Jump to content

Пять пьес в народном стиле

Пять пьес в народной музыке
Шуман Роберт
Ключ Несовершеннолетний
Каталог На. 102
Период Романтический
Составленный 1849  ( 1849 )
Опубликовано 1851  ( 1851 )
Движения 5
Подсчет очков Виолончель и фортепиано

Пять пьес Роберта Шумана в народном стиле (нем. Fünf Stücke im Volkston ), соч. 102 — набор из пяти коротких пьес для виолончели и фортепиано, написанных в 1849 году и опубликованных в 1851 году с посвящением виолончелисту Андреасу Грабау [ де ] . Это было единственное опубликованное произведение Шумана, предназначенное специально для исполнения на виолончели и фортепиано, хотя пьесы также появились в версии, подготовленной Шуманом для скрипки и фортепиано. На титульном листе первого издания написано «скрипка ad libitum».

Еще один набор из пяти пьес для фортепиано и виолончели был сочинен Шуманом в 1853 году и исполнен в частном порядке и получил признание; но произведения так и не появились в печати и были уничтожены в 1893 году Кларой , которая считала их низшим продуктом безумия. [ 1 ]

Последняя половина 1840-х годов была для Шумана продуктивными годами. [ 2 ] После женитьбы на Кларе в 1840 году Шуман вновь открыл для себя интерес к сочинению музыки не для фортепиано соло , которым он в некоторой степени занимался в юности, но от которого он в значительной степени отказался, чтобы сосредоточиться на более прибыльной музыке, которая появится в период ему двадцать лет. За это время Шуман сочинял музыку самых разных жанров. [ 3 ]

В начале 1840-х годов Шуман завершил и опубликовал свои струнные квартеты: Фортепианный квинтет и квартет , а также Анданте и вариации для двух фортепиано. В 1845 году Шуманы переехали в Дрезден, который Шуман считал подходящим местом для пары еще до их свадьбы. [ 4 ] Там они проведут вторую половину десятилетия. Шуман обратился к камерной музыке меньшего масштаба; вся камерная музыка этого периода была для фортепиано и одного или двух других инструментов. Шуман сочинил три дуэта, первый из которых он завершил в 1849 году: Пять пьес , Адажио и Аллегро для валторны и фортепиано и Фантазию для кларнета, соч. 73. Период 1845–53 был также временем сочинения и премьер всех концертных и концертных произведений Шумана, начиная с фортепианного концерта , появившегося в 1845 году. и депрессия, чтобы завершить симфонию, опубликованную как его Вторая . [ 5 ]

Бюст зрелого Шумана, установленный как памятник в парке, окружающем Цвингертайх , Дрезден.

1849 год был для Шуманов особенно активным. Роберт был занят доработкой своей оперы «Геновева» , премьера которой в Лейпциге должна была состояться в следующем году. Но в феврале и марте он завершил Fantasiestücke , Adagio и Allegro для валторны и фортепиано, Konzertstück для четырёх валторн с оркестром, а также несколько хоровых произведений и циклов Lieder , включая Romanzen für Frauenstimmen , набор частичных песен, и Испанская лидершпиль песен для четырех солистов. [ 6 ] Это означало доход Шумана (приоритет для него в 1849 году, который завершился публикацией прибыльного альбома «Альбом для молодежи »), а также способствовало повышению его авторитета среди благородной публики Дрездена, где мелкая домашняя музыка была более ценной. более популярны, чем концертные произведения, прославившие Шумана в других странах. [ 7 ] Тем временем назревали беспорядки Майского восстания в Дрездене , где жил Шуман. В то время Клара была беременна Фердинандом, их шестым ребенком, но в начале мая они были вынуждены бежать из города и переехали жить в соседнюю деревню Крайша. [ 8 ]

« Пять пьес» были задуманы в самом начале расцвета интереса Шумана к камерным произведениям для дуэтов, поэтому результат проекта был для Шумана в некоторой степени экспериментальным по форме и текстуре. Они на два года предшествовали его первой традиционной сонате для солиста и аккомпанемента фортепиано, первой сонате для скрипки ; они также на год предшествовали написанию концерта для виолончели и служили Шуману местом для текстурных и технических экспериментов в написании виолончели. Произведения также отражают давний интерес Шумана к народной музыке, особенно к музыке Германии и Богемии.

