Симфония № 5 (Малер)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2007 г. ) |
Симфония № 5 | |
---|---|
Густав Малер | |
![]() Густав Малер в 1907 году. | |
Составленный | 1901–1902 в Майернигге. |
Опубликовано |
|
Движения | 5 |
Премьера | |
Дата | 18 октября 1904 г. |
Расположение | Гюрцених-холл , Кёльн |
Дирижер | Густав Малер |
Исполнители | Оркестр Гюрцениха, Кёльн |
Симфония № 5 Густава Малера была написана в 1901 и 1902 годах, в основном в летние месяцы в загородном коттедже Малера в Майернигге . Среди его наиболее отличительных особенностей - соло трубы , открывающее произведение ритмическим мотивом, похожим на начало Пятой Людвига ван Бетховена , симфонии соло валторны в третьей части и часто исполняемое Адажиетто .
Музыкальное полотно и эмоциональный размах произведения, продолжающегося почти 70 минут, огромны. Симфонию иногда описывают как написанную в тональности до минор , поскольку первая часть написана в этой тональности (однако финал - ре мажор ). [ 1 ] Малер возражал против этого ярлыка: «Судя по порядку частей (где обычная первая часть теперь идет второй) трудно говорить о тональности «вся симфонии», и во избежание недоразумений лучше всего опустить тональность». [ 2 ]
История состава
[ редактировать ]
Малер написал свою пятую симфонию летом 1901 и 1902 годов. В феврале 1901 года у Малера внезапно произошло сильное кровотечение , и его врач позже сказал ему, что он умер от кровотечения через час. Композитор довольно долго восстанавливался. Он переехал в свою собственную виллу на берегу озера в южной австрийской провинции Каринтия в июне 1901 года. Малер был в восторге от своего вновь обретенного статуса владельца грандиозной виллы. По словам друзей, он с трудом мог поверить, как далеко он продвинулся от своего скромного начала. Он был директором Венской придворной оперы и главным дирижером Венской филармонии . Его собственная музыка также начала пользоваться успехом. Позже, в 1901 году, он встретил Альму Шиндлер , и к тому времени, когда он вернулся на свою летнюю виллу летом 1902 года, они поженились, и она ждала их первого ребенка.
Симфонии № 5, 6 и 7, относящиеся к этому периоду, имеют много общего и заметно отличаются от первых четырех, имеющих прочную связь с вокальной музыкой. Средние симфонии, напротив, представляют собой чисто оркестровые произведения и, по меркам Малера, тугие и скудные.
Контрапункт также становится более важным элементом в музыке Малера, начиная с Симфонии № 5. Умение писать хороший контрапункт высоко ценилось композиторами эпохи барокко , а Иоганн Себастьян Бах обычно считается величайшим композитором контрапунктической музыки. В это время Бах сыграл важную роль в музыкальной жизни Малера. Он подписался на издание собрания сочинений Баха, выходившее на рубеже веков, а позже дирижировал и аранжировал произведения Баха для исполнения. Возобновившийся интерес Малера к контрапункту лучше всего можно услышать во второй, третьей и пятой частях этой симфонии.
Инструментарий
[ редактировать ]Симфония написана для большого оркестра в составе:
|
|
|
Изменения партитуры
[ редактировать ]Впервые партитура появилась в печати в 1904 году в Петерсе , Лейпциг . Второе «Новое издание», включающее исправления, внесенные Малером в 1904 году, появилось в 1905 году. Окончательные исправления, внесенные Малером в 1911 году (к этому времени он завершил свою 9-ю симфонию ), не появлялись до 1964 года (ред. Ратц), когда партитура была переиздана в Полном издании сочинений Малера. В 2001 году издание Peters опубликовало дальнейшее переработанное издание (под ред. Рейнхольда Кубика ) как часть New Complete Critical Edition . Это издание является наиболее точным из имеющихся на данный момент. [ по мнению кого? ] Предыдущие издания уже разошлись.
