Альфонсо и Эстрелла
Альфонсо и Эстрелла ( Альфонсо и Эстрелла ), D 732, — опера на музыку Франца Шуберта , поставленная на немецкое либретто Франца фон Шобера , написанное в 1822 году. Наряду с более поздними «Фьеррабрасами» , написанными в 1823 году, она знаменует собой попытку Шуберта сочинить грандиозную романтическую оперу на немецком языке, отходя от традиции зингшпиля . В отличие от Фьеррабраса , здесь нет устных диалогов.
Фон
[ редактировать ]В тесном сотрудничестве с фон Шобером в районе Санкт-Пельтена написал вокальные номера Альфонсо и Эстреллы . Шуберт в период с сентября 1821 по февраль 1822 года [ 1 ] [ 2 ] Шобер, всего на год старше молодого Шуберта и увлекающийся литературой, музыкой и театром, был в восторге от сотрудничества. Шуберт и Шобер разделяли признательность за оперные теории Игнаца фон Мозеля , покровителя Шуберта, который поддерживал Глюка оперные идеалы . Это влияние, возможно, привело к исключению всех устных диалогов, отделению от немецкой формы Зингшпиля, которой следовали в таких операх, как , » Моцарта «Волшебная флейта « и » Бетховена Фиделио « Карла Марии фон Вебера Вольный стрелок» . [ 3 ]
Увертюра
[ редактировать ]Самая ранняя дата на автографе партитуры увертюры - ноябрь 1822 года, дата, когда Шуберт написал сольную фортепианную версию (D 759A). Поскольку эта версия представляет собой фортепианную редукцию , предполагается, что оркестровая версия увертюры должна была быть написана раньше. Однако 1823 год является единственной другой датой, обнаруженной в автографах увертюры: версия для фортепианного дуэта D 773 датируется этим годом, и в декабре того же года Шуберт использовал оркестровую версию в качестве увертюры к сценической постановке « Розамунды» , в то время как он нашел увертюру «Альфонсо и Эстрелла» слишком «шумной» для этой оперы, для которой он намеревался написать новую. Дата декабря 1823 года, указанная в автографе оркестровой партитуры единственной сохранившейся увертюры к «Альфонсо и Эстрелле», таким образом, скорее указывает на ее использование в качестве второстепенной музыки к пьесе «Розамунде» , чем на то, что это была бы дата ее написания. [ 4 ] [ 5 ]
Версия увертюры для фортепианного дуэта (D 773) была опубликована как сочинение Шуберта. 52 в 1826 году. Вскоре после смерти композитора в 1828 году эта версия была переиздана как его соч. 69, который является номером опуса , который остался связанным с фортепианными версиями увертюры: сольная фортепианная версия увертюры, D 759A, была опубликована примерно в 1839 году с тем же номером опуса. Партитура оркестровой версии увертюры была впервые опубликована в 1867 году, за четверть века до того, как остальная часть оркестровой партитуры была впервые опубликована в 5-м томе XV серии Alte Gesamt-Ausgabe . В этом издании увертюра была опубликована в 4-м томе той же серии, что и увертюра «Розамунде» . В более ранних публикациях, в том числе в фортепианных версиях, увертюра была отмечена как принадлежащая Альфонсо и Эстрелле . [ 4 ]
История выступлений
[ редактировать ]За исключением увертюры в постановке «Розамунде» 1823 года , оркестровая версия оперы при жизни Шуберта не ставилась. От него отказались оперные театры Вены, Берлина, Дрездена и Граца. [ 6 ] Премьера оперы состоялась в Веймаре 24 июня 1854 года под управлением Ференца Листа . [ 7 ] Лист опубликовал эссе об опере перед первым представлением в Веймаре, а также сократил партитуру для постановки. Последующие постановки в 1880-х годах проходили в Карлсруэ , Вене и Берлине. [ 2 ] [ 8 ] Первая сценическая премьера в Великобритании состоялась Университета Рединга . 22 февраля 1977 года в оперном театре [ 9 ] [ 10 ] Опера не получила полного, неразрезанного исполнения; даже реализации в Граце (1991 г.) и Вене (1997 г., проведенные Арнонкуром ) были сокращены. [ 2 ]
Контекст и анализ
[ редактировать ]Хотя считается, что Шуберт намеревался сочинить грандиозную романтическую оперу с участием большого хора и оркестра, во многих моментах работы он сохранил более простой стиль своих более ранних Зингшпилей. Однако в других случаях преобладают сильные вокальные линии, богатая оркестровка и резкие гармонические прогрессии. Маккей отметил, что «[в] таких разделах Шуберт демонстрирует не только свой гений в сочетании слов с музыкой и свою чувствительность к оркестровым цветам, но и свою способность управлять большими ресурсами больших оперных ансамблей». [ 3 ] Как изящно заметил один критик: «Великим оперным достоинством Шуберта – помимо его невероятного мелодического дара – была способность улавливать реплики из слова, мысли или словесного описания и переводить их в музыкальное сопровождение». [ 11 ]
Неоднократная критика оперы связана с отсутствием в ней драматического действия и темпа. [ 6 ] [ 9 ] Критики предполагают, что именно потому, что у Шуберта была минимальная возможность увидеть свои поздние драматические произведения, исполненные при жизни, ему не хватало перспективы и того, что могло бы быть раскрыто в ней, доступного другим композиторам, таким как Бетховен, который пересматривал «Фиделио» неоднократно . после публичного выступления судить его оперы на расстоянии. [ 11 ] Элизабет Норман Маккей свое понимание музыки Джоаккино Россини отметила, как Шуберт включил в оперу . Немецкий музыковед Тилль Геррит Вайделих опубликовал монографию об опере, подробно описав ее историю в композиции и исполнении. [ 12 ] [ 13 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 24 июня 1854 г. [ 14 ] (Дирижер: Ференц Лист ) |
---|---|---|
Король Фройла | баритон | Август Хефер |
Маурегато, узурпатор | баритон | Ганс фон Мильде |
Эстрелла, дочь Маурегато | сопрано | Розовый нежности |
Альфонсо, сын короля Фройлы | тенор | Эдуард Либерт |
Адольфо, генерал Маурегато | бас | Карл Майерхофер |
Краткое содержание
[ редактировать ]Альфонсо — сын свергнутого короля Леона Фройлы . Фройла обеспокоен тем, что Альфонсо стремится возглавить восстание против Маурегато, узурпатора трона Фройлы. При дворе Леона амбициозный генерал Адольфо влюбляется в Эстреллу, дочь Маурегато. Однако Маурегато сказал, что жениться на Эстрелле может только тот, у кого есть «Цепь Эйриха». Разгневанный тем, что Эстрелле отказали в браке, Адольфо планирует переворот против Маурегато.
Во время охоты Эстрелла отделяется от своей группы. Она и Альфонсо встречаются и влюбляются, не подозревая о личности другого. Альфонсо дарит Эстрелле ожерелье, которое он всегда носил с собой, и направляет ее по безопасному пути домой. Вернувшись при дворе, она рассказывает свою историю, и Маурегато узнает в ожерелье «Цепь Эйриха». Прежде чем он успевает рассказать ей о его значении, начинается восстание под предводительством Адольфо, и Адольфо захватывает Эстреллу. Альфонсо узнает, что Эстрелла - дочь Маурегато, и затем встает на сторону Маурегато против повстанцев. Силы Маурегато побеждают Адольфо, и Альфонсо спасает Эстреллу. Однако у Маурегато кризис совести, и он восстанавливает Фройлу на троне. В свою очередь, Фройла передает свою власть Альфонсо и Эстрелле.
Исторически сложилось так, что в Королевстве Леон действительно был король по имени Фройла , сыном которого был Альфонсо , и в свое время королевство было обеспокоено нестабильностью и борьбой за власть, включая возможную узурпацию со стороны Маурегатуса . [ 15 ]
Записи
[ редактировать ]Полная запись оперы была выпущена в 1978 году: Отмар Суйтнер дирижировал Государственной капеллой Берлина и хором Берлинского радио , а основные партии исполняли Эдит Матис (Эстрелла), Петер Шрайер (Альфонсо), Герман Прей (Маурегато), Дитрих Фишер-Дискау ( Фройла) и Тео Адам (Адольфо). Первоначально созданный восточногерманской звукозаписывающей компанией VEB Deutsche Schallplatten , он был впервые выпущен на Западе на EMI (каталог США: Angel SCLX-3878) и с тех пор издается на компакт-диске на Berlin Classics 0021562BC. Переиздан в 2013 году компанией Brilliant Classics , 3CD 94689 5028421946894.
- Видео на DVD: 2004 Teatro Lirico di Cagliari , Жерар Корстен , дирижер
В ролях: Ева Мей , Райнер Трост , Альфред Мафф , Маркус Верба – Dynamic (лейбл) , Cat. 33451 - Видео на DVD: 2009 Наксосская опера DVD 2.110260 (Опера в 3-х действиях, полная) Дирижер: Николаус Арнонкур , Камерный оркестр Европы , Хор Арнольда Шёнберга . В ролях: Маурегато: Олаф Бэр , звезда: Люба Оргонашова , Адольфо: Альфред Мафф, Фройла: Томас Хэмпсон , Альфонсо: Эндрик Воттрих , режиссер: Юрген Флимм . Записано в Вене в 1997 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маккей, Элизабет Норман (1966–1967). «Музыка Шуберта для театра». Труды Королевской музыкальной ассоциации . 93-я сессия: 51–66. дои : 10.1093/jrma/93.1.51 .
- ^ Jump up to: а б с Нидер, Кристофер (перевод Мэри Уиттолл) (февраль 1993 г.). «Обзор «Франца Шуберта, Альфонсо и Эстреллы , ранней оперы: история и анализ» Тилля Геррита Вайделиха». Музыка и письма . 74 (1): 94–96. дои : 10.1093/мл/74.1.94 .
- ^ Jump up to: а б Маккей, Элизабет Норман (2002). « Альфонсо и Эстрелла ». Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O900087 .
- ^ Jump up to: а б Немецкий, 1978 , стр. 431–439 , 457 и 465.
- ^ Немецкий 1995 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б Боас, Роберт (январь 1992 г.). «Раздел обзора: Живое исполнение - торможение Шуберта». Музыкальные времена . 133 (1787): 33–41. дои : 10.2307/966249 . JSTOR 966249 .
- ^ Уокер, Алан (1993) [1987]. Ференц Лист. т. 2. Веймарские годы, 1848–1861 (переработанное издание в мягкой обложке). Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . п. 289. ИСБН 0-8014-9721-3 .
- ^ Кейлер, Алан (1986). «Лист и Веймарский Хофтеатр». Музыковедческие исследования Венгерской академии наук . Т. 28, Фаск. 1/4 (1/4): 431–450. дои : 10.2307/902434 . JSTOR 902434 .
- ^ Jump up to: а б Дин, Винтон (апрель 1977 г.). «Университетский оперный сезон – Чтение: Альфонсо и Эстрелла ». Музыкальные времена . 118 (1610): 323–325. дои : 10.2307/958081 . JSTOR 958081 .
- ^ Чарльтон, Дэвид (ноябрь 1978 г.). «Возрождение или выживание?». Музыка XIX века . 2 (2): 159–164. дои : 10.2307/746311 . JSTOR 746311 .
- ^ Jump up to: а б Холланд, Бернард (31 декабря 1989 г.). «Забытый Шуберт получает еще один шанс» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Вайделич, Тилль Герритт (1991). Франц Шуберт, Альфонсо и Эстрелла: ранняя полностью сочиненная немецкая опера: история и анализ . Публикации Международного института Франца Шуберта. Том 7. Х. Шнайдер. ISBN 9783795206932 . OCLC 721914571 .
- ^ Бранскомб, Питер (март 1995 г.). «Рецензии на книгу: Девятнадцатый век». Примечания . Вторая серия. 51 (3): 930–933. дои : 10.2307/899306 . JSTOR 899306 .
- ^ Казалья, Герардо (2005). « Альфонсо и Эстрелла , 24 июня 1854 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- ^ Об исторических фигурах, стоящих за персонажами, см. Роджер Коллинз , Арабское завоевание Испании, 710–797 (Бэзил Блэквелл, 1989), стр. 157–67.
Источники
- Отто Эрих Дойч , с изменениями Вернера Адерхольда и других. Франц Шуберт, тематический список его произведений в хронологическом порядке ( Новое издание Шуберта, серия VIII, Приложение, том 4). Кассель: Бэренрайтер , 1978. ИСМН 9790006305148, ISBN 9783761805718 (на немецком языке)
- Дойч, Отто Эрих (1995). Тематический каталог Шуберта . Нью-Йорк: Dover Publications . ISBN 9780486286853 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Варрак, Джон ; Уэст, Эван (1992). Оксфордский оперный словарь . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-869164-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Альфонсо и Эстрелла : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Брюс, Роберт Дуглас (2003). Зрелые оперы Шуберта: аналитическое исследование (PDF) (доктор философии). Даремский университет .