Ночные произведения
Nachtstücke « или Ночные пьесы» — набор из четырех характерных пьес для фортепиано композитора немецкого и пианиста Роберта Шумана .
Историческая справка
[ редактировать ]Nachtstücke ( ) Ночные пьесы , соч. 23, были написаны в 1839 году вместе с Faschingsschwank aus Wien и опубликованы годом позже. из «Интермеццо Faschingsschwank » первоначально было опубликовано как приложение к « Neue Zeitschrift» и идентифицировано как «фрагмент из Nachtstücke , который должен появиться в ближайшее время». Шуман предусмотрел следующие названия для четырех пьес:
- Трауэрцуг («Траурная процессия»)
- Странная компания
- Ночные разгулы
- Rundgesang mit Solostimmen («Карусель с сольными голосами»)
Эти названия не были включены в оригинальное издание.
Смерть брата
[ редактировать ]Шуман написал « Нахтстюке» в крайне стрессовых обстоятельствах. Зиму он проводил в Вене . 30 марта 1839 года он получил письмо о скорой смерти его старшего брата Эдуарда (1799–1839), которая могла означать экономическую катастрофу для издательского дела семьи. В письме своей невесте Кларе Вик он написал: «Разве ты не оставил бы меня, если бы я теперь стал очень бедным человеком и сказал тебе оставить меня, потому что я не принесу тебе ничего, кроме горя?».
Поскольку он предчувствовал смерть брата, он хотел назвать свою новую композицию Corpse Fantasia .
«Я всегда видела похоронные процессии, гробы, несчастных и отчаявшихся людей. [...] Часто я была настолько расстроена, что текли слезы, и я не знала почему — тогда пришло письмо [жены Эдуарда] Терезы, и я знала почему».
Работая над « Трупной фантазией», Шуман всегда застревал «в таком месте, где казалось, будто кто-то рыдает: «О Боже!» от тяжелого сердца».
Шуман уехал из Вены в Цвикау , Германия, 5 апреля 1839 года, за день до того, как там умер его брат. (Он вообще-то пропустил похороны.) Он писал Кларе:
«В половине четвертого утра в субботу, во время путешествия, я услышал хорал тромбонов — это был момент смерти Эдуарда. [...] Я до сих пор чувствую себя ошеломленным от всего этого напряжения. [...] Без тебя я бы давно был там, где он находится сейчас».
Шуман в конце концов прислушался к совету Клары относительно названия произведения: «Публика не поймет, что вы имеете в виду, и это ее обеспокоит. Я думаю, вам следует согласиться на общее название « Ночные пьесы ».
Шиллера. Похоронная фантазия
[ редактировать ]Поэты XVIII века, видимо, были менее щепетильны. Фридрих фон Шиллер действительно написал « Лейхенфантазию», которая, возможно, вдохновила Шумана. Начало соответствует настроению «Траурной процессии» Шумана :
С мертвым сиянием |
Ло! на высокой луне, ее блеск мертв,
|
Романтические черты
[ редактировать ], собранными под тем же названием, нет очевидной программной связи Между «Ночными пьесами » Шумана и повествованиями Э.Т.А. Гофмана , но фантастическое, мрачное и жуткое настроение схоже.
