Мессы наших дам

Messe de Nostre Dame ( Месса Богоматери ) — полифоническая месса , написанная до 1365 года французским поэтом и композитором Гийомом де Машо (ок. 1300–1377). Широко известный как один из шедевров средневековой музыки и всей религиозной музыки, он исторически примечателен как самое раннее полное исполнение Ординария мессы, приписываемое одному композитору (в отличие от более ранних компиляций, таких как Турнеская месса ).
Структура
[ редактировать ]Messe de Nostre Dame состоит из шести частей, а именно Kyrie , Gloria , Credo , Sanctus , Agnus Dei и увольнения Ite, Missa est . Тенор Kyrie основан на Vatican Kyrie IV, Sanctus и Agnus соответствуют Ватиканской мессе XVII, а Ite - на Sanctus VIII. «Глория» и «Кредо» не имеют очевидной певческой основы, хотя стилистически они связаны друг с другом. [1]
Машо «Messe de Nostre Dame» рассчитана на четыре голоса, а не на более распространенные три. Машо добавил голос контртенора, который двигался в том же низком диапазоне, что и тенор , иногда заменяя его самым низким голосом.
Объединение
[ редактировать ]В литургии Мессы предметы Ординария исполняются не последовательно, а отделяются друг от друга молитвами и песнопениями . Объединение Машо этих предметов в художественное целое является самым ранним примером постановки Ординария мессы , который стилистически последователен и также был задуман как единое целое. [2] Этот жест, навязанный Ordinary, представляет собой ранее не рассматривавшуюся абстрактную художественную идею и потенциально повлиял на композиторов на протяжении веков, заставляя их продолжать превращать Ordinary в стилистически последовательную музыку.
Цель и стиль
[ редактировать ]Машо написал свою «Messe de Nostre Dame» для собора в Реймсе , где он служил каноником и постоянным членом духовенства. Согласно рубрике, найденной в соборе, она, скорее всего, проводилась во время субботней мессы. [3] Некоторые ученые предполагают, что, вопреки распространенному мнению, Машо на самом деле не приходил на работу в Реймсский собор до конца 1350-х годов, составляя мессу как акт преданности и самоотверженности, отмечающий его прибытие в собор. [4] Считалось, что в соответствии с завещанием Гийома и его брата Жана, также каноника собора, месса была преобразована в поминальную службу по ним после их смерти. [3] Однако ни специфика ее исполнения (если такое исполнение существует), ни служба, для которой готовилась месса, окончательно не выяснены.
Вполне возможно, что Машо был знаком с Турнеской мессой , еще более ранней полифонической массовой постановкой 14-го века, в которой, как полагают, каждая часть была написана независимо разными композиторами. «Глория» и «Кредо» Messe de Nostre Dame имеют некоторое сходство с мессой Турне, например, бестекстовые музыкальные интерлюдии, одновременный стиль и длинное мелизматическое «аминь». Остальные четыре части мессы Машо составлены в стиле мотета с текстом мессы. [1]
Записи
[ редактировать ]Часто утверждается, что Messe de Nostre Dame была впервые записана Саффордом Кейпом в 1956 году для серии Deutsche Grammophon Archiv Produktion . Однако более ранние записи были сделаны хорами Дессоффа под управлением Пола Боппла в 1951 году; [5] и частичная запись Les Paraphonistes de Saint-Jean-des-Matines под руководством Гийома де Вана в 1936 году. [6] Более поздние записи включают следующее:
- Гийом де Машо: Месса Нотр-Дам. (1984), Taverner Consort и Taverner Choir под руководством Эндрю Пэррота (EMI ASD1435761) [7]
- Гийом де Машо: Месса Нотр-Дам. (1993), Хиллиардский ансамбль , режиссер Пол Хиллиер (Hyperion CDA66358)
- Старинная музыка - Машо: La Messe De Nostre Dame, Le Voir Dit (1996), Oxford Camerata , режиссер Джереми Саммерли (Наксос 553833)
- Гийом де Машо – Месса Нотр-Дам. (1996), Ансамбль Органум, режиссер Марсель Перес
- Гийом де Машо: Месса Нотр-Дам. (2000), Ансамбль Жиля Биншуа, режиссер Доминик Веллар (Cantus 9624)
- Гийом де Машо: Месса Нотр-Дам. (2008), Diabolus in Musica, режиссер Антуан Гербер (Альфа 132)
- Вильгельм Машо: Месса Богоматери. (2016), Грайнделавуа, режиссер Бьёрн Шмельцер (Glossa GCD-P32110)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Гомбози, О. «Messe Notre-Dame Машо». Музыкальный ежеквартальный журнал , Vol. 36, № 2 (апрель 1950 г.), стр. 204–224.
- ^ Кейтель, Э.А. «Так называемая циклическая месса Гийома де Машо: новые доказательства старых дебатов». Музыкальный ежеквартальный журнал , Vol. 68, № 3 (июль 1982 г.), стр. 307–323.
- ^ Перейти обратно: а б Арльт, Вульф. «Гийом де Машо». Словарь музыки и музыкантов New Grove, изд. Стэнли Сэди, Лондон: Macmillan Publishers Ltd., 1980.
- ^ Бауэрс, Р. «Гийом де Маша и его каноника Реймса, 1338–1377». История старинной музыки 23 (2004) стр.1-48
- ^ «Машо: Месса Нотр-Дам» . сайт Medieval.org .
- ^ доступно на сайте CHARM.
- ^ «Гийом де Машо: Messe de Nostre Dame - Эндрю Пэрротт - Песни, обзоры, авторы, награды - AllMusic» . Вся музыка .
Ссылки
[ редактировать ]- Книга Гийома Де Машо "Messe De Nostre Dame", заархивированная 2 марта 2006 г. в Wayback Machine.
- Гилберт Рини, Машо (Лондон: Oxford University Press, 1971).
- Дэниел Лич-Уилкинсон, Месса Машо: Введение. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1990.
- Энн Уолтерс Робертсон. Гийом де Машо в Реймсе: контекст и смысл в его музыкальных произведениях. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, 2002.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Messe de Nostre Dame в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Полная дискография