Jump to content

На улице (Барток)

Вне дверей
Фортепианная музыка Белы Бартока
Композитор в 1927 году
Родное имя на открытом воздухе
Каталог
Составленный 1926  ( 1926 )
Преданность Дитта Пастори-Барток
Движения 5

Out of Doors — это набор из пяти сольных фортепианных пьес Sz. 81, BB 89, написанная Белой Бартоком в 1926 году. Out of Doors (венгерский: Szabadban , немецкий: Im Freien , французский: En Plein Air ) — одно из немногих инструментальных произведений Бартока с программными названиями.

Out of Doors содержит следующие пять пьес, приблизительная продолжительность которых определяется метками метронома:

  1. «С барабанами и трубками» – Pesante . 1 минута 45 секунд
  2. «Баркаролла» – Анданте . 2 мин 17 с
  3. «Мюзетты» – Модерато. 2 мин 35 с
  4. «Ночная музыка» – Медленно – (немного) больше анданте . 4 мин 40 с
  5. «Погоня» – Престо. 2 мин – 2 мин 12 с

Период и обстоятельства составления

[ редактировать ]

После Первой мировой войны (1914–1918) Барток в значительной степени был лишен возможности продолжать свои исследования в области народной музыки за пределами Венгрии . [ 1 ] Это способствовало развитию его собственного личного стиля, отмеченного сублимацией народной музыки в художественную музыку. Барток сочинил Out of Doors в «фортепианный год» 1926 года. [ 2 ] вместе с его Сонатой для фортепиано , Его Первым фортепианным концертом и Девятью маленькими пьесами . Этот особенно плодотворный год последовал за периодом небольшой композиционной активности. Главным толчком к возобновлению сочинения стало посещение Бартоком 15 марта 1926 года исполнения Стравинского Концерта для фортепиано и духовых инструментов (а также «Россиньоля» и «Петрушки» ) в Будапеште с композитором в роли пианиста. [ 3 ] Это произведение и сочинения Бартока 1926 года отмечены обращением с фортепиано как с ударным инструментом . Барток писал в начале 1927 года:

Мне кажется, что внутренняя природа [фортепианного тона] становится по-настоящему выразительной только благодаря нынешней тенденции использовать фортепиано как ударный инструмент. [ 4 ]

Еще одним влиянием на стиль его фортепианных сочинений 1926 года стало изучение и редактирование французской и итальянской (до) барочной клавирной музыки в начале 1920-х годов. [ 5 ]

Он написал произведение для своей новой жены, пианистки Дитты Пастори-Барток , на которой он женился в 1923 году, вскоре после развода с первой женой, и которая подарила ему второго сына в 1924 году.

Взаимосвязь пяти частей

[ редактировать ]

Хотя сет часто называют сюитой , Барток обычно не играл сет целиком. Он представил первую, четвертую и пятую пьесы на венгерском радио 8 декабря 1926 года и неоднократно исполнял четвертую пьесу отдельно. В письме своему издателю он назвал набор «пятью довольно сложными фортепианными пьесами». [ 6 ] т. е. не как люкс. EGAGE , В наборе предложена арочная форма с последовательными тональными центрами [ 7 ] но также были предложены другие тональные центры, например, DGDGF. [ 8 ] Ниссман показывает, как мотивы и концовки отдельных пьес логически переходят в следующую пьесу в наборе. [ 9 ] Первоначально « Out of Doors» был опубликован в двух томах: один содержал первые три части, а другой — два последних.

Композиционный процесс проливает некоторый свет на взаимосвязь пяти пьес. Первые наброски Бартока показывают, что части 1 и 2 наконец опубликованы. Третья пьеса была добавлена ​​позже, на основе неиспользованного материала для третьей части Сонаты для фортепиано . Примечательно, что две последние детали, 4 и 5, образуют одну непрерывную деталь, обозначенную на эскизах цифрой «3». [ 10 ] Барток применил это сопоставление «Ночной музыки» в медленном темпе с секцией престо в одной пьесе/части также во второй (средней) части своего Второго фортепианного концерта . [ 11 ]

Обсуждение отдельных произведений

[ редактировать ]

«С барабанами и трубками»

[ редактировать ]
Народная песня «Голя, голя, гилице» , содержащая фрагмент, использованный Бартоком в качестве основного мотива « С барабанами и дудками» . Венгерское название произведения — Síppal, dobbal,... — первые два слова третьей системы.