Части
[ редактировать ]Ночная часть 1
[ редактировать ]Похоронная процессия
До мажор
В Trauerzug есть указание «Mehr langsam, часто zurückhaltend» ( «Более медленный, часто сдержанный» [темп] ). Образ призрачного нащупывания вызывают короткие восьмые аккорды фортепиано , гармоническая неопределенность — только после восьми тактов мы достигаем уверенного до мажора и, что не менее важно, ритмического смещения сильной доли. В милитаристски-торжественных маршах Бетховена траурных и Шопена пунктирный ритм естественно подчеркивает мрачную долю. У Шумана еще есть некоторые зачатки этого милитаристского маршевого ритма, но по иронии судьбы он помещен на «неправильную» долю, подчеркивая четвертую долю и создавая ощущение насмешливой нерешительности. Характерный повторяющийся мотив нисходящих секунд (си-бемоль-агфе, федцб) с последующей модифицированной восходящей инверсией (сдеее) и с пунктирной ритмической фигурой на третьей и четвертой нотах явно напоминает характерную фразу остинато четвертой части Гектора Берлиоза , Фантастическая симфония озаглавленная «Шествие на костер» («Marche au supplice») (см. разделы 50–52, такты 17 и далее). Шуман написал критику симфонии Берлиоза в «Neue Zeitschrift für Musik» четырьмя годами ранее, в 1835 году. [1] , которая была самой длинной из его статей. [ 1 ] Тео Хирсбруннер указал и на другие признаки влияния Берлиоза на Шумана. [ 2 ] Та же идея используется в качестве открытия следующей части Nachtstücke в различной форме (ступенчато нисходящие и восходящие секунды, с характерным акцентированием оптимистичной четверти, снова напоминающей приподнятую половинную ноту темы остинато в четвертой части Фантастической симфонии) . Тема повторяется в героической манере, прежде чем исчезнуть в небытие. Пропуски аккордов и последующие « мелодические дыры» в последних четырех тактах предвещают приемы 20-го века.
Ночная часть 2
[ редактировать ]Любопытная встреча
Фа мажор
Kuriose Versammlung – ( Markiert und lebhaft «Выраженный и живой» ) изобилует частыми отступлениями. Постоянные смены настроения — от резвой насмешки к шутовскому, кокетливому веселью — приводят к отсутствию сплоченности. Программное название указывает на то, что этот эффект , вероятно, был задуман Шуманом.
Механическое качество средней части предполагает наличие « автомата ». (Механизм останавливается на ритардандо, B ♭ 93–94). Идея искусственного «человека» преследовала романтическое воображение, а «автоматы» часто появляются у таких писателей, как Э.Т.А. Хоффманн или Эдгар Аллан По (1809–1849). Карл Райнеке включил «Автоматы крестного отца Дроссельмейера» из сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» в свою постановку сказки в четыре руки на фортепиано. Повествование Гофмана «Der Sandmann» из «Nachstücke» знакомит со знаменитым автоматом «Олимпия». Натаниэль, главный герой этого повествования, влюбляется в Олимпию, забывая свою настоящую любовь, Клару.
Ночная часть 3
[ редактировать ]Ночной запой
Ре ♭ Мажор
Nächtliches Gelage – ( Mit großer Lebhaftigkeit «С большой живостью» ) можно описать как «ночной Faschingsschwank » или «ночную «карнавальную сцену» », и между этими двумя произведениями, написанными в Вене, есть безошибочное сходство. страсть менее здорова Но в Nachtstücke . Опьяненная тоска взрывается импульсивными вспышками энергии, за которыми следует экстатическое наслаждение. Эти послабления прерываются двумя «интермеццо», первое — зловещим бормотанием подавленного волнения, второе — призрачным «Wilde Jagd» ( «Дикая охота» ). Эти эпизоды, очевидно, не связанные друг с другом фрагменты, действительно имеют тесную мотивическую связь: первое «интермеццо» создано на основе заключительной части основной темы, а второе «интермеццо» имитирует кульминацию основной части A ♭ мажорной темы.
Ночная часть 4
[ редактировать ]Roundelay с сольными голосами
Фа мажор
Шумана часто критикуют за то, что он использует структуру просто как основу для распространения тем. Возникающую в результате «бессвязность» часто объясняют ухудшением психического здоровья композитора. Однако факт остается фактом: склонность Шумана к аллюзиям сделала многие отношения слишком тонкими для чувств (нехудожественного) аналитика.
Rundgesang mit Solostimmen – ( Ad libitum . Einfach «Свободно. Простой» ), например, конечно помнит маршевый ритм Траурной процессии но был изменен на простую народную мелодию, добавлены лютневые , арпеджио и смещение пунктирный ритм «исправлен», вызывая чувство утешения.
Крайне лаконичное вступление представляет собой блаженно-лишнее восклицание «Евсевия», возвещающее заключительный эпилог .
Ссылки
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Nachtstücke : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Шуман: Ночные пьесы , соч. 23 на YouTube , Исполняет Эмиль Гилельс
- Анимационная партитура на YouTube в исполнении Эмиля Гилельса
- Выступление на YouTube , солист фортепиано: Золтан Фейервари