Бела Барток
Бела Виктор Янош Барток | |
---|---|
![]() Бела Барток в 1927 году | |
Рожденный | 25 марта 1881 г. |
Умер | 26 сентября 1945 г. (64 года) |
Род занятий | композитор, пианист и этномузыковед |
Работает | Список композиций |
Бела Виктор Янош Барток ( / ˈ b eɪ l ə ˈ b ɑːr t ɒ k / ; Венгерский: [ˈbeːlɒ ˈbɒrtoːk] ; 25 марта 1881 — 26 сентября 1945) — венгерский композитор, пианист и этномузыковед . Его считают одним из самых важных композиторов 20 века; он и Ференц Лист считаются величайшими композиторами Венгрии. [ 1 ] Благодаря своему сбору и аналитическому исследованию народной музыки он стал одним из основателей сравнительного музыкознания , которое позже стало известно как этномузыковедение.
Биография
[ редактировать ]Детство и ранние годы (1881–1898)
[ редактировать ]Барток родился в банатском городе Надьсентмиклош в Венгерском королевстве (современный Санниколау-Маре , Румыния) 25 марта 1881 года. [ 2 ] По отцовской линии семья Барток была венгерской низшей дворянской семьей, происходящей из Боршодширака , Боршода . [ 3 ] Его бабушка по отцовской линии была католичкой буневского . происхождения, но считала себя венгеркой [ 4 ] Отца Бартока (1855–1888) также звали Бела. Мать Бартока, Паула (урожденная Войт) (1857–1939), говорила [ 5 ] Свободно владеет венгерским языком . [ 6 ] Уроженец Турочентмартона (современный Мартин , Словакия), [ 7 ] у нее были немецкие, венгерские, словацкие или польские корни.
Бела очень рано проявил заметный музыкальный талант. По словам его матери, он мог различать разные танцевальные ритмы , которые она играла на фортепиано, еще до того, как научился говорить полными предложениями. [ 8 ] К четырем годам он уже мог сыграть на фортепиано 40 пьес, а в следующем году мать начала официально обучать его.
В 1888 году, когда ему было семь лет, внезапно скончался его отец, директор сельскохозяйственной школы. Затем его мать забрала Белу и его сестру Эржебет жить в Надьшеллёш (современный Виноградов , Украина), а затем в Прессбург ( Пожонь , современная Братислава , Словакия). Бела дал свой первый публичный концерт в возрасте 11 лет в Надьшелёше, получив положительные отзывы критиков. [ 9 ] [ нужна страница ] Среди сыгранных им произведений было его первое сочинение, написанное двумя годами ранее: короткая пьеса под названием «Течение Дуная». [ 10 ] Вскоре после этого Ласло Эркель принял его в ученики. [ 11 ]
Ранняя музыкальная карьера (1899–1908)
[ редактировать ]
С 1899 по 1903 год Барток изучал игру на фортепиано у Иштвана Томана , бывшего ученика Ференца Листа , и композицию у Яноша Кесслера в Королевской музыкальной академии в Будапеште . [ 12 ] Там он встретил Золтана Кодая , который произвел на него сильное впечатление и стал другом и коллегой на всю жизнь. [ 13 ] В 1903 году Барток написал свое первое крупное оркестровое произведение « Кошут» — симфоническую поэму в честь Лайоша Кошута , героя Венгерской революции 1848 года . [ 14 ]
Сильное влияние на его раннее творчество оказала музыка Рихарда Штрауса , с которым он познакомился в 1902 году на будапештской премьере « И говорил Заратустра» . [ 15 ] Летом 1904 года, посещая курорт, Барток услышал, как молодая няня Лиди Доса из Кибеда в Трансильвании поет народные песни детям, находящимся на ее попечении. Это вызвало его пожизненную преданность народной музыке. [ 16 ]
Начиная с 1907 года, он попал под влияние французского композитора Клода Дебюсси , чьи сочинения Кодай привез из Парижа. Крупномасштабные оркестровые произведения Бартока все еще были в стиле Иоганнеса Брамса и Рихарда Штрауса, но он написал ряд небольших фортепианных пьес, которые показали его растущий интерес к народной музыке . Первым произведением, демонстрирующим явные признаки этого нового интереса, является Струнный квартет № 1 ля минор (1908), содержащий элементы фолка. [ 17 ] Он начал преподавать в качестве профессора фортепиано в Музыкальной академии Листа в Будапеште. Эта должность освободила его от гастролей по Европе в качестве пианиста. Среди его известных учеников были Фриц Райнер , сэр Георг Шолти , Дьёрдь Шандор , Эрно Балог , Гизела Селден-Гот и Лили Краус . После того, как Барток переехал в Соединенные Штаты, он преподавал Джеку Бисону и Вайолет Арчер . [ 18 ]
В 1908 году Барток и Кодай отправились в деревню, чтобы собирать и исследовать старые мадьярские народные мелодии. Их растущий интерес к народной музыке совпал с современным общественным интересом к традиционной национальной культуре. Мадьярская народная музыка ранее относилась к категории цыганской музыки. Классическим примером являются «Венгерские рапсодии» Ференца Листа для фортепиано, основанные на популярных авторских песнях в исполнении цыганских коллективов того времени. Напротив, Барток и Кодай обнаружили, что старые мадьярские народные мелодии были основаны на пентатонических гаммах , подобных тем, которые используются в азиатских народных традициях , таких как традиции Центральной Азии, Анатолии и Сибири. [ 19 ]
Барток и Кодай приступили к включению в свои композиции элементов мадьярской крестьянской музыки. Они оба часто дословно цитировали мелодии народных песен и писали отрывки, полностью основанные на аутентичных песнях. Примером могут служить два тома Бартока « Для детей» для фортепиано соло, содержащие 80 народных мелодий, к которым он написал аккомпанемент. Стиль Бартока в его художественных музыкальных произведениях представлял собой синтез народной музыки, классицизма и модернизма. На его мелодическое и гармоническое чутье повлияла народная музыка Венгрии, Румынии и других народов. Особенно ему нравились асимметричные танцевальные ритмы и острые гармонии, встречающиеся в болгарской музыке . Большинство его ранних композиций представляют собой смесь элементов национализма и позднего романтизма. [ 20 ]
Средние годы и карьера (1909–1939)
[ редактировать ]Личная жизнь
[ редактировать ]В 1909 году, в возрасте 28 лет, Барток женился на Марте Циглер (1893–1967), 16 лет. В следующем году у них родился сын Бела Барток III. После почти 15 лет совместной жизни Барток развелся с Мартой в июне 1923 года. Через два месяца после развода он женился на Дитте Пастори (1903–1982), студентке игры на фортепиано, через десять дней после того, как сделал ей предложение. Ей было 19, ему 42. Их сын Петер родился в 1924 году. [ 21 ]
Выросший как католик , Барток в раннем взрослом возрасте стал атеистом . Позже его привлекло унитаризм , и он публично обратился в унитарную веру в 1916 году. Хотя Барток не был традиционно религиозным, по словам его сына Белы Бартока III, «он был любителем природы: он всегда с большим почтением упоминал о чудесном порядке природы». . Став взрослым, Бела III позже стал мирским президентом Венгерской унитарной церкви. [ 22 ]
Опера
[ редактировать ]В 1911 году Барток написал свою единственную оперу « Замок Синей Бороды» , посвященную Марте. Он подал заявку на получение приза Венгерской комиссии изящных искусств, но его работы забраковали как неподходящие для сцены. [ 23 ] В 1917 году Барток переработал партитуру премьеры 1918 года и переписал финал. После революции 1919 года оказал на него давление с требованием , в которой он активно участвовал, режим Хорти убрать имя либреттиста Белы Балаша из оперы, поскольку Балаж был еврейского происхождения, был внесен в черный список и уехал из страны в Вену. Замок Синей Бороды возродился только один раз, в 1936 году, до эмиграции Бартока. Всю оставшуюся жизнь, хотя он и был посвящен Венгрии, ее народу и культуре, он никогда не чувствовал особой лояльности к правительству или его официальным учреждениям. [ 24 ]
Народная музыка и композиции
[ редактировать ]
