Струнный квартет №1. 6 (Барток)
Струнный квартет | |
---|---|
№ 6 | |
Барток Бела | |
![]() Композитор в 1927 году | |
Каталог |
|
Составленный | 1939 |
Преданность | Колиш Квартет |
Выполненный | 20 января 1941 г. Нью-Йорк. : |
Опубликовано | 1941 |
Движения | четыре |
Струнный квартет № 6 ре минор , Sz. 114, BB 119 — последний струнный квартет , который Бела Барток написал перед своей смертью в 1945 году.
Создание произведения пришлось на очень бурный период в жизни композитора. С началом Второй мировой войны и болезнью матери Барток вернулся в Будапешт, где в ноябре квартет завершил свою работу. После смерти матери Барток решил уехать с семьей в США. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Кроме того, он начал испытывать боль в правом плече, что предположительно является ранним признаком заболевания крови, которое в конечном итоге унесло его жизнь. [ 4 ] Из-за войны общение между Бартоком и Секели было затруднено, и премьера квартета состоялась только 20 января 1941 года, когда квартет Колиш , которому посвящено произведение, дал свою премьеру в ратуше Нью -Йорка . [ 5 ] [ 6 ] Квартет представляет собой отход от двух предыдущих квартетов, с четырехчастной схемой, а не с пятью частями, как в предыдущих двух. [ 4 ] Каждая часть произведения начинается с медленного вступления, что придает произведению ностальгический тон. [ 7 ]


Фон
[ редактировать ]Струнный квартет был основан в августе 1939 года в Заанене , Швейцария, где Барток был гостем своего покровителя, дирижера Пауля Захера . Вскоре после того, как он закончил « Дивертисмент для струнного оркестра» 17-го числа, он приступил к выполнению заказа для своего друга, скрипача Золтана Секели . Секели выступал в качестве посредника для Нового венгерского квартета, который дал в Будапеште премьеру Струнного квартета № 5 . [ 5 ]
Во время написания произведения началась Вторая мировая война . После аннексии Австрии Германией в 1938 году Бартоку стало трудно публиковать свои работы и, как следствие, получать от них гонорары. Это привело к тому, что композитор обратился к издательскому контракту с Boosey & Hawkes . [ 9 ] Неспокойной была не только обстановка в мире, но и жизнь композитора. В декабре 1939 года, после завершения работы квартета, Барток узнал о смерти матери. [ 10 ] Затем Барток решил уехать со своей семьей в Соединенные Штаты. Кроме того, его собственное здоровье начало ухудшаться. [ 9 ] Начали проявляться ранние признаки заболевания крови, по поводу которого Бартоку пришлось пройти курс гидротерапии. [ 9 ] Из эскизов Бартока видно, что он хотел, чтобы последняя часть имела быстрый характер румынского народного танца с ритмическим характером аксака , но он отказался от этого плана, руководствуясь то ли чистой композиционной логикой, то ли отчаянием по поводу неминуемой смерти его мать и разворачивающаяся катастрофа войны.
Движения
[ редактировать ]Произведение состоит из четырех частей :
- Место – Более живой, тяжелый – живой.
- Город — Марсия
- Место – Бурлетта – умеренный
- Mesto [ 2 ]
Струнный квартет № 6 не имеет пятичастной арочной формы, используемой в четвертом и пятом струнных квартетах Бартока. Каждая часть открывается медленной мелодией с пометкой «место» (заунывное). Этот материал используется лишь для относительно короткого вступления в первой части, но длиннее во второй и снова длиннее в третьей. Вступление первой части звучит на альте. [ 11 ] С него начинается каждая часть квартета, но с вариациями фактуры и гармонии. [ 11 ] Общая форма произведения показывает влияние Густава Малера . Музыковеды предположили, что общая форма произведения напоминает Девятую симфонию Малера . [ 4 ] В четвертой части материал места с воспоминаниями о материале первой части поглощает всю часть.
Движение 1: более подвижное, более тяжелое.
[ редактировать ]Эта часть начинается с медленного вступления только альта с надписью «Место». Движение черпает материал из этого медленного вступления, образуя своего рода сонатное аллегро ре минор. [ 12 ] Эта структура может отражать влияние Густава Малера, поскольку она напоминает начало Десятой симфонии Густава Малера со вступлением с очень хроматическим соло альта. [ 4 ]
Часть 2: Марсия
[ редактировать ]Это движение также начинается с медленного вступления «Место». Однако вместо того, чтобы тема была представлена одним инструментом (в случае первой части - альтом), тема представлена всеми четырьмя участниками квартета. В этом движении тема представлена почти в канонической форме. Эта форма пронизывает все движение: инструменты объединяются в пары и воспроизводят одинаковые жесты в начале движения. [ 12 ] М. 35 части является примером этой вариации текстуры и сочетания, в которой Барток объединяет обе скрипки, а также альт и виолончель. Две скрипки играют восходящий жест, а альт и виолончель играют тот же жест в перевернутом виде. Позже Барток продолжил исследование инструментальных пар в гораздо большем масштабе в своем Концерте для оркестра, премьера которого состоялась в 1944 году.
