На улице (Барток)
Вне дверей | |
---|---|
Фортепианная музыка Белы Бартока | |
![]() Композитор в 1927 году | |
Родное имя | на открытом воздухе |
Каталог |
|
Составленный | 1926 |
Преданность | Дитта Пастори-Барток |
Движения | 5 |
Out of Doors — это набор из пяти сольных фортепианных пьес Sz. 81, BB 89, написанная Белой Бартоком в 1926 году. Out of Doors (венгерский: Szabadban , немецкий: Im Freien , французский: En Plein Air ) — одно из немногих инструментальных произведений Бартока с программными названиями.
Куски
[ редактировать ]Out of Doors содержит следующие пять пьес, приблизительная продолжительность которых определяется метками метронома:
- «С барабанами и трубками» – Pesante . 1 минута 45 секунд
- «Баркаролла» – Анданте . 2 мин 17 с
- «Мюзетты» – Модерато. 2 мин 35 с
- «Ночная музыка» – Медленно – (немного) больше анданте . 4 мин 40 с
- «Погоня» – Престо. 2 мин – 2 мин 12 с
Период и обстоятельства составления
[ редактировать ]После Первой мировой войны (1914–1918) Барток в значительной степени был лишен возможности продолжать свои исследования в области народной музыки за пределами Венгрии . [ 1 ] Это способствовало развитию его собственного личного стиля, отмеченного сублимацией народной музыки в художественную музыку. Барток сочинил Out of Doors в «фортепианный год» 1926 года. [ 2 ] вместе с его Сонатой для фортепиано , Его Первым фортепианным концертом и Девятью маленькими пьесами . Этот особенно плодотворный год последовал за периодом небольшой композиционной активности. Главным толчком к возобновлению сочинения стало посещение Бартоком 15 марта 1926 года исполнения Стравинского Концерта для фортепиано и духовых инструментов (а также «Россиньоля» и «Петрушки» ) в Будапеште с композитором в роли пианиста. [ 3 ] Это произведение и сочинения Бартока 1926 года отмечены обращением с фортепиано как с ударным инструментом . Барток писал в начале 1927 года:
Мне кажется, что внутренняя природа [фортепианного тона] становится по-настоящему выразительной только благодаря нынешней тенденции использовать фортепиано как ударный инструмент. [ 4 ]
Еще одним влиянием на стиль его фортепианных сочинений 1926 года стало изучение и редактирование французской и итальянской (до) барочной клавирной музыки в начале 1920-х годов. [ 5 ]
Он написал произведение для своей новой жены, пианистки Дитты Пастори-Барток , на которой он женился в 1923 году, вскоре после развода с первой женой, и которая подарила ему второго сына в 1924 году.
Взаимосвязь пяти частей
[ редактировать ]Хотя сет часто называют сюитой , Барток обычно не играл сет целиком. Он представил первую, четвертую и пятую пьесы на венгерском радио 8 декабря 1926 года и неоднократно исполнял четвертую пьесу отдельно. В письме своему издателю он назвал набор «пятью довольно сложными фортепианными пьесами». [ 6 ] т. е. не как люкс. EGAGE , В наборе предложена арочная форма с последовательными тональными центрами [ 7 ] но также были предложены другие тональные центры, например, DGDGF. [ 8 ] Ниссман показывает, как мотивы и концовки отдельных пьес логически переходят в следующую пьесу в наборе. [ 9 ] Первоначально « Out of Doors» был опубликован в двух томах: один содержал первые три части, а другой — два последних.
Композиционный процесс проливает некоторый свет на взаимосвязь пяти пьес. Первые наброски Бартока показывают, что части 1 и 2 наконец опубликованы. Третья пьеса была добавлена позже, на основе неиспользованного материала для третьей части Сонаты для фортепиано . Примечательно, что две последние детали, 4 и 5, образуют одну непрерывную деталь, обозначенную на эскизах цифрой «3». [ 10 ] Барток применил это сопоставление «Ночной музыки» в медленном темпе с секцией престо в одной пьесе/части также во второй (средней) части своего Второго фортепианного концерта . [ 11 ]
Обсуждение отдельных произведений
[ редактировать ]«С барабанами и трубками»
[ редактировать ]
Это единственное произведение в наборе, в котором можно проследить конкретную народную песню « Голя, голя, гилице » (см. иллюстрацию). Барток назвал свою пьесу на венгерском языке Síppal, dobbal,... , что дословно переводится «Со свистом, с барабаном,...» , что для венгров и по сей день является очевидной цитатой из этой народной песни. Основной мотив произведения Бартока находится в 9 и 10 тактах. Этот мотив взят из 5 и 6 тактов народной песни. Единственное изменение, которое внес Барток, заключалось в том, чтобы приспособить синкопу. Текст песни в дословном переводе:
Аист, аист, [по-сербски горлица], что сделало твою ногу кровоточащей?
