Обычная форма
19-го века В итальянской опере la solita forma (буквально условная форма , или многочастная форма , или двойная ария ) представляет собой формальное оформление сцен, встречающееся в бельканто эпоху Россини , Беллини , Доницетти вплоть до поздних опер Верди . [ 1 ] Английская фраза — «многочастная форма» — чаще всего используется американским музыковедом Филипом Госсеттом , начиная с эссе 1974 года: [ 2 ] где речь идет об общей структуре типов мелодраматических сцен, особенно дуэтов. Каждая сцена постепенно развивается от начального статического лирического момента к финалу через несколько стандартных музыкальных темпов и декораций, постепенно добавляя персонажей и добавляя или разгадывая сложность сюжета.
Поскольку композиторы писали оперы в короткие сроки, стандартизированная форма сцен обеспечивала проверенную временем драматическую и музыкальную структуру. Сам термин взят из критической работы Абрамо Басеви. [ 3 ]
Происхождение
[ редактировать ]В опере XVIII века упор делался на сольные арии с очень небольшим количеством ансамблевых номеров. Столкнувшись с таким положением вещей и желая создать новые драматические ситуации, Россини и его либреттисты экспериментировали с ансамблями, чтобы сделать их драматически неотъемлемой частью оперы, одновременно допуская их лирическое выражение. Поскольку оперы Россини доминировали в итальянской опере начала XIX века, а его решения музыкально-драматических ситуаций были настолько успешными, его произведения стали рассматриваться как модели, ставшие частью стандартизированной конвенции. [ 4 ]
Структурные закономерности
[ редактировать ]Форма соответствует основному шаблону:
- Вступительная музыка, обычно инструментальная.
- Речитатив или диалог в начальном или базовом темпе
- Адажио/ Каватина /"Концертная пьеса"
- «Tempo di mezzo» (средняя часть, интерлюдия, часто звучит так, как будто прерывает действие с появлением третьего лица) [ 5 ]
- Кабалетта и (в случае финальной сцены акта)
- Плотный финал [ 6 ]
Большие арии внутри сцены соответствуют этому базовому шаблону. Такие арии иногда называют ариями каватины/кабалетты:
- Кантабиле
- Среднее время
- Кабалетта
Пример расширенной формы солиты можно найти в третьем акте оперы Верди «Травиата» :
- Введение: Прелюдия
- Речитатив: «Аннина? Приказ»
- Адажио: «Тенеста ла промесса»
- Tempo di Mezzo: закулисный хор «Ларго четвероногий»
- Кабалетта: «Леди... что с вами случилось?»
Затем форма начинается заново:
- Кантабиле: «Париж, о боже»
- Среднее время: «Ах, хватит… Ах, Виолетта! Ты? Мистер»
- Финал
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Гарольд С. Пауэрс, «La Solita Forma» и «Использование условностей», Acta Musicologia , Vol 59, Fasc. 1 (январь – апрель 1987 г.), стр. 65–90
- ^ Филип Госсетт, «Верди, Гисланцони и Аида : использование условностей», в Critical Inquiry 1, вып. 2 (1974), стр. 291–334.
- ^ Басеви 1859, с. 191
- ^ Госсетт, 2006, с. 43.
- ↑ В опере Верди «Трубадур» , акт 3, объявление о казни Азучены побуждает Манрико собрать свои силы в знаменитом «Di quella pira».
- ^ История западной музыки
Источники
- Басеви, Абрамо (1859), Этюд по произведениям Джузеппе Верди , Флоренция
- Басеви, Абрамо . Оперы Джузеппе Верди . Перевод Эдварда Шнайдера со Стефано Кастельвекки. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2013. ISBN 9780226094915
- Беркхолдер, Дж. Питер; Дональд Граут; Клод В. Паласка, История западной музыки , WW Нортон, дата?
- Госсетт, Филип. Дивы и ученые: исполнение итальянской оперы . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2006. ISBN 9780226304823
- Пауэрс, Гарольд С. «La Solita Forma» и «Использование условностей», Acta Musicologica 59, вып. 1 (январь – апрель 1987 г.), стр. 65–90. (доступ по подписке через JSTOR)