Jump to content

Рондо

Рондо ( Итальянское произношение: [ronˈdɔ] ) — разновидность оперного вокального соло, популярное в конце 18 века. Название идентифицирует как музыкальную форму, так и тип используемых материалов.

Рондо стало самым модным образцом арии в итальянской опере за последние три десятилетия XVIII века. [ 1 ] Хотя Моцарт был далеко не первым композитором, использовавшим рондо, он, безусловно, был самым важным композитором. Он усовершенствовал и углубил форму, в частности, создав более плавные переходы между медленными и быстрыми частями. Впервые он применил его для «Wenn der Freude Tränen fliessen» Бельмонте в своем Singspiel Die Entführung aus dem Serail 1782 года . Впоследствии он начал использовать их в опере-серии , сначала в возрождении «Идоменея» 1786 года , когда он вставил новую арию «Non temer, amato bene» в форме рондо. В том же году он предоставил еще один для Der Schauspieldirektor и первоначально набросал (но в конечном итоге отказался от использования) рондо для садовой арии Сюзанны в «Свадьбе Фигаро» . Две более поздние оперы Моцарта с рондо — это «Дон Жуан» и «Così fan tutte» («Per pietà, ben mio, perdona» Фьордилиджи). [ 2 ] Для своей последней оперы «Милосердие Тита » Моцарт написал пару рондо: «Non Più di Fiori» Вителлии и «Deh per questo interno» Сесто. [ 3 ]

Среди других известных композиторов того периода, сочинявших рондо, - Джузеппе Сарти ( Джулио Сабино , 1781) и Доменико Чимароза , чья Олимпиада (1784) включает в себя два длинных рондо для примадонны Аристеи и primo uomo Мегакла. Более длинный из двух достается герою предпоследней сцены оперы. [ 4 ] Йозеф Гайдн использовал эту форму в 1784 году для арии «Dei pietosi» в «Армиде » . [ 5 ]

Рондо отличается от формы припева, называемой рондо . [ 6 ] В современной английской и немецкой музыкальной литературе итальянское написание и произношение (с ударением на последнем слоге) было принято, чтобы отличить эту форму от (преимущественно инструментальной) формы, называемой рондо (с ударением на первом слоге). В конце 18 века, когда этот вокальный тип процветал, такого различия не проводилось; Написания rondo , rondò , rondeau , rondeaux и даже rondieaoux использовались без разбора для обеих музыкальных форм. [ 7 ]

Ведущей особенностью рондо как формы является его деление на две части с контрастирующими темпами. Вступительная часть медленная и представляет тему, которая часто возвращается после контрастного раздела, образуя шаблон ABA . За этим следует заключительная более быстрая часть, начинающаяся либо с новой темы, либо с более быстрой вариации основной темы медленного раздела. Иногда текст, связанный с основной темой медленного раздела, повторяется и во второй половине. В опере эти арии обычно назначаются только примадонне или primo uomo и стратегически размещаются в заключительной сцене или рядом с ней, а также (в трехактной опере) в качестве финального номера второго акта. [ 8 ]

Форма похожа на составную двоичную форму (ABA'B') и, возможно, возникла из нее с добавленной более быстрой кодой , называемой стреттой (ABA'B':CC'), вариантной формой рондо, найденной в сочинении Моцарта. «Non mi dir» из оперы «Дон Жуан» (1787). Другой возможный предшественник - усеченный вариант рондо в форме рефрена ABABA, в котором последний припев опущен, а разделам A и B придан контрастирующий медленный и быстрый темп - форма, которую предпочитал неаполитанский поэт Саверио Маттеи и которую можно найти в «Non ho colpa» из оперы Моцарта « Идоменей » . [ 9 ] Повторение тем в каждом разделе было для певца приглашением добавить виртуозные украшения по возвращении. [ 10 ]

Содержание

[ редактировать ]

Размер рондо почти всегда двойной, и обычно обе части отлиты в ритмах гавота . тональности ля мажор и фа мажор (тональности рондо Моцарта для Сесто и Вителлии в «Милосердии Тита» ). Для этой формы, похоже, были предпочтительны [ 4 ]

Тексты рондо обычно используют возвышенный риторический стиль и почти всегда представляют собой либо оплакивание несчастных влюбленных, либо условные призывы к любви. В результате они достаточно обобщены и условны по выражению, отстранены и отстранены эмоционально, так что легко переносятся из одного оперного либретто в другое, как это произошло с «Non tardar amato bene», отвергнутым Моцартом для «Свадьбы Фигаро» и переработан его либреттистом Лоренцо Да Понте для другой оперы «Демогоргоне, овверо иль философо путано » в постановке Винченцо Ригини. . [ 11 ]

Хотя на протяжении большей части периода популярности существуют примеры двухстрофных рондо, поэзия гораздо чаще состоит из трех четверостиший оттонарио , при этом третий четверостишие обычно меняет настроение или драматический фокус, чтобы оправдать новый музыкальный раздел. Медленная часть музыки формирует первые два четверостишия по схеме ABA. Быстрая музыка использует последнее четверостишие в качестве основной темы и повторяет части предыдущего текста (чаще всего из второго четверостишия) в качестве контрастного материала. В более поздних примерах, где быстрые разделы становятся длиннее и сложнее, стал использоваться материал всех трех строф. [ 9 ] [ 12 ]

