Концерт для виолончели (Шуман)
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( сентябрь 2015 г. ) |
Концерт для виолончели ля минор , соч . 129 Роберта Шумана был завершен всего за две недели, с 10 по 24 октября 1850 года, вскоре после того, как Шуман стал музыкальным руководителем в Дюссельдорфе . [ 1 ]
Концерт ни разу не исполнялся при жизни Шумана. [ 1 ] Премьера состоялась 23 апреля 1860 года, через четыре года после его смерти, в Ольденбурге , с Людвигом Эбертом в качестве солиста. [ 2 ]
Продолжительность типичного выступления составляет около 25 минут. [ 3 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Произведение исполнено для виолончели соло, двух флейт , двух гобоев , двух кларнетов , двух фаготов , двух валторн , двух труб , литавр и струнных . [ 3 ]
Структура
[ редактировать ]Написанный в конце его короткой жизни, концерт считается одним из самых загадочных произведений Шумана из-за его структуры, длины экспозиции и трансцендентного качества вступления, а также интенсивного лиризма второй части. [ 1 ] В автографе Шуман дал название Konzertstück ( концертная пьеса ), а не Konzert ( концерт ), что предполагало, что он с самого начала намеревался отойти от традиционных условностей концерта. [ 4 ]
Как и многие другие произведения Шумана, в концерте используется как полностью реализованный, так и фрагментарный тематический материал, представленный в первой части, материал, который затем цитируется и развивается повсюду. Таким образом, при относительно коротких, связанных частях концерта, концерт очень един как по материалу, так и по характеру, хотя эмоциональный диапазон произведения широк. Использование Шуманом одних и тех же тем в разных контекстах и настроениях придает концерту сильное ощущение развития характера и расширенную эмоциональную дугу: от вступительных тактов, колеблющихся между глубоко медитативными и взволнованными, до блестящего, утвердительного заключения.
Произведение состоит из трёх частей:
- Не слишком быстро (ля минор – ля мажор)
- Первая часть концерта начинается с очень короткого оркестрового вступления, за которым следует представление солистом основной темы, за которым, в свою очередь, следует короткое тутти , ведущее к дополнительному мелодическому материалу, который одновременно является новым и связан с тем, что предшествовало. это. Таким образом, характер произведения — это импровизация и фантазия, хотя большая часть перепросмотра довольно близко следует за экспозицией.
- Медленный (фа мажор)
- В короткой, интенсивно мелодичной второй части солист иногда использует двойные остановки . В нем также присутствует нисходящая квинта - жест, используемый на протяжении всей пьесы как сигнал и дань уважения его жене Кларе Шуман - этот мотив использовался с той же целью в его первой сонате для фортепиано . Также у солиста есть дуэт с главным виолончелистом, очень необычная фактура; некоторые предполагают, что это можно интерпретировать как разговор между Кларой и композитором, в то время как более прагматичное объяснение состоит в том, что Шуман расширяет обычный гармонический, динамический и выразительный диапазон соло виолончели, добавляя дополнительный аккомпанирующий материал, создавая тем самым впечатление более крупный, более полно реализованный сольный инструмент.
- Очень живо (ля минор – ля мажор)
- Третья часть представляет собой более легкую, но решительную часть сонатной формы, и здесь Шуман впервые в произведении использует литавры, усиливая маршевый характер основной темы. В конце части следует аккомпанированная каденция , нечто беспрецедентное во времена Шумана; эта каденция переходит в финальную коду, в которой Шуман возвращается в ля-мажор. В течение двадцатого века и раньше некоторые виолончелисты предпочитали вместо этого включать свою собственную каденцию без аккомпанемента (например, Пау Казальс , Эмануэль Фейерманн и т. Д.), Хотя нет никаких указаний на то, что Шуман хотел ее.
