Кливлендский оркестр
Кливлендский оркестр | |
---|---|
Оркестр | |
![]() Кливлендский оркестр выступает в Северанс-холле в 2023 году. | |
Основан | 1918 год |
Расположение | Кливленд , Огайо, США |
Концертный зал | Северанс Холл |
Музыкальный руководитель | Франц Вельзер-Мест |
Веб-сайт | www |
![]() |
Кливлендский оркестр — американский оркестр, базирующийся в Кливленде , штат Огайо. [1] [2] Основанный в 1918 году пианисткой и импресарио Аделлой Прентисс Хьюз , оркестр входит в число пяти американских оркестров, неофициально называемых « Большой пятеркой ». [3] Большую часть своих концертов оркестр играет в Северанс-холле . Его нынешний музыкальный руководитель - Франц Вельзер-Мест .
История [ править ]
история ( Основание и ранняя 1918–1945 )
Кливлендский оркестр был основан в 1918 году страстной поклонницей музыки Аделлой Прентисс Хьюз, бизнесменом Джоном Л. Северансом , отцом Джоном Пауэрсом, музыкальным критиком Арчи Беллом и русско-американским скрипачом и дирижером Николаем Соколовым . [4] который стал первым музыкальным руководителем оркестра. Бывший пианист, Хьюз работал местным музыкальным промоутером и спонсировал серию «Концертов симфонического оркестра», призванных принести в Кливленд первоклассную оркестровую музыку. [5] В 1915 году она помогла основать Ассоциацию музыкальных искусств. [6] который представил кливлендские спектакли « Русского балета» в 1916 году и » Рихарда Вагнера в «Зигфрида парке Кливленда индейцев Лиги несколько месяцев спустя. [7] После тщательного планирования и сбора средств первый концерт Кливлендского оркестра состоялся 11 декабря 1918 года в Grays Armory . [8]
В 1921 году произошли три события, которые сыграли важную роль в раннем развитии оркестра:
- Ансамбль представил свой первый детский концерт, положивший начало многолетней традиции выступлений перед молодежью местных школ. [9]
- Был основан Женский комитет Кливлендского оркестра, группа, которая в основном занималась внутренними делами. [10] включая организацию и брендинг; Женский комитет также был движущей силой создания оркестром серии ключевых концертов, ориентированной на образование, десятилетия спустя.
- В том же году оркестр дал свой первый концерт в Нью-Йорке , в театре «Ипподром» , продемонстрировав, что оркестр был готов приступить к крупной деятельности с самого начала своего существования. [11]
В 1922 году оркестр снова отправился в Нью-Йорк на свой первый концерт в Карнеги-холле. [12] Позже в том же году оркестр выступил со своей первой радиопередачей. [13] а в 1924 году выпустила свою первую запись — сокращенную версию « Чайковского года» Увертюры 1812 для лейбла Brunswick под руководством Соколова. [14]

К концу 1920-х годов Ассоциация музыкальных искусств начала планировать строительство постоянного концертного зала для оркестра. Президент совета директоров Джон Л. Северанс и его жена Элизабет пообещали выделить 1 миллион долларов (что эквивалентно 17 744 000 долларов в 2023 году) на строительство нового зала. [15] Церемония закладки фундамента состоялась в ноябре 1929 года, через несколько месяцев после смерти миссис Северанс. [16] 5 февраля 1931 года оркестр дал свой первый концерт в Северанс-холле. [17] В том же году Лилиан Болдуин создала то, что стало известно как «Кливлендский план», инициативу, призванную опираться на предыдущие детские концерты оркестра и создать программу, которая обучала молодых людей классической музыке перед живыми выступлениями. [18]
В 1933 году Соколофф ушел с поста музыкального руководителя оркестра, его сменил Артур Родзинский . [19] Во время своего десятилетнего пребывания в Кливленде Родзински выступал за включение постановки оперы в Северанс-Холл. [20] Вагнера Первая из этих постановок была показана в сезоне 1933–34, когда оркестр исполнил «Тристан и Изольда» . [21] американскую премьеру оперы Дмитрия Шостаковича « Леди Макбет Мценского уезда» . В 1935 году оркестр представил в «Северанс-холле» [22] а позже в этом же сезоне перенес постановку в Метрополитен-опера в Нью-Йорке . Кливленда Четыре года спустя, в 1939 году, оркестр основал Кливлендский летний оркестр и начал давать «попсовые» концерты в Общественном зале . 11 декабря 1939 года Кливлендский оркестр отпраздновал годовщину своего основания, выпустив свою первую пластинку на лейбле Columbia. [12]
