мать была сожжена заживо, и разрушительную месть, которую она тогда попыталась отомстить. В «Дон Карлосе» есть по крайней мере три лейтмотива, которые регулярно повторяются в пяти действиях: первый связан с бедностью и страданиями от войны, второй связан с молитвами вокруг могилы Карлоса V, а третий представлен как дуэт дона Карло и маркиза Позы, после чего подчеркнут чувства искренней дружбы и преданности.
Вагнер
[ редактировать ]Рихард Вагнер — самый ранний композитор, наиболее тесно связанный с концепцией лейтмотива. В его цикле из четырех опер «Кольцо Нибелунгов» (музыка к которому написана в 1853–1869 гг.) используются сотни лейтмотивов, часто связанных с конкретными персонажами, вещами или ситуациями. Хотя некоторые из этих лейтмотивов встречаются только в одной из опер, многие повторяются на протяжении всего цикла. [ 6 ] [ 7 ] поднял вопрос о том, как музыка может лучше всего объединить разрозненные элементы сюжета музыкальной драмы Вагнер в своем эссе «Опера и драма» (1851) ; техника лейтмотивов соответствует этому идеалу. [ 8 ]
Некоторые разногласия окружали использование этого слова в кругу самого Вагнера: Вагнер никогда не разрешал использование слова «лейтмотив» , используя такие слова, как Grundthema (основная идея) или просто «Мотив» . Его предпочтительное название для этой техники было Hauptmotiv (основной мотив), который он впервые использовал в 1877 году; [ 2 ] единственный раз, когда он использовал слово «Лейтмотив» , он имел в виду «так называемые лейтмотивы».
Это слово получило распространение благодаря слишком буквальной интерпретации музыки Вагнера Гансом фон Вольцогеном , который в 1876 году опубликовал Leitfaden (путеводитель или руководство) по Кольцу . В нем он утверждал, что выделил и назвал все повторяющиеся мотивы цикла (мотив «Рабства», мотив «Копья» или «Договора» и т. д.), часто приводящие к абсурдности или противоречиям с реальной практикой Вагнера. [ 9 ] Некоторые из выявленных им мотивов начали появляться в опубликованных партитурах опер, вызвав раздражение Вагнера; его жена Козима Вагнер процитировала его слова: «Люди подумают, что вся эта чушь сделана по моей просьбе!». [ 10 ] Фактически сам Вагнер никогда публично не называл ни один из своих лейтмотивов, предпочитая подчеркивать их гибкость ассоциаций, роль в музыкальной форме и эмоциональное воздействие. Практика наименования лейтмотивов, тем не менее, продолжалась, проявляясь в работах выдающихся вагнеровских критиков Эрнеста Ньюмана , Дерика Кука и Роберта Донингтона . [ 5 ]
Полученные списки лейтмотивов также вызвали насмешки антивагнеровских критиков и композиторов (таких как Эдуард Ганслик , Клод Дебюсси и Игорь Стравинский ). Они отождествляли этот мотив с собственным подходом Вагнера к сочинению музыки, высмеивая впечатление от созданной им музыкальной «адресной книги» или списка «гардеробных номеров».
Однако более поздние комментаторы защищали использование Вагнером этого лейтмотива. По словам Пьера Булеза , «музыка Вагнера была первой музыкой, в которой формы никогда не возвращаются буквально, никогда не повторяются. По мере развития музыки она несет в себе все тематические элементы, связывая их по-новому, ставя их в разные отношения друг к другу». , показывая их в незнакомом свете и придавая им неожиданный смысл». Булез добавляет: « Лейтмотивы на самом деле не что иное, как светофоры, с которыми их ошибочно сравнивали, поскольку они обладают двойным достоинством – поэтическим и драматическим, а также формальным. Они важны для структуры как музыки, так и драмы, поскольку а также к различным персонажам и ситуациям. Их эволюция — это своего рода «переплетение времени», интеграция прошлого и настоящего, и они также подразумевают драматическое развитие». [ 11 ]
После Вагнера
[ редактировать ]Со времен Вагнера использование лейтмотивов подхватили многие другие композиторы. Рихард Штраус использовал это устройство во многих своих операх и нескольких симфонических поэмах . Несмотря на свои иногда резкие комментарии в адрес Вагнера, Клод Дебюсси использовал лейтмотивы в своей опере «Пеллеас и Мелизанда» (1902). Арнольд Шенберг использовал сложный набор лейтмотивов в своем хоровом произведении «Гурре-Лидер» (завершено в 1911 году). Альбана Берга Лейтмотивы используются и в опере «Воццек» (1914–1922). [ 1 ] Лейтмотив был также главной особенностью оперы «Бессмертный час» английского композитора Ратленда Боутона . Его постоянно повторяющиеся, запоминающиеся мелодичные лейтмотивы в значительной степени способствовали широкой популярности оперы. В » Прокофьева « Пете и волке (1936) каждый персонаж или животное имеет свой лейтмотив, играемый на определенном инструменте.