Структура
[ редактировать ]Симфонию обычно считают самой традиционной симфонией, которую он когда-либо писал, но от такого нетрадиционного композитора она все же имела много особенностей. Он имеет почти четырехчастную структуру, поскольку первые две можно легко рассматривать как единое целое. Симфония также заканчивается рондо в классическом стиле. Некоторые особенности - похоронный марш , открывающий пьесу, и Адажиетто для арфы и струнных, контрастирующее со сложной оркестровкой других частей.
Исполнение симфонии длится около 70 минут.
Произведение состоит из пяти частей , хотя Малер сгруппировал части в более крупные части:
- Часть I
- 1. Траурный Funeral marchмарш Размеренными шагами. Строго. Wie ein Kondukt (Размеренным шагом. Строгий. Как похоронная процессия.) До ♯ минор
- 2. Движение бурное, с величайшей страстностью Ля минор.
- Часть II
- Часть III
Часть I
[ редактировать ]1. Траурный марш
[ редактировать ]
Соло трубы в начале первой части, в которой цитируется генерал-марш австро -венгерской армии.
за ним следует мрачный похоронный марш (основная тема).
Марш дважды прерывается более спокойной второстепенной темой.
2. Двигался бурно, с величайшей горячностью.
[ редактировать ]Между первой и второй частью есть много общих элементов. вздохов Мотив слышен в первой части.
становится более заметным во второй части
и ведет к первой теме.
Репетиционная отметка 5, отмеченная как im Tempo des ersten Satzes «Trauermarsch» , представляет тему, сопровождаемую мотивом вздоха и повторяющимся мотивом дрожания с начала части.
Позже еще одно возвращение к Tempo des ersten Satzes: Trauermarsch , возвращает к второстепенной теме первой части.
Вырывается торжествующий хорал, но растворяется в возвращении трагического материала открытия части. Малер подчеркнул этот момент в партитуре, добавив две стрелки. [ 3 ]
Часть II
[ редактировать ]3. Скерцо
[ редактировать ]Центральное скерцо развивает несколько вальса и лендлера тем . Настроение резко меняется от пессимизма и бури первых двух частей к более легкому, утвердительному настроению, чему способствуют танцевальные ритмы. Эта внезапная перемена музыкального темперамента обнажает «шизофренический характер» симфонии, поскольку трагический характер первых двух частей не примиряется с более радостным настроением скерцо. Сольная валторна облигато занимает видное место на протяжении всей части. [ 4 ]
Часть III
[ редактировать ]4. Адажиетто
[ редактировать ]Адажиетто рассчитано только для струнной части и арфы соло . Темы:
Четвертая часть, возможно, самая известная композиция Малера и наиболее часто исполняемая из его произведений. Британская премьера всей Симфонии № 5 состоялась в 1945 году, через 36 лет после премьеры Адажиетто, которым дирижировал Генри Вуд на Променадном концерте в 1909 году. [ 5 ] [ 6 ]
Говорят, что это песня о любви Малера к его жене Альме . Согласно письму, которое она написала Виллему Менгельбергу , композитор оставил небольшое стихотворение: [ 7 ]
Как я люблю тебя, ты мое солнышко,
Я не могу сказать вам словами.
Я могу только пожаловаться тебе на свою тоску
и моя любовь, моя радость! [ 8 ]
Как я люблю тебя, мой солнечный лучик,
Я не могу сказать вам словами.
Только моя тоска, моя любовь и мое блаженство
могу я с тоской заявить.
Этот немецкий текст легко можно спеть под первую тему Адажиетто, начиная с анакруза третьего такта, подкрепляя предположение о том, что он действительно задуман как любовная записка Малера к Альме, и возвращаясь к более вокальным качествам более ранних симфоний.