После разочарования в конкурсе Комиссии изящных искусств Барток в течение двух или трех лет мало писал, предпочитая сосредоточиться на сборе и аранжировке народной музыки. Он нашел фонограф важным инструментом для сбора народной музыки из-за его точности, объективности и возможности манипулирования. [ 26 ] Сначала он собирал в Карпатском бассейне (тогда Венгерское королевство ), где записывал венгерскую , словацкую , румынскую и болгарскую народную музыку. Прорыв в развитии Бартока произошел, когда он совместно с Золтаном Кодаем собирал народную музыку с помощью машины Эдисона, на которой они изучали возможности классификации (для отдельных народных песен) и записывали сотни цилиндров. Композиционное владение фольклорными элементами Бартока выражено настолько аутентично и неразбавлено благодаря гаммам, звукам и ритмам, которые были настолько неотъемлемой частью его родной Венгрии, что он автоматически воспринимал музыку в этих терминах. [ 27 ] Он также собирал произведения в Молдавии , Валахии и (в 1913 году) Алжире . Начало Первой мировой войны вынудило его прекратить экспедиции, но он вернулся к сочинению балета « Деревянный принц» (1914–1916) и Струнного квартета № 2 (1915–1917), оба под влиянием Дебюсси . [ 28 ]
Бартока На либретто к еще одному балету «Чудесный мандарин» оказали влияние Игорь Стравинский , Арнольд Шенберг и Рихард Штраус. Несмотря на то, что рассказ был начат в 1918 году, из-за сексуального содержания рассказ не был исполнен до 1926 года. Затем он написал две свои скрипичные сонаты (написанные в 1921 и 1922 годах соответственно), которые являются одними из его наиболее гармоничных и структурно сложных произведений. [ 29 ]
В марте 1927 года он посетил Барселону и исполнил Рапсодию для фортепиано Sz. 26 с Оркестром Пау Казальсом в Гран-Театре дель Лисеу . [ 30 ] Во время того же пребывания он посетил концерт Cobla Barcelona во Дворце каталонской музыки . [ 30 ] По словам критика Жоана Ллонгераса , «его очень интересовали сарданы , прежде всего свежесть, непосредственность и жизнь нашей музыки [...] он хотел знать механизм тенор и тиблей и запросил данные о состав коблы , а также расширение и характеристики каждого инструмента». [ 30 ]
В 1927–1928 годах Барток написал свои Третий и Четвертый струнные квартеты , после чего его сочинения продемонстрировали его зрелый стиль. Яркими примерами этого периода являются «Музыка для струнных, ударных и челесты» (1936) и «Дивертисмент для струнного оркестра» (1939). Пятый струнный квартет был составлен в 1934 году, а Шестой струнный квартет (его последний) — в 1939 году. В 1936 году он отправился в Турцию, чтобы собирать и изучать турецкую народную музыку . Он работал в сотрудничестве с турецким композитором Ахметом Аднаном Сайгуном, в основном в Адане . [ 31 ] [ 32 ]
Вторая мировая война и последние годы (1940–1945)
[ редактировать ]
В 1940 году, когда политическая ситуация в Европе ухудшилась после начала Второй мировой войны , у Бартока возникло все большее искушение бежать из Венгрии. Он решительно выступал против нацистов и союза Венгрии с Германией и державами оси в рамках Тройственного пакта . После прихода к власти нацистов в 1933 году Барток отказался давать концерты в Германии и порвал там отношения со своим издателем. Его антифашистские политические взгляды доставили ему немало проблем истеблишменту Венгрии. В своем завещании, записанном 4 октября 1940 года, он просил, чтобы ни одна площадь или улица не называлась его именем до тех пор, пока будапештские площади Октогон и Кодай Кёрёнд , или фактически любая площадь или улица в Венгрии, больше не будут носить имена Муссолини и Гитлера , как они сделали это в то время, когда он писал свое завещание. [ 33 ] Впервые отправив свои рукописи из страны, Барток неохотно эмигрировал в США вместе со своей женой Диттой Пастори в октябре 1940 года. Они поселились в Нью-Йорке после прибытия в ночь с 29 на 30 октября на пароходе из Лиссабона. Присоединившись к ним в 1942 году, их младший сын Петер Барток поступил на службу в ВМС США , где до конца войны служил на Тихом океане, а затем поселился во Флориде, где стал звукорежиссером и звукорежиссером. Его старший сын от первого брака, Бела Барток III, остался в Венгрии и позже работал служащим железной дороги до выхода на пенсию в начале 1980-х годов. [ 34 ]
Хотя он стал американским гражданином в 1945 году, незадолго до своей смерти, [ 35 ] Барток никогда не чувствовал себя в Соединенных Штатах как дома. [ 36 ] Поначалу ему было трудно сочинять. Хотя он был хорошо известен в Америке как пианист, этномузыковед и педагог, он не был широко известен как композитор. В последние годы его жизни американцы мало интересовались его музыкой. Он и его жена Дитта дали несколько концертов, хотя спрос на них был невысоким. [ 37 ] Барток, сделавший несколько записей в Венгрии, также записывался для Columbia Records после приезда в США ; многие из этих записей (некоторые с устными выступлениями Бартока) позже были выпущены на пластинках и компакт-дисках. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]
При поддержке исследовательской стипендии Колумбийского университета в течение нескольких лет Барток и Дитта работали над большой коллекцией сербских и хорватских народных песен в библиотеках Колумбии. Экономические трудности Бартока в первые годы его пребывания в Америке были смягчены гонорарами за публикации, преподаванием и гастролями. Хотя его финансы всегда были нестабильными, он не жил и не умер в бедности, как это было распространено в мифе. У него было достаточно друзей и сторонников, чтобы обеспечить ему достаточно денег и работы, чтобы жить. Барток был гордым человеком и нелегко принимал благотворительность. Несмотря на то, что временами ему не хватало денег, он часто отказывался от денег, которые друзья предлагали ему из собственного кармана. Хотя он не был членом ASCAP , общество оплачивало любую медицинскую помощь, в которой он нуждался в течение последних двух лет, на что Барток неохотно согласился. Первые симптомы проблем со здоровьем появились в конце 1940 года, когда его правое плечо начало окоченеть. В 1942 году симптомы усилились, и у него начались приступы лихорадки. Болезнь Бартока поначалу считалась рецидивом туберкулеза, который он перенес в молодости, и одним из его врачей в Нью-Йорке был Эдгар Майер, директор Мемориальная больница Уилла Роджерса в Саранак-Лейк , но медицинское обследование не выявило основного заболевания. Наконец, в апреле 1944 года лейкемия , но к этому времени уже мало что можно было сделать. был поставлен диагноз [ 45 ]
Поскольку его тело постепенно разрушалось, Барток нашел больше творческой энергии и создал окончательный набор шедевров, отчасти благодаря скрипачу Йозефу Сигети и дирижеру Фрицу Райнеру (Райнер был другом и защитником Бартока с тех пор, как он был студентом Бартока в Королевской академии). . Последней работой Бартока вполне мог бы стать Струнный квартет № 6, если бы Серж Кусевицкий не заказал Концерт для оркестра . Кусевицкого, в Бостонском симфоническом оркестре Премьера произведения в декабре 1944 года состоялась получившем весьма положительные отзывы. Концерт для оркестра быстро стал самым популярным произведением Бартока, хотя он не дожил до его полного воздействия. [ 46 ]
поручил ему В 1944 году Иегуди Менухин написать сонату для скрипки соло . В 1945 году Барток сочинил свой Концерт для фортепиано с оркестром № 3 , изящное и почти неоклассическое произведение, в качестве неожиданного подарка Дитте на 42-летие, но он умер чуть более чем за месяц до ее дня рождения, так и не закончив партитуру. Он также набросал свой Концерт для альта , но едва приступил к его написанию после своей смерти, оставив законченными только партию альта и наброски оркестровой партии.