Шуман, как известно, ненавидел аплодисменты между движениями. В результате перерывов между частями концерта нет. [ 5 ] Что касается виртуозности концерта, Шуман ранее в своей жизни заявил: «Я не могу написать концерт для виртуоза; я должен подумать о чем-то другом». [ 6 ] В концерте для виолончели, хотя инструмент используется в полной мере, сочинение солиста обычно избегает виртуозной демонстрации, характерной для многих концертов того времени. [ 7 ]
Прием
[ редактировать ]Хотя концерт для виолончели сейчас исполняется с некоторой регулярностью, произведение многие десятилетия оставалось в безвестности и практически неизвестно. Шуману не удалось добиться премьеры произведения, и первоначальная реакция на его музыку была в основном очень негативной. Частично это могло быть связано с необычной структурой произведения, а также с личным, внутренним характером музыки и отсутствием отрывков, написанных для демонстрации технических навыков солиста-виолончелиста. Хотя критика произведения сохраняется, некоторые виолончелисты помещают концерт Шумана рядом с концертами для виолончели Дворжака и Элгара в группу великих романтических произведений для своего инструмента.
Распоряжения
[ редактировать ]Шуман создал версию для скрипки с оркестром, которую Йозеф Иоахим . мог играть [ 8 ] Дмитрий Шостакович реорганизовал Концерт для виолончели в 1963 году как свой опус 125. [ 9 ]
Записи
[ редактировать ]20 век
[ редактировать ]- 1930: Грегор Пятигорский , Лондонский филармонический оркестр , Джон Барбиролли , Наксос , Уорнер
- 1942: Тибор де Мачула , Берлинский филармонический оркестр , Вильгельм Фуртвенглер , Deutsche Grammophon
- 1950: Гаспар Кассадо , Радио-симфонический оркестр Штутгарта , Ханс Мюллер-Край
- 1953: Пабло Казальс , Оркестр фестиваля Прад , Юджин Орманди , Sony
- 1953: Морис Жандрон , Оркестр Романской Швейцарии , Эрнест Ансерме
- 1953: Daniil Shafran , Russian State Symphony Orchestra , Kirill Kondrashin
- 1955: Пауль Тортелье , Симфонический оркестр Лейпцигского радио MDR , Герман Абендрот , Berlin Classics - 5 сентября 1955 г.
- 1960: Пьер Фурнье , Филармонический оркестр , сэр Малкольм Сарджент , EMI
- 1960: Зара Нельсова , Симфонический оркестр Берлинского радио , Георг Людвиг Йохум , Аудте [ 10 ]
- 1960: Мстислав Ростропович , Ленинградский филармонический оркестр , Геннадий Рождественский , Deutsche Grammophon — 12 сентября 1960
- 1961: Леонард Роуз , Нью-Йоркский филармонический оркестр , Леонард Бернштейн , Колумбия
- 1962: Владимир Орлов , Бухарестский симфонический оркестр , Мирча Кристеску [ 11 ]
- 1962: Янош Старкер , Лондонский симфонический оркестр , Станислав Скровачевский , Decca - 10 июля 1962 года.
- 1964: Андре Наварра , Чешский филармонический оркестр , Карел Анчерл , Epic Records
- 1968: Жаклин дю Пре , Оркестр Новой филармонии , Даниэль Баренбойм , Уорнер - 11 мая 1968 года.
- 1976: Мстислав Ростропович, Национальный оркестр Франции , Леонард Бернстайн , EMI ( на премию Грэмми ) номинация
- 1981: Линн Харрелл , Кливлендский оркестр , сэр Невилл Марринер , Decca [ 12 ]
- 1986: Миша Майский , Венская филармония , Леонард Бернстайн, Deutsche Grammophon
- 1988: Генрих Шифф , Берлинский филармонический оркестр , Бернард Хайтинк , Philips
- 1988: Йо-Йо Ма , Симфонический оркестр Баварского радио , Колин Дэвис , Sony
- 1991: Наталья Гутман , Лондонский филармонический оркестр , Курт Мазур , EMI
- 1996: Стивен Иссерлис , Немецкая камерная филармония Бремена , Кристоф Эшенбах - 15 июня 1996 г.
