Увертюра
Увертюра (от французского ouverture , букв. «открытие») — музыкально- инструментальное вступление к балету , опере или оратории 17 века. [1] В раннюю эпоху романтизма такие композиторы, как Бетховен и Мендельсон, сочиняли увертюры, которые были независимыми, самостоятельными, инструментальными, программными произведениями, предвосхищавшими такие жанры, как симфоническая поэма . Они «сначала, несомненно, предназначались для исполнения в начале программы». [2]
Идея инструментального начала оперы существовала в 17 веке. Пери » « Эвридика открывается краткой инструментальной ритурнелью , а ( » Монтеверди «Орфей 1607) открывается токкатой , в данном случае фанфарой для приглушенных труб . Более важным был пролог, состоящий из исполняемых диалогов между аллегорическими персонажами, которые раскрывали основные темы изображенных историй. [3]
Французская увертюра
[ редактировать ]Как музыкальная форма французская увертюра впервые появляется в придворных балетных и оперных увертюрах Жана-Батиста Люлли . [4] которую он разработал на основе аналогичной двухчастной формы под названием «Увертюра» , встречающейся во французских балетах еще в 1640 году. [1] Эта французская увертюра состоит из медленного вступления в выраженном «пунктирном ритме» (т. е. утрированного ямба , если не учитывать первый аккорд), за которым следует живая часть в стиле фугато . За увертюрой часто следовала серия танцевальных мелодий, прежде чем поднимался занавес. [5] и часто возвращался после Пролога, чтобы представить собственно действие. Этот стиль увертюры также использовался в английской опере, особенно в Генри Перселла » «Дидоне и Энее . Его отличительный ритмический профиль и функция, таким образом, привели к стилю французской увертюры, который можно найти в произведениях композиторов позднего барокко, таких как Иоганн Себастьян Бах , Георг Фридрих Гендель и Георг Филипп Телеман . Стиль чаще всего используется в прелюдиях к сюитам , его можно встретить в непостановочных вокальных произведениях, таких как кантаты , например, во вступительном припеве кантаты Баха Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 61 . Гендель также использует французскую форму увертюры в некоторых своих итальянских операх, таких как «Джулио Чезаре» . [6]
Итальянская увертюра
[ редактировать ]В Италии особая форма, названная «увертюра», возникла в 1680-х годах, утвердилась, в частности, благодаря операм Алессандро Скарлатти и распространилась по всей Европе, вытеснив французскую форму в качестве стандартной оперной увертюры к середине 18 века. [7] Его стереотипная форма состоит из трех в целом гомофонных движений : быстрое-медленное-быстрое. Вступительная часть обычно была двухметровой и в мажорной тональности; медленное движение в более ранних примерах обычно было довольно коротким и могло быть в контрастной тональности; заключительная часть была танцевальной, чаще всего с ритмами жиги или менуэта , и возвращалась к тональности вступительной части. По мере развития формы первая часть часто включала в себя элементы фанфар и принимала образец так называемой «сонатинной формы» ( сонатная форма без развивающей части), а медленная часть становилась более расширенной и лирической. [7] Итальянские увертюры часто отделялись от опер и исполнялись как самостоятельные концертные произведения. В этом контексте они приобрели важное значение в ранней истории симфонии . [8]
18 век
[ редактировать ]До 18 века симфония и увертюра были почти взаимозаменяемыми: увертюры извлекались из опер и служили самостоятельными инструментальными произведениями, а симфонии помещались в начало опер как увертюры. [9] С реформой оперы-серии увертюра стала отличаться от симфонии, а композиторы стали драматично и эмоционально связывать содержание увертюр со своими операми. Элементы оперы предвещаются в увертюре, следуя идеологии реформы, согласно которой музыка и любой другой элемент на сцене служат усилению сюжета. Одной из таких увертюр была « Великолепная» Андре-Эрнеста-Модеста Гретри, в которой цитируются несколько арий. [10] Эта « форма попурри » сохраняется в увертюрах ко многим произведениям музыкального театра, написанным в XX и XXI веках.