Бела Барток умер в возрасте 64 лет в больнице Нью-Йорка от осложнений лейкемии (в частности, вторичной полицитемии ) 26 сентября 1945 года. На его похоронах присутствовало всего десять человек. Помимо его вдовы и их сына, на мероприятии присутствовал Дьёрдь Шандор . [ 47 ]
Тело Бартока первоначально было похоронено на кладбище Фернклифф в Хартсдейле, Нью-Йорк. В последний год коммунистической Венгрии в конце 1980-х годов венгерское правительство вместе с двумя его сыновьями, Белой III и Петером, потребовало, чтобы его останки были эксгумированы и отправлены обратно в Будапешт для захоронения, где Венгрия организовала государственные похороны для него . 7 июля 1988 года. Он был перезахоронен на кладбище Фаркасрети в Будапеште , рядом с останками Дитты, который умер в 1982 году, через год после того, что должно было произойти. исполнилось 100 лет со дня рождения Белы Бартока. [ 48 ]
Две незаконченные работы позже были завершены его учеником Тибором Серли . Дьёрдь Шандор был солистом в первом исполнении Третьего фортепианного концерта 8 февраля 1946 года. Позже Дитта Пастори-Барток сыграла и записала его. Концерт для альта был переработан и опубликован в 1990-х годах сыном Бартока; эта версия может быть ближе к тому, что задумал Барток. [ 49 ] Одновременно Петер Барток в сотрудничестве с аргентинским музыкантом Нельсоном Делламаджоре работал над переизданием и редактированием прошлых изданий Третьего фортепианного концерта. [ 50 ]
Музыка
[ редактировать ]Музыка Бартока отражает две тенденции, кардинально изменившие звучание музыки в ХХ веке: разрушение диатонической системы гармонии, служившей композиторам предыдущие двести лет; [ 51 ] и возрождение национализма как источника музыкального вдохновения - тенденция, начавшаяся с Михаила Глинки и Антонина Дворжака во второй половине XIX века. [ 52 ] В поисках новых форм тональности Барток обратился к венгерской народной музыке, а также к другой народной музыке Карпатского бассейна и даже Алжира и Турции; при этом он стал влиятельным в том направлении модернизма, который использовал местную музыку и методы. [ 53 ]
Одним из характерных музыкальных стилей является его « Ночная музыка» , которую в зрелый период он использовал в основном в медленных частях многочастных ансамблевых или оркестровых композиций. Для него характерны «жуткие диссонансы, создающие фон для звуков природы и одиноких мелодий». [ 54 ] Примером может служить третья часть (Адажио) его «Музыки для струнных, ударных и челесты» . Его музыку можно примерно сгруппировать в соответствии с разными периодами его жизни. [ 55 ]
Ранние годы (1890–1902)
[ редактировать ]
Произведения юности Бартока были написаны в классическом и раннеромантическом стиле, пропитанном влиянием народной и цыганской литературы. музыка. [ 56 ] [ нужна страница ] С 1890 по 1894 год (от 9 до 13 лет) он написал 31 пьесу для фортепиано. [ 1 ] Хотя большинство из них были простыми танцевальными пьесами, в этих ранних произведениях Барток начал использовать некоторые более сложные формы, как, например, в своей десятичастной программе A Duna folyása («Течение Дуная», 1890–1894), которую он играл в его первый публичный концерт в 1892 году. [ 57 ]
В католической гимназии Барток начал изучать партитуры композиторов «от Баха до Вагнера ». [ 58 ] его композиции затем развивались по стилю и приобретали сходство с Шуманом и Брамсом . [ 59 ] После поступления в Будапештскую академию в 1890 году он сочинял очень мало, хотя начал заниматься оркестровкой и тщательно ознакомился с операми Вагнера. [ 60 ] В 1902 году его творческая энергия была возрождена открытием музыки Рихарда Штрауса, чья тональная поэма «Также sprach Заратустра» , по словам Бартока, «вызвала во мне величайший энтузиазм; наконец я увидел путь, который лежал передо мной». Бартоку также принадлежала партитура к «Жизни героя» , которую он переписал для фортепиано и запомнил. [ 61 ]
Новые влияния (1903–1911)
[ редактировать ]Под влиянием Штрауса Барток сочинил в 1903 году «Кошута » симфоническую поэму в десяти картинах на тему венгерской войны за независимость 1848 года, отражающую растущий интерес композитора к музыкальному национализму. [ 62 ] Год спустя он возобновил свои опусы, выпустив Рапсодию для фортепиано с оркестром в качестве Опуса 1. Движимый националистическим пылом и желанием превзойти влияние предыдущих композиторов, Барток всю жизнь посвятил себя народной музыке, что было вызвано его подслушиванием. Исполнение трансильванских народных песен няней Лиди Доса на венгерском курорте в 1904 году. [ 63 ] Барток начал собирать мадьярские крестьянские мелодии, которые позже распространились на народную музыку других народов Карпатского бассейна, словаков, румын, русинов, сербов и хорватов. [ 64 ] Его композиционные произведения постепенно отказывались от романтических элементов в пользу идиомы, которая воплощала народную музыку как неотъемлемую и важную часть ее стиля. Позже он скажет следующее по поводу объединения народной и художественной музыки: [ 65 ]
Вопрос в том, какими путями крестьянская музыка перенимается и трансмутируется в современную музыку? Мы можем, например, взять крестьянскую мелодию без изменений или лишь слегка изменив ее, написать к ней аккомпанемент и, возможно, несколько вступительных и заключительных фраз. Такого рода произведения демонстрируют определенную аналогию с трактовкой хоралов Баха. ... Другой прием... заключается в следующем: композитор не использует настоящую крестьянскую мелодию, а изобретает собственную имитацию таких мелодий. Принципиальной разницы между этим методом и описанным выше нет. ... Есть еще третий путь... В его музыке нет ни крестьянских напевов, ни имитаций крестьянских напевов, но она пронизана атмосферой крестьянской музыки. В этом случае можно сказать, что он полностью впитал в себя язык крестьянской музыки, ставший его музыкальным родным языком.
Барток впервые познакомился с музыкой Дебюсси в 1907 году и высоко оценил его музыку. В интервью 1939 года Барток сказал: [ 66 ]
Великая заслуга Дебюсси перед музыкой заключалась в том, что он пробудил среди всех музыкантов осознание гармонии и ее возможностей. В этом он был так же важен, как Бетховен, открывший нам возможности прогрессивной формы, или Бах, показавший нам трансцендентное значение контрапункта. Теперь я всегда задаю себе вопрос: возможно ли создать синтез этих трех великих мастеров, живой синтез, который будет актуален для нашего времени?
