Пять пьес в народном стиле
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2023 г. ) |
Пять пьес в народной музыке | |
---|---|
Шуман Роберт | |
![]() | |
Ключ | Несовершеннолетний |
Каталог | На. 102 |
Период | Романтический |
Составленный | 1849 |
Опубликовано | 1851 |
Движения | 5 |
Подсчет очков | Виолончель и фортепиано |
Пять пьес Роберта Шумана в народном стиле (нем. Fünf Stücke im Volkston ), соч. 102 — набор из пяти коротких пьес для виолончели и фортепиано, написанных в 1849 году и опубликованных в 1851 году с посвящением виолончелисту Андреасу Грабау . Это было единственное опубликованное произведение Шумана, предназначенное специально для исполнения на виолончели и фортепиано, хотя пьесы также появились в версии, подготовленной Шуманом для скрипки и фортепиано. На титульном листе первого издания написано «скрипка ad libitum».
Еще один набор из пяти пьес для фортепиано и виолончели был сочинен Шуманом в 1853 году и исполнен в частном порядке и получил признание; но произведения так и не появились в печати и были уничтожены в 1893 году Кларой , которая считала их низшим продуктом безумия. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Последняя половина 1840-х годов была для Шумана продуктивными годами. [ 2 ] После женитьбы на Кларе в 1840 году Шуман вновь открыл для себя интерес к сочинению музыки не для фортепиано соло , которым он в некоторой степени занимался в юности, но от которого он в значительной степени отказался, чтобы сосредоточиться на более прибыльной музыке, которая появится в период ему двадцать лет. За это время Шуман сочинял музыку самых разных жанров. [ 3 ]
В начале 1840-х годов Шуман завершил и опубликовал свои струнные квартеты: Фортепианный квинтет и квартет , а также Анданте и вариации для двух фортепиано. В 1845 году Шуманы переехали в Дрезден, который Шуман считал подходящим местом для пары еще до их свадьбы. [ 4 ] Там они проведут вторую половину десятилетия. Шуман обратился к камерной музыке меньшего масштаба; вся камерная музыка этого периода была для фортепиано и одного или двух других инструментов. Шуман сочинил три дуэта, первый из которых он завершил в 1849 году: Пять пьес , Адажио и Аллегро для валторны и фортепиано и Фантазию для кларнета, соч. 73. Период 1845–53 был также временем сочинения и премьер всех концертных и концертных произведений Шумана, начиная с фортепианного концерта , появившегося в 1845 году. и депрессия, чтобы завершить симфонию, опубликованную как его Вторая . [ 5 ]

1849 год был для Шуманов особенно активным. Роберт был занят доработкой своей оперы «Геновева» , премьера которой в Лейпциге должна была состояться в следующем году. Но в феврале и марте он завершил Fantasiestücke , Adagio и Allegro для валторны и фортепиано, Konzertstück для четырёх валторн с оркестром, а также несколько хоровых произведений и циклов Lieder , включая Romanzen für Frauenstimmen , набор частичных песен, и Испанская лидершпиль песен для четырех солистов. [ 6 ] Это означало доход Шумана (приоритет для него в 1849 году, который завершился публикацией прибыльного альбома «Альбом для молодежи »), а также способствовало повышению его авторитета среди благородной публики Дрездена, где мелкая домашняя музыка была более ценной. более популярны, чем концертные произведения, прославившие Шумана в других странах. [ 7 ] Тем временем назревали беспорядки Майского восстания в Дрездене , где жил Шуман. В то время Клара была беременна Фердинандом, их шестым ребенком, но в начале мая они были вынуждены бежать из города и переехали жить в соседнюю деревню Крайша. [ 8 ]
« Пять пьес» были задуманы в самом начале расцвета интереса Шумана к камерным произведениям для дуэтов, поэтому результат проекта был для Шумана в некоторой степени экспериментальным по форме и текстуре. Они на два года предшествовали его первой традиционной сонате для солиста и аккомпанемента фортепиано, первой сонате для скрипки ; они также на год предшествовали написанию концерта для виолончели и служили Шуману местом для текстурных и технических экспериментов в написании виолончели. Произведения также отражают давний интерес Шумана к народной музыке, особенно к музыке Германии и Богемии.
Посвятитель произведения Андреас Грабау был виолончелистом Лейпцигского оркестра Гевандхауса и знаменитым камерным музыкантом. Он познакомился с Кларой Шуман в 1828 году, когда ей было девять лет, и вскоре был представлен Роберту. Позже он представит первое и третье фортепианные трио Шумана. Это был Давидсбюндлер , которым очень восхищался Шуман, который в юности учился игре на виолончели. За год до их публикации в 1851 году Грабау исполнил « Пять пьес» с Кларой наедине в честь сорокалетия Шумана. [ 9 ] Произведение было опубликовано в Касселе Карлом Лукхардтом в сентябре 1851 года. Шуман подготовил альтернативное издание для скрипки и фортепиано. [ 1 ] После смерти Шумана Клара устроила публичную премьеру произведения в декабре 1859 года в Лейпцигском Гевандхаусе . Фридриха Грюцмахера сопровождала сама Клара.
Музыка
[ редактировать ]Каждая из пяти пьес в народном стиле обладает самобытным характером, а сильный контраст по настроению, темпу и технике пьес придает произведению общую структуру. Несмотря на любовь Шумана к программе и намек в названии произведения на немецкую народную музыку (или, в некоторых переводах, на «популярную» музыку), Шуман не давал пьесам индивидуальных названий; только первый получил от Шумана атмосферный заголовок на латыни Vanitas vanitatum («Суета сует», начало Экклезиаста , но, возможно, более непосредственно вдохновленный названием стихотворения Гете «Vanitas! Vanitatum vanitas»); [ 10 ] вообще любимое изречение Шумана). [ 11 ]
Части:
- Vanity Vanity : Mit Humor (С юмором)
- Медленный
- Не быстро, сыграно с большим тоном
- Не слишком быстро
- Сильный и заметный
Весь сет выполнен в ля миноре , тональности его первой, последней и средней частей. Второй («Лангсам») фа мажор; четвертый («Nicht zu rasch») ре мажор. Все в размере 2/4, кроме номера 3 в размере 6/8 и номера 4 в обычном времени .
Эти произведения не являются просто народными песнями; их темы не взяты из народных песен. Вместо этого каждая композиция представляет собой совершенно оригинальную композицию, имитирующую стиль народной музыки. В соответствии с народным стилем пьесы не являются необычно гармонически экспериментальными, как многие из его поздних композиций, но Шуман достиг ощущения фолка благодаря ритмической изобретательности. [ 12 ] В частности, он экспериментирует в сете с несбалансированными фразами и сильными, нерегулярными синкопами. Рассмотрим первую часть основной темы номера один ( Vanitas vanitatum ), изложенную здесь в первых четырех тактах партии виолончели:

