Кошут (Барток)
Кошут , Сз. 21 , ББ. 31, ДД. 75a — симфоническая поэма, написанная Белой Бартоком по мотивам венгерского политика Лайоша Кошута .
Музыкальный фон
[ редактировать ]Музыка Рихарда Штрауса оказала раннее влияние на Бартока, который учился в Будапештской королевской музыкальной академии , когда он познакомился с симфоническими поэмами Штрауса, «Также говорил Заратустра» и «Эйн Хелденлебен» . Барток присутствовал на в Будапеште премьере « И говорил Заратустра» в 1902 году , где он лично встретился со Штраусом. По словам Бартока
«Как вспышка молнии, меня пробудило первое будапештское исполнение « Так говорил Заратустра» . Оно содержало в себе семена новой жизни. Я снова начал сочинять». [ 1 ]
Вскоре после этого Барток впервые сделал фортепианную редукцию « Эйн Хелденлебен» . Затем он продолжил сочинение своей собственной симфонической поэмы «Косут», завершив партитуру для фортепиано к весне 1903 года и оркестровую версию летом 1903 года в Гмундене в Австрии .
Историческая справка
[ редактировать ]Симфоническая поэма была написана как дань уважения венгерскому политику Лайошу Кошуту , герою Венгерской революции 1848 года , и представляет собой музыкальную хронику его неудачной попытки завоевать Австрии независимость Венгрии от в 1848–1849 годах. Барток сам написал подробные комментарии к партитуре, составил программу и подверг ее тщательному тематическому анализу. Хотя произведение написано как одна часть, оно, тем не менее, сложно по оркестровке и состоит из десяти взаимосвязанных частей или разделов. Произведение начинается с того, что Барток делает набросок портрета своего героя, а заканчивается похоронным маршем, который также был аранжирован композитором для фортепиано. Симфонические стихи Листа сильно влияют на произведение, поскольку Барток заимствует из них идеи для и Штрауса развития гармоний, хроматических прогрессий и инструментовки. Он также добавил к нему ряд своих индивидуальных и самобытных венгерских черт. На протяжении всего произведения звучит насмешливая сатира на имперский австрийский гимн « Gott erhalte Franz den Kaiser» . ,» используется в виде повторяющегося лейтмотива . [ 2 ]
Анализ
[ редактировать ]Музыка повествует историю Кошута, начиная с его портрета, затем рисуя картину приближающихся австрийцев, используя минорную пародию на государственный гимн империи Австрии , последовавшую битву и поражение венгров.
Пьеса длится около двадцати минут и состоит из десяти частей: [ 3 ]
- Кошут
- Почему ты так опечален, мой дорогой муж?
- Отечество в опасности!
- Раньше мы жили лучше...
- Потом наша судьба изменилась к худшему...
- Встаньте и сразитесь с ними!
- Давай, давай! Вы молодцы, доблестные венгерские воины!
- (без названия)
- Все кончено!
- Все тихо, очень тихо...
Начисляется за пикколо , 3 флейты (1-е двойное пикколо), 3 гобоя , 1 английский рожок , 1 E ♭ кларнет , 2 кларнета в B ♭ и A, 1 бас-кларнет в B ♭ и A, 3 фагота , 1 контрафагот , 8 валторны фа фа, 4 трубы си ♭ (1-й и 2-й дубль фа, 2-й тоже дубль до), 1 бас-труба до мажор, 3 тромбона , 2 теноровые тубы , 1 туба , 3 литавры , тарелки , треугольник , малый барабан , большой барабан , гонг , 2 арфы , 32 скрипки , 12 альтов , 10 виолончелей и 8 контрабасов. .
Барток наполнил свою композицию венгерским колоритом, используя элементы Ференца Листа стиля . В предпоследней части, marcia funebre (под названием «Все кончено!»), измененную, но отличную тему из «Венгерской рапсодии № 2 можно услышать » Листа.
История выступлений
[ редактировать ]Работа писалась в два этапа, с апреля по август 1903 года. [ 2 ] Барток показал фортепианную партитуру произведения дирижеру Гансу Рихтеру . Это повлекло за собой обещание выступить с оркестром The Hallé , которым в то время руководил Рихтер , в результате чего была создана оркестровая версия. Однако премьера пьесы состоялась в Будапеште в Будапештском филармоническом обществе 13 января 1904 года и произвела фурор. [ 4 ] Премьера фильма состоялась за пределами Венгрии впервые в Манчестере Рихтером месяц спустя. [ 2 ]
Записи
[ редактировать ]- Будапештский симфонический оркестр под управлением Дьёрдя Леэля ( Венгрия )
- Венгерский национальный филармонический оркестр под управлением Золтана Кочиша (Венгрия)
- Будапештский фестивальный оркестр под управлением Ивана Фишера (1998, Philips ) — эта запись была оценена британским журналом Gramophone как «1-й выбор критиков» (легендарные выступления, важные записи) .
- Симфонический оркестр Сан-Франциско под управлением Герберта Бломстедта (1995, Decca )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Курт Вильгельм, Рихард Штраус — интимный портрет , Темза и Гудзон, Лондон, 1989. Страница 73.
- ^ Jump up to: а б с Примечания Юргена Хункемёллера к записи 1998 года Будапештского фестивального оркестра под управлением Ивана Фишера (номер PHILIPS 4767255)
- ^ «БАРТОК, Полное собрание симфонических произведений Белы» . ГЦД 31884-91 . Hungaraton Classic Ltd. Архивировано из оригинала 14 июля 2012 года . Проверено 8 февраля 2012 года .
- ^ Сухофф, Бенджамин (см. ниже)
- Примечания Кеннета Чалмерса к записи Кошута Philips
- Сухофф, Бенджамин (октябрь 1981 г.). «Бела Барток: Мастер-музыкант». Журнал музыкальных педагогов . 68 (2). MENC_ Национальная ассоциация музыкального образования: 34–57. дои : 10.2307/3395871 . JSTOR 3395871 . S2CID 190978431 .
...Кошута, вызвавшего фурор на премьере в Будапеште.
- Биография Бартока
- Примечания Яноша Карпати к записи Hungaroton [ постоянная мертвая ссылка ]