Это единственное произведение в наборе, в котором можно проследить конкретную народную песню « Голя, голя, гилице » (см. иллюстрацию). Барток назвал свою пьесу на венгерском языке Síppal, dobbal,... , что дословно переводится «Со свистом, с барабаном,...» , что для венгров и по сей день является очевидной цитатой из этой народной песни. Основной мотив произведения Бартока находится в 9 и 10 тактах. Этот мотив взят из 5 и 6 тактов народной песни. Единственное изменение, которое внес Барток, заключалось в том, чтобы приспособить синкопу. Текст песни в дословном переводе:

Аист, аист, [по-сербски горлица], что сделало твою ногу кровоточащей?

Турецкий ребенок порезался, венгерский ребенок вылечил.

И со свистком, и с барабаном, и с язычковой скрипкой.

Карой Виски цитирует эту песню, ссылаясь на шаманское происхождение текста:

Если вспомнить, что венгры, как и многие другие народы, в определенный период своей древней истории были приверженцами шаманизма, то эти пережитки можно легко понять. Но Шаман, жрец языческого шаманизма, — это не только гадалка[….], он также врач и волшебник, отгоняющий болезни и излечивающий их не лекарствами, а магическими заклинаниями и песнями. А если «он хочет спрятаться» — это выражаясь современным языком — если он хочет впасть в транс, кроме всего прочего, он готовит себя танцами, пением и выполнением под аккомпанемент барабанов церемониальных упражнений […] Следы этого можно найти и по сей день в венгерском фольклоре; конечно […] в детских шутливых стишках: [цитата из песни] В игре, которая сопровождается этим стишком, они бьют друг друга с большим шумом и быстрой жестикуляцией. [ 12 ]

Цитата из народной песни, которую использовал Барток, содержит только трихорд на второй ступени тонального центра песни: E, F и G. В произведении Бартока этот мотив делает тональный центр (кажущимся) E. Тем не менее, как и в народной песне, пьеса возвращается к первой ступени: тональный центр D появляется в пьесе позже, в конце секции легато B (такт 64) и повторения A. раздел. [ 13 ]

Произведение имеет троичную форму с кодой. Вступительная, заключительная и кодовая части состоят из имитаций барабанов и нижних духовых инструментов — «дудочек». В средней части среднего и верхнего регистра требуется менее ударная обработка легато, имитирующая более мягкие духовые инструменты. [ 14 ] Барток сделал эскиз оркестровки для этой пьесы в 1931 году, используя для вступительной части литавры и gran cassa («барабаны») и ( двойные ) фаготы и тромбоны («трубы»). [ 15 ]

"Мюзетты"

[ редактировать ]

Название отсылает к мюзетте , разновидности маленькой волынки . Бартока вдохновил Куперен , который писал клавишные пьесы, имитирующие этот инструмент. [ 5 ] Произведение состоит в основном из имитации звуковых эффектов плохо настроенной пары мюзетов. Мелодии мало. С барабанами, дудками и бубном Бартока . Девять пьесок так же состоят из звуковых имитаций народных инструментов. [ 16 ]

Примечательная инструкция гласит: Due o tre volte ad libitum ( играть по желанию два или три раза ), что дает исполнителю степень свободы, редкую для классической музыки, и подчеркивает импровизационный и спонтанный характер народной музыки на волынке. Педаль состенуто рояля необходима для правильного воспроизведения последних четырех тактов.

«Ночная музыка»

[ редактировать ]

Это произведение сразу было хорошо принято в Венгрии, в отличие от многих других сочинений Бартока. [ 17 ] Стивенс уже обращает внимание на качество и важность этой работы в своей ранней биографии. [ 18 ] Это «классическое место уникального вклада Бартока в язык музыкального модернизма». [ 19 ]

В литературе эта форма описывается по-разному, например, свободное рондо, ABACABA. [ 20 ] или как тройной, с серединой как раздел «развития». [ 21 ]

Выделяют три типа материала: [ 22 ]