Опера XIX века
[ редактировать ]В опере XIX века увертюра, «Vorspiel» , «Einleitung», «Introduction» или как бы ее еще ни называли, обычно не более определенна, чем та часть музыки, которая происходит до подъема занавеса. Рихарда Вагнера — «Воршпиль к Лоэнгрину» это короткая самостоятельная часть, основанная на музыке Грааля. [5]
В итальянской опере примерно после 1800 года «увертюра» стала называться симфонией . [11] Фишер также отмечает, что термин Sinfonia avanti l'opera (буквально «симфония перед оперой») был «ранним термином для симфонии, используемой в начале оперы, то есть как увертюра, а не как увертюра, служащая для начала более поздней оперы». раздел работы». [11]
Концертная увертюра
[ редактировать ]Начало 19 века
[ редактировать ]Хотя к концу XVIII века оперные увертюры уже начали исполняться в концертном зале как отдельные произведения, «концертная увертюра», задуманная именно как отдельное концертное произведение без привязки к сценическому исполнению и вообще основанная на какой-либо литературной теме, начал появляться в начале эпохи романтизма . Карл Мария фон Вебер написал две концертные увертюры: Der Beherrscher der Geister («Правитель духов», 1811 г., переработка увертюры к его незаконченной опере « Рюбезаль» 1805 г.) и Jubel-Ouverture («Юбилейная увертюра», 1818 г.). включая «Боже, храни короля» в кульминации).
Однако увертюра «Сон в летнюю ночь » (1826) Феликса Мендельсона обычно считается первой концертной увертюрой. [1] Другие вклады Мендельсона в этот жанр включают его увертюру «Спокойное море и благополучное путешествие» (1828), его увертюру «Гебриды» (1830; также известная как « Пещера Фингала» ) и увертюры « Die schöne Melusine» ( «Прекрасная Мелюзина» , 1834) и Руи Блас (1839). . Другие известные ранние концертные увертюры были написаны Гектором Берлиозом (например, «Французские судьи» (1826) и «Корсар» (1828)).
Позже 19 век
[ редактировать ]В 1850-х годах концертная увертюра стала вытесняться симфонической поэмой — формой, придуманной Ференцем Листом в нескольких произведениях, которые начинались как драматические увертюры. Различие между двумя жанрами заключалось в свободе формировать музыкальную форму в соответствии с внешними программными требованиями. [1] Симфоническая поэма стала предпочтительной формой для более «прогрессивных» композиторов, таких как Сезар Франк , Камиль Сен-Санс , Рихард Штраус , Александр Скрябин и Арнольд Шёнберг , в то время как более консервативные композиторы, такие как Антон Рубинштейн , Чайковский , Иоганнес Брамс , Роберт Шуман и Артур Салливан остался верен увертюре. [1]
В эпоху, когда симфоническая поэма уже стала популярной, Брамс написал свою «Академическую праздничную увертюру» , соч. 80, а также его «Трагическую увертюру» , соч. 81. Примером, на который явно повлияла симфоническая поэма, является Увертюра Чайковского «1812 год» . Его не менее знаменитую «Ромео и Джульетту» также называют «увертюрой-фэнтези».
20 век
[ редактировать ]В европейской музыке после 1900 года примером увертюры, демонстрирующей связь с традиционной формой, является « Шостаковича » Дмитрия Праздничная увертюра , соч. 96 (1954), который состоит из двух связанных разделов: «Аллегретто» и «Престо» (Темперли, 2001). Малкольм Арнольд « Большая, большая увертюра» , соч. 57 (1956), представляет собой пародию 20-го века на концертную увертюру конца 19-го века, написанную для огромного оркестра с органом, дополнительными духовыми инструментами и партиями облигато для четырех винтовок , трех Гувера пылесосов (две стойки в B ♭ , одна горизонтальный со съемной присоской (С) и электрическая полотерка (Е ♭) ; он посвящен « президенту Гуверу ». [12]
Одна песня из Who ’s рок-оперы Tommy обозначается как «Underture». [13] [14]
Фильм
[ редактировать ]В кино увертюра — это музыкальное произведение, задающее настроение фильму до начала вступительных титров . Известные примеры включают «Унесенные ветром» (1939) и «Лоуренс Аравийский» (1962). Полный список см. в списке фильмов с увертюрами .
