Концерт для скрипки с оркестром (Шуман)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2016 г. ) |
Концерт для скрипки с оркестром | |
---|---|
Шуман Роберт | |
Ключ | Ре минор |
Каталог | ВуО 1 |
Период | Романтический |
Составленный | 1853 |
Движения | 3 |
Подсчет очков | Скрипка и оркестр |
Премьера | |
Дата | 26 ноября 1937 г. |
Расположение | Берлин |
Роберта Шумана , Концерт для скрипки с оркестром ре минор WoO 1 , написанный в 1853 году, был его единственным скрипичным концертом и одним из последних его значительных произведений. Оно оставалось неизвестным никому, кроме очень узкого круга, более 80 лет после его написания.
Инструментарий
[ редактировать ]Концерт написан для скрипки соло, 2 флейт, 2 гобоя, 2 кларнетов B ♭ , 2 фаготов, 2 валторн F, 2 труб B ♭ , литавр и струнных.
Структура
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
Исполняет Джошуа Белл с Кливлендским оркестром под управлением Кристофа фон Донаньи. | |
I. В энергичном, не слишком быстром темпе | |
II. Медленно. | |
III. Живо, но не быстро |
Концерт выполнен в традиционной трехчастной форме «быстро-медленно-быстро». Она принадлежит не столько поэтическому и страстному стилю ранних шедевров Шумана, сколько более объективной, классической манере его позднейшей музыки, начало которой положила «Рейнская» симфония 1850 года.
- В сильном, не слишком быстром темпе (Ре минор – Ре мажор)
- Вступительная часть, выполненная в сонатной форме , задумана скорее на симфонических, чем на концертных линиях. Ее мощная вступительная тема доминирует в произведении, и хотя роль скрипки чрезвычайно сложна, ее подчинение «симфонической» схеме подчеркивается отсутствием каденции .
- Медленный ( си-бемоль мажор )
- Вторая часть, си-бемоль, имеет характер сильно лирического интермеццо, тема которого намекает на Geistervariationen WoO 24, и без паузы переходит в третью часть. До предпоследнего такта в этой части не используются духовые инструменты, кроме фаготов и трубы.
- Живо, но не быстро ( Ре мажор )
- Третья часть представляет собой энергичный и танцевальный финал сонаты-рондо в параллельном мажоре ре мажор с сильным ритмом полонеза .
Состав
[ редактировать ]Шуман написал ее в Дюссельдорфе между 11 сентября и 3 октября 1853 года для скрипача Йозефа Иоахима . Только что он завершил еще одно произведение для Иоахима, « Фантазию до мажор» , соч. 131. 1 октября в молодой Иоганнес Брамс жизнь Шумана вошел . Судя по всему, Шуман сочинил финал Концерта за три дня: 1–3 октября, после знакомства с Брамсом. Позже в октябре он сотрудничал со своим новым другом Брамсом и своим учеником Альбертом Дитрихом в Сонате «FAE» для скрипки и фортепиано, также написанной для Иоахима.
Последующая история и противоречивые мнения
[ редактировать ]Шумана Хотя Иоахим исполнил «Фантазию» , он никогда не исполнял Скрипичный концерт. Проиграв ее с Ганноверским придворным оркестром (концертмейстером которого был Иоахим) для Шумана в октябре 1853 года, Иоахим сохранил рукопись на всю оставшуюся жизнь. После попытки самоубийства Шумана в феврале 1854 года и последующего упадка и смерти в санатории в Энденихе Иоахим, очевидно, подозревал, что Концерт был продуктом безумия Шумана, и считал музыку болезненной. Биограф Иоахима Андреас Мозер воспроизвел письмо, в котором Иоахим обсуждал Концерт Шумана как проявление «определенного истощения, пытающегося выжать последние ресурсы духовной энергии», хотя «некоторые отдельные отрывки свидетельствуют о глубоких чувствах творческого художника». [ 1 ]
Мнение Иоахима возобладало над вдовой композитора Кларой и Брамсом, произведение не было опубликовано в Полном издании сочинений Шумана и фактически хранилось в секрете на протяжении всего XIX века. Однако Брамс опубликовал в дополнительном томе к Шумановскому изданию «Последнюю музыкальную мысль Шумана», тему, на которую Шуман начал сочинять вариации в начале 1854 года. Шуман думал, что эта тема была продиктована ему духами Мендельсона . и Шуберт , больше не осознающий, что это была мелодия, которую он использовал в медленной части Скрипичного концерта. Брамс также написал на эту тему серию фортепианных дуэтных вариаций, свой Opus 23.