Инструкция Малера — Sehr langsam (очень медленно). Малер и Менгельберг разыграли ее примерно за 7 минут. [ 7 ] Некоторые дирижеры взяли темп, который увеличил его почти до 12 минут (а именно записи Элиаху Инбала , Герберта фон Караяна и Клаудио Аббадо ), в то время как Саймон Рэттл с Берлинским филармоническим оркестром исполнил его в 9 + 1/2 минуты . Самое короткое записанное выступление - Менгельберга (Концертгебау, 1926) на высоте 7 футов 04 дюйма. Самая длинная коммерческая запись - Бернард Хайтинк (Берлинский филармонический оркестр, 1988) - 13 футов 55 дюймов. Запись живого выступления Германа Шерхена, дирижирующего Филадельфийским оркестром 1964 года, длится 15 футов 15 дюймов.
Леонард Бернштейн дирижировал ею во время похоронной мессы Роберта Ф. Кеннеди в Святого Патрика соборе на Манхэттене 8 июня 1968 года. [ 9 ] и он также кратко обсуждает этот раздел вместе с вступительными тактами второй части в своих лекциях Чарльза Элиота Нортона 1973 года.
Хотя Адажиетто регулярно исполнялось само по себе, оно приобрело популярность (то есть неклассическую) известность в Лукино Висконти фильме 1971 года «Смерть в Венеции» . В этом фильме главный герой был изменен из первоначальной концепции писателя в романе в концепцию композитора с элементами, общими с Малером. С тех пор эта музыка использовалась во многих областях: от рекламы и фигурного катания до телевидения и дальнейшего использования в фильмах, что сделало ее самой известной частью музыкального творчества Малера. [ 10 ]
Профессор музыки Джереми Бархэм пишет, что Адажиетто стало самым «коммерчески выдающимся» из симфонических движений Малера и что с годами оно «приобрело элегическое значение» в массовом сознании, становясь особенно используемым в памятных мероприятиях после терактов 11 сентября в Соединенные Штаты. [ 11 ]
5. Финальное рондо
[ редактировать ]Финальное рондо представляет собой контрапунктическое проявление силы. Некоторые темы развиваются из фрагментов, услышанных во вступительных тактах. В последней части также используются темы из Адажиетто, а также хорал из второй части.
Премьеры
[ редактировать ]- Мировая премьера: 18 октября 1904 года, Кельн – Кёльнский оркестр Гюрцениха под управлением композитора.
- Премьера в США: 24 марта 1905 года, Цинциннати — под управлением Фрэнка Ван дер Стукена .
- Бельгийская премьера: 5 марта 1906 года, Антверпен – «Новые концерты» под управлением композитора. [ 12 ]
- Британские премьеры:
- Только из Адажиетто : 31 августа 1909 года, Лондон - под управлением Генри Вуда во время Променада .
- Полное собрание сочинений: 21 октября 1945 года, Лондон — Лондонский филармонический оркестр под управлением Хайнца Унгера .
Реакция
[ редактировать ]- Сообщается, что после премьеры Малер сказал: «Никто этого не понял. Мне бы хотелось дирижировать первым спектаклем через пятьдесят лет после моей смерти». [ нужна ссылка ]
- Герберт фон Караян однажды сказал, что, когда слушаешь симфонию, «забываешь, что время прошло. Великолепное исполнение Пятой симфонии — это преобразующий опыт. Фантастический финал почти заставляет затаить дыхание». [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Густав Малер», в Нью-Гроув , Макмиллан, 1980 г.
- ↑ Письмо Peters Music Publishers от 23 июля 1904 г. Цитируется по: Предисловие к новому изданию Пятой симфонии Рейнхольда Кубика, Вена, осень 2001 г.; Английский перевод Дэниела Назарета
- ^ Фишер, Йенс Мальте (2011). Густав Малер . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 389. ISBN 978-0-300-13444-5 .
- ^ Кук, Дерик (1980). Густав Малер: Введение в его музыку . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 82. ИСБН 0-521-23175-2 .