Влияние Дебюсси присутствует в «Четырнадцати багательях» (1908). Это заставило Ферруччо Бузони воскликнуть: «Наконец-то что-то действительно новое!» [ 67 ] До 1911 года Барток сочинял самые разные произведения, от романтического стиля до аранжировок народных песен и модернистской оперы « Замок Синей Бороды» . Негативный прием его работ заставил его после 1911 года сосредоточиться на исследованиях народной музыки и отказаться от композиции, за исключением аранжировок народной музыки. [ 68 ] [ 69 ]
Вдохновение и эксперименты (1916–1921)
[ редактировать ]Его пессимистическое отношение к сочинительству было снято бурным и вдохновляющим контактом с Кларой Гомбосси летом 1915 года. [ 70 ] Этот интересный эпизод из жизни Бартока оставался скрытым до тех пор, пока его не исследовал Денийс Дилле в период с 1979 по 1989 год. [ 71 ] Барток снова начал сочинять, в том числе Сюиту для фортепиано опус 14 (1916) и «Чудесный мандарин» (1919). [ 72 ] и он завершил «Деревянного принца» (1917). [ 73 ]
Барток воспринял исход Первой мировой войны как личную трагедию. [ 74 ] Многие регионы, которые он любил, были отделены от Венгрии : Трансильвания , Банат (где он родился) и Братислава (Пожонь, где жила его мать). Кроме того, политические отношения между Венгрией и другими государствами-правопреемниками Австро-Венгерской империи запрещали его исследования народной музыки за пределами Венгрии. [ 75 ] Барток также написал примечательные «Восемь импровизаций на тему венгерских крестьянских песен» в 1920 году и «солнечную танцевальную сюиту» в 1923 году, в год его второго брака. [ 76 ]
«Синтез Востока и Запада» (1926–1945).
[ редактировать ]В 1926 году Бартоку понадобилось значительное произведение для фортепиано с оркестром, с которым он мог бы гастролировать по Европе и Америке. Его особенно вдохновило неоднозначное использование американским композитором Генри Коуэллом интенсивных тонов на фортепиано во время турне по Западной Европе. Барток присутствовал на одном из этих концертов и позже попросил у Коуэлла разрешения использовать его технику, не оскорбляя его, что Коуэлл предоставил. Готовясь к написанию своего первого фортепианного концерта , он написал свои «Сонату», «На улице » и «Девять маленьких пьес» , все для фортепиано соло, и во всех из них широко используются кластеры. [ 77 ] В зрелом возрасте он все больше находил свой собственный голос. Стиль его последнего периода – «Синтез Востока и Запада». [ 78 ] – трудно дать определение, не говоря уже о том, чтобы обобщить его одним термином. В зрелый период Барток написал сравнительно немного произведений, но большинство из них представляют собой масштабные композиции для больших постановок. Только его голосовые произведения имеют программные названия, а его поздние произведения часто придерживаются классических форм. [ 79 ]
Среди наиболее важных произведений Бартока - шесть струнных квартетов (1909, 1917, 1927, 1928, 1934 и 1939), Кантата Профана (1930), которую Барток объявил произведением, которое он считал и называл своим самым личным «кредо». , [ 80 ] Музыка для струнных, ударных и челесты (1936), [ 1 ] Концерт для оркестра (1943) и Третий фортепианный концерт (1945). [ 81 ] [ нужна страница ] Он внес значительный вклад в литературу для младших школьников: для уроков музыки своего сына Петера он сочинил «Микрокосмос» — шеститомный сборник классифицированных фортепианных пьес. [ 1 ]
Музыкальный анализ
[ редактировать ]
Пол Уилсон называет наиболее яркими характеристиками музыки Бартока с конца 1920-х годов влияние Карпатского бассейна и европейской художественной музыки, а также его меняющееся отношение к тональности (и ее использованию), но без использования традиционных гармонических функций, связанных с мажорными и минорные гаммы. [ 82 ]
Хотя Барток утверждал в своих произведениях, что его музыка всегда была тональной, он редко использовал аккорды или гаммы, обычно связанные с тональностью, и поэтому описательные ресурсы тональной теории имеют ограниченное применение. Джордж Перл (1955) и Эллиот Антоколец (1984) сосредоточились на его альтернативных методах передачи сигналов тональным центрам через оси инверсионной симметрии . Другие рассматривают оси симметрии Бартока с точки зрения атональных аналитических протоколов. Ричард Кон (1988) утверждает, что инверсионная симметрия часто является побочным продуктом другой атональной процедуры — образования аккордов из транспозиционно связанных диад. Теория атональных классов высоты звука также предоставляет ресурсы для изучения полимодального хроматизма , проецируемых наборов , привилегированных шаблонов и типов больших наборов, используемых в качестве исходных наборов, таких как равнотемперированный двенадцатитоновый агрегат , октатоническая гамма (и альфа-аккорд ), диатоника и гептатония секунда семь. -нотные гаммы, реже всю тональную гамму и основной пентатонический сборник. [ 83 ]
Он редко активно использовал простую совокупность для формирования музыкальной структуры, хотя есть примечательные примеры, такие как вторая тема из первой части его Второго скрипичного концерта, о которой он отметил, что «хотел показать Шенбергу , что можно использовать все двенадцать тонов». и при этом оставаться тональным». [ 84 ] Более тщательно, в первых восьми тактах последней части его Второго квартета все ноты постепенно собираются вместе, причем двенадцатая (G ♭ ) впервые звучит на последней доле восьмого такта, отмечая конец первой части. Совокупность делится во вступлении Третьего струнного квартета на C ♯ –D–D ♯ –E в аккомпанементе (струнные), в то время как остальные классы высоты звука используются в мелодии (скрипка 1) и чаще всего как 7–35 ( диатонический или «белый» сборник) и 5–35 (пентатонический или «черный» сборник), например, в №. 6 из восьми импровизаций . Там основная тема находится на черных клавишах левой руки, а правая сопровождается трезвучиями белых клавиш. В тактах 50–51 третьей части Четвертого квартета первая скрипка и виолончель играют аккорды черных клавиш, а вторая скрипка и альт играют ступенчатые диатонические линии. [ 85 ] С другой стороны, еще в Сюите для фортепиано, соч. 14 (1914), он иногда использовал форму сериализма, основанную на составных интервальных циклах, некоторые из которых представляют собой максимально распределенные мультиагрегатные циклы. [ 86 ] [ 87 ] Эрно Лендвай анализирует работы Бартока как основанные на двух противоположных тональных системах: акустической гамме и системе осей , а также на использовании золотого сечения в качестве структурного принципа. [ 88 ]
Милтон Бэббит в своем обзоре струнных квартетов Бартока в 1949 году раскритиковал Бартока за использование тональных и нетональных методов, уникальных для каждого произведения. Бэббит отметил, что «решение Бартока было конкретным, его нельзя повторить». [ 89 ] Использование Бартоком «двух организационных принципов» — тональности для крупномасштабных отношений и индивидуального метода для отдельных тематических элементов — было проблемой для Бэббита, который беспокоился, что «сильно ослабленная тональность» требует крайне негармоничных методов для создания ощущение закрытости. [ 90 ]
Каталоги
[ редактировать ]Каталогизация работ Бартока довольно сложна. Барток трижды присваивал своим произведениям номера опусов, последняя из этих серий завершилась Сонатой для скрипки и фортепиано № 1, соч. 21 в 1921 году. Он прекратил эту практику из-за сложности проведения различия между оригинальными произведениями и этнографическими аранжировками, а также между основными и второстепенными произведениями. После его смерти было предпринято три попытки каталогизации — две полные и одна частичная. Первым и до сих пор наиболее широко используемым является хронологический Sz Андраша Сёллёси . номера от 1 до 121. Денийс Дилле впоследствии реорганизовал ювенилии (Sz. 1–25) тематически, получив номера DD от 1 до 77. Самый последний каталог принадлежит Ласло Сомфаи ; это хронологический указатель работ, обозначенных номерами BB от 1 до 129, с учетом исправлений, основанных на Тематическом каталоге Белы Бартока.
1 января 2016 года произведения Бартока стали общественным достоянием в Европейском Союзе . [ 91 ]
Дискография
[ редактировать ]Вместе со своим современником-единомышленником Золтаном Кодаем Барток приступил к обширной программе полевых исследований, чтобы запечатлеть народные и крестьянские мелодии мадьярских , словацких и румынских языковых территорий. [ 64 ] Сначала мелодии переписывали вручную, но позже стали использовать записывающую машину с восковым цилиндром, изобретенную Томасом Эдисоном . [ 92 ] [ нужна страница ] Сборники полевых записей, интервью и оригинальной игры Бартока на фортепиано выпускались на протяжении многих лет, в основном венгерским лейблом Hungaroton :
- Барток, Бела. 1994. Барток за фортепиано . Hungaroton 12326. Комплект из 6 дисков.