Посвятитель произведения Андреас Грабау был виолончелистом Лейпцигского оркестра Гевандхауса и знаменитым камерным музыкантом. Он познакомился с Кларой Шуман в 1828 году, когда ей было девять лет, и вскоре был представлен Роберту. Позже он представит первое и третье фортепианные трио Шумана. Это был Давидсбюндлер , которым очень восхищался Шуман, который в юности учился игре на виолончели. За год до их публикации в 1851 году Грабау исполнил « Пять пьес» с Кларой наедине в честь сорокалетия Шумана. [ 9 ] Произведение было опубликовано в Касселе Карлом Лукхардтом в сентябре 1851 года. Шуман подготовил альтернативное издание для скрипки и фортепиано. [ 1 ] После смерти Шумана Клара устроила публичную премьеру произведения в декабре 1859 года в Лейпцигском Гевандхаусе . Фридриха Грюцмахера сопровождала сама Клара.

Каждая из пяти пьес в народном стиле обладает самобытным характером, а сильный контраст по настроению, темпу и технике пьес придает произведению общую структуру. Несмотря на любовь Шумана к программе и намек в названии произведения на немецкую народную музыку (или, в некоторых переводах, на «популярную» музыку), Шуман не давал пьесам индивидуальных названий; только первый получил от Шумана атмосферный заголовок на латыни Vanitas vanitatum («Суета сует», начало Экклезиаста , но, возможно, более непосредственно вдохновленный названием стихотворения Гете «Vanitas! Vanitatum vanitas»); [ 10 ] вообще любимое изречение Шумана). [ 11 ]

Части:

  1. Vanity Vanity : Mit Humor (С юмором)
  2. Медленный
  3. Не быстро, сыграно с большим тоном
  4. Не слишком быстро
  5. Сильный и заметный

Весь сет выполнен в ля миноре , тональности его первой, последней и средней частей. Второй («Лангсам») фа мажор; четвертый («Nicht zu rasch») ре мажор. Все в размере 2/4, кроме номера 3 в размере 6/8 и номера 4 в обычном времени .

Эти произведения не являются просто народными песнями; их темы не взяты из народных песен. Вместо этого каждая композиция представляет собой совершенно оригинальную композицию, имитирующую стиль народной музыки. В соответствии с народным стилем пьесы не являются необычно гармонически экспериментальными, как многие из его поздних композиций, но Шуман достиг ощущения фолка благодаря ритмической изобретательности. [ 12 ] В частности, он экспериментирует в сете с несбалансированными фразами и сильными, нерегулярными синкопами. Рассмотрим первую часть основной темы номера один ( Vanitas vanitatum ), изложенную здесь в первых четырех тактах партии виолончели:


{
  \set Staff.midiInstrument = #"виолончель"
  \транспозиция с
  \время 2/4
  \tempo "С юмором"
  \set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 4 = 90
  \ключ бас
  \once\hideNotes\grace c64
  \once\override Staff.Clef.X-extent = #'(1 . 2)
  \ключ скрипичный
  e''8\p(a'') e''-. д''-. c''16-. б'-. а'8-. d''(f'') b'-. а'-. gis'16-. фис'-. е'8-. a'( c'') c'16\marcato b a8
}

Этот отрывок построен на ритмическом мотиве, который появляется во 2, 3 и 4 тактах (полуквавер-полуквавер-трепетание), при этом включение резких, характерных ритмов, подобных этому, является типично шуманским приемом; третья часть вальса соч. 2 Papillons содержат очень похожий ритмический пример. Но самое яркое ритмическое чувство — это ощущение дисбаланса, потому что фраза разбивается на группы по 3, 3 и 2 дрожания, каждая из которых завершается мотивом; поскольку время пьесы составляет два, мотив приходится на первую долю второго такта, но на вторую долю третьего и четвертого тактов. Эффект почти напоминает Бартока фолк-работы .

