Гамильтон Харти

Сэр Герберт Гамильтон Харти (4 декабря 1879 — 19 февраля 1941) — ирландский композитор, дирижёр, пианист и органист.
После начала карьеры церковного органиста в своей родной Ирландии Харти переехал в Лондон примерно в 20 лет и вскоре стал известным концертмейстером на фортепиано. The Musical Times назвала его «принцем концертмейстеров». Как композитор он писал на протяжении всей своей карьеры, многие из его произведений были хорошо приняты, хотя лишь немногие из них регулярно исполняются в 21 веке.
В своей дирижерской карьере, начавшейся в 1904 году, Харти особо отметился как интерпретатор музыки Берлиоза . С 1920 по 1933 год он был главным дирижером оркестра Халле в Манчестере , которому он вернул высокие стандарты и признание критиков, которыми он пользовался при его основателе Шарле Халле . Его последняя постоянная должность была в Лондонском симфоническом оркестре , но она продлилась всего два года, с 1932 по 1934 год. За свою дирижерскую карьеру Харти сделал несколько записей со своими оркестрами. Вскоре после увольнения из LSO Харти начал страдать от симптомов опухоли головного мозга. После операции он возобновил карьеру до 1940 года, но опухоль вернулась и стала причиной его смерти в возрасте 61 года.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Харти родился в Хиллсборо, графство Даун , Ирландия , четвертый из десяти детей органиста англиканской церкви Ирландии Уильяма Майкла Харти (1852–1918) и его жены Энни Элизабет, дочери Джозефа Гамильтона Ричардса. солдат из Брея , графство Уиклоу . Отец Харти научил его игре на альте, фортепиано и контрапункте, и в возрасте 12 лет он последовал профессии своего отца и был назначен органистом приходской церкви Магхерагалл в графстве Антрим . В подростковом возрасте он занял другие посты в качестве церковного органиста в Белфасте и Брее. Находясь в последнем, он попал под влияние Мишеля Эспозито , профессора фортепиано в Ирландской королевской музыкальной академии , который побудил его продолжить карьеру концертмейстера на фортепиано. [ 1 ] Поскольку Брей находится всего в 12 милях от Дублина, Харти впервые в жизни смог поехать в город, чтобы послушать оркестр. [ 2 ]
Аккомпаниатор, композитор и дирижер
[ редактировать ]В 1900 или 1901 году [ 3 ] Харти переехал в Лондон, чтобы продолжить свою карьеру. Биограф Майкл Кеннеди писал, что Харти быстро стал известен и как «многообещающий композитор, и как выдающийся концертмейстер». [ 4 ] Позже Musical Times назвала его «принцем концертмейстеров». [ 2 ] Из ранних сочинений Харти Кеннеди выделяет Трио (1901) и Фортепианный квартет (1904) и Комедийную увертюру , премьера которой состоялась на Променаде в 1907 году. [ 4 ] The Times сказала об этой статье:
Это оказалась одна из самых успешных работ сезона. Откровенная веселость тем и ясность их выражения, как с точки зрения оркестровки, так и с точки зрения формальной структуры, делают это произведение восхитительным «прогулочным» произведением, то есть таким, которым уставшие люди могут насладиться при первом прослушивании и найти освежение при прослушивании. к. ... Увертюра была сыграна с явным удовольствием и большим воодушевлением оркестром под управлением г-на Вуда .
