Рапсодия, соч. 1 (Барток)
Рапсодия | |
---|---|
Барток Бела | |
Каталог | Сз. 26, ББ 36а и б |
Опус | 1 |
Форма | Рапсодия |
Составленный | 1904 |
Подсчет очков | Фортепиано, или фортепиано и оркестр |
Рапсодия , соч . 1, Сз. 26, BB 36 — сочинение для фортепиано венгерского композитора Белы Бартока . Она была закончена в 1904 году. Год спустя он написал версию для фортепиано с оркестром. Каталожный номер этого произведения — Op. 1, Сз. 26. Первоначальная полноформатная композиция для фортепиано в итоге получила каталожный номер BB 36a , тогда как вторая версия, с фортепиано и оркестром, получила каталожный номер BB 36b . [ 1 ]
Состав
[ редактировать ]для «Рапсодия фортепиано» была очень важным произведением, особенно с учетом того, что именно в то время Барток решил начать свой третий список сочинений . На этом этапе он решил начать новый период в своей творческой карьере, где он будет в основном изучать музыку Румынии Венгрии и народную . Это оказалось ключевой работой, на основе которой он разработал новое направление как для своего композиционного стиля, так и для своих занятий как художника. [ 2 ]
«Рапсодия» была завершена в конце 1904 года и посвящена Эмме Грубер, которая позже стала женой Золтана Кодая . Черновика композиции не сохранилось. [ 1 ] Виртуозное фортепианное написание «сложных фактур и секционных контрастов» произведения относится к модели Ференца Листа. [ 3 ]
После пяти доработок и обновлений Барток также выпустил версию для фортепиано с оркестром в 1905 году. [ 4 ] и версия для двух фортепиано. В 1907 году Барток сочинил и четвертую версию того же произведения, укороченную почти на половину общей длины композиции. [ 5 ]
Структура
[ редактировать ]Композиция состоит из одной части и занимает 21 минуту исполнения, хотя сокращенная версия занимает лишь половину общей продолжительности. Критики часто заявляли, что свободная структура требует двух контрастирующих разделов; однако в партитуре это не отмечено как таковое. По мнению некоторых критиков, Барток использовал стиль Листа . [ 2 ] с очень сложными и обширными аккордами, длинными и богато украшенными гаммами и арпеджио . Композиция начинается с четырнадцатиминутного молто Adagio, которое переходит во вторую часть, обозначенную Poco allegretto. [ 4 ]
Прием
[ редактировать ]Когда Барток решил представить это произведение в качестве заявки на участие в конкурсе Антона Рубинштейна в Париже в 1905 году, оно не получило официального признания. Критики признали, что это был первый шаг для его более поздних композиций. Критики также высоко оценили листовский характер композиции, хотя стиль, который он позже развил, разбавлен. Рецензент Майкл Моррисон сказал: «Эту Рапсодию следует оценивать как прекрасно продуманную, но производную работу, продолжительность которой может быть не полностью оправдана». [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сомфаи, Ласло (1996). Бела Барток: композиция, концепции и источники автографов . Издательство Калифорнийского университета. п. 302. ИСБН 0-52-091461-9 .
- ^ Jump up to: а б Каммингс, Роберт. «Бела Барток Рапсодия для фортепиано, Sz. 26, BB 36a (Op. 1)» . allmusic.com . Корпорация Рови . Проверено 16 марта 2015 г.
- ^ против, Аманда (2001). Кембриджский компаньон Бартока . Кембриджские спутники музыки . Издательство Кембриджского университета. п. 106. ИСБН 0-52-166958-8 .
- ^ Jump up to: а б с Моррисон, Майкл. «Бела Барток Рапсодия для фортепиано с оркестром, Sz. 27, BB 36b (соч. 1)» . allmusic.com . Корпорация Рови . Проверено 16 марта 2015 г.
- ^ Короче, Энтони. «Об этой записи 8.573224 - БАРТОК, Б.: Фортепианная музыка, Том 7 (Хандо) - 14 багателей / 9 маленьких фортепианных пьес» . naxos.com . Цифровые услуги Наксоса . Проверено 16 марта 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рапсодия , соч. 1, Сз. 26, BB 36 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.