Смерть в Венеции (фильм)
Смерть в Венеции | |
---|---|
![]() Афиша итальянского театрального релиза | |
итальянский | Смерть в Венеции |
Режиссер | Лукино Висконти |
Автор сценария |
|
На основе | Смерть в Венеции Томас Манн |
Продюсер: | Лукино Висконти |
В главных ролях | |
Кинематография | Паскуалино Де Сантис |
Под редакцией | Руджеро Мастроянни |
Производство компании |
|
Распространено |
|
Даты выпуска |
|
Время работы | 130 минут |
Страны | |
Язык | Английский |
Бюджет | 2 миллиона долларов [3] |
Смерть в Венеции ( итальянский : Morte a Venezia ) — исторический драматический фильм 1971 года, снятый и продюсером итальянского режиссера Лукино Висконти , адаптированный Висконти и Никола Бадалукко из одноименной новеллы немецкого писателя Томаса Манна 1912 года . В нем снимались Дирк Богард в роли Густава фон Ашенбаха и Бьорн Андресен в роли Тадзио, а второстепенные роли сыграли Марк Бернс , Мариса Беренсон и Сильвана Мангано , фильм был снят в цвете Паскуалино Де Сантисом . Саундтрек состоит из отрывков из симфоний Густава Малера , Третьей и Пятой но персонажи фильма также исполняют произведения Франца Легара , Людвига ван Бетховена и Модеста Мусоргского . Этот фильм, предшествовавший «Проклятым» (1969), а затем «Людвиг» (1973), является второй частью тематической «Немецкой трилогии» Висконти.
Премьера фильма состоялась в Лондоне 1 марта 1971 года , и он был представлен на 24-м Каннском кинофестивале . Он получил положительные отзывы критиков и завоевал несколько наград, в том числе на 25-й церемонии вручения кинопремии Британской киноакадемии награды за лучшую операторскую работу , лучший дизайн-постановку , лучший дизайн костюмов и лучший звук , а также номинации на лучший фильм , лучшую режиссуру , и лучший актер в главной роли для Дирка Богарда. За работу над фильмом Висконти получил премию Давида ди Донателло за лучшую режиссуру . Ретроспективно, 2012 года, «Смерть в Венеции» заняла 235-е место среди величайших фильмов всех времён . Sight & Sound по результатам опроса критиков [4] 14-й величайший артхаусный фильм всех времен по версии The Guardian в 2010 году, [5] и 27-й величайший ЛГБТ- фильм всех времен по опросу Британского института кино в 2016 году . [6]
Сюжет
[ редактировать ]Композитор Густав фон Ашенбах едет в Венецию на отдых из-за серьезных проблем со здоровьем. Во время прибытия его корабля назойливый и заметно накрашенный пожилой мужчина приближается к Ашенбаху с многообещающими жестами и фразами, после чего Ашенбах возмущенно отворачивается. Ашенбах размещается в прибрежном отеле Grand Hotel des Bains на венецианском Лидо . Ожидая ужина в холле отеля, он замечает группу молодых поляков с их гувернанткой и матерью и очарован красивым мальчиком Тадзио, чья повседневная одежда и манера поведения отличают его от скромных сестер. Образ Тадзио заставляет Ашенбаха вспомнить все более эмоциональный и горячий разговор со своим другом и учеником Альфредом, в котором они задаются вопросом, создается ли красота художественным или естественным путем и превосходит ли красота как явление природы искусство.
В последующие дни Ашенбах наблюдает, как Тадзио играет и купается. Когда ему удается подобраться к мальчику в лифте отеля, Тадзио, выходя из лифта, кажется, бросает похотливый взгляд на Ашенбаха. Вернувшись в свою комнату в возбужденном состоянии, Ашенбах вспоминает об особенно личном споре с Альфредом и нерешительно решает покинуть Венецию. Однако, когда его багаж теряется на вокзале, он испытывает облегчение и радость от перспективы вернуться в отель, чтобы снова оказаться рядом с Тадзио. Перед своим возвращением он видит, как истощенный мужчина теряет сознание в вестибюле вокзала, и, когда он пытается расследовать это, льстивый менеджер отеля пренебрежительно отзывается о преувеличенных скандалах в иностранной прессе.
Ашенбах принимает Тадзио как художественную музу, но не может справиться со своей страстью к нему и часто теряется в мечтах о недостижимом мальчике. Когда турагент на площади Сан-Марко нерешительно сообщает Ашенбаху, что по Венеции распространяется эпидемия холеры , внимание Ашенбаха колеблется, и он фантазирует о том, чтобы предупредить мать Тадзио об опасности, поглаживая ее сына по голове. Хотя Ашенбах и Тадзио никогда не разговаривают, Тадзио замечает, что за ним наблюдают, и время от времени отвечает ответным взглядом. Ашенбах следует за Тадзио и его семьей в базилику Святого Марка , где наблюдает, как он молится. У болтливого парикмахера он преображается, придавая ему сходство со стариком, который приставал к нему по прибытии, и снова преследует семью Тадзио, пока не падает в обморок возле колодца и не разражается болезненным смехом. Вернувшись в свой гостиничный номер, Ашенбах мечтает о провальном выступлении в Мюнхене и последующих обвинениях Альфреда.