Духовные голоса
[ редактировать ]Иоахим передал рукопись концерта в Прусскую государственную библиотеку в Берлине и заявил в своем завещании (он умер в 1907 году), что произведение не следует ни исполнять, ни публиковать до тех пор, пока не пройдет 100 лет после смерти композитора, то есть до 1956 года. Однако в марте 1933 год, во время спиритического сеанса в Лондоне, на котором присутствовали две внучатые племянницы Иоахима, сестры-скрипачки Джелли д'Араньи и Адила Факири. , духовный голос, назвавшийся Робертом Шуманом, попросил мисс д'Араньи вернуть его неопубликованную работу (о которой она утверждала, что ничего не знает) и исполнить ее. Во втором сообщении, на этот раз от духа Иоахима, они были направлены в Прусскую государственную библиотеку.
Участие Менухина
[ редактировать ]Однако в течение четырех лет ничего не было слышно, пока в 1937 году Schott Music музыкальное издательство в Майнце не отправило копию партитуры Иегуди Менухину с просьбой высказать свое мнение. Он сыграл ее с Хефзибой Менухином и в июле 1937 года сообщил дирижеру Владимиру Гольшману , что это исторически недостающее звено скрипичной литературы. Менухин планировал провести мировую премьеру в Сан-Франциско и объявил об этом 3 октября, но был прерван появлением Джелли д'Араньи, которая на основании спиритуалистических посланий потребовала для себя права первого выступления.
Первые выступления и запись
[ редактировать ]Однако все это было тщетно, поскольку мировые авторские права на концерт принадлежали Германии, а правительство Германии настояло на том, чтобы мировую премьеру провел немец. Георг Куленкампф довольно подробно поработал над партитурой, чтобы сделать ее играбельной, вместе с Паулем Хиндемитом (который, хотя его собственные произведения теперь были запрещены к исполнению в Германии, подготовил редукцию для скрипки и фортепиано) и с Георгом Шунеманном , и именно Куленкампф дал первое выступление 26 ноября 1937 года с Берлинской филармонией . Куленкампф записал ее вскоре после первого выступления. [ 2 ] Менухин дал второе выступление в фортепианной версии в сопровождении Фергюсона Вебстера в Карнеги-холле , Нью-Йорк , 6 декабря 1937 года и повторил его с Симфоническим оркестром Сент-Луиса под управлением Гольшмана 23 декабря. Джелли д'Араньи дала первое выступление в Лондоне с Симфоническим оркестром BBC в Королевском зале. [ 3 ]
Концерт постепенно проник в концертный репертуар и сейчас признан важным произведением композитора. Для записи, сделанной в 1988 году, австрийский скрипач Томас Цетмайр вернулся к оригинальной рукописи Шумана, исправив многие ошибки в опубликованном издании.
Концерт Дитриха
[ редактировать ]Альберт Дитрих , который наверняка видел Скрипичный концерт Шумана в месяц его завершения, сочинил в 1874 году собственный Скрипичный концерт, предназначенный для Иоахима, в той же тональности (ре минор); Однако в финале Дитриха используются ритмы польки, а не полонеза. Возможно, на это повлияло его личное знание неисполненного произведения (хотя влияние Брамса обнаружить легче). [ 4 ]
Избранные записи
[ редактировать ]- Генрик Шеринг , Лондонский симфонический оркестр под управлением Антала Дорати, Меркьюри, 1964 г.
- Гидон Кремер , Лондонский филармонический оркестр под управлением Риккардо Мути , 1983 г.
- Томас Зеетмайр, Филармонический оркестр под управлением Кристофа Эшенбаха, Тельдек, 1989 г.
- Гидон Кремер, Камерный оркестр Европы под управлением Николауса Арнонкура , 1994 (вживую)
- Джошуа Белл , Кливлендский оркестр , Кристоф фон Донаньи , 2005 г.
- Изабель Фауст , Фрайбургский барочный оркестр под управлением Пабло Эрас-Касадо , Harmonia Mundi , 2015
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Письмо от 5 августа 1898 года. Перевод Ханса Гала, изд., The Musician's World (Лондон: Thames & Hudson, 1965).
- ^ Р. Магидофф, Иегуди Менухин, стр.183-184.
- ^ «После некоторой задержки и большой предварительной огласки был также услышан недавно обнаруженный скрипичный концерт Шумана; чем меньше будет сказано об этом печальном фиаско, тем лучше». - Р. Элкин, Королевский зал 1893-1941 (Райдер, Лондон, 1944), 51.
- ^ Шоулз, Жаклин (август 2021 г.). «Концерты ре минор и симфонии кружка Брамса – Шумана в 1850-х годах: перекрестные связи и влияние Бетховена» . Музыкальный обзор девятнадцатого века . 18 (2): 209–240. дои : 10.1017/S1479409820000245 . ISSN 1479-4098 .
Источники
[ редактировать ]- Ханс Галь , Оркестровая музыка Шумана (Лондон: BBC Music Guides, 1979), 59–62.
- Клифтон Хелливелл, Музыка в воздухе (Tabb House, Падстоу, 1989), стр. 87–89.
- Р. Магидофф, Иегуди Менухин: История человека и музыканта (Роберт Хейл, Лондон, 1956), 182–87.
- Эрик Палмстиерна, Горизонты бессмертия (Лондон, 1937).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт для скрипки с оркестром : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур