Система осей
В музыке система осей — это система анализа, зародившаяся в работах Эрно Лендвая , которую он разработал в своем анализе музыки Белы Бартока .
Система осей «занимается гармоническим и тональным замещением», [1] и постулирует новый тип функциональных отношений между тонами и аккордами . Анализ Лендвая направлен на то, чтобы показать, как аккорды и тона, связанные интервалами второстепенной терции и тритона , могут функционировать как тональные заменители друг друга, и делают это во многих композициях Бартока.
Введение
[ редактировать ]В классических и общепринятых системах гармонии определенные замены аккордов признаются и обычно используются композиторами и аранжировщиками: «определенные аккорды могут заменять другие; например, субмедиантный аккорд ... может заменять тоник, наиболее знакомый в прерванной каденции». [1] В своем анализе музыки Бартока Лендвай выделяет новый набор тональных замен; замены, которые связывают аккорды и тональности в плоском срединном отношении друг с другом, а также замены, связанные тритоном, тональным соотношением, «обычно рассматриваемым как наиболее удаленная область высоты звука / аккорда / тональности от тоники». [1] Лендвай утверждал, что эти отношения имели натуралистическую основу (то есть не были просто аналитическим или композиционным изобретением), и утверждал, что во многих композициях Бартока существенно использовалась описанная им тональная заменяемость. Установив достоверность этого нового набора отношений, Лендвай «пытается «объяснить» хроматизм Бартока в рамках тонально-функциональной модели». [2]
Термины и определения
[ редактировать ]В своем анализе Лендвай группирует двенадцать тонов хроматической гаммы в три набора; каждый набор тонов содержит те ноты, которые находятся на расстоянии и малой терции тритона друг от друга (эквивалентно нотам, составляющим три возможных уменьшенных септаккорда ). Таким образом, в каждом из трех наборов есть четыре ноты, наборы, которые Лендвай называет осями . По аналогии с общепринятой практикой гармонии , три оси классифицируются как тоника, субдоминанта и доминанта .
Тоны, связанные друг с другом интервалом тритона, называются частью пары или ветви (например, C/F ♯ , E ♭ /A и т. д.). Таким образом, каждая из трех осей содержит две ветви и далее подразделяется на «главную» или «второстепенную» ветвь рассматриваемых осей. Продолжая язык осей, члены каждой ветви известны как «полюс и противополюс». [2] Таким образом, двенадцать тонов хроматической гаммы идентифицируются в двухчастной системе категоризации: каждый тон является членом четырехнотной оси (тоника, доминанта и субдоминанта); каждый тон является частью ветви внутри этой оси, которая является либо основной, либо вторичной ветвью этой оси; и каждая ветвь состоит из полюса и противополюса. [3]
Если «C» принимается за тонику, то категоризация происходит следующим образом:
Тоник Субдоминант Доминантный Начальный вторичный Начальный вторичный Начальный вторичный С, Ж ♯ А, Д ♯ Ф, Б Д, Г ♯ Г, Ц ♯ Э, А ♯
Заменяемость
[ редактировать ]Основная идея системы осей заключается в том, что оси группируют вместе «заменяемые ключевые области», [1] и классифицирует ключевые области в рамках конкретной оси с учетом силы и целесообразности их взаимозаменяемости. Противополюсы, образующие одну ветвь оси, более тесно связаны, чем противополюсы другой ветви этой оси: взаимозаменяемость внутри ветви является более сильной связью, чем между двумя ветвями оси. Однако каждая ось обладает «двойным родством», одно из которых представляет собой отношения между полюсом и противополюсом, а другое - отношения между главной ветвью и вторичной ветвью. [3] Отношение между полюсом и противополюсом, «его ближайшая замена». [2] считается более сильным, гораздо более чувствительным, чем связь между другими полюсами оси, и из-за этого Лендвай утверждает, что «полюс всегда взаимозаменяем со своим противоположным полюсом без какого-либо изменения в его функции». [4]
Существенной для концепции Лендвая системы осей и описываемых ею отношений является идея о том, что «отдельные оси следует рассматривать не как аккорды уменьшенной септаккорды, а как функциональные отношения четырех различных тональностей, которые лучше всего можно сравнить с мажорными -минорные отношения классической музыки (например, до мажор и ля минор, ми ♭ мажор и до минор)». [5]
Анализ музыки для струнных, ударных и челесты
[ редактировать ]Форма первой части Музыки для струнных, ударных и челесты иллюстрирует замену на основе осей, где начало основано на полюсе главной ветви тонической оси (A, ACE ♭ -F ♯ ), середина контрастирует с началом и концом первой части, поскольку основана на E ♭ . Во второй части начало и конец, основанные на C, противопоставляются середине, основанной на ее полюсе F ♯ . Сами эти два движения противопоставляются тем, что первое основано на главной ветви (AE ♭ ), а второе - на второстепенной (CF ♯ ).