Венгерская лягушка Унка Bombina Bombina , чей зов имитируется в «Ночной музыке» . После первого шумного появления в такте 6, он присутствует на протяжении всего произведения, не обращая внимания на размер и тональность, в последний раз шутя в такте 70, прежде чем наконец спрыгнуть.
  1. Имитация ночных звуков венгерского лета. [ 23 ] тональный центр G или неоднозначная тональность. Очень диссонирующий арпеджио-кластерный аккорд (E , F , G, G , A) повторяется на протяжении всей части такта. Кроме того, шесть имитаций звуков природы (птиц, цикад и венгерской унка лягушки случайным образом оцениваются ). Этот материал встречается в тактах 1–17, 34–37, 48 и 67–71. Есть и небольшие кавычки в тактах 25–26 и в 60, а в материал B и C часто вставляется арпеджированный кластерный аккорд.
  2. B Хорал G. Этот материал встречается в тактах 17–34 и 58–66.
  3. C Имитация крестьянской флейты строго в дорийском ладу на C . Барток часто сочинял контрастирующие разделы с тональным центром, который находится на тритоне от C -G от предыдущего раздела. Этот материал встречается в барах 37–58, 61–67 и 70–71.

Заметное совпадение происходит в тактах 61–66, где материалы хорала (B) и крестьянской флейты (C) звучат вместе. Это далеко не традиционный дуэт, поскольку характеры, темпы и тональные центры двух партий сильно различаются, как это часто бывает в ночной музыке Бартока. [ 24 ]

Случайное написание звуков природы в А-материале чрезвычайно затрудняет запоминание. Но запоминание оказывается необязательным, о чем свидетельствует анекдот Марии Коменсоли, ученицы Бартока по классу фортепиано. Она была поражена, когда впервые сыграла «Музыку ночи» наизусть (как требовалось на уроках Бартока), и Барток заметил:

Играете ли вы ровно столько же орнаментов, имитирующих шум ночи, и точно в том же месте, где я их указал? К этому не нужно относиться так серьезно, вы можете разместить их где угодно и играть ими столько, сколько захотите. [ 25 ]

Множество точных динамических и стрессовых признаков свидетельствуют о том, что Барток стремился к очень специфическому исполнению и звуковым эффектам. [ 26 ] Три сноски в партитуре посвящены точному исполнению арпеджио и фигур форшлагов . Четвертая сноска предписывает пианисту сыграть кластерный аккорд E, F, F , G, G , A, B , C ладонью.

Это произведение состоит из пяти мелодичных эпизодов. Они предваряются и разделяются (за исключением четвертого и пятого эпизодов) частями типа «ритурнель», состоящими из повторяющихся кластерных аккордов в сталкивающемся ритме ( дуплеты в 6
8
мера).

Произведение связано с пантомимой «Чудесный мандарин » по характеру со сценой погони и гармонично с двумя важными строительными блоками, которые представлены непосредственно в начале пантомимы: [ 27 ]

  1. Трехнотный аккорд, состоящий из основной ноты, тритона и мажорной септаккорда выше, например F, B, E. [ 28 ]
  2. Гамма, охватывающая увеличенную октаву

Левая рука играет остинато- арпеджио- пятерный аккорд из F, G , B, C , E, в котором нота E находится в такт ( 6
8
мера). Эта фигура состоит из «пантомимного» аккорда F, B, E, к которому ​​четвертая часть G ♯ , C добавлена . Это остинато меняется в каждой новой серии:

  1. Во втором эпизоде ​​C перемещается на октаву вниз, в результате чего вся фигура занимает второстепенную десятую долю (C , F, G , B, E).
  2. В третьем эпизоде ​​нота B перемещается на октаву вниз B, F, G , C , E, вызывая собственную аппликатуру Бартока для смены положения рук при исполнении этой фигуры (1, 5, 4, 2, 1).
  3. В четвертом эпизоде ​​цифра расширяется до B, D, G, A♯ , F, G♯ , C♯ , E (в двух четвернях на две доли). Эту цифру можно интерпретировать по-разному. Во-первых, как два аккорда «пантомимы» (F, B, E & B, F, A ; или F, B, E & D, G , C ), к которым добавляются четыре или две ноты (D, G , G , C и G, A соответственно). Хорды ​​удивительно симметрично распределены по фигуре. Во-вторых, два «пантомимных» аккорда (F, B, E и G , D, G) с двумя добавленными нотами (A , C ). В-третьих, фигура состоит из двух четырехнотных фигур, отстоящих друг от друга ровно на тритон. Наконец, высота звука состоит из двух уменьшенных септаккордов, B и G, симметрично разделенных по фигуре.
  4. В четвертом эпизоде ​​цифра ограничена A , B, D, G для некоторых тактов. Это кажется необходимым в основном по пианистическим причинам, но полученная цифра очень похожа на ту, что соединяет четвертый и пятый эпизоды.
  5. Соединяя четвертый и пятый эпизоды, только для одного такта цифра меняется на B, D, F, G, A . Эта фигура представляет собой первую половину каденции, которая завершается повторением первой темы.
  6. В пятом эпизоде ​​фигура такая же, как и в первом эпизоде, за исключением того, что она растянута на десять нот на две октавы в две доли, F, G , B, C , E, F, G , B, С , Э.

