Симфония № 9 (Малер)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2011 г. ) |
Симфония № 9 | |
---|---|
Густав Малер | |
![]() Густав Малер в 1907 году. | |
Ключ | Ре мажор (– Ре-бемоль мажор ) |
Составленный | 1909 Тоблач : |
Опубликовано | 1912 г., универсальное издание. |
Записано | Бруно Вальтер, Венский филармонический оркестр, 1938 год. |
Движения | 4 |
Премьера | |
Дата | 26 июня 1912 г. |
Расположение | Вена |
Дирижер | Бруно Вальтер |
Исполнители | Венская филармония |
Симфония № 9 Густава Малера была написана между 1908 и 1909 годами и стала последней симфонией завершенной им . Обычное выступление занимает от 75 до 90 минут. Опрос дирижеров назвал Симфонию № 9 Малера четвертой величайшей симфонией всех времен по результатам голосования, проведенного журналом BBC Music Magazine в 2016 году. [1] Как и в случае с его более ранней «Песней о дерде» , Малер не дожил до исполнения своей Девятой симфонии.
Хотя произведение часто описывают как исполненное в тональности ре мажор , тональная схема симфонии в целом прогрессивная . ре мажор, финал — ре Вступительная часть — мажор . [2]
Инструментарий
[ редактировать ]Симфония написана для большого оркестра в составе:
- Деревянные духовые инструменты
- маленький
- 4 флейты
- 4 гобоя (4-й двойной английский рожок )
- Е ♭ кларнет
- B ♭ и A 3 кларнета
- бас-кларнет
- 4 фагота (4-й контрфагот- сдвоенный )
|
|
Структура
[ редактировать ]Симфония состоит из четырех частей:
- Анданте комфортное (ре мажор)
- В темпе неторопливого Лендлера. Немного неуклюжий и очень грубый (до мажор)
- Рондо-бурлеск: Аллегро ассаи. Очень дерзкий (Младший)
- Адажио. Очень медленно и все еще сдержанно (ре ♭ мажор)
Хотя в симфонии традиционное количество частей, она необычна тем, что первая и последняя части медленные, а не быстрые. Как это часто бывает у Малера, одно из средних движений — лендлерское .
I. Анданте комфортно
[ редактировать ]Первая часть представляет собой свободную сонатную форму . Ключевые области являются продолжением тонального сопоставления, показанного в более ранних произведениях (особенно в Симфониях № 6 и № 7 ). Произведение открывается неуверенным, синкопированным ритмическим мотивом (который, по предположению Леонарда Бернстайна , является изображением нерегулярного сердцебиения Малера). [3] ), который слышен на протяжении всего движения.
В кратком введении также представлены две другие идеи: мотив из четырех нот, озвучиваемый арфой , который обеспечивает большую часть музыкальной основы для остальной части части;
и приглушенные фанфары , которые также слышны позже.
В развитии он слышен в валторнах и кларнетах в оригинальной форме Малера, с терцией, опускающейся в квинту. В разгар развития тромбоны и туба объявляют ритмичный мотив сердцебиения, обозначенный в партитуре « Mit höchster Gewalt » (с наибольшей силой). Он переходит в торжественный похоронный марш , обозначенный как « Wie ein Kondukt » (похожий на похоронную процессию), на литаврах -остинато четырехнотного мотива арфы. Здесь впервые и единственный раз в симфонии звучат низкие колокола , сопровождающие литавры в четырехнотном мотиве.
Ближе к концу части находится замечательный пример линейной полифонии Малера , в которой пикколо, флейта, гобой и скрипка соло имитируют крики птиц. Альбан Берг утверждал, что этот раздел был «видением загробной жизни». [4] Намеки на другую музыку этого направления включают отсылки к Сонате для фортепиано Людвига ван Бетховена , соч. 81а [5] и Иоганна Штрауса II вальсу Freuet Euch des Lebens , последний впервые отметил Филип Барфорд в 1971 году. [6]
II В темпе неторопливого Лендлера. Немного неуклюжий и очень грубый
[ редактировать ]Вторая часть представляет собой серию танцев и открывается деревенским лендлером , который искажается до такой степени, что больше не напоминает танец.
В этой части присутствуют оттенки второй части Второй симфонии Малера , в искажении традиционного танца в горький и саркастический. Традиционные последовательности аккордов изменяются в почти неузнаваемые вариации, превращая деревенский, но постепенно затухающий вступительный лендлер до мажор в порочный цельнотоновый вальс , насыщенный хроматизмом и неистовыми ритмами. Среди этих саркастических танцев разбросан более медленный и спокойный лендлер, который вновь вводит мотив «вздохов» из первой части.
Движение завершается дерзким пианиссимо кивком пикколо и контрафагота.
III. Рондо-бурлеск: Аллегро ассаи. Очень дерзкий
[ редактировать ]Третья часть в форме рондо отображает навыков Малера окончательное созревание контрапунктических . Он открывается диссонирующей темой на трубе, трактованной в форме двойной фуги. [ нужны разъяснения ] .
Следующий мотив из пяти нот, введенный струнными в унисон, напоминает вторую часть его Пятой симфонии .
Добавление Бурлеске (пародии с подражаниями) к названию движения указывает на смесь диссонанса с барочным контрапунктом . Хотя термин «Бурлеск» означает «юмористический», фактический «юмор» этого движения относительно невелик по сравнению с общей областью маниакального насилия, если принять во внимание только два небольших неоклассических раздела, которые больше похожи на воспоминания, чем на игривость. На автографе стоит пометка «Моим братьям в Аполлоне».
IV. Адажио. Очень медленный и все еще сдержанный
[ редактировать ]Последняя часть, отмеченная zurückhaltend («очень медленно и сдержанно»; буквально «сдержанно»), открывается только струнными. Комментаторы [7] отметили сходство вступительной темы, в частности, с мелодией гимна «Eventide» (обычно поется как « Пребудь со мной »).
Но самое главное, он включает в себя прямую цитату из средней части Рондо-Бурлеске. Здесь это становится элегией . После нескольких страстных кульминаций движение становится все более фрагментированным, и код тихо заканчивается. На последних страницах Малер цитирует первые скрипки из своей «Kindertotenlieder» : «На тех высотах день прекрасен» . [8]
Последняя нота отмечена как ersterbend («угасание»). Последние две страницы длятся шесть минут — беспрецедентный срок для такого небольшого количества заметок. Леонард Бернштейн предположил в конце своей пятой лекции Нортона , что все движение символически предсказывает три вида смерти: неминуемую смерть самого Малера, смерть тональности и смерть « фаустовской » культуры во всех искусствах.
смерть Малера
[ редактировать ]Малер умер в мае 1911 года, так и не услышав исполнения своей Девятой симфонии. Финал произведения обычно трактуется как его сознательное прощание с миром. [9] как он был составлен после смерти его любимой дочери Марии Анны в 1907 году и диагноза смертельной болезни сердца. Однако это мнение оспаривается, поскольку Малер чувствовал, что на момент написания Девятой симфонии он был здоров; у него был очень успешный сезон (1909–10) в качестве дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра , а до этого — Метрополитен-опера (Нью-Йорк). В своих последних письмах Малер указал, что он с нетерпением ждет обширного турне с оркестром в сезоне 1910–1911 годов и ожидает возвращения в сезоне 1911–1912 годов. [10] Более того, Малер работал над своей незаконченной Десятой симфонией до своей смерти от эндокардита в мае 1911 года. [11]
Малер был суеверным человеком и верил в так называемое проклятие девятого числа , которое, как он думал, уже убило Бетховена, Шуберта и Брукнера; Об этом свидетельствует тот факт, что он отказался назвать свое предыдущее произведение «Песнь о дерде» своей девятой симфонией, хотя ее часто считают симфонией. [12]
Премьеры
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2018 г. ) |
Премьера произведения состоялась 26 июня 1912 года на Венском фестивале Венским филармоническим оркестром под управлением Бруно Вальтера . [13] Впервые оно было опубликовано в том же году издательством Universal Edition .
- Голландская премьера: 2 мая 1918 года, Амстердам , с Королевским оркестром Консертгебау под управлением Виллема Менгельберга.
- Премьера в Великобритании: 27 февраля 1930 года, Манчестер, под «Халле» управлением Гамильтона Харти. [14]
- Американская премьера: 16 октября 1931 года, Бостон , с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Сержа Кусевицкого. [15]
- Японская премьера: 16 апреля 1967 года, Токио, с Московским филармоническим оркестром под управлением Кирилла Кондрашина.
Интерпретация
[ редактировать ]Наслаждение Девятой симфонией Малера побудило эссеиста Льюиса Томаса написать заглавное эссе в его « Ночных мыслях о прослушивании Девятой симфонии Малера» . [16]
Многие переводчики Малера были вынуждены говорить об этой работе с такой же глубиной:
- Я еще раз переиграл Девятую симфонию Малера. Первая часть — самая великолепная, которую он когда-либо писал. Он выражает необыкновенную любовь к земле, к Природе. Стремление жить на нем спокойно, наслаждаться им полностью, в самом сердце своего существа, прежде чем придет смерть, как это непреодолимо. — Альбан Берг [17] [18]
- Это музыка, идущая из другого мира, из вечности. – Герберт фон Караян [19]
- Это ужасает и парализует, поскольку нити звука распадаются... прекращаясь, мы теряем все. Но с прекращением Малера мы приобрели все. — Леонард Бернстайн [20]
- Девятая позиция [Малера] самая странная. В нем автор уже почти не говорит как личность. Кажется, что у этой работы должен быть скрытый автор, который использовал Малера просто как своего представителя, как своего рупора. — Арнольд Шенберг [21]
- Девятая симфония Малера не о смерти, а об умирании. Смерть и умирание — две совершенно разные вещи. Работая над Девятой, я понял, что не знаю другого языка, кроме немецкого, в котором слова смерть ( Tod ) и умирание ( sterben ) имели бы совершенно разную этимологию. ... финал - это всего лишь один длительный акт умирания, распада жизни. Последний раздел, особенно последняя страница оркестровой партитуры, настолько точно описывает эту ситуацию, что превосходит любое другое изображение, будь то в литературе или изобразительном искусстве. – Адам Фишер [22]
В первой половине двадцатого века были распространены менее благоприятные мнения о симфониях Малера как о законченных произведениях. Эта цитата 1932 года типична:
- Когда-нибудь некоторые настоящие друзья Малера... возьмут секатор и урежут его произведения до такой длины, какой они были бы, если бы композитор не растянул их по форме; и тогда великая война Малера закончится... Девятая симфония продлится около двадцати минут. – Димс Тейлор [23]
Записи
[ редактировать ]Девятая симфония была записана более ста раз для коммерческого выпуска на дисках со скоростью вращения 78 об / мин, LP, CD или DVD. Неполный список включает в себя:
- Бруно Вальтер с Венским филармоническим оркестром , 1938 год.
- Герман Шерхен с Венским симфоническим оркестром , 1950 год.
- Яша Горенштейн с Венским симфоническим оркестром , 1952 год.
- Пауль Клецки с Израильским филармоническим оркестром , 1954 год.
- Ганс Росбауд с симфоническим оркестром Südwestfunk , Баден-Баден , 1957 год.
- Дмитрий Митропулос с Нью-Йоркским филармоническим оркестром , 1960 год.
- Леопольд Людвиг и Лондонский симфонический оркестр , 1960 год.
- Дмитрий Митропулос с Венским филармоническим оркестром , 1960 год.
- Бруно Вальтер с симфоническим оркестром Колумбии, 1962 год.
- Сэр Джон Барбиролли с Берлинским филармоническим оркестром , 1964 год.
- Кирилл Кондрашин с Московской государственной филармонией , 1964 год.
- Леонард Бернстайн с Нью-Йоркским филармоническим оркестром , 1965 год.
- Яша Хоренштейн с Лондонским симфоническим оркестром , апрель 1966 года.
- Яша Хоренштейн с Лондонским симфоническим оркестром , сентябрь 1966 года.
- Карел Анчерл с Чешской филармонией , 1966 год.
- Отто Клемперер и оркестр Новой филармонии , 1967 год.
- Рафаэль Кубелик с Симфоническим оркестром Баварского радио , 1967 год.
- Георг Шолти с Лондонским симфоническим оркестром , 1967 год.
- Вацлав Нойман с Лейпцигским оркестром Гевандхауса , 1967 год.
- Джордж Селл с Кливлендским оркестром , 1968 год.
- Бернар Хайтинк с Королевским оркестром Консертгебау , 1969 год.
- Морис Абраванель с Симфоническим оркестром Юты , 1969 год.
- Леонард Бернштейн с Венским филармоническим оркестром , 1971 год.
- Карло Мария Джулини с Чикагским симфоническим оркестром , 1976 ( лауреат премии Грэмми )
- Вин Моррис с лондонской Sinfonica, 1978 год.
- Джеймс Левин с Филадельфийским оркестром , 1979 год.
- Курт Зандерлинг с Берлинским симфоническим оркестром , 1979 год.
- Клаус Теннштедт с Лондонским филармоническим оркестром , 1979 год.
- Леонард Бернстайн с Берлинской филармонией , 1979 ( лауреат премии Грэмми )
- Элиаху Инбал с Японским филармоническим оркестром , 1979 год.
- Герберт фон Караян с Берлинской филармонией , 1979–80.
- Вацлав Нойман с Чешской филармонией , 1982 год.
