Контрасты (Барток)

«Контрасты» ( Sz. 111, BB 116) — 1938 года композиция , написанная для трио кларнета, скрипки и фортепиано Белой Бартоком (1881–1945). Он основан на венгерских и румынских танцевальных мелодиях и состоит из трех частей общей продолжительностью 17–20 минут. Барток написал произведение в ответ на письмо скрипача Джозефа Сигети , хотя официально оно было заказано кларнетистом Бенни Гудманом .
Структура
[ редактировать ]Работа состоит из трех частей:
- Вербункос (Рекрутинговый танец)
- PihenőРелаксация
- Себеш (Быстрый танец)
Движения контрастны по темпу . Первая часть содержит каденцию для кларнета, последняя – для скрипки. В произведении представлены примеры альтернативных или двойных третей (C и C ♯ в ля-триаде):
Эту структуру смешанных третей можно рассматривать как битональную, используются и второстепенная треть трезвучия . поскольку большая [ нужна ссылка ] Эту структуру можно расширить, рассматривая каждую треть исходной триады как возможную треть в триаде на полшага в любом направлении. Таким образом, C ♯ / D ♭ является мажорной терцией в мажорном трезвучии A и второстепенной терцией B ♭ мажорного трезвучия:
В произведение включены различные венгерские и румынские танцевальные мелодии. Первая часть начинается с живого пиццикато скрипки, после чего кларнет вводит основную тему, которая затем варьируется. Эта тема является примером венгерского танцевально - музыкального жанра « вербункос », или призывного танца. Этот жанр музыки обычно играли при наборе в армию. Вторая часть гораздо более интроспективна и имеет постоянно меняющееся настроение без определенной темы. Третий - бешеный танец, который начинается с партии скрипки скордатуры (G ♯ -DAE ♭ ), после чего кларнет вводит основную тему. В середине есть более медленная часть тактового размера. 3+2+3+2+3
8 , после чего возобновляется образец вариаций на тему.
обсудил структурные аспекты контрастов . Янош Карпати подробно [ 2 ] Сигети вспомнил, что Барток сказал ему, что начало « Контрастов » частично было вдохновлено второй частью «Блюза» Мориса Равеля Сонаты для скрипки и фортепиано . Ф. Бонис далее отметил параллель между коротким отрывком из той же части Равеля и отрывком из первой части « Контрастов» . [ 3 ]
Движения
[ редактировать ]1. Вербункос
[ редактировать ]«Вербункос» отличается полимодальностью или тем, что Карпати называет альтернативными структурами. Например, обрамляющий мотив первой части включает в себя по отношению к основному тону ля минорную и мажорную треть, а также совершенную и уменьшенную квинту: [ 4 ]
E ♭ раскрывается как альтернативная квинта аккорда A и как альтернативная треть аккорда C по канону в трети в начале развития, такт 58: [ 4 ]
Между шестью нотами обоих трезвучий находится семь третей.
Вербункос представлял собой величественный и стилизованный венгерский рекрутинговый танец, «измеренный по ритму и богатый мелодическими украшениями, характеризуемыми темой»: [ 1 ]
2. Отдых
[ редактировать ]Это движение было описано скорее как вулканическое, чем расслабляющее. [ 5 ] несмотря на название, «релаксация» или «отдых».
3. Быстро
[ редактировать ]Скрипач должен перенастроить ( scordatura ) две струны для последней части, понижая ноту ми и повышая ноту соль на полтона каждую. [ 5 ]
Трио этой части представляет собой « Болгарский ритм ». [ 6 ] и по духу схож с финалом первой скрипичной сонаты: [ 7 ]
Прием
[ редактировать ]Работу говорит Карпати [ 4 ] обладать «технической бравурой и в то же время... поэтической универсальностью». Напротив, ER, [ 5 ] предполагает, что оценка произведения страдает от «отсутствия разнообразия настроений», хотя «гений Бартока заключается в даре риторики, настолько богатой, что он может распространить это единственное настроение, и распространить его интересно, на множество или более крупномасштабных произведений. ". Он утверждает, что «контрасты» в произведении связаны «скорее, чем с настроением».
Кибер [ 6 ] Бартока считает, что это «менее весомое и менее важное произведение во всем творчестве », хотя [ 7 ] «Сочинение для скрипки и кларнета» «наиболее эффективно во всем». В статье, описывающей программу, в которой «стандартная заметка о контрастах Бартока ... была заменена последовательным схематическим наброском», делается вывод, что «на самом деле Барток выглядит так же загадочно, как и звучит». [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Кибер 1949 год
- ^ Карпаты 1981 г.
- ^ Бонис 1963
- ^ Jump up to: а б с Карпаты 1981, стр.203
- ^ Jump up to: а б с ЭР 1948 г. [ нужна полная цитата ] .
- ^ Jump up to: а б Зайбер 1949, стр.28
- ^ Jump up to: а б Зайбер 1949, стр.29
- ^ «Примечания к программе: лучше ненаписанные, чем непрочитанные», Журнал музыкальных педагогов , Vol. 54, № 7. (Март 1968 г.), стр. 96-97.
Источники
[ редактировать ]- Бонис, Ф. (1963). «Цитаты в музыке Бартока. Вклад в психологию композиции Бартока». Музыковедческие исследования Венгерской академии наук . Т. 5 (глава 1/4): 355–382. JSTOR 901555 .
- Брэдшоу, Сьюзен (2001). «Фортепианная музыка: сольный репертуар и камерная музыка», Cambridge Companion to Bartók , стр. 116. Аманда Бэйли, изд. ISBN 0-521-66958-8 .
- Карпати, Янош (1981). Бартока «Альтернативные структуры в контрастах ». Музыковедческие исследования Венгерской академии наук . Т. 23 (глава 1/4): 201–207. JSTOR 902112 . 100-летие Священного Белы Бартока #
- ER (1943). «Рецензия: Контрасты для скрипки, кларнета и фортепиано Белы Бартока», Music & Letters , Vol. 24, № 1. (январь 1943 г.), с. 61.
- Зайбер, Матиас (1949). «Камерная музыка Белы Бартока», Tempo , New Ser., No. 13, номер Бартока. (Осень 1949 г.), с. 19–31.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Примечания к программе: лучше ненаписанные, чем непрочитанные», Music Educators Journal , Vol. 54, № 7. (Март 1968 г.), стр. 96–97. Имеет оценку прослушивания для контрастов .
- Карпати, Янош. Камерная музыка Бартока. Стуйвесант, Нью-Йорк: Pendragon Press (1976).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Студия кларнета ET: Контрасты Белы Барток Эрика Тишкоффа
- Примечания к программе Общества Сьерра-Камеры: Контрасты, заархивированные 13 мая 2008 г. в Wayback Machine Джозефом Уэем.
- Подкасты музыкального ансамбля Luna Nova: Контрасты или http://www.lunanova.org/pod.html
- Ансамбль Аврелия - Барток: Контрасты
- Контрасты для кларнета, скрипки и фортепиано (Mvt I + II) в исполнении Иегуди Менухина , Теи Кинг и Джереми Менухина
- Контрасты для кларнета, скрипки и фортепиано (Mvt III)
- Справочник композитора, Международное общественное радио, 8–14 января 2007 г.
- Примечания к записи Наксоса, 8.550749
- Общество камерной музыки Линкольн-центра (21 марта 2014 г.). «Внутри камерной музыки с Брюсом Адольфом: контрасты Бартока Sz. 111, BB. 116» . Ютуб. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 г.