Родзински покинул Кливленд в 1943 году, его сменил Эрих Лейнсдорф . [23] Однако пребывание Лейнсдорфа в Кливленде было недолгим, поскольку вскоре после назначения он был призван в Вооруженные силы США, что уменьшило его творческий контроль. [24] Хотя Лейнсдорф был с честью уволен из армии в сентябре 1944 года, его отсутствие на трибуне потребовало от Ассоциации музыкальных искусств нанять ряд приглашенных дирижеров с 1943 по 1945 год. [25] включая Джорджа Селла , который произвел впечатление на публику в Северанс-холле в течение двух недель выступлений. [26] Лейнсдорф потерял большую часть своей общественной поддержки и, хотя все еще находился по контракту, подал в отставку в декабре 1945 года. [27]
Джордж Селл (1946–1970) [ править ]
В 1946 году Селл был назначен четвертым музыкальным руководителем оркестра. [28] С самого начала своего пребывания в должности Селл намеревался превратить оркестр в «лучший» симфонический ансамбль Америки и создать оркестр, который «не имеет себе равных». [29] Большую часть своего раннего пребывания в Кливленде он провел, меняя персонал, пытаясь найти музыкантов, способных создать его идеальное оркестровое звучание. [30] [31] Строгие стандарты Селла и его ожидания относительно музыкальной точности были отражены в его контракте с Ассоциацией музыкальных искусств, который давал ему полный творческий контроль над программированием, расписанием, персоналом и записью. [32]
В 1950-х и 1960-х годах Селл сыграл важную роль в достижении нескольких вех оркестра:
- Он возглавил оркестр во время его первого европейского турне в 1957 году по Европе и за железным занавесом. [33]
- Селл настаивал на изменении акустических свойств Северанс-холла, которые он считал слишком «сухими». В сезоне 1958–59 годов был произведен капитальный ремонт, включая строительство «Szell Shell», который был разработан для передачи звука оркестра таким образом, чтобы обеспечить лучший баланс между музыкантами и более четкую струнную часть. [34]
Второе европейское турне состоялось в 1965 году и включало в себя значительный тур по Советскому Союзу с выступлениями в Москве , Киеве , Тбилиси , Ереване , Сочи и Ленинграде . [35] пригласили на три премьерных фестиваля в Зальцбурге , Люцерне и Эдинбурге . Два года спустя оркестр стал первым американским оркестром, которого тем же летом [36] Селл также руководил открытием в 1968 году летнего дома оркестра Blossom Music Center , что обеспечило музыкантам ансамбля круглогодичную работу. [37] В 1970 году, после 24-летнего пребывания в должности, вскоре после турне по Дальнему Востоку весной 1970 года, которое включало остановки в Японии , Корее и Аляске, [38] Селл умер. [39]
Через два дня после смерти Селла оркестр исполнил запланированную программу в музыкальном центре Blossom, а Аарон Копленд поднялся на подиум в качестве приглашенного дирижера. [40] Луи Лейн , один из помощников дирижера Селла, был назначен постоянным дирижером. Пьер Булез , который был назначен главным приглашенным дирижером оркестра в 1969 году, был назначен музыкальным консультантом. [41]
Лорин Маазель (1972–1982) [ править ]
Правление выбрало Лорина Маазеля пятым музыкальным руководителем оркестра. Его полномочия начались в 1972 году. [42] Маазель впервые дирижировал оркестром в 13 лет в 1943 году на концерте в Public Hall. [42] Во время правления Маазеля многих критиков поначалу не впечатлили его музыкальные интерпретации, которые, по их мнению, были слишком эмоционально заряжены, чтобы следовать четкому стилю Селла. [43] Но вскоре Маазель был снят с должности благодаря поддержке Филадельфийского оркестра дирижера Юджина Орманди. [44] и обещание нового сотрудничества с Decca Records над Прокофьева » «Ромео и Джульеттой , которое оказалось той искрой, которая