Jump to content

Увертюра

Увертюра (от французского ouverture , букв. «открытие») — музыкально- инструментальное вступление к балету , опере или оратории 17 века. [1] В раннюю эпоху романтизма такие композиторы, как Бетховен и Мендельсон, сочиняли увертюры, которые были независимыми, самостоятельными, инструментальными, программными произведениями, предвосхищавшими такие жанры, как симфоническая поэма . Они «сначала, несомненно, предназначались для исполнения в начале программы». [2]

Идея инструментального начала оперы существовала в 17 веке. Пери » « Эвридика открывается краткой инструментальной ритурнелью , а ( » Монтеверди «Орфей 1607) открывается токкатой , в данном случае фанфарой для приглушенных труб . Более важным был пролог, состоящий из исполняемых диалогов между аллегорическими персонажами, которые раскрывали основные темы изображенных историй. [3]

Французская увертюра

[ редактировать ]

Как музыкальная форма французская увертюра впервые появляется в придворных балетных и оперных увертюрах Жана-Батиста Люлли . [4] которую он разработал на основе аналогичной двухчастной формы под названием «Увертюра» , встречающейся во французских балетах еще в 1640 году. [1] Эта французская увертюра состоит из медленного вступления в выраженном «пунктирном ритме» (т. е. утрированного ямба , если не учитывать первый аккорд), за которым следует живая часть в стиле фугато . За увертюрой часто следовала серия танцевальных мелодий, прежде чем поднимался занавес. [5] и часто возвращался после Пролога, чтобы представить собственно действие. Этот стиль увертюры также использовался в английской опере, особенно в Генри Перселла » «Дидоне и Энее . Его отличительный ритмический профиль и функция, таким образом, привели к стилю французской увертюры, который можно найти в произведениях композиторов позднего барокко, таких как Иоганн Себастьян Бах , Георг Фридрих Гендель и Георг Филипп Телеман . Стиль чаще всего используется в прелюдиях к сюитам , его можно встретить в непостановочных вокальных произведениях, таких как кантаты , например, во вступительном припеве кантаты Баха Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 61 . Гендель также использует французскую форму увертюры в некоторых своих итальянских операх, таких как «Джулио Чезаре» . [6]

Итальянская увертюра

[ редактировать ]

В Италии особая форма, названная «увертюра», возникла в 1680-х годах, утвердилась, в частности, благодаря операм Алессандро Скарлатти и распространилась по всей Европе, вытеснив французскую форму в качестве стандартной оперной увертюры к середине 18 века. [7] Его стереотипная форма состоит из трех в целом гомофонных движений : быстрое-медленное-быстрое. Вступительная часть обычно была двухметровой и в мажорной тональности; медленное движение в более ранних примерах обычно было довольно коротким и могло быть в контрастной тональности; заключительная часть была танцевальной, чаще всего с ритмами жиги или менуэта , и возвращалась к тональности вступительной части. По мере развития формы первая часть часто включала в себя элементы фанфар и принимала образец так называемой «сонатинной формы» ( сонатная форма без развивающей части), а медленная часть становилась более расширенной и лирической. [7] Итальянские увертюры часто отделялись от опер и исполнялись как самостоятельные концертные произведения. В этом контексте они приобрели важное значение в ранней истории симфонии . [8]

До 18 века симфония и увертюра были почти взаимозаменяемыми: увертюры извлекались из опер и служили самостоятельными инструментальными произведениями, а симфонии помещались в начало опер как увертюры. [9] С реформой оперы-серии увертюра стала отличаться от симфонии, а композиторы стали драматично и эмоционально связывать содержание увертюр со своими операми. Элементы оперы предвещаются в увертюре, следуя идеологии реформы, согласно которой музыка и любой другой элемент на сцене служат усилению сюжета. Одной из таких увертюр была « Великолепная» Андре-Эрнеста-Модеста Гретри, в которой цитируются несколько арий. [10] Эта « форма попурри » сохраняется в увертюрах ко многим произведениям музыкального театра, написанным в XX и XXI веках.