Среди тех, кому Харти аккомпанировал в первые дни своего пребывания в Лондоне, была сопрано Агнес Николлс , на которой он женился 15 июля 1904 года. В том же году Харти дебютировал как дирижер в первом исполнении своего Ирландского симфонического оркестра . Дублинским оркестром Общество на музыкальном фестивале Feis Ceoil в Дублине. [ 1 ] Рассматривая премьеру, The Times назвала это произведение «многообещающим произведением… принятым с энтузиазмом. В нем много идей, всегда свежевысказанных, а мелодии развиваются с более чем обычным разнообразием и красотой». [ 5 ] В следующем году аранжировка ирландских песен Харти была включена вместе с произведениями Стэнфорда и Воана Уильямса на сольный концерт Гарри Планкета Грина . [ 6 ] Среди сочинений Харти этих лет Кеннеди упоминает постановку » Китса « Оды соловью (1907), Скрипичный концерт (1908), посвященный Джозефу Сигети и представленный впервые , тональную поэму « С дикими гусями» (1910) и кантата на «Мистический трубач» слова Уолта Уитмена (1913). [ 4 ]
Благодаря профессиональным связям своей жены Харти обеспечил свое первое важное дирижерское участие в Лондоне. [ 1 ] Он дирижировал Лондонским симфоническим оркестром (LSO) в исполнении «С дикими гусями» в марте 1911 года. Выступление было хорошо встречено, и Харти снова был приглашен дирижировать LSO в сезоне 1912–1913 годов. Надеясь повторить свой успех как композитора-дирижера, он дал первое исполнение своих «Вариаций в дублинском эфире» в феврале 1913 года. Его концерты на этот раз не имели успеха ни у критиков, ни у публики, а оркестр понес убытки. [ 1 ] Хотя LSO не пригласил его обратно на следующий сезон, Харти пригласили дирижировать «Тристаном и Изольдой» и «Кармен» в Ковент-Гардене в 1913 году. Его выступление в качестве оперного дирижера было далеко не триумфом. После «Кармен » критик «Таймс» мистера Харти пожаловался, что «жесткий ритм и негибкий темп окаменели [] нежные и хрупкие фразы и заставили их звучать как цитаты из какой-то забытой немецкой партитуры». [ 7 ] Позже Харти признался, что он не очень симпатизирует опере как жанру: «Опера кажется мне формой искусства, в которой предпринимаются неуклюжие попытки определить неопределенные смыслы музыки. Или же такой, в которой автор сюжета и его актерам мешает музыка, которая удлиняет их жесты и действия до абсурда и затемняет смысл их слов». [ 2 ]
Оркестр Халле
[ редактировать ]
Вернувшись к симфонической музыке, Харти дирижировал Ливерпульским филармоническим оркестром в январе 1914 года, а в апреле дебютировал с оркестром Халле в Манчестере . Во время Первой мировой войны он присоединился к Королевскому военно-морскому добровольческому резерву и был отправлен на службу в Северное море . Он дослужился до звания лейтенанта и был демобилизован в июне 1918 года. [ 1 ] Он возобновил свое сотрудничество с Халле, заменив нездорового сэра Томаса Бичема в исполнении Генделя » « Мессии в декабре 1918 года, Баха мессы си минор и в Шуберта Большой симфонии до мажор марте 1919 года. [ 8 ] В The Manchester Guardian Сэмюэл Лэнгфорд писал: «Мистер Харти в последнее время добился гораздо более непосредственного контроля над оркестром, и его дух, суждение и контроль были… одинаково достойны восхищения». [ 8 ]
Харти был назначен постоянным дирижером Халле в 1920 году. [ 2 ] Под его руководством Халле вернул себе известность, которой он ранее пользовался под руководством его основателя Шарля Халле и его преемника Ганса Рихтера . Кеннеди пишет, что при Харти это был, пожалуй, лучший оркестр Англии. [ 4 ] Навыки Харти как концертмейстера на фортепиано переросли в аналогичный талант дирижирования концертами. Описывая свое мастерство аккомпанирования как пианиста, так и дирижера, Джон Ф. Рассел писал в 1941 году: «Любой, кто слышал Харти в качестве концертмейстера, никогда не мог забыть его необычайное понимание каждого нюанса и выразительных приемов. вопрос о соло с