была нужна Маазелю для начала его карьеры в Кливлендском оркестре. [45] В сезоне 1973–74 Маазель возглавил оркестр в туре по Австралии и Новой Зеландии. [46] к нему присоединились приглашенные дирижеры Станислав Скровачевский и Эрих Лейнсдорф. [47] Оркестр также отыграл серию концертов в Японии. [48] В следующем сезоне оркестр выпустил свою первую коммерческую запись оперы « Джорджа Гершвина , Порги и Бесс» которая также стала первой оперной записью Decca в Соединенных Штатах. [49] Маазель покинул оркестр после сезона 1981–82, чтобы взять на себя руководство Венской государственной оперой . [50] Однако перед своим отъездом Маазель помог представить оркестру знаковые концерты в честь Мартина Лютера Кинга-младшего в январе 1980 года, которые остаются ежегодной традицией и по сей день. [51] 15 мая 1982 года Маазель дирижировал своим последним выступлением в Северанс-холле, после чего последовал короткий тур по Нью-Йорку и Нью-Хейвену , где он вел концерты с участием Джузеппе Верди Реквиема , который стал его дебютным произведением с оркестром в 1972 году. [52]
Кристоф фон Донаньи 1984–2002 ( )
Кристоф фон Донаньи впервые дирижировал оркестром в декабре 1981 года. [53] В 1982 году оркестр назначил Донаньи своим музыкальным руководителем в 1982 году. Официально он стал музыкальным руководителем в 1984 году. [54] В течение двух сезонов между Маазелем и Донаньи оркестром дирижировали различные приглашенные дирижеры, в том числе Эрих Лейнсдорф, который называл себя «мостом между режимами». [55]
Из-за связей Донаньи с Teldec , Decca/London и Telarc , его пребывание в Кливлендском оркестре началось с обещания новых записывающих проектов. [56] Он также поставил большую постановку в » Моцарта «Волшебной флейты назвал «музыкальным событием лета в Огайо» Музыкальном центре «Блоссом» в 1985 году, которую The Columbus Dispatch . [57] Кроме того, Донаньи курировал прием на работу Джахьи Линга , который возглавил недавно созданный Молодежный оркестр Кливлендского оркестра. [58] Международные гастроли продолжились под руководством Донаньи с визитами в Азию и Европу, включая развитие давних отношений с Зальцбургским фестивалем, начавшихся в 1990 году. [59]
Чтобы отпраздновать 75-летие Кливлендского оркестра, Донаньи руководил исполнением оперы Вагнера « Кольцо нибелунгов» в Северанс-холле в сезонах 1992–93 и 1993–94 годов. [60] » Вагнера и последующий проект записи «Золота Рейна и Die Walküre . [61] Оркестр также начал кампанию по сбору средств на реконструкцию Severance Hall, которая включала демонтаж «Szell Shell», возвращение на сцену органа ансамбля EM Skinner и расширение помещений, призванное улучшить впечатления посетителей концертов. [62] Во время ремонта оркестр давал концерты для публики своего родного города в Театре Аллена в Кливленде на Плейхаус-сквер . [63] 8 января 2000 года Донаньи провел гала-концерт в честь повторного открытия Северанс-холла, который транслировался в прямом эфире по местному телевидению каналом WVIZ Кливленда . [64]
По заключении контракта Донаньи, в 2002 году, он получил звание музыкального руководителя-лауреата. [65]
Франц Вельзер-Мест 2002–2027 ( )
Франц Вельзер-Мест стал седьмым музыкальным руководителем оркестра в 2002 году. Вельзер-Мест и Ассоциация музыкальных искусств несколько раз продлевали его контракт, причем по последнему контракту он оставался на подиуме до 2027 года. [66] [67] За время своего пребывания в должности Вельзер-Мест руководил многими резиденциями оркестра, информационно-просветительскими программами и мероприятиями по расширению. Он возглавляет текущие резиденции оркестра в Musikverein в Вене и на Люцернском фестивале, оба из которых начались с первого европейского турне Вельзер-Мёста в 2003 году. Кроме того, Вельзер-Мест и оркестр начали ежегодную резиденцию в Карнавальном центре Майами для Исполнительское искусство (позже переименованное в Центр исполнительских искусств Адриенн Аршт ) в 2007 году. [12] Оркестр продолжает представлять оперы и подборку фильмов под живое музыкальное сопровождение. [12] 29 сентября 2018 года Вельзер-Мест возглавил ансамбль на гала-концерте в Северанс-холле, посвященном 100-летию оркестра, концерт, который позже был показан в американском телесериале об искусстве Great Performances во время эксклюзивной трансляции в США на канале PBS. [12]