Критика концепции лейтмотива
[ редактировать ]Критик Теодор В. Адорно в своей книге «В поисках Вагнера» (написанной в 1930-е годы) высказывает мнение, что вся концепция лейтмотива ошибочна. Мотив не может быть одновременно носителем выражения и музыкальным «жестом», поскольку это сводит эмоциональное содержание к механическому процессу. Он отмечает, что «даже во времена Вагнера публика проводила грубую связь между лейтмотивами и личностями, которые они характеризуют», потому что врожденные психические процессы людей не обязательно соответствовали тонким намерениям или оптимистическим ожиданиям Вагнера. Он продолжает:
вырождение лейтмотива ... При этом неявно вырождается оно ведет непосредственно к киномузыке , где единственная функция лейтмотива состоит в том, чтобы объявить героев или ситуации, чтобы позволить зрителям легче сориентироваться. [ 12 ]
Развлечение
[ редактировать ]- Во « Челюсти франшизе » основная «акулья» тема, сочиненная Джоном Уильямсом в 1975 году, выделяется как напряженный мотив, представляющий собой простой чередующийся рисунок из нот , E и F. двух [ 13 ]
- В первом фильме «Звездные войны» непосредственно связанных с людьми и концепциями, и расширил эту концепцию в следующих фильмах оригинальной трилогии (например, к 1977 года Джон Уильямс использовал большое количество тем , присутствие Дарта Вейдера , другого к понятию Звезды Смерти , и еще одного к понятию Силы ). Позже Уильямс снова обратился к этому материалу для трилогии-приквела, начавшейся в 1999 году, а затем снова для трилогии-сиквела, начавшейся в 2015 году, каждый раз создавая новые темы, включая старые. Другие композиторы использовали некоторые из знаковых лейтмотивов Уильямса в дополнительных материалах. [ 14 ]
- В фильме 1989 года «Бэтмен » Дэнни Эльфман сочинил героическую тему для главного героя, которая также используется в более позднем фильме . [ 15 ]
- В «Титанике» (1997) композитор Джеймс Хорнер использовал ряд повторяющихся лейтмотивов, связанных с романтикой, трагедией и катастрофой фильма. [ 16 ]
- Джон Уильямс написал музыку для первых трех фильмов о Гарри Поттере , начиная с 2001 года, и лейтмотивы широко используются для представления конкретных персонажей, чувств и мест, в первую очередь трека под названием « Тема Хедвиг» . Хотя Уильямс не написал музыку к остальной части франшизы, эта тема постоянно возвращалась в музыку более поздних композиторов Патрика Дойла , Николаса Хупера , Александра Деспла и Джеймса Ньютона Ховарда , когда они работали над финальными фильмами и спин-оффами. [ 17 ]
- В серии фильмов «Властелин колец» , начиная с 2001 года, композитор Говард Шор широко использует огромное количество взаимосвязанных лейтмотивов, чтобы передать идеи, поддерживающие конкретных персонажей, места и общий ландшафт Средиземья . Его музыка примечательна тем, что не существует единой «главной темы» сериала, но этот титул могли бы носить несколько из них, включая темы Братства , Кольца Власти , Лотлориэна , Шира , Изенгарда , Мордора , Рохана , и Гондор . Вариации этих тем передают изменения, которые происходят с соответствующими сюжетами на протяжении всей трилогии. В приквеле «Хоббит» трилогии , который выйдет в 2012 году, Шор вновь обращается к некоторым из этих тем, одновременно вводя новые лейтмотивы для некоторых новых персонажей. [ 18 ] и сделал это снова для шоу «Властелин колец: Кольца власти» вместе с Беаром МакКрири . [ 19 ]
- созданная Хансом Циммером , Клаусом Бадельтом и Джеффом Занелли , «Пираты Карибского моря», Серия фильмов состоит из нескольких мотивов и тем, связанных с главными героями, злодеями и настроениями, начиная с 2003 года. Одним из ярких мотивов является « Он пират », который ассоциируется с с пиратами в целом и героическими последовательностями действий, в которых они участвуют. Помимо общих лейтмотивов, отдельные персонажи, такие как Джек Воробей , Дэви Джонс , Анжелика и Салазар, имеют свои собственные уникальные мотивы. [ 20 ]