Список стандартного репертуара
[ редактировать ]Некоторые известные или часто исполняемые увертюры:
- Антон Аренский : Сон на Волге.
- Малкольм Арнольд :
- Беккус Дандипратт
- Грандиозная, грандиозная увертюра
- Петерлоо
- Тэм О'Шантер
- Даниэль Обер — Фра Дьяволо
- Сэмюэл Барбер : Увертюра к «Школе скандалов»
- Арнольд Бакс : Увертюра к плутовской комедии
- Людвиг ван Бетховен :
- Леонора № 1
- Леонора № 2
- Леонора № 3
- Фиделио
- Кориоланская увертюра
- Существа Прометея
- Эгмонт
- Руины Афин
- Освящение дома
- Артур Бенджамин
- Гектор Берлиоз :
- Добро пожаловать Челлини
- Римский карнавал
- Корсар
- Франки-судьи
- Король Лир
- Уэверли
- Леонард Бернштейн : Кандид
- Жорж Бизе : Кармен
- Alexander Borodin : Prince Igor
- Иоганнес Брамс :
- Антон Брукнер : Увертюра соль минор (WAB 98)
- Аарон Копленд : Увертюра на открытом воздухе
- Антонин Дворжак : Карнавальная увертюра
- Эдвард Элгар :
- На юге (Алассио)
- Кокейн
- Фруассар
- Джордж Гершвин :
- Кубинская увертюра
- Увертюра к игре в оркестр
- Филип Гласс :
- Увертюра 2012
- Увертюра «Король Лир»
- Mikhail Glinka : Ruslan and Lyudmila
- Кристоф Виллибальд Глюк :
- Антонио Карлос Гомес : Иль Гуарани
- Эдвард Григ : Осенью
- Георг Фридрих Гендель
- Увертюра к музыке королевского фейерверка
- Увертюра к музыке воды
- Увертюра к «Мессии» и другим ораториям
- Йозеф Гайдн : Армида
- Фердинанд Герольд, как Зампа
- Джон Айрлэнд :
- Лондонская увертюра
- Сатирикон Увертюра
- Эдуард Лало : Король Ys
- Франц Легар : Веселая вдова
- Эндрю Ллойд Уэббер :
- «Увертюра из Призрака Оперы».
- Хэмиш Макканн : Страна гор и потопа
- Феликс Мендельсон :
- Гебриды (или Фингалова пещера )
- Спокойное море и удачное путешествие
- Сон в летнюю ночь
- Руй Блас
- Прекрасная Мелюзина
- Вольфганг Амадей Моцарт :
- Модест Мусоргский : Хованщина.
- Николай Мясковский :
- Жалкая увертюра
- Увертюра «Приветствие»
- Отто Николаи « Виндзорские веселые жены»
- Карл Нильсен :
- Жак Оффенбах : Орфей в подземном мире
- Сергей Прокофьев : Увертюра на еврейские темы.
- Эмиль фон Резничек — Донна Диана
- Николай Римский-Корсаков :
- Джоаккино Россини :
- Франц Шуберт :
- Увертюра в итальянском стиле , D590
- Розамунде
- Роберт Шуман :
- Увертюра, Скерцо и Финал , Op 52
- Манфред
- Геновева
- Фауст
- Юлий Цезарь
- Герман и Доротея
- Невеста Мессины
- Дмитрий Шостакович : Праздничная увертюра.
- Бедржих Сметана : Проданная невеста
- Иоганн Штраус : Летучая мышь
- Жан Сибелиус : Увертюра к «Буре»
- Артур Салливан :
- Франциск Суппе
- Увертюра «Легкая кавалерия»
- Прекрасная Галатея
- Поэт и Крестьянин
- Петр Ильич Чайковский :
- Увертюра 1812 года
- Гамлет (Увертюра-фантазия)
- Ромео и Джульетта (Увертюра-фантазия)
- «Щелкунчик» (миниатюрная увертюра)
- Джузеппе Верди :
- Рихард Вагнер :
- Фауст Увертюра
- Летучий голландец
- Лоэнгрин (прелюдии к Акту и Акту III)
- Мейстерзингеры Нюрнберга
- Риенци
- Тангейзер
- Ральф Воан Уильямс : Осы
- Уильям Уолтон
- Увертюра к Йоханнесбургскому фестивалю
- Скапино Увертюра
- «Портсмут Пойнт» Увертюра
- Карл Мария фон Вебер :
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Темперли 2001 г.
- ^ Цветок 1954 г.
- ^ Картер и
- ^ Уотерман и Энтони 2001
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тови 1911 , с. 385.
- ^ Берроуз 2012 , [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фишер 2001 г.
- ^ Ларю 2001
- ^ Тарускин Н.Д. , [ нужна страница ]
- ^ Чарльтон и Бартлет и
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фишер 1998 г.
- ^ Анон. 1957 год ; Мэйкок 2009 ; Бертон-Пейдж nd
- ^ «Если у вас есть увертюра, нужна ли вам еще и андертюра?» . www.ratherrarerecords.com . 3 октября 2018 г.
- ^ Аткинс 2000 , стр. 121–122.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Анон. 1957. " Музыка: Соч. I для пылесосов " Время (22 апреля).
- Аткинс, Джон (2000). Кто в записи: критическая история, 1963–1998 гг . МакФарланд . ISBN 978-0-7864-0609-8 .
- Блом, Эрик. 1954. «Увертюра». Словарь музыки и музыкантов Гроува , пятое издание, под редакцией Эрика Блома. Лондон: Издательство Macmillan; Торонто, Канада: Издательство Macmillan.
- Берроуз, Дональд. 2012. Гендель , второе издание. Серия «Мастера музыкантов». Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Бертон-Пейдж, Пирс. и « Малкольм Арнольд: Большая, грандиозная увертюра , программная нота ». Веб-сайт издателя Chester-Novello (по состоянию на 6 ноября 2009 г.).
- Картер, Тим (2001). «Пролог». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 . .
- Чарльтон, Дэвид и М. Элизабет К. Бартлет. и «Гретри, Андре-Эрнест-Модест». Гроув Музыка онлайн . Оксфордская музыка онлайн . Oxford University Press, по состоянию на 29 марта 2016 г., http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/43361.
- Фишер, Стивен К. 1998. «Симфония». Оперный словарь New Grove , четыре тома, под редакцией Стэнли Сэди . Лондон: Macmillan Publishers, Inc. ISBN 0-333-73432-7 .
- Фишер, Стивен К. 2001. «Итальянская увертюра». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Ларю, январь 2001 г. «Симфония 2: После 1700 года». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Мэйкок, Роберт. 2009. « Что происходит / Примечания к программе, Малкольм Арнольд (1921–2006), Большая, Большая увертюра , соч. 57 (1956) » Программа BBC Proms , Prom 76: Last Night of Proms (суббота, 12 сентября).
- Тарускин, Ричард. и Глава 10: « Инструментальная музыка набирает обороты ». В его «Музыке семнадцатого и восемнадцатого веков» (Оксфордская история западной музыки). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. Проверено 29 марта 2016 г.
- Темперли, Николас. 2001. «Увертюра». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- свободном доступе : Тови, Дональд Фрэнсис (1911). « Увертюра ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 20 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 384–385. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Уотерман, Джордж Гоу и Джеймс Р. Энтони. 2001. «Французская увертюра». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Издательство Macmillan.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с увертюрами (музыка) на Викискладе?