Мотив (музыка)
В музыке мотив ) IPA: ( /moʊˈtiːf/ ) или мотив — короткая музыкальная идея, [3] [4] Заметная , музыкальный фрагмент или последовательность нот , повторяющаяся фигура имеющая особое значение в композиции или характерная для нее . Мотив – это мельчайшая структурная единица, обладающая тематической идентичностью. [1]
История
[ редактировать ]Энциклопедия Плеяды определяет мотив как «мелодическую, ритмическую или гармоническую ячейку », тогда как Энциклопедия Фаскель 1958 года утверждает, что он может содержать одну или несколько ячеек, хотя он остается наименьшим анализируемым элементом или фразой внутри предмета . [5] Обычно его рассматривают как кратчайшее подразделение темы или фразы , которое до сих пор сохраняет свою идентичность как музыкальная идея. «Наименьшая структурная единица, обладающая тематической идентичностью». [1] Гроув и Ларусс [6] Также согласны с тем, что мотив может иметь гармонический, мелодический и/или ритмический аспекты, Гроув добавляет, что о нем «чаще всего думают в мелодических терминах, и именно этот аспект мотива обозначается термином «фигура».
Гармонический мотив — это серия аккордов, определенных абстрактно, то есть без привязки к мелодии или ритму. Мелодический мотив — мелодическая формула , установленная без привязки к интервалам . Ритмический мотив — термин, обозначающий характерную ритмическую формулу, абстракцию, взятую из ритмических значений мелодии.
Мотив , тематически связанный с человеком, местом или идеей, называется лейтмотивом или идеей фикс . [7] Иногда таким мотивом является музыкальная криптограмма соответствующего имени. Мотив головы (нем. Kopfmotiv ) — это музыкальная идея в начале набора движений, которая служит для объединения этих движений.
Скратон , однако, предполагает, что мотив отличается от фигуры тем, что мотив находится на переднем плане, а фигура — на заднем плане: «Фигура напоминает лепной элемент в архитектуре: она «открыта с обоих концов», чтобы ее можно было бесконечно повторять. Слыша фразу как фигуру, а не как мотив, мы в то же время отодвигаем ее на задний план, даже если она...сильна и мелодична». [8]
Любой мотив может быть использован для создания целых мелодий , тем и пьес . В музыкальном развитии используется отдельная музыкальная фигура, которая впоследствии изменяется, повторяется или упорядочивается по всему фрагменту или разделу музыкального произведения, гарантируя его единство.
Примеры
[ редактировать ]Такое развитие мотивации уходит корнями в клавирные сонаты Доменико Скарлатти и сонатную форму эпохи Гайдна и Моцарта . Возможно, Бетховен достиг высшей разработки этой техники; Классический пример — знаменитый «мотив судьбы» — сочетание трех коротких нот, за которыми следует одна длинная, — который открывает его Пятую симфонию и вновь появляется на протяжении всего произведения в удивительных и освежающих перестановках.
Мотивная насыщенность - это «погружение музыкального мотива в композицию», то есть сохранение мотивов и тем под поверхностью или игра с их идентичностью, и использовалась композиторами, включая Мириам Гидеон , как в «Night is my Sister» (1952). ) и «Фантазия на яванский мотив» (1958), а также Дональд Эрб . Использование мотивов обсуждается в книге Адольфа Вайса «Лицей Шёнберга». [10]
Определения
[ редактировать ]Хьюго Риман определяет мотив как «конкретное содержание ритмически базовой единицы времени». [11]
Антон Веберн определяет мотив как «мельчайшую независимую частицу музыкальной идеи», которую можно узнать по повторению. [12]
Арнольд Шенберг определяет мотив как «единицу, которая содержит одну или несколько особенностей интервала и ритма, [чье] присутствие поддерживается постоянно на протяжении всего произведения». [13]
Головной мотив
[ редактировать ]Мотив головы (нем. Kopfmotiv ) относится к вступительной музыкальной идее набора движений , которая служит для объединения этих движений. Его также можно назвать девизом , и он часто используется в циклических массах . [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Уайт 1976 , стр. 26–27.
- ^ Уайт 1976 , с. 30.
- ^ Драбкин, Уильям (2001). Новый словарь музыки и музыкантов Grove . Том. 17. Стэнли Сэди, Джон Тиррелл (2-е изд.). Нью-Йорк: Гроув. стр. 227–228. ISBN 1-56159-239-0 . OCLC 44391762 .
- ^ Наттиез, Жан-Жак (1990). Музыка и дискурс: к семиологии музыки . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-09136-6 . ОСЛК 21524730 .
- ^ Оба цитируются в Наттиез, Жан-Жак (1990). Музыка и дискурс: к семиологии музыки ( Общая музыковедение и семиология , 1987). Перевод Кэролайн Эббейт. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0691091366 / ISBN 0691027145 .
- ^ 1957 года, Энциклопедия Ларусса цитируется по Наттие, Жан-Жаку (1990). Музыка и дискурс: к семиологии музыки ( Общая музыковедение и семиология , 1987). Перевод Кэролин Эббейт. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0691091366 / ISBN 0691027145 .
- ^ Горлински, Вирджиния (2012). «Идея фикс — музыка» . Британская энциклопедия . Проверено 6 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Скратон 1997 .
- ^ Уайт 1976 , стр. 31–34.
- ^ Хисама, Элли М. (2001). Гендерный музыкальный модернизм: музыка Рут Кроуфорд, Мэрион Бауэр и Мириам Гидеон . Кембриджские исследования в области теории и анализа музыки. Кембридж, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 146, 152. ISBN. 978-0-521-64030-5 .
- ^ Йонас, Освальд (1982). Введение в теорию Генриха Шенкера (1934: Сущность музыкального произведения искусства: введение в учение Генриха Шенкера ), с. 12. Пер. Джон Ротгеб. ISBN 0-582-28227-6 .
- ^ Веберн (1963), стр. 25–26. Цитируется в Кэмпбелл, Эдвард (2010). Булез, музыка и философия . Музыка двадцатого века. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 157. ИСБН 978-0-521-86242-4 .
- ^ Нефф (1999), с. 59. Цитируется по Кэмпбеллу (2010), с. 157.
- ^ Фэллоуз, Дэвид (2001). «Голова-мотив». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Скратон, Роджер (1997). Эстетика музыки . Оксфорд: Кларендон пресс. ISBN 978-0-19-816638-2 .
- Уайт, Джон Дэвид (1976). Анализ музыки . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл. ISBN 978-0-13-033233-2 .