аккомпанементом: если только солист не был очень великим артистом, велика вероятность, что он будет погружен в артистизм аккомпаниатора». [ 9 ] Вильгельм Бакхаус и другие хотели взять Халле с собой в международные путешествия. [ 10 ] Во время Брамса концерта Артур Шнабель случайно пропустил два такта, но взаимопонимание Харти с Халле и контроль над ним были такими, что он легко успевал за солистом. Шнабель сказал потом, что никогда не слышал такого великолепного аккомпанемента, но бестактно добавил, что Халле «почти так же хорош, как Берлинская филармония »; Харти поправил его: Халле был «на два такта лучше». [ 10 ]
Харти представил публике Халле множество новых произведений и композиторов. Его страсть к музыке Берлиоза отразилась в его программах, и он регулярно исполнял произведения современных композиторов, включая Бакса , Моэрана , Сибелиуса , Рихарда Штрауса и Уолтона . [ 4 ] Кеннеди относит к выдающимся случаям дирижирования Харти английские премьеры Малера Девятой симфонии (1930) и ( Шостаковича Первой симфонии 1932), первые исполнения в Галле Четвертой симфонии Малера (1927) и «Песни фон дер Эрде» (1930). ); и первое публичное исполнение оперы Константа Ламберта « Рио-Гранде» (1929) под управлением Харти в роли пианиста и дирижирования композитора. [ 4 ] Самыми известными произведениями Харти как композитора этого периода являются его щедрые реоркестрации « Музыки на воде » Генделя и «Музыки для королевского фейерверка» . [ 4 ] Харти был посвящен в рыцари в 1925 году. [ 1 ] В 1926 году он заказал симфонию Моерану, результатом которого стала Симфония соль минор (1937), но Харти был слишком болен, чтобы дирижировать премьерой.
Последние годы
[ редактировать ]В 1932 году Харти принял пост художественного руководителя и главного дирижера Лондонского симфонического оркестра. [ 11 ] Комитет Халле посчитал, что это назначение «несовместимо с искренней преданностью интересам оркестра Халле», и решил не продлевать контракт Харти, когда он закончился в 1933 году. [ 11 ]
В 1933 году он был удостоен звания почетного доктора права Университета Квинса в Белфасте . [ 12 ]
Комитет Халле обнародовал свое решение, что огорчило Харти. [ 11 ] Он отомстил, побудив свой новый оркестр переманить восемь ведущих музыкантов Халле, чтобы пополнить ряды LSO, которые недавно были истощены из-за перехода в новый Лондонский филармонический оркестр Бичема . [ 13 ] В Лондоне, однако, Харти не имел кассовых сборов, и, по словам историка оркестра Ричарда Моррисона , Харти был «жестоко и обидно» исключен в 1934 году, как это сделал предшественник LSO, сэр Эдвард Элгар . был в 1911 году. [ 14 ]
Весной 1934 года Харти отплыл в Австралию. Попутчиком в океанском путешествии была молодая женщина Лори Болланд, в которую Харти быстро влюбился, хотя никаких свидетельств взаимности с ее стороны нет. Харти посвятил ей две фортепианные пьесы: «Весенняя фантазия» , написанная к ее дню рождения 23 апреля 1934 года, и «Портрет» , написанный в море и датированный 9 июля 1934 года. Эти пьесы посвящены эпизоду из жизни композитора, который оставался конфиденциальным до тех пор, пока не был вновь обнаружен среди произведений Болланда. документы в 2010 году. [ 15 ]
В 1935 году Харти, похоже, все еще был здоров, приняв участие в пяти концертах в доме для выздоравливающих Британского пенсионного общества музыкантов в Холмвуде, возможно, в качестве дирижера или пианиста, его роль не была записана. [ 16 ] В 1936 году его здоровье начало ухудшаться: у него обнаружили злокачественную опухоль головного мозга. Он был операбелен, но правый глаз пришлось удалить по мере роста. [ 1 ] В 1937 и 1938 годах Харти выздоравливал в Ирландии и на Ямайке , используя время, чтобы возобновить состав. Он написал пять ирландских песен и написал свою последнюю оригинальную композицию — тональную поэму «Дети Лира» . [ 1 ] Он вернулся к дирижированию в мае 1938 года на музыкальном фестивале в Моркаме, а в декабре 1938 года дирижировал студийным концертом с Симфоническим оркестром BBC . Он появился на лондонском концерте впервые после операции в марте 1939 года, дирижируя Симфоническим оркестром BBC на премьере «Детей Лира» . Он активно выступал в сезоне 1939–40, но его здоровье снова ухудшилось из-за рецидива рака, и его последнее публичное выступление состоялось в декабре 1940 года. [ 1 ]
