Розамунде

«Розамунде, Фюрстин фон Циперн» ( «Розамунде, принцесса Кипра» ) — пьеса Хельмины фон Шези , которая прежде всего запомнилась музыкальным сопровождением , сочиненным для нее Францом Шубертом . в венском театре «Ан дер Вин» . Премьера музыки и спектакля состоялась 20 декабря 1823 года [ 1 ] [ 2 ]
Спектакль
[ редактировать ]Текстовая версия оригинальной пьесы Шези в четырех действиях, премьера которой состоялась на музыку Шуберта, утеряна. [ 3 ] Однако более поздняя модифицированная версия пьесы в пяти действиях была обнаружена в Государственной библиотеке Вюртемберга и опубликована в 1996 году. [ 4 ] Были также обнаружены фрагментарные источники автографов, относящиеся к первой версии пьесы. [ 5 ]
История повествует о попытке Розамунды, которую инкогнито воспитала пастушкой вдова моряка Акса, вернуть себе трон. Давно зарекомендовавший себя губернатор Фульгенций (Фульвио в исправленной версии), на совести которого уже есть родители Розамунды, пытается помешать Розамунде сначала интригами, затем предложением руки и сердца и, наконец, попыткой отравления. Розамунде, чьи претензии подкреплены документом, составленным ее отцом, пользуется поддержкой киприотов и критского принца Альфонсо, ее предполагаемого мужа. Наконец, все попытки Фульгенция терпят неудачу; он умирает от собственного яда, и на трон восходит Розамунда. [ 6 ]
Музыка Шуберта
[ редактировать ]Музыка Шуберта написана для оркестра , а для некоторых номеров — в различных сочетаниях певцов.
Увертюра
[ редактировать ]связаны две увертюры С Розамундой :
- Увертюра, использованная в постановке, была увертюрой, которую Шуберт первоначально сочинил для «Альфонсо и Эстреллы» , но Шуберт счел ее менее подходящей для этой оперы. [ 2 ]
- Первой публикацией, которая связала увертюру к Волшебной « арфе » с музыкальным сопровождением «Розамунды», была публикация в 1855 году партитур этой увертюры, указав, что она является увертюрой к драме «Розамунде» . [ 7 ] Однако нет никаких доказательств того, что Шуберт когда-либо намеревался связать эту увертюру с остальной музыкой Розамунды . [ 2 ]
Случайная музыка
[ редактировать ]Десять номеров музыкального сопровождения Розамунды , D 797:
- Антракт № 1 си минор ( Allegro molto moderato ), который, возможно, изначально задумывался как финал «Неоконченной» симфонии Шуберта . [ 8 ]
- Балетная музыка №1, действительно два произведения в одном. Первый — марш си минор ( Allegro moderato ), начинающийся с модифицированной версии вступительной темы первого антракта. Как и антракт, он заканчивается си мажор. Переход через мост ведет к лирической пьесе соль мажор с обозначением темпа Andante un poco assai .
-
- а. Антракт № 2 ре мажор ( Andante ), внешние разделы которого имеют тот же тематический материал, что и № 5, «Хор духов». Центральные части обоих, хоть и разные, но настроены одинаково.
- б. Романс, "Der Vollmond Strahlt auf Bergeshöh'n" (Полная луна сияет на высоте горы) ( Andante con moto ) фа минор и мажор для альта и оркестра.
- Geisterchor (Хор духов), «In der Tiefe wohnt das Licht» («В глубине обитает свет») ре мажор ( Адажио ), сопровождающая заваривание яда.
- Антракт № 3 си ♭ мажор ( андантино ) — одно из двух самых известных произведений партитуры. Основная тема снова была использована в Экспромте B ♭ , соч. 142 (Д 935), №3 . Шуберт использовал почти идентичную тему во второй части своего струнного квартета ля минор, D 804 . [ 2 ] который поэтому получил прозвище «Квартет Розамунде».
- Hirtenmelodien (Мелодии пастухов) си ♭ мажор ( Andante ), секстет для кларнетов, фаготов и валторн.
- Хор пастухов, «Здесь, на полях» си ♭ мажор ( Аллегретто ).
- Jägerchor (Хор охотников), «Как весела жизнь в деревне» ре мажор ( Allegro moderato ).
- Балет № 2 андантино соль мажор.