Мелодия имеет расширенный октавный строй.

Эта пьеса технически сложна: «С точки зрения техники и выносливости, особенно для левой руки, эта пьеса вполне могла бы оказаться самой требовательной во всем творчестве Бартока. [ 29 ]

Издания партитур и записей

[ редактировать ]

Печать Boosey & Hawkes представляет собой факсимиле оригинального издания Universal Edition. Вышло новое издание Boosey & Hawkes Питера Бартока и Нельсона Делламаджоре.

Известные записи

[ редактировать ]
  • Барток планировал записать четвертую пьесу сам, ее написание продлится примерно четыре с половиной минуты. Сейчас неизвестно, существует ли какая-либо запись.
  • Шандор Дьёрдь : Бела Барток: Фортепианная музыка . Запись LP, 9 дисков в 3 томах: 33⅓ об/мин, стерео. Vox Box SVBX 5425–SVBX 5427. Нью-Йорк: Vox Records, 1961–63. Шандор был учеником Бартока.
  • Золтан Кочиш : Бела Барток: Сочинения для фортепиано . Соната для фортепиано, BB 88; На улице , BB 89; Два румынских танца , BB 56; Три венгерские народные песни из «Чика» , BB 45b; Румынские рождественские гимны, BB 67; Четырнадцать багателей, BB 50; Сонатина, BB 69. Запись в Гамбурге, Фридрих-Эберт-Халле, 1991, 1993 и 1996 годы. Запись на компакт-диске. 1 диск, стерео. Филипс 464 676-14.00. [Германия]: Philips Classics, 2001. Кочиш записал всю сольную фортепианную музыку Бартока, стараясь соответствовать партитуре Бартока и его собственному исполнению. Темп строго отслеживается по счету, включая невероятные 160 четвертей с точками в минуту в «Погоне» . [ нужна ссылка ]
  • Мюррей Перайя : Мюррей Перайя играет Бартока . Соната; Импровизации на тему венгерских крестьянских песен , соч. 20; Сюита, ​​соч. 14; Вне дверей . Запись LP, 1 диск: 33⅓ об/мин, стерео. CBS Masterworks M 36704. Нью-Йорк: CBS Masterworks, 1981.
  • Барбара Ниссман : На ​​улице . Бартока «На улице» , а также музыка Шуберта, Шопена, Рахманинова, Гуммеля, Мендельсона и Прокофьева. Запись компакт-диска, 1 диск: стерео. Записи трёх апельсинов 3ОР-19 , 2014.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Сомфаи, 1996, 18.
  2. ^ Сомфаи 1993, 173.
  3. ^ Гиллис 2006, 317–318, а также см. Шнайдер 1995, 183–187.
  4. ^ Барток 1927/1976 : 288. Ответ Бартока на анкету, подготовленную Musikblätter des Anbruch .
  5. ^ Jump up to: а б Сомфаи, 1993, 179, 186–187; Нисманн, 145 лет; Йоманс, стр. 105–6.
  6. ^ Сомфаи, 1993, 174.
  7. ^ Нисман 2002, 146; Сомфаи 1993, 178.
  8. ^ Йоманс 1988, 106–107.
  9. ^ Нисман 2002, 155.
  10. ^ Сомфаи 1998, 178.
  11. ^ Данченко, 22.
  12. ^ Виски, 1932, 16. (цитируется в презентации доктора Дамьяны Братуз «По тропе шамана - Сабадбан Белы Бартока» во время Девятого международного конгресса по музыкальному значению, 19–23 сентября 2006 г.)
  13. ^ Сомфаи, 1993, 178.
  14. ^ Йоманс, 106.
  15. ^ Сомфаи 1998, 91.
  16. ^ Йоманс, 110.
  17. ^ Шнайдер 2006, 81–86.
  18. ^ Стивенс 1953, 135–37.
  19. ^ Шнайдер 2006, 81.
  20. ^ Йоманс 1988, 107.
  21. ^ Нисман 2003, 162.
  22. ^ Шнайдер, 84–87; Сомфаи, 1993, 180.
  23. ^ Шнайдер 2006, 84.
  24. ^ Шнайдер, 116.
  25. ^ Bónis 1995, 148, цитируется в переводе Веры Ламперт в Bayley 2001, 240.
  26. ^ Ниссман, 159–163.
  27. ^ Стивенс, 1953; Сомфаи, 1993, 182.
  28. ^ Барток 1976, 338.
  29. ^ Йоманс 1988, 108.