Опера XIX века

[ редактировать ]

В опере XIX века увертюра, «Vorspiel» , «Einleitung», «Introduction» или как бы ее еще ни называли, обычно не более определенна, чем та часть музыки, которая происходит до подъема занавеса. Рихарда Вагнера «Воршпиль к Лоэнгрину» это короткая самостоятельная часть, основанная на музыке Грааля. [5]

В итальянской опере примерно после 1800 года «увертюра» стала называться симфонией . [11] Фишер также отмечает, что термин Sinfonia avanti l'opera (буквально «симфония перед оперой») был «ранним термином для симфонии, используемой в начале оперы, то есть как увертюра, а не как увертюра, служащая для начала более поздней оперы». раздел работы». [11]

Концертная увертюра

[ редактировать ]

Начало 19 века

[ редактировать ]

Хотя к концу XVIII века оперные увертюры уже начали исполняться в концертном зале как отдельные произведения, «концертная увертюра», задуманная именно как отдельное концертное произведение без привязки к сценическому исполнению и вообще основанная на какой-либо литературной теме, начал появляться в начале эпохи романтизма . Карл Мария фон Вебер написал две концертные увертюры: Der Beherrscher der Geister («Правитель духов», 1811 г., переработка увертюры к его незаконченной опере « Рюбезаль» 1805 г.) и Jubel-Ouverture («Юбилейная увертюра», 1818 г.). включая «Боже, храни короля» в кульминации).

Однако увертюра «Сон в летнюю ночь » (1826) Феликса Мендельсона обычно считается первой концертной увертюрой. [1] Другие вклады Мендельсона в этот жанр включают его увертюру «Спокойное море и благополучное путешествие» (1828), его увертюру «Гебриды» (1830; также известная как « Пещера Фингала» ) и увертюры « Die schöne Melusine» ( «Прекрасная Мелюзина» , 1834) и Руи Блас (1839). . Другие известные ранние концертные увертюры были написаны Гектором Берлиозом (например, «Французские судьи» (1826) и «Корсар» (1828)).

Позже 19 век

[ редактировать ]

В 1850-х годах концертная увертюра стала вытесняться симфонической поэмой — формой, придуманной Ференцем Листом в нескольких произведениях, которые начинались как драматические увертюры. Различие между двумя жанрами заключалось в свободе формировать музыкальную форму в соответствии с внешними программными требованиями. [1] Симфоническая поэма стала предпочтительной формой для более «прогрессивных» композиторов, таких как Сезар Франк , Камиль Сен-Санс , Рихард Штраус , Александр Скрябин и Арнольд Шёнберг , в то время как более консервативные композиторы, такие как Антон Рубинштейн , Чайковский , Иоганнес Брамс , Роберт Шуман и Артур Салливан остался верен увертюре. [1]

Продолжительность: 16 минут 40 секунд.
Чайковского «1812 год». Увертюра

В эпоху, когда симфоническая поэма уже стала популярной, Брамс написал свою «Академическую праздничную увертюру» , соч. 80, а также его «Трагическую увертюру» , соч. 81. Примером, на который явно повлияла симфоническая поэма, является Увертюра Чайковского «1812 год» . Его не менее знаменитую «Ромео и Джульетту» также называют «увертюрой-фэнтези».

В европейской музыке после 1900 года примером увертюры, демонстрирующей связь с традиционной формой, является « Шостаковича » Дмитрия Праздничная увертюра , соч. 96 (1954), который состоит из двух связанных разделов: «Аллегретто» и «Престо» (Темперли, 2001). Малкольм Арнольд « Большая, большая увертюра» , соч. 57 (1956), представляет собой пародию 20-го века на концертную увертюру конца 19-го века, написанную для огромного оркестра с органом, дополнительными духовыми инструментами и партиями облигато для четырех винтовок , трех Гувера пылесосов (две стойки в B , одна горизонтальный со съемной присоской (С) и электрическая полотерка ♭) ; он посвящен « президенту Гуверу ». [12]

Одна песня из Who ’s рок-оперы Tommy обозначается как «Underture». [13] [14]

В кино увертюра — это музыкальное произведение, задающее настроение фильму до начала вступительных титров . Известные примеры включают «Унесенные ветром» (1939) и «Лоуренс Аравийский» (1962). Полный список см. в списке фильмов с увертюрами .

Список стандартного репертуара

[ редактировать ]

Некоторые известные или часто исполняемые увертюры:

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Темперли 2001 г.
  2. ^ Цветок 1954 г.
  3. ^ Картер и
  4. ^ Уотерман и Энтони 2001
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тови 1911 , с. 385.
  6. ^ Берроуз 2012 , [ нужна страница ]
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фишер 2001 г.
  8. ^ Ларю 2001
  9. ^ Тарускин Н.Д. , [ нужна страница ]
  10. ^ Чарльтон и Бартлет и
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фишер 1998 г.
  12. ^ Анон. 1957 год ; Мэйкок 2009 ; Бертон-Пейдж nd
  13. ^ «Если у вас есть увертюра, нужна ли вам еще и андертюра?» . www.ratherrarerecords.com . 3 октября 2018 г.
  14. ^ Аткинс 2000 , стр. 121–122.

Общие и цитируемые ссылки

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 50a6f0c033e374f5c14e3437adc34898__1715760420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/98/50a6f0c033e374f5c14e3437adc34898.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Overture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)