Основная тема второго произведения лирична и медленна, но имеет тот же повторяющийся и ритмически любопытный характер, что и номер один:


{
  \set Staff.midiInstrument = #"виолончель"
  \время 2/4
  \key f \major
  \tempo "Лангсам"
  \set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 4 = 75
  \ключ бас
  a4\p( c' f'4. f8) bes4( \grace {c'8 bes8} ag) a4( c' f'4. f8) bes4( \grace {c'8 bes8} ag) g( f) f4
}

Тема начинается трехтактовой мелодией, содержащей арпеджио, восходящее к тонике, спуск на октаву, затем орнаментированный трехнотный спуск от B к G; затем мелодия повторяется в точности, а последний такт обеспечивает каденцию. Однотактовая каденция, добавленная к мелодии, придает всей теме продолжительность в семь тактов, что является нерегулярной длиной для пьесы, которая была продуктом раннего романтического движения в музыке, в которой доминируют сбалансированные четырехтактные фразы, типичные для Шуберта. , Мендельсона и даже Шумана в большей части его произведений. Неравномерная семитактовая тема придает второй пьесе плавное ощущение плавности. Он продвигает музыку вперед в поисках ритмической стабильности.

Прием и влияние

[ редактировать ]

Произведения были хорошо приняты коллегами-музыкантами и критиками Шумана во время их написания и публикации. Следующий обзор композитора Карла Эмануэля Клича типичен для критического отношения к более позднему творчеству Шумана. Оно появилось в Neue Zeitschrift für Musik за два месяца до публикации «Пяти пьес » в сентябре 1851 года:

Разумеется, мы не должны ожидать в этих произведениях чего-то такого, чего желает салон и как привыкли подавать нам виртуозы ради развития своей бравурности, а тем более пары-тройки мелодических лоскутков с традиционным народным характером; напротив, это произведения, поэтически сочиненные композитором в свободном народном духе, произведения, представляющие отдельные моменты народной жизни в довольно идеализированной форме. Связь с некоторыми мнениями относительно истощения духа народа обнаруживается быстро, если кто-нибудь попытается заглянуть глубже. Они определенно не для легкомысленных игроков; как это обычно бывает с тональными стихами нашего мастера, не каждый человек открывает необъятность местности с первого раза. Юмор и смелый дух, который побеждает все остальное, поражают нас уже в первых тактах № 1. Над ними читается заголовок «vanitas vanitatum», который как нельзя лучше описывает их. №№ 2 и 3 говорят о скрытности и нежной жалобе посредством простых, но настойчивых звуков, № 4 и 5 – о силе и решительности с напыщенной манерой. Эти пьесы требуют не столько виртуоза, сколько искусного исполнителя, способного говорить на своем инструменте звуком и смыслом. [ 13 ]

См. также

[ редактировать ]
Ссылки
  1. ^ Перейти обратно: а б Хертрих, Эрнст (2010). Предисловие к «Пяти пьесам в народном стиле», op. 102 для виолончели и фортепиано (PDF) . Г. Хенле Верлаг .
  2. ^ Дженсен 2012 , с. 217.
  3. ^ Уортен 2010 , с. 255.
  4. ^ Дженсен 2012 , с. 209.
  5. ^ Дженсен 2012 , с. 214.
  6. ^ Оствальд 1985 , с. 225.
  7. ^ Дженсен 2012 , с. 222.
  8. ^ Оствальд 1985 , с. 219.
  9. ^ Шлегель, Тереза ​​(2020). «Андрей Грабау » Шуман-Портал.оф . Получено 9 мая.
  10. ^ « Ванитас! Vanitatum vanitas!" " . Произведения Й.В. фон Гете . Том. 9 – через Wikisource . (по-английски); (на немецком языке)
  11. ^ Иссерлис, Стивен. « Пять пьес в народном тоне , соч. 102» . Гиперион Рекордс . Проверено 9 мая 2023 г.
  12. ^ Черный 2010 , с. 22.
  13. ^ Новый журнал для музыки , том 35, июль 1851 г., стр. 212
Источники
  • Блэк, Лео (2010). «Демотичный Шуман (так что же это за «народный тон»?): Fünf Stücke im Volkston Op.102». Музыкальные времена . 151 (1911): 19–38. JSTOR   20721616 .
  • Дженсен, Эрик Фредерик (13 февраля 2012 г.). Шуман . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-983068-8 .
  • Оствальд, П.Ф. (1985). Шуман: Музыка и безумие . Лондон: Виктор Голланц. OCLC   866257599 .
  • Уортен, Джон (2010). Роберт Шуман . ISBN  0-300-16398-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bed45ba3134970ea2c02353a9e02e327__1709519160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/27/bed45ba3134970ea2c02353a9e02e327.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Five Pieces in Folk Style - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)