- ↑ Программа выпускных вечеров , выпускной бал 15, 31 августа 1909 г., Королевский зал, BBC Proms
- ^ «Премьеры» , Лондонский филармонический оркестр, архивировано 29 ноября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Даан Адмирал (2007). Малер-5 Адажиетто, его исторический темп и измененное эмоциональное содержание
- ↑ Малера Виллема Менгельберга. Дирижерская партитура Симфонии № 1 5. Рукописная цитата из стихотворения на стр. 178 «Адажиетто». Нидерландский музыкальный институт.
- ^ Хенахан, Донал (9 июня 1968 г.). «Протестантские и католические песни смешиваются с симфонической музыкой» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . Проверено 19 апреля 2014 г.
- ^ «Где я это слышал раньше? Музыка Малера на экране», Джеймс Беннетт, II, WQXR , 2 октября 2017 г.
- ^ Джереми Бархэм (6 июля 2017 г.). Переосмысление Малера . Издательство Оксфордского университета. п. 340. ИСБН 978-0-19-931611-3 .
- ^ Генри-Луи де Ла Гранж , Густав Малер, Том III, Вена: триумф и разочарование (1904–1907) , (Оксфорд: Oxford University Press, 1999), стр. 319–320
- ^ Густав и Альма Малер... Симфония № 5... , lettredeparis.com
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Олдрич, Ричард (11 февраля 1906 г.). «Новая симфония Густава Малера» . Нью-Йорк Таймс . п. П1 . Проверено 12 июля 2020 г.
- Бэнкс, Пол (май 1989 г.) «Аспекты Пятой симфонии Малера: практика исполнения и интерпретация». Музыкальные времена , том. 130, нет. 1755, стр. 258–265.
- Бархэм, Джереми (декабрь 2018 г.). «Призрак в машине: Томас Кошат и фолькстюмлих в Пятой симфонии Малера». Музыкальный обзор девятнадцатого века , том. 15, нет. 3, стр. 353–390. два : 10.1017/S1479409818000186
- Барри, Барбара Р. (весна 1993 г.). «Скрытая программа в Пятой симфонии Малера». Музыкальный ежеквартальный журнал , том. 77, нет. 1, стр. 47–66.
- Баксендейл, Кэролайн (1986–1987). «Финал Пятой симфонии Малера: дальновидная музыкальная мысль». Журнал Королевской музыкальной ассоциации , вып. 112, нет. 2, стр. 257–279.
- Бух, Эстебан (лето 2017 г.). «Пятый Малер, Даниэль Баренбойм и аргентинская диктатура: о музыке, значении и политике». Музыкальный ежеквартальный журнал , том. 100, нет. 2, стр. 122–154. дои : 10.1093/musqtl/gdx015
- Форте, Аллен (осень 1984 г.). «Мотивы среднего плана в Адажиетто Пятой симфонии Малера». Музыка XIX века , том. 8, нет. 2, стр. 153–163.
- Киндерман, Уильям (лето 2005 г.). «Я потерян для мира»: установка Рюкерта Малера и эстетика интеграции в Пятой симфонии». Музыкальный ежеквартальный журнал , том. 88, № 2, стр. 232–273. дои : 10.1093/musqtl/gdi006
- Мичник, Вера (июнь 1996 г.). «Текстовый и контекстуальный анализ: Пятая симфония Малера и научная мысль». Международное обозрение эстетики и социологии музыки , том. 27, нет. 1, стр. 13–29.
- Павлович, Милиана (2013). Малера «Потерянные и найденные - Пятая часть в Триесте » , . Исследования по музыковедению том. 57, стр. 275–297.
- Вернон, Дэвид (2022). Красота и печаль: 11 симфоний Малера , гл. 5 «Космическое расширение: Пятая симфония», стр. 173–202.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония № 5 : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур
- Симфония № 5 Малера – Руководство для начинающих – Обзор, анализ и лучшие записи – The Classic Review
- Анализ , Уолтер, Everything2.com, 15 марта 2002 г.
- Гилберт Каплан : «В одной заметке Малера: мир смысла» , The New York Times , 17 марта 2002 г.