Харти и его жена расстались, и во время последней болезни за ним ухаживала его секретарша и близкая подруга Олив Эльфреда Багули. Он умер в Хоуве в возрасте 61 года. Его кремировали, а его прах похоронили на территории приходской церкви Хиллсборо. [ 1 ]
Записи
[ редактировать ]Согласно Словарю музыки и музыкантов Гроува , «Записи отражают блестящее дирижирование [Харти]. Они включают «Рио-Гранде» Уолтона , Первую симфонию Элгара , некоторые выдающиеся отрывки Берлиоза, а также «Загадочные вариации» и Концерт для виолончели (с У.Х. Сквайром )». [ 4 ] Харти был дирижером известной записи «Нимф и пастухов» 1929 года с Детским хором Манчестера. Это был частый запрос по радио на протяжении многих лет. [ 17 ] и был награжден золотым диском от EMI в 1989 году. [ 18 ] Хотя немногие из композиций Харти по-прежнему регулярно звучат в концертных залах, и даже некогда популярные аранжировки Генделя потеряли популярность в эпоху аутентичного старинного исполнения. [ 1 ] все оркестровые произведения теперь записаны, в частности, Ольстерским оркестром . [ 19 ] В 2012 году Hyperion выпустил записи Фортепианного квинтета и двух струнных квартетов в исполнении Пирса Лейна и струнного квартета Голднера. [ 20 ] В июне 2020 года вышел компакт-диск из 25 песен (17 первых записей) в исполнении Кэтрин Радж и Кристофера Глинна. [ 21 ]
Избранные произведения
[ редактировать ]
|
(песни для голоса и фортепиано, если не указано иное)
(переложение для голоса и фортепиано)
|
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Холден, Рэймонд. «Харти, сэр (Герберт) Гамильтон (1879–1941)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004; онлайн-издание, май 2011 г., по состоянию на 15 декабря 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б с д «Гамильтон Харти» , The Musical Times , том. 61, нет. 926 (апрель 1920 г.), стр. 227–230 (требуется подписка) .
- ^ В словаре музыки и музыкантов Гроува указана первая дата, а в Оксфордском национальном биографическом словаре - вторая.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кеннеди, Майкл. «Харти, сэр Гамильтон» , Grove Music Online , Oxford Music Online, по состоянию на 15 декабря 2011 г. (требуется подписка) .
- ^ «Ирландский музыкальный фестиваль», The Times , 20 мая 1904 г., стр. 8.
- ^ "Сольный концерт мистера Планкета Грина", The Times , 4 февраля 1905 г., стр. 9.
- ^ «Оперный сезон мистера Розе - Кармен в Ковент-Гардене», The Times , 1 декабря 1913 г., стр. 70.
- ^ Перейти обратно: а б «Концерты в Галле», The Manchester Guardian , 24 марта 1919 г., стр. 4
- ^ Рассел, Джон Ф. «Гамильтон Харти» , Музыка и письма , том. 22, нет. 3 (июль 1941 г.), стр. 216–224 (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б Хатчингс, Артур. «Гамильтон Харти: его жизнь и музыка» , Music & Letters , vol. 61, нет. 1 (январь 1980 г.), стр. 76–77 (требуется подписка) .
- ^ Перейти обратно: а б с «Сэр Гамильтон Харти: отказ от дирижирования оркестром Галле - слишком много работы за пределами Манчестера», The Manchester Guardian , 6 февраля 1933 г., стр. 9; и «Дирижерство Галле: сэр Гамильтон Харти и расторгнутый контракт», Manchester Guardian , 7 февраля 1933 г., стр. 11.
- ↑ Северный виг , 8 июля 1933 года.
- ^ Моррисон, с. 84.
- ^ Моррисон, с. 34.
- ^ Блейн, Терри. «Классический обзор: Клэр Хаммонд». Архивировано 16 декабря 2012 г. в Wayback Machine , Culture Northern Ireland, по состоянию на 31 декабря 2014 г.; и «Интервью BBC Radio Ulster» , Клэр Хаммонд , по состоянию на 31 декабря 2014 г.