Движение [3] Раздел Начало Середина Конец я А E ♭ А II С F ♯ С III F ♯ С F ♯ IV А E ♭ А
Отношения Тоник-Супер-Тоник-Субдоминанта повторяются против часовой стрелки по кругу квинт. Этот паттерн создает основное движение последовательности аккордов ii/V7/I. Тонико-доминантные отношения повторяются по кругу по часовой стрелке.
Состав и анализ с помощью системы координат
[ редактировать ]Можно отметить, что каждая из вышеперечисленных нот образует нисходящий уменьшенный аккорд. В случае I или C CAF ♯ -D ♯ или полностью уменьшенный аккорд E ♭ . Это соединяет систему осей не только с уменьшенными аккордами, которые часто составляют основу движения в пьесе, основанной на системе осей, но и связывает систему осей с уменьшенными гаммами, образованными на ♭ III каждого из основных тонов: тоника , субдоминантный и доминантный.
Система осей, вероятно, больше используется в анализе и меньше в композиции. [ нужна ссылка ] Использование системы имеет характерный звук, но этот звук похож на тот, который можно найти при использовании тритоновых доминантных замен и обманных каденций с использованием доминантного аккорда ♭ VII. Старые системы гармонической теории очень легко переходят в систему осей.
Система осей и джаз
[ редактировать ]Бразильская музыка, особенно музыка Антонио Карлоса Жобима , использует гармонии, которые легко анализируются с помощью системы осей и нелегко анализируются другими способами. Отличным примером является мост « Девушки из Ипанемы» . [ нужна ссылка ]
— Замещение тритона гармонический прием, распространенный в джазовых аккордовых последовательностях, где доминантный аккорд V заменяется аккордом bII7 (или вторичный доминантный аккорд II7 аккордом bVI7 и т. д.), общим обоснованием которого является энгармоничность тритонов обоих аккорды (G7 имеет тритон BF, тогда как D ♭7 имеет энгармонический тритон Cb-F, и оба могут разрешаться в CE), и который похож на немецкую шестую классическую гармонию, соответствует частному случаю классификации функций как установленной системой Axis.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Система Лендвая подвергается критике со стороны Пола Уилсона в «Музыке Белы Бартока» (1992). [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Купер, стр.29
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Купер, стр.30
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Лендвай, стр.5
- ^ Лендвай, стр.4
- ^ Лендвай, стр.3
- ^ Уилсон, стр.203-208.
Источники
[ редактировать ]- Уилсон, Пол (1992). Музыка Белы Бартока . ISBN 0-300-05111-5 .
- Лендваи, Эрно (1979) [1971]. Бела Барток: анализ его музыки . вступление. Алана Буша . Лондон: Кан и Аверилл. ISBN 0-900707-04-6 . ОСЛК 240301 .
- Купер, Дэвид «Барток: Концерт для оркестра», гл. 3 Бытие и Принятие , КУБОК