Когда Ашенбах узнает, что семья Тадзио покидает отель, он вяло пробирается к почти пустынному пляжу, где с беспокойством наблюдает, как игра Тадзио со старшим мальчиком перерастает в борцовский поединок. Придя в себя, Тадзио уходит и заходит в море под восторженные звуки « Малера » Адажиетто . Он медленно поворачивается и смотрит на умирающего Ашенбаха, затем поднимает руку и указывает вдаль. Ашенбах пытается подняться, но замертво падает в шезлонг.
Бросать
[ редактировать ]- Дирк Богард в роли Густава фон Ашенбаха
- Бьёрн Андресен в роли Таддеуса «Тадзио» Моэса
- Сильвана Мангано — миссис Моэс, мать Тадзио
- Ромоло Валли — менеджер отеля
- Марк Бернс — Альфред, друг Густава
- Нора Риччи — гувернантка Тадзио
- Мариса Беренсон — фрау фон Ашенбах, жена Густава
- Кэрол Андре — Эсмеральда, проститутка
- Лесли Френч в роли турагента
- Франко Фабрици — парикмахер
- Серджио Гарфаньоли в роли Ясиу, польского юноши
- Доминик Дарел как английский турист
- Массия Предит как российский турист
- Говард Нельсон Рубиен в роли английского туриста (в титрах не указан)
- Билл Вандерс — начальник станции (в титрах не указан)
Приспособление
[ редактировать ]В новелле Манна персонаж Ашенбаха является автором, но для фильма Висконти сделал его композитором. Это позволяет музыкальной партитуре, в частности Адажиетто из Густава Малера ( Пятой симфонии которая открывает и завершает фильм) и отрывкам из Третьей симфонии Малера , представлять творчество Ашенбаха. Если не считать этого изменения и добавления сцен, в которых Ашенбах и друг-музыкант обсуждают деградировавшую эстетику его музыки, фильм относительно верен книге.
Производство
[ редактировать ]
Во втором томе своей автобиографии « Змеи и лестницы » Дирк Богард рассказывает, как съемочная группа создала смертельно белую кожу его персонажа для заключительных сцен фильма, когда он умирает. В гримерном отделе пробовали разные краски и кремы для лица, но ни один из них не удовлетворил, так как размазывался. Когда наконец был найден подходящий крем и сняты сцены, Богард вспоминает, что его лицо начало жутко гореть. На тюбике с кремом было написано: «Держать вдали от глаз и кожи». Режиссер проигнорировал это предупреждение и попросил различных членов съемочной группы опробовать его на небольших участках своей кожи, прежде чем, наконец, нанести его на лицо Богарда.
В другом томе своих мемуаров, «Организованный человек» , Богард рассказывает, что после того, как готовый фильм был показан им Висконти в Лос-Анджелесе, руководители Warner Bros. хотели списать проект, опасаясь, что он будет запрещен в Соединенных Штатах. за непристойность по причине своей тематики. В конце концов они уступили, когда в Лондоне была организована гала-премьера с участием Елизаветы II и принцессы Анны с целью сбора средств для тонущего итальянского города Венеция.
Бьорн Андресен
[ редактировать ]
В 2003 году Бьорн Андресен дал интервью The Guardian, в котором выразил неприязнь к славе, которую принесла ему «Смерть в Венеции», и рассказал, как он пытался дистанцироваться от объективирующего образа, который он приобрел, играя Тадзио. [7] Он заявил, что не одобряет тему фильма, поскольку «взрослая любовь к подросткам - это то, против чего я в принципе. Эмоционально, возможно, и интеллектуально меня это беспокоит - потому что я имею некоторое представление о том, что такое этот вид любви». о», а также рассказал о посещении премьеры фильма на Каннском кинофестивале: «Мне было всего 16, и Висконти и команда отвезли меня в гей-ночной клуб. Почти вся команда была геем. Официанты в клубе заставили меня чувствовать себя очень некомфортно. Они смотрели на меня бескомпромиссно, как на красивое мясное блюдо... это была первая из многих подобных встреч».