В начале 2020 года оркестр приостановил запланированный тур по Европе и Абу-Даби, а также живые концерты в Severance Hall и Blossom Music Center из-за пандемии COVID-19 . [68] В октябре того же года оркестр запустил приложение Adella — потоковый сервис, включающий исторический и недавно созданный контент. Доступ к услуге был бесплатным для сезонных подписчиков и 35 долларов в месяц для неподписчиков. [69] В 2020 году The Cleveland Orchestra объявили, что открыли собственный звукозаписывающий лейбл под одноименным названием The Cleveland Orchestra. [70] Летом 2021 года в Blossom Music Center было объявлено об ограниченном личном возвращении на концерты, а возвращение в Severance Hall запланировано на октябрь. [71]
В октябре 2023 года Вельзер-Мест перенес операцию по удалению раковой опухоли и объявил о прекращении своих выступлений до конца 2023 года. [72] В январе 2024 года оркестр объявил, что Вельзер-Мёст завершает свой пост музыкального руководителя в конце сезона 2026–2027 годов. [73] [74]
Дополнительная история [ править ]
Помимо обширного каталога записей, созданных с музыкальными руководителями ансамбля, оркестр сделал множество записей с приглашенными дирижерами Владимиром Ашкенази , Оливером Кнуссеном , Куртом Зандерлингом , Йоэлем Леви , Риккардо Шайи , Джорджем Бенджамином , Роберто Карневале , Риккардо Мути , Майклом Тилсоном. Томас и Луи Лейн (давний помощник дирижера оркестра). В число бывших помощников дирижеров Кливлендского оркестра входят Матиас Бамерт , Джеймс Левин , Алан Гилберт , Джеймс Джадд и Майкл Стерн .
Музыкальные руководители [ править ]
- Николай Соколов (1918–1933)
- Артур Родзинский (1933–1943)
- Эрих Лейнсдорф (1943–1946)
- Джордж Селл (1946–1970)
- Лорин Маазель (1972–1982)
- Кристоф фон Донаньи (1984–2002)
- Франц Вельзер-Мест (2002 – настоящее время)
Дэниела Р. композиторов Стипендиаты Льюиса
- Марк-Андре Далбави (1999–2000)
- Маттиас Пинчер (2001–2003)
- Сьюзан Ботти (2003–2005)
- Джулиан Андерсон (2005–2007)
- Йоханнес Мария Штауд (2007–2009)
- Йорг Видманн (2009–2011)
- Шон Шеперд (2011–2013)
- Райан Вигглсворт (2013–2015)
- Энтони Чунг [75] (2015–2017)
- Бернд Рихард Герман [76] (2018–2020)
- Эллисон Логгинс-Халл [77] (2021 – настоящее время)
Почести и награды [ править ]
Премия «Грэмми» за лучшее оркестровое исполнение :
- 1970 Булез : Дебюсси: Образы для оркестра' [78]
- 1971 Булез : Стравинский: Весна священная [79]
- 1996 Булез : Дебюсси: Море (Дебюсси) [80]
- 1998 Булез : Берлиоз: Фантастическая симфония ; Тристия [81]
Премия «Грэмми» за лучший классический альбом :
Премия «Грэмми» за лучшее инструментальное исполнение солиста (с оркестром) :
- 2011 Учида : Моцарт: Концерт для фортепиано с оркестром № 23 (Моцарт) и Концерт для фортепиано с оркестром № 24 (Моцарт) [83]
Премия «Грэмми» за лучший инженерный альбом классической музыки :
- 1971 Булез : Стравинский: Весна священная [84]
См. также [ править ]
- Дискография Кливлендского оркестра
- Молодежный оркестр Кливлендского оркестра
- Кливлендский филармонический оркестр
- Кливлендский женский оркестр
- Кливлендский камерный симфонический оркестр
- ГородМузыка Кливленд
- Красный (оркестр)
- Современный молодежный оркестр
Ссылки [ править ]
- ^ Аллен, Дэвид (9 октября 2020 г.). «Кливлендский оркестр, лучший в Америке, возобновляет запись» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 октября 2020 г.
- ^ Бароне, Джошуа (19 января 2023 г.). «Обзор: незатронутое превосходство Кливлендского оркестра» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Майкл Уолш (25 апреля 1983 г.). «Какие оркестры США лучшие?» . Время . Архивировано из оригинала 31 января 2008 года . Проверено 26 марта 2008 г.
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. п. 43.
- ^ Розенберг, Дональд. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . п. 36.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . п. 40.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 40–41.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . п. 55.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 77–78.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . п. 77.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . п. 71.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Век совершенства» . Кливлендский оркестр .
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . п. 82.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . п. 84.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . п. 99.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 104, 110.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . п. 115.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 119–120.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 128, 134–135.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . п. 135.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 135, 138.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 149–152.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . п. 201.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 205, 207, 209.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . п. 213.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . п. 214.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . п. 226.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 227–229.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . п. 229.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 229–230.
- ^ «Славный инструмент» . Время . 22 февраля 1963 года. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 15 июля 2007 г.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . п. 227.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 291–294.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 299–302.
- ^ Шакарян, Пьетро А. (8 августа 2022 г.). «Гастроли Кливлендского оркестра по СССР» . Энциклопедия истории Кливленда . Университет Кейс Вестерн Резерв . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 372–375.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 347–360.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 392–393.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 397–398.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 402–403.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 377, 402.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 415–419.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 428–431.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . п. 432.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 435–437.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 439–441.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . п. 439.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 445–446.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . п. 451.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 473–475.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 476–477.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . п. 489.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 483–484.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . с. 484, пл. 83.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 491–493.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 497, 507–508.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . п. 499.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . п. 505.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 518, 523.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 524–525.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 534–535.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . стр. 537–538.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . п. 544.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . п. 545.
- ^ Розенберг. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . п. 548.
- ^ «Кливлендский оркестр и музыкальный руководитель Франц Вельзер-Мест продлевают знаменитое партнерство до 2027 года» (пресс-релиз). Кливлендский оркестр. 21 сентября 2019 года . Проверено 29 сентября 2019 г.
- ^ «Франц Вельзер-Мост останется с Кливлендским оркестром до 2027 года» . Общественные СМИ Ideastream . 22 сентября 2019 г.
- ^ «Кливлендский оркестр отменяет концерты в Северанс-холле 12-14 марта» . 12 марта 2020 г.
- ^ «Кливлендский оркестр планирует вернуться к созданию музыки в октябре и объявляет о новом потоковом приложении» . 3 сентября 2020 г.
- ^ «13.03.2020 Новый век» . www.clevelandorchestra.com . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ v
- ^ «Франц Вельзер-Мест из Кливлендского оркестра пропустит концерты из-за лечения» . WVXU . 8 сентября 2023 г.
- ^ «Франц Вельзер-Мест объявляет о завершении своего пребывания на посту музыкального руководителя Кливлендского оркестра в 2027 году после 25 лет творческих инноваций, глубокого участия в обществе и международного признания» (PDF) (пресс-релиз). Кливлендский оркестр. 11 января 2024 г. . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Джошуа Бароне (11 января 2024 г.). « Всему свое время»: дирижер Кливленда, проработавший дольше всех, планирует свой уход» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ «Кливлендский оркестр даст мировую премьеру « Топоса» Энтони Чунга на концертах 18 и 20 мая» . Проверено 8 февраля 2018 г.
- ^ «Кливлендский оркестр объявляет 101-й сезон 2018–2019 годов» . Проверено 16 апреля 2018 г.
- ^ «Кливлендский оркестр объявляет 106-й сезон» (PDF) . 19 марта 2023 г. . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ «Церемония вручения премии Грэмми 1970 года — лауреаты премии Грэмми 1970 года» . www.awardsandshows.com . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ «Номинанты на премию Грэмми 1971 года — лауреаты премии Грэмми 1971 года» . www.awardsandshows.com . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ «Номинанты на 38-ю ежегодную премию Грэмми — Архив UPI» . УПИ . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ «Освещение номинаций на 40-ю ежегодную премию Грэмми (1998) | DigitalHit.com» . www.digitalhit.com . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ «Номинанты на 38-ю ежегодную премию Грэмми — Архив UPI» . УПИ . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ «Освещение номинантов на 53-ю ежегодную премию Грэмми® (Грэмми 2011) | DigitalHit.com» . www.digitalhit.com . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ «Номинанты на премию Грэмми 1971 года — лауреаты премии Грэмми 1971 года» . www.awardsandshows.com . Проверено 11 января 2024 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра . Кливленд: Грей и компания. ISBN 978-1-886228-24-5 .
Внешние ссылки [ править ]

- Официальный сайт Кливлендского оркестра
- История Кливлендского оркестра на Wayback Machine (архивировано 17 марта 2008 г.) с веб-сайта Telarc .