Турецкий ребенок порезался, венгерский ребенок вылечил.
И со свистком, и с барабаном, и с язычковой скрипкой.
Карой Виски цитирует эту песню, ссылаясь на шаманское происхождение текста:
Если вспомнить, что венгры, как и многие другие народы, в определенный период своей древней истории были приверженцами шаманизма, то эти пережитки можно легко понять. Но Шаман, жрец языческого шаманизма, — это не только гадалка[….], он также врач и волшебник, отгоняющий болезни и излечивающий их не лекарствами, а магическими заклинаниями и песнями. А если «он хочет спрятаться» — это выражаясь современным языком — если он хочет впасть в транс, кроме всего прочего, он готовит себя танцами, пением и выполнением под аккомпанемент барабанов церемониальных упражнений […] Следы этого можно найти и по сей день в венгерском фольклоре; конечно […] в детских шутливых стишках: [цитата из песни] В игре, которая сопровождается этим стишком, они бьют друг друга с большим шумом и быстрой жестикуляцией. [ 12 ]
Цитата из народной песни, которую использовал Барток, содержит только трихорд на второй ступени тонального центра песни: E, F ♯ и G. В произведении Бартока этот мотив делает тональный центр (кажущимся) E. Тем не менее, как и в народной песне, пьеса возвращается к первой ступени: тональный центр D появляется в пьесе позже, в конце секции легато B (такт 64) и повторения A. раздел. [ 13 ]
Произведение имеет троичную форму с кодой. Вступительная, заключительная и кодовая части состоят из имитаций барабанов и нижних духовых инструментов — «дудочек». В средней части среднего и верхнего регистра требуется менее ударная обработка легато, имитирующая более мягкие духовые инструменты. [ 14 ] Барток сделал эскиз оркестровки для этой пьесы в 1931 году, используя для вступительной части литавры и gran cassa («барабаны») и ( двойные ) фаготы и тромбоны («трубы»). [ 15 ]
"Мюзетты"
[ редактировать ]Название отсылает к мюзетте , разновидности маленькой волынки . Бартока вдохновил Куперен , который писал клавишные пьесы, имитирующие этот инструмент. [ 5 ] Произведение состоит в основном из имитации звуковых эффектов плохо настроенной пары мюзетов. Мелодии мало. С барабанами, дудками и бубном Бартока . Девять пьесок так же состоят из звуковых имитаций народных инструментов. [ 16 ]
Примечательная инструкция гласит: Due o tre volte ad libitum ( играть по желанию два или три раза ), что дает исполнителю степень свободы, редкую для классической музыки, и подчеркивает импровизационный и спонтанный характер народной музыки на волынке. Педаль состенуто рояля необходима для правильного воспроизведения последних четырех тактов.
«Ночная музыка»
[ редактировать ]Это произведение сразу было хорошо принято в Венгрии, в отличие от многих других сочинений Бартока. [ 17 ] Стивенс уже обращает внимание на качество и важность этой работы в своей ранней биографии. [ 18 ] Это «классическое место уникального вклада Бартока в язык музыкального модернизма». [ 19 ]
В литературе эта форма описывается по-разному, например, свободное рондо, ABACABA. [ 20 ] или как тройной, с серединой как раздел «развития». [ 21 ]
Выделяют три типа материала: [ 22 ]

- Имитация ночных звуков венгерского лета. [ 23 ] тональный центр G или неоднозначная тональность. Очень диссонирующий арпеджио-кластерный аккорд (E ♯ , F ♯ , G, G ♯ , A) повторяется на протяжении всей части такта. Кроме того, шесть имитаций звуков природы (птиц, цикад и венгерской унка лягушки случайным образом оцениваются ). Этот материал встречается в тактах 1–17, 34–37, 48 и 67–71. Есть и небольшие кавычки в тактах 25–26 и в 60, а в материал B и C часто вставляется арпеджированный кластерный аккорд.
