Jump to content

Чудесный мандарин

Чудесный мандарин
Чудесный мандарин
Бела Барток в 1927 году
Музыка Бела Барток
На основе Рассказ Мельхиора Лендьела 1916 года.
Премьера 27 ноября 1926 г. ( 1926-11-27 )
Кёльнская опера

Чудесный мандарин ( венгерский : Чудесный мандарин , произносится [ˈɒ ˈt͡ʃodaːlɒtoʃ ˈmɒndɒrin] ; Немецкий : Der wunderbare Mandarin ) Op. 19, Сз. 73 (BB 82) — одноактный балет -пантомима, написанный Белой Бартоком между 1918 и 1924 годами по рассказу Мельхиора Лендьеля 1916 года . [ 1 ] Премьера состоялась 27 ноября 1926 года под управлением Ойгена Шенкара в Кельнской опере (Германия), она вызвала скандал и впоследствии была запрещена по моральным соображениям. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Хотя пражская премьера была более успешной, она обычно исполнялась до конца жизни Бартока в форме концертной сюиты, в которой сохранилось около двух третей музыки оригинальной пантомимы.

Краткое содержание

[ редактировать ]
  1. Начало. Занавес поднимается.
  2. Первая игра о соблазнении
  3. Вторая игра-соблазнение
  4. Третья игра соблазнения: входит Мандарин.
  5. Танец девушки
  6. Погоня – бродяги выскакивают
  7. Внезапно появляется голова Мандарина.
  8. Мандарин падает на пол

После оркестрового вступления, изображающего хаос большого города, действие начинается в комнате, принадлежащей трем бродягам. Они обыскивают карманы и ящики в поисках денег, но ничего не находят. Затем они заставляют девушку стоять у окна и привлекают в комнату проходящих мужчин. Девушка начинает локшпиль — «игру-приманку» или дерзкий танец. Сначала она привлекает обшарпанного старого повесу , который делает комичные романтические жесты. Девушка спрашивает: «Деньги есть?» Он отвечает: «Кому нужны деньги? Все, что имеет значение, — это любовь». Он начинает преследовать девушку, становясь всё настойчивее, пока бродяги не схватят его и не вышвырнут.

Девушка возвращается к окну и выполняет второй локшпиль . На этот раз она привлекает застенчивого молодого человека, у которого к тому же нет денег. Он начинает танцевать с девушкой. Танец становится все более страстным, затем бродяги набрасываются на него и тоже выбрасывают.

Девушка снова подходит к окну и начинает танец. Бродяги и девушка видят на улице причудливую фигуру, вскоре слышат, как она поднимается по лестнице. Бродяги прячутся, а фигура, мандарин (богатый китаец), неподвижно стоит в дверях. Бродяги убеждают девушку заманить его поближе. Она начинает еще один дерзкий танец, страсть Мандарина медленно нарастает. Внезапно он вскакивает и обнимает девушку. Они борются, и она убегает; он начинает преследовать ее. Бродяги набрасываются на него, отбирают ценности и пытаются задушить его подушками и одеялами. Однако он продолжает смотреть на девушку. Ему трижды наносят удар ржавым мечом; он чуть не падает, но снова бросается на девушку. Бродяги снова хватают его и подвешивают на крюке лампы. Лампа падает, погружая комнату во тьму, а тело Мандарина начинает светиться жутким сине-зеленым светом. Бродяги и девушка в ужасе. Внезапно девушка понимает, что им нужно делать. Она велит бродягам освободить Мандарина; они делают. Он снова бросается на девушку, и на этот раз она не сопротивляется, и они обнимаются. Когда желание Мандарина исполнилось, его раны начинают кровоточить, и он умирает.

Партитура начинается с оркестрового изображения «бетонных джунглей». Скрипки имеют быстро поднимающиеся и нисходящие волнообразные гаммы в очень необычном интервале увеличенной октавы . В третьем такте выдвинут один из центральных мотивов произведения — 6
8
ритмов в минорных секундах . Этот мотив вновь появится при насильственных действиях бродяг. Звук автомобильных гудков имитируется фанфарами труб и тромбонов. Когда поднимается занавес, альты играют широкую тему, которая будет ассоциироваться и с бродягами, и с девушкой. Для кларнета записаны три локшпиле , каждый из которых длиннее и витиеватее предыдущего. Старые грабли представлены тромбоном глиссанди, занимающим малую треть , еще один очень важный интервал. Когда бродяги выгоняют его, второстепенный секундант 6
8
возвратов. Музыка для застенчивого юноши – это медленный танец. 5
4
, также прерванный 6
8
незначительная секунда, как бродяги его выгоняют. Когда на улице слышен мандарин, тромбон играет простую пентатоническую тему, гармонизированную тремя линиями параллельных тритонов в других тромбонах и тубе. Когда мандарин входит в комнату, тромбоны и туба играют нисходящие глиссандо, снова занимая второстепенную треть. Три такта спустя этот интервал исполняется фортиссиссимо всеми духовыми инструментами.