- Георг Шолти с Чикагским симфоническим оркестром , 1982 ( лауреат премии Грэмми )
- Герберт фон Караян с Берлинской филармонией , 1982 ( Граммофонная пластинка года)
- Лорин Маазель с Венским филармоническим оркестром , 1984 год.
- Леонард Бернштейн с Королевским оркестром Консертгебау , 1985 год.
- Кадзуо Ямада с Новой японской филармонией , 1986 год.
- Элиаху Инбал с Симфоническим оркестром Франкфуртского радио , 1986 год.
- Клаудио Аббадо с Венским филармоническим оркестром , 1986 год.
- Бернар Хайтинк с Королевским оркестром Консертгебау , 1987 год.
- Клаус Теннштедт с Нью-Йоркским филармоническим оркестром , 1988 год.
- Михаэль Гилен с симфоническим оркестром Südwestfunk , Баден-Баден , 1990 г.
- Джеймс Джадд с Югендорчестером Густава Малера , 1990 год.
- Либор Пешек с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля , 1990 г.
- Гэри Бертини с Симфоническим оркестром Кёльнского радио , 1991 год.
- Лейф Сегерстам с Симфоническим оркестром Датского радио , 1991 год.
- Курт Зандерлинг с оркестром филармонии , 1992 год.
- Евгений Светланов с Российским государственным симфоническим оркестром , 1992 год.
- Сэр Саймон Рэттл с Венским филармоническим оркестром , 1993 год.
- Бернар Хайтинк с Молодёжным оркестром Европейского сообщества , 1993 год.
- Рудольф Баршай с Симфоническим оркестром Московского радио , 1993 год.
- Джузеппе Синополи с оркестром филармонии , 1993 год.
- Курт Мазур с Нью-Йоркским филармоническим оркестром , 1994 год.
- Михаэль Халас с Симфоническим оркестром Польского национального радио , NAXOS 8.550535-36, 1994 г.
- Пьер Булез с Чикагским симфоническим оркестром , 1995 ( лауреат премии Грэмми )
- Кристоф фон Донаньи с Кливлендским оркестром , 1997 год.
- Хесус Лопес Кобос с Симфоническим оркестром Цинциннати ,
- Джузеппе Синополи с Государственной капеллой Дрездена , 1997 год.
- Джеймс Левин с Мюнхенской филармонией , 1999 г.
- Бенджамин Зандер с оркестром филармонии , 1999 г.
- Клаудио Аббадо с Берлинской филармонией , 1999 г.
- Сейджи Одзава с Бостонским симфоническим оркестром , 2002 г.
- Михаэль Гилен с симфоническим оркестром Südwestfunk , Баден-Баден , 2003 г.
- Риккардо Шайи с Королевским оркестром Консертгебау , 2004 г.
- Клаудио Аббадо с Югендорчестером Густава Малера , 2004 г.
- Майкл Тилсон Томас с Симфоническим оркестром Сан-Франциско , 2005 г.
- Джерард Шварц с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля , 2006 г.
- Даниэль Баренбойм с Государственной капеллой Берлина , 2006 (CD)
- Кенъитиро Кобаяши с Японским филармоническим оркестром , 2006 г.
- Зденек Макал с Чешской филармонией , 2007 г.
- Даниэль Баренбойм с Государственной капеллой Берлина , 2007 (DVD)
- Джонатан Нотт с Бамбергским симфоническим оркестром , 2008 г.
- Сэр Саймон Рэттл с Берлинской филармонией , 2009 г.
- Эса-Пекка Салонен с оркестром филармонии , 2009 г.
- Эйдзи Оуэ с симфоническим оркестром Norddeutscher Rundfunk , Гамбург , 2009 г.
- Алан Гилберт с Королевским Стокгольмским филармоническим оркестром , 2009 г.
- Дэвид Зинман с цюрихским оркестром Тонхалле , 2009 г.
- Юкка-Пекка Сарасте с Симфоническим оркестром WDR Кельна , 2009 г.
- Сэр Роджер Норрингтон с Симфоническим оркестром Штутгартского радио , 2010 г.
- Сэйдзи Одзава с оркестром Сайто Кинен , 2010 г.
- Клаудио Аббадо с оркестром Люцернского фестиваля , 2010 г. [24]
- Валерий Гергиев с Лондонским симфоническим оркестром , 2011 г.
- Бернар Хайтинк с Симфоническим оркестром Баварского радио , 2011 г.
- Бернар Хайтинк с Королевским оркестром Концертгебау, 2011 (DVD и Blu-ray)
- Лорин Маазель с оркестром филармонии , 2011 г.