- «Темный рыцарь» В трилогии есть несколько повторяющихся тем и мотивов Бэтмена, злодейских персонажей и боевых сцен, написанных Хансом Циммером и Джеймсом Ньютоном Ховардом, начиная с 2005 года. [ 21 ]
- Оригинальный саундтрек к видеоигре Minecraft 2009 года содержит ряд узнаваемых лейтмотивов, написанных C418 , наиболее заметным из которых является основная мелодия, представленная в заглавной песне саундтрека «Minecraft», которая обычно служит лейтмотивом для окружающего мира. [ 22 ] Одна и та же мелодия появляется во всем саундтреке, например, в «Двери» и «Мутации». Другие треки с популярными лейтмотивами включают « Sweden », «Wet Hands», «Haggstrom», «Subwoofer Lullaby», «Mice on Venus» и «Danny». [ 23 ]
- Хотя кинематографическую вселенную Marvel критиковали за отсутствие знаковых лейтмотивов в постоянно расширяющемся репертуаре фильмов и шоу, [ 24 ] две повторяющиеся темы особенно заметны ближе к концу третьей фазы : Алана Сильвестри тема для команды Мстителей и тема Людвига Йоранссона для сеттинга Ваканды . [ 25 ]
- премьера которого состоится в 2015 году, Премьера фильма «Гамильтон: американский мюзикл», использует несколько лейтмотивов для представления персонажей и укрепления связей, сочиненных и написанных в основном Лин-Мануэлем Мирандой . Почти все персонажи имеют фирменный лейтмотив; например, то, как имя Александр Гамильтон . поется [ 26 ] [ 27 ]
- В Тоби Фокса к саундтреке его видеоигре Undertale (2015), который был хорошо принят критиками как часть успеха игры, тематические и характерные связи часто изображаются с использованием лейтмотивов. [ 28 ] В частности, «Надежды и мечты» и «СПАСЕНИЕ мира», две темы финальных боссов игры, возвращают многие важные лейтмотивы, слышимые на протяжении всей игры. [ 29 ] Фокс продолжил использовать лейтмотивы в саундтреке к своей Deltarune следующей игре . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Имиджевая песня
- Мотив (музыка)
- Мотив (литература)
- Мотив (изобразительное искусство)
- Упрямый
- Музыкальная тема
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Арнольд Уиттолл (2001). «Лейтмотив (от нем. Leitmotiv: «ведущий мотив»)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.16360 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Кеннеди, Майкл (1987). Краткий Оксфордский музыкальный словарь . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-311320-6 .
- ^ Уайт, Джон (1976). Анализ музыки . Прентис-Холл. стр. 26–27. ISBN 9780130332332 .
- ^ Перейти обратно: а б Бриттан, Франческа (2006). «Берлиоз и патологическая фантастика: меланхолия, мономания и романтическая автобиография» . Музыка XIX века . 29 (3): 211–239. дои : 10.1525/ncm.2006.29.3.211 .
- ^ Перейти обратно: а б Донингтон, Роберт (1976). «Кольцо» Вагнера и его символы . Фабер и Фабер Лимитед. п. 226. ИСБН 978-0571048182 .
- ^ Миллингтон, Барри, изд. (2001) [1992]. Компендиум Вагнера: Путеводитель по жизни и музыке Вагнера . Темза и Гудзон. стр. 234–235. ISBN 978-0500282748 .
- ^ Граут, Дональд ; Уильямс, Гермина (2003). Краткая история оперы (4-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-11958-5 .
- ^ Саттон, Ричард (1979). Бербидж, Питер (ред.). Товарищ Вагнера . Лондон: Издательство Кембриджского университета. стр. 345–346. ISBN 0-571-11450-4 .
- ^ Грей, Томас, изд. (2009). Рихард Вагнер и его мир . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-571-11450-4 .
- ^ Вагнер, Козима (1978) [1878–1883]. Грегор-Деллин, Мартин ; Мак, Дейтрих (ред.). Дневники Козимы Вагнер . Том. 2. Перевод Скелтона, Джеффри . Харкорт Брейс Йованович. ISBN 978-0151226368 .
