Юлий Цезарь (увертюра)
Увертюра к « Юлию Цезарю» , соч. 128 — концертная увертюра , написанная в 1851 году Робертом Шуманом по мотивам Шекспира пьесы « Юлий Цезарь» и под влиянием «Эгмонт» и «Кориолан» увертюр Людвига ван Бетховена .
Фон
[ редактировать ]«Юлий Цезарь» обычно ассоциируется с двумя другими концертными увертюрами Шумана, написанными в то время и также вдохновленными великой литературой: «Мессинская невеста» , соч. 100 (по Шиллера одноименной пьесе ) и «Герман и Доротея» , соч. 136 (по мотивам ) Гете эпической поэмы . 1851 год был для Шумана бурно активным: он не только завершил эти три увертюры, но и написал свое Фортепианное трио № 3 , свои 1-ю и 2-ю скрипичные сонаты, камерную ораторию, песню, сочинения для хора и оркестра, произведения для фортепиано соло; и основательно переработал свою Симфонию № 4 . [1]
Состав
[ редактировать ]Увертюра «Юлий Цезарь» написана в тональности фа минор и партитура для пикколо, флейты, 2-х гобоев, 2-х кларнетов, 2-х фаготов, 4-х валторн, 2-х труб, 3-х тромбонов, литавр и струнных. [2] Часто отмечался мрачный, задумчивый характер увертюры: мрачное произведение, от начала до конца проникнутое духом трагического величия ; [3] задумчивое вступление к пьесе Шекспира, полное репрессивных, милитаристских излишеств и намекающих на некую жестокую угрозу, которая никогда полностью не проявляется . [4]
Влияния
[ редактировать ]Он не был предназначен для изображения исторической личности Юлия Цезаря , а был вдохновлен Шекспира Уильяма одноименной пьесой . [5] В своих набросках к произведению под нотоносцами на первой странице Шуман записал то, что он считал центральными «сюжетными точками» пьесы: «Цезарь / Жизнь в Риме. Брут. / Заговор. Кальпурния. Иды. Смерть. Филиппы». ./Месть Октавиана над Брутом». [6]
Он также черпал вдохновение из двух увертюр Людвига ван Бетховена : к его музыке к «Эгмонту» , с которой она разделяет тональность фа минор , «бескомпромиссную сонатную форму » и коду в мажорной тональности; [7] [8] и в меньшей степени его концертная увертюра «Кориолан» . [8]
Создание
[ редактировать ]Шуман начал писать музыку в середине января 1851 года. Его жена Клара 17 января отметила в своем дневнике, что сейчас он работает над увертюрой. [9] Он написал полную партитуру в период с 27 января по 2 февраля, закончив ее всего за несколько дней до дирижирования премьерой своей Третьей симфонии «Рейнская» (6 февраля). [10]
Первые выступления и здоровье Шумана
[ редактировать ]Премьера произведения состоялась 3 августа 1852 года в Дюссельдорфе . Ранее в том же году он проконсультировался с доктором Вольфгангом Мюллером по поводу своих физических недугов. Мюллер также был директором Дюссельдорфского музыкального общества, музыкальным руководителем и главным дирижером которого был Шуман, и посоветовал ему меньше дирижировать и передать часть работы своему заместителю Юлиусу Таушу . 8 июля Шуман под руководством Мюллера приступил к серии из 18 холодных ванн на Рейне. Это привело к некоторому улучшению его состояния. 30 июля, вопреки совету Мюллера, он присутствовал на первой репетиции увертюры к «Юлию Цезарю» под руководством Тауша, но заволновался и сам взял на себя дирижирование произведением. На концерте 3 августа он снова без предупреждения взял на себя личное командование оркестром и сам дирижировал премьерой произведения; он также продолжал «бестактно» дирижировать увертюрой Бетховена, которую Тауш репетировал, а Шуман - нет. [10] Увертюра «Юлий Цезарь» произвела на публику мало заметного эффекта. [11] Результатом Шумана стало истощение, и Мюллер рекомендовал ему более интенсивное лечение и отправил его на морские ванны в Схевенинген, Нидерланды. Это было началом безумия, которым отмечены его последние годы. [10]
Возможная криптограмма
[ редактировать ]Шуман, как известно, интересовался музыкальными криптограммами , лучше всего продемонстрированными в его фортепианной сюите «Карнавал» , соч. 9. Эрик Сэмс предполагает, что в произведениях Шумана есть много других подсказок, в том числе шифр «ЦЕЗАРЬ» в первых аккордах увертюры к « Юлию Цезарю» . [12]
Наследие
[ редактировать ]Произведение неоднократно записывалось, но концертно исполнялось нечасто.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эрик Фредерик Йенсен, Шуман , с. 249 . Проверено 15 сентября 2014 г.
- ^ IMSLP: Увертюра «Юлий Цезарь», Op.128 (Шуман, Роберт) . Проверено 15 сентября 2014 г.
- ^ Джон Даверио, Роберт Шуман: Вестник «новой поэтической эпохи» , с. 443 . Проверено 15 сентября 2014 г.
- ^ Классическая музыка и опера . Проверено 15 сентября 2014 г.
- ^ Эрик Фредерик Йенсен, Шуман , с. 54 . Проверено 15 сентября 2014 г.
- ^ musikmph. Архивировано 15 сентября 2014 г. в Wayback Machine . Проверено 15 сентября 2014 г.
- ^ Уголок обзоров: 15–17 марта 2013 г., Музыкальный колледж Маннеса, Нью-Йорк: Пятый Международный симпозиум Шенкера . Проверено 15 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пол Гамбургер, вкладыш к записи Венского филармонического оркестра под управлением Георга Шолти.
- ^ Клара Шуман, Жизнь художника , Том. 2, с. 23 . Проверено 15 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Питер Ф. Оствальд, Шуман: Внутренние голоса музыкального гения , с. 250 . Проверено 15 сентября 2014 г.
- ^ Клара Шуман, Жизнь художника , Том. 2, с. 21 . Проверено 15 сентября 2014 г.
- ^ Эрик Сэмс, «Использовал ли Шуман шифры?», The Musical Times , август 1965 г .. Проверено 15 сентября 2014 г.