- Экехард Стир с Оклендским филармоническим оркестром , 2012 г.
- Густаво Дудамель с Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса , 2013 г.
- Элиаху Инбал с Токийским столичным симфоническим оркестром, 2014 г.
- Мён Хун Чон с Сеульским филармоническим оркестром , 2014 г.
- Дональд Ранниклс с Шотландским симфоническим оркестром BBC , 2014 г.
- Даниэль Баренбойм с филармоническим оркестром Ла Скала , Милан , 2014 г.
- Михаэль Шёнвандт с Датским национальным симфоническим оркестром , 2014 г.
- Иван Фишер с оркестром Будапештского фестиваля , 2015 г.
- Сэр Марк Элдер с оркестром Халле , 2015 г.
- Адам Фишер с Дюссельдорфским симфоническим оркестром, 2019 г.
- Бернар Хайтинк с Королевским оркестром Концертгебау , 2019 г. [25]
- Бернард Хайтинк с Берлинской филармонией , 2021 г.
- Осмо Вянска с Миннесотским оркестром , 2023 г.
- Филипп фон Штайнекер с оркестром Академии Малера , 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вернон, Дэвид (2022). Красота и печаль: 11 симфоний Малера . Эдинбург: Candle Row Press. ISBN 978-1739659905 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Корреспондент Марка Брауна Arts. «Героическая симфония Бетховена признана величайшей симфонией всех времен | Музыка» . Хранитель . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ «Густав Малер», в Нью-Гроув , Макмиллан, 1980 г.
- ^ «Примечания к программе - Симфония № 9 Малера ре мажор» (PDF) . Чикагский симфонический оркестр .
- ^ Константин Флорос, Густав Малер: Симфонии (2000)
- ^ Хефлинг, Стивен Э., «Девятая симфония», в «Спутнике Малера» (редакторы Дональд Митчелл и Эндрю Николсон). Издательство Оксфордского университета ( ISBN 0-19-816376-2 ), с. 474 (1999).
- ^ Барфорд, Филип, «Симфонии и песни Малера». Музыкальные гиды BBC , Вашингтонский университет Press (Сиэтл), стр. 55–56 (1971).
- ^ Митчелл, Дональд (2002) The Mahler Companion OUP
- ^ Том Сервис . «Симфонический гид: Девятая симфония Малера» . Хранитель . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ Леонард Бернштейн дирижирует и комментирует Девятую симфонию Малера.
- ^ де Лагранж, Анри-Луи (2008). Густав Малер, Том 4: Новая жизнь оборвалась (1907–1911) . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 1101 и далее. ISBN 978-0-19-816387-9 .
- ^ Малер в 100 лет: история болезни Сальваторе Манджионе, Hektoen International Journal
- ^ Сэди, Стэнли , изд. (1980). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. 11. Лондон, Англия: Макмиллан. стр. 512–513. ISBN 978-0-333-23111-1 .
- ^ «Симфония № 9 Малера - Венский филармонический оркестр; Бруно Вальтер, дирижер (1938)» (PDF) . Библиотека Конгресса . Проверено 26 декабря 2018 г.
- ^ «Халле – график» (PDF) . Halle.co.uk . Проверено 26 декабря 2018 г.
- ^ «Музыка, содержащая множество» . Бостонский музыкальный разведчик. 15 апреля 2016 года . Проверено 26 декабря 2018 г.
- ^ Льюис Томас: Ночные мысли о прослушивании Девятой симфонии Малера
- ↑ Цитируется в примечаниях к Малеру: Симфония No. 9, Берлинская филармония/Герберт фон Караян
- ^ «Густав Малер» . andante.com . Архивировано из оригинала 12 июня 2008 года . Проверено 1 мая 2020 г.
- ↑ Цитируется в книге Герберт фон Караян: Жизнь в музыке». Ричарда Осборна «
- ^ Вопрос без ответа Леонарда Бернстайна
- ^ Адорно, Теодор В. (15 августа 1996 г.). Адорно/Джефкотт: Малер . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226007694 .
- ^ Цитируется из его примечаний к Малеру: Симфония № 9, Симфонический оркестр Дюссельдорфа / Адам Фишер - Avi-Music 8553478
- ^ Аккорд и раздор , февраль 1932 г., с. 23
- ^ Опубликовано ACCENTUS Music: № ACC20214.
- ^ «Ютуб» . Ютуб. Архивировано из оригинала 16 июня 2020 года . Проверено 1 мая 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Обширная история и анализ на Wayback Machine (архивировано 12 июня 2008 г.)