Счет
[ редактировать ]№ 3б был опубликован в 1824 году как соч. 26, в версии с сопровождением фортепиано. №№ 8, 4 и 7, возможно, впервые были опубликованы в одной серии. Затем последовали другие публикации с одним или несколькими номерами. К 1867 году все номера, кроме 3а и 6, были опубликованы в одной или нескольких версиях. [ 2 ]
Джордж Гроув и Артур Салливан заново открыли оригинальные рукописные части музыки, когда они посетили Вену в 1867 году специально для исследования Шуберта. Гроув писал: «Я нашел на дне шкафа, в его самом дальнем углу, стопку нотных книг высотой в два фута, тщательно перевязанных и черных от нетронутой пыли почти полувека. это были части всей музыки «Розамунды» , сложенные после второго выступления в декабре 1823 года и, вероятно, с тех пор ни разу не потревоженные. Доктор Шнайдер [племянник Шуберта], должно быть, был позабавлен нашим волнением, но будем надеяться; что он, во всяком случае, вспоминал свои дни восторга, но любезно пропустил это и разрешил нам взять с собой и скопировать то, что мы хотели». [ 9 ]
Лишь в 1891 году, когда была опубликована серия XV, том 4 Breitkopf & Härtel Gesammtausgabe , все номера сопутствующей музыки были объединены в одну публикацию с полной оркестровкой. [ 2 ]
История выступлений
[ редактировать ]Отрывки из музыки Розамунды исполняются часто и являются одними из наиболее исполняемых произведений Шуберта. Они записывались несколько раз, включая версии под управлением Курта Мазура и Клаудио Аббадо .
Полную партитуру, которая длится час, можно услышать редко. В одном редком выступлении Камерный оркестр Европы под управлением Николауса Арнонкура исполнил полную партитуру на фестивале Styriarte в Граце , Австрия, в июне 2004 года. Хор Арнольда Шёнберга исполнял вокальные партии с солистами Элизабет фон Магнус и Флорианом Бешем .
Другое использование музыки
[ редактировать ]Увертюра была использована для балетной сцены в Сэмюэля Голдвина фильме 1952 года « Ганс Христиан Андерсен» в главной роли с Дэнни Кеем . [ 10 ] Балетную часть танцевал Зизи Жанмэр . [ нужна ссылка ] Фрагмент Антракта №2 использовался во многих сериях « Крыльев Красной Звезды» . Другой отрывок был включен в рождественский гимн Mille cherubini in coro , песню, ставшую популярной благодаря Лучано Паваротти в рождественской телевизионной программе 1980 года. [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Келлер, Джеймс М. «Антракт № 1» . Симфонический оркестр Сан-Франциско . Проверено 2 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Немецкий 1978 г. с. 499
- ^ Немецкий 1978, с. 497
- ^ Вайделич, 1996 г.
- ^ Вайделич 1997
- ^ На основе версии немецкой Википедии.
- ^ Немецкий 1978, с. 376
- ^ Карл Росман , Примечания к Decca 466 677-2, исполнение этого произведения Карлом Мюнхингером, дирижирующим Венским филармоническим оркестром и хором государственной оперы , 1975.
- ^ "Сэр Джордж Гроув, CB", Musical Times , Vol. 38, № 656 (октябрь 1897 г.), стр. 657–64.
- ↑ Запись на IMDB о фильме Ганса Христиана Андерсена , по состоянию на 30 октября 2014 г.
- ^ IMDB, по состоянию на 30 октября 2014 г.
Источники
[ редактировать ]- (на немецком языке) Работы Франца Шуберта: Полное издание с критическим обзором (AGA): Leipzig, Breitkopf & Härtel :
- Иоганн Непомук Фукс, (редактор) Серия 15: Драматическая музыка , Том 4 - №. 8 (1891 г.).
- (на немецком языке) Франц Шуберт: Новое издание всех произведений (NSA): Кассель, Bärenreiter :
- (на немецком языке) Геррит Вайделих (редактор) Розамунде: Драма в пяти действиях Гельмины фон Шези - музыка Франца Шуберта. В IFSI (изд. Эрнста Хилмара), Том 12. Тутцинг, 1996 г. (первое издание исправленной версии - опубликовано с эпилогом и некоторыми неопознанными источниками)
- (на немецком языке) Геррит Вайделич. «Фрагментарный черновик автографа к первой версии пьесы Шези « Розамунде ». в: IFSI, Communications 18, Тутцинг, 1997, стр. 46–57.
- (на немецком языке) Геррит Вайделич. «Якобы потерянная Розамунда. Об истоках пьесы Гельмины фон Шези и сопровождающей ее музыки Франца Шуберта (Часть 1)» в Sullivan-Journal . Журнал Немецкого общества Салливана e. В. (под редакцией Мейнхарда Сарембы) – № 11 (июнь 2014 г.), стр. 63–72. ISSN 2190-0647.
- (на немецком языке) Геррит Вайделич. «Это не заслуга англичан, пришедших в Вену в 867 году»? Легенды и факты о просмотре Салливаном и Гроувом пыльного исполнительского материала музыки Шуберта «Розамунде» (Часть II)» в Sullivan-Journal . Журнал Немецкого общества Салливана e. В. – № 13 (июль 2015 г.), стр. 18–32. ISSN 2190-0647.