Источники

[ редактировать ]
  • Харц, Дэниел (1990). Оперы Моцарта . под редакцией Томаса Бауманна с добавлением эссе. Беркли и Лондон: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  9780520078727 .
  • Платов, Джон (ноябрь 1991 г.). « Non tardar amato bene» Завершено, но не Моцартом» . The Musical Times . 132 (1785): 557–60. doi : 10.2307/966209 . JSTOR   966209 .
  • Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон , ред. (2001). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Макмиллан. ISBN  9780195170672 .

Сноски

  1. ^ Хартц 1990 , с. 323.
  2. ^ Heartz 1990 , стр. 306–7.
  3. ^ Heartz 1990 , стр. 152, 323.
  4. ^ Jump up to: а б Хартц 1990 , с. 307.
  5. ^ Диктант Нью-Гроув. M&M 2001 , «Армида (в)» Мэри Хантер.
  6. ^ Диктант Нью-Гроув. M&M 2001 , «Рондо» (§7) Малкольма С. Коула.
  7. ^ Ласло, Ференц. 2000. « Рондо , рондо , рондо , рондо , рондиау : Название, жанр и форма в Моцарте». Венгерская музыка: Музыковедческий журнал 38, вып. 3:243–51.
  8. ^ Невилл, Дон. 1992. «Рондо». Оперный словарь New Grove , 4 тома, под редакцией Стэнли Сэди. Лондон: Макмиллан Пресс.
  9. ^ Jump up to: а б Диктант Нью-Гроув. M&M 2001 , «Ария» (§4: 18 век) Мариты П. МакКлимондс.
  10. ^ Платов 1991 , с. 557.
  11. ^ Платов 1991 , стр. 558, 560.
  12. ^ Платов 1991 , стр. 557, 560.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Риторни Бальтазар, Скотт Л. 1989. « Учение и условности россинийской мелодрамы». Журнал музыковедческих исследований 8, вып. 3–4 (март): 281–312.
  • Бегелли, Марко. 2000. «Три смысловых сдвига: каватина, романза, рондо». Словами музыки. III: Исследования музыкальной лексикоглии под редакцией Фиаммы Николоди и Паоло Тровато, 185–217. Венецианские музыковедения 27. Флоренция: Лео С. Ольшки. ISBN   88-222-4906-2 .
  • Чегай, Андреа. 2004. «Предельные формы и формальные исключения в метастазианской полувековой интонации: каватины, плюристрофические арии, рондо и многое другое». В Il canto di Metastasio , 2 тома, под редакцией Марии Джованны Миджиани, с предисловием Джованни Умберто Баттеля и предисловием Марио Валенте, 1: 341–408. Болонья: Арнальдо Форни.
  • Энслин, Вольфрам. 2001. Итальянские оперы Фердинандо Паэрса: этюды вступления и арии рондо . Музыковедческие издания 22. Хильдесхайм: Георг Ольмс. ISBN   3-487-11946-3 .
  • Йонашова, Милада. 2009. «Sestos Rondo Deh для этого момента соло в Титусе - Автограф». Исследования Моцарта 18:137–62.
  • Кляйн, Берт. 2002. «Vitellias Rondò Non più di fiori : Музыкальные аспекты и аспекты развития». Исследования Моцарта 11:117–42.
  • Нахон, Марино. 2005. «Истоки двухтактного вокального рондо: музыкальный темп и сценический темп в серьезной арии конца восемнадцатого века». Музыка и история 13, вып. 1 (апрель): 25–80.
  • Нуаре, Мишель. 1996. «Вопросы о рондо Донны Анны». В книге «От одной оперы к другой: Hommage à Jean Mongrédien » под редакцией Жана Грибенски, Мари-Клер Мюсса и Герберта Шнайдера, 253–61. Париж: Press Universitaires de France. ISBN   2-84050-063-9 .
  • Патерсон, Джоан. 1995. «От рондо-арии до кантабиле-кабалетты: итальянская оперная ария переходного периода, 1780–1825». Магистерская диссертация. Калгари: Университет Калгари. ISBN   0-612-12842-3 .
  • Райс, Джон А. «Разум, чувствительность и Opera Seria: эпистолярные дебаты» (на рондо Сарти «Моя надежда, я чист от желания»)
  • Шаумберг, Ута. 1999. «Арии «рондо» в ранней оперной серии Майра». В книге Иоганна Саймона Майра и Венеции: Международный музыковедческий симпозиум Иоганна Саймона Майра (1998): Ингольштадт , под редакцией Франца Хаука и Ирис Винклер, 187–94. Мюнхен: Кацбихлер. ISBN   3-87397-153-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b28a944e51a880ff701c042d017172d7__1723770960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/d7/b28a944e51a880ff701c042d017172d7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rondò - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)