Часть 3: Бурлетта
[ редактировать ]Часть снова начинается с темы «Место», на этот раз в несколько более тонкой текстуре, чем в предыдущей части с тремя участниками квартета. Эта версия медленного вступления также содержит канонические элементы, как в m. 7. Альт входит в м. 10, обеспечивающий гармонию сложенных третей. [ 11 ] Похоже, что Барток использует в этом движении те же приемы, что и в предыдущем. После медленного вступления Барток снова объединяет разные инструменты в пары, как показано в m. 26. Механизм также имеет различные эффекты пиццикато, а также четвертьтоновые слайды в миллиметрах. 26-29, придавая движению юмористический оттенок. [ 12 ]
Имея слабое здоровье и неуверенный в финансовом отношении, Барток сравнительно мало сочинял в Соединенных Штатах до своей смерти в 1945 году. [ 13 ] но примерно в последний год своей жизни он сделал несколько набросков, которые предположительно представляли собой медленную часть так и не законченного седьмого квартета. [ 14 ]
Movement 4: Mesto
[ редактировать ]Эта часть отличается от трех предыдущих частей тем, что тема места, которая раньше сводилась к медленному вступлению, теперь пронизывает всю часть. [ 11 ] Также возвращается тематический материал из первой части. Однако этот материал растягивается и увеличивается в длину. Изначально Барток намеревался сделать быструю четвертую часть, которая должна была напоминать его пьесу «Контрасты» . прошлогоднюю [ 12 ]
Прием/Последствия
[ редактировать ]Квартет был опубликован в 1941 году издательством Boosey & Hawkes . [ 15 ] Премьера квартета состоялась 20 января 1941 года в Нью-Йорке. За год до премьеры Барток вместе с женой навсегда переехал в США. [ 7 ] После состава квартета для Бартока наступил период низкой продуктивности. [ 7 ] Будучи финансово нестабильным, а концерты фортепианных дуэтов пары получили неблагоприятные отзывы, Барток начал заниматься этномузыкологией в дополнение к концертным турам по Соединенным Штатам. Примерно в последний год своей жизни он сделал несколько набросков, которые предположительно представляли собой медленную часть так и не законченного седьмого квартета. [ 16 ]
Дискография
[ редактировать ]Год | Исполнители | Этикетка | |
---|---|---|---|
1950 | Джульярдский струнный квартет | Сони Классик — 19439831102 | |
1963 | Джульярдский струнный квартет | Сони Классик — 5062312 | [ 17 ] |
Источники
[ редактировать ]- ^ Карпати, Янош (1994). Камерная музыка Бартока . Пендрагон Пресс. п. 459. ИСБН 9780945193197 .
- ^ Jump up to: а б Келлер, Джеймс М. (2011). Камерная музыка: Путеводитель для слушателя . Издательство Оксфордского университета. п. 32. ISBN 9780195382532 .
- ^ Сухофф, Бенджамин (2004). Бела Барток: Праздник . Пугало Пресс. стр. 96. ISBN 9780810849587 .
- ^ Jump up to: а б с д Гриффитс, Пол (1984). Барток . Дж. М. Дент и Сыновья, ООО
- ^ Jump up to: а б Купер, Дэвид (2015). Бела Барток . Издательство Йельского университета. стр. 315. ISBN 9780300148770 .
- ^ «Премьера квартета Бартока» . Нью-Йорк Таймс . 21 января 1941 года . Проверено 26 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Сэди, Стэнли (2001). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Макмиллан Паблишерс Лтд.
- ^ Jump up to: а б Уайт, Джон Д. (1976). Анализ музыки , стр.8. ISBN 013033233X .
- ^ Jump up to: а б с Гроув, Джордж (1946). Словарь музыки и музыкантов Гроува . Макмиллан. OCLC 970979776 .
- ^ Гриффитс, Пол (1984). Барток . Дж. М. Дент и Сыновья, ООО
- ^ Jump up to: а б с д Бэйли, Аманда (2001). Кембриджский компаньон Бартока . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Jump up to: а б с д Гиллис, Малькольм (1993). Спутник Бартока . Амадеус Пресс.
- ^ Штраус, Джозеф Н. (24 марта 2011 г.). Чрезвычайные меры: инвалидность в музыке (95-е изд.). Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 9780199766451 .
- ^ Сомфаи, Ласло (7 мая 1996 г.). Бела Барток: композиция, концепции и источники автографов . Издательство Калифорнийского университета. п. 319. ИСБН 9780520914612 .
- ^ Крокер, Ричард Л. (5 мая 2014 г.). История музыкального стиля . Курьерская корпорация. п. 553. ИСБН 9780486173245 .
- ^ Лешнай, Лайош (1973). Барток . Дж. М. Дент и Сыновья, ООО
- ^ Джуйардский струнный квартет, Барток - Полные струнные квартеты (2002, компакт-диск) , получено 17 сентября 2022 г.