В 2021 году компания Juno Films выпустила фильм «Самый красивый мальчик в мире» . [8] Премьера фильма состоялась на кинофестивале «Сандэнс» 29 января 2021 года. [9]
Критический прием
[ редактировать ]На агрегатора рецензий сайте Rotten Tomatoes « Смерть в Венеции» имеет рейтинг одобрения 71% на основе 28 обзоров со средней оценкой 7,10 из 10; «Консенсус критиков» сайта гласит: « Смерть Лукино Висконти в Венеции - одно из его самых пустых размышлений о красоте, но поклонники режиссера обнаружат, что его умение создавать роскошные визуальные эффекты остается нетронутым». [10]
Дерек Малкольм в обзоре фильма для The Guardian в 1971 году написал: «Это очень медленный, точный и красивый фильм... чрезвычайно выдающееся достижение, захватывающее, несмотря на любые сомнения». [11]

Роджер Эберт писал: «Я думаю, что больше всего меня разочаровывает в « Смерти Лукино Висконти в Венеции » отсутствие двусмысленности. Висконти решил отказаться от тонкостей романа Томаса Манна и представить нам простую историю гомосексуальной любви, и хотя это его привилегия, я думаю, что где-то по пути он упустил величие работы Манна». [12]
Историк кино Лоуренс Дж. Квирк писал в своем исследовании «Великие романтические фильмы» (1974): «Некоторые кадры Бьёрна Андресена, Тадзио фильма, можно было бы извлечь из кадра и повесить на стены Лувра или Ватикана в Риме. ". Он заявил, что Тадзио не представляет просто симпатичного юношу как объект извращенной похоти, а что писатель Манн и режиссер-сценарист Висконти задумывали его как символ красоты в области Микеланджело Давида . или Леонардо да Винчи Моны Лизы , красота, которая побудила Данте «искать окончательного эстетического катарсиса в далекой фигуре Беатриче ». [13]
В обзоре фильма для The Guardian в 2003 году Питер Брэдшоу назвал игру Дирка Богарда одной из величайших за все время, заключив: «Это возвышенное кинопроизводство». [14]
Писатель Уилл Эйткен опубликовал «Смерть в Венеции: классика странного кино» , критический анализ фильма, в 2011 году в рамках Arsenal Pulp Press . серии «Классика квир-фильмов» издательства [15]
1 сентября 2018 года фильм был показан на 75-м Венецианском международном кинофестивале в разделе «Венецианская классика». [16] The Criterion Collection выпустила обновленное издание фильма на Blu-Ray и DVD. 19 февраля 2019 года [17]
Награды и почести
[ редактировать ]Премия | Год | Категория | Номинант | Результат |
---|---|---|---|---|
Премия Оскар | 1972 | Лучший дизайн костюмов | Пьеро Този | номинирован |
Награды BAFTA | 1972 | Лучший фильм | номинирован | |
Лучшее направление | Лукино Висконти | номинирован | ||
Лучший актер в главной роли | Дирк Богард | номинирован | ||
Лучшая операторская работа | Паскуалино Де Сантис | Выиграл | ||
Лучший художник-постановщик | Фердинандо Скарфиотти | Выиграл | ||
Лучший дизайн костюмов | Пьеро Този | Выиграл | ||
Лучший звук | Витторио Трентино, Джузеппе Муратори | Выиграл | ||
Каннский кинофестиваль [18] | 1971 | Премия к 25-летию [а] | Лукино Висконти | Выиграл |
Золотая пальмовая ветвь | номинирован | |||
Давид Донателло | 1971 | Лучший режиссер | Выиграл | |
Французский синдикат кинокритиков | 1972 | Лучший иностранный фильм | Выиграл | |
Премия Кино Дзюнпо | 1972 | Лучший фильм на иностранном языке | Выиграл | |
Лучший режиссер на иностранном языке | Лукино Висконти | Выиграл | ||
Серебряная лента | 1972 | Лучший режиссер | Выиграл | |
Лучший актер второго плана | Ромоло Валли | номинирован | ||
Лучшая актриса второго плана | Сильвана Мангано | Выиграл | ||
Лучшая операторская работа | Паскуалино Де Сантис | Выиграл | ||
Лучший художник-постановщик | Фердинандо Скарфиотти | Выиграл | ||
Лучший дизайн костюмов | Пьеро Този | Выиграл | ||
Национальный наблюдательный совет | 1972 | Десять лучших фильмов | Выиграл | |
Премия Сан-Жорди | 1973 | Лучший иностранный фильм | Лукино Висконти | Выиграл |
В популярной культуре
[ редактировать ]- Пародировано The Goodies на роль «Смерти в Богноре» [19]
- Пародируется в фильме Кена Рассела 1974 года «Малер ». Примерно через пять минут после начала фильма, когда играет Адажиетто из Пятой симфонии Малера, персонаж Малера выглядывает из своего вагона и видит мальчика в матросской форме («Тадзио»). мечтательно бродит по платформе, в то время как мужчина в белом («Ашенбах») застенчиво сидит на скамейке и наблюдает за мальчиком. Расселу явно не понравился фильм Висконти. [20]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Это была специальная награда, созданная для того, чтобы можно было почтить как этот фильм, так и Джозефа Лоузи фильм «Посредник» , получивший Золотую пальмовую ветвь на фестивале того года, а также отметить все кинематографические работы Висконти.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Смерть Венеции (1971)» . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 21 марта 2016 года . Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ «Смерть в Венеции (1971)» . ЮниФранс . Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ Крамер, Кэрол (11 июля 1971 г.). «Левый Висконти живет правильно, но не под мостом». Чикаго Трибьюн . п. е1.