- B Хорал G. Этот материал встречается в тактах 17–34 и 58–66.
- C Имитация крестьянской флейты строго в дорийском ладу на C ♯ . Барток часто сочинял контрастирующие разделы с тональным центром, который находится на тритоне от C ♯ -G от предыдущего раздела. Этот материал встречается в барах 37–58, 61–67 и 70–71.
Заметное совпадение происходит в тактах 61–66, где материалы хорала (B) и крестьянской флейты (C) звучат вместе. Это далеко не традиционный дуэт, поскольку характеры, темпы и тональные центры двух партий сильно различаются, как это часто бывает в ночной музыке Бартока. [ 24 ]
Случайное написание звуков природы в А-материале чрезвычайно затрудняет запоминание. Но запоминание оказывается необязательным, о чем свидетельствует анекдот Марии Коменсоли, ученицы Бартока по классу фортепиано. Она была поражена, когда впервые сыграла «Музыку ночи» наизусть (как требовалось на уроках Бартока), и Барток заметил:
Играете ли вы ровно столько же орнаментов, имитирующих шум ночи, и точно в том же месте, где я их указал? К этому не нужно относиться так серьезно, вы можете разместить их где угодно и играть ими столько, сколько захотите. [ 25 ]
Множество точных динамических и стрессовых признаков свидетельствуют о том, что Барток стремился к очень специфическому исполнению и звуковым эффектам. [ 26 ] Три сноски в партитуре посвящены точному исполнению арпеджио и фигур форшлагов . Четвертая сноска предписывает пианисту сыграть кластерный аккорд E, F, F ♯ , G, G ♯ , A, B ♭ , C ♭ ладонью.
"Погоня"
[ редактировать ]Это произведение состоит из пяти мелодичных эпизодов. Они предваряются и разделяются (за исключением четвертого и пятого эпизодов) частями типа «ритурнель», состоящими из повторяющихся кластерных аккордов в сталкивающемся ритме ( дуплеты в 6
8 мера).
Произведение связано с пантомимой «Чудесный мандарин » по характеру со сценой погони и гармонично с двумя важными строительными блоками, которые представлены непосредственно в начале пантомимы: [ 27 ]
- Трехнотный аккорд, состоящий из основной ноты, тритона и мажорной септаккорда выше, например F, B, E. [ 28 ]
- Гамма, охватывающая увеличенную октаву
Левая рука играет остинато- арпеджио- пятерный аккорд из F, G ♯ , B, C ♯ , E, в котором нота E находится в такт ( 6
8 мера). Эта фигура состоит из «пантомимного» аккорда F, B, E, к которому четвертая часть G ♯ , C ♯ добавлена . Это остинато меняется в каждой новой серии:
- Во втором эпизоде C ♯ перемещается на октаву вниз, в результате чего вся фигура занимает второстепенную десятую долю (C ♯ , F, G ♯ , B, E).
- В третьем эпизоде нота B перемещается на октаву вниз B, F, G ♯ , C ♯ , E, вызывая собственную аппликатуру Бартока для смены положения рук при исполнении этой фигуры (1, 5, 4, 2, 1).
- В четвертом эпизоде цифра расширяется до B, D, G, A♯ , F, G♯ , C♯ , E (в двух четвернях на две доли). Эту цифру можно интерпретировать по-разному. Во-первых, как два аккорда «пантомимы» (F, B, E & B, F, A ♯ ; или F, B, E & D, G ♯ , C ♯ ), к которым добавляются четыре или две ноты (D, G , G ♯ , C ♯ и G, A ♯ соответственно). Хорды удивительно симметрично распределены по фигуре. Во-вторых, два «пантомимных» аккорда (F, B, E и G ♯ , D, G) с двумя добавленными нотами (A ♯ , C ♯ ). В-третьих, фигура состоит из двух четырехнотных фигур, отстоящих друг от друга ровно на тритон. Наконец, высота звука состоит из двух уменьшенных септаккордов, B и G, симметрично разделенных по фигуре.
