Jump to content

Система осей

В музыке система осей — это система анализа, зародившаяся в работах Эрно Лендвая , которую он разработал в своем анализе музыки Белы Бартока .

Система осей «занимается гармоническим и тональным замещением», [1] и постулирует новый тип функциональных отношений между тонами и аккордами . Анализ Лендвая направлен на то, чтобы показать, как аккорды и тона, связанные интервалами второстепенной терции и тритона , могут функционировать как тональные заменители друг друга, и делают это во многих композициях Бартока.

Введение

[ редактировать ]

В классических и общепринятых системах гармонии определенные замены аккордов признаются и обычно используются композиторами и аранжировщиками: «определенные аккорды могут заменять другие; например, субмедиантный аккорд ... может заменять тоник, наиболее знакомый в прерванной каденции». [1] В своем анализе музыки Бартока Лендвай выделяет новый набор тональных замен; замены, которые связывают аккорды и тональности в плоском срединном отношении друг с другом, а также замены, связанные тритоном, тональным соотношением, «обычно рассматриваемым как наиболее удаленная область высоты звука / аккорда / тональности от тоники». [1] Лендвай утверждал, что эти отношения имели натуралистическую основу (то есть не были просто аналитическим или композиционным изобретением), и утверждал, что во многих композициях Бартока существенно использовалась описанная им тональная заменяемость. Установив достоверность этого нового набора отношений, Лендвай «пытается «объяснить» хроматизм Бартока в рамках тонально-функциональной модели». [2]

Термины и определения

[ редактировать ]

В своем анализе Лендвай группирует двенадцать тонов хроматической гаммы в три набора; каждый набор тонов содержит те ноты, которые находятся на расстоянии и малой терции тритона друг от друга (эквивалентно нотам, составляющим три возможных уменьшенных септаккорда ). Таким образом, в каждом из трех наборов есть четыре ноты, наборы, которые Лендвай называет осями . По аналогии с общепринятой практикой гармонии , три оси классифицируются как тоника, субдоминанта и доминанта .

Тоны, связанные друг с другом интервалом тритона, называются частью пары или ветви (например, C/F , E /A и т. д.). Таким образом, каждая из трех осей содержит две ветви и далее подразделяется на «главную» или «второстепенную» ветвь рассматриваемых осей. Продолжая язык осей, члены каждой ветви известны как «полюс и противополюс». [2] Таким образом, двенадцать тонов хроматической гаммы идентифицируются в двухчастной системе категоризации: каждый тон является членом четырехнотной оси (тоника, доминанта и субдоминанта); каждый тон является частью ветви внутри этой оси, которая является либо основной, либо вторичной ветвью этой оси; и каждая ветвь состоит из полюса и противополюса. [3]

Если «C» принимается за тонику, то категоризация происходит следующим образом:

Тоник Субдоминант Доминантный
Начальный вторичный Начальный вторичный Начальный вторичный
С, Ж А, Д Ф, Б Д, Г Г, Ц Э, А ♯

Заменяемость

[ редактировать ]

Основная идея системы осей заключается в том, что оси группируют вместе «заменяемые ключевые области», [1] и классифицирует ключевые области в рамках конкретной оси с учетом силы и целесообразности их взаимозаменяемости. Противополюсы, образующие одну ветвь оси, более тесно связаны, чем противополюсы другой ветви этой оси: взаимозаменяемость внутри ветви является более сильной связью, чем между двумя ветвями оси. Однако каждая ось обладает «двойным родством», одно из которых представляет собой отношения между полюсом и противополюсом, а другое - отношения между главной ветвью и вторичной ветвью. [3] Отношение между полюсом и противополюсом, «его ближайшая замена». [2] считается более сильным, гораздо более чувствительным, чем связь между другими полюсами оси, и из-за этого Лендвай утверждает, что «полюс всегда взаимозаменяем со своим противоположным полюсом без какого-либо изменения в его функции». [4]

