Кабалетта
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2015 г. ) |
Кабалетта - это двухчастная музыкальная форма , особенно популярная для арий XIX века в итальянской опере в эпоху бельканто примерно до 1860-х годов, когда она была одним из наиболее важных элементов эпохи. Точнее, кабалетта — это более оживленная часть, следующая за песенным кантабиле . [1] Это часто вносит в сюжет усложнение или усиление эмоций.
Некоторые источники предполагают, что слово происходит от итальянского слова «кобола» ( двустишие ). [2] Другая теория предполагает, что оно происходит от итальянского cavallo (лошадь), отсылки к пульсирующему ритму скачущей лошади, которая является аккомпанементом многих известных кабалетт. [3]
Кабалетта была сформирована как часть эволюции арий начала XIX века, содержащих две контрастирующие части в разных темпах в рамках единой структуры, в более сложные арии с музыкально отличными движениями. Сам термин был впервые определен в 1826 году в «Dizionario» Пьетро Лихтенталя . [4] Он имеет повторяющуюся структуру, состоящую из двух строф, за которыми следуют украшенные вариации. Кабалетта обычно заканчивается кодой , часто очень виртуозной.
Классические примеры включают «Nonpiù mesta» из «Золушки» ( Россини 1817), «Vien diletto, è in ciel la luna» из «I Puritani» ( Беллини 1835) и « Di quell'pira » из «Трубадура» Верди (1853).
В более позднем языке кабалетта стала обозначать быструю финальную часть любого оперного вокального ансамбля, обычно дуэта, а не просто сольную арию. Например, дуэт Джильды и Риголетто в первом акте второй сцены «Риголетто» заканчивается относительно медленной кабалеттой, тогда как кабалетта их дуэта в финале второго акта весьма зажигательна.
Кабалетта часто используется для передачи сильных эмоций: всепоглощающего счастья (знаменитая кабалетта Линды «O luce di quest'anima» из «Линды ди Шамуни» Доницетти ), великой печали (Spargi d'amaro pianto Люсии из «Лючии ди Ламмермур » ) или вневременной любовь (короткая кабалетта Линдоро из «Итальяны в Алжире » Россини ). Россини написал по крайней мере одну, а то и несколько кабалетт для всех главных героев своих опер. Например, «Итальяна в Алжире» содержит две кабалетты для Линдоро, три кабалетты для Изабеллы, одну кабалетту для Мустафы и одну для Таддео. Если включить заключительные части ансамблей, то всего получится почти шестнадцать кабалетт.
Джузеппе Верди продолжал адаптировать формулу кантабиле-кабалетты для достижения большого эмоционального и драматического эффекта, прежде чем в 1862 году в значительной степени отказался от нее как сольной пьесы с «Egli è salvo» Дона Карло в « Силе судьбы ». [4] Знаменитая вердовская кабалетта появляется в его «Травиате» 1853 года в первом акте. Она следует за задумчивой фразой Виолетты «È strano! ее. Но это постепенно приводит к ее решимости оставаться «всегда свободной» в «Sempre libera» с его быстрой и вызывающей пиротехникой.
Верди 1846 года «Аттила» рассматривается современными критиками как «вершина кабалеттизма». [5]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ « Мадамина, это каталог » — редкий пример, меняющий этот порядок.
- ^ например, Обращение 1962 г., стр. 107 и Британская энциклопедия
- ^ например, Фишер 2005, с. 126
- ^ Jump up to: а б «Кабалетта, н.ф. Мелодичная музыкальная мысль, или простое пение, рассчитанное на льстить слуху, которое благодаря весьма отчетливому ритму легко запечатлевается в сознании слушателя и которое благодаря своей естественности легко повторяется, как только его услышат, и теми, кто слушает, и стюардами». Пьетро Лихтенталь, Словарь и музыкальная библиография (Милан, 1826 г.), т. 1, с. 1, стр. 106–107 .
- ^ Гринвальд, 2012, с. XXV
Источники
- Апель, Вилли (1962) Гарвардский музыкальный словарь . Тейлор и Фрэнсис
- Бадден, Джулиан (1998), «Кабалетта», в Стэнли Сэди (ред.), Оперный словарь New Grove , Vol. One, стр. 665. Лондон: Macmillan Publishers, Inc. ISBN 0-333-73432-7 ISBN 1-56159-228-5
- Британская онлайн-энциклопедия . «кабалетта» . britannica.com Проверено 23 июля 2011 г.
- Фишер, Бертон Д. (2005). Дон Жуан Моцарта . Издательство Opera Journeys. ISBN 0-9771320-1-3
- Гринвальд, Хелен М. (редактор) (2012). Издание с критическими комментариями и партитура Аттилы , University of Chicago Press, ISBN 978-0-226-85332-1