Чудесный мандарин
Чудесный мандарин Чудесный мандарин | |
---|---|
Музыка | Бела Барток |
На основе | Рассказ Мельхиора Лендьела 1916 года. |
Премьера | 27 ноября 1926 г. Кёльнская опера |
Чудесный мандарин ( венгерский : Чудесный мандарин , произносится [ˈɒ ˈt͡ʃodaːlɒtoʃ ˈmɒndɒrin] ; Немецкий : Der wunderbare Mandarin ) Op. 19, Сз. 73 (BB 82) — одноактный балет -пантомима, написанный Белой Бартоком между 1918 и 1924 годами по рассказу Мельхиора Лендьеля 1916 года . [ 1 ] Премьера состоялась 27 ноября 1926 года под управлением Ойгена Шенкара в Кельнской опере (Германия), она вызвала скандал и впоследствии была запрещена по моральным соображениям. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Хотя пражская премьера была более успешной, она обычно исполнялась до конца жизни Бартока в форме концертной сюиты, в которой сохранилось около двух третей музыки оригинальной пантомимы.
Краткое содержание
[ редактировать ]- Начало. Занавес поднимается.
- Первая игра о соблазнении
- Вторая игра-соблазнение
- Третья игра соблазнения: входит Мандарин.
- Танец девушки
- Погоня – бродяги выскакивают
- Внезапно появляется голова Мандарина.
- Мандарин падает на пол
После оркестрового вступления, изображающего хаос большого города, действие начинается в комнате, принадлежащей трем бродягам. Они обыскивают карманы и ящики в поисках денег, но ничего не находят. Затем они заставляют девушку стоять у окна и привлекают в комнату проходящих мужчин. Девушка начинает локшпиль — «игру-приманку» или дерзкий танец. Сначала она привлекает обшарпанного старого повесу , который делает комичные романтические жесты. Девушка спрашивает: «Деньги есть?» Он отвечает: «Кому нужны деньги? Все, что имеет значение, — это любовь». Он начинает преследовать девушку, становясь всё настойчивее, пока бродяги не схватят его и не вышвырнут.
Девушка возвращается к окну и выполняет второй локшпиль . На этот раз она привлекает застенчивого молодого человека, у которого к тому же нет денег. Он начинает танцевать с девушкой. Танец становится все более страстным, затем бродяги набрасываются на него и тоже выбрасывают.
Девушка снова подходит к окну и начинает танец. Бродяги и девушка видят на улице причудливую фигуру, вскоре слышат, как она поднимается по лестнице. Бродяги прячутся, а фигура, мандарин (богатый китаец), неподвижно стоит в дверях. Бродяги убеждают девушку заманить его поближе. Она начинает еще один дерзкий танец, страсть Мандарина медленно нарастает. Внезапно он вскакивает и обнимает девушку. Они борются, и она убегает; он начинает преследовать ее. Бродяги набрасываются на него, отбирают ценности и пытаются задушить его подушками и одеялами. Однако он продолжает смотреть на девушку. Ему трижды наносят удар ржавым мечом; он чуть не падает, но снова бросается на девушку. Бродяги снова хватают его и подвешивают на крюке лампы. Лампа падает, погружая комнату во тьму, а тело Мандарина начинает светиться жутким сине-зеленым светом. Бродяги и девушка в ужасе. Внезапно девушка понимает, что им нужно делать. Она велит бродягам освободить Мандарина; они делают. Он снова бросается на девушку, и на этот раз она не сопротивляется, и они обнимаются. Когда желание Мандарина исполнилось, его раны начинают кровоточить, и он умирает.
Музыка
[ редактировать ]Партитура начинается с оркестрового изображения «бетонных джунглей». Скрипки имеют быстро поднимающиеся и нисходящие волнообразные гаммы в очень необычном интервале увеличенной октавы . В третьем такте выдвинут один из центральных мотивов произведения — 6
8 ритмов в минорных секундах . Этот мотив вновь появится при насильственных действиях бродяг. Звук автомобильных гудков имитируется фанфарами труб и тромбонов. Когда поднимается занавес, альты играют широкую тему, которая будет ассоциироваться и с бродягами, и с девушкой. Для кларнета записаны три локшпиле , каждый из которых длиннее и витиеватее предыдущего. Старые грабли представлены тромбоном глиссанди, занимающим малую треть , еще один очень важный интервал. Когда бродяги выгоняют его, второстепенный секундант 6
8 возвратов. Музыка для застенчивого юноши – это медленный танец. 5
4 , также прерванный 6
8 незначительная секунда, как бродяги его выгоняют. Когда на улице слышен мандарин, тромбон играет простую пентатоническую тему, гармонизированную тремя линиями параллельных тритонов в других тромбонах и тубе. Когда мандарин входит в комнату, тромбоны и туба играют нисходящие глиссандо, снова занимая второстепенную треть. Три такта спустя этот интервал исполняется фортиссиссимо всеми духовыми инструментами.
