Рондо
Рондо ( Итальянское произношение: [ronˈdɔ] ) — разновидность оперного вокального соло, популярное в конце 18 века. Название идентифицирует как музыкальную форму, так и тип используемых материалов.
История
[ редактировать ]Рондо стало самым модным образцом арии в итальянской опере за последние три десятилетия XVIII века. [ 1 ] Хотя Моцарт был далеко не первым композитором, использовавшим рондо, он, безусловно, был самым важным композитором. Он усовершенствовал и углубил форму, в частности, создав более плавные переходы между медленными и быстрыми частями. Впервые он применил его для «Wenn der Freude Tränen fliessen» Бельмонте в своем Singspiel Die Entführung aus dem Serail 1782 года . Впоследствии он начал использовать их в опере-серии , сначала в возрождении «Идоменея» 1786 года , когда он вставил новую арию «Non temer, amato bene» в форме рондо. В том же году он предоставил еще один для Der Schauspieldirektor и первоначально набросал (но в конечном итоге отказался от использования) рондо для садовой арии Сюзанны в «Свадьбе Фигаро» . Две более поздние оперы Моцарта с рондо — это «Дон Жуан» и «Così fan tutte» («Per pietà, ben mio, perdona» Фьордилиджи). [ 2 ] Для своей последней оперы «Милосердие Тита » Моцарт написал пару рондо: «Non Più di Fiori» Вителлии и «Deh per questo interno» Сесто. [ 3 ]
Среди других известных композиторов того периода, сочинявших рондо, - Джузеппе Сарти ( Джулио Сабино , 1781) и Доменико Чимароза , чья Олимпиада (1784) включает в себя два длинных рондо для примадонны Аристеи и primo uomo Мегакла. Более длинный из двух достается герою предпоследней сцены оперы. [ 4 ] Йозеф Гайдн использовал эту форму в 1784 году для арии «Dei pietosi» в «Армиде » . [ 5 ]
Форма
[ редактировать ]Рондо отличается от формы припева, называемой рондо . [ 6 ] В современной английской и немецкой музыкальной литературе итальянское написание и произношение (с ударением на последнем слоге) было принято, чтобы отличить эту форму от (преимущественно инструментальной) формы, называемой рондо (с ударением на первом слоге). В конце 18 века, когда этот вокальный тип процветал, такого различия не проводилось; Написания rondo , rondò , rondeau , rondeaux и даже rondieaoux использовались без разбора для обеих музыкальных форм. [ 7 ]
Ведущей особенностью рондо как формы является его деление на две части с контрастирующими темпами. Вступительная часть медленная и представляет тему, которая часто возвращается после контрастного раздела, образуя шаблон ABA . За этим следует заключительная более быстрая часть, начинающаяся либо с новой темы, либо с более быстрой вариации основной темы медленного раздела. Иногда текст, связанный с основной темой медленного раздела, повторяется и во второй половине. В опере эти арии обычно назначаются только примадонне или primo uomo и стратегически размещаются в заключительной сцене или рядом с ней, а также (в трехактной опере) в качестве финального номера второго акта. [ 8 ]
Форма похожа на составную двоичную форму (ABA'B') и, возможно, возникла из нее с добавленной более быстрой кодой , называемой стреттой (ABA'B':CC'), вариантной формой рондо, найденной в сочинении Моцарта. «Non mi dir» из оперы «Дон Жуан» (1787). Другой возможный предшественник - усеченный вариант рондо в форме рефрена ABABA, в котором последний припев опущен, а разделам A и B придан контрастирующий медленный и быстрый темп - форма, которую предпочитал неаполитанский поэт Саверио Маттеи и которую можно найти в «Non ho colpa» из оперы Моцарта « Идоменей » . [ 9 ] Повторение тем в каждом разделе было для певца приглашением добавить виртуозные украшения по возвращении. [ 10 ]
Содержание
[ редактировать ]Размер рондо почти всегда двойной, и обычно обе части отлиты в ритмах гавота . тональности ля мажор и фа мажор (тональности рондо Моцарта для Сесто и Вителлии в «Милосердии Тита» ). Для этой формы, похоже, были предпочтительны [ 4 ]
Текст
[ редактировать ]Тексты рондо обычно используют возвышенный риторический стиль и почти всегда представляют собой либо оплакивание несчастных влюбленных, либо условные призывы к любви. В результате они достаточно обобщены и условны по выражению, отстранены и отстранены эмоционально, так что легко переносятся из одного оперного либретто в другое, как это произошло с «Non tardar amato bene», отвергнутым Моцартом для «Свадьбы Фигаро» и переработан его либреттистом Лоренцо Да Понте для другой оперы «Демогоргоне, овверо иль философо путано » в постановке Винченцо Ригини. . [ 11 ]
Хотя на протяжении большей части периода популярности существуют примеры двухстрофных рондо, поэзия гораздо чаще состоит из трех четверостиший оттонарио , при этом третий четверостишие обычно меняет настроение или драматический фокус, чтобы оправдать новый музыкальный раздел. Медленная часть музыки формирует первые два четверостишия по схеме ABA. Быстрая музыка использует последнее четверостишие в качестве основной темы и повторяет части предыдущего текста (чаще всего из второго четверостишия) в качестве контрастного материала. В более поздних примерах, где быстрые разделы становятся длиннее и сложнее, стал использоваться материал всех трех строф. [ 9 ] [ 12 ]
Источники
[ редактировать ]- Харц, Дэниел (1990). Оперы Моцарта . под редакцией Томаса Бауманна с добавлением эссе. Беркли и Лондон: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520078727 .