- В четвертом эпизоде цифра ограничена A ♯ , B, D, G для некоторых тактов. Это кажется необходимым в основном по пианистическим причинам, но полученная цифра очень похожа на ту, что соединяет четвертый и пятый эпизоды.
- Соединяя четвертый и пятый эпизоды, только для одного такта цифра меняется на B, D, F, G, A ♯ . Эта фигура представляет собой первую половину каденции, которая завершается повторением первой темы.
- В пятом эпизоде фигура такая же, как и в первом эпизоде, за исключением того, что она растянута на десять нот на две октавы в две доли, F, G ♯ , B, C ♯ , E, F, G ♯ , B, С ♯ , Э.
Мелодия имеет расширенный октавный строй.
Эта пьеса технически сложна: «С точки зрения техники и выносливости, особенно для левой руки, эта пьеса вполне могла бы оказаться самой требовательной во всем творчестве Бартока. [ 29 ]
Издания партитур и записей
[ редактировать ]Счет
[ редактировать ]Печать Boosey & Hawkes представляет собой факсимиле оригинального издания Universal Edition. Вышло новое издание Boosey & Hawkes Питера Бартока и Нельсона Делламаджоре.
Известные записи
[ редактировать ]- Барток планировал записать четвертую пьесу сам, ее написание продлится примерно четыре с половиной минуты. Сейчас неизвестно, существует ли какая-либо запись.
- Шандор Дьёрдь : Бела Барток: Фортепианная музыка . Запись LP, 9 дисков в 3 томах: 33⅓ об/мин, стерео. Vox Box SVBX 5425–SVBX 5427. Нью-Йорк: Vox Records, 1961–63. Шандор был учеником Бартока.
- Золтан Кочиш : Бела Барток: Сочинения для фортепиано . Соната для фортепиано, BB 88; На улице , BB 89; Два румынских танца , BB 56; Три венгерские народные песни из «Чика» , BB 45b; Румынские рождественские гимны, BB 67; Четырнадцать багателей, BB 50; Сонатина, BB 69. Запись в Гамбурге, Фридрих-Эберт-Халле, 1991, 1993 и 1996 годы. Запись на компакт-диске. 1 диск, стерео. Филипс 464 676-14.00. [Германия]: Philips Classics, 2001. Кочиш записал всю сольную фортепианную музыку Бартока, стараясь соответствовать партитуре Бартока и его собственному исполнению. Темп строго отслеживается по счету, включая невероятные 160 четвертей с точками в минуту в «Погоне» . [ нужна ссылка ]
- Мюррей Перайя : Мюррей Перайя играет Бартока . Соната; Импровизации на тему венгерских крестьянских песен , соч. 20; Сюита, соч. 14; Вне дверей . Запись LP, 1 диск: 33⅓ об/мин, стерео. CBS Masterworks M 36704. Нью-Йорк: CBS Masterworks, 1981.
- Барбара Ниссман : На улице . Бартока «На улице» , а также музыка Шуберта, Шопена, Рахманинова, Гуммеля, Мендельсона и Прокофьева. Запись компакт-диска, 1 диск: стерео. Записи трёх апельсинов 3ОР-19 , 2014.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сомфаи, 1996, 18.
- ^ Сомфаи 1993, 173.
- ^ Гиллис 2006, 317–318, а также см. Шнайдер 1995, 183–187.
- ^ Барток 1927/1976 : 288. Ответ Бартока на анкету, подготовленную Musikblätter des Anbruch .
- ^ Jump up to: а б Сомфаи, 1993, 179, 186–187; Нисманн, 145 лет; Йоманс, стр. 105–6.
- ^ Сомфаи, 1993, 174.
- ^ Нисман 2002, 146; Сомфаи 1993, 178.
- ^ Йоманс 1988, 106–107.
- ^ Нисман 2002, 155.
- ^ Сомфаи 1998, 178.
- ^ Данченко, 22.
- ^ Виски, 1932, 16. (цитируется в презентации доктора Дамьяны Братуз «По тропе шамана - Сабадбан Белы Бартока» во время Девятого международного конгресса по музыкальному значению, 19–23 сентября 2006 г.)
- ^ Сомфаи, 1993, 178.
- ^ Йоманс, 106.
- ^ Сомфаи 1998, 91.
- ^ Йоманс, 110.
- ^ Шнайдер 2006, 81–86.
- ^ Стивенс 1953, 135–37.
