Музыка для струнных, ударных и челесты
Музыка для струнных, ударных и челесты | |
---|---|
Барток Бела | |
Каталог | № 106, ББ 114 |
Составленный | 1936 |
Преданность | Пол Захер |
Опубликовано | 1937 |
Движения | Четыре |
Премьера | |
Дата | 21 января 1937 г. |
Расположение | Базель , Швейцария |
Дирижер | Пол Захер |
Исполнители | Базельский камерный оркестр |
Музыка для струнных, ударных и челесты , Sz . 106, BB 114 — одно из самых известных произведений венгерского композитора Белы Бартока . Партитура написана по заказу Пауля Захера в честь десятилетия камерного оркестра Basler Kammerorchester и датирована 7 сентября 1936 года.
Премьера произведения состоялась в Базеле , Швейцария , 21 января 1937 года камерным оркестром под управлением Захера, и в том же году было опубликовано издательством Universal Edition .
Анализ
[ редактировать ]Как следует из названия, произведение написано для струнных инструментов ( скрипки , альты , виолончели , контрабасы и арфы ), ударных инструментов ( ксилофон , малый барабан , тарелки , там-там , большой барабан и литавры ) и челесты . В состав ансамбля также входит фортепиано , которое благодаря находящимся внутри молотковым механизмам также можно считать ударным инструментом; Челестист присоединяется к пианисту в некоторых отрывках в четыре руки. Барток делит струнные на два ансамбля, которые, по его указанию, должны располагаться антифонно на противоположных сторонах сцены, и использует антифонные эффекты, особенно во второй и четвертой частях.
Пьеса состоит из четырех частей: первая и третья медленные; второй и четвертый быстрый. Все движения написаны без ключевой подписи :
- Идем спокойно
- Аллегро
- Адажио
- Очень веселый
Первая часть представляет собой медленную фугу с постоянно меняющимся тактовым размером . Движение основано на ноте А, на которой оно начинается и заканчивается. Он начинается с приглушенных струнных, и по мере того, как вступает все больше голосов, текстура утолщается, а музыка становится громче, достигая кульминации на E ♭ , тритоне от A. Затем приглушения удаляются, и музыка постепенно становится тише за счет нежных арпеджио челесты. . Часть заканчивается тем, что вторая фраза темы фуги играется мягко поверх ее инверсии . Первую часть можно рассматривать как основу для материала более поздних частей; тема фуги повторяется в разных обличиях на протяжении всего произведения.
Вторая часть быстрая, с темой в 2
4 времени, которое превращается в 3
8 раз ближе к концу. Он отмечен громким синкопированным фортепианным и ударными акцентами в кружащемся танце, развивающимся в расширенной части пиццикато с завершением, напоминающим фортепианный концерт.
Третья часть медленная, пример того, что Бартока часто называют «ночной музыкой» . В нем представлены литавры глиссанди , необычная на момент написания произведения техника, а также заметная партия ксилофона. Ритм соло ксилофона, открывающего третью часть, представляет собой «записанное ускорение / ритардандо », которое следует последовательности Фибоначчи , нотный ритм представляет собой 1:1:2:3:5:8:5:3:2:1. : 1 нота на долю последовательно.
Четвертая и последняя часть, начинающаяся нотами на литаврах и игрой на струнных аккордах пиццикато, имеет характер оживленного народного танца.
Популярная культура
[ редактировать ]О популярности «Музыки для струнных, ударных и челесты» свидетельствует использование тем из этого произведения в фильмах и популярной музыке. Вторая часть сопровождает «Танец отчаяния и разочарования Крейга» в фильме « Быть Джоном Малковичем» . Адажио использовалось в качестве музыкальной темы для «Шоу Вампиры» (1954–55). Это движение также было показано в Британской энциклопедии фильме «Солнечная система» (1977) и Стэнли Кубрика фильме «Сияние» (1980). Джерри Голдсмит написал в стиле этого произведения к фильму 1962 года «Фрейд: Тайная страсть» . Это также был саундтрек к австралийскому фильму 1978 года « Движущие деньги» . Энтони «Муравей» Дэвис из хип-хоп- группы «Атмосфера» сэмплирует отрывок из песни «Aspiring Sociopath». Первая часть используется в фильме Джоанны Хогг 2022 года «Вечная дочь» .
Архитектор Стивен Холл использовал перекрывающиеся стретто в этом произведении как модель для формы Стретто-хауса (1989) в Далласе, штат Техас.
В романе «Город ночи » (1962) Джона Речи упоминаются « Музыка для струнных ударных» и «Челеста» , произведение, которое не дает покоя главному герою. Это произведение также упоминается в Джона Фаулза « романе Коллекционер »; одна из главных героинь, Миранда Грей, называет его «Самым прекрасным».
Большую часть музыки из этого сборника, наряду с «Чудесным мандарином» , можно услышать в качестве подчеркивания двух рассказов «Доктора Кто» » 1967 года : « Враг мира » 1968 года и « Паутина страха .
Дискография
[ редактировать ]Первая запись произведения была сделана в 1949 году Камерным симфоническим оркестром Лос-Анджелеса под управлением Гарольда Бирнса . [2]
Другие записи включают:
- Герберт фон Караян и Филармонический оркестр (1949 – вторая запись произведения)
- Ференц Фриксай и симфонический оркестр RIAS (1954)
- Сэр Адриан Боулт и Прогулочный филармонический оркестр (~ 1955)
- Фриц Райнер и Чикагский симфонический оркестр (1958)
- Леопольд Стоковский и Оркестр Леопольда Стоковского (1959)
- Дьёрдь Лехель и оркестр Венгерского радио (1961)
- Леонард Бернштейн и Нью-Йоркский филармонический оркестр (1961)
- Герберт фон Караян и Берлинский филармонический оркестр (1961)
- Антал Дорати и Лондонский симфонический оркестр
- Евгений Мравинский и Ленинградский филармонический оркестр (1965 и 1967 {концерт})
- Пьер Булез и симфонический оркестр BBC (1967)
- Невилл Марринер и Академия Святого Мартина в полях (1970)
- Герберт фон Караян и Берлинский филармонический оркестр (1973)
- Антал Дорати и Венгерская филармония (1974)
- Марис Янссон и Филармонический оркестр Осло
- Юджин Орманди и Филадельфийский оркестр (1979)
- Моше Ацмон и Токийский столичный симфонический оркестр (1981)
- Шарль Дютуа и Монреальский симфонический оркестр (1987)
- Иван Фишер и Будапештский фестивальный оркестр (1987)
- Георг Шолти и Чикагский симфонический оркестр (1989–90)
- Пьер Булез и Чикагский симфонический оркестр (1994)
- Эса-Пекка Салонен и Филармония Лос-Анджелеса (1996)
- Юкка-Пекка Сарасте и Симфонический оркестр Торонто (1997)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Михель Шуйер (30 ноября 2008 г.). Анализ атональной музыки: теория множеств высоты звука и ее контексты . Университет Рочестера Пресс. п. 79. ИСБН 978-1-58046-270-9 .
- ^ «Бюллетень Центральной оперной службы» (PDF) . Зима 1977–78 гг . Проверено 17 июля 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музыка для струнных, ударных и челесты : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Глава 7 Ларри Соломона «Симметрии как композиционный определитель» (анализ некоторых формальных аспектов произведения)