Этот отрывок построен на ритмическом мотиве, который появляется во 2, 3 и 4 тактах (полуквавер-полуквавер-трепетание), при этом включение резких, характерных ритмов, подобных этому, является типично шуманским приемом; третья часть вальса соч. 2 Papillons содержат очень похожий ритмический пример. Но самое яркое ритмическое чувство — это ощущение дисбаланса, потому что фраза разбивается на группы по 3, 3 и 2 дрожания, каждая из которых завершается мотивом; поскольку время пьесы составляет два, мотив приходится на первую долю второго такта, но на вторую долю третьего и четвертого тактов. Эффект почти напоминает Бартока фолк-работы .
Основная тема второго произведения лирична и медленна, но имеет тот же повторяющийся и ритмически любопытный характер, что и номер один:

Тема начинается трехтактовой мелодией, содержащей арпеджио, восходящее к тонике, спуск на октаву, затем орнаментированный трехнотный спуск от B ♭ к G; затем мелодия повторяется в точности, а последний такт обеспечивает каденцию. Однотактовая каденция, добавленная к мелодии, придает всей теме продолжительность в семь тактов, что является нерегулярной длиной для пьесы, которая была продуктом раннего романтического движения в музыке, в которой доминируют сбалансированные четырехтактные фразы, типичные для Шуберта. , Мендельсона и даже Шумана в большей части его произведений. Неравномерная семитактовая тема придает второй пьесе плавное ощущение плавности. Он продвигает музыку вперед в поисках ритмической стабильности.
Прием и влияние
[ редактировать ]Произведения были хорошо приняты коллегами-музыкантами и критиками Шумана во время их написания и публикации. Следующий обзор композитора Карла Эмануэля Клича типичен для критического отношения к более позднему творчеству Шумана. Оно появилось в Neue Zeitschrift für Musik за два месяца до публикации «Пяти пьес » в сентябре 1851 года:
Разумеется, мы не должны ожидать в этих произведениях чего-то такого, чего желает салон и как привыкли подавать нам виртуозы ради развития своей бравурности, а тем более пары-тройки мелодических лоскутков с традиционным народным характером; напротив, это произведения, поэтически сочиненные композитором в свободном народном духе, произведения, представляющие отдельные моменты народной жизни в довольно идеализированной форме. Связь с некоторыми мнениями относительно истощения духа народа обнаруживается быстро, если кто-нибудь попытается заглянуть глубже. Они определенно не для легкомысленных игроков; как это обычно бывает с тональными стихами нашего мастера, не каждый человек открывает необъятность местности с первого раза. Юмор и смелый дух, который побеждает все остальное, поражают нас уже в первых тактах № 1. Над ними читается заголовок «vanitas vanitatum», который как нельзя лучше описывает их. №№ 2 и 3 говорят о скрытности и нежной жалобе посредством простых, но настойчивых звуков, № 4 и 5 – о силе и решительности с напыщенной манерой. Эти пьесы требуют не столько виртуоза, сколько искусного исполнителя, способного говорить на своем инструменте звуком и смыслом. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б Хертрих, Эрнст (2010). Предисловие к «Пяти пьесам в народном стиле», op. 102 для виолончели и фортепиано (PDF) . Г. Хенле Верлаг .
- ^ Дженсен 2012 , с. 217.
- ^ Уортен 2010 , с. 255.
- ^ Дженсен 2012 , с. 209.
- ^ Дженсен 2012 , с. 214.
- ^ Оствальд 1985 , с. 225.
- ^ Дженсен 2012 , с. 222.
- ^ Оствальд 1985 , с. 219.
- ^ Шлегель, Тереза (2020). «Андрей Грабау » Шуман-Портал.оф . Получено 9 мая.
- ^ Wikisource . (по-английски); (на немецком языке) . Произведения Й.В. фон Гете . Том. 9 – через
- ^ Иссерлис, Стивен. « Пять пьес в народном тоне , соч. 102» . Гиперион Рекордс . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ Черный 2010 , с. 22.
- ^ Новый журнал для музыки , том 35, июль 1851 г., стр. 212
- Источники
- Блэк, Лео (2010). «Демотичный Шуман (так что же это за «народный тон»?): Fünf Stücke im Volkston Op.102». Музыкальные времена . 151 (1911): 19–38. JSTOR 20721616 .
- Дженсен, Эрик Фредерик (13 февраля 2012 г.). Шуман . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-983068-8 .
- Оствальд, П.Ф. (1985). Шуман: Музыка и безумие . Лондон: Виктор Голланц. OCLC 866257599 .
- Уортен, Джон (2010). Роберт Шуман . ISBN 0-300-16398-3 .