- Барток, Бела. 1995а. Барток играет Бартока – Барток на фортепиано 1929–41 . Жемчужина 9166. Запись компакт-диска.
- Барток, Бела. 1995б. Записи Бартока из частных коллекций . Hungaroton 12334. Запись на компакт-диске.
- Барток, Бела. 2003. Барток играет Бартока . Жемчужина 179. Запись компакт-диска.
- БАРТОК, Бела. 2003. Барток Соната для 2-х фортепиано и ударных, Сюита для 2-х фортепиано. Апекс 0927-49569-2. Запись компакт-диска.
- Барток, Бела. 2007. Барток: Контрасты, Микрокосмос . Мембрана/Документы 223546. Запись на компакт-диск.
- Барток, Бела. 2008. Барток играет Бартока . Урания 340. Запись компакт-диска.
- Барток, Бела. 2016. Барток Пианист . Хунгаротон HCD32790-91. Два компакт-диска. Работы Бартока, Доменико Скарлатти, Золтана Кодая и Ференца Листа.
Сборник полевых записей и транскрипций для двух альтов также был недавно выпущен Tantara Records в 2014 году. [ 93 ]
18 марта 2016 года Decca Classics выпустила Béla Bartók: The Complete Works , первый в истории полный сборник всех композиций Бартока, включая новые записи никогда ранее не записывавшихся ранних фортепианных и вокальных произведений. Однако ни одно из собственных исполнений композитора не включено в этот набор из 32 дисков. [ 94 ]
Статуи и другие памятники
[ редактировать ]


- Статуя Бартока стоит в Брюсселе , Бельгия, недалеко от центрального железнодорожного вокзала на общественной площади Spanjeplein-Place d'Espagne. [ 95 ] [ 96 ]
- Статуя стоит возле Малверн-Корт в Лондоне, к югу от станции метро South Kensington и к северу от Сидней-Плейс. « Английское наследие» Синяя мемориальная доска , открытая в 1997 году, теперь посвящена памяти Бартока на Сидней Плейс, 7, где он останавливался во время выступления в Лондоне. [ 97 ] [ 98 ]
- Его статуя была установлена перед домом, в котором Барток провел свои последние восемь лет в Венгрии, по адресу Чалан ут, 29, на холмах над Будапештом. Сейчас он функционирует как Мемориальный дом Белы Бартока. [ 99 ] Копии этой статуи также стоят в Мако (ближайший венгерский город к его месту рождения, который сейчас находится в Румынии), Париже, Лондоне и Торонто. [ 100 ]
- Бюст и мемориальная доска, расположенные в его последнем доме в Нью-Йорке по адресу 309 W. 57th Street , с надписью: «Великий венгерский композитор / Бела Барток / (1881–1945) / Поселился в этом доме / В последний год Его жизнь». [ 101 ]
- Его бюст расположен во дворе Государственной консерватории Анкары в Анкаре, Турция, рядом с бюстом Ахмета Аднана Сайгуна . [ 102 ]
- Бронзовая статуя Бартока, созданная Имре Варгой в 2005 году, стоит в вестибюле Королевской музыкальной консерватории по адресу 273 Bloor Street West, Торонто, Онтарио, Канада.
- Бронзовый бюст Бартока стоит в Центральном парке Антона Скудиера в Тимишоаре, Румыния. В этом парке есть «Аллея личностей», созданная в 2009 году и украшенная бюстами известных «румын». Санниколау-Маре (Надьсентмиклош по-венгерски), небольшой городок, где Барток родился в 1881 году, расположен примерно в 58 километрах к северо-западу от Тимишоары, а сегодня находится прямо на территории Румынии, недалеко от границы с Венгрией.
- Статуя Бартока, созданная Варгой, стоит у реки Сены в общественном парке на площади Бела Барток , площадь Браззавиль, 26, в Париже, Франция. [ 103 ]
- Также следует отметить, что в том же парке находится скульптурная транскрипция исследований композитора по тональной гармонии, фонтан/скульптура Кристо, созданная Жаном-Ивом Лешевалье в 1980 году.
- Экспрессионистская скульптура венгерского скульптора Андраша Бека на площади Анри-Колле , 16 округ Парижа .
- Его статуя также стоит в центре города Тыргу-Муреш , Румыния. [ 102 ] ( Карты Google Мартон Ижак )
- Статуя (сидящего) Бартока также расположена перед замком Нако, в его родном городе Надьсентмиклош . [ 104 ] ( Карты Google )
- У Бартока есть звезда на Аллее славы на Карлсплац-Пассаж в Вене . [ 105 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Гиллис 2001 .
- ^ «Бела Барток (1881–1945)» . Mahlerfoundation.org . 16 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 7 февраля 2022 г. Проверено 7 февраля 2022 г.
- ^ Мозер 2006a , с. 44.
- ^ Секерньес 2017 .
- ^ «Бела Барток | Венгерский композитор и новатор» . Британника . 6 июня 2023 года. Архивировано из оригинала 14 мая 2023 года . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Хукер 2001 , с. 16.
- ^ Купер 2015 , с. 6.
- ^ Гиллис 1990 , с. 6.
- ^ Гриффитс 1988 .
- ^ де Тот 1999 .
- ^ Стивенс 1964 , с. 8.
- ^ 2018. « Бела Барток ». Веб-сайт Boosey & Hawkes (по состоянию на 27 сентября 2018 г.).
- ^ Роквелл 1982 .
- ^ Стивенс 2018 .
- ^ Вильгельм 1989 , с. 73.
- ^ Кори 2007 .
- ^ Гребля 1990–2018 .
- ^ «Бела Барток | Оценка музыки» . Courses.lumenlearning.com . Архивировано из оригинала 28 января 2021 года . Проверено 18 февраля 2022 г.
- ^ «Бела Барток (1881–1945)» . Фонд Малера . 16 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 14 июня 2023 г. Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ «Бела Барток | Музыка 101» . Courses.lumenlearning.com . Архивировано из оригинала 4 июля 2023 года . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Хьюз 2007 , с. 22.
- ^ Хьюз 2001 .
- ^ Чалмерс 1995 , с. 93.
- ^ «Рождественские пожелания Серебряная монета Деда Мороза Чулок Санта-Клауса Волшебная елка» . ПикКлик . Архивировано из оригинала 4 июля 2023 года . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Получение 2020 года .
- ^ Барток 1976 , с. 14.
- ^ Шенберг, Гарольд К. (1997). Жизнь великих композиторов . WW Нортон. стр. 567–569. ISBN 0-393-03857-2 . OCLC 1248953993 .
- ^ «Бела Барток | Музыка 101» . Courses.lumenlearning.com . Архивировано из оригинала 4 июля 2023 года . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ «Бела Барток (1881–1945)» . Фонд Малера . 16 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Фонтель-Рамоне, Альберт (2020). «Ла Кобла Барселона (1922–1938). Ноуцентистский проект» . Докторская диссертация, PHD, Автономный университет Барселоны . Архивировано из оригинала 5 января 2022 года . Проверено 6 января 2022 г.
- ^ Озгентюрк 2008 .
- ^ Сипос 2000 .
- ^ Сабо, Ференц (сентябрь 1950 г.). «Барток не ведет переговоры» (PDF) . Новый музыкальный обзор . 1 (4): 3–12. Архивировано (PDF) из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ «Бела Барток | Музыка 101» . Courses.lumenlearning.com . Архивировано из оригинала 4 июля 2023 года . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Ганье 2012 , с. 28 : «Он стал гражданином США в 1945 году, но к тому времени у него развилась лейкемия, и он вскоре умер...».