Танец девушки для мандарина содержит и вальс , и тему альта, связанную с ней и бродягами. Когда Мандарин хватает девушку, снова слышна второстепенная секунда. Погоня представлена фугой , тема которой также имеет пентатонический оттенок. На этом концертная сюита заканчивается. В полном балете 6
8- я малая секунда снова возвращается, когда бродяги грабят Мандарин. Попытка удушения и нанесения ножевых ранений с большой силой проиллюстрирована в оркестре. Когда бродяги вешают «Мандарин» на лампу, текстура размывается глиссанди на тромбонах, литаврах, фортепиано и виолончелях. Сияющее тело Мандарина представлено вступлением хора, поющего безмолвно, снова в интервале малой трети. Кульминация, когда девушка обнимает мандарин, представляет собой тему, исполняемую фортиссимо низкими духовыми инструментами на фоне минорно-секундных тремоло деревянных духовых инструментов . Когда мандарин начинает истекать кровью, глиссандо нисходящей минорной трети, слышимое при его входе, отражается в тромбоне, контрафаготе и низких струнных. Затем работа аритмично заикается к концу.
Озвучивание, как правило, тяжелое, и Барток использует здесь множество красочных техник, включая хроматические гаммы , трели и тремоло в деревянных духовых инструментах; глиссанди для валторн, тромбонов и тубы; кластерные аккорды и тремоло на фортепиано; гаммы и арпеджио на фортепиано, арфе и челесте; и гаммы, двойные стопы , трели, тремоло и глиссанди в струнных. Другие специальные эффекты включают трепетание языка флейт; приглушив духовые и струнные, тарелка катит двойку (треск тарелки, за которым следует скрежет пластин друг о друга); игра на большом барабане деревянной частью молоточка для литавр; бросок ; на гонге свернутые литавры глиссанди ; струнные гармоники ; col legno и sul ponticello, играющие на струнных; скордатура на виолончелях; и в какой-то момент четвертьтона скрипок.
В 2000 году вышло новое издание под редакцией Петера Бартока, сына композитора. На основе рукописей композитора, исправлений и одновременно написанной партитуры для фортепиано в четыре руки восстановлен значительный объем ранее утерянной музыки.
Инструментарий
[ редактировать ]«Чудесный мандарин» написан для трёх флейт (2-й и 3-й дублирующий пикколо ), трёх гобоев (3-й дублирующий английский рожок ), трёх кларнетов (второй дублирующий кларнет ми-бемоль и третий дублирующий бас-кларнет ), трёх фаготов (третий дублирующий контрфагот ), четырёх валторны (вторая и четвертая дублирующая туба Вагнера ), три трубы до мажор, три тромбона , басовая туба , литавры , малый барабан , теноровый барабан , большой барабан , тарелки , треугольник , там-там , ксилофон , челеста , арфа , фортепиано , орган , хор и струнные .
Записи
[ редактировать ]До последних лет количество представлений балетной сюиты превосходило количество представлений всего балета. Записи сюиты включают:
- Антал Дорати и Чикагский симфонический оркестр (1953)
- Юджин Орманди с Филадельфийским оркестром
- Сейджи Одзава с Бостонским симфоническим оркестром
- Эса-Пекка Салонен с Филармонией Лос-Анджелеса
- Зубин Мета с Берлинским филармоническим оркестром
- Жан Мартинон с Чикагским симфоническим оркестром
- Сюзанна Мялкки с Хельсинкским филармоническим оркестром
- Дэвид Робертсон с Нью-Йоркским филармоническим оркестром
Известные записи полного балета включают:
- Знаменательное исполнение полного балета в 1983 году венгерским дирижером Анталом Дорати , другом композитора, с Детройтским симфоническим оркестром привлекло внимание широкой публики к полной партитуре. С тех пор количество представлений всего балета выросло.
- Иван Фишер с Оркестром Будапештского фестиваля (эта запись получила премию «Граммофон» 1998 года в категории «Оркестр»). [ 5 ] )
- Пьер Булез с Чикагским симфоническим оркестром и хором
- Сейджи Одзава с Бостонским симфоническим оркестром
- Марин Олсоп с Симфоническим оркестром Борнмута
- Клаудио Аббадо с Лондонским симфоническим оркестром
- Саймон Рэттл с симфоническим оркестром города Бирмингема
- Джерард Шварц с Симфоническим оркестром Сиэтла
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Чудесный мандарин» . Универсальное издание . Проверено 19 декабря 2020 г.
- ^ «Новости классической музыки от NAXOS.COM» . www.naxos.com.
- ^ «Ежемесячный календарь» . Центр Кеннеди.
- ^ Пуччо, Джон Дж. «Классическая откровенность: Барток: Чудесная мандаринская сюита (обзор компакт-диска)» .
- ^ www.gramophone.co.uk : Награда за запись Фишера на Gramophone . сайте