Танец девушки для мандарина содержит и вальс , и тему альта, связанную с ней и бродягами. Когда Мандарин хватает девушку, снова слышна второстепенная секунда. Погоня представлена ​​фугой , тема которой также имеет пентатонический оттенок. На этом концертная сюита заканчивается. В полном балете 6
8-
я малая секунда снова возвращается, когда бродяги грабят Мандарин. Попытка удушения и нанесения ножевых ранений с большой силой проиллюстрирована в оркестре. Когда бродяги вешают «Мандарин» на лампу, текстура размывается глиссанди на тромбонах, литаврах, фортепиано и виолончелях. Сияющее тело Мандарина представлено вступлением хора, поющего безмолвно, снова в интервале малой трети. Кульминация, когда девушка обнимает мандарин, представляет собой тему, исполняемую фортиссимо низкими духовыми инструментами на фоне минорно-секундных тремоло деревянных духовых инструментов . Когда мандарин начинает истекать кровью, глиссандо нисходящей минорной трети, слышимое при его входе, отражается в тромбоне, контрафаготе и низких струнных. Затем работа аритмично заикается к концу.

Озвучивание, как правило, тяжелое, и Барток использует здесь множество красочных техник, включая хроматические гаммы , трели и тремоло в деревянных духовых инструментах; глиссанди для валторн, тромбонов и тубы; кластерные аккорды и тремоло на фортепиано; гаммы и арпеджио на фортепиано, арфе и челесте; и гаммы, двойные стопы , трели, тремоло и глиссанди в струнных. Другие специальные эффекты включают трепетание языка флейт; приглушив духовые и струнные, тарелка катит двойку (треск тарелки, за которым следует скрежет пластин друг о друга); игра на большом барабане деревянной частью молоточка для литавр; бросок ; на гонге свернутые литавры глиссанди ; струнные гармоники ; col legno и sul ponticello, играющие на струнных; скордатура на виолончелях; и в какой-то момент четвертьтона скрипок.

В 2000 году вышло новое издание под редакцией Петера Бартока, сына композитора. На основе рукописей композитора, исправлений и одновременно написанной партитуры для фортепиано в четыре руки восстановлен значительный объем ранее утерянной музыки.

Инструментарий

[ редактировать ]

«Чудесный мандарин» написан для трёх флейт (2-й и 3-й дублирующий пикколо ), трёх гобоев (3-й дублирующий английский рожок ), трёх кларнетов (второй дублирующий кларнет ми-бемоль и третий дублирующий бас-кларнет ), трёх фаготов (третий дублирующий контрфагот ), четырёх валторны (вторая и четвертая дублирующая туба Вагнера ), три трубы до мажор, три тромбона , басовая туба , литавры , малый барабан , теноровый барабан , большой барабан , тарелки , треугольник , там-там , ксилофон , челеста , арфа , фортепиано , орган , хор и струнные .

До последних лет количество представлений балетной сюиты превосходило количество представлений всего балета. Записи сюиты включают:

Известные записи полного балета включают:

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Чудесный мандарин» . Универсальное издание . Проверено 19 декабря 2020 г.
  2. ^ «Новости классической музыки от NAXOS.COM» . www.naxos.com.
  3. ^ «Ежемесячный календарь» . Центр Кеннеди.
  4. ^ Пуччо, Джон Дж. «Классическая откровенность: Барток: Чудесная мандаринская сюита (обзор компакт-диска)» .
  5. ^ www.gramophone.co.uk : Награда за запись Фишера на Gramophone . сайте
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 439d3a649eeb0f5788594b0ab5c6f4bc__1713074760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/43/bc/439d3a649eeb0f5788594b0ab5c6f4bc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Miraculous Mandarin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)