- ^ «Бела Барток – признание музыки» . Courses.lumenlearning.com . Архивировано из оригинала 28 января 2021 года . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ йалепресс (30 июня 2015 г.). «Бела Барток в Америке» . Издательство Йельского университета . Архивировано из оригинала 16 августа 2022 года . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ Барток 1994 .
- ^ Барток 1995a .
- ^ Барток 1995b .
- ^ Барток 2003 .
- ^ Барток 2007 .
- ^ Барток 2008 .
- ^ Барток 2016 .
- ^ Чалмерс 1995 , стр. 196–207.
- ^ «Концерт Бартока для оркестра: путешествие от тьмы к свету» . bachtrack.com . Архивировано из оригинала 18 февраля 2022 года . Проверено 18 февраля 2022 г.
- ^ 2006. « Дьёрдь Шандор, пианист и авторитет Бартока, умер в возрасте 93 лет ». Джульярдский журнал онлайн 21, вып. 5 (февраль) (архив от 6 сентября 2010 г., по состоянию на 10 июня 2020 г.).
- ^ Чалмерс 1995 , с. 214.
- ^ Чалмерс 1995 , с. 210.
- ^ Сомфаи 1996 .
- ^ Гриффитс 1978 , с. 7.
- ^ Эйнштейн 1947 , с. 332.
- ^ Ботштейн и [nd] , §6.
- ^ Шнайдер 2006 , с. 84.
- ^ «Бела Барток | Музыка 101» . Courses.lumenlearning.com . Архивировано из оригинала 4 июля 2023 года . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Цитрон 1963 .
- ^ Купер 2015 , с. 11.
- ^ Морё 1974 , с. 18.
- ^ Купер 2015 , с. 14.
- ^ Стивенс 1993 , с. 12.
- ^ Стивенс 1993 , стр. 15–16.
- ^ Стивенс 1993 , с. 17.
- ^ Стивенс 1993 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б Морё, 1974 , с. 60.
- ^ Рыба 1997 , с. 271.
- ^ Морё 1953 , с. 92.
- ^ Барток 1948 , 2:83.
- ^ Гиллис 1993 , с. 404.
- ^ Стивенс 1964 , стр. 47–49.
- ^ Гиллис 1993 , с. 405.
- ^ Дилле 1990 , стр. 257–277.
- ^ «Чудесная мандариновая сюита, Бела Барток» . Лос-Анджелес Фил . Архивировано из оригинала 6 сентября 2023 года . Проверено 6 сентября 2023 г.
- ^ Гласс, Герберт. «Деревянный принц» . laphil.com . Архивировано из оригинала 6 сентября 2023 года . Проверено 6 сентября 2023 г.
- ^ Стивенс 1993 , с. 3.
- ^ Сомфаи 1996 , с. 18.
- ^ «Бела Барток | Музыка 101» . Courses.lumenlearning.com . Архивировано из оригинала 4 июля 2023 года . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Гиллис 1993 , с. 173.
- ^ Гиллис 1993 , с. 189.
- ^ «Бела Барток | Музыка 101» . Courses.lumenlearning.com . Архивировано из оригинала 4 июля 2023 года . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Сабольчи 1974 , с. 186.
- ^ Купер 2015 .
- ^ Уилсон 1992 , стр. 2–4.
- ^ Уилсон 1992 , стр. 24–29.
- ^ Гиллис 1990 , с. 185.
- ^ Уилсон 1992 , с. 25.
- ^ Мартинс 2006 .
- ^ Голлин 2007 .
- ^ Лендвай 1971 .
- ^ Бэббит 1949 , с. 385.
- ^ Бэббит 1949 , стр. 377–378.
- ^ 2016. День общественного достояния 2016 . Центр изучения общественного достояния (по состоянию на 15 октября 2018 г.)
- ^ Барток 2018 .
- ^ История 2014 .
- ^ Декка 2016 .
- ^ 2014. Статуя: Бела Барток . Брюссель помнит: Мемориалы Брюсселя (по состоянию на 17 июня 2014 г.).
- ^ Дикэр 2010 , с. 145.
- ^ « Барток, Бела (1881–1945) Мемориальная доска, установленная в 1997 году компанией English Heritage по адресу 7 Sydney Place, Южный Кенсингтон, Лондон SW7 3NL, Королевский район Кенсингтон и Челси ». Веб-сайт English Heritage (по состоянию на 19 октября 2012 г.).
- ^ Джонс 2012 .
- ^ Тудзин 2010 .
- ^ «Статуя Белы Бартока» . www.trekearth.com . Архивировано из оригинала 30 ноября 2021 года . Проверено 30 ноября 2021 г.
- ^ Мэтьюз 2012 .
- ^ Jump up to: а б Лисия-Бороно, Пьер (5 мая 2021 г.). «По следам Бартока: величественное мировое турне» . bachtrack.com . Архивировано из оригинала 18 июля 2022 года . Проверено 27 июля 2022 г.
- ^ Веб-сайт Eutouring.com « Площадь Белы Бартока в Париже » (2 августа) (по состоянию на 4 июля 2014 г.).
- ^ «Статуя композитора Белы Бартока открыта перед замком в Санниколау-Маре. Какие личности принимали участие в мероприятии» (на румынском языке). 6 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2021 г. Проверено 12 июня 2021 г.
- ^ «Бела Барток-Геденкстерн» .
Источники
[ редактировать ]- Антоколец, Эллиотт. 1984. Музыка Белы Бартока: исследование тональности и прогресса в музыке двадцатого века . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-04604-7 .
- Бэббит, Милтон . 1949. "Струнные квартеты Бартока". Музыкальный ежеквартально 35 (июль): 377–85. Перепечатано в «Сборнике эссе Милтона Бэббита » под редакцией Стивена Пелеса вместе со Стивеном Дембски, Эндрю Мидом и Джозефом Н. Штраусом, 1–9 . Принстон: Издательство Принстонского университета, 2003. ISBN 978-0-691-08966-9 .
- Барток, Бела. 1948. Письма, фотографии, рукописи, ноты. [Письма, фотографии, рукописи, партитуры], изд. Янош Демени, 2 тт. Книги Художественного совета, 1.-2. нет. Будапешт: Венгерский художественный совет. Английское издание под названием «Бела Барток: Письма» в переводе Петера Балабана и Иштвана Фаркаша; перевод отредактирован Элизабет Уэст и Колином Мэйсоном (Лондон: Faber and Faber Ltd.; Нью-Йорк: St. Martin's Press, 1971). ISBN 978-0-571-09638-1
- Барток, Бела. 1976. Очерки , отобранные и отредактированные Бенджамином Сушоффом. Нью-йоркский архив Бартока «Исследования музыковедения», № 8. Лондон: Faber & Faber; Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 978-0-571-10120-7 .
- Барток, Бела. 2018 год Румынские народные танцы (Ноты), Лондон: Chester Music .
- Барток: Полное собрание сочинений . Декка Рекордс. 2016. OCLC 945742125 .
- Ботштейн, Леон . [nd] «Модернизм», Grove Music Online , изд. Л. Мэйси (по состоянию на 29 апреля 2008 г.), (доступ по подписке) .
- Чалмерс, Кеннет. 1995. Бела Барток . Композиторы XX века. Лондон: Phaidon Press. ISBN 978-0-7148-3164-0 (пбк).
- Лимон, Пьер (1963). Барток . Париж: Editions du Seuil. OCLC 1577771 .
- Кон, Ричард, 1988. «Инверсионная симметрия и транспозиционная комбинация в Бартоке». Теория музыки Спектр 10:19–42.
- Купер, Дэвид. 2015. Бела Барток . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-21307-2 .
- де Тот, июнь (1999 г.). «Бела Барток: Биография» . Бела Барток: Сольные фортепианные произведения (примечания). Бела Барток. Классические записи «Эроика». OCLC 29737219 . JDT 3136. Архивировано из оригинала 8 апреля 2007 года . Проверено 14 апреля 2007 г.