- ^ Булез, Пьер (1990). Наттиез, Жан-Жак (ред.). Ориентиры: Сборник сочинений . Перевод Купера, Мартина . Издательство Гарвардского университета. п. 251. ИСБН 978-0674643765 .
- ^ Адорно, Теодор В. (2009) [1952]. В поисках Вагнера . Перевод Ливингстона, Родни. Лондон: Версо. ISBN 978-1844673445 .
- ^ Матессино, Майкл (24 сентября 1999 г.). «Письмо в ответ на «Исследование челюстей ». Острая увертюра, призванная закрыть век » . Рейтинг фильмов ежемесячно . Архивировано из оригинала 17 октября 2006 года . Проверено 17 декабря 2006 г.
- ^ Росс, Алекс (3 января 2018 г.). «Полевой путеводитель по музыкальным лейтмотивам « Звездных войн » . Житель Нью-Йорка . Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ Дорщук, Роберт Л. (октябрь 1989 г.). «Дэнни Эльфман – Агония и экстаз результативности Бэтмена » . Клавиатура . Том. 15, нет. 10. Публикации GPI. стр. 82–95 . Проверено 12 января 2018 г.
- ^ «Джеймс Хорнер – Титаник» . Мфайлы . Проверено 1 января 2016 г.
- ^ Робертс, Мэдди Шоу (8 сентября 2020 г.). «Саундтрек к Гарри Поттеру: «Тема Хедвиг» и все, что нужно знать о волшебной музыке франшизы» . Классический FM (Великобритания) . Проверено 4 августа 2021 г.
- ^ Кин, Пол (5 августа 2021 г.). «Говард Шор во «Властелине колец» : как использовать технику лейтмотивов, чтобы создать шедевр?» . TakeTones.com . Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ Макуч, Эдди (21 июля 2022 г.). «Говард Шор из LOTR возвращается в «Кольца власти » вместе с композитором God of War » . ГеймСпот . Проверено 25 июля 2022 г.
- ^ Швайгер, Дэниел (16 мая 2011 г.). «Аудио: На счет с Хансом Циммером» . Журнал «Киномузыка» . Проверено 7 августа 2011 г.
- ^ Д., Спенс (13 июня 2005 г.). «Бэтмен против Ганса Циммера и Джеймса Ньютона Ховарда, часть 2» . ИГН . Проверено 1 декабря 2006 г.
- ^ Хорнси, Джейми (31 января 2018 г.). «Непреходящая сила » Minecraft процедурно-генерируемой музыки . theboar.org . Проверено 20 сентября 2022 г.
- ^ Цай, Раймонд (17 мая 2019 г.). «Обзор: немецкий музыкант, известный благодаря последнему саундтреку к Minecraft C418, «Швеция» » . Инсайдер средней школы. Лос-Анджелес Таймс . Проверено 21 мая 2023 г.
- ^ Симфоническая вселенная Marvel . Проверено 25 апреля 2024 г. - через www.youtube.com.
- ^ Рейнольдс, Джереми (9 мая 2018 г.). «Вот почему музыка в фильмах о супергероях Marvel такая незабываемая» . Питтсбург Пост-Газетт . Архивировано из оригинала 26 июля 2021 года . Проверено 26 июля 2021 г.
- ^ thatiranianphantom (12 августа 2016 г.). « Гамильтон и Лейтмотив» . Тамблер . Проверено 10 июня 2021 г.
- ^ Данбар, Александра; Морган-Эллис, Эстер М. (2020). «4.2.1: Лин-Мануэль Миранда – Хэмилтон » . В Морган-Эллис, Эстер М. (ред.). Резонансы: вовлечение музыки в ее культурный контекст . Далонега, Джорджия: Издательство Университета Северной Джорджии. ISBN 978-1-940771-31-1 .
- ^ Ю, Джейсон (6 апреля 2016 г.). «Исследование лейтмотивов и их использования для формирования повествования в Undertale – Часть 1 из 2» . Разработчик игры . Проверено 23 декабря 2022 г.
- (14 апреля 2016 г.). «Исследование лейтмотивов и их использования для формирования повествования в Undertale – Часть 2 из 2» . Разработчик игры . Проверено 23 декабря 2022 г. - ^ «Бит-бокс Note Block: слушая надежды и мечты из Undertale » . СШАгеймер . 2 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 2 мая 2016 г. Проверено 23 декабря 2022 г.