- ^ Архивы Харти см. записи с 66 по 72 .
- ^ «Виктория Вуд вспоминает исторический день для манчестерской музыки» , The Guardian , 30 июня 2011 г.
- ^ Уоррен, Лидия. «Вспоминая детский хор Манчестера». Архивировано 28 сентября 2011 года в Wayback Machine , Manchester Evening News , 17 января 2011 года.
- ^ Харти: Полное собрание сочинений для оркестра , Chandos CD 10194 (2004).
- ^ Гамильтон Харти: Струнные квартеты, Фортепианный квинтет , Hyperion CDA 67927 (2012), примечания Джереми Диббла.
- ^ Песни сэра Гамильтона Харти , SOMM CD0616 (2020) с примечаниями Джереми Диббла.
Библиография
[ редактировать ]- Эдвин Эванс: «В память о Фрэнке Бридже и сэре Гамильтоне Харти», в The Music Review vol. 2 (1941), вып. 2, стр. 159–166.
- Дэвид Грир (редактор): Гамильтон Харти: его жизнь и музыка (Белфаст: Blackstaff Press, 1978), ISBN 0-85640-131-5 .
- Д. Грир (редактор): Гамильтон Харти: Ранние воспоминания (Белфаст: Королевский университет, 1979), ISBN 0-85389-176-1 .
- Майкл Кеннеди: Халле, 1858–1983: История оркестра (Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 1982), ISBN 978-0-719009211 .
- Д. Грир: «Композиция «Дети Лира»», в музыковедении в Ирландии (= Irish Musical Studies , том 1), изд. Джерард Гиллен и Гарри Уайт (Дублин: Irish Academic Press, 1990) ISBN 0-7165-2456-2 , стр. 74–98.
- Деклан Пламмер: «Наследие Гамильтона Харти с оркестром Халле (1920–1930): переоценка», в журнале Общества музыковедения Ирландии , том. 5 (2010), с. 55–72, онлайн здесь .
- Д. Пламмер: «Музыка, основанная на достоинстве»: Дирижерская карьера сэра Гамильтона Харти (докторская диссертация, Королевский университет в Белфасте, 2011 г.), полный текст онлайн .
- Джереми Диббл: Гамильтон Харти: Музыкальный эрудит (Вудбридж, Суррей: Boydell Press, 2013), ISBN 978-1-84383-858-6 .
Ссылки
[ редактировать ]- Моррисон, Ричард (2004). Оркестр – LSO: век триумфа и турбулентности . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-21584-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Гамильтона Харти в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Alexander Thom and Son Ltd. , 1923. с. – через Wikisource . . . Дублин:
- Концерт для фортепиано с оркестром си минор в исполнении Майкла Макхейла (фортепиано) и Ольстерского оркестра под управлением Эндрю Гурли.
- 1879 рождений
- 1941 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы ХХ века из Северной Ирландии
- Дирижеры ХХ века (музыка)
- Ирландские музыканты-мужчины 20-го века
- Музыканты ХХ века из Северной Ирландии
- Классические концертмейстеры
- Классические композиторы Северной Ирландии
- Композиторам было присвоено рыцарское звание
- Дирижеры (музыка), удостоенные рыцарского звания
- Дирижеры (музыка) из Северной Ирландии
- Ирландские классические композиторы
- Ирландские рыцари
- Рыцари Бакалавр
- Главные дирижеры Лондонского симфонического оркестра
- Композиторы-классики-мужчины из Северной Ирландии
- Мужские классические пианисты
- Композиторы-мужчины из Северной Ирландии
- Ирландские мужчины-дирижеры (музыка)
- Музыкантам присвоено рыцарское звание
- Музыканты из графства Даун
- Руководители оркестра
- Жители Хиллсборо, графство Даун
- Композиторы-романтики
- Персонал Королевского военно-морского добровольческого резерва Первой мировой войны
- Золотые медалисты Королевского филармонического общества