- Дикэр, Дэвид. 2010. Ранние годы народной музыки: пятьдесят основателей традиции . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд. ISBN 978-0-7864-5737-3 .
- Дилле, Денис. 1990. Бела Барток: взгляд на прошлое. (На французском языке, английская версия недоступна). Намюр: Presss Universitaires de Namur. ISBN 978-2-87037-168-8 , 978-2-87037-168-8 .
- Эйнштейн, Альфред . 1947. Музыка в эпоху романтизма . Нью-Йорк: WW Нортон.
- Фиск, Иосия (ред.). 1997. Композиторы о музыке: восемь веков сочинений: новая и расширенная редакция классической антологии Моргенштерна . Бостон: Издательство Северо-Восточного университета. ISBN 978-1-55553-279-6 .
- Ганье, Николь В. 2012. Исторический словарь современной и современной классической музыки . Исторические словари литературы и искусства. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-6765-9 .
- Получаем, Питер. 2020 год. Он умирал с ощущением, что его работа напрасна. К счастью, туманности не было. Барток оставил монументальное произведение . SME.sk (по состоянию на 9 мая 2020 г.).
- Гиллис, Малькольм (ред.). 1990. Барток вспомнил . Лондон: Фабер. ISBN 978-0-571-14243-9 (в футляре) ISBN 978-0-571-14244-6 (пбк).
- Гиллис, Малькольм (ред.). 1993. Спутник Бартока . Лондон: Фабер. ISBN 978-0-571-15330-5 (ткань), ISBN 978-0-571-15331-2 (пбк); Нью-Йорк: Хэл Леонард. ISBN 978-0-931340-74-1 .
- Гиллис, Малькольм. 2001. «Бела Барток». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan. Также в Grove Music Online , изд. Л. Мэйси (по состоянию на 23 мая 2006 г.), (доступ по подписке) .
- Голлин, Эдвард. 2007. «Мультиагрегатные циклы и мультиагрегатные последовательные техники в музыке Белы Бартока». Теория музыки Спектр 29, вып. 2 (осень): 143–76.
- Гриффитс, Пол . 1978. Краткая история современной музыки . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-20164-0 .
- Гриффитс, Пол. 1988. Барток . Лондон: JM Dent & Sons Ltd.
- Хукер, Линн. 2001. «Политический и культурный климат в Венгрии на рубеже двадцатого века». В «Кембриджском спутнике Бартока » под редакцией Аманды Бэйли, 7–23. Кембриджские спутники музыки . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-66010-5 (ткань); ISBN 978-0-521-66958-0 (пбк).
- Хьюз, Питер. 2001. « Бела Барток » в словаре унитарной и универсалистской биографии . [np]: Унитарное универсалистское историческое общество. Архив от 7 декабря 2013 г. (по состоянию на 24 октября 2017 г.).
- Хьюз, Питер. 2007. « Бела Барток: Композитор (1881–1945) ». В «Выдающихся американских унитариях 1936–1961 » под редакцией Герберта Веттера, 21–22. Кембридж: Библиотека Гарвард-сквер. ISBN 978-0-615-14784-0 .
- Джонс, Том. 2012. « См. Белу Барток ». Блог Tired of London, Tired of Life (8 октября) (по состоянию на 4 июля 2014 г.).
- Кори, Агнес. 2007. « Кодали, Барток и скрипичная музыка в композициях Бартока ». Веб-сайт Центра музыкального искусства Белы Бартока (по состоянию на 27 сентября 2018 г.).
- Лендвай, Эрно . 1971. Бела Барток: анализ его музыки , представленный Аланом Бушем . Лондон: Кан и Аверилл. ISBN 978-0-900707-04-9 ОСЛК 240301 .
- МАРТИНС, Хосе Антонио Оливейра. 2006. «Дасиан, Гуидониан и пространства сродства в музыке двадцатого века». доктор философии дисс. Чикаго: Чикагский университет.
- Мэтьюз, Питер. 2012. « Барток в Нью-Йорке ». Веб-сайт «Праздник музыки» (по состоянию на 26 сентября 2018 г.). [ ненадежный источник? ]
- Морис, Дональд. 2004. Альтовый концерт Бартока: замечательная история его лебединой песни . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195348118 (по состоянию на 19 октября 2017 г.)
- Море, Серж. 1953. Бела Барток , перевод Г.С. Фрейзера и Эрика де Мони . Лондон: Харвилл Пресс.
- Морё. 1974. Бела Барток , перевод Г.С. Фрейзера и Эрика де Мони , с предисловием Артура Онеггера . Частичное переиздание Морё (1953) . Нью-Йорк: Венский дом.
- Мозер, Золтан. 2006а. « Слова, надписи, выдержки ». Тисатай 60, нет. 3 (март): 41–45.
- Озгентюрк, Небиль . 2008. Дневник Турции , серия 3. Стамбул: Bir Yudum İnsan Production LTD. ШТИ. Документальный сериал турецкого телевидения CNN.
- Перл, Джордж . 1955. «Симметричные формации в струнных квартетах Белы Бартока». Музыкальное обозрение 16, вып. 4 (ноябрь 1955 г.). Перепечатано в книге Джорджа Перла «Правильные заметки: двадцать три избранных эссе о музыке двадцатого века» , предисловие Оливера Нассена, введение Дэвида Хедлама, 189–205. Монографии по музыковедению. Стуйвесант, Нью-Йорк: Pendragon Press. ISBN 978-0-945193-37-1 .
- Роквелл, Джон . 1982. «Кодали был больше, чем композитор». Нью-Йорк Таймс (12 декабря).
- Родда, Ричард Э. 1990–2018. « Струнный квартет № 1 ля минор, соч. 7/Sz 40: О произведении ». Веб-сайт Центра Кеннеди (по состоянию на 27 сентября 2018 г.).
- Шнайдер, Дэвид Э. 2006. Барток, Венгрия, и обновление традиций: тематические исследования на пересечении современности и национальности . Калифорнийские исследования музыки 20-го века 5. Беркли: Калифорнийский университет Press. ISBN 978-0-520-24503-7 .
- Сипос, Янош (ред.). 2000. По следам Бартока в Анатолии 1: Сбор возле Аданы . Будапешт: Этнофон Отчеты.
- Сомфаи, Ласло . 1996. Бела Барток: композиция, концепции и источники автографов . Лекции Эрнеста Блоха по музыке 9. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-08485-8 .
- Стивенс, Хэлси. 1964. Жизнь и музыка Белы Бартока , второе издание. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ASIN: B000NZ54ZS
- Стивенс, Хэлси. 1993. Жизнь и музыка Белы Бартока , третье издание, подготовленное Малкольмом Гиллисом. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198163497 .
- Стивенс, Хэлси. 2018. « Бела Барток: венгерский композитор ». Британская энциклопедия онлайн (по состоянию на 27 сентября 2018 г.).
- Сухофф, Бенджамин. 2001 Бела Барток: Жизнь и работа . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-4076-8 - через Google Книги. (2001) (по состоянию на 29 июля 2019 г.).
- Сабольчи, Бенце. 1974. "Бела Барток: Кантата профана". В «Почему музыка нашего века прекрасна?» (Почему музыка ХХ века так прекрасна?), под редакцией Дьёрдя Кроо, [ нужна страница ] . Будапешт: Мысль ISBN 978-963-280-015-8
- Янош Секерньес. 2017. « Бартокек на Надьсентмиклоше » [Барток в Надьсентмиклоше]. Культура 70 (июль) (по состоянию на 10 марта 2019 г.).
- Тудзин, Джессика Тейлор. 2010. « Обучался в Бартоке ». Блог Bohemian Ink (2 августа) (по состоянию на 4 июля 2014 г.).