- ^ Шнайдер 2006, 81.
- ^ Йоманс 1988, 107.
- ^ Нисман 2003, 162.
- ^ Шнайдер, 84–87; Сомфаи, 1993, 180.
- ^ Шнайдер 2006, 84.
- ^ Шнайдер, 116.
- ^ Bónis 1995, 148, цитируется в переводе Веры Ламперт в Bayley 2001, 240.
- ^ Ниссман, 159–163.
- ^ Стивенс, 1953; Сомфаи, 1993, 182.
- ^ Барток 1976, 338.
- ^ Йоманс 1988, 108.
Источники
[ редактировать ]- Бэйли, Аманда (редактор) (2001). Кембриджский компаньон Бартока . Кембриджские спутники музыки . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-66958-0
- Барток, Бела (1976). «О проблеме «фортепиано» (1927)». Очерки Белы Бартока . под редакцией Бенджамина Сухоффа. Лондон: Фабер и Фабер . п. 288. ИСБН 0-571-10120-8 . ОСЛК 60900461 .
- Бонис, Ференц. 1995 год. Таким мы видели Бартока: пятьдесят четыре воспоминания . Будапешт: Пюски. ISBN 978-963-8256-53-9
- Данченко, Гэри. «Диатонические наборы высоты тона в ночной музыке Бартока» Обзор теории Индианы 8, вып. 1 (весна 1987 г.): 15–55.
- Фослер-Люсье, Даниэль. (2007). Разделенная музыка: наследие Бартока в культуре холодной войны . Калифорнийские исследования музыки 20-го века 7. Беркли: Калифорнийский университет Press. ISBN 978-0-520-24965-3
- Гиллис, Малькольм (2006). «Паровые годы» Бартока: переоценка». Музыковедческие исследования Венгерской академии наук, том 47, номера 3–4 / сентябрь 2006 г. Будапешт: Akadémiai Kiadó. ISSN 0039-3266 (печать) 1588–2888 (онлайн) DOI 10.1556/SMus.47.2006.3-4.7
- Ниссман, Барбара. (2002). Барток и фортепиано: взгляд исполнителя . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 0-8108-4301-3
- Шнайдер, Дэвид Э. (2006). Барток, Венгрия, и обновление традиций: тематические исследования на пересечении современности и национальности . Калифорнийские исследования музыки 20-го века 5. Беркли: Калифорнийский университет Press. ISBN 978-0-520-24503-7
- Шнайдер, Дэвид Э. (1995). «Барток и Стравинский: уважение, конкуренция, влияние и венгерская реакция на модернизм в 1920-е годы». В Бартоке и его мире под редакцией Питера Лаки, 172–202. Принстон: Издательство Принстонского университета ISBN 978-0-691-00633-8
- Сомфаи, Ласло (1993). «Фортепианный год 1926». В The Bartók Companion под редакцией Малкольма Гиллиса, 173–188. Лондон: Фабер. ISBN 0-571-15330-5 (ткань), ISBN 0-571-15331-3 (pbk) Американская типография, Портленд, Орегон: Amadeaus Press, 1994. ISBN 0-931340-74-8 (ткань) ISBN 0-931340-75-6 (pbk)
- Сомфаи, Ласло (1996). Бела Барток: композиция, концепции и источники автографов . Лекции Эрнеста Блоха по музыке 9. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-08485-8
- Стивенс, Хэлси. (1953). Жизнь и музыка Белы Бартока . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. Переработанное издание. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1964. Третье издание, подготовленное Малкольмом Гиллисом. Оксфорд: Кларендон Пресс; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-816349-7
- Виски, Карой (1932). Венгерские крестьянские обычаи . Будапешт: Джордж Вайна и компания. ASIN: B002LY2XQM (номер ISBN).
- Йоманс, Дэвид (1988). Барток для фортепиано: обзор его сольной литературы . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-31006-7 Переиздание в мягкой обложке, Блумингтон: Издательство Индианского университета, 2000. ISBN 0-253-21383-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список ошибок в издании Boosey & Hawkes PIB-130
- Бесплатная запись Out of Doors : Movements 1–3 и Movements 4–5 Нила О'Доана в MP3 . формате
- Интерактивная партитура Бартока «Ночная музыка» из цикла « На природе с сэром Андрашем Шиффом».