- Платов, Джон (ноябрь 1991 г.). « Non tardar amato bene» Завершено, но не Моцартом» . The Musical Times . 132 (1785): 557–60. doi : 10.2307/966209 . JSTOR 966209 .
- Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон , ред. (2001). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Макмиллан. ISBN 9780195170672 .
Сноски
- ^ Хартц 1990 , с. 323.
- ^ Heartz 1990 , стр. 306–7.
- ^ Heartz 1990 , стр. 152, 323.
- ^ Jump up to: а б Хартц 1990 , с. 307.
- ^ Диктант Нью-Гроув. M&M 2001 , «Армида (в)» Мэри Хантер.
- ^ Диктант Нью-Гроув. M&M 2001 , «Рондо» (§7) Малкольма С. Коула.
- ^ Ласло, Ференц. 2000. « Рондо , рондо , рондо , рондо , рондиау : Название, жанр и форма в Моцарте». Венгерская музыка: Музыковедческий журнал 38, вып. 3:243–51.
- ^ Невилл, Дон. 1992. «Рондо». Оперный словарь New Grove , 4 тома, под редакцией Стэнли Сэди. Лондон: Макмиллан Пресс.
- ^ Jump up to: а б Диктант Нью-Гроув. M&M 2001 , «Ария» (§4: 18 век) Мариты П. МакКлимондс.
- ^ Платов 1991 , с. 557.
- ^ Платов 1991 , стр. 558, 560.
- ^ Платов 1991 , стр. 557, 560.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Риторни Бальтазар, Скотт Л. 1989. « Учение и условности россинийской мелодрамы». Журнал музыковедческих исследований 8, вып. 3–4 (март): 281–312.
- Бегелли, Марко. 2000. «Три смысловых сдвига: каватина, романза, рондо». Словами музыки. III: Исследования музыкальной лексикоглии под редакцией Фиаммы Николоди и Паоло Тровато, 185–217. Венецианские музыковедения 27. Флоренция: Лео С. Ольшки. ISBN 88-222-4906-2 .
- Чегай, Андреа. 2004. «Предельные формы и формальные исключения в метастазианской полувековой интонации: каватины, плюристрофические арии, рондо и многое другое». В Il canto di Metastasio , 2 тома, под редакцией Марии Джованны Миджиани, с предисловием Джованни Умберто Баттеля и предисловием Марио Валенте, 1: 341–408. Болонья: Арнальдо Форни.
- Энслин, Вольфрам. 2001. Итальянские оперы Фердинандо Паэрса: этюды вступления и арии рондо . Музыковедческие издания 22. Хильдесхайм: Георг Ольмс. ISBN 3-487-11946-3 .
- Йонашова, Милада. 2009. «Sestos Rondo Deh для этого момента соло в Титусе - Автограф». Исследования Моцарта 18:137–62.
- Кляйн, Берт. 2002. «Vitellias Rondò Non più di fiori : Музыкальные аспекты и аспекты развития». Исследования Моцарта 11:117–42.
- Нахон, Марино. 2005. «Истоки двухтактного вокального рондо: музыкальный темп и сценический темп в серьезной арии конца восемнадцатого века». Музыка и история 13, вып. 1 (апрель): 25–80.
- Нуаре, Мишель. 1996. «Вопросы о рондо Донны Анны». В книге «От одной оперы к другой: Hommage à Jean Mongrédien » под редакцией Жана Грибенски, Мари-Клер Мюсса и Герберта Шнайдера, 253–61. Париж: Press Universitaires de France. ISBN 2-84050-063-9 .
- Патерсон, Джоан. 1995. «От рондо-арии до кантабиле-кабалетты: итальянская оперная ария переходного периода, 1780–1825». Магистерская диссертация. Калгари: Университет Калгари. ISBN 0-612-12842-3 .
- Райс, Джон А. «Разум, чувствительность и Opera Seria: эпистолярные дебаты» (на рондо Сарти «Моя надежда, я чист от желания»)
- Шаумберг, Ута. 1999. «Арии «рондо» в ранней оперной серии Майра». В книге Иоганна Саймона Майра и Венеции: Международный музыковедческий симпозиум Иоганна Саймона Майра (1998): Ингольштадт , под редакцией Франца Хаука и Ирис Винклер, 187–94. Мюнхен: Кацбихлер. ISBN 3-87397-153-4 .