- Голоса из прошлого: 44 дуэта Белы Бартока и оригинальные полевые записи . Тантара Рекордс . 2014. OCLC 868907693 .
- Вильгельм, Курт (1989). Рихард Штраус: Интимный портрет . Лондон: Темза и Гудзон.
- Уилсон, Пол. 1992. Музыка Белы Бартока . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-05111-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- « Семья Полерецких ». Веб-сайт Arcanum.hu (по состоянию на 30 декабря 2019 г.).
- Барток, Бела. 1976. «Влияние крестьянской музыки на современную музыку (1931)». В «Очерках Белы Бартока» под редакцией Бенджамина Сушоффа, 340–44. Лондон: Фабер и Фабер . ISBN 978-0-571-10120-7 ОСЛК 60900461
- Барток, Бела. 1981. Венгерская народная песня. Архивировано 4 октября 2023 года в Wayback Machine , второе английское издание, под редакцией Бенджамина Сухоффа, перевод Мишеля Д. Кальвокоресси, с аннотациями Золтана Кодая. Исследования в области музыковедения из Нью-Йоркского архива Бартока 13. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- Барток, Питер. 2002. «Мой отец». Хомосасса, Флорида, Bartók Records ( ISBN 978-0-9641961-2-4 ).
- Бэйли, Аманда (ред.). 2001. Cambridge Companion to Bartók. Архивировано 4 октября 2023 года в Wayback Machine . Кембриджские спутники музыки . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-66010-5 (ткань); ISBN 978-0-521-66958-0 (пбк).
- Бонис, Ференц. 2006. Фотографии из жизни: Бела Барток. Архивировано 4 октября 2023 года в Wayback Machine . Будапешт: Баласси Издатель: Vávi Kft., Alföldi Nyomda Zrt. ISBN 978-963-506-649-0 .
- Ребята, Генри. 1945. «Бела Барток 1881–1945». Музыкальные Таймс 86, вып. 1233 г. (ноябрь): 329–31.
- Кон, Ричард, 1992. «Октатонические стратегии Бартока: мотивационный подход». Журнал Американского музыковедческого общества 44
- Цейзель, Эндре. 1992. Генеалогическое древо: откуда мы, кто мы, куда идем? [Будапешт]: Издательство Кошут. ISBN 978-963-09-3569-2
- Декка. 2016. « Бела Барток: Полное собрание сочинений: Международный выпуск 18 марта 2016 г.: 32 компакт-диска, 0289 478 9311 0. Архивировано 20 августа 2016 г. в Wayback Machine ». Добро пожаловать в каталог Decca Classics: www.deccaclassics.com (по состоянию на 19 августа 2016 г.).
- Фассетт, Агата, 1958. Обнаженное лицо гения: американские годы Белы Бартока. Бостон: Хоутон Миффлин.
- Юркияйнен, Рейо. 2012. «Форма, монотематизм, вариация и симметрия в струнных квартетах Белы Бартока». доктор философии дисс. Хельсинки: Хельсинкский университет. ISBN 978-952-10-8040-1 ( Реферат ).
- Карпати, Янош. 1975. Струнные квартеты Бартока в переводе Фреда МакНикола. Будапешт: Корвина Пресс.
- Каспаров Андрей. 2000. «Третий фортепианный концерт в переработанном издании 1994 года: недавно обнаруженные исправления композитора». Венгерская музыка Ежеквартально 11, №№. 3–4:2–11.
- Лифстедт, Карл С. 1999. Внутри замка Синей Бороды . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-510999-3
- Лендвай, Эрно. 1972. "Einführung in die Formen- und Harmoniewelt Bartók" (1953). В его книге «Бела Барток: Weg und Werk » под редакцией Бенце Сабольчи , стр. 105–49. Кассель: Бэренрайтер.
- Локсдейл, Хью Д. и Адальберт Балог. 2009. «Бела Барток: музыкант, музыковед, композитор и энтомолог!». Антенна - Бюллетень Лондонского королевского энтомологического общества 33, вып. 4:175–82.
- Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, доктор медицины, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press, Inc. ISBN 978-0-8108-5356-0 .
- Мартинс, Хосе Оливейра. 2015. «Полимодальность Бартока: Дасиан и другие пространства сродства». Журнал теории музыки 59, вып. 2 (октябрь): 273–320.
- Мозер, Золтан. 2006б. «Предки Бартоков в Гёмёре». Домашние знания: журнал Ассоциации домашних знаний. [ постоянная мертвая ссылка ] 34, нет. 2 (апрель): 9–11.
- Нельсон, Дэвид Тейлор (2012). «Бела Барток: отец этномузыкологии», Музыкальные предложения: Том. 3: № 2, Статья 2. Архивировано 6 декабря 2013 г. в Wayback Machine.
- Слудер, Клод К. 1994. «Пересмотренная композиция Бартока подчеркивает концерт Pro Musica». Республика (16 февраля).
- Смит, Эрик. 1965. Дискуссия между Иштваном Кертешем и продюсером . DECCA Records (примечания к « Замку Синей Бороды »).
- Сомфаи, Ласло. 1981. Восемнадцать исследований Бартока . Будапешт: Музыкальное издательство. ISBN 978-963-330-370-2 .
- Уэллс, Джон К. 1990. «Барток», в словаре произношения Лонгмана , 63. Харлоу, Англия: Лонгман. ISBN 978-0-582-05383-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]Архивы на | ||||
---|---|---|---|---|
|
||||
Как использовать архивный материал |


- Работы Белы Бартока или о нем в Интернет-архиве
- Мемориальный дом Белы Бартока, Будапешт. Архивировано 12 сентября 2007 года в Wayback Machine.
- Бельгийский архив Бартока, расположенный в Королевской библиотеке Брюсселя и основанный Денисом Дилле. Архивировано 28 июня 2011 года в Wayback Machine.
- «Открытие Бартока» . Радио Би-би-си 3 .
- Галерея портретов Бартока
- Виртуальная выставка на Бартоке
- В поисках помощи рукописям Белы Бартока в Колумбийском университете. Библиотека редких книг и рукописей.
- Бесплатные партитуры Белы Бартока в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Барток играет Бартока на звукозаписывающем лейбле Дона Габора Continental, позже переизданном на Remington Records.
- Интерактивные партитуры произведений Бартока для фортепиано с сэром Андрашем Шиффом.
- Бела Барток
- 1881 рождений
- 1945 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Венгерские музыканты ХХ века
- Венгерские музыканты-мужчины 20-го века
- Музыковеды 20 века
- Лауреаты конкурса имени Антона Рубинштейна
- Композиторы балета
- Похороны на кладбище Фаркасрети.
- Похороны на кладбище Фернклифф
- факультет Колумбийского университета
- Композиторы для фортепиано
- Смертность от рака в Нью-Йорке (штат)
- Смертность от лейкемии
- Бывшие католики
- Выпускники Музыкальной академии Ференца Листа
- Академический состав Музыкальной академии Ференца Листа
- Люди Колумбийского университета
- Венгерские атеисты
- Венгерские композиторы-классики
- Венгерские классические пианисты
- Венгерские эмигранты в США
- Венгерские этномузыкологи
- Собиратели венгерских народных песен.
- Венгерские музыкальные преподаватели
- Венгерские оперные композиторы
- Венгерский народ хорватского происхождения
- Венгерский народ немецкого происхождения
- Венгерские беженцы
- Венгерские унитарии
- Венгерские классические пианисты-мужчины
- Венгерские оперные композиторы-мужчины
- Члены Венгерской академии наук
- Члены Румынской академии избраны посмертно
- Композиторы-модернисты
- Люди из Санниколау-Маре
- Люди из Саранак-Лейк, Нью-Йорк
- Ученики Ганса фон Кесслера
- Ученики Иштвана Томана
- Композиторы струнного квартета
- Композиторы для альта