Существенной для концепции Лендвая системы осей и описываемых ею отношений является идея о том, что «отдельные оси следует рассматривать не как аккорды уменьшенной септаккорды, а как функциональные отношения четырех различных тональностей, которые лучше всего можно сравнить с мажорными -минорные отношения классической музыки (например, до мажор и ля минор, ми мажор и до минор)». [5]

Анализ музыки для струнных, ударных и челесты

[ редактировать ]

Форма первой части Музыки для струнных, ударных и челесты иллюстрирует замену на основе осей, где начало основано на полюсе главной ветви тонической оси (A, ACE -F ), середина контрастирует с началом и концом первой части, поскольку основана на E . Во второй части начало и конец, основанные на C, противопоставляются середине, основанной на ее полюсе F . Сами эти два движения противопоставляются тем, что первое основано на главной ветви (AE ), а второе - на второстепенной (CF ).

Движение [3] Раздел
Начало Середина Конец
я А E А
II С F С
III F С F
IV А E А

Отношения Тоник-Супер-Тоник-Субдоминанта повторяются против часовой стрелки по кругу квинт. Этот паттерн создает основное движение последовательности аккордов ii/V7/I. Тонико-доминантные отношения повторяются по кругу по часовой стрелке.

Состав и анализ с помощью системы координат

[ редактировать ]

Можно отметить, что каждая из вышеперечисленных нот образует нисходящий уменьшенный аккорд. В случае I или C CAF -D или полностью уменьшенный аккорд E . Это соединяет систему осей не только с уменьшенными аккордами, которые часто составляют основу движения в пьесе, основанной на системе осей, но и связывает систему осей с уменьшенными гаммами, образованными на III каждого из основных тонов: тоника , субдоминантный и доминантный.

Система осей, вероятно, больше используется в анализе и меньше в композиции. [ нужна ссылка ] Использование системы имеет характерный звук, но этот звук похож на тот, который можно найти при использовании тритоновых доминантных замен и обманных каденций с использованием доминантного аккорда ♭ VII. Старые системы гармонической теории очень легко переходят в систему осей.

Система осей и джаз

[ редактировать ]

Бразильская музыка, особенно музыка Антонио Карлоса Жобима , использует гармонии, которые легко анализируются с помощью системы осей и нелегко анализируются другими способами. Отличным примером является мост « Девушки из Ипанемы» . [ нужна ссылка ]

Замещение тритона гармонический прием, распространенный в джазовых аккордовых последовательностях, где доминантный аккорд V заменяется аккордом bII7 (или вторичный доминантный аккорд II7 аккордом bVI7 и т. д.), общим обоснованием которого является энгармоничность тритонов обоих аккорды (G7 имеет тритон BF, тогда как D ♭7 имеет энгармонический тритон Cb-F, и оба могут разрешаться в CE), и который похож на немецкую шестую классическую гармонию, соответствует частному случаю классификации функций как установленной системой Axis.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Система Лендвая подвергается критике со стороны Пола Уилсона в «Музыке Белы Бартока» (1992). [6]

См. также

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Купер, стр.29
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Купер, стр.30
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лендвай, стр.5
  4. ^ Лендвай, стр.4
  5. ^ Лендвай, стр.3
  6. ^ Уилсон, стр.203-208.

Источники

[ редактировать ]
  • Уилсон, Пол (1992). Музыка Белы Бартока . ISBN   0-300-05111-5 .
  • Лендваи, Эрно (1979) [1971]. Бела Барток: анализ его музыки . вступление. Алана Буша . Лондон: Кан и Аверилл. ISBN  0-900707-04-6 . ОСЛК   240301 .
  • Купер, Дэвид «Барток: Концерт для оркестра», гл. 3 Бытие и Принятие , КУБОК
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: daac2044f0b670a787887fe5df881dc7__1711580160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/c7/daac2044f0b670a787887fe5df881dc7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Axis system - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)