- ^ «Голосует за СМЕРТЬ ВЕНЕЦИИ (1971)» . БФИ . Архивировано из оригинала 29 марта 2022 года . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ «Смерть в Венеции: № 14 лучший артхаусный фильм всех времен» . Хранитель . 20 октября 2010 г. Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ «30 лучших ЛГБТК+ фильмов всех времен» . БФИ . 15 марта 2016 года . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ Ситон, Мэтт (16 октября 2003 г.). « Я чувствую себя использованным»: Бьорн Андресен – прекрасный Тадзио из «Смерти в Венеции» – рассказывает Мэтту Ситону, почему он в ярости из-за того, что оказался на обложке новой книги Жермен Грир» . Хранитель . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ Эрбланд, Кейт (29 января 2021 г.). « Обзор «Самого красивого мальчика в мире»: сокрушительная история невиновности, разрушенной славой» . ИндиВайр . Проверено 11 июня 2021 г.
- ^ «Самый красивый мальчик в мире» . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ «Смерть в Венеции (1971)» . Гнилые помидоры . Проверено 27 июля 2022 г.
- ^ «Смерть в Венеции: 'медленный, точный и красивый фильм' – архив, 1971» . Хранитель . 4 марта 1971 года . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ «Смерть в Венеции, рецензия на фильм и краткое содержание фильма (1971) | Роджер Эберт» .
- ^ Квирк 1974 , с. 208 .
- ^ «Смерть в Венеции» . Хранитель . 14 февраля 2003 года . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ Бернетт, Ричард (26 января 2012 г.). «Монреальский писатель Уилл Эйткен возрождает Смерть в Венеции» . Журнал Экстра . Архивировано из оригинала 15 июня 2012 года.
- ^ «ВОССТАНОВЛЕННЫЕ ФИЛЬМЫ ВЕНЕЦИИ КЛАССИЧЕ» . ВЕНЕЦИАНСКАЯ БИЕННАЛЕ . 13 июля 2018 года . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ «Смерть в Венеции» . Коллекция критериев . Проверено 30 июня 2022 г.
- ^ «Каннский фестиваль: Смерть в Венеции» . Каннский кинофестиваль . Архивировано из оригинала 25 сентября 2012 года . Проверено 12 апреля 2009 г.
- ^ «Официальное правило вкусностей – ОК! Веб-сайт фан-клуба» . www.goodiesruleok.com . Проверено 7 мая 2018 г.
- ^ Флэтли, Гай (16 февраля 1975 г.). «Кино: Кен Рассел напевает несколько тактов». Лос-Анджелес Таймс . п. з24.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэкон, Генри (1998). Висконти: Исследования красоты и распада . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-52159-960-3 .
- Богард, Дирк (2005). Почтильон, пораженный молнией (новая ред.). Лондон: Книги Ориона . ISBN 978-0-75381-930-2 .
- Квирк, Лоуренс Дж. (1974). Великие романтические фильмы . Нью-Йорк: Цитадель Пресс . ISBN 978-0-80650-401-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- фильмы 1971 года
- Драматические фильмы 1971 года
- Фильмы 1971 года о ЛГБТ
- Англоязычные фильмы 1970-х годов
- Исторические драмы 1970-х годов
- Англоязычные французские фильмы
- Англоязычные итальянские фильмы
- Ключевые фильмы
- Фильмы о классической музыке и музыкантах
- Фильмы о сексуальных репрессиях
- Фильмы о вирусных вспышках
- Фильмы по немецким романам
- Фильмы по произведениям Томаса Манна
- Фильмы Лукино Висконти
- Фильмы, действие которых происходит в 1911 году.
- Фильмы, действие которых происходит на пляжах
- Фильмы, действие которых происходит в отелях
- Фильмы, действие которых происходит в Венеции
- Французские исторические драмы
- Французские фильмы о ЛГБТ
- Густав Малер
- Итальянские исторические драмы
- Итальянские фильмы о ЛГБТ
- Драматические фильмы 1970-х годов, посвященные ЛГБТ
- Итальянские фильмы 1970-х годов.
- Французские фильмы 1970-х годов.