- 1997: Миша Майский , Камерный оркестр «Орфей» , Deutsche Grammophon — 26 марта 1997 г.
21 век
[ редактировать ]- 2002: Ян Фоглер , Мюнхенский камерный оркестр , Кристоф Поппен , Berlin Classics
- 2005: Трульс Мёрк , Филармонический оркестр Радио Франции , Пааво Ярви, Эрато
- 2006: Альбан Герхардт , Симфонический оркестр Берлинского радио , Ханну Линту , Гиперион
- 2006: Наталья Гутман , Камерный оркестр Малера , Клаудио Аббадо , Deutsche Grammophon
- 2008: Рафаэль Валлфиш , Камерный оркестр Пфорцхайма , Никлас Виллен , Nimbus Records
- 2009: Даниэль Мюллер-Шотт , Симфонический оркестр NDR , Кристоф Эшенбах , Наксос
- 2016: Жан-Гиэн Кейрас , Freiburger Barockorchester , Пабло Эрас-Касадо , Harmonia Mundi
- 2018: Готье Капюсон , Камерный оркестр Европы , Бернар Хайтинк , Эрато
- 2018: Соль Габетта , Kammerorchester Basel , Джованни Антонини , Sony Classical (Инструменталист года, Opus Klassik Awards 2019) [ 13 ]
- 2020: Рафаэла Громс , Симфонический оркестр Берлинского радио , Николас Картер, Sony
- 2024: Кристиан-Пьер Ла Марка, Филармонический оркестр , Рафаэль Мерлен, Naïve Records - 19 июля 2024 г. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Дотси, Кэлвин (11 февраля 2020 г.). «Утерянный шедевр: Концерт для виолончели Шумана ля минор, опус 129» . Хьюстонский симфонический оркестр . Проверено 19 июля 2024 г.
- ^ «Концерт для виолончели ля минор, соч. 129» . Альфред Музыка . Проверено 19 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Познер, Ховард. «Концерт для виолончели ля минор, соч. 129, Роберт Шуман» . Лос-Анджелес Фил . Проверено 19 июля 2024 г.
- ^ Макдональд, Калум. «Концерт для виолончели ля минор, соч. 129 (Шуман)» . Гиперион Рекордс . Проверено 19 июля 2024 г.
- ^ Шмидт, Элейн (1 октября 2009 г.). «Йо-Йо Ма демонстрирует масштаб величия» . Милуоки Журнал Страж . Проверено 19 июля 2024 г.
- ^ Хортон, Джулиан (30 ноября 2023 г.), «Происхождение фортепианного концерта Шумана» (PDF) , Роберт Шуман: Фортепианный концерт , Новые кембриджские музыкальные справочники, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 60, ISBN 978-1-316-51258-6 , получено 19 июля 2024 г.
- ^ Смит, Питер Х. (апрель 2016 г.). «Ля-минорное настроение Шумана: диалектика позднего стиля в первой части Концерта для виолончели» . Журнал теории музыки . 60 (1): 69. дои : 10.1215/00222909-3448755 . ISSN 0022-2909 . JSTOR 44163753 – через JSTOR.
- ^ «Филипп Граффен – Клара и Роберт Шуманы» . Ониксовая классика . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 25 мая 2012 г.
- ^ Халм, Дерек К. (18 февраля 2010 г.). Каталог Дмитрия Шостаковича: Первые сто лет и далее . Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-7265-3 .
- ^ Гринбэнк, Стивен. «Рецензия: Зара Нельсова (виолончель) Концерты и сонаты для виолончели» . Музыкальная сеть International . Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ Геффен, Пол. «Обзор компакт-диска: Искусство Владимира Орлова» . Классическая сеть . Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ «Шуман: Концерт для фортепиано с оркестром и Концерт для виолончели» . Престо Музыка .
- ^ «Победители 2019» . Опус Классик . Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ «Шуман: Концерт для виолончели» . Престо Музыка . Проверено 19 июля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт для виолончели : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур