Эрих Лейнсдорф

Эрих Лейнсдорф (родившийся Эрих Ландауэр австрийского происхождения ; 4 февраля 1912 — 11 сентября 1993) — американский дирижёр . [1] Он выступал и записывался с ведущими оркестрами и оперными труппами США и Европы, заработав репутацию человека, требовательного к стандартам, а также резкой личности. [2] Он также публиковал книги и эссе по музыкальным вопросам.
Биография
[ редактировать ]Лейнсдорф родился в еврейской семье в Вене и к 5 годам изучал музыку в местной школе. Он играл на виолончели и изучал композицию. В подростковом возрасте Лейнсдорф работал концертмейстером у певцов. Он изучал дирижирование в Моцартеуме в Зальцбурге , а затем в Венском университете и Венской музыкальной академии . С 1934 по 1937 год работал ассистентом известных дирижеров Бруно Вальтера и Артуро Тосканини на Зальцбургском фестивале . [3]
В ноябре 1937 года Лейнсдорф отправился в Соединенные Штаты, чтобы занять должность помощника дирижера в Метрополитен-опера в Нью-Йорке. [3] Как оказалось, его отъезд из Австрии произошел за несколько месяцев до аншлюса в марте 1938 года, когда страна была захвачена нацистской Германией . При содействии представителя первокурсников из Техаса Линдона Б. Джонсона , [4] он смог остаться в Соединенных Штатах и стал натурализованным американским гражданином в 1942 году. [1]
Во время работы в Метрополитене Лейнсдорф был особенно известен своими Вагнера выступлениями ; после внезапной смерти Артура Боданцкого в 1939 году он был назван «руководителем немецкого репертуара Метрополитена». [1] [5] К весне 1943 года среди кандидатов, которые рассматривались на место Артура Родзинского на посту музыкального руководителя Кливлендского оркестра, были Владимир Гольшманн из Симфонического оркестра Сент-Луиса , Альберт Стессель из Джульярдской школы и Нью-Йоркского ораториального общества, Джордж Селл из Ораториального общества Нью-Йорка. Метрополитен-опера и Лейнсдорф, также из Метрополитен-оперы. [6]
Внешний звук | |
---|---|
![]() |
Учитывая нежный возраст Лейнсдорфа (31 год) и ограниченный опыт проведения выступлений за пределами оперы, возникли вопросы о его способности выполнять эту работу. Тем не менее, Лейнсдорф выиграл голосование совета директоров оркестра и в 1943 году стал третьим музыкальным руководителем ансамбля. Среди наиболее значительных событий первого года Лейнсдорфа в Кливленде было его намерение заранее запланировать весь сезон, чтобы оркестр мог продвигать его концерты опережают время и охватывают более широкую аудиторию; [7] его желание, чтобы оркестр играл круглогодично, хотя Вторая мировая война усложнила эту возможность; и, наконец, успешные переговоры о еженедельной радиопередаче по воскресеньям вечером, что позволило услышать Кливлендский оркестр на всей территории Соединенных Штатов, в некоторых частях Мексики, а также на коротких волнах в Европе, Южной Америке и южной части Тихого океана. Что еще более важно, учитывая участие США в войне, концерты будут записываться и транслироваться в заморские американские военные зоны. [8]
К сожалению, пребывание Лейнсдорфа на посту музыкального руководителя было недолгим. В октябре 1943 года он получил письмо, в котором сообщалось, что его потенциальный статус призывника изменился, хотя он по-прежнему сомневался, что его призовут на службу из-за множества проблем со здоровьем. Однако позже в том же месяце он получил уведомление о проекте, в котором заявил прессе: «Я намерен подчиняться распоряжениям моего правительства». [9] Предстоящий уход Лейнсдорфа поставил перед Ассоциацией музыкальных искусств серьезную проблему: Кливлендскому оркестру нужен был новый музыкальный руководитель.
Хотя время пребывания Лейнсдорфа в армии было недолгим — он был с честью демобилизован в сентябре 1944 года — оркестр уже нацелился на его замену. [10] В ноябре 1944 года Джордж Селл , который был в «Метрополитене» вместе с Лейнсдорфом, дебютировал в «Северанс-холле» , получив восторженные отзывы. [11] У Лейнсдорфа все еще был контракт, но он потерял большую часть своих полномочий в качестве музыкального руководителя, пойдя на компромисс по ряду вопросов, от содержания выступления до полномочий на запись. Он вернулся на подиум в Северанс-холле для участия в последней программе сезона. Поскольку общественное мнение сместилось в сторону Селла, Лейнсдорф подал в отставку. [12] Но после смерти Селла в 1970 году Лейнсдорф регулярно возвращался, чтобы руководить Кливлендским оркестром в качестве приглашенного дирижера на протяжении 1980-х годов. [13]
Внешний звук | |
---|---|
![]() Симфония № 41 до мажор (К. 551) «Юпитер» Симфония № 35 ре мажор (К. 385) «Хаффнер» 1957 г. Здесь на archive.org |
Лейнсдорф был главным дирижером Рочестерского филармонического оркестра с 1947 по 1955 год. Он пришел в отчаяние от того, что он считал изолированной музыкальной культурой Рочестера, и знаменито заметил, что «Рочестер - это лучший замаскированный тупик в мире!» Впоследствии он некоторое время возглавлял Нью-Йоркскую городскую оперу , прежде чем возобновить сотрудничество с Метрополитен. [1] В 1962 году он был назначен музыкальным руководителем Бостонского симфонического оркестра . За время его пребывания в Бостоне было сделано много записей для RCA, но оно также было отмечено разногласиями, поскольку время от времени он конфликтовал с музыкантами и администраторами. [2]
22 ноября 1963 года во время концерта Бостонского симфонического оркестра Лейнсдорфу пришлось объявить сообщение об убийстве президента Джона Ф. Кеннеди в Далласе, штат Техас шокированной публике . Он и оркестр следили за этой новостью исполнением Траурного марша из Бетховена Третьей симфонии . [14] В 1969 году Лейнсдорф покинул пост в Бостоне. В течение следующих двух десятилетий он продолжал дирижировать операми и оркестрами по всему миру, особенно сотрудничая с Метрополитен-опера и Нью-Йоркской филармонией . С 1978 по 1980 год он также был главным дирижером Симфонического оркестра радио (Западного) Берлина . [2] Он умер от рака в Цюрихе , Швейцария, в возрасте 81 года.
Лейнсдорф также известен своими аранжировками оркестровых концертных сюит из основных опер. Среди них: Клода Дебюсси , « Пеллеас и Мелизанда» « Рихарда Вагнера и Парсифаль» « Рихарда Штрауса Женщина без тени» .
Записи
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
![]() | |
![]() Франца Шуберта , Op.26 Увертюра к опере «Розамунде» и балетная музыка Феликса Мендельсона Симфония № 4 ля мажор , соч. 90 («Итальянский») Здесь на archive.org |
Лейнсдорф записывался на протяжении всей своей карьеры, в том числе несколько дисков со скоростью вращения 78 об/мин для RCA Victor и Columbia Records с Кливлендским оркестром . В начале 1950-х годов Лейнсдорф записал все симфонии Моцарта для Вестминстера с Королевским филармоническим оркестром и начал высоко оцененную серию записей с Рочестерским филармоническим оркестром Колумбии с «Героической» Бетховеном , которая по интенсивности соперничала с записью Тосканини. Лейнсдорф сделал ряд стереозаписей с Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса , Филармоническим оркестром и оркестром Лос-Анджелеса под названием The Concert Arts Orchestra для Capitol Records в 1960-х годах. Он также записал на диск Первую симфонию Брамса, Симфонию Франка ре минор , а также Первый фортепианный концерт Мендельсона и Грига для RCA Victor с Аней Дорфманн и Филадельфийским оркестром , названным оркестром Робин Гуда Делла . Начиная с 1957 года Лейнсдорф был дирижером серии полных стереофонических оперных записей, сделанных в Риме, начиная с оперы Пуччини. Тоска с Зинкой Милановой , Юсси Бьёрлингом и Леонардом Уорреном для RCA Victor. Он продолжал записываться для RCA Victor в качестве музыкального руководителя Бостонского симфонического оркестра, выпустив известные релизы Малера , Бартока , полное собрание симфоний Бетховена и Брамса, а также живой Реквием Моцарта в память о президенте Джоне Ф. Кеннеди . Позже он снова сделал дополнительные оперные записи, в том числе первую полную стереозапись « Эриха Вольфганга Корнгольда » Die Tote Stadt с Кэрол Неблетт и Рене Колло для RCA. Лейнсдорф дирижировал Бостонским симфоническим оркестром с пианистом Артуром Рубинштейном во второй полной записи пианистом фортепианных концертов Бетховена, Первого фортепианного концерта Брамса и Первого фортепианного концерта Чайковского. Он также записал полный «Лоэнгрин» с Бостонским симфоническим оркестром, масштабный и дорогостоящий проект, который в то время был первой оперой Вагнера, записанной с крупным оркестром США. В начале встречи Лейнсдорфа с Бостонским симфоническим оркестром было объявлено, что он и оркестр запишут все основные произведения Прокофьева , но к концу его правления были записаны и изданы только 2-я, 3-я, 5-я и 6-я симфонии, скрипичные концерты, пять фортепианных концертов, музыка из оперы «Ромео и Джульетта» , « Скифская сюита» и «Симфония-концерт для виолончели». . принятого компанией Многие из его записей RCA Victor были признаны ошибочными в результате спорного процесса Dynagroove, . Для Decca/Лондон Лейнсдорф записал множество опер Моцарта, в том числе «Дон Жуан» , «Так поступают все» и «Женитьба Фигаро», » Вагнера а также высоко оцененную запись « Die Walküre . Покинув Бостон в 1970-х, Лейнсдорф вернулся в Декку/Лондон, чтобы записать несколько релизов в рамках своего знаменитого Phase 4 Stereo проекта Стравинского » , в частности «Весна священная и «Петрушка» . Для Sheffield Labs Лейнсдорф записал три записи прямо на диск с филармонией Лос-Анджелеса в 1980-х годах.
Лейнсдорф получил семь премий Грэмми За свою карьеру :
- 1961 — Лучшая оперная запись (для «Турандот »)
- 1964 — Лучшая оперная запись (для «Мадам Баттерфляй »)
- 1964 – Лучшее оркестровое исполнение (для Бартока : Концерт для оркестра )
- 1965 — Лучшее оркестровое исполнение (для Малера : Симфония № 5 / Берг : Отрывки из Воццека )
- 1967 — Лучшее оркестровое исполнение (для Малера: Симфония № 6 )
- 1969 - Лучшая оперная запись (для всех поклонников )
- 1972 — Лучшая оперная запись (для «Аиды» )
За свою жизнь он также получил в общей сложности 12 номинаций на Грэмми.
DVD
[ редактировать ]На видео Лейнсдорф дирижирует Венским симфоническим оркестром в опере «Иоганн Штраус : знаменитые произведения» . Доступен на Silverline Classics в формате Dolby Digital , 2003. Ряд телевизионных выступлений Лейнсдорфа с Бостонским симфоническим оркестром были выпущены на DVD компаниями VAI и ICA Classics; в первую очередь на ICA Classics, исполнении Пятой симфонии Чайковского, записанном на цветную пленку в апреле 1969 года. Оно получило несколько похвал критиков.
Телевидение
[ редактировать ]Лейнсдорф с BSO регулярно появлялся в местных передачах WGBH-TV и на национальном уровне на канале PBS в передачах Evening at Symphony. 17 августа 1967 года Лейнсдорф дирижировал Бостонским симфоническим оркестром в двухчасовой специальной цветной телепередаче в прайм-тайм на канале NBC , что стало отражением тех дней, когда коммерческая сеть периодически транслировала полноценный классический концерт. В программе под названием « Вечер в Тэнглвуде выступил скрипач Ицхак Перлман . » в качестве приглашенного солиста [15]
Кавычки
[ редактировать ]Вагнера Три произведения, которые делают дирижирование достойным внимания, — это «Зигфрид» , Девятая симфония Бетховена и «Весна Священная» . [16]
Дамы и господа, у нас есть сообщение в прессе – мы надеемся, что оно не подтверждено, но мы должны в этом сомневаться – о том, что президент Соединенных Штатов стал жертвой убийства. [вздох из зала] Мы сыграем Траурный марш из Третьей симфонии Бетховена.
- Эрих Лейнсдорф информирует публику на выступлении BSO в Симфони-холле и по радио WGBH об убийстве президента Джона Ф. Кеннеди , 22 ноября 1963 года. [17]
Библиография
[ редактировать ]- Лейнсдорф, Эрих (1976). Каденция: музыкальная карьера . Бостон: Хоутон Миффлин. ISBN 0-395-24401-3 .
- Лейнсдорф, Эрих (1981). Защитник композитора: радикальное православие для музыкантов . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-02427-4 .
- Лейнсдорф, Эрих (1997). Эрих Лейнсдорф о музыке . Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN 1-57467-028-Х .
- Розенберг, Дональд. История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных. Кливленд, Грей и компания, 2000.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Слонимский, Н. (1994). Краткий биографический словарь музыкантов Бейкера (8-е изд.). Нью-Йорк: Г. Ширмер. п. 559. ИСБН 0-02-872416-Х .
- ^ Перейти обратно: а б с Эдер, Брюс. «Биография Эриха Лейнсдорфа» . Вся музыка . Проверено 25 мая 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. стр. 201 . ISBN 9781886228245 .
- ^ Интервью по устной истории Эриха Лейнсдорфа , хранится в библиотеке LBJ в Техасе.
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд, Огайо: Грей и компания. стр. 202 . ISBN 1-886228-24-8 .
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. стр. 192 -194. ISBN 9781886228245 .
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. стр. 204 . ISBN 9781886228245 .
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. стр. 203-204 . ISBN 9781886228245 .
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. стр. 207 . ISBN 9781886228245 .
- ^ Чарри, Майкл (2011). Джордж Селл: Музыкальная жизнь . Издательство Университета Иллинойса. п. 80. ИСБН 978-0-252-03616-3 .
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. стр. 214 . ISBN 9781886228245 .
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. стр. 226 . ISBN 9781886228245 .
- ^ Розенберг, Дональд (2000). История Кливлендского оркестра: не имеет себе равных . Кливленд: Грей и компания. стр. 491 . ISBN 9781886228245 .
- ^ Беннетт, Сьюзен (2003). В президента Кеннеди стреляли: познакомьтесь с ежедневным отчетом о четырех днях, которые изменили Америку . Нейпервилл, Иллинойс: Справочники Mediafusion. ISBN 1-4022-0158-3 .
- ^ «Вечер в Тэнглвуде» . Время . 16 августа 1967 года. Архивировано из оригинала 15 декабря 2008 года . Проверено 15 июля 2007 г.
- ^ «Интервью с Эрихом Лейнсдорфом», 10 декабря 1977 г., Общественное радио Цинциннати , Американский архив общественного вещания ( WGBH и Библиотека Конгресса ), Бостон, Массачусетс и Вашингтон, округ Колумбия, по состоянию на 23 сентября 2016 г. Цитата на момент 13 :10
- ^ «Бостонский симфонический оркестр; Бостонская симфоническая аудитория узнает о смерти Джона Кеннеди», 22.11.1963, Медиа-библиотека и архивы WGBH , по состоянию на 23 сентября 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эрих Лейнсдорф в AllMusic
- Два интервью Брюса Даффи с Эрихом Лейнсдорфом , 19 марта 1983 г. и 15 декабря 1986 г.
- Интервью по устной истории с Эрихом Лейнсдорфом из Библиотеки Линдона Бейнса Джонсона
- 1912 рождений
- 1993 смертей
- Австрийские дирижеры ХХ века (музыка)
- Австрийские музыканты-мужчины ХХ века
- Американские мужчины-дирижеры (музыка)
- Дирижеры Метрополитен-опера
- Лауреаты премии Грэмми
- Еврейские классические музыканты
- Выпускники Университета Моцартеум в Зальцбурге
- Музыканты из Вены
- Еврейские эмигранты из Австрии после аншлюса в США
- Выпускники Венского университета музыки и исполнительских искусств