Источники

[ редактировать ]
  • Бэйли, Аманда (редактор) (2001). Кембриджский компаньон Бартока . Кембриджские спутники музыки . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN   978-0-521-66958-0
  • Барток, Бела (1976). «О проблеме «фортепиано» (1927)». Очерки Белы Бартока . под редакцией Бенджамина Сухоффа. Лондон: Фабер и Фабер . п. 288. ИСБН  0-571-10120-8 . ОСЛК   60900461 .
  • Бонис, Ференц. 1995 год. Таким мы видели Бартока: пятьдесят четыре воспоминания . Будапешт: Пюски. ISBN   978-963-8256-53-9
  • Данченко, Гэри. «Диатонические наборы высоты тона в ночной музыке Бартока» Обзор теории Индианы 8, вып. 1 (весна 1987 г.): 15–55.
  • Фослер-Люсье, Даниэль. (2007). Разделенная музыка: наследие Бартока в культуре холодной войны . Калифорнийские исследования музыки 20-го века 7. Беркли: Калифорнийский университет Press. ISBN   978-0-520-24965-3
  • Гиллис, Малькольм (2006). «Паровые годы» Бартока: переоценка». Музыковедческие исследования Венгерской академии наук, том 47, номера 3–4 / сентябрь 2006 г. Будапешт: Akadémiai Kiadó. ISSN 0039-3266 (печать) 1588–2888 (онлайн) DOI 10.1556/SMus.47.2006.3-4.7
  • Ниссман, Барбара. (2002). Барток и фортепиано: взгляд исполнителя . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN   0-8108-4301-3
  • Шнайдер, Дэвид Э. (2006). Барток, Венгрия, и обновление традиций: тематические исследования на пересечении современности и национальности . Калифорнийские исследования музыки 20-го века 5. Беркли: Калифорнийский университет Press. ISBN   978-0-520-24503-7
  • Шнайдер, Дэвид Э. (1995). «Барток и Стравинский: уважение, конкуренция, влияние и венгерская реакция на модернизм в 1920-е годы». В Бартоке и его мире под редакцией Питера Лаки, 172–202. Принстон: Издательство Принстонского университета ISBN   978-0-691-00633-8
  • Сомфаи, Ласло (1993). «Фортепианный год 1926». В The Bartók Companion под редакцией Малкольма Гиллиса, 173–188. Лондон: Фабер. ISBN   0-571-15330-5 (ткань), ISBN   0-571-15331-3 (pbk) Американская типография, Портленд, Орегон: Amadeaus Press, 1994. ISBN   0-931340-74-8 (ткань) ISBN  0-931340-75-6 (pbk)
  • Сомфаи, Ласло (1996). Бела Барток: композиция, концепции и источники автографов . Лекции Эрнеста Блоха по музыке 9. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN   978-0-520-08485-8
  • Стивенс, Хэлси. (1953). Жизнь и музыка Белы Бартока . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. Переработанное издание. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1964. Третье издание, подготовленное Малкольмом Гиллисом. Оксфорд: Кларендон Пресс; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN   978-0-19-816349-7
  • Виски, Карой (1932). Венгерские крестьянские обычаи . Будапешт: Джордж Вайна и компания. ASIN: B002LY2XQM (номер ISBN).
  • Йоманс, Дэвид (1988). Барток для фортепиано: обзор его сольной литературы . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN   0-253-31006-7 Переиздание в мягкой обложке, Блумингтон: Издательство Индианского университета, 2000. ISBN   0-253-21383-5
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e4e92d7349a05a94c80ae738f1474c1f__1711339620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/1f/e4e92d7349a05a94